Научная статья на тему 'Характеристика мер государственного стимулирования инновационного развития нефтегазового комплекса в России и Норвегии'

Характеристика мер государственного стимулирования инновационного развития нефтегазового комплекса в России и Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катышева Е. Г.

Состояние нефтегазового комплекса (НГК) России сегодня характеризуется такими проблемами, как: низкое качество ресурсной базы, недостаточное финансирование геологоразведочных работ (ГРР), несовершенство законодательства в сфере ГРР. Перспективы развития НГК во многом определяются инновационной деятельностью. НГК обладает высоким инновационным потенциалом и при правильном государственном регулировании способен стать одним из ведущих инновационных кластеров российской экономики. Значительный интерес для России может представлять государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика мер государственного стимулирования инновационного развития нефтегазового комплекса в России и Норвегии»

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ И НОРВЕГИИ

© Катышева Е.Г.*

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

Состояние нефтегазового комплекса (НГК) России сегодня характеризуется такими проблемами, как: низкое качество ресурсной базы, недостаточное финансирование геологоразведочных работ (ГРР), несовершенство законодательства в сфере ГРР. Перспективы развития НГК во многом определяются инновационной деятельностью. НГК обладает высоким инновационным потенциалом и при правильном государственном регулировании способен стать одним из ведущих инновационных кластеров российской экономики. Значительный интерес для России может представлять государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности.

В настоящее время нефтегазовый комплекс является базовой отраслью экономики России, играет ключевую роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами. Однако снижение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородов, произошедшее за последние 20 лет, сегодня оказывает негативное влияние на динамику добычи.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 г., утвержденной Правительством РФ, объемы добычи нефти к 2020 г. должны составить 505-525 млн. т в год [11]. В течение последних лет ежегодная добыча нефти составляла от 472 млн. т в 2008 г. до 505 млн. т в 2010 г., из которых 70 млн. т (14 %) является долей компаний с иностранным капиталом [3]. Следовательно, реализация поставленных целей возможна только в случае наращивания объемов поисковых и геологоразведочных работ (ГРР) как с целью обнаружения и уточнения ресурсов в новых регионах добычи, так и доразведки и ввода в эксплуатацию неосвоенных участков недр в старых.

С 1990-х гг. годовая добыча нефти в России не компенсировалась приростом ее запасов, и только в 2006 г. в результате проведения геологоразведочных работ наметилась тенденция их восполнения, однако коэффициент прироста составлял лишь 1,03 [8].

Необходимо выделить основные проблемы, которыми характеризуется современная ситуация в нефтегазовой отрасли:

* Доцент кафедры Экономики, учета и финансов, кандидат экономических наук, доцент.

1. Резкое уменьшение роли государства в воспроизводстве сырьевой базы нефти: сегодня до 95 % затрат на ГРР осуществляется за счет средств недропользователей, и только 5 % приходится на долю федерального бюджета [1].

2. Сокращение объемов финансирования геологоразведочных работ. В частности, объемы глубокого поискового разведочного бурения сократились по сравнению с 2008 г. на 45 %. Число объектов государственного заказа сократилось с 915 в 2007 г. до 270 в 2012 г. [1]. Между тем следует отметить наличие прямой корреляции между масштабами бурения и приростом запасов углеводородного сырья. Одной из основных причин недофинансирования ГРР в части разведки новых месторождений является отсутствие скоординированной в масштабах страны программы ГРР и необходимого научного сопровождения. Кроме этого, направления и объемы ГРР сегодня очень слабо коррелируют с прогнозными уровнями потребления минерально--сырьевых ресурсов.

3. Необеспеченность ГРР надлежащей правовой базой, а именно: отсутствие порядка оценки, апробации и учета прогнозных ресурсов в связи с несовершенством Федерального закона «О недрах»; несоответствие норм закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» специфике проведения ГРР; ограниченная возможность предоставления права пользования участками недр с проявлениями твердых полезных ископаемых, которые в соответствии с законодательством отнесены к участкам недр федерального значения; несовершенство действующей методики расчета стартового платежа для проведения аукционов и конкурсов [1].

