Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНЕЙНОГО РОСТА ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНЕЙНОГО РОСТА ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / дошкольники / физическое развитие / длина тела / индекс «стении» / школьная адаптация. / children / preschoolers / physical development / body length / «stenia» index / school adaptation

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Грицинская В. Л. Козырева Ф. У. Макоева Ф. К. Туаева И. Ш., Козырева Ф. У., Макоева Ф. К., Туаева И. Ш.

Одной из актуальных проблем современной медицины является мониторинг влияния факторов внешней среды на соматометрические показатели детского населения, особенно в критические периоды развития, к которым относится начало систематического обучения в школе. Цель исследования: выявить особенности линейного роста дошкольников в детских образовательных организациях СанктПетербурга. В различных районах г. Санкт-Петербурга методом случайной выборки обследовано 3643 (1835 мальчиков и 1808 девочек) воспитанника подготовительных групп детских образовательных организаций. Проводились соматометрия, сравнительная оценка индивидуальных показателей длины тела с нормативами Всемирной организации здравоохранения («WHO GrowthReference, 2007»); определение направленности ростовых процессов по индексу Вервека – Воронцова. Для статистического анализа применяли прикладные программы «STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA». У 67,4% дошкольников отмечено соответствие длины тела средним референсным значениям шкал нормативов Всемирной организации здравоохранения «WHO Growth Reference, 2007». Физическое развитие выше среднего и высокое у 24,3% мальчиков и 25,2% девочек выявлялось чаще, чем рост ниже среднего и низкорослость (8,2% и 7,4% соответственно). Медианы длины тела во всех возрастно-половых группах обследованных дошкольников превышали значения медианы в нормативах Всемирной организации здравоохранения. У 7,6% мальчиков и 16,7% девочек выявлено преобладание процессов «вытягивания» в высоту над увеличением широтных и объемных размеров. Будущие первоклассники с таким дисбалансом ростовых процессов нуждаются в повышенном внимании со стороны психолого-педагогического и медицинского персонала школы, поскольку такие школьники составляют группу «риска» по снижению выносливости к различным видам нагрузки и возможной дезадаптации к систематическому образовательному процессу. Полученные данные мы предлагаем использовать в качестве ориентиров при индивидуальном дозировании нагрузки, прогнозировании течения адаптационного процесса у первоклассников в условиях мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Грицинская В. Л. Козырева Ф. У. Макоева Ф. К. Туаева И. Ш., Козырева Ф. У., Макоева Ф. К., Туаева И. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF LINEAR GROWTH IN SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN IN PETERSBURG

One of the urgent problems in modern medicine is monitoring influence of environmental factors on somatometric indicators of the child population, especially in critical periods of development, including the beginning of systematic education at school. To identify the features of the linear growth of preschoolers in children's educational organizations in St. Petersburg. In various districts of St. Petersburg, 3643 (1835 boys and 1808 girls) senior children in educational organizations were examined by random sampling. Somatometry was carried out, a comparative assessment of individual indicators of body length with World Health Organization standards («WHO Growth Reference, 2007»); determination of the direction of growth processes according to the Verweck – Vorontsov index. For statistical analysis, the STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA application programs were used. In 67.4% of preschool children, body length corresponded to the average reference values of the World Health Organization GrowthReference, 2007 standard scales. Physical development was above average and high in 24.3% of boys and 25.2% of girls was detected more often than below average height and short stature (8.2% and 7.4% respectively). Median body length in all age and sex groups of the surveyed preschoolers exceeded the median values in the World Health Organization standards. In 7.6% of boys and 16.7% of girls, the predominance of the processes of «stretching» in height over the increase in latitudinal and volumetric dimensions was revealed. Future first-graders with such an imbalance in growth processes need increased attention from the psychological, pedagogical and medical staff of the school, since such students are at risk for reduced endurance to various types of stress and possible maladjustment to the systematic educational process. We propose to use the obtained data as guidelines for individual dosing of the load, predicting the course of the adaptation process in first-graders in a metropolis.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНЕЙНОГО РОСТА ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК: 613.954+613.955 DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-66-70

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНЕЙНОГО РОСТА ДЕТЕЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

'Грицинская В.Л., 2Козырева Ф.У., 3Макоева Ф.К., 4Туаева И.Ш.

'ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», Санкт-Петербург, Россия (194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2), е-mail: tryfive@mail.ru 2ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова», Москва, Россия (117997, Москва, ул. Островитянова, 1)

3ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта» Санкт-Петербург, Россия (190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35) 4ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», Владикавказ, Россия (362019, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40)

Одной из актуальных проблем современной медицины является мониторинг влияния факторов внешней среды на соматометрические показатели детского населения, особенно в критические периоды развития, к которым относится начало систематического обучения в школе. Цель исследования: выявить особенности линейного роста дошкольников в детских образовательных организациях Санкт-Петербурга. В различных районах г. Санкт-Петербурга методом случайной выборки обследовано 3643 (1835 мальчиков и 1808 девочек) воспитанника подготовительных групп детских образовательных организаций. Проводились соматометрия, сравнительная оценка индивидуальных показателей длины тела с нормативами Всемирной организации здравоохранения («WHO GrowthReference, 2007»); определение направленности ростовых процессов по индексу Вервека - Воронцова. Для статистического анализа применяли прикладные программы «STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA». У 67,4% дошкольников отмечено соответствие длины тела средним референсным значениям шкал нормативов Всемирной организации здравоохранения «WHO Growth Reference, 2007». Физическое развитие выше среднего и высокое у 24,3% мальчиков и 25,2% девочек выявлялось чаще, чем рост ниже среднего и низкорослость (8,2% и 7,4% соответственно). Медианы длины тела во всех возрастно-половых группах обследованных дошкольников превышали значения медианы в нормативах Всемирной организации здравоохранения. У 7,6% мальчиков и 16,7% девочек выявлено преобладание процессов «вытягивания» в высоту над увеличением широтных и объемных размеров. Будущие первоклассники с таким дисбалансом ростовых процессов нуждаются в повышенном внимании со стороны психолого-педагогического и медицинского персонала школы, поскольку такие школьники составляют группу «риска» по снижению выносливости к различным видам нагрузки и возможной дезадаптации к систематическому образовательному процессу. Полученные данные мы предлагаем использовать в качестве ориентиров при индивидуальном дозировании нагрузки, прогнозировании течения адаптационного процесса у первоклассников в условиях мегаполиса.

Ключевые слова: дети, дошкольники, физическое развитие, длина тела, индекс «стении», школьная адаптация.

CHARACTERISTICS OF LINEAR GROWTH IN SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN IN PETERSBURG

'Gritsinskaya V.L., 2Kozyreva F.U., Makoeva F.K., 4Tuaeva I.Sh.

'St. Petersburg State Pediatric Medical University, Saint-Petersburg, Russia (194100, Saint-Petersburg, Litovskaya St., 2), е-mail: tryfive@mail.ru

2Russian National Research University after N.I. Pirogov, Moscow, Russia (117997, Moscow, Ostrovityanov St., 1) 3National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, Saint-Petersburg, Russia (190121, Saint-Petersburg, Dekabristov St., 35)

4North Ossetian State Medical Academy, Vladikavkaz, Russia (362019, Vladikavkaz, Pushkinskaya St., 40)

One of the urgent problems in modern medicine is monitoring influence of environmental factors on somatometric indicators of the child population, especially in critical periods of development, including the beginning of systematic education at school. To identify the features of the linear growth of preschoolers in children's educational organizations in St. Petersburg. In various districts of St. Petersburg, 3643 (1835 boys and 1808 girls) senior children in educational organizations were examined by random sampling. Somatometry was carried out, a comparative assessment of individual indicators of body length with World Health Organization

standards («WHO Growth Reference, 2007»); determination of the direction of growth processes according to the Verweck - Vorontsov index. For statistical analysis, the STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA application programs were used. In 67.4% of preschool children, body length corresponded to the average reference values of the World Health Organization GrowthReference, 2007 standard scales. Physical development was above average and high in 24.3% of boys and 25.2% of girls was detected more often than below average height and short stature (8.2% and 7.4% respectively). Median body length in all age and sex groups of the surveyed preschoolers exceeded the median values in the World Health Organization standards. In 7.6% of boys and 16.7% of girls, the predominance of the processes of «stretching» in height over the increase in latitudinal and volumetric dimensions was revealed. Future first-graders with such an imbalance in growth processes need increased attention from the psychological, pedagogical and medical staff of the school, since such students are at risk for reduced endurance to various types of stress and possible maladjustment to the systematic educational process. We propose to use the obtained data as guidelines for individual dosing of the load, predicting the course of the adaptation process in first-graders in a metropolis.

