Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.И. Изаак, Т.В. Панасюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related changes in some physical development (PD) indices (height, weight, chest circumference, hand dynamometry, and vital capacity) were studied in 21,500 schoolchildren aged 7 to 17 years in 5 federal areas (Central, North-western, Urals, Southern, and Siberian) of the Russian Federation. The moderate development of both morphological and functional characteristics is prevalent in the schoolchildren of all age groups, the proportion of their low development being higher than that of their high development. The proportion of children with average weight is virtually constant in age groups of 7 to 17 years and it is about 50% of the sample. The moderate level of other characteristics is noted for age-related variations of different intensity, which are more pronounced in girls. In terms of age, the functional parameters of PD are more variable than morphological ones. Age-related variation of the ratio of PD levels may be entirely assigned due to: a) heterochronicity of processes of increasing morphological parameters (longitudinal and latitudinal); b) a great variability of functional parameters. Recommendations on correction of schoolchildren’s PD with physical educational means are given.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ»

© С. И. ИЗААК, Т. В. ПЛНАСКЖ, 2005 УДК 613.955:572.51

С. И. Изаак, Т. В. Панасюк

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Всероссийский НИИ физической культуры, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Одной из актуальных проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, является сохранение здоровья детей, подростков и молодежи, которое ухудшается с каждым годом. За последнее 10-летие уровень общей заболеваемости детей до 14 лет повысился в 1,5 раза, а подростков — на 20,5% [3]. Важнейшей характеристикой состояния здоровья ребенка и подростка служит его физическое развитие (ФР), понимаемое как совокупность морфологических и функциональных признаков, в конечном итоге определяющая запас его физических сил [1, 6].

В связи с тем что ФР оценивали по совокупности признаков, а в последнее время в ряде гигиенических исследований ФР отмечена дисгармония процессов роста с отставанием весовых, широтных и обхватных параметров от длиннотных [5, 9], представляет интерес вклад каждого из параметров ФР в его общий уровень. Особую актуальность имеет сопоставление морфологических (длина и масса тела — ДТ и МТ, окружность грудной клетки — ОГК) и функциональных (жизненная емкость легких — ЖЕЛ, динамометрия) показателей ФР, так как в отдельных исследованиях гигиенистов встречаются сведения, что даже при нормальных размерах тела физические возможности детей являются заметно сниженными [9]. Представляется важным выяснить: присуще ли это только детям мегаполисов или это общая тенденция по стране в целом? Сравнение различных параметров ФР ребенка позволит сделать выводы о причинах его низкого или высокого уровня и дать рекомендации по его коррекции с использованием различных оздоровительных мероприятий.

В системе общероссийского мониторинга ФР населения обследование школьников проводили по перечню морфологических и функциональных показателей ФР: ДТ (в см), МТ (в кг), ОГК (в см), кистевая динамометрия (в кг), ЖЕЛ (в мл). Мониторинг осуществляли на базовых площадках в пилотных городах 5 федеральных округов: Центрального (Москва), Северо-Западного (Санкт-Петербург), Южного (Нальчик), Сибирского (Иркутск), Уральского (Екатеринбург). В эксперименте приняло участие 21,5 тыс. детей, подростков, молодежи в возрасте 7—17

лет, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях. Результаты оценивали по 5-уровне-вой шкале: "высокий", "выше среднего", "средний", "ниже среднего" и "низкий" с расчетом интегрального показателя ФР, оцененного по 3-балльной системе (низкий, средний, высокий уровени).

Анализ в целом морфологического статуса детей, подростков, молодежи, обучающихся в средних образовательных учреждениях указанных территорий, показал, что процент лиц женского пола с низким, средним и высоким уровнем ФР составил 31,7, 47,7 и 20,7% соответственно, процент лиц мужского пола — 31, 48,9 и 20,1% соответственно. Для этих параметров характерными являются возрастная динамика и половые различия, которые заключаются в основном в изменениях доли детей с низким и высоким уровнем ФР, тогда как процент детей со средним ФР сравнительно постоянный [4].

