Научная статья на тему 'Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа'

Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
742
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / CHILDREN / ADOLESCENCE / PHYSICAL DEVELOPMENT / NUTRITION BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Есауленко Игорь Эдуардович, Настаушева Татьяна Леонидовна, Жданова Ольга Александровна, Минакова Ольга Владимировна

Изучены особенности физического развития и режим питания школьников, проживающих в Воронеже, в зависимости от возраста. Обследованы 484 ребенка 8-17 лет, из них 236 (48,8%) девочек и 248 (51,2%) мальчиков. Выделены 3 группы детей: 8-10 лет (174 ребенка), 11-14 лет (196 детей) и 15-18 лет (114 детей). В ходе исследования проводили опрос детей, измерение длины и массы тела, расчет индекса массы тела (ИМТ). Анкета содержала вопросы по получению молока и горячего питания в школе, кратности питания в течение дня, регулярности завтраков. Рассчитывали значения Z-score длины тела для возраста (HAZ), массы тела для возраста (WAZ) и ИМТ для возраста (BAZ) с использованием программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ANTHRO Plus. К возрастной норме HAZ относили значения Z-score от -2 до +2, BAZ от -1 до +1. Легкую недостаточность питания определяли при BAZ от -1 до -2, недостаточность питания при BAZ <-2, избыток массы тела BAZ от +1 до +2, ожирение от +2 и выше. Средние значения Z-score длины, массы тела и ИМТ обследованных детей были выше стандартных показателей ВОЗ, наиболее выраженные отличия получены у мальчиков 8-10 лет, минимальные у подростков 15-18 лет (р=0,042). Значения HAZ у девочек 8-10 лет составляли 0,43 + 1,02, у мальчиков 0,74+0,99 (р=0,000), у детей 11-14 лет 0,29+0,99 и 0,39 + 1,06, детей 15-18 лет 0,13+0,68 и 0,13+1,00 соответственно. Дети 8-10 лет имели и более высокие значения ИМТ (0,36+1,13 у девочек и 0,96+1,44 у мальчиков) по сравнению с детьми других возрастов (р=0,000). У школьников 11-14 лет средние значения ВAZ составили 0,12 + 1,27 у девочек и 0,19 + 1,37 у мальчиков, в 15-18 лет 0,25+1,17 и 0,09 + 1,07 соответственно. Частота встречаемости избытка массы тела у детей 8-10 лет составила 23,0% (у мальчиков 26,1%), ожирения 15,5% (у мальчиков 21,6%). С возрастом уменьшалась частота избытка массы тела и ожирения (до 12,3 и 4,4 в 15-18 лет), но увеличивалась недостатка питания (с 9,8 в 8-10 лет до 18,9 в 11-14 лет и 17,5% в 15-18 лет). Половина школьников питались 4-5 раз в день (75,3% в 8-10 лет), 19,6% 2 раза в день (37,2% в 11-14лет). Подростки 15-18 лет в 61,4% случаев ели 3 раза в день, но у них уменьшалась частота завтраков (82,5 по сравнению с 91,4% у детей 8-10 лет). В школьных столовых регулярно питались 68,9% детей 8-10 лет и только 29,8% подростков. Менее половины школьников (41,9%) регулярно пили молоко в школе. Среди детей 8-10 лет, особенно мальчиков, необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению избыточной массы тела и ожирения, а у девочек 11-14 и 15-18 лет необходимо обращать внимание на профилактику недостаточности питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Есауленко Игорь Эдуардович, Настаушева Татьяна Леонидовна, Жданова Ольга Александровна, Минакова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Voronezh schoolchildren physical development and nutrition behavior