Keywords: children, preschoolers, physical development, body length, «sterna» index, school adaptation.

Введение

В современных условиях исследования, направленные на изучение влияния разнообразных факторов урбанизированной среды на состояние здоровье населения, являются актуальным направлением профилактической медицины. Особого внимания заслуживают дети дошкольного возраста, которые вследствие интенсивности ростовых процессов, развития и совершенствования функциональных систем организма в большей степени подвержены влиянию неблагоприятных факторов окружающей среды [1-3].

Физическое развитие, характеризующее процесс роста, созревания и функциональные возможности растущего детского организма, является одним из информативных показателей как здоровья подрастающего поколения, так и социального, санитарно-гигиенического и медико-демографического благополучия общества [4-6]. Динамика роста детей в длину (линейный рост) в возрастном аспекте является важным объективным критерием реализации индивидуальной генетической программы. Однако многочисленные факторы внешней среды, особенно в условиях мегаполиса, способны негативно влиять на реализацию генетического потенциала [7, 8].

Рост и развитие детей, воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), имеет особенности, обусловленные, в том числе, спецификой процесса воспитания и образования дошкольников. Учитывая, что важнейшей задачей ДОУ является подготовка детей к систематическому обучению, мониторинг региональных особенностей линейного роста позволяет разрабатывать рекомендации по уровню физической нагрузки у детей и выявлению группы «риска» по вероятному неблагоприятному варианту адаптации к школе [9-13].

Цель исследования: выявить особенности линейного роста дошкольников в детских образовательных организациях Санкт-Петербурга.

Материал и методы

В различных районах г. Санкт-Петербурга методом случайной выборки обследовано 3643 (1835 мальчиков и 1808 девочек) воспитанника подготовительных групп ДОУ. Участников исследования в соответствии с возрастной периодизацией разделили на группы:

1-я группа - дети в возрасте 6 лет (п=201; 102 мальчика и 99 девочек);

2-я группа - дети в возрасте 6,5 года (п=1046; 490 мальчиков и 556 девочек);

3-я группа - дети в возрасте 7 лет (n=2231; 1149 мальчиков и 1082 девочки);

4-я группа - дети в возрасте 7,5 года (n=165; 94 мальчика и 71 девочка).

Законными представителями детей в соответствии с этическими принципами, заложенными в Хельсинкской декларации, подписано информированное добровольное согласие на участие в исследовании. При создании электронной базы данных исходные сведения были деперсонифицированы.

Оценка индивидуального уровня физического развития дошкольников проведена с помощью антропометрического калькулятора «WHO AnthroPlus» [14, 15]. В зависимости от числа стандартных отклонений (SD), отличающих значение ДТ ребенка от средних показателей, выделены следующие варианты ФР: «среднее» (СФР; ± 1SD); «выше среднего» (ВСФР; от +1,1SD до +2SD); «высокое» (ВФР; более +2,1SD); «ниже среднего» (НСФР; от -1,1SD до -2SD); «низкое» (НФР; менее -2,1SD). В каждой возрастно-половой группе рассчитаны значения средней арифметической (М), стандартной ошибки средней (m), 95% доверительного интервала (95% ДИ) и медианы (Ме) для ДТ. Преимущество направленности ростовых (продольных / поперечных) процессов выявляли по индексу «стении» Вервека -Воронцова (ИС), который рассчитали путем деления длины тела (см) на сумму удвоенной массы тела (кг) и окружности грудной клетки (см) [16]. В зависимости от показателя ИС выделяли преобладание роста в высоту (долихоморфия и умеренная долихоморфия), гармоничное ФР (мезоморфия) и преобладание объемного роста (брахиморфия и выраженная брахимор-фия).

Статистический анализ материала исследования проведен с помощью прикладных программ «STATISTICA v.10.0 © STATSOFT, USA». Выборки данных проверены на нормальность распределения по критерию Колмогорова - Смирнова. Полученные результаты исследования в таблицах и тексте статьи приведены в виде Р [ДИ] %, где Р - процентная доля, ДИ - 95% доверительный интервал для доли. Уровень статистической значимости межгрупповых различий показателей определен с помощью критерия х2 Пирсона (с поправкой Йейтса). Различия результатов считались статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и их обсуждение

Нами проведен сравнительный анализ уровня физического развития участников исследования в зависимости от половой принадлежности (данные

приведены в таблице 1) и возраста. У большин- четвертого дошкольника показатели ДТ превышали ства дошкольников зарегистрировано среднее ФР, средние величины (ВСФР и ВФР); значительно реже одинаково часто у мальчиков и девочек. У каждого регистрировалось ниже среднего и низкое ФР.