Анализ возрастной динамики отдельных параметров ФР школьников, как морфологических, так и функциональных, показывает преобладание во всех возрастах среднего уровня развития признаков. Однако, если число детей со средней МТ является практически постоянным с 7 до 17 лет и со-

н

в

■ Полиномиальный ( с)

■ Полиномиальный (н)

■ Полиномиальный (в)

Рис 1. Полиномиальные тренды процентного распределения ДТ по уровням развития. Здесь и на рис. 2—5: а — мальчики/юноши в возрасте 7—17 лет; б — девочки/девушки в возрасте 7—17 лет. н — низкий уровень развития; с — средний уровень; в — высокий уровень. По оси ординат — проценты; по оси абсцисс — возраст (в годах).

Рис 2. Полиномиальные тренды процентного распределения МТ по уровням развития.

ставляет примерно 50% выборки, то для остальных признаков характерны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек.

Доля детей со средним уровнем ДТ уменьшается у мальчиков наиболее заметно в 9 и 13 лет. У школьниц наибольший процент (61,3) имеющих среднюю ДТ отмечен в 7 лет; затем с 8 до 10 лет показатель снижается почти на 20% и вновь резко повышается в 11 — 12 лет (рис. 1). В 13 лет, как и у мальчиков, происходит его небольшое, но заметное снижение с последующим повышением в 14— 17 лет. Все случаи уменьшения доли детей со средней ДТ сопровождаются повышением доли детей с малой ДТ. Доля мальчиков с большой ДТ мало изменяется с возрастом. Колебания этого показателя у девочек более значительны: его минимальные значения приходятся на возраст 15 и 17 лет.

При исследовании возрастных изменений дефицита и избытка МТ обнаружено преобладание первого над вторым во всех возрастах как у мальчиков, так и у девочек (рис. 2).

В младших классах преобладание низкой МТ над высокой более значительно. С 9 до 13 лет наблюдается заметное увеличение доли детей с высокой МТ и некоторое уменьшение — с низкой, так что в 14 лет численность этих двух категорий школьников почти уравнивается, а затем доля детей с низкой МТ вновь начинает преобладать.

В возрастной динамике ОГК прослеживаются четкие половые различия: преобладание среднего уровня ее величины является бо-

лее выраженным в мужской половине выборки (рис. 3). Снижение этого показателя у мальчиков отмечается в 11 — 12 лет при одновременном увеличении числа детей с малой величиной ОГК. Это можно объяснить изменением телосложения при происходящем в этом возрасте препубер-татном скачке повышения продольных размеров тела, особенно конечностей, при замедленном увеличении диаметров и периметров тела [2, 8].

Большая величина ОГК во всех возрастах составляет менее 20%, и колебания этого показателя незначительные. У девочек процент средней величины ОГК с возрастом изменяется волнообразно, плавно уменьшаясь с 7 до 9 лет, вновь возрастая с 10 до 12 лет (когда у мальчиков он минимальный), несколько снижаясь в 13—14 лет, когда он почти равен проценту низкой величины, резко возрастая в 15 лет и уменьшаясь в 16—17 лет. В соотношении малых и больших значений ОГК прослеживается та же закономерность, что и для других размеров тела: в большинстве возрастов малые значения признака встречаются чаще больших. Но в 7 и 15 лет отмечается обратное — доля школьниц с большой величиной ОГК хотя и ненамного, но превышает долю с малой. Процент девочек с большими значениями ОГК с возрастом изменяется также более заметно, чем у мальчиков. Он является максимальным в 7—10 лет и превышает 20%. Столь резкие возрастные колебания, помимо закономерностей роста, могут быть связаны с тем, что у школьниц в связи с развитием молочных желез изменяется методика измерения ОГК [2].

Рис 3. Полиномиальные тренды процентного распределения ОГК по уровням развития.

Рис 4. Полиномиальные тренды процентного распределения ЖЕЛ по уровням развития.

