Научная статья на тему 'Характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами'

Характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАННОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / A DUTY / THE NONCOMMERCIAL ORGANIZATION / REGISTRATION / THE CONTROL / CONTROLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хубецов Марлен Яковлевич

В представленной статье анализируется характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами Автор делает вывод, что в целях осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, федеральный орган в сфере регистрации некоммерческой организации наделяется определенными полномочиями. Существенным является правило, согласно которому компетентный орган вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, не чаще одного раза в год, что защищает права некоммерческих организаций от произвола государственных органов при проведении контроля за их деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of civil-law duties of the noncommercial organisations at monitoring procedure by state structures

In presented clause the characteristic of legal duties of the noncommercial organizations is analyzed at monitoring procedure by the state bodies the Author does a conclusion, that with a view of control of conformity of activity of the noncommercial organization to the purposes stipulated by its constituent documents, and to the legislation of the Russian Federation, the federal body in sphere of registration of the noncommercial organization is allocated with the certain powers. The rule according to which the competent body has the right to spend checks of conformity of activity of the noncommercial organization, including on an expenditure of money resources and use of other property, the purposes stipulated by its constituent documents, not more often an once in a year that protects the rights of the noncommercial organizations from an arbitrariness of the state bodies at monitoring procedure behind their activity is essential.

Текст научной работы на тему «Характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами»

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Хубецов Марлен Яковлевич, соискатель СевероОсетинского Государственного Университета, старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права.

Аннотация. В представленной статье анализируется характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами Автор делает вывод, что в целях осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, федеральный орган в сфере регистрации некоммерческой организации наделяется определенными полномочиями. Существенным является правило, согласно которому компетентный орган вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, не чаще одного раза в год, что защищает права некоммерческих организаций от произвола государственных органов при проведении контроля за их деятельностью.

Ключевые слова: обязанность, некоммерческая организация, регистрация, контроль, органы управления.

THE CHARACTERISTIC OF CIVIL-LAW DUTIES OF THE NONCOMMERCIAL ORGANISATIONS AT MONITORING PROCEDURE BY STATE STRUCTURES

Marlen Khubetsov, candidate degree seeker of the North-Ossetian State University, senior lecturer of Civil and Entrepreneurial Law Department.

Annotation. In presented clause the characteristic of legal duties of the noncommercial organizations is analyzed at monitoring procedure by the state bodies the Author does a conclusion, that with a view of control of conformity of activity of the noncommercial organization to the purposes stipulated by its constituent documents, and to the legislation of the Russian Federation, the federal body in sphere of registration of the noncommercial organization is allocated with the certain powers.

The rule according to which the competent body has the right to spend checks of conformity of activity of the noncommercial organization, including on an expenditure of money resources and use of other property, the purposes

stipulated by its constituent documents, not more often an once in a year that protects the rights of the noncommercial organizations from an arbitrariness of the state bodies at monitoring procedure behind their activity is essential. Keywords: a duty, the noncommercial organization, registration, the control, controls.

Субъективная обязанность - мера должного поведения любого участника гражданского правоотношения. Сущность обязанностей состоит в выполнении лицом определенных действий или воздержания от совершения действий (так называемые бездействия). В п.1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях в общих чертах обозначены условия о том, что некоммерческие организации могут от своего имени «нести обязанности».1

Обязанности можно рассматривать как круг (совокупность) действий, возложенных законом, судом или самостоятельно на некоммерческую организацию и безусловных для выполнения. Учитывая обязательность выполнения действий, законодатель наряду с термином «обязан» употребляет формулировку «должен...». Например, некоммерческая организация

должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Можно представить следующую систему субъективных обязанностей.

В зависимости от интереса или материальности основания можно выделить две группы обязанностей:

- первая - имущественные обязанности, то есть обязанности, в основе выполнения которых лежит материальный субстрат, или результат деятельности затрагивает имущественные интересы субъекта. Например, к таковым относятся обязанности платить налоги, определять судьбу имущества при ликвидации, использовать пожертвования по назначению, не распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности среди участников и т.д.2

- вторая - обязанности, осуществляемые некоммер-

ческими организациями в нематериальной (неимущественной) сфере. Такие обязанности лишены экономического содержания. К таковым, например, относятся следующие обязанности: ежегодно

представлять в уполномоченные органы финансовую отчетность; информацию о деятельности; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; вести надлежащим образом документы.

Субъективные обязанности можно разграничить по источнику закрепления, это:

- обязанности, установленные в законодательных и подзаконных актах, так, например, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Требования о необходимости закрепления в наименовании основного предмета деятельности членов ассоциации и терминов «ассоциация» или «союз» предусмотрены в п.5 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях.

