знаний в отношении лепры медицинских работников в регионах. Свыше 50% больных, выявленных в последние годы, страдали лепрой 10 лет и более, не получая лечения, т. е. оставались опасными для окружающих, что могло повлиять на рост заболеваемости.
В современных условиях спорадической заболеваемости с целью сохранения достигнутого благополучия необходимо и дальше сохранять объем и качество про-тиволепрозных мероприятий. Очевидно возрастание роли диспансеризации при лепре и необходимости совершенствования этого раздела деятельности противо-лепрозной и дерматовенерологической служб. Особая роль при этом должна отводиться методам ранней, доклинической диагностики лепры и выявлению групп повышенного риска заболевания среди контактных лиц.
Первым этапом диспансеризации является стационарное лечение, вторым — амбулаторное по месту жительства и третьим — диспансерное наблюдение закончивших лечение больных с осмотрами специалистов 1 раз в год (по показаниям, возможно, чаще).
Больные лепрой пожизненно находятся под наблюдением и не снимаются с учета, что позволяет проводить регулярное диспансерное обслуживание и реабилитацию, профилактику рецидивов заболевания, осуществлять контроль за лицами тесного семейного контакта, проводить санацию очагов лепры и другие профилактические мероприятия.
Диспансеризация больных осуществляется сотрудниками противолепрозных учреждений при активном участии дерматовенерологической службы.
Нами определены наиболее эффективные в современных условиях методы диспансерной работы при лепре:
максимальное привлечение врачей общей медицинской сети к мероприятиям по выявлению больных лепрой;
дифференцированный подход к наблюдению за контактными лицами с применением современных методов серологического исследования и полимеразной цепной реакции;
централизованный контроль за правильностью диагностики и эффективностью лечения лепры;
поэтапная медицинская реабилитация больных, их социально-трудовая реадаптация, санитарно-гигиеническое воспитание и др.
Важнейшей задачей является разработка методов диагностики, профилактики и лечения инвалидизиру-ющих последствий лепрозного процесса, дальнейшее
совершенствование медицинской и физической реабилитации больных лепрой, что будет способствовать более полной социальной реадаптации и повышению качества их жизни.
Необходимо повышать уровень знаний врачей, средних медицинских работников и населения о лепре путем совершенствования профессиональной подготовки и методов проведения санитарно-просветительной работы.
Возрастает роль международного сотрудничества, в частности обмен опытом работы по осуществлению контроля лепры в эндемичных регионах, проведение совместных научных исследований, внедрение современных достижений в практику и др. Значительную роль в этом процессе играют международные конгрессы по лепре [3].
С расширением международных связей, увеличением миграционных процессов, в том числе из эндемичных по лепре стран, учитывая особенности этой древнейшей инфекции, практические противолепрозные мероприятия важно осуществлять в полном объеме.
В эндемичных по лепре странах Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки необходимо внедрять опыт России по борьбе с данным заболеванием.
Актуальной остается проблема совершенствования методов лечения больных, так как даже совершенная комбинированная терапия предполагает длительное лечение и не исключает развитие лекарственной устойчивости и рецидивов. Признается эффективность химиопрофилак-тики лепры среди контактных лиц, однако основная задача профилактики — получение специфической вакцины против лепры — остается нерешенной [4].
Главная задача на современном этапе — не допустить роста и распространения заболеваемости лепрой, совершенствуя контроль за данной патологией в стране и в мире и используя накопленный отечественный опыт и знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ющенко А. А., УрляповаН. Г., Дуйко В. В. Анализ и прогноз эпидемиологической ситуации по лепре в России (по материалам 1951—2000 гг.). Астрахань; 2002.
2. Анохина В. В., Урляпова Н. Г. Инвалидизирующие последствия у больных лепрой. В кн.: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию противолепрозной службы России. — Астрахань; 2008: 92—9.
3. 17th International Leprosy Congress: Abstracts. Hyderabad; 2008.
4. Сароянц Л. В. Иммуногенетика лепры. Межпопуляционный аспект: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2011.
