Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВЫМ КАНАЛАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВЫМ КАНАЛАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
инновационный процесс / модель оценки / банк / корпоративные клиенты. / innovation process / valuation model / bank / corporate clients.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсунова Н.Н.

В статье рассматриваются ключевые модели оценки инновационного процесса и даются их характеристики. Автором предлагаются возможности использования моделей оценки инновационного процесса банками в условиях создания цифровых каналов обслуживания корпоративных клиентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MODELS FOR ASSESSING THE INNOVATION PROCESS AND THE POSSIBILITY OF THEIR USE BY BANKS IN THE TRANSITION TO DIGITAL CHANNELS FOR SERVICING CORPORATE CLIENTS

The article examines the key models for assessing the innovation process and gives their characteristics. The author proposes the possibilities of using models for assessing the innovation process by banks in the context of creating digital channels for servicing corporate clients.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВЫМ КАНАЛАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ»

среды на выбор стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 575-578.

3. Козюбро Т.И. Методические подходы к стратегическому планированию // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 8. С. 54-57.

4. Лукошкина Т.И., Дейнега В.Н. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования предприятий винодельческой промышленности // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. № 1-2(7). С. 250-256.

5. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 852-855.

6. Портер, М. Конкурентная стратегия [Текст]: методика анализа отраслей и конкурентов/ М. Портер; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 452 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВЫМ КАНАЛАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

Корсунова Н.Н.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

аспирант

CHARACTERISTICS OF MODELS FOR ASSESSING THE INNOVATION PROCESS AND THE POSSIBILITY OF THEIR USE BY BANKS IN THE TRANSITION TO DIGITAL CHANNELS FOR

SERVICING CORPORATE CLIENTS

Korsunova N.

Rostov State Economic University, postgraduate student

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые модели оценки инновационного процесса и даются их характеристики. Автором предлагаются возможности использования моделей оценки инновационного процесса банками в условиях создания цифровых каналов обслуживания корпоративных клиентов.

Abstract

The article examines the key models for assessing the innovation process and gives their characteristics. The author proposes the possibilities of using models for assessing the innovation process by banks in the context of creating digital channels for servicing corporate clients.

Ключевые слова: инновационный процесс, модель оценки, банк, корпоративные клиенты.

Keywords: innovation process, valuation model, bank, corporate clients.

Реализация инновационного процесса с 50-х гг. XX в. стала осуществляться при помощи линейно модели инноваций. В настоящее время развитие инноваций основано на НИОКР. [ 1,с. 166].

Инновационный процесс в данном случае связан с разработкой перспективных идей, имеющих высокий уровень коммерциализации. [2,с.80].

Как отмечают Ю.В. Иода и В.В. Подколзин, инновационный процесс основан на создании, освоении и распространении инноваций. Банковские инновационные процессы можно разделить на три группы: простой внутриорганизационный инновационный процесс; простой межорганизационный процесс; расширенный инновационный про-цесс[3,с.38].

Таблица 1

Модели инновационного процесса с точки

Название модели Характеристика

модель технологического толчка ^1) Модель предполагает линейно-последовательную смену стадий инновационного процесса, ключевую роль в реализации которых играют исследования. Удовлетворение потребностей основано на открытиях и новых знаниях, являющихся результатом НИОКР и имеющих маркетинговое сопровождение.

модель рыночного притяжения ^2) Модель основана на реализации рыночных потребностей, которые повышают вероятность успешной реализации инновационного продукта на основе управления маркетингом. Инновационная деятельность не носит характер радикальных преобразований.

модель инновационного процесса ^3) Модель объединяет рынок, технологии и науку. Она определяет связь потребностей рынка и существующих технологических возможностей, где ключевым источником инноваций выступают новые знания.

цепная модель Клайна-Розенберга Модель предполагает деление инновационного процесса на ряд последовательных стадий: потребность на рынке ; создание инновационного проекта ; испытания; создание инновации; перепроектировка; производство. Каждая стадия содержит различные источники инноваций. Ключевая роль в модели отводится инновационному менеджменту.

модель интегрированных бизнес-процессов ^4) Модель определяет инновационный процесс как параллельный, связанный с ростом числа обратных связей. Модель обеспечивает повышение качества инноваций.

модель интегрированных систем и сетей ^5) Модель связана с развитием ИКТ в различных отраслях экономики, способствующих стратегической интеграции.

модель Курно Модель предполагает, что фирмы одновременно осуществляют выбор определенного уровня производства. Ключевой задачей фирмы в данном случае является определение такого выпуска продукции , который будет способствовать максимизации прибыли при заданном уровне выпуска продукции у конкурента.

По нашему мнению, организация инновационного процесса в банке направлена на развитие дистанционных каналов обслуживания различных категорий клиентов. Ключевыми аспектами инновационного процесса банка в организации цифрового обслуживания корпоративных клиентов являются создание и внедрение инновационных технологий для развития дистанционных каналов банковского обслуживания; переход к цифровой экосистеме банка; формирование банком новой бизнес-модели; формирование ИТ-архитектуры банка; внедрение в работу банка сети Интернет с зоной покрытия 5 G; переход банка к программным продуктам и сервисам; внедрение банком цифровых платформ для CRM -взаимодействия с корпоративными клиен-

Рисунок 1- Этапы модели технологического толчка (01) с авторской позиции1

Модель технологического толчка ориентиро- банковского обслуживания корпоративных клиен-вана на создание инновационных технологий для тов и последующей их коммерциализации.

