Научная статья на тему 'Характеристика исламской радикализации осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации'

Характеристика исламской радикализации осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / SENTENCED TO IMPRISONMENT / ИСЛАМСКАЯ РАДИКАЛИЗАЦИЯ / ISLAMIC RADICALIZATION / ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА / PRISON SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоев Александр Михайлович

в статье рассматриваются особенности религиозной радикализации в среде осужденных, осуществляемой последователями радикальных течений ислама, а также влияние норм криминальной субкультуры на функционирование радикальных происламских организаций в условиях лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сысоев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ISLAMIC RADICALIZATION IN PRISONS CONVICTED OF THE RUSSIAN FEDERATION

this article discusses the features of religious radicalization in a medium convicted undertaken followers of radical islam, as well as the impact of the rules on the functioning of the criminal subculture of radical proislamic organizations in custody.

Текст научной работы на тему «Характеристика исламской радикализации осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации»

Ф I

О §

ГО &

0

I

CD

1 ГО

со

S

го I

I о

!

о

о

£

УДК 343.972 ББК 67.515 С95

A.M. SYSOEV*

CHARACTERISTICS OF ISLAMIC RADICALIZATION IN PRISONS CONVICTED OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье рассматриваются особенности религиозной радикализации в среде осушенных, осуществляемой последователями радикальных течений ислама, а также влияние норм криминальной субкультуры на функционирование радикальных проис-ламских организаций в условиях лишения свободы.

Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, исламская радикализация, тюремная субкультура.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ СЫСОЕВ*

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОЙ РАДИКАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

* Кандидат психологических наук, доцент, начальник факультета повышения квалификации (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru.

Annotation: this article discusses the features of religious radicalization in a medium convicted undertaken followers of radical islam, as well as the impact of the rules on the functioning of the criminal subculture of radical pro- islamic organizations in custody.

Keywords: sentenced to imprisonment, islamic radicalization, prison subculture.

Разделение по национальному или этническому признаку существует в криминальном мире достаточно давно и во многом объясняется различием культур, которое не смогла стереть даже общность негласных «криминальных» законов, а также идеологических понятий, сформировавшихся в советский период развития общественных отношений. В современной истории, когда отмечается тенденция роста ксенофобии в российском обществе, которая угрожает основам государственного устройства и существованию страны как федеративного государства, возникает актуальная необходимость изучения межнациональных и межконфессиональных отношений в среде лиц, осужденных к лишению свободы, как категории, потенциально склонной к усвоению радикальных идей. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, помещая в места лишения свободы экстремистов, ограничивает их возможность участвовать в противоправной деятельности, но в то же время и сама тюремная среда, в которую попадает экстремист, в силу своей специфики способствует распространению идей насильственного экстремизма среди лиц.

Рассматривая пенитенциарную радикализацию как длительный процесс усвоения идеологии, поддерживающей применение насилия, лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, в отношении представителей иных групп населения, где основным движущим мотивом является ненависть к социально-демографическим или биологическим признакам этих лиц, можно выделить две группы

факторов, способствующих распространению экстремистской идеологии в среде лиц, осужденных к лишению свободы.

1. Постоянные факторы, характерные для пенитенциарной системы в целом: социокультурная изоляция мест лишения свободы; высокий процент лиц, осужденных за насильственные преступления; распространенность среди осужденных психических аномалий; наличие антисоциальных отношений в среде осужденных, подпитываемых особенностями тюремной субкультуры.

2. Переменные факторы, обусловленные оперативной обстановкой в учреждениях уголовно-исполнительной системы: влияние неформальных групп осужденных, созданных на основании этнической, национальной или религиозной принадлежности, на спецконтингент; содержание осужденных сверх лимита наполняемости учреждения; наличие в пенитенциарном учреждении осужденных за преступления экстремистской направленности и террористического характера; территориальная расположенность пенитенциарного учреждения, которая обусловливает этническую, национальную и религиозную неоднородность осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Изучение экспертного мнения сотрудников исправительных учреждений показывает, что за последние несколько лет ситуация в области религиозного самосознания осужденных стремительно меняется, причем эта ситуация имеет тревожный характер, в первую очередь ввиду отсутствия контроля со стороны администрации исправительных учреждений и роста числа выявляемых оперативным аппаратом случаев вербовки осужденных в радикальные группы про-исламской направленности. Сегодня наряду с сокращением количества осужденных к лишению свободы происходит увеличение числа мусульман среди осужденных. Нередко осужденные принимают это религиозное мировоззрение, находясь в местах лишения свободы.