Соотношение трех уровней функциональных параметров ФР — ЖЕЛ и кистевой динамометрии в возрастно-половом аспекте является более изменчивым, чем морфологических.

Для среднего значения ЖЕЛ у мальчиков характерны волнообразные колебания с 1—2-годичной периодикой вокруг 50% величины (рис. 4). При этом в динамике высокого уровня ЖЕЛ отмечается 2 заметных подъема — в 8 и 15 лет. Доля низкой величины ЖЕЛ в младшем школьном возрасте (7— 11 лет) несколько более высокая, чем в среднем и старшем. У девочек преобладание средней величины ЖЕЛ отмечено в 7 лет и затем с 11 до 17 лет. В 8—10 лет различия в частоте низкой и средней величины ЖЕЛ небольшие, в 9 и 10 лет частота ее высоких значений соизмерима с таковой в двух предыдущих возрастных периодах. С 11 до 17 лет доли низких и высоких значений ЖЕЛ практически не различаются и значительно отстают от доли средних. Следует отметить частичное совпадение возрастной динамики морфологической (ОГК) и функциональной (ЖЕЛ) характеристик дыхательной системы.

В возрастной динамике кистевой динамометрии у мальчиков в отличие от девочек отмечается преобладание среднего уровня. В мужской выборке выделяется несколько "пиков" частоты среднего уровня, превышающих 50%: в 7, 10 и 16 лет (рис. 5).

У девочек аналогичное явление отмечено в 12, 14 и 16 лет. Низкий уровень силы сжатия кисти встречается у 20—30% мальчиков, и его частота мини-

мальна в 10 и 16 лет. Доля мальчиков с высоким уровнем кистевой динамометрии повышается в 2 раза с 7 до 10 лет и затем волнообразно колеблется с максимумами в 13, 15 и 17 лет, слегка превосходящими 20%. У девочек в 7—9 лет различия трех уровней развития кистевой силы намного меньше, чем у мальчиков. Значительное преобладание среднего уровня отмечается с 10 до 16 лет. Частота низкого уровня является максимальной в 7 и 17 лет и большая в 10 лет. Доля высоких значений кистевой динамометрии повышается с 7 до 9 лет, резко снижается в 10 лет, повышается в 11 лет, затем незначительно колеблется до 16 лет. У 17-летних школьников обоего пола отмечается резкое ухудшение силовых показателей, выражавшееся в снижении доли подростков со средним уровнем развития кистевой силы и повышении — с низким, которая у девушек даже превосходит среднюю величину. Это согласуется с данными гигиенистов об ухудшении здоровья и функционального состояния учащихся выпускных классов школ [7].

Выводы. 1. Во всех возрастах у школьников преобладает средний уровень развития как морфологических, так и функциональных признаков. Доля низкого уровня при этом больше, чем высокого.

2. Число детей со средней МТ является практически постоянным с 7 до 17 лет и составляет примерно 50% выборки; для среднего уровня остальных признаков характерны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек.

3. В женской половине выборки из морфологических признаков более вариабельными являются

во

Рис 5. Полиномиальные тренды процентного распределения силы кисти по уровням развития.

ДТ и ОГК, чем МТ. В мужской выборке отмечается снижение доли школьников со средней величиной ОГК в 11—12 лет в пользу доли с низкой ее величиной.

4. Функциональные параметры ФР в возрастном аспекте более изменчивы, чем морфологические. С 7 до 10 лет доля детей с низким уровнем функционального развития является большей, чем с высоким. У девочек в этом возрасте численность группы со средним уровнем функционального развития не доминирует. Возрастная динамика морфологической (ОГК) и функциональной (ЖЕЛ) характеристик дыхательной системы частично совпадает.

5. Возрастную изменчивость соотношения уровней ФР в целом можно отнести за счет: а) гетерохронии процессов увеличения морфологических признаков (длиннотных и широтных); б) значительной вариабельности функциональных параметров.

6. Необходимо корректировать низкий уровень МТ и ОГК у школьников, особенно в младших классах, с использованием диеты и физического воспитания, направленного на развитие мышц и механизма полного дыхания.