Physical development and nutrition behavior of schoolchildren in Voronezh depending on their age were studied. Research included 484 children aged 8-17:236 (48.8%) girls and 248 (51.2%) boys. The children were divided into 3 groups: aged 8-10 (174 children), 11-14 (196 children) and 15-18 (114 children). The children were interviewed, their height and weight were measured and body mass index (BMI) was calculated. Questionnaire was focused on milk intake and hot meals received at school, frequency of meals per day and frequency of breakfast. Z-score values for height and weight for certain age (HAZ & WAZ) and BMI (BAZ) were calculated using WHO ANTHRO Plus program. HAZ values from -2 to +2 and BAZ from -1 to +1 were ranked as age norms. BAZ from -1 to -2 were considered slight malnutrition, BAZ less -2 malnutrition, BAZ from +1 to +2 as overweight, BAZ equal and over +2 as obesity. Average Z-score height, weight and BMI values were higher than WHO standards, maximal differences in boys aged 8-10, minimal in teenagers aged 15-18 (p=0.042). Z-score height values in girls aged 8-10 were 0.43 + 1.02, in boys 0.74+0.99 (р=0.000), in girls aged 11-14 0.29 + 0.99 and boys 0.39 + 1.06, aged 15-18 0.13+0.68 and 0.13+1.00 respectively. Children aged 8-10 had higher height and weight, but also higher BMI (0.36+1.13 in girls and 0.96+1.44 in boys, р=0.000). Z-score BMI in schoolchildren aged 11-14 was 0.12 + 1.27 in girls and 0.19 + 1.37 in boys, aged 15-18 0.25+1.17 and 0.09 + 1.07 respectively. Overweight frequency in children aged 8-10 was 23.0% (in boys 26.1%), obesity 15.5% (in boys 21.6%). Growing older, overweight and obesity frequency decreased (till 12.3 and 4.4% at age 15-18), whereas malnutrition increased (from 9.8 at age 8-10 till 18.9 at age 11-14 and 17.5% at age 15-18). Half of the schoolchildren had 4-5 meals per day (75.3% at age 8-10), and 19.6% 2 meals per day (37.2% at age 11-14). Teenagers aged 15-18 had 3 meals per day in 61.4% cases, however frequency of their breakfasts decreased (82.5 compared to 91.4% in children aged 8-10). 68.9% of children aged 8-10 had regular meals at school canteens compared to 29.8% of teenagers. Less than 50% of children (41.9%) drank milk at school regularly. Preventive measures should be taken for children aged 8-10, especially boys, to prevent overweight and obesity increase, and girls aged 11-14 and 15-18 should be paid special attention to prevent malnutrition.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа»

Для корреспонденции

Жданова Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, докторант кафедры госпитальной и поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России Адрес: 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10 Телефон: (473) 237-27-46 E-mail: olga.vr9@yandex.ru

Есауленко И.Э.1, Настаушева Т.Л.1, Жданова О.А.1, Минакова О.В.2

Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа

1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

2 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

1 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

2 Voronezh State Technical University

Изучены особенности физического развития и режим питания школьников, проживающих в Воронеже, в зависимости от возраста. Обследованы 484ребенка 8-17 лет, из них 236 (48,8%) девочек и 248 (51,2%) мальчиков. Выделены

3 группы детей: 8-10 лет (174 ребенка), 11-14 лет (196 детей) и 15-18 лет (114 детей). В ходе исследования проводили опрос детей, измерение длины и массы тела, расчет индекса массы тела (ИМТ). Анкета содержала вопросы по получению молока и горячего питания в школе, кратности питания в течение дня, регулярности завтраков. Рассчитывали значения Z-score длины тела для возраста (HAZ), массы тела для возраста (WAZ) и ИМТ для возраста (BAZ) с использованием программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ANTHRO Plus. К возрастной норме HAZ относили значения Z-score от -2 до +2, BAZ - от -1 до +1. Легкую недостаточность питания определяли при BAZ от -1 до -2, недостаточность питания - при BAZ <-2, избыток массы тела - BAZ от +1 до +2, ожирение - от +2 и выше. Средние значения Z-score длины, массы тела и ИМТ обследованных детей были выше стандартных показателей ВОЗ, наиболее выраженные отличия получены у мальчиков 8-10 лет, минимальные - у подростков 15-18 лет (р=0,042). Значения HAZ у девочек 8-10 лет составляли 0,43 + 1,02, у мальчиков - 0,74+0,99 (р=0,000), у детей 11-14 лет - 0,29+0,99 и 0,39 + 1,06, детей 15-18лет - 0,13+0,68 и 0,13+1,00 соответственно. Дети 8-10 лет имели и более высокие значения ИМТ (0,36+1,13 у девочек и 0,96+1,44 у мальчиков) по сравнению с детьми других возрастов (р=0,000). У школьников 11-14 лет средние значения ВAZ составили 0,12 + 1,27 у девочек и 0,19 + 1,37 у мальчиков, в 15-18лет - 0,25+1,17 и 0,09 + 1,07 соответственно. Частота встречаемости избытка массы тела у детей 8-10 лет составила 23,0% (у мальчиков - 26,1%), ожирения - 15,5% (у мальчиков - 21,6%). С возрастом уменьшалась частота избытка массы тела и ожирения (до 12,3

Для цитирования: Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А., Минакова О.В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопр. питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 85-92. Статья поступила в редакцию 4.10.2016. Принята в печать 30.06.2017.

For citation: Esaulenko I.E., Nastausheva T.L., Zhdanova OA., Minakova O.V. Characteristics of Voronezh schoolchildren physical development and nutrition behavior. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2017; 86 (4): 85-92. (in Russian) Received 4.10.2016. Accepted for publication 30.06.2017.