Поступила 26.02.13
© К. А. Прокопьев, Т. Г. Равдугина, 2013 УДК 614.2:616.31-051 (571.13)
К. А. Прокопьев1, Т. Г. Равдугина2 ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1БУЗ Омской области Городская стоматологическая поликлиника № 4 Люксодент; 2Министерство здравоохранения Омской области, 644050, Россия
В 2006—2011 гг. рассмотрены сетевые и кадровые характеристики стоматологической службы Омской области. Представлены результаты статистического анализа динамики штатной численности и укомплектованности специалистами стоматологических кабинетов (отделений) государственных (бюджетных) учреждений здравоохранения. Показаны различия в доступности стоматологической помощи для жителей города и сельских районов области.
Ключевые слова: стоматологическая помощь, стоматологические кабинеты (отделения) укомплектованность врачами стоматологами, зубными врачами, обеспеченность населения стоматологами всех профилей и зубными врачами
THE CHARACTERISTIC OF STOMATOLOGIC SERVICE MANPOWER IN OMSK OBLAST K.A. Prokopiev1, T.G. Ravdugina2
1The municipal stomatologic polyclinic №4 "Luxdent", Omsk, Russia; 2The Ministry of health of Omsk
oblast, 644050, Russia
The article considers the network and manpower characteristics of stomatologic service in Omsk oblast during 2006-3011. The results are presented concerning statistical analysis of dynamics of manpower size and staffing of specialists in stomatologic rooms (departments) in state (budget) health institutions. The differences are demonstrated concerning the accessibility of stomatologic care to residents of city and rural regions of oblast. Key words: stomatologic care, stomatologic room, staffing of stomatologists and dentists, stomatologic support of population
Стоматологическая помощь является одним из наиболее массовых видов медицинской помощи, широко востребованным населением. В настоящее время в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения она включает терапевтическую, ортопедическую, ортодонтическую и хирургическую стоматологию. В соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения оказанием этих видов стоматологической помощи заняты стоматологические поликлиники для взрослых, детские стоматологические поликлиники, стоматологические отделения (кабинеты) лечебно-профилактических учреждений общей сети, а также функционирующие в системе здравоохранения хозрасчетные стоматологические поликлиники, отделения (кабинеты). Стоматологические кабинеты лечебно-профилактических учреждений нередко базируются децентрализованно: на базе детских поликлиник, женских консультаций, врачебных и фельдшерских здравпунктов, медицинских кабинетов в школах, высших и средних профессиональных образовательных учебных заведениях, отделений многопрофильных стационаров и т. д.
П данным отчетных форм государственного статистического наблюдения "Сведения об учреждениях здравоохранения" (форма № 30), в Омской области на начало 2012 г. стоматологические (зубоврачебные) кабинеты имелись в структуре 80 (70,1%) государственных (бюджетных) учреждений здравоохранения из 114 функционирующих, зубопротезные — в 52 (45,6%), ортодон-тические — в 4 (3,5%). В 2006—2011 гг. зафиксирован прирост числа стоматологических (зубопротезных) кабинетов на 5,3%, зубопротезных на 2,0%. Прирост стоматологических кабинетов преимущественно наблюдался в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения Омска (+16,7%), а зубопротезных, напротив, в медицинских учреждениях муниципальных районов области (+6,7%). Ортодонтические кабинеты размещены в Омске только на базе Тарской ЦРБ.
В связи с наблюдаемым в последние годы процессом сокращения сети учреждений здравоохранения в сельской местности произошло значительное сокращение численности стоматологических (зубоврачебных) и зубопротезных кабинетов с 2006 по 2011 г. на 33,5 и 42,9% соответственно. Таким образом, доступность стоматологической помощи для сельских жителей существенно сократилась. На балансе здравоохранения в регионе имеется лишь 1 передвижная стоматологическая установка, возможности которой для оказания помощи жителям 32 муниципальных районов области ограничены.