В данном случае необходимо отметить усиление со стороны государства контрольных функций, что стало

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)//СЗ РФ, 1996. - №3. ст. 145.

2 Белов В.А. Гражданское право. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. -С. 189.

возможным благодаря новым редакциям ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и ст. 38 Закона об общественных объединениях.3

Усиленный контроль со стороны государства связан с имеющей место на практике незаконной банковской или незаконной предпринимательской деятельностью; уклонением от налогообложения в особо крупных размерах структур, созданных под видом некоммерческих организаций.

По нашему мнению, введенный законодателем государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, расходованием денежных средств, использованием имущества некоммерческими организациями может вылиться в последующем в административный диктат.

Обязанности, закрепленные в учредительных документах.

Требования, установленные в учредительных документах обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией. Такое правило предусмотрено в п.2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. Например, в учредительных документах некоммерческой организации, основанной на членстве, должны определяться права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации т.д.4

Специальные нормы касаются фондов. Так, устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Обязанности, зафиксированные в договоре. Некоммерческая организация, как активный участник гражданского оборота принимает участие в различных гражданско-правовых сделках. Принцип свободы договора позволяет субъектам самостоятельно определять условия сделки.

Обязанности, вытекающие из обычаев делового оборота. Правила ст.5 ГК РФ применимы к действиям некоммерческих организаций, как равноправным участникам гражданских отношений, тем более, участвующим в разрешенной законом предпринимательской деятельности.5

Источнику закрепления обязанностей некоммерческих организаций придается особое значение.

В литературе имеются различные высказывания относительно неуре-гулированности вопроса управления в некоммерческих организациях. Например, А. Тюкав-кин-Плотников считает, что прямое толкование ст. 28 Закона о некоммерческих организациях позволяет сделать вывод о том, что учредительными документами некоммерческой организации могут быть предусмотрены лишь те органы управления, создание которых предусмотрено федеральными законами.6

3 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)// СЗ РФ, 1995. - № 21. ст. 1930.

4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)//СЗ РФ, 1996. - № 3. ст. 145.

5 Гражданское право: Учебник Ч. 1. / Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. - М., 1997. - С. 87.

6 Тюкавкин-Плотников А. Исключение учредителей учреждения

// ЭЖ-Юрист, 2005. - № 35. - С. 15.

По мнению О.А. Серовой: «Основной проблемой многих некоммерческих организаций является отсутствие детальной правовой регламентации их деятельности, в том числе и на локальном уровне». Действительно, наиболее полная система управлении и регламентация полномочий соответствующих органов прописана для потребительских кооперативов всех видов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, то есть тех структур, на чью деятельность не распространяются нормы закона «О некоммерческих организациях».7

Таким образом, в целях обеспечения формирования органов управления, исполнительных и контрольноревизионных органов некоммерческих организаций предлагается пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изложить в следующей редакции: «Число учредителей некоммерческой организации должно быть не менее пяти, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация не может быть учреждена одним лицом».

Обязанности по характеру направленности можно разграничить на две группы:

- первая - обязанности внешней направленности. Обязанности публичного характера, например, фонды и государственные корпорации обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Обязанности, направленные на выполнение действий в пользу контрагентов по гражданско-правовым сделкам. Следствием ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства по сделке будет возмещение убытков и неустойки.

- вторая - обязанности внутренней направленности, то есть обязанности, касающиеся взаимоотношений с участниками (учредителями, членами) самой некоммерческой организации. Обязанности коррелируют правам. Согласно п.3 ст.8 Закона о некоммерческих организациях члены некоммерческого партнерства вправе получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке. Соответственно, органы некоммерческого партнерства, представляющие интересы организации и действующие от ее лица добросовестно и разумно обязаны предоставить необходимую информацию.

Неисполнение обязанностей, установленных законом, учредительным договором имеет негативные правовые последствия.

Так, нормы действующего законодательства позволяют сделать некоторые выводы о том, какие основные направления предпринимательской деятельности вправе осуществлять некоммерческие юридические лица. В соответствие с п.2 ст.24 Закона о некоммерческих организациях такой деятельностью признаётся приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Отсюда следует, что иными видами предпринимательской деятельности некоммерческие организации заниматься не вправе, так как перечень представлен исчерпывающим образом.

7 Серова О.А. Типы управления юридическим лицом: к постановке вопроса //Юрист, 2006. - № 2. - С. 9-14.

Среди ученых высказывается мнение относительно предпринимательской деятельности объединений юридических лиц. Одни считают, что закон запретил ассоциациям и союзам получать доходы.8 По мнению Г.А. Кудрявцевой, «предпринимательская деятельность не должна входить в число основных целевых задач ассоциации (союза)», что лишний раз подтверждает возможность участия объединения юридических лиц в предпринимательстве.9

На наш взгляд, возможность создания для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственного общества или участие в деятельности такого общества следует рассматривать как возможность получения прибыли и доходов.