Characteristics of Voronezh schoolchildren physical development and nutrition behavior

Esaulenko I.E.1, Nastausheva T.L.1, Zhdanova O.A.1, Minakova O.V.2

и 4,4 в 15-18 лет), но увеличивалась - недостатка питания (с 9,8 в 8-10 лет до 18,9 в 11-14 лет и 17,5% в 15-18лет). Половина школьников питались 4-5раз в день (75,3% в 8-10лет), 19,6% - 2раза в день (37,2% в 11-14лет). Подростки 15-18 лет в 61,4% случаев ели 3 раза в день, но у них уменьшалась частота завтраков (82,5 по сравнению с 91,4% у детей 8-10 лет). В школьных столовых регулярно питались 68,9% детей 8-10 лет и только 29,8% подростков. Менее половины школьников (41,9%) регулярно пили молоко в школе. Среди детей 8-10 лет, особенно мальчиков, необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению избыточной массы тела и ожирения, а у девочек 11-14 и 15-18лет необходимо обращать внимание на профилактику недостаточности питания.

Ключевые слова: дети, подростки, физическое развитие, режим питания

Physical development and nutrition behavior of schoolchildren in Voronezh depending on their age were studied. Research included 484 children aged 8-17:236 (48.8%) girls and 248 (51.2%) boys. The children were divided into 3 groups: aged 8-10 (174 children), 11-14 (196 children) and 15-18 (114 children). The children were interviewed, their height and weight were measured and body mass index (BMI) was calculated. Questionnaire was focused on milk intake and hot meals received at school, frequency of meals per day and frequency of breakfast. Z-score values for height and weight for certain age (HAZ & WAZ) and BMI (BAZ) were calculated using WHO ANTHRO Plus program. HAZ values from -2 to +2 and BAZ from -1 to +1 were ranked as age norms. BAZ from -1 to -2 were considered slight malnutrition, BAZ less -2 - malnutrition, BAZ from +1 to +2 as overweight, BAZ equal and over +2 as obesity. Average Z-score height, weight and BMI values were higher than WHO standards, maximal differences in boys aged 8-10, minimal in teenagers aged 15-18 (p=0.042). Z-score height values in girls aged 8-10 were 0.43 + 1.02, in boys - 0.74+0.99 (p=0.000), in girls aged 11-14 - 0.29 + 0.99 and boys 0.39 + 1.06, aged 15-18 - 0.13+0.68 and 0.13+1.00 respectively. Children aged 8-10 had higher height and weight, but also higher BMI (0.36+1.13 in girls and 0.96+1.44 in boys, p=0.000). Z-score BMI in schoolchildren aged 11-14 was 0.12 + 1.27 in girls and 0.19 + 1.37 in boys, aged 15-18 - 0.25+1.17 and 0.09 + 1.07 respectively. Overweight frequency in children aged 8-10 was 23.0% (in boys - 26.1%), obesity - 15.5% (in boys 21.6%). Growing older, overweight and obesity frequency decreased (till 12.3 and 4.4% at age 15-18), whereas malnutrition increased (from 9.8 at age 8-10 till 18.9 at age 11-14 and 17.5% at age 15-18). Half of the schoolchildren had 4-5 meals per day (75.3% at age 8-10), and 19.6% - 2 meals per day (37.2% at age 11-14). Teenagers aged 15-18 had 3 meals per day in 61.4% cases, however frequency of their breakfasts decreased (82.5 compared to 91.4% in children aged 8-10). 68.9% of children aged 8-10 had regular meals at school canteens compared to 29.8% of teenagers. Less than 50% of children (41.9%) drank milk at school regularly. Preventive measures should be taken for children aged 8-10, especially boys, to prevent overweight and obesity increase, and girls aged 11-14 and 15-18 should be paid special attention to prevent malnutrition.

Keywords: children, adolescence, physical development, nutrition behavior

^✓шой степени зависят от адекватного питания. времени проводят в школе. В связи с этим важна роль

Нерегулярное и неполноценное питание может спо- регулярного школьного питания. В Воронеже школь-

собствовать развитию недостаточности питания или ники с 1-го по 4-й класс и отдельные категории детей

приводить к избыточной массе тела и ожирению старших классов (спортсмены, дети из малообеспечен-

[1, 2]. Ожирение является одной из важнейших проблем ных семей и др.) бесплатно получают горячее питание

современного здравоохранения. Особенно актуальна (завтраки или обеды) в школьных столовых. Учащи-

проблема детского ожирения. Возникнув в первые годы еся старших классов, не получающие бесплатного

жизни, избыточная масса тела в дальнейшем опре- питания, покупают завтраки или обеды в школе или

деляет более тяжелое течение заболевания и ран- (это касается большинства детей) вместо горячей еды

нее развитие осложнений [3]. В подростковом воз- перекусывают бутербродами, булочками и сладостями,

расте увеличивается распространенность нарушений продающимися в школьных буфетах. Для улучше-

пищевого поведения, которые могут приводить к раз- ния пищевого рациона школьников в нашей области

витию и прогрессированию избыточной массы тела проводится дополнительное бесплатное обеспечение

О

птимальный рост и развитие детей в боль- Дети, особенно в подростковом возрасте, много

и ожирения [4].