В 2006—2011 гг. в регионе существенно сократилась и численность стоматологических кабинетов лечебно-профилактических учреждений, расположенных децентрализованно в общеобразовательных школах с 63 до 55, всего на территории Омской области функ-
К. А. Прокопьев — канд. мед. наук, гл. врач (3812-736-600); Т. Г. Равдугина — д-р мед. наук, начальник отдела (Ravduginatg@ minzdrav.omskportal.ru)
ционируют 803 общеобразовательные школы. Следовательно, стоматологические кабинеты в настоящее время имеются лишь в 6,8% общеобразовательных школ региона. При высших и средних специальных учебных заведениях развернуто только 5 стоматологических кабинетов (4% от общего числа), всего на территории Омской области в настоящее время функционируют 42 учреждения начального, 50 среднего (45 государственных, 5 негосударственных) и 33 учреждениях высшего (20 государственных, 13 негосударственных) профессионального образования. В 2006 г. стоматологические кабинеты имели 5 промышленных предприятий Омска, в 2011 г. — лишь одно. Таким образом, доступность стоматологической помощи по месту занятости для граждан Омской области также существенно снизилась.
У жителей города Омска пока имеются более широкие возможности получения стоматологической помощи в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения, поскольку на территории города функционируют 5 стоматологических поликлиник для взрослых (в том числе областная стоматологическая поликлиника с функциями организационно-методического центра) и 1 детская стоматологическая поликлиника.
Штатная численность врачей-стоматологов всех профилей в 2006—2011 гг. в Омской области сократилась с 839 до 761 должностей, зубных врачей — со 181 до 166,5 должностей. Наибольшее сокращение с 529 до 473,75 штатных должностей отмечено среди стоматологов-терапевтов. при этом преимущественно штатные должности врачей стоматологов-терапевтов сокращались в амбулаторно-поликлинических подразделениях (на 9,9% за период). Численность штатных должностей врачей-стоматологов сократилась с 36 до 15.
Укомплектованность штатных должностей врачей-стоматологов физическими лицами в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения Омской области в настоящее время остается неполной по детской стоматологии (78,8%), хирургической стоматологии (79,5%), терапевтической стоматологии (90,3%), в том числе в амбулаторно-поликлинических подразделениях по перечисленным профилям — 79,4, 78,5, 89,2% соответственно. В сельских муниципальных районах региона укомплектованность штатных должностей врачей-стоматологов всех профилей ниже, чем в областном центре, на начало 2012 г. она составила 78,2% (детских стоматологов 46,6%, стоматологов-хирургов 75%). Укомплектованность штатных должностей зубных врачей в городе составляет 100%, в сельских районах — 94,8%.
По данным отчетных форм государственного статистического наблюдения "Сведения об учреждениях здравоохранения" (форма № 30) в 2006 г. в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения Омской области на утвержденных штатных должностях стоматологов всех профилей работали 697 врачей, 165 зубных врачей и 9 зубных техников, тогда как в 2011 г. 650 врачей, 159 и 8 соответственно. Темпы сокращения физических лиц, занятых на утвержденных штатных
должностях, составили для врачей стоматологов всех профилей 6,7%, для специалистов среднего звена 4%.
По данным отчетных форм государственного статистического наблюдения "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах" (форма № 17), в штате системы государственного (включая муниципальные учреждения) здравоохранения Омской области в 2006 г. находились 974 врача-стоматолога и 458 специалистов среднего звена, в 2011 г. — 893 врача и 400 специалистов среднего звена. Темпы сокращения штатной численности составили для врачей-стоматологов всех профилей 8,3%, для специалистов среднего звена 12,7%. Наиболее существенными оказались темпы сокращения в 2006—2011 гг. штатной численности зубных техников (14,2%), зубных врачей (10,6%), стоматологов-терапевтов (12,2%), стоматологов-ортодонтов (22,5%), стоматологов-ортопедов (7,2%).
Разница по числу оттока стоматологов всех профилей между формой № 30 и формой № 17 составила по 2006 г. 277 человек, по 2011 г. — 243 человека; по числу специалистам среднего звена 284 и 236 человек соответственно.
В отличие от формы № 30 в форме № 17 учитываются физические лица специалистов, занятых как на бюджетных, так и на внебюджетных должностях в учреждениях здравоохранения, а также физические лица врачей-стоматологов, занятых на непрофильных должностях.
