Ф I
О §
ГО &
0
I
CD
1 ГО
со
S
го I
I о
!
о
о
£
УДК 343.972 ББК 67.515 С95
A.M. SYSOEV*
CHARACTERISTICS OF ISLAMIC RADICALIZATION IN PRISONS CONVICTED OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: в статье рассматриваются особенности религиозной радикализации в среде осушенных, осуществляемой последователями радикальных течений ислама, а также влияние норм криминальной субкультуры на функционирование радикальных проис-ламских организаций в условиях лишения свободы.
Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, исламская радикализация, тюремная субкультура.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ СЫСОЕВ*
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОЙ РАДИКАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
* Кандидат психологических наук, доцент, начальник факультета повышения квалификации (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
Annotation: this article discusses the features of religious radicalization in a medium convicted undertaken followers of radical islam, as well as the impact of the rules on the functioning of the criminal subculture of radical pro- islamic organizations in custody.
Keywords: sentenced to imprisonment, islamic radicalization, prison subculture.
Разделение по национальному или этническому признаку существует в криминальном мире достаточно давно и во многом объясняется различием культур, которое не смогла стереть даже общность негласных «криминальных» законов, а также идеологических понятий, сформировавшихся в советский период развития общественных отношений. В современной истории, когда отмечается тенденция роста ксенофобии в российском обществе, которая угрожает основам государственного устройства и существованию страны как федеративного государства, возникает актуальная необходимость изучения межнациональных и межконфессиональных отношений в среде лиц, осужденных к лишению свободы, как категории, потенциально склонной к усвоению радикальных идей. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, помещая в места лишения свободы экстремистов, ограничивает их возможность участвовать в противоправной деятельности, но в то же время и сама тюремная среда, в которую попадает экстремист, в силу своей специфики способствует распространению идей насильственного экстремизма среди лиц.
Рассматривая пенитенциарную радикализацию как длительный процесс усвоения идеологии, поддерживающей применение насилия, лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, в отношении представителей иных групп населения, где основным движущим мотивом является ненависть к социально-демографическим или биологическим признакам этих лиц, можно выделить две группы
факторов, способствующих распространению экстремистской идеологии в среде лиц, осужденных к лишению свободы.
1. Постоянные факторы, характерные для пенитенциарной системы в целом: социокультурная изоляция мест лишения свободы; высокий процент лиц, осужденных за насильственные преступления; распространенность среди осужденных психических аномалий; наличие антисоциальных отношений в среде осужденных, подпитываемых особенностями тюремной субкультуры.
2. Переменные факторы, обусловленные оперативной обстановкой в учреждениях уголовно-исполнительной системы: влияние неформальных групп осужденных, созданных на основании этнической, национальной или религиозной принадлежности, на спецконтингент; содержание осужденных сверх лимита наполняемости учреждения; наличие в пенитенциарном учреждении осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера; территориальная расположенность пенитенциарного учреждения, которая обусловливает этническую, национальную и религиозную неоднородность осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Изучение экспертного мнения сотрудников исправительных учреждений показывает, что за последние несколько лет ситуация в области религиозного самосознания осужденных стремительно меняется, причем эта ситуация имеет тревожный характер, в первую очередь ввиду отсутствия контроля со стороны администрации исправительных учреждений и роста числа выявляемых оперативным аппаратом случаев вербовки осужденных в радикальные группы про-исламской направленности. Сегодня наряду с сокращением количества осужденных к лишению свободы происходит увеличение числа мусульман среди осужденных. Нередко осужденные принимают это религиозное мировоззрение, находясь в местах лишения свободы.
Попытки неформального объединения мусульман все чаще отмечаются в исправительных учреждениях, расположенных вдали от традиционного проживания приверженцев ислама, а среди мусульман нередко встречаются представители национальных групп, которые традиционно не олицетворяются со сторонниками этой религии. Причем речь идет не о традиционном исламе, а о его радикальном направлении, приверженцы которого отвергают иноверцев, проявления религиозной толерантности и призывают к созданию государ-
ства, живущего по законам шариата, - халифата.
Американский исследователь Д. Боллес замечает общую тенденцию, способствующую религиозной радикализации в условиях лишения свободы: «Нехватка квалифицированных религиозных услуг в тюрьмах только усиливает угрозу радикализации заключенных. Заключенные, имеющие небольшие знания ислама, порой искажая сущность веры, утверждают себя в качестве лидеров среди других осужденных... В тюрьме ислам сочетает в себе признаки насильственной культуры заключенных с религиозной практикой»1.
Появление приверженцев радикального ислама, собирательно именуемого ваххабизмом, в местах лишения свободы отмечено сотрудниками пенитенциарных учреждений в конце 90-х годов XX века, причем изначально это были осужденные - выходцы с Северного Кавказа, доля которых в местах изоляции существенно выросла после второй чеченской кампании. Как правило, эти осужденные слабо знали нормы Корана, вольно трактуя те или иные суры, таким образом обосновывая необходимость насильственной борьбы с иноверцами. Со временем эта ситуация в исправительных учреждениях начала меняться. Уже в 2000-е годы среди осужденных к лишению свободы стали появляться выходцы из Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Таджикистана, которые, как правило, прошли специальную подготовку по вербовке членов в такого рода организации. Проникновению этих лиц на территорию Российской Федерации способствовали как отсутствие какого-либо контроля над миграционным потоком, так и жесткая репрессивная политика в этих государствах в отношении приверженцев радикального течения ислама. Нередко такие лица, особенно осужденные за проявления криминального экстремизма (преступления экстремистской направленности и террористического характера), отказывались принимать статус «обычного» осужденного и считали себя «военнопленными» (участники незаконных вооруженных формирований, действовавших на территории Северного Кавказа) или «узниками совести», осужденными за свои убеждения (что типично, например, для членов организации «Хиз-бут Тахрир аль Ислами»).