Таблица 1

Характеристика уровня физического развития дошкольников (% [95% ДИ])

Физическое развитие Девочки Мальчики Всего

n=1808 n=1835 n=3643

Низкое 1,0 [0,8-1,2] 1,5 [1,2-1,8] 1,2 [1,0-1,4]

Ниже среднего 6,4 [5,8-7,0] 6,7 [6,1-7,3] 6,5 [6,1-6,9]

Среднее 67,4 [66,3-68,5] 67,5 [66,4-68,6] 67,4 [66,6-68,2]

Выше среднего 19,3 [18,4-20,2] 18,6 [17,7-19,5] 18,9 [18,3-19,5]

Высокое 5,9 [5,3-6,5] 5,7 [5,2-6,2] 6,0 [5,6-6,4]

В когорте мальчиков во 2-й (67,0%) и 3-й (68,6%) группах СФР отмечалось чаще, чем в 1-й (65,8%) и особенно в 4-й (57,1%) группах; но статистически значимая разница показателей отмечена только между 3-й и 4-й группами (р=0,025). Частота встречаемости ВСФР в группах существенно не отличалась (18,2^20,9%). Мальчиков с высоким ростом в 1-й группе (9,0%) больше, чем во 2-й (5,7%), 3-й (5,6%) и 4-й (2,2%; р=0,042) группах. Дошкольников с НСФР в 4-й группе (17,6%) больше, чем в других возрастных группах; разница показателей имеет статистическую значимость (р<0,001) со 2-й (6,9%) и 3-й (6,2%) группами. Меньше всего таких детей в 1-й группе (5,0%), но разница показателей с другими группами статистически несущественна. Низкорос-лость выявлена у 26 мальчиков (1,5%), статистически значимым показатель распространенности среди вариантов ФР был только у детей 3-й группы.

В когорте девочек СФР в 1-й возрастной группе (89,4%) отмечалось значительно чаще, чем во 2-й (68,6%), в 3-й (67,7%) и 4-й (59,5%) группах; причем во всех случаях разница показателей статистически значима (р<0,001). Одновременно в 4-й (15,6%) и одинаково часто во 2-й и 3-й группах (19,7%) больше детей с ВСФР, чем в 1-й группе (2,1%; р<0,001).Девочек с высоким ростом в 4-й группе несколько меньше (3,1%), чем в других группах (5,3^6,5%), но статистическая

разница показателей не подтверждена. Дошкольниц с НСФР в 4-й группе (15,6%) больше, чем в 1-й (3,2%; р=0,004), во 2-й (4,3%; р<0,001) и в 3-й (6,6%; р=0,006) группах. Низкорослость в общей когорте выявлена у 17 девочек (0,9%), статистически значим показатель распространенности только в 3-й группе.

Согласно биологической закономерности происходит увеличение показателей роста детей с возрастом [4]; рассчитаны внутригрупповые показатели М, m, Ме и 95% ДИ для ДТ, сравнительная характеристика которые представлена в таблице 2. У мальчиков прибавки ДТ с 6 до 6,5 года составили 3,4 см; с 6,5 до 7 лет - 2,9 см и с 7 до 7,5 года - 2,1 см; причем разница показателей между группами статистически значима (р<0,0Нр<0,001). У девочек прибавки ДТ с 6 до 6,5 года составили 3,8 см; с 6,5 до 7 лет - 2,4 см и с 7 до 7,5 года - 1,0 см; разница показателей между 1-й - 2-й; 2-й - 3-й группами имеет статистическую значимость (р<0,001), но между показателями ДТ в 3-й и 4-й группе статистическая значимость разницы не подтверждена. Во всех возрастных группах ДТ у мальчиков выше, чем у девочек; но статистически значимая разница зафиксирована только в 3-й (р<0,001) и 4-й (р<0,05) группах. Одновременно необходимо отметить, что и мальчиков, и у девочек медианные показатели ДТ выше, чем в предложенных ВОЗ стандартах («WHO GrowthReference, 2007» [15]).