4. Выработанность запасов нефти в традиционных регионах их освоения. Практически все месторождения в данных регионах вступили в стадию снижения производства. В европейской части России, а также в Западной Сибири степень выработанности запасов нефти достигает 70 %.

5. Уменьшение средних запасов открываемых месторождений. Так, за период с 1975 по 2005 г. этот показатель снизился в 30 раз - с 26,5 млн. т до 0,9 млн. т [4].

6. Усложнение горно-геологических и географических условий открытия и освоения новых месторождений нефти. Перспективы обнаружения новых крупных запасов связаны с труднодоступными и удаленными регионами Восточной Сибири, шельфами арктических морей - районами со сложными климатическими условиями, слаборазвитой инфраструктурой, уязвимой экологической обстановкой. В настоящее время рентабельно могут осваиваться лишь около 30 %

разведанных запасов нефти из-за отсутствия, прежде всего, транспортной инфраструктуры во многих отдаленных районах и медленного внедрения современных методов добычи. Остаточные запасы действующих промыслов трудноизвлекаемые, а новые месторождения имеют сложную геологическую структуру. Вследствие этого добывающие компании отбирают преимущественно наиболее качественное сырье, что приводит к сокращению доли «легкой» нефти в структуре запасов. Результатом этого является постоянное снижение коэффициента извлечения нефти (КИН), начавшееся еще в начале 2000-х гг. Если в начале 1990-х гг. в среднем по отрасли КИН составлял 40-42 %, то в 2010 г. его уровень упал до 30-31 % [3].

Таким образом, ресурсная база нефтяной промышленности сегодня характеризуется низким качеством, что в перспективе может привести к существенному росту издержек по добыче и переработке углеводородов.

Перспективы развития компаний нефтегазовой отрасли России во многом определяются инновационной деятельностью, которая является главным фактором повышения конкурентоспособности их продукции.

По мнению А.Г. Коржубаева, для обеспечения конкурентоспособности нефтегазового комплекса России необходимы: модернизация систем добычи, переработки и транспортировки углеводородов в Западной Сибири и европейской части России; формирование новых центров нефтяной, газовой, нефте- и газоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленно-стей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; освоение углеводородного потенциала шельфов морей, диверсификация направлений поставок углеводородов внутри России и на экспорт [7].

Инновационная программа развития нефтегазовой отрасли должна обеспечить условия для максимального использования достижений научно-технического прогресса.

Необходимо отметить, что нефтегазовый комплекс как отрасль с высоким инновационным потенциалом при правильном государственном регулировании способен стать одним из ведущих инновационных кластеров российской экономики.

По мнению А. Конопляника, в стране, богатой природными ресурсами и зависящей от их экспорта, существует два пути внедрения инноваций, которые должны дополнять друг друга [5]:

1. Поиск инноваций за пределами нефтегазового сектора. Сегодня эта позиция доминирует в России.

2. Внедрение инноваций через нефтегазовую промышленность. Именно добывающий сектор имеет наиболее высокий потенциал повышения эффективности освоения вводимых в разработку энергоресурсов, то есть наиболее высокий потенциал инноваций. Повышение эффективности извлечения из недр разведанных запасов и рас-

ширение спектра вовлекаемых в хозяйственный оборот геологических ресурсов, расположенных в сложных природных и горно-геологических условиях, возможно только за счет инноваций. Поэтому данный путь представляется наиболее предпочтительным.

При наличии рациональной инновационной политики нефтегазовый комплекс сможет предъявить платежеспособный спрос на инновации и создать высокие мультипликативные эффекты за пределами собственно добывающих отраслей.

Внедрение и поддержание инновационного развития требует участия государства, однако формы и механизмы участия государства в инновационных процессах должны быть диверсифицированы. Кроме финансирования федеральных целевых программ целесообразно участие государства в создании инновационных кластеров, поддержание предпринимательских инициатив, обеспечение взаимодействия науки и промышленности.