Сопоставление изложенных данных позволяет предположить, что отток специалистов стоматологического профиля в 2006—2011 гг. из государственных (бюджетных) учреждений здравоохранения Омской области происходил более интенсивно из хозрасчетных отделений и кабинетов платных услуг. Не исключено, что значительным был отток врачей-стоматологов и из числа занятых на непрофильных должностях.
Обеспеченность населения Омской области врачами-стоматологами всех профилей на протяжении 2006— 2008 гт. составляла в пределах 4,79—4,75 на 10 тыс. населения, в 2011 г. — 4,51, в городе Омске этот показатель составил 5,39 и 4,87 соответственно. В сельских муниципальных районах области показатели обеспеченности населения стоматологами всех профилей оказались бо-
лее чем в 2 раза ниже, чем в городе Омске (2,19 и 2,3 на 10 тыс. населения соответственно). Небольшое повышение показателя считаем обусловленным более высокими темпами убыли населения в сельских районах области за счет естественной убыли и миграционного оттока.
Обеспеченность зубными врачами на 10 тыс. населения города Омска на протяжении 2006—2010 гг. сохранялась практически на одном уровне (0,26), однако в 2011 г. показатель снизился до 0,24. Обеспеченность зубными врачами населения сельских районов области имела тенденцию к росту: 2006 г. 0,67; 2007 г. 0,75; 2008 г. 0,79; 2009 г. 0,82; 2010 г. 0,84; 2011 г. 0,85. Темп роста в 2006—2011 гг. составил 126,9%. В среднем по области показатель обеспеченности зубными врачами составил в 2006 г. 0,45, в 2011 г. — 0,51 на 10 тыс. населения (113,3% за период).
Суммарно обеспеченность стоматологами и зубными врачами населения Омской области составила в 2006 г. 5,24, в 2011 г. 5,9 (112,6%), населения города Омска в 2006 г. 5,65, в 2011 г. 5,11 (90,4%), населения сельских районов области в 2006 г. 2,86, в 2011 г. 3,15 (110,1%).
Выводы
1. Жители сельских районов Омской области имеют меньшую доступность к получению стоматологической помощи, чем жители города Омска.
2. В 2006—2011 гг. регистрировался рост обеспеченности населения сельских районов Омской области врачами-стоматологами и зубными врачами.
3. Обеспеченность населения города Омска врачами-стоматологами и зубными врачами за период наблюдения сократилась на 9,6%.
4. В целях получения более объективных характеристик существующих в условиях рыночной среды различий в доступности стоматологической помощи для жителей города Омска и сельских районов области необходимо изучить территориальную инфраструктуру развернутого в регионе негосударственного сектора стоматологических услуг и выявить различия между городом и сельскими районами области.
Поступила 08.10.12
© Коллектив авторов, 2013 УДК 614.2:616-082
Б. М. Тайц, Г. Н. Кричмар, И. Ю. Стволинский, О. Л. Гоандилевская ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В КРУПНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЕ
ГБОУ ВПО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздравсоцразвития России;
194354, Санкт-Петербург, Учебный пер., 5, Россия
Представлены характеристика и оценка работы модели управления качеством медицинской помощи в крупном многопрофильном стационаре. Приведены результаты работы Санкт-Петербургского ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" по внедрению системы управления качества с 2001 по 2011 г. на основе принципов всеобщего управления качеством медицинского обслуживания и принципов управления качеством международных стандартов ISO и их российских аналогов. Ключевые слова: медицинская помощь, качество медицинской помощи, управление качеством медицинской помощи, стандарт оказания медицинской помощи, принципы менеджмента качества медицинской помощи
THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT IN LARGE MULTITYPE HOSPITAL
B.M. Taiytz, G.N. Kritchmar, I.Yu. Stvolinskiy, O.L. Grandilevskaya
The I.M. Metchnikov North-Western state medical university of Minzdrav of Russia, 194354 St Petersburg
Uchebniy pereulok 5, Russia
The article presents the characteristics and assessment of functioning of model of quality management in large multitype hospital. The results of work of the municipal hospital of Saint Venerable martyr Elizabeth of