Таблица 2

Динамика длины тела у дошкольников

Возраст (лет) Пол Показатели Примечание

М (см) m 95% ДИ Ме (см) МеWHO (см)

6 М 117,5 0,52 116,4-118,5 117,0 116,0

Д 116,6 0,6 115,4-117,7 116,0 115,1

6,5 М 120,9 0,24 120,5-121,4 121,0 118,4

Д 120,4 0,2 119,9-120,8 120,0 118,0

7 М 123,8 0,16 123,6-124,2 124,0 121,7 Р<0,001

Д 122,8 0,2 122,5-123,1 123,0 120,8

7,5 М 125,9 0,67 124,5-127,2 126,0 124,5 Р<0,05

Д 123,8 0,8 122,1-125,5 125,0 123,7

Индекс «стении» в модификации И.М. Воронцова предложен для выявления группы будущих первоклассников, у которых имеется повышенный риск нарушения течения процесса адаптации к школе. Совпадение начала школьного обучения у ребенка с периодом интенсивного линейного роста (характерный для дошкольников «полуростовой» скачок роста) может сопровождаться снижением физической, психической выносливости и являться предпосылкой дезадаптации к школьной среде. Распределение обследованных воспитанников ДОУ в соответствии

со значениями ИС представлено в таблице 3. У большинства дошкольников определено гармоничное соотношение процессов линейного и объемного роста (мезоморфия), причем таких мальчиков больше, чем девочек (р<0,001). У 14,4% детей выявлено превалирование процессов линейного роста; у девочек умеренная долихоморфия (р<0,001) и долихомор-фия (р=0,003) определялись чаще, чем у мальчиков. С преобладанием объемного роста было всего 34 дошкольника (22 мальчика и 12 девочек).

Таблица 3

Показатели индекса «стении» у дошкольников (% [95% ДИ])

Физическое развитие Девочки Мальчики Всего Примечание

n=1808 n=1835 n=3643

Выраженная брахиморфия 0,8 1,3 1,1

и брахиморфия [0,6-1,0] [1,0-1,6] [0,9-1,3]

Мезоморфия 82,5 90,3 86,5 Р<0,001

[81,6-83,4] [88,1-92,5] [85,9-87,1]

Умеренная долихоморфия 14,7 7,6 11,1 Р<0,001

[13,8-15,6] [7,0-8,2] [10,6-11,6]

Долихоморфия 2,0 0,8 1,3 Р=0,003

[1,7-2,3] [0,6-1,0] [1,1-1,5]

В когорте мальчиков с мезморфией в 1-й группе (83,3%) меньше, чем во 2-й (90,2%), 3-й (90,8; р=0,023) и 4-й (92,1%) группах. Во всех возрастных группах преобладали дети с превалированием процессов «вытягивания» над увеличением обхватных и широтных размеров. Среди мальчиков в 1-й группе детей с умеренной долихоморфией больше, чем во 2-й (р<0,001), в 3-й (р=0,005) и 4-й группах, что может свидетельствовать о старте у них «полуростового» скачка роста. Выраженное «вытягивание» в высоту (долихоморфия) определено у 13 мальчиков; статистической значимости разницы групповых показателей не выявлено. Преобладание объемного роста определено у 22 мальчиков; показатели распространенности в зависимости от возраста также существенно не различались.

В когорте девочек разницы распространенности мезоморфии в зависимости от возраста не выявлено. Во всех возрастных группах девочек с преобладанием «вытягивания» в высоту больше, чем сверстниц с превалированием темпов увеличения обхватных и широтных размеров тела. В 1-й группе дошкольниц детей с умеренной долихоморфией больше (18,5%), чем во 2-й (16,4%), в 3-й (13,3%; р=0,01) и 4-й группах, что, по всей вероятности, обусловлено «полуростовым» скачком роста. С долихоморфией выявлено 32 дошкольницы, большинство из них было в 1-й группе (5,4%), что выше, чем во 2-й (2,0%), 3-й (1,6%; р=0,01) и 4-й (1,7%) группах. Преобладание объемного роста определено у 12 девочек в 3-й группе и всего у одной девочки в 4-й группе; показатели между группами не имели статистической значимости.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволили выявить ряд особенностей линейного роста дошкольников мегаполиса в период подготовки их к началу обучения в школе:

1. У большинства воспитанников ДОУ Санкт-Петербурга (67,4%) отмечено соответствие длины тела средним референсным значениям шкал нормативов ВОЗ «WHO GrowthReference, 2007».