Увеличение роли государства как непосредственного участника процесса недропользования - собственника крупных добывающих компаний и инвестора - может способствовать эффективной и стабильной работе отрасли. Государство может являться координатором и регулятором процессов, но его основная роль состоит в создании условий, позволяющих осваивать минерально-сырьевые ресурсы наиболее эффективным образом.

Недропользование отличается повышенными рисками, длительностью реализации проектов, капиталоемкостью, сложностью и многостадийно-стью процессов разработки месторождений. И в данных условиях государство должно обеспечивать стабильность и эффективность деловой среды для недропользователя, который берет на себя риски и ответственность за инвестирование в проекты, связанные с поиском, оценкой, разведкой и добычей полезных ископаемых, привлекая новые технологии для минимизации издержек, оптимизации процессов и повышения нефтеотдачи пластов. Многое зависит от исполнения государством регулятивной функции, от уровня налогового бремени и степени стимулирования системой налогообложения эффективного использования недр, корректировки экспортных пошлин и адекватности лицензионного законодательства.

Государство обладает двумя инструментами по стимулированию внедрения инноваций негосударственными компаниями нефтегазовой отрасли [6]:

- государственное финансирование фундаментальных НИОКР;

- формирование стимулов для повышения конкурентоспособности не только инновационных проектов по разработке труднодоступных месторождений нефти и газа, коммерческая эксплуатация которых без инноваций невозможна, но и проектов по коммерческому внедрению этих инноваций, т.е. созданию соответствующих производств в обрабатывающих отраслях.

Необходимо отметить, что в России вопросы поиска и разведки нефтегазовых месторождений с 1990-х гг. находились вне зоны внимания государства. Длительное время в стране использовались результаты геологоразведки советского периода, в то время как специализированные предприятия сокращали объемы работы и приходили в упадок. Развитие нефтегазовой геологии и разведки углеводородных ресурсов происходило почти исключительно в рамках компаний, причем далеко не всегда исходя из государственных интересов и стратегии долгосрочного и рационального природопользования [10]. В то же время увеличению объемов ГРР не способствовали ни административный, ни налоговый режимы в отрасли, а также государственная политика в области проведения аукционов по продаже лицензий на разведку и добычу углеводородного сырья. При этом не учитывались многие вопросы, необходимые для обеспечения компенсации падающей добычи соответствующим приростом новых запасов и освоения удаленных месторождений со сложными горно-геологическими условиями.

В настоящее время важной проблемой регулирования российской нефтегазовой отрасли является природная рента. В СССР добывающие предприятия продавали сырье на входе в трубопроводную систему по установленным государством низким ценам, получая от него же инвестиционные ресурсы. Таким образом, природная рента в полном объеме поступала государству. В начале 1990-х гг. данная система начала распадаться; государство утратило способность организовать эффективную систему изъятия сверхприбыли. Ее выстраивание пришлось на 2000-е годы. Основными механизмами стали платное недропользование в форме налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные пошлины.

Концепция НДПИ, введенного в 2001 г., предусматривала не столько обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, сколько изъятие природной ренты. Принятый закон отличался простотой администрирования и трудностью уклонения от уплаты налога, поскольку его ставка была привязана к валовым производственным показателям нефтяных компаний [3]. Вместе с тем «плоская» шкала НДПИ стимулировала разработку месторождений с наименьшими издержками, что в краткосрочном периоде повышало эффективность бизнеса, но в долгосрочном негативно сказывалась на производственном потенциале отрасли. Это привело к отсутствию у компаний стимула к добыче на мелких и истощенных месторождениях, а также освоению новых районов. В 2000-е гг. постепенно происходила дифференциация НДПИ, но отсутствие единого порядка предоставления льгот создало большую неопределенность. По мнению авторов работы [3], для поддержания производства сырья необходим переход к дифференцированному налогу в зависимости от прибыльности компаний. Это может быть либо налог на дополнительный доход, либо дифференциация ставок НДПИ по ясным критериям.

Таким образом, важнейшей задачей, на наш взгляд, является существенное повышение качества государственного управления. Она выходит за пре-

делы собственно отрасли, поскольку нефтяной бизнес в России отличается крайней сложностью, присутствием государственных компаний, необходимостью принимать долгосрочные, научно обоснованные стратегические решения.