Такое положение способствовало тому, что уже к концу первого десятилетия XXI века в ряде исправительных учреждений сложилась ситуация, когда на нелегальном, а иногда даже полулегальном положении (с ведома администрации
§
CD О
!
CD
С CD
5 Ш
2
Со Ш
С CD
I
С
О ■§
ш §
CD
С CD
Q)
I
Q)
5
ГО
6
0
I
CD
1 ГО
со
S
го I
<D
l
<D
I
О
<D £
исправительного учреждения) функционировали «джамааты» - организованные группы, основанные приверженцами радикальных течений ислама для вербовки в свои ряды осужденных к лишению свободы. Нередко такие неформальные организации осужденных изначально поддерживались администрацией пенитенциарных учреждений, что было вызвано как незнанием целей этого религиозного мировоззрения со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы, так и отсутствием какого-либо прямого противостояния администрации со стороны членов таких объединений на первоначальном этапе становления. В ряде случаев осужденные - сторонники радикального ислама выступали на стороне представителей уголовно-исполнительной системы в противостоянии традициям криминального мира и борьбы с отрицательно настроенным к режиму отбывания наказания спецконтингентом. Подобная двоякость со стороны осужденных -лидеров радикальных происламских групп к официальной власти можно объяснить тем, что они, во-первых, стремятся добиться доверия со стороны представителей администрации для получения льгот и привилегий, одновременно вводя в заблуждение сотрудников относительно истинности своих целей, конспирируя свои связи как внутри учреждения, так и за его пределами; во-вторых, устранение (перевод в другое исправительное учреждение) или прямая дискредитация с помощью администрации учреждения наиболее влиятельных представителей тюремной субкультуры, не терпящих усиления влияния радикальных лидеров, расширяли возможности привлечения осужденных в свои ряды.
Большим подспорьем для вербовки новоявленных мусульман является отрицание идеологами радикального экстремизма ряда понятий тюремной субкультуры относительно подразделения спецконтингента на касты. В связи с этим среди осужденных, принимающих радикальный ислам, нередко встречаются и лица из низшей касты тюремной иерархии - воспринимаемые представителями тюремной субкультуры как «опущенные». Для таких осужденных положительное решение о принятии религиозных воззрений подобного рода может основываться:
- на ожидании поддержки со стороны осужденных-иноверцев, входящих в «умму» (сообщество единоверцев), готовых оказать любую помощь, поделиться материальными благами, защитить от насилия со стороны других осужденных;
- стремлении изменить свое существование в условиях лишения свободы, повысить самооценку и статус в глазах осужденных, поиске
смысла своего существования, изменении своего бытия в условиях ограничений, налагаемых как администрацией, так и самой средой осужденных;
- противопоставлении себя и своего окружения официальной власти и общественному устройству, что является прямым следствием олицетворения осужденным себя с образом изгоя, которого отвергло общество, поместив в места изоляции.
Г. Маранчи на основании исследования, проведенного в тюрьмах Великобритании, пришел к выводу о том, что в тюремной среде ужесточению ограничений, связанных со страхом радикализации заключенных, содействует идентичность последних. Создание атмосферы подозрительности вокруг заключенных, исповедующих ислам, приводит последних к чувству разочарования и депрессии, ощущению враждебности вокруг себя, что способствует обращению лица к крайним формам вероучения, стремлению объединиться в группу единомышленников. По итогам своего исследования Г. Маранчи не только не нашел никаких свидетельств тому, что мусульманские священники способствуют радикализации английских заключенных, но и отметил, что, наоборот, допуск имамов в пенитенциарную систему имеет чрезвычайно важное значение для предотвращения опасных форм экстремизма2.
Отмечая важность религиозного просвещения осужденных к лишению свободы, следует согласиться с канадским криминологом А. Вил-нером: «Мы должны обеспечить достаточно квалифицированных имамов для тюрем, чтобы исключить риск, что радикальные заключенные будут использовать недостаток руководства с целью увлечь восприимчивую аудиторию для превращения вероучения в идеологию. В частности, решение приостановить доступ к определенным программам телевидения или газетам религиозного содержания в тюрьмах строгого режима произвело противоположный результат. Отсутствие свободы выражения создает благодатную аудиторию для распространения идей, призывающих к насилию. Религиозные лекции могут быть предложены для обеспечения того, чтобы заключенные получали полный, а не избирательный курс своей новой веры и практики»3.
В настоящее время говорить о массовом переходе осужденных к радикальным формам ислама в отечественных исправительных учреждениях, по нашему мнению, преждевременно, однако тенденции преступности экст-
ремистской направленности, рост числа вы- лизации в условиях лишения свободы, и неявленных случаев формирования групп рели- достатки государственной системы в облас-гиозной направленности, обладающих дест- ти противодействия этому явлению не вну-руктивным потенциалом, среди осужденных, шают оптимизма. а также факторы, способствующие радика-
Список использованной литературы
1 Ballas D. Prisoner Radicalization // FBI Law Enforcement Bulletin. 2010. № 10. P. 6.
2 Marranci G. Faith, Ideology and Fear: Muslim Identities Within and Beyond Prisons. London, 2009.
3 Wilner A. Getting ahead of prison radicalization. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/opinion/ getting-ahead-of-prison-radicalization/ (дата обращения: 24.10.2013).
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.