школьников с 1-го по 9-й класс молоком. Но, несмотря

на проводимые мероприятия, многие дети вследствие разных причин отказываются от горячего питания и приема молока в школе.

Для выявления отклонений в физическом развитии и статусе питания ребенка можно использовать простые антропометрические методы, такие как измерение длины и массы тела и расчет на их основе индекса массы тела (ИМТ). Они позволяют оценить состояние питания ребенка, а в популяционных исследованиях служат для выявления изменений состояния здоровья детей в организованных коллективах, этнических, социальных и других группах [5]. В качестве стандартных показателей физического развития могут использоваться региональные, российские и международные нормативы. Согласно Федеральным клиническим рекомендациям по ведению детей с эндокринными заболеваниями, диагностика избыточной массы тела и ожирения у детей проводится на основании расчета ИМТ по стандартам, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [6].

Цель исследования - изучить особенности физического развития и режим питания у школьников в зависимости от возраста.

Материал и методы

Обследованы 484 ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, учащихся 3-11-х классов двух школ Воронежа. Среди них 236 (48,8%) девочек и 248 (51,2%) мальчиков. Осмотрены 174 (36,0%) ребенка в возрасте 8-10 лет, 196 (40,5%) детей 11-14 лет и 114 (23,5%) подростков 15-18 лет. Соотношение мальчиков и девочек в различных возрастных подгруппах детей не отличалось от соотношения в общей группе.

Детей опрашивали по специально разработанной анкете, которая содержала вопросы по получению молока и горячего питания в школе, режиму питания в течение дня, оценке приверженности регулярному питанию в семье. Показатели физического развития исследовали по общепринятой методике с участием ординаторов и интернов кафедры госпитальной педиатрии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России [7] с использованием оборудования медицинских кабинетов школ. Длину тела (рост) ребенка измеряли с помо-

щью станкового ростомера, массу тела - с помощью электронных медицинских весов. ИМТ рассчитывали по формуле: масса тела (в кг)/рост (в м)2.

При проведении статистического анализа вместо значений первичных измерений использовали Z-score (Z-оценки), рассчитанные с использованием компьютерной программы ВОЗ ANTHRO Plus [8]. Полученное распределение Z-score всех исследуемых показателей сопоставляли со стандартным нормальным распределением, имеющим нулевое среднее значение и среднее квадратичное отклонение, равное 1.

При анализе Z-score длины тела для возраста (HAZ) к возрастной норме относили значения в диапазоне от -2 до +2, низкорослость диагностировали при значениях HAZ<-2, высокий рост - >+2. К нормальным значениям ИМТ для возраста (BAZ) относили показатели, находящиеся в диапазоне от -1 до +1, легкая недостаточность питания включала диапазон от -1 до -2, недостаточность питания или истощение определяли при величинах BAZ менее -2, избыток массы тела - при величинах BAZ от +1 до +2, ожирение -+2 и более [6, 8].

Статистический анализ данных проводили с использованием Statistica 6.1. Результаты представлены в виде среднего значения (М) и среднего квадратичного отклонения (а). Для выявления значимых различий между двумя независимыми группами использовали двухвыборочный f-тест Стьюдента при выполнении условий - согласия эмпирического распределения выборок с нормальным распределением и равенством дисперсий в группах. Равенство дисперсий в группах проверяли посредством применения F-критерия Фишера. При отклонении гипотезы о нормальном распределении исследуемых показателей для анализа различий в двух группах использовали непараметрический критерий Манна-Уитни (U) и критерий х2. Для сравнительной оценки трех и более групп использовался дисперсионный анализ. При проверке статистических гипотез принимали 5% уровень значимости.

Результаты

Проведен анализ основных показателей физического развития (длины, массы тела и ИМТ) школьников

Таблица 1. Z-score длины тела школьников Воронежа

Возрастная группа Z-score (М±о)

все дети девочки мальчики

8-10 лет (я =174) 0,58±1,01** 0,43±1,02* 0,74±0,99*

11-14 лет (я=196) 0,34±1,03** 0,29±0,99 0,39±1,06

15-18 лет (я =114) 0,13±0,84** 0,13±0,68 0,13±1,00

Все дети (п=484) 0,37±1,00 0,29±0,94 0,45±1,05

П р и м е ч а н и е. * - статистически значимые различия между показателями девочек и мальчиков согласно Ь-критерию Стьюдента (Ь=-2,045, р=0,042); ** - статистически значимые различия между показателями детей разного возраста (дисперсионный анализ, F=7,475, р=0,000).