Таким образом, единственный запрет на занятие предпринимательской деятельностью объединениями юридических лиц подлежит переоценке. Высказывания в учебной литературе о запрете извлечения прибыли ассоциациями и союзами юридических лиц не соответствуют истине.

Еще одним примером субъективного запрета выступает норма, согласно которой кредитным потребительским кооперативам граждан запрещено вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц.

В итоге следует, учитывая формулировку «иным способом участвовать..,», что такой кооператив не вправе создавать (являться членом) других юридических лиц, в том числе и ассоциаций, союзов, поскольку имущественная база объединений юридических лиц изначально базируется на взносах участников. В статье 8 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» закреплена возможность объединения в ассоциации или союзы. Кроме того, кредитные потребительские кооперативы вправе создавать органы саморегулирования своей деятельности, причем органами саморегулирования деятельности кредитных кооперативов в законе названы общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц.

Таким образом, имеется расхождение положений внутри одного нормативного акта. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет исключение части предложения из ст. 19 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан», касающегося участия «своим имуществом в формировании имущества юридических лиц» или внесения уточнения (запрета) об участии в формировании имущества коммерческих юридических лиц.10

С учетом изложенных выше суждений можно определить следующее, в целях осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, федеральный орган в сфере регистрации некоммерческой организации наделяется определенными полномочиями. Обращает на себя внимание то, что его территориаль-

8 Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству. //Право и экономика, 2002. - № 4 - С. 7-11.

9 Кудрявцева, Г.А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право, 2005. - № 3. - С. 32-40.

10 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (с изменениями от 3 ноября 2006 г.)//СЗ РФ, 2001. - № 33 (Часть I). ст. 3420.

ным органам такие полномочия не предоставлены, что не способствует осуществлению оперативного контроля за деятельностью некоммерческих организаций и защите своих прав некоммерческими организациями на местах. Существенным является правило, согласно которому компетентный орган вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, не чаще одного раза в год, что защищает права некоммерческих организаций от произвола государственных органов при проведении контроля за их деятельностью.

В целях обеспечения формирования органов управления, исполнительных и контрольно-ревизионных органов некоммерческих организаций предлагается пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изложить в следующей редакции: «Число учредителей некоммерческой организации составляет не менее пяти, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация не может быть учреждена одним лицом».

Список литературы:

1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)//СЗ РФ, 1996. - №3. ст. 145.

2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)// СЗ РФ, 1995. - № 21. ст. 1930.

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (с изменениями от 3 ноября 2006 г.)//СЗ РФ, 2001. - № 33 (Часть I). ст. 3420.

4. Белов В.А. Гражданское право. - М.: Центр ЮрИн-фоР, 2002. - 420 с..

5. Гражданское право: Учебник Ч. 1. / Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. - М., 1997. - С. 87.

6. Кудрявцева, Г.А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право, 2005. - № 3. - С. 32-40.

7. Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству. //Право и экономика, 2002. - № 4 - С. 7-11.

8. Серова О. А. Типы управления юридическим лицом: к постановке вопроса //Юрист, 2006. - № 2. - С. 914.

9. Тюкавкин-Плотников А. Исключение учредителей учреждения // ЭЖ-Юрист, 2005. - № 35. - С. 15.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной статье анализируется характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами. Автор делает вывод, что в целях осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целями, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, федеральный орган в сфере регистрации некоммерческой организации наделяется определенными полномочиями. Существенным является правило, согласно которому компетентный орган вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имуще-

ства, целям, предусмотренным ее учредительными документами, не чаще одного раза в год, что защищает права некоммерческих организаций от произвола государственных органов при проведении контроля за их деятельностью. При исследовании вопроса о гражданско-правовых обязанностях некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами, в статье уделено внимание изменению законодательства. В целях обеспечения формирования органов управления, исполнительных и контрольноревизионных органов некоммерческих организаций предлагается пункт 2статьи 15 Федерального закона « О некоммерческих организациях» изложить в следующей редакции: «Число учредителей некоммерческой организации составляет не менее пяти, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация не может быть учреждена одним лицом».

Статью можно рекомендовать к публикации, поскольку в ней обстоятельно изложена характеристика гражданско-правовых обязанностей некоммерческих организаций при проведении контроля государственными органами.

Начальник правового отдела Аппарата Центральной избирательно комиссии Республики Северная Осетия - Алания,

К.ю.н., доцент Аликов В.Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.