Сегодня задача модернизации административно-налоговой системы решается в рамках утвержденной президентом «Программы принятия мер, способствующих развитию топливно-энергетического комплекса».

В 2011 г. правительством России была создана государственная компания «Росгеология». Цель ее деятельности состоит в объединении всех действовавших ранее самостоятельно предприятий, имеющих отношение к геологоразведке, и решении важнейших проблем отрасли. Предполагается, что компания сможет обеспечить стабильный рост и воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет разведки новых геологических объектов, но механизмы финансирования этих работ еще не определены.

Кроме этого, можно выделить ключевые государственные меры поддержки нефтяной отрасли, предпринятые Правительством РФ в 2008-2011 гг. [3]:

1. Обнуление ставки таможенной пошлины для группы восточносибирских месторождений. Нулевая пошлина была введена с 01.12.2009 г. для 13 месторождений Восточной Сибири. Для этого нефть данного региона, характеризующаяся определенными физико-химическими свойствами, была выделена в отдельную подгруппу. В 2010 г. список расширился до 22 месторождений Восточной Сибири и 2 принадлежащих ОАО «ЛУКОЙЛ» месторождений на Северном Каспии. С 01.07.2010 г. вследствие роста цен на нефть нулевая пошлина для данной подгруппы была отменена, однако ее уровень остался значительно ниже, чем для сырья с остальных месторождений.

2. Налоговые каникулы по НДПИ для ряда новых месторождений. Согласно ст. 342 Налогового кодекса РФ НДПИ при соблюдении определенных условий (до достижения некоего накопленного объема производства, при недолгом сроке разработки запасов) не взимается для нефти, извлекаемой на следующих участках недр: расположенных полностью или частично на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края; находящихся севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе; расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях; находящихся на территории Ненецкого автономного округа, п-ова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

3. Учащение пересмотра экспортных пошлин. С сентября 2009 г. таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты пересчитываются ежемесячно, а не раз в 2 месяца, как это было ранее.

4. Снижение налога на прибыль с 24 % до 20 % с 2009 г. в рамках пакета общегосударственных антикризисных мер.

Значительный интерес для России может представлять государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности.

В Норвегии, как и в России, существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных районах. Кроме этого, с ростом издержек на добычу актуальным вопросом в России и Норвегии является развитие и использование новых технологий. В обеих странах остро стоит проблема повышения уровня извлечения нефти на стареющих месторождениях, налаживания эффективной по издержкам и экологической безопасности работы на неосвоенных территориях. При этом Норвегия является лидером по ряду направлений научно-технического прогресса в нефтедобыче. Она занимает передовые позиции в области разработки технологий для нефтегазовой промышленности, производства крупных буровых установок и другого оборудования, в сфере технического оснащения скважин и создания подводных систем добычи и транспортировки нефти и газа. Государственная политика Норвегии способствует развитию инноваций и повышению конкурентоспособности и эффективности нефтяной промышленности.

Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии распределяет 25 % государственных средств на фундаментальные и стратегические исследования и 75 % бюджета энергетических НИОКР направляются на поддержку программ, в которых задействованы субъекты энергетической промышленности [2].

В целях создания благоприятной среды для развития инновационной деятельности норвежское правительство поощряет различные формы сотрудничества компаний, занимающихся инновациями. Постоянным приоритетом норвежской политики было создание отечественного научно-технического потенциала. С самого начала становления нефтяной промышленности Норвегия сотрудничала с иностранными компаниями в силу отсутствия собственной базы для развития отрасли. При этом лицензионные соглашения стимулируют передачу технологий от иностранных компаний к норвежским. Предусматривается поощрение и вознаграждение иностранных компаний, которые вносят вклад в создание национального научно-технического потенциала в нефтяной промышленности.