90 80

* 70 °i 60 I 50

ей

5 40 I 30

* 20 10 0

z<-3 -3<z<-2 -2<z<-1 -1<z<1 1<z<2 2<z<3 z>3 □ 8-10 лет □ 11-14 лет ■ 15-18 лет — Стандарт

Рис. 1. Гистограмма распределения Z-score длины тела школьников Воронежа в сравнении со стандартами Всемирной организации здравоохранения

80

70

s? 60

1! 50 е

I 40

Р 30

S

I 20 10 0

z<-3 -3<z<-2 -2<z<-1 -1<z<1 1<z<2 2<z<3 z>3 □ 8-10 лет □ 11-14 лет ■ 15-18 лет —Стандарт

Рис. 2. Гистограмма распределения Z-score индекса массы тела школьников Воронежа в сравнении со стандартами Всемирной организации здравоохранения

Таблица 2. Z-score индекса массы тела школьников Воронежа

Возрастная группа Z-score (М±о)

все дети девочки мальчики

8-10 лет (я=174) 0,67±1,33** 0,36±1,13* 0,96±1,44*

11-14 лет (я=196) 0,16±1,32** 0,12±1,27 0,19±1,37

15-18 лет (я=114) -0,09±1,13** -0,25±1,17 0,09±1,07

Все дети(п=484) 0,28±1,31 0,11 ±1,20 0,44±1,39

П р и м е ч а н и е. * - статистически значимые различия между показателями девочек и мальчиков согласно Ь-критерию Стьюдента, t=-3,053, р=0,003; ** - статистически значимые различия между показателями детей разного возраста (дисперсионный анализ, F=13,663, р=0,000).

по сравнению с рекомендованными ВОЗ стандартами. Результаты проведенного анализа значений длины тела представлены в табл. 1.

Из полученных данных видно, что наибольшие отличия значений длины тела от стандартных показателей наблюдались у детей в возрасте 8-10 лет. В 11-14 лет различия со стандартами уменьшались, и у подростков 15-18 лет они были минимальными. У детей младшего школьного возраста (8-10 лет) получены значимые различия между мальчиками и девочками. Мальчики имели более высокие значения длины тела относительно долженствующего роста по сравнению с девочками такого же возраста. Полученные различия уменьшались в возрасте 11-14 лет и полностью отсутствовали у подростков 15-18 лет.

Полученные отличия у детей разных возрастных групп подтверждались при анализе частоты встречаемости значений Z-score длины тела, находящихся в пределах возрастной нормы и выходящих за ее пределы. На рис. 1 представлены значения Z-score длины тела по сравнению со стандартами ВОЗ у детей разного возраста.

Как видно из представленных данных, несмотря на выраженные отличия средних значений Z-score от стандартов, при анализе распределения полученных величин выявлено соответствие стандартному распределению. В разных возрастных группах от 60,4 до 77,5% детей имели значения Z-score длины тела в диапазоне

нормальных величин (от -1 до +1). У детей младших возрастных групп отмечен сдвиг полученного распределения в сторону высокого роста, особенно выраженный в 8-10 лет.

Стандартные нормативы Z-score массы тела предложены ВОЗ только для детей до 10 лет, поэтому мы оценили полученные данные у детей 8-9 лет. Средние значения Z-score у девочек составили 0,77±1,02, у мальчиков - 1,20±1,22, для всех детей 8-9 лет (106 человек) - 1,00±1,17. Получены статистически достоверные различия между мальчиками и девочками в отношении массы тела (f-критерий Стьюдента, f=-2,519, р=0,013).

Выявлены значительные отличия массы тела школьников от стандартных показателей ВОЗ, наиболее выраженные у мальчиков. Средние значения Z-score массы тела у мальчиков 8-9 лет выходили за границы области нормальных величин (Z-score от -1 до +1). Но значения массы тела, без учета соответствующих значений роста ребенка, не могут служить критерием недостаточности или избыточности питания. Наиболее информативным показателем в оценке нарушений питания у взрослых и детей является ИМТ [6, 9]. Анализ полученных значений ИМТ у школьников разного возраста представлен в табл. 2.

Дети в возрасте 8-10 лет имели не только более высокие значения длины и массы тела по сравнению со

стандартами ВОЗ, но и более высокие значения ИМТ. Особенно выраженные отличия от стандартов получены у мальчиков 8-10 лет по сравнению с девочками такого же возраста. В возрастных группах 11-14 и 15-18 лет значения ИМТ значительно уменьшались и приближались к стандартным показателям, а у девочек-подростков отмечались отрицательные величины Z-score ИМТ, т.е. часть детей имела не избыток, а недостаток массы тела.

Проанализирована частота встречаемости значений Z-score ИМТ, находящихся в пределах возрастной нормы и выходящих за ее пределы. На рис. 2 представлены значения Z-score ИМТ в сравнении со стандартами ВОЗ у детей разных возрастных групп.

