Научная статья на тему 'Характеристика физического развития детей Ставропольского края'

Характеристика физического развития детей Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калмыкова А. С., Ткачева Н. В., Зарытовская Н. В., Феодосиади О. С.

Проведено обследование 9867 детей в возрасте от 2 до 17 лет г. Ставрополя и районов Ставропольского края. Установлено, что за последние 40 лет произошло изменение абсолютных значений и характера возрастной динамики антропометрических показателей детского населения. Антропометрические показатели характеризовались не только увеличением абсолютных значений, но и изменением темпов прироста в различных возрастных интервалах. Основными особенностями физического развития детей являются процессы замедления роста с формированием дисгармоничности развития, ретардации роста, грациализации и лептосомизации детей. На основании полученных результатов разработаны и внедрены в практическую педиатрию региональные центильные стандарты физического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калмыкова А. С., Ткачева Н. В., Зарытовская Н. В., Феодосиади О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического развития детей Ставропольского края»

© Коллектив авторов, 2007 УДК 616 - 053.2/.5:616-007 (045)

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Н.В. Зарытовская, О.С. Феодосиади Ставропольская государственная медицинская академия

Физическое развитие детей - один из обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия общества. Именно развитие в детском возрасте определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах, включая потенциальное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Уровень и гармоничность физического развития детских контингентов - это важные социально-гигиенические показатели, особенно при динамическом слежении за состоянием здоровья. Наиболее соответствующее детскому организму определение физического развития детей дает И. М. Воронцов: «Физическое развитие - это процесс обусловленного возрастом изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма» [3].

Расстройство здоровья неизменно затрагивает физическое развитие детей. Оценка физического развития, таким образом, служит средством определения состояния здоровья, а также косвенно определяет качество жизни всего населения [8]. По странам Европейского союза опубликованы данные, параллельно рассматривающие увеличение продолжительности жизни и длины тела подростков, как равноценные обобщающие параметры здоровья населения (The State of Health in the European Community-Brussels. Luxemburg, 1996). Оценка физического развития введена как один из критериев отклонения в состоянии здоровья в протокол индикаторов состояний, использованных для расчета патологического груза болезней населения мира. С высокой степенью вероятности установлено, что ухудшение физического развития согласуется, например, с неблагоприятными изменениями психического здоровья [1, 9].

Материалы о физическом развитии детей России в последние годы [2, 6, 10, 11] позволяют говорить не только о снижении приростов основных размеров тела по сравнению с предшествующими периодами, но и о тенденции к снижению абсолютных значений массы. Сложившаяся практика ВОЗ, использующая непара-

метрические методы исследования для оценки физического развития детей, определяет необходимость разработок региональных нормативов. Стандарты физического развития, полученные при суммировании данных однородных групп детей, служат основой для популяционного мониторинга на конкретной территории, а сами показатели физического развития являются основой для индивидуального анализа тех или иных отклонений в организме конкретного ребенка.

Последние годы в практику работы отечественных исследователей все шире внедряется центильный метод оценки индивидуального физического развития, который широко используется зарубежными авторами при разработке нормативов физического развития [12]. Центильные величины более просты в работе при индивидуальной и групповой оценке физического развития. Они могут быть использованы для слежения за динамикой индивидуального развития по показателям роста и массы тела в школах и детских поликлиниках. Центильный метод позволяет оценивать темпы развития ребенка в онтогенезе.

На протяжении ряда лет коллектив сотрудников кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии занимается изучением вопросов физического развития детей разного возраста в регионе [4, 5, 7]. За это время проведено обследование 9867 детей в возрасте от 2 до 17 лет в детских поликлиниках и образовательных учреждениях г. Ставрополя и районах Ставропольского края. На основании полученных результатов разработаны, и внедрены в практическую педиатрию региональные центильные стандарты физического развития детей.

Показатели физического развития дошкольников, проживающих в г. Ставрополе, характеризуются процессами лептосомизации и грациализации. Современные дошкольники стали выше, но их масса тела и окружность грудной клетки относительно роста уменьшились. Средние показатели физического развития имеют 74,7% детей, посещающих детские сады, 6,9%

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 1, 2007

имеют физическое развитие ниже среднего, у 18,4% физическое развитие расценивается как выше среднего. Преобладающим темпом физического развития дошкольников является нормально-замедленный темп. При этом для них характерно преобладание мезоморфного типа с тенденцией к долихоморфии. Биологический возраст соответствует паспортному возрасту у 78,0% дошкольников. Гармонично развиваются только 75,7% детей. Практически каждый четвертый ребенок развивается дисгармонично. Дисгармоничность, в основном, обусловлена преобладанием роста с недостатком массы и узкой грудной клеткой.

Центильное распределение индекса массы тела по возрасту и полу показывает, что процесс уменьшения массы относительно длины тела ребенка в возрасте 26 лет непрерывен, но имеет различную интенсивность в зависимости от пола. У девочек в возрастном отрезке 3-4 года, а у мальчиков 2-4 года, рост тела в длину максимально преобладает над увеличением массы. По динамике индекса гармоничности прироста с возрастом можно говорить о том, что возраст от 2 до 4 лет оказывается объективно возрастом наиболее интенсивного и дисгармоничного вытягивания, на каждый сантиметр вытягивания приходится самое малое обеспечение по прибавке массы тела.

Основными особенностями физического развития школьников являются процессы замедления роста у мальчиков и девочек в возрасте 8-9 лет в среднем на

1,5-3 см с формированием ретардации роста, грациали-зации и лептосомизации детей. В возрасте 7-9 лет отмечается самая низкая прибавка массы тела. С 11 лет дети имеют более высокие темпы роста тела в длину с тенденцией к формированию низкой массы тела и узкой грудной клетки по сравнению с другими регионