МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
30-35%, а на индивидуальное протезирование - только 2,5%. Хотя с точки зрения косметического эффекта нуждаются в нем практически все 100% пациентов [1, с. 50-51].
Реализация мер по реабилитации предусматривает использование инвалидами специальных технических средств. Тифлотехнические средства предоставляются инвалидам по зрению 1-2 групп, а так же детям-инвалидам дошкольного, школьного и подросткового возрастов со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями функции зрения, обуславливающими ограничения основных категорий жизнедеятельности для полной или частичной компенсации способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации.
Применение тифлотехнических средств, наряду с другими реабилитационными мерами, формирует предпосылки для достижения слепыми и слабовидящими лицами равных (со зрячими) возможностей для получения общего и профессионального образования, разностороннего развития, повышения культурного уровня, активного участия инвалидов по зрению в современном производстве и общественной жизни [1, с. 75]. Как видим, как в процессе реабилитации инвалидов других категорий, так и в процессе реабилитации слабовидящих инвалидов, также могут применяться различные технические средства.
Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека как способность к передвижению ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, преодолению страха. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза -гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых [3, с. 106]. Как можно увидеть, занятия спортом, физической культурой и танцами, также могут принести массу положительных результатов в процессе реабилитации, развивая как способности к ориентации и передвижениям, так и волю, целеустремленность и т.д.
Список использованной литературы:
1. Диденко Л.Н., Малюков П.И., Азанова Л.Е., Лаврентьева И.Л. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 4. - С. 73-76.
2. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №
2. - C. 50-53.
3. Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. - С. 104-115.
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
УДК 316.35
Кильсенбаев Э.Р.
Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Раскрывается медицинская и социальная модель инвалидности.
Ключевые слова
Инвалид, инвалидность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности.
Инвалидность, относится к числу основных социальных проблем современности. В связи с этим, эта проблема может являться непосредственным объектом внимания ученых, так же она является одним из основных объектов социальной политики.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в России почти 13 миллионов инвалидов. Чуть менее 9% населения. Качество жизни людей с ограниченными возможностями - весьма невысокое. Между людьми с инвалидностью и остальным миром - пропасть. Многие люди с ограниченными возможностями вынуждены жить в четырех стенах, довольствоваться маленькой пенсией и в одиночку справляться со своими проблемами [2].
В научной теории и практике существуют различные модели инвалидности. Так, медицинская модель инвалидности характеризует инвалидность как медицинское явление. Согласно этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать. Следует обратить внимание на то, что с этой позиции инвалидам предоставляется комплексная помощь. Но, в то же время, данная модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, отделяет от нормального социума, усугубляет его неравный социальный статус [2, с. 23]. Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое отражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества. Таким образом, в медицинском подходе к инвалидности внимание акцентируется на зависимость, а сам подход - на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении [3, с. 86].
Инвалидность как социальную проблему характеризует социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как итог отношения общества к их особым потребностям. При этом ограниченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться снизить последствия своей проблемы, но чувство ограниченности возможностей связано у него не с наличием самого недуга, а наличием физических, юридических, отношенческих препятствий, созданных обществом. Вместо того, чтобы акцентировать больше внимания на инвалидность людей, сторонники социальной модели инвалидности сосредотачиваются на степени их здоровья [2, с. 24]. Авторство социальной модели принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями [3, с. 87].
Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Данная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида [3, с. 88].
Список использованной литературы:
1. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ
2. Зак Г.Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы. // Специальное образование, 2008. № 10. - С. 22-24.
3. Коростелева Н.А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
инвалидам. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. № 8. - С. 81-94. 4. Официальный сайт Радио свобода. Выйти за шлагбаум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org/a/28141303.html (дата обращения: 24.11.2016).
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
УДК 316.35
Кильсенбаев Э.Р.
Студент 4 курса факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА НА РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация
В статье предпринимается попытка дать характеристику положения пожилого человека на рынке труда. Приводятся статистические данные, результаты исследований.
Ключевые слова
Пожилой человек, занятость, стереотип, социально-трудовой потенциал
К пожилым людям, относят группу людей старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55-64 года); старые (65-74 года); очень старые (75-84 года); престарелые (старше 85 лет). В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90- или 100-летний рубеж. [1, с. 16-17]
Так, по данным Росстата в России насчитывалось в 2010 г. - 31186,1 тыс. чел., в 2013 г. - 33099,6 тыс., в 2015 г. - 35163,4 тыс. пожилых людей, или 24 % от всего населения. Исходя из данных, можно утверждать, что тенденция к увеличению числа пожилых очевидна. В Башкортостане насчитывалось 902, тыс. людей пожилого возраста или 22,2 % от населения всей республики. [2]
В одном из последних международных рейтингов, учитывающим численность людей 60 лет и старше в 192 государствах, - Россия находится на 44-м месте [3, с. 19].
В России в 2014 году уровень занятости лиц пожилого возраста составлял 29,4 % [2]. В Башкортостане, этот показатель составил 21,5 %, что является одним из самых низких по стране. Лидером по данному показателю является Чукотский автономный округ-66,4 %. [2] Такая разница может иметь следующие объяснения: в субъектах и округах РФ разное соотношение мужчин и женщин в возрасте старше трудоспособного; дифференцированный уровень безработицы; различия в структуре и технологическом уровне производства, уровня их образования [3, с. 59]. В США и Швейцарии занятость пожилых вдвое больше (в США — почти 60%, в Швейцарии — около 65%) [3, с. 77]. Как видим, уровень занятости пожилых обусловлен целым рядом причин.
Как показывают исследования, в России многие, сохранившие здоровье и социальную активность представители старшего поколения, прекращают трудовую деятельность не столько по своему желанию, сколько под давлением работодателей, коллектива, а также сложившихся общественных стереотипов [3, с. 78]. Можно сказать, что одной из причин низкой занятости пожилых, является сложившиеся клише и отношение со стороны руководства.
Н.И. Шаталова пишет, что «в возрасте 50 лет и старше можно выделить две группы, различающиеся динамикой трудового потенциала. К первой относятся пожилые люди, у которых понижены сенсорно-моторные характеристики и творческие способности, в результате падают профессиональная самооценка и удовлетворенность трудом. Во второй группе сосредоточены люди сохраняющие потенциал, обогащаемый