2. Физическое развитие выше среднего и высокое у дошкольников (24,3% мальчиков и 25,2% девочек) выявлялось чаще, чем рост ниже среднего и низ-корослость (8,2% мальчиков и 7,4% девочек).

3. Медианы длины тела во всех возрастно-по-ловых группах обследованных дошкольников превышали значения медианы в нормативах ВОЗ («WHO Growth Reference, 2007»). Данное обстоятельство необходимо принимать во внимание, проводя индивидуальную оценку физического развития воспитанников ДОУ.

4. У значительной части дошкольников (7,6% мальчиков и 16,7% девочек) выявлено преобладание процессов «вытягивания» в высоту над увеличением широтных и объемных размеров. Будущие первоклассники с таким дисбалансом ростовых процессов нуждаются в повышенном внимании со стороны психолого-педагогического и медицинского персонала школы, поскольку такие школьники составляют группу «риска» по снижению выносливости к различным видам нагрузки и возможной дезадаптации к систематическому образовательному процессу.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература / References

1. Макоева Ф.К. Гигиеническая оценка комплексного влияния экологических факторов на состояние здоровья населения // Профилактическая и клиническая медицина. 2022. № 1(82). С. 5-10. [Makoeva F.K. Hygienic assessment of the complex impact of environmental factors on the health of the population. Preventive and Clinical Medicine. 2022;1(82):5-10. (In Russ.)] DOI: 10.47843/2074- 9120_2022_1_5.

2. Сонькин В.Д., Васильева Р.М., Орлова Н.И., Пронина Т.С. Результаты популяционного мониторинга физического состояния детей 6-7 лет в регионах Российской Федерации. Сообщение 2. Моторное развитие // Новые исследования. 2020. № 1(61). С. 46-56. [Son'kin V.D., Vasil'eva R.M., Orlova N.I., Pronina T.S. Results of population monitoring of the physical condition of children aged 6-7 years in the regions of the Russian Federation. Message 2. Motor development. Novye issledovaniya. 2020;1(61): 46-56. (In Russ.)]

3. Шибков А.А., Ефимова Н.В. Уровень адаптационного потенциала и морфофункционального состояния детей 7-8 лет, проживающих в экологически неблагоприятных условиях крупного мегаполиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2016. №1. С. 122-123. [Shibkov A.A., Efimova N.V. Level of adaption potential and morphofunctional state of children 7-8 years old, living in ecologically unfavorable conditions of the large metropolis. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2016;1:122-123. (In Russ.)]

4. Грицинская В.Л., Никитина И.Л. Современные аспекты оценки уровня физического развития школьников мегаполиса // Медицинский совет. 2017. № 19. С. 40-43. [Gritsinskaya V.L., Nikitina I.L. Modern aspects of evaluation of physical development of schoolchildren in the metropolis.

Medicinskii sovet. 2017;19: 40-43. DOI: 10.21518/2079-701X-2017-19-40-43. (In Russ.)]

5. Грицинская В.Л. Оценка физического развития мальчиков школьного возраста Санкт-Петербурга с использованием антропометрического калькулятора ВОЗ // ЗНИСО. 2018. № 2 (299). С. 16-19. [Gritsinskaya V.L. Assessment of the physical development of school-age boys in St. Petersburg using an anthropometric calculator WHO. ZNISO. 2018;2 (299):16-19. (In Russ.)]

6. Грицинская В.Л., Новикова В.П., Гладкая В.С. Антропометрические показатели детей 8-14 лет в трех городах России // Экология человека. 2020. № 11. С. 38-45. [Gritsinskaya V.L., Novikova V.P., Gladkaya V.S. Anthropometric Characteristics of 8-14 years old children in three Russian cities. Human Ecology. 2020;11:38-45. (In Russ.)]

7. Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В. Исследование процессов роста и развития детского организма на критических этапах онтогенеза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 234-238. [Grebneva N.N., Sazanova T.V. Child's body growth and development at critical stages of ontogenesis. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya 2018;59-3:234-238. (In Russ.)]

