ИННОВАТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371 И.Е. Карпова
Курганский государственный университет
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье приводится характеристика различных интерактивных методов, применяемых при обучении студентов инженерно-технических специальностей.
Ключевые слова: интерактивный метод, тренинг, работа в группах, тест, мини-лекция, творческие задания.
I. Е. Karpova Kurgan State University
CHARACTERISTICS OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING
Annotation
In the article characteristic of different interactive methods of teaching used in the learning process of students who study engineering and technical specialties are considered.
Key words: an interactive method, a training, work in groups, test, mini-lectures, creative tasks.
Введение
В настоящее время многие абитуриенты, поступающие на инженерно-технические специальности, не изучают в школе черчение, имеют слабые знания по геометрии, не обладают навыками пространственного представления предметов. В связи с этим студентам первого курса очень сложно дается изучение таких графических дисциплин, как начертательная геометрия и инженерная графика. Чтобы помочь им адаптироваться, на кафедре постоянно рассматриваются и применяются различные формы и методы обучения, направленные на повышение интереса к изучению дисциплины, развитию самостоятельности и творческой активности.
По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Главной задачей в процессе развития личности является не управление ею, а умение чутко контролировать процесс её развития, применяя различные интерактивные методы обучения. «Inter»—«взаимный», «act»—действовать. Взаимное действие. Сотворчество. Новая методика способствует внедрению в процесс обучения взаимодействия преподавателя и обучающихся в диалогическом общении.
Агис Цурос сказал: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».
Интерактивность. Взаимное действие. Обучение, опирающееся на подключение к процессу познания всех студентов группы без исключений. Одна из самых прогрессивных моделей образовательного общения, характеризуемая равным взаимодействием участников обучения, возможностью взаимного контроля и оценки знаний, со-
вместным использованием накопленного группового опыта, когда каждый из участников может внести свой собственный, индивидуальный вклад в процесс взаимного обмена знаниями.
Интерактивные методы обучения не только позволяют студентам проявлять инициативу в освоении материала, но и стимулируют их к этому, развивая способности к самостоятельному поиску решений поставленных задач.
Рассмотрим несколько примеров интерактивных методов обучения, возможных к применению для обучения студентов технических специальностей. Это может быть:
1. Тренинг
2. Работа в группах
3. Контрольный лист или тест
4. Мини-лекция
5. Творческие задания.
1. Тренинг
Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Под тренингами понимают обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе решения специальных заданий обучающиеся имеют возможность развить и закрепить полученные ими знания и навыки.
Для успешного проведения данного обучения необходимы следующие условия:
- готовность студента учиться;
- применение различных методов и форм обучения;
- использование повторения для закрепления знаний.
Тренинг позволяет дать его участникам недостающую
информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению оппонентов. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
2. Работа в малых группах
Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Этот метод обучения максимально приближает студента к работе в трудовом коллективе, где каждый выполняет определенную часть работы.
Примером использования данного метода может являться составление сборочного чертежа. При этом каждый участник группы выполняет работу в соответствии со своим уровнем подготовки. Студенты должны не только выполнить чертежи всех деталей, но и проверить шероховатость сопрягаемых деталей, размеры резьбовых соединений, отверстий и т.д. Качество выполненного задания зависит от всех участников группы, что накладывает на учащихся определенную долю ответственности, так как ошибка одного участника группы приведет к неправильному выполнению задания всего коллектива.
3. Тестирование
Метод тестирования необходим для определения информированности студентов в том или ином разделе изучаемой дисциплины. Формулировка вопросов теста должна быть корректна: тест составлен грамотно и четко. Получив тест, студенты должны внимательно прочитать
СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 7
89
его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе.
Каждый тест, предоставленный студенту, содержит вопросы соответствующих разделов учебно-методического комплекса. Каждый последующий тест может содержать вопросы предыдущих тестов. Итоги обычного тестирования подводят после совместного обсуждения ответов участниками и преподавателем.
Итоговый тест включает в себя вопросы всех разделов изучаемой дисциплины. Его результат является базовой оценкой теоретической части изучаемого курса.