тами; предложение банком корпоративным клиентам цифровых банковских продуктов и услуг; разработка и управление банком программами лояльности для корпоративных клиентов; проведение банком углубленного анализа данных на основе программ предиктивной аналитики.

По нашему мнению, ключевым аспектом организации инновационного процесса в области банковского обслуживания корпоративных клиентов является переход к инновационным технологиям и создание технологических продуктов. Рассмотрим возможности применения вышеуказанных моделей для оценки инновационного процесса банка в области обслуживания корпоративных клиентов, связанного с внедрением инновационных технологий.

Рисунок 2 -Этапы модели рыночного притяжения ^2) с авторской позиции 2

Модель рыночного притяжения ориентиро- банка с корпоративными клиентами на основе ин-вана на анализ банковского рынка и потребностей новационных технологий. корпоративных клиентов с целью разработки цифровых каналов маркетинговых коммуникаций

Рисунок 3- Этапы модели инновационного процесса ^3) с авторской позиции 3

2 Составлено автором

3 Составлено автором

Модель инновационного процесса направлена на создание и внедрение инновационной технологии для банковского обслуживания корпоративных клиентов.

определение потребностей банковского рынка и положения на нем корпоративных клиентов

Г Ч разработка проекта по созданию инновационной технологии в организации банковского обслуживания корпоративных клиентов

проведение испытаний инновационной технологии для обслуживания корпоративных клиентов в рыночных условиях

разработка инновационной технологии в обслуживании корпоративных клиентов

производство инновационной технологии в обслуживании корпоративных клиентов в рыночных условиях

Рисунок 4- Этапы цепной модели Клайна-Розенберга с авторской позиции '

Модель Клайна-Розенберга охватывает весь жизненный цикл инновационной технологии для

банковского обслуживания корпоративных клиентов.

определение границ бизнес-процессов

Г определение подпроцессов и необходимых операций

Г ч формирование вариантов развития процессов и главных

событий

определение ролей учасников бизнес-процесса

выделение промежуточных технологических продуктов,

которые переходят из одного блока в другой

определение технологических продуктов , необходимых для

реализации бизнес-процессов

определение показателей эффективности бизнес-процессов

определение связи между существующими бизнес-процессами

Рисунок 5- Этапы модели интегрированных бизнес-процессов ^4) с авторской позиции 5

Модель интегрированных бизнес-процессов направлена на анализ бизнес-процессов банка при

помощи технологических продуктов в целях развития дистанционных каналов банковского обслуживания корпоративных клиентов.

определение влияния ИКТ на организацию банковского обслуживания корпоративных клиентов

анализ показателей развития ИКТ в обслуживании корпоративных клиентов на основе Data Mining

определение факторов, оказывающих влияние на развитие ИКТ

разработка плана мероприятий по развитиию ИКТ в обслуживании корпоративных клиентов

разработка сценариев развития ИКТ в обслуживании корпоративных клиентов

определение ресурсной базы, необходимой для развития ИКТ

Рисунок 6 -Этапы реализации модели интегрированных систем и сетей (05) с авторской позиции 6

Модель интегрированных систем и сетей направлена на развитие ИКТ в организации банковского обслуживания корпоративных клиентов с целью последующего перехода банка к инновационным технологиям.

Каждый из этапов вышеуказанных моделей подлежит оценке от 0 до 5, где 0- низший результат; а 5 -высший.

Таким образом, существует ряд моделей для оценки теоретических и практических аспектов инновационного процесса. Исследуемые нами в статье модели инновационного процесса, такие как модель технологического толчка ^1), модель рыночного притяжения ^2), модель инновационного процесса ^3), цепная модель Клайна-Розенберга , модель интегрированных бизнес-процессов ^4), модель интегрированных систем и сетей ^5), модель Курно могут быть использованы банками при оценке инновационного процесса, связанного с переходом к цифровым каналам обслуживания корпоративных клиентов на основе внедрения инновационных технологий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90036 «Трансформация банковского обслуживания корпоративных клиентов в условиях перехода к цифровой экономике»

Список литературы

1. Зеленская, Т. В. Эволюция моделей инновационного процесса / Т. В. Зеленская, Е. Л. Соколова // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Ре-шетнева. - 2012. - № 2(42). - С. 166-168.

2. Тебекина А.А., Верещагин К.В. Модели инновационного процесса: эволюция разви-тия//Успехи химии и химических технологий. 2015. №5. С.79-81

3. Иода Ю.В., Подколзин В.В. Инновационные процессы в банковской деятельности// Вестник Томского государственного университета.2007. №3(47). С.37-45

4. Акерман Е.Н., Бурец Ю.С. Трансформация моделей инновационного развития на пути к открытости инновационных систем// Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 178-183

5. Левина Е. А., Покатович Е. В. Конкуренция по Курно и по Бертрану: выбор стратегической переменной на примере автомобильного рынка Рос-сии//Современная конкурен-ция.2015.Т.9.№6(54).С.52-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.