Следует обратить внимание на политику норвежского правительства в отношении национальной нефтяной компании «^Шой». В начале своей деятельности она была ограждена от геологоразведочных рисков благодаря тому, что становилась собственником после открытия месторождения другими компаниями. Имея 50 %-ную долю во всех открытых месторождениях, компания, являясь партнером, имела доступ ко всем технологиям и информации. На ранних стадиях развития «Statoil» правительство обеспечивало

ей льготные условия. После того как она упрочила свои позиции и превратилась в мощную и влиятельную нефтяную компанию, государство изменило свою политику по отношению к ней и упразднило налоговые послабления и лицензионные преференции. Это способствовало повышению эффективности компании и обеспечению конкуренции с другими норвежскими и международными компаниями. Оказывая поддержку <^№оП», государство не вмешивалось в операционную деятельность компании и не наделяло ее дополнительными некоммерческими функциями [2].

Большое значение в становлении нефтегазовой промышленности Норвегии имеет готовность ключевых игроков к инвестированию в НИОКР. Наряду с компаниями, заинтересованными в разработке и использовании новых технологий, немалую роль в этом процессе играет и государство. Министерство нефтяной промышленности и энергетики инициировало финансируемую государством пятилетнюю программу развития НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти, целью которой провозглашены создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи. Благодаря такой политике Норвегия имеет высокий уровень извлечения (до 70 % оценочных ресурсов), в то время как средний коэффициент извлечения нефти в мире составляет 30 %.

Норвежское государство поставило задачу к 2020 г. стать ведущим международным центром нефтяной и газовой отрасли за счет привлечения к инвестированию международных компаний и позиционирования Норвегии как экспортера ценных технологий, которые могут поддержать мировую деятельность по разведке и добыче. Для поощрения развития НИОКР в промышленности предусмотрена система налоговых льгот. Правительство разработало новые правила, которые делают передачу технологий в промышленность задачей университетов, исследовательские институты получили возможность осваивать свои изобретения.

По мере разработки шельфа государственная политика Норвегии эволюционирует в целях создания сбалансированной и конкурентоспособной структуры отрасли, обеспечивающей освоение новых территорий и добычу оставшихся нефтегазовых запасов в старых районах. В последние годы усилия направлены на расширение геологоразведочной базы, изменение налоговой и лицензионной политики, на еще большее открытие отрасли, особенно для малых норвежских и иностранных компаний, которые специализируются на стареющих месторождениях с падающей добычей и являются более эффективными в этом отношении, чем крупные компании [9].

Налогообложение нефтяных компаний основывается на стандартном корпоративном налоге (28 %) и дополняется специальным налогом (50 %) на сверхприбыль от нефтяной деятельности. Компании имеют право на льготы для покрытия расходов на НИОКР, по геологоразведке, операционным расходам и затратам, связанным с выводом из эксплуатации производствен-

ных мощностей. Налоговый режим учитывает финансовые риски компаний, связанные с расходами на разведку [2].

Другой мерой налоговой политики является компенсация дефицита финансов при завершении производственной деятельности. Было внесено изменение в систему амортизации для краткосрочных активов, касающееся ускоренного списания капитальных затрат для активов со сроком службы менее шести лет. Все эти меры направлены на освоение новых ресурсов, расположенных вблизи существующей инфраструктуры, на разведку неосвоенных территорий и добычу из зрелых месторождений, где требуются незначительные инвестиции в инфраструктуру.

Лицензионная политика в Норвегии строится в соответствии с задачами отрасли. С 2003 г. правительство уделяет особое внимание привлечению мелких компаний к работе на шельфе и стимулированию быстрого освоения лицензионных участков, а также поощрению геологоразведки на зрелых территориях с существующей инфраструктурой. Политика лицензирования предполагает разделение между старыми и новыми районами. Старые районы с низкими рисками и низкой прибыльностью привлекательны для малых компаний. К освоению новых территорий с высокими рисками и высокой прибыльностью приглашаются крупные компании. На старых территориях действует механизм усиления давления на владельцев лицензий с целью интенсификации разведки и добычи. Компании должны разработать план с ключевыми этапами принятия решений, на каждом из которых лицензия может вернуться к государству, если владелец лицензии не ведет работу на месторождении в соответствии с условиями лицензии и планом. Таким образом, путем правового и лицензионного регулирования решается задача восполнения запасов через поощрение компаний вести интенсивные геологоразведочные работы.

