Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА'

ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ХАРАКТЕРИСТИКА / COMMUNICATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нематова Р.Р.

В данной статье освещено характеристика коммуникации как социально-психологического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

This article covers the characteristics of communication as a socio-psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА»

UDK 159.9

Нематова Р.Р. преподаватель Бухарский Государственный Университет ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация: В данной статье освещено характеристика коммуникации как социально-психологического феномена.

Ключевые слова: коммуникация, социально-психологический феномен, характеристика.

Nematova R.R. teacher

Bukhara state University Uzbekistan, Bukhara city CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Annotation: This article covers the characteristics of communication as a socio-psychological phenomenon.

Keywords: communication, socio-psychological phenomenon, characteristic.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербальных коммуникаций, хотя в жизни не могут полностью их заменить. Следует отметить, что развитие вербальных коммуникаций первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая человека.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если не рассматривать его невербальные средства.

Как известно, сегодня наблюдается повышенный интерес к различным сторонам невербального общения, но больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю

индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека.

Вместе с этим такой подход к трактовке невербального общения размывает предметную область, но не освобождает от необходимости занять определенную позицию, если речь идет о невербальном общении или невербальной коммуникации, или о невербальном поведении, иначе возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов.

Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily eues), это сведение понятия невербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.

Вместе с этими проблемами определения статуса невербального общения начинает просматриваться тенденция сведения его к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослаться на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика), экспрессивные движения и т. д.

Анализ имеющейся в нашем распоряжении литературы позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Из этого определения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрированности, сложности.Исходя из принятых в российской и отечественной психологии трактовок общения и его феноменов, следует подчеркнуть, что наша точка зрения заключается в том, что невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к феномену «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в психологии. Путаница в терминах «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» возникает, во-первых, за счет

того, что в поле зрения отечественных психологов попадают публикации, содержащие в своем названии термин «nonverbal communication», который имеет ряд толкований в англо-американской научной литературе и по многим параметрам не соответствует сформировавшемуся в отечественной психологии понятию «общение». Смысл термина «nonverbal communication», вынесенного в заголовок статьи или монографии, отношение к нему автора можно понять, только исходя из контекста опубликованной работы. Некритическое заимствование термина «невербальные коммуникации», отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психологической практики данное явление. Другой причиной, на наш взгляд, является существующее в нашей психологии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т. д.). И если в определенных областях знания такая интерпретация коммуникации играет свою положительную роль, то в конкретных областях психологии применение данного термина — это уход от анализа специфики невербальных коммуникаций, это дань моде, это, в конце концов ни к чему не обязывающий термин или понятие, выступающее в роли синонима понятию «общение», но не требующее разъяснений.

Еще одной причиной является тот факт, что как отечественная, так и зарубежная психология невербального общения (коммуникации, поведения) формировалась как некое противопоставление вербальному общению, поведению, коммуникации. Отсюда термин «невербальное» не столько существует для того, чтобы очертить область исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношение к слову.

Следует также отметить, что изучение невербального общения с точки зрения его коммуникативной функции долгое время осуществлялось как в нашей психологии, так и в западной в контексте речевых коммуникаций, в качестве дополнительного к речевому языку средства — паралингвистика.

И если благодаря работам выдающихся психологов (40—70-е годы) статус психологии невербального общения, невербальных коммуникаций, невербального поведения на Западе изменился, то в нашей отечественной психологии до сих пор преобладает либо паралингвистический подход, либо лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев. Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная, так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М.Социальная психология:учебник для высших учебных заведений.М:Аспект-Пресс, 1998

2. Леоньев.А.Н.Психология общения.М.:Смысль,1999.

3. Щедровыцкий Г.П.Мышление.Понимание.Рефлекция.М.,2005.

4. Колесникова И.А.Коммуникативная деятельность педагога/ под.ред. В.А.Сластелина. М.:Академия.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.