8. Ефимова Н.В., Шибков А.А., Шибкова О.В. Особенности физического развития детей 7-8 лет, проживающих в различных районах промышленного мегаполиса // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2017. №4(28). С. 140-144. [Efimova N.V., Shibkov A.A., Shibkova O.V. Features of the individual development of children 7-8 years old living in various areas of the industrial metropolis. Vestnik meditsinskogo instituta «REAVIZ»: reabilitatsiya, vrach i zdorov'e. 2017;(4 -28):140-144. (In Russ.)]

9. Акбарова Г.Х., Косимов Д.С., Халилов О.Н. и др. Физическое развитие детей при интеллектуальных нагрузках // Re-health Journal. 2020. № 1 (5). С. 47-51. [Akbarova G.H., Kosimov D.S., Khalilov O.N. et al. Physical development of children with intellectual loads. Re-health Journal. 2020;(1-5):47-51. (In Russ.)]

10. Березина Н.О., Степанова М.И. Физическое развитие современных дошкольников: результаты динамических наблюдений // Педиатрия. 2019. Т. 98. № 5. С. 208-212. [Berezina N.O., Stepanova M.I. Physical development of modern preschoolers: dynamic observations results. Pediatrics. 2019;98(5):208-212. DOI: 10.24110/0031-403X-2019-98-5-208-212. (In Russ.)]

11. Вершубская Г.Г., Козлов А.И. Физическое развитие детей дошкольного возраста Ханты-Мансийского АО по антропометрическим показателям // Новые исследования. 2019. Т. 2. № 58. С. 37-45. [Vershubskaya G.G., Kozlov A.I. Physical development of preschool children of Khanty-Mansiysky region by anthropometric indicators. Novye issledovaniya. 2019;2(58):37-45. ( In Russ.)]

12. Козловский А.А., Кравченко А.Д., Власюк А.О. Физическое развитие детей-первоклассников // Российский педиатрический журнал. 2022. № 3(1). С. 155. [Kozlovskiy A.A., Kravchenko A.D., Vlasyuk A.O. Physical development of first-graders children. Russian pediatric journal. 2022;(3-1):155. (In Russ.)]

13. Цаллагова Р.Б., Макоева Ф.К. Оценка формирования скоростных качеств дошкольников Санкт-Петербурга // Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник трудов. Казань. 2020. С. 397-399. [Tsallagova R.B., Makoeva F.K. Evaluation of the formation of speed qualities of preschoolers in St. Petersburg. Olimpiiskii sport i sport dlya vsekh. Sbornik trudov. Kazan'. 2020. P. 397-399. (In Russ.)]

14. De Onis M., Onyango A.W., Borghi Е. et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bulletin of the World Health Organization. 2007;85:660-667.

15. World Health Organization. Training Course on Child Growth Assessment. Geneva, WHO. 2008.

16. Новикова В.П., Грицинская В.Л., Гурова М.М. и др. Практикум по оценке физического развития детей: учебно-методическое пособие. Сер. Библиотека педиатрического университета. С.-Пб., 2021. [Novikova V.P., Gritsinskaya V.L., Gurova M.M. et al. Praktikum po otsenke fizicheskogo razvitiya detei. Ser. Biblioteka Pediatricheskogo universiteta. St-Petersburg, 2021. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 613.955:371.3 DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-70-77

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Лебеденко А.А., 2Ершова И.Б., Левчин А.М., 2Роговцова А.Г.

'ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия (344022, г. Ростов-на-Дону, переулок Нахичеванский, 29), e-mail: alena.stetsenko.2020@mail.ru 2ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет им. Свт. Луки» Минздрава России, Луганская Народная Республика, Российская Федерация (291045, г. Луганск, Ленинский район, квартал 50-летия обороны Луганска, 1г)

Цель: изучить эффективность комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию негативных отклонений психоэмоционального состояния младших школьников, пребывающих на пролонгированном дистанционном обучении. Под наблюдением находились 416 младших школьников, 182 из которых составили основную группу и обучались в дистанционном режиме. Остальные 234 ребенка были включены в группу сравнения и получали образование в очном формате. Для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей использовался детский опросник неврозов (ДОН) для 7-11 лет. В статье представлены показатели эффективности комплексных оздоровительных мероприятий у детей, находящихся на пролонгированном дистанционном обучении. На первом этапе исследования было уста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.