Распределение Z-score ИМТ у подростков 1518 лет практически не отличалось от стандартного распределения. У детей младшего возраста, особенно в 8-10 лет, отмечался сдвиг полученного распределения Z-score в сторону избытка массы тела (диапазон значений от +1 до +2) и ожирения (более +2). Детей с избытком массы тела в этой возрастной группе было 23,0%, с ожирением - 15,5%. Среди мальчиков 8-10 лет избыток массы тела встречался в 26,1% случаев, ожирение - в 21,6%, у девочек - в 19,8 и 9,3% случаев соответственно. У детей 11-14 лет избыток массы тела встречался реже - в 15,3%случаев, ожирение - в 9,2%, у подростков - в 12,3 и в 4,4% случаев соответственно.

Частота встречаемости недостаточности питания выше у подростков 15-18 лет (17,5%) и у детей 11-14 лет (18,9%) по сравнению с младшими школьниками (9,8%), р=0,046. В 15-18 лет недостаток массы чаще встречался у девочек (21,6%) по сравнению с мальчиками (13,0%).

Результаты проведенного анкетирования выявили отличия кратности приемов пищи в течение дня в разных возрастных группах школьников (табл. 3).

Половина обследованных школьников имела адекватное 4-5-разовое питание, а 19,6% детей принимали

пищу всего 2 раза в день. Анализ режима питания в разных возрастных группах показал, что наиболее правильным он был у школьников 8-10 лет. Практически все дети младшего школьного возраста принимали пищу 3-5 раз в день. Среди детей 11-14 лет наиболее высока доля детей, питающихся всего 2 раза в день. Большинство подростков 15-18 лет имели 3-разовый режим питания.

Для правильного питания важно регулярно завтракать. Результаты проведенного опроса школьников свидетельствовали, что частота ежедневного завтрака уменьшалась с увеличением возраста детей. Регулярно завтракали 159 (91,4%) детей 8-10 лет, 176 (87,8%) детей 11-14 лет и 94 (82,5%) подростка 15-18 лет. Различий между мальчиками и девочками в кратности приемов пищи и частоте регулярных завтраков не выявлено.

Была проанализирована регулярность питания в школьных столовых у детей разных возрастных групп (табл. 4). Питание в школе оценивали как регулярное при посещении школьной столовой 4-5 раз в неделю, нерегулярное - 2-3 раза в неделю и реже, часть детей отказывалась от питания в школе.

Большинство младших школьников (8-10 лет) питались в школе. С увеличением возраста детей частота питания в школьных столовых уменьшалась. Среди школьников 15-18 лет регулярно питались только 29,8% детей. Среди подростков чуть более половины детей отказывались от питания в школе.

Дополнительное молоко в школе регулярно пили 45,4% детей 8-10 лет, 49% детей 11-14 лет и 24,6% детей 15-18 лет. Уменьшение потребления молока в старшей возрастной группе могло быть связано с тем, что дети в нашем регионе обеспечиваются бесплатным дополнительным молоком в школе до 9-го класса включительно. Учащиеся 10-11-х классов, которые входили в исследование, уже не получали молоко в школе.

Таблица 3. Кратность приемов пищи школьниками разного возраста

Кратность приема пищи Возрастные группы школьников Все дети

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-10 лет* 11-14 лет* 15-18 лет*

2 раза в день 4 (2,3%) 73 (37,2%) 18 (15,8%) 95 (19,6%)

3 раза в день 39 (22,4%) 38 (19,4%) 70 (61,4%) 147 (30,4%)

4-5 раз в день 131 (75,3%) 85 (43,4%) 26 (22,8%) 242 (50,0%)

П р м е ч а н и е. * - различия между указанными группами школьников статистически достоверны (критерий х2, р=0,000).

Таблица 4. Регулярность питания в школе у детей разных возрастных групп

Питание в школе Возрастные группы школьников Все дети

8-10 лет* 11-14 лет* 15-18 лет*

Регулярное (4-5 раз в неделю) 120 (68,9%) 97 (49,5%) 34 (29,8%) 251 (51,9%)

Нерегулярное (2-3 раза в неделю и реже) 41 (23,6%) 33 (16,8%) 21 (18,4%) 95 (19,6%)

Отсутствовало 13 (7,5%) 66 (33,7%) 59 (51,8%) 138 (28,5%)

П р и м е ч а н и е. * - различия между указанными группами школьников статистически достоверны (критерий х2, р=0,000).

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования выявили некоторые отличия физического развития школьников Воронежа от стандартов ВОЗ, наиболее выраженные у детей 8-10 лет и уменьшающиеся в возрасте 15-18 лет. Младшие школьники имели более высокие значения длины тела, массы тела и ИМТ по сравнению с параметрами ВОЗ. У мальчиков указанные отличия выражены больше, чем у девочек.

Возможно, более высокий рост детей связан с более высокими темпами роста у детей младшего школьного возраста на современном этапе и замедлением его в подростковом возрасте. На преобладание высокорослых детей над низкорослыми уже в раннем детском возрасте в настоящее время указывают и другие авторы [10].