7. Необходимо уделять постоянное внимание развитию функциональных показателей ФР на протяжении всего школьного возраста, особенно в начальной школе и в выпускном классе.

Литература

1. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. — М., 1962.

2. Година Е. 3. // Антропология: Учебник дня вузов. — М., 2003. - С. 113-172.

3. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2002 г.". - М., 2003.

4. Изаак С. И., Панасюк Т. В. // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ "Социально-ги-гиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения". — М., 2003. - С. 147-149.

5. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М., 2002.

6. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы "Здоровье населения — среда обитания". — М., 2003.

7. Сухарева Л. М. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". - М., 2004. - Т. 3. - С. 184— 196.

8. Физиология развития ребенка / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М., 2000.

9. Ямпольская Ю. А. // Вестн. РАМН. - 2003. - № 8. - С. 15-23.

Поступил.! 25.05.04

Summary. Age-related changes in some physical development (PD) indices (height, weight, chest circumference, hand dynamometry, and vital capacity) were studied in 21,500 schoolchildren aged 7 to 17 years in 5 federal areas (Central, North-western, Urals, Southern, and Siberian) of the Russian Federation. The moderate development of both morphological and functional characteristics is prevalent in the schoolchildren of all age groups, the proportion of their low development being higher than that of their high development. The proportion of children with average weight is virtually constant in age groups of 7 to 17 years and it is about 50% of the sample. The moderate level of other characteristics is noted for age-related variations of different intensity, which are more pronounced in girls. In terms of age, the functional parameters of PD are more variable than morphological ones. Age-related variation of the ratio of PD levels may be entirely assigned due tc: a) heterochronicity of processes of increasing morphological parameters (longitudinal and latitudinal); b) a great variability of functional parameters. Recommendations on correction of schoolchildren's PD with physical educational means are given.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

УДК 613.96:616-092:612.017.11+616.152.72-057.876

В. В. Насолодин, И. П. Зайцева, И. П. Гладких, С. М. Воронин

КОРРЕКЦИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ И ИММУНОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОК ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Кафедра физического воспитания Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

В поддержании здоровья и активной творческой жизнедеятельности важнейшая роль принадлежит микронутриентам — витаминам и минеральным веществам. Особое значение среди последних придают железу, которое принимает активное участие в процессах роста, развития, тканевого дыхания, гемопоэза, иммуногенеза и многих других. Предыдущими нашими исследованиями установлено, что у учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, спортсменов высокой квалификации и других социальных групп населения в весенне-летний период проявляются признаки латентного дефицита железа вследствие недостаточного потребления его с пищей на фоне низкой обеспеченности организма аскорбиновой кислотой [12—14]. Важно отметить, что наряду с ярко выраженными признаками железодефицитных состояний у учащейся молодежи в конце учебного года отмечалось снижение некоторых показателей клеточного и гуморального иммунитета [5, 14].

Целью работы явилось изучение влияния мик-ронутриентных добавок к рационам питания на некоторые показатели обмена железа, неспецифической резистентности и физической работоспособности у студенток гуманитарного вуза.

Под наблюдением в течение 2 нед находились 3 группы практически здоровых студенток в возрасте от 18 до 20 лет. 1-я группа (10 человек) дополнительно к рациону питания получала комплекс витаминов: аскорутин — по 0,1 г 3 раза в день, тиамин и рибофлавин — по 0,002 г 2 раза в день, пиридок-син — по 0,002 г 3 раза в день, цианокобаламин — по 0,00005 г и фолиевую кислоту — по 0,005 2 раза в день. 2-я группа (10 человек) получала те же витамины, что и 1-я, но с добавлением комплекса микроэлементов: железа (110,5 мг) в виде ферро-плекса — по 2 таблетки 3 раза в день, меди (2 мг) и марганца (5 мг) в виде раствора серно-кислых солей — 1 раз в день. 3-я группа (контрольная, 9 че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.