4. Мини-лекция
Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала, где каждому термину дается четкое определение. Важно ссылаться на авторитетные источники и подчеркивать, что все сказанное - не придумано вами, а изучено и описано специалистами в данной области.
Теория лучше объясняется по принципу «от общего к частному». Перед тем, как перейти к следующему вопросу, необходимо подытожить сказанное.
По окончании выступления необходимо обсудить все возникшие у участников вопросы, сделать выводы об использовании полученной информации на практике при решении поставленных задач.
5. Творческие задания
Творческими заданиями будем считать такие задачи, которые требуют от студента не просто воспроизведения изученной информации, а дают возможность индивидуально подойти к решению заданного вопроса. Творческие задания могут иметь множество решений, следовательно, обучение направлено не только на закрепление пройденного материала, но и на изучение нового, в том числе и самостоятельно.
Примером творческого задания для студентов технических специальностей по дисциплине «Инженерная графика» может служить разработка чертежа детали, удаленной преподавателем со сборочного чертежа.
Для выполнения поставленной задачи студенту необходимо:
а) ознакомиться с принципом работы сборочной единицы;
б) определить назначение отсутствующей детали по прилагаемой технической документации;
в) предложить конструкцию недостающей детали;
г) определить габаритные размеры;
д) указать технологические и конструктивные особенности детали (фаски, проточки, резьбы и т.п.);
е) подобрать материал детали и чистоту обработки поверхностей (шероховатость);
ж) выполнить чертеж отсутствующей детали.
Заключение
В данной статье был проведен анализ следующих интерактивных методов обучения студентов: тренинг, работа в группах, тест, мини-лекция, творческие задания. Применительно к дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» были предложены различные реализации этих методик с учетом особенностей изучения данного предмета. Данные реализации были опробованы и успешно применены в процессе обучения студентов инженерно-технических специальностей.
Список литературы
1. Абрамов А.М., Грабельников М.В. и др. Российское образование в XXI
веке: новые рубежи. - М.: Наука, 2001.
2. Корнеева Л.И., Современные интерактивные методы в системе
повышения квалификации руководящих кадров в Германии:
зарубежный опыт// Университетское управление. - 2004. - № 4.
3. Подымов Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятель-
ность. - М.: Наука, 1997.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход. - М.: Наука, 1991.
5. Смолкин A.M. Методы активного обучения. - М.:Наука, 1999.
6. Современные технологии обучения: Методическое пособие по
использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Авентовой и Л.И.Косовой. - СПб.: Полиграф-С, 2002.
УДК 629. 113. 004 Н.Н. Рыбин
Курганский государственный университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ»
Аннотация
Статья посвящена вопросам совершенствования методики проведения лабораторных занятий учебной дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Внесённые предложения по изменению структуры лабораторного комплекса и методики обучения позволяют студентам эффективно осваивать приёмы и практические навыки проектирования технологических процессов обслуживания автомобилей с применением современных компьютерных технологий.
Ключевые слова: лабораторный комплекс, методика, совершенствование, обучение, технологический процесс, проектирование, компьютерная технология.
N.NRybin
Kurgan State University
THE IMPROVEMENT OF THE LABORATORY COMPLEX OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «TECHNICAL MAINTENANCE OF CARS»
Annotation
The article deals with the problems of the improvement of methods of teaching of laboratory researches in the educational discipline «Technical Maintenance of Cars», in speciality of «Cars and Automobile Economy».
Submitted proposals on changing of the structure of the laboratory complex and methods of teaching give students an opportunity to master effectively the ways and practical skills of designing of technological processes of servicing cars, using modern computer technologies.
Key words: A laboratory complex, a method, an improvement, teaching, the technological process, designing, computer technology.
Введение
Основная цель технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) как подсистемы автомобильного транспорта -обеспечение службы перевозок работоспособным подвижным составом (ПС) - достигается за счёт проведения по нему ряда технических воздействий по определённым технологиям, а именно: технических обслуживаний (ТО), направленных на поддержание исправного состояния, и ре-
90
ВЕСТНИК КГУ. 2012. № 2 (24)