Попытки неформального объединения мусульман все чаще отмечаются в исправительных учреждениях, расположенных вдали от традиционного проживания приверженцев ислама, а среди мусульман нередко встречаются представители национальных групп, которые традиционно не олицетворяются со сторонниками этой религии. Причем речь идет не о традиционном исламе, а о его радикальном направлении, приверженцы которого отвергают иноверцев, проявления религиозной толерантности и призывают к созданию государ-

ства, живущего по законам шариата, - халифата.

Американский исследователь Д. Боллес замечает общую тенденцию, способствующую религиозной радикализации в условиях лишения свободы: «Нехватка квалифицированных религиозных услуг в тюрьмах только усиливает угрозу радикализации заключенных. Заключенные, имеющие небольшие знания ислама, порой искажая сущность веры, утверждают себя в качестве лидеров среди других осужденных... В тюрьме ислам сочетает в себе признаки насильственной культуры заключенных с религиозной практикой»1.

Появление приверженцев радикального ислама, собирательно именуемого ваххабизмом, в местах лишения свободы отмечено сотрудниками пенитенциарных учреждений в конце 90-х годов XX века, причем изначально это были осужденные - выходцы с Северного Кавказа, доля которых в местах изоляции существенно выросла после второй чеченской кампании. Как правило, эти осужденные слабо знали нормы Корана, вольно трактуя те или иные суры, таким образом обосновывая необходимость насильственной борьбы с иноверцами. Со временем эта ситуация в исправительных учреждениях начала меняться. Уже в 2000-е годы среди осужденных к лишению свободы стали появляться выходцы из Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Таджикистана, которые, как правило, прошли специальную подготовку по вербовке членов в такого рода организации. Проникновению этих лиц на территорию Российской Федерации способствовали как отсутствие какого-либо контроля над миграционным потоком, так и жесткая репрессивная политика в этих государствах в отношении приверженцев радикального течения ислама. Нередко такие лица, особенно осужденные за проявления криминального экстремизма (преступления экстремистской направленности и террористического характера), отказывались принимать статус «обычного» осужденного и считали себя «военнопленными» (участники незаконных вооруженных формирований, действовавших на территории Северного Кавказа) или «узниками совести», осужденными за свои убеждения (что типично, например, для членов организации «Хиз-бут Тахрир аль Ислами»).

Такое положение способствовало тому, что уже к концу первого десятилетия XXI века в ряде исправительных учреждений сложилась ситуация, когда на нелегальном, а иногда даже полулегальном положении (с ведома администрации

§

CD О

!

CD

С CD

5 Ш

2

Со Ш

С CD

I

С

О ■§

ш §

CD

С CD

Q)

I

Q)

5

ГО

6

0

I

CD

1 ГО

со

S

го I

<D

l

<D

I

О

<D £

исправительного учреждения) функционировали «джамааты» - организованные группы, основанные приверженцами радикальных течений ислама для вербовки в свои ряды осужденных к лишению свободы. Нередко такие неформальные организации осужденных изначально поддерживались администрацией пенитенциарных учреждений, что было вызвано как незнанием целей этого религиозного мировоззрения со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы, так и отсутствием какого-либо прямого противостояния администрации со стороны членов таких объединений на первоначальном этапе становления. В ряде случаев осужденные - сторонники радикального ислама выступали на стороне представителей уголовно-исполнительной системы в противостоянии традициям криминального мира и борьбы с отрицательно настроенным к режиму отбывания наказания спецконтингентом. Подобная двоякость со стороны осужденных -лидеров радикальных происламских групп к официальной власти можно объяснить тем, что они, во-первых, стремятся добиться доверия со стороны представителей администрации для получения льгот и привилегий, одновременно вводя в заблуждение сотрудников относительно истинности своих целей, конспирируя свои связи как внутри учреждения, так и за его пределами; во-вторых, устранение (перевод в другое исправительное учреждение) или прямая дискредитация с помощью администрации учреждения наиболее влиятельных представителей тюремной субкультуры, не терпящих усиления влияния радикальных лидеров, расширяли возможности привлечения осужденных в свои ряды.

Большим подспорьем для вербовки новоявленных мусульман является отрицание идеологами радикального экстремизма ряда понятий тюремной субкультуры относительно подразделения спецконтингента на касты. В связи с этим среди осужденных, принимающих радикальный ислам, нередко встречаются и лица из низшей касты тюремной иерархии - воспринимаемые представителями тюремной субкультуры как «опущенные». Для таких осужденных положительное решение о принятии религиозных воззрений подобного рода может основываться:

- на ожидании поддержки со стороны осужденных-иноверцев, входящих в «умму» (сообщество единоверцев), готовых оказать любую помощь, поделиться материальными благами, защитить от насилия со стороны других осужденных;

- стремлении изменить свое существование в условиях лишения свободы, повысить самооценку и статус в глазах осужденных, поиске

смысла своего существования, изменении своего бытия в условиях ограничений, налагаемых как администрацией, так и самой средой осужденных;

- противопоставлении себя и своего окружения официальной власти и общественному устройству, что является прямым следствием олицетворения осужденным себя с образом изгоя, которого отвергло общество, поместив в места изоляции.

Г. Маранчи на основании исследования, проведенного в тюрьмах Великобритании, пришел к выводу о том, что в тюремной среде ужесточению ограничений, связанных со страхом радикализации заключенных, содействует идентичность последних. Создание атмосферы подозрительности вокруг заключенных, исповедующих ислам, приводит последних к чувству разочарования и депрессии, ощущению враждебности вокруг себя, что способствует обращению лица к крайним формам вероучения, стремлению объединиться в группу единомышленников. По итогам своего исследования Г. Маранчи не только не нашел никаких свидетельств тому, что мусульманские священники способствуют радикализации английских заключенных, но и отметил, что, наоборот, допуск имамов в пенитенциарную систему имеет чрезвычайно важное значение для предотвращения опасных форм экстремизма2.

Отмечая важность религиозного просвещения осужденных к лишению свободы, следует согласиться с канадским криминологом А. Вил-нером: «Мы должны обеспечить достаточно квалифицированных имамов для тюрем, чтобы исключить риск, что радикальные заключенные будут использовать недостаток руководства с целью увлечь восприимчивую аудиторию для превращения вероучения в идеологию. В частности, решение приостановить доступ к определенным программам телевидения или газетам религиозного содержания в тюрьмах строгого режима произвело противоположный результат. Отсутствие свободы выражения создает благодатную аудиторию для распространения идей, призывающих к насилию. Религиозные лекции могут быть предложены для обеспечения того, чтобы заключенные получали полный, а не избирательный курс своей новой веры и практики»3.

В настоящее время говорить о массовом переходе осужденных к радикальным формам ислама в отечественных исправительных учреждениях, по нашему мнению, преждевременно, однако тенденции преступности экст-

ремистской направленности, рост числа вы- лизации в условиях лишения свободы, и неявленных случаев формирования групп рели- достатки государственной системы в облас-гиозной направленности, обладающих дест- ти противодействия этому явлению не вну-руктивным потенциалом, среди осужденных, шают оптимизма. а также факторы, способствующие радика-

Список использованной литературы

1 Ballas D. Prisoner Radicalization // FBI Law Enforcement Bulletin. 2010. № 10. P. 6.

2 Marranci G. Faith, Ideology and Fear: Muslim Identities Within and Beyond Prisons. London, 2009.

3 Wilner A. Getting ahead of prison radicalization. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/opinion/ getting-ahead-of-prison-radicalization/ (дата обращения: 24.10.2013).

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.