Число детей с низким ростом в нашей выборке меньше, чем в популяции детей ВОЗ, выбранной в качестве стандартной. Это показывает, что особенности питания и пищевого поведения наших детей, современные социально-экономические условия не оказывают значимого влияния на рост школьников. Замедление роста в подростковом возрасте, в период пубертата может быть связано с достижением наследственных, генетически детерминированных показателей длины тела детей.

Также нами выявлены отличия ИМТ обследованных детей от стандартов ВОЗ. Дети в возрасте 8-10 лет имели не только более высокие значения длины и массы тела, но и ИМТ, особенно мальчики. Школьников с избытком массы тела в этой возрастной группе было 23,0%, с ожирением - 15,5%. По данным других авторов, распространенность ожирения также была выше у мальчиков и составляла в 1994 г. 8,9%, в 2000 г. - 7%, в 2005 г. - 9%; у девочек - 4,9, 4 и 6% соответственно [1]. По результатам мультицентрового исследования распространенности избыточной массы тела и ожирения среди детского населения, проведенного в различных регионах России с использованием программы Anthro Plus, максимальная распространенность избыточной массы тела наблюдалась у детей 10 лет (28,9% у мальчиков и 17,6% у девочек), минимальная - в 15 лет (17 и 11,5% соответственно) [12]. Мы в своем исследовании также проводили оценку данных с использованием программы Anthro Plus, и полученные нами результаты согласуются с данными мультицентровых исследований. Наибольшая распространенность избыточной массы тела и ожирения среди наших школьников, как и среди детей других российских регионов, отмечалась у детей 8-10 лет, у мальчиков больше, чем у девочек. Мы получили более высокие показатели частоты встречаемости ожирения среди школьников Воронежа по сравнению с детьми из других регионов. Ожирение было выявлено у 15,5% наших детей в возрасте 8-10 лет, а по результатам мультицентровых исследований в этой возрастной группе оно встречалось у 9,1% школьников [12]. Возможно, это связано с продолжающимся ростом распро-

страненности указанных нарушений питания у детей [3]. В современных условиях уже у 20,8% детей раннего возраста диагностирована избыточная масса тела, у мальчиков в 1,5 раза чаще, чем у девочек [10].

Одной из причин развития избыточной массы тела и ожирения у школьников служит частое потребление продуктов быстрого приготовления (фастфуд) [1]. Выявленные нарушения режима питания у обследованных детей могут способствовать развитию различных нарушений пищевого статуса, в первую очередь избыточной массы тела. Нерегулярность питания детей приводит к более частому перекусыванию сладостями и другими высококалорийными продуктами. Только половина наших школьников имела адекватное 4-5-разовое питание, а 19,6% детей принимали пищу всего 2 раза в день, чаще всего это школьники 11-14 лет. В этой возрастной группе увеличивалась и частота встречаемости недостаточности питания (18,9%) по сравнению со школьниками других групп.

Частота регулярных завтраков уменьшалась у обследованных детей с 91,4% в возрасте 8-10 лет до 82,5% у подростков 15-18 лет. В литературе показана зависимость между пропусками завтрака и частотой развития ожирения, курения и девиантного поведения у подростков [4]. Это требует проведения дополнительной профилактической работы среди подростков по оптимизации режима питания.

Школьники 15-18 лет реже детей других возрастных групп получали питание в школьных столовых (48,2%). Среди всех обследованных детей регулярно питались в школе 51,9% детей, нерегулярно - 19,6% и не питались совсем 28,5%. Полученные данные сопоставимы с результатами анкетирования школьников Москвы и Мурманска: регулярно питались в школьной столовой 45,7% школьников Москвы и Мурманска, 32,5% не посещали ее совсем и 21,9% питались там нерегулярно [13]. Половина школьников указанных регионов ежедневно потребляли молочную продукцию. Наши дети регулярно пили молоко в школе в 41,9% случаев. Возможно, ежедневное обеспечение всех школьников молоком улучшит потребление молочной продукции нашими детьми. Крайне важным является создание мотивации для правильного (здорового) режима питания у школьников. Необходимы регулярные уроки здорового образа жизни, включающие вопросы питания.

Заключение

У школьников Воронежа выявлены определенные изменения показателей физического развития, в большей степени ИМТ, а также нарушения режима питания. Среди детей 8-10 лет, особенно мальчиков, необходимо проведение профилактических мероприятий по предупреждению роста избыточной массы тела и ожирения, а у девочек 11-18 лет необходимо обращать внимание на профилактику недостаточности питания.

Сведения об авторах

Есауленко Игорь Эдуардович - доктор медицинских наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России E-mail: mail@vrngmu.ru

Настаушева Татьяна Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной и поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России E-mail: nastat53@mail.ru

Жданова Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, докторант кафедры госпитальной и поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России E-mail: olga.vr9@yandex.ru

Минакова Ольга Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет» E-mail: ominakova@vgasu.vrn.ru

Литература

1. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Санникова Н.Е. и др. Связь между избы- 7. точной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (fast food) и слад- 8. ких безалкогольных газированных напитков (мультицентровое исследование российских школьников) // Вопр. питания. 2010.