Столкнувшись с проблемой постепенного снижения уровня добычи нефти, старения месторождений и необходимостью разработки новых месторождений в труднодоступных территориях, норвежское государство взяло курс на создание системы, направленной на развитие технологической базы страны. Была сделана ставка на сотрудничество компаний-операторов, занимающихся разведкой и добычей, крупных международных сервисных компаний, малых поставщиков, сервисных компаний, являющихся пионерами в разработке новых технологий, исследовательских институтов, соответствующих правительственных структур, что должно способствовать созданию благоприятных условий для развития передовых технологий. Норвегия выбрала путь отраслевого сотрудничества и координации с развитым частно-государственным партнерством.

Поставив перед собой задачи по увеличению экспорта технологий и дальнейшему освоению шельфовой зоны, правительство Норвегии запустило в 2001 г. программу OG21 («Oil and Gas in the 21st Century») [2]. Ее при-

оритетными направлениями являются устойчивое развитие, повышение темпов восполнения запасов благодаря геологоразведочным работам, увеличение коэффициента извлечения нефти, разработка эффективных по издержкам технологий освоения шельфа и другие сферы. Цель OG21 состоит в координации и концентрации исследовательской деятельности страны для помощи нефтегазовой отрасли в решении технологических проблем. Не имея собственного бюджета, программа представляет собой площадку для генерации идей, дискуссий и встреч представителей компаний, чиновников и исследователей.

Необходимо подчеркнуть, что программа носит практический характер и является проводником приоритетов в отрасли. По каждому направлению в рамках OG21 были приглашены компании-операторы из числа ведущих международных нефтяных компаний для оценки и предложения конкретных проектов, а также реализации будущих технологических потребностей нефтегазовой промышленности. Программа предполагает взаимодействие представителей университетов, научно-исследовательских институтов, поставщиков, нефтяных компаний и членов правительства.

В ближайшие годы Норвегия намерена наращивать финансирование фундаментальных исследований. В свою очередь, нефтяные компании, кроме финансового участия, должны предоставлять пилотные площадки для испытания новых технологий.

Таким образом, опыт Норвегии свидетельствует о том, что участие государства может способствовать эффективному развитию нефтедобывающей отрасли. Помимо координирующей роли и финансового участия, существенной функцией является создание соответствующих условий для работы всех участников сектора нефтедобычи.

Список литературы:

1. Абелев О., Александров Д., Иванов А. Что разведка принесет? // Нефть России. - 2012. - № 2. - С. 73-75.

2. Бессонова А. Нефтедобыча в России: государственная политика и инновационные перспективы [Электронный ресурс] // Московский центр Кар-неги. Рабочие материалы. - 2009. - № 1. - Режим доступа: www.carnegi.ru.

3. Громов А., Куричев Н. «Витязь» на распутье // Нефть России. - 2012. -№ 1. - С. 19-23.

4. Клещев К.А. Основные направление поисков нефти и газа // Геология нефти и газа. - 2007. - № 2. - С. 18-23.

5. Конопляник А. Шестой инновационный кластер // Нефть России. -2012. - № 4. - С. 6-11.

6. Конопляник А. Шестой инновационный кластер // Нефть России. -2012. - № 5. - С. 11-17.

7. Коржубаев А.Г. Инновационное развитие нефтегазового комплекса России: проблемы, условия, перспективы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление // 2011. - № 2. - С. 27-33.

8. Дедовских А.А. Основные проблемы геологического изучения и прироста запасов углеводородного сырья в Российской Федерации // Геология нефти и газа. - 2010. - № 5. - С. 9-24.

9. Пусенкова Н. «Страна фьордов» научит нефть добывать // Нефть России. - 2008. - № 9. - С. 14-17.

10. Чирков В., Кос И., Федотов В. Прирастать будем Сибирью // Нефть России. - 2012. - № 4. - С. 28-33.

11. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.09 № 1715-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.