Т. 79, № 1. С. 52-55. 9.

2. Рычкова С.В. Влияние режима питания и массы тела у детей старшего школьного возраста на качество жизни // Вопр. дет. диетологии. 2008. № 5. С. 28-32.

3. Комиссия по ликвидации детского ожирения ВОЗ // ВОЗ: программы и проекты. 2014. URL: http://www.who.int/end-childhood- 10. obesity/faq/ru/ (дата обращения: 26.07.2016).

4. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отноше- 11. нии здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / под ред. C. Currie и др. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012. (Серия «Политика охраны здоровья детей

и подростков», вып. 6). URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ 12. file/0003 /181551 /E96444_part1 -Rus.pdf (дата обращения: 26.07.2016).

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 с. 13.

6. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М. : Практика, 2014. С. 163-182.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. 608 с. WHO growth reference 5-19 years. Application tools. WHO AnthroPlus software. URL: http://www.who.int/growthref/tools/en/ (дата обращения: 26.07.2016).

Курс обучения по оценке роста ребенка. Нормы роста детей, разработанные ВОЗ. Интерпретация показателей физического развития. Женева : ВОЗ, 2008. URL: http://www.who.int/ entity/childgrowth/training/module_c_interpreting_indicators_ ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 26.07.2016). Бушуева Т.В., Боровик Т.Э., Скворцова В.А. и др. Характеристика питания детей в возрасте 12-36 мес, проживающих в мегаполисе России // Вопр. питания. 2014. Т. 83, № S3. С. 71-72. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Коростелева М.М. и др. Распространенность ожирения у детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации // Вопр. дет. диетологии. 2011. Т. 9, № 4. С. 5-8. (in Russian)

Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т. 93, № 5. С. 28-31.

Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопр. питания. 2014. № 4. С. 67-74.

References

Kon' I. Ja., Volkova L.Yu., Sannikova N.E., et al. Connection between of overweight and consumption confectionary, fast food stuffs and soft drinks. Widespread investigation Russian schoolchildren. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2010; 79 (1): 52-5. (in Russian)

Rychkova S.V. PbNKOBa C.B. The influence of nutrition regimens and the body mass in senior schoolchildren on the quality of their life. Voprosy detskoy dietologii [Problems of Pediatric Nutrition]. 2008 (5): 28-32. (in Russian)

WHO. Commission on Ending Childhood Obesity. In: WHO, programmes. 2014. URL: http://www.who.int/end-childhood-obesity/ faq/ru/ (date of access: 2016 Jul 26). (in Russian) Social determinants of health and well-being among young people: Health Behavior in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. In: C. Currie et al. (eds). Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. (Health Policy for Children and Adolescents; No. 6). URL: http://www.euro.who.

int/__data/assets/pdf_file/0003/181551/E96444_part1 -Rus.pdf

(date of access: 2016 Jul 26). (in Russian) Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium. Moscow: Publisher Scientific Center of Children Health RAMN, 2008: 216 p. (in Russian) Federal clinical recommendations on supervision of children with endocrine diseases. In: I.I. Dedov, V.A. Peterkova (eds). Moscow: Praktika, 2014: 163-82. (in Russian)

Manual on polyclinic pediatrics. Editor A.A. Baranov. Moscow: GEO-TAR-Media, 2007. 608 p.

WHO growth reference 5-19 years. Application tools. WHO AnthroPlus software. URL: http://www.who.int/growthref/tools/en/ (date of access: 2016 Jul 26).

WHO child growth standards: training course on child growth assessment. Geneva: WHO, 2008. URL: http://www.who.int/ entity/childgrowth/training/module_c_interpreting_ indicators_ ru.pdf?ua=1 (date of access:2016 Jul 26). (in Russian)

5

2

7.

3

8

4

9

10. Bushueva T.V., Borovik T.Je., Skvorcova V.A., et al. Characteristics of diet of children aged 12-36 months in a Russian megapolis. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2014; 83 (S3): 71-2. (in Russian)

11. Kon' I.Ya., Volkova L.Yu., Korosteleva M.M., et al. Incidence of obesity in children of preschool and school age in the Russian Federation. Voprosy detskoy dietologii [Problems of Pediatric Nutrition]. 2011; 9 (4): 5-8. (in Russian)

12. Tutelyan V.A., Baturin A.K., Kon I.Ya., et al. Prevalence of overweight and obesity in child population of Russia: multicenter study. Pedi-atriya [Pediatrics]. 2014; 93 (5): 28-31. (in Russian)

13. Alexandrov A.A., Poryadina G.I., Kotova M.B., Ivanova E.I. The specificity of schoolchildren's eating habits in Moscow and Murmansk. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2014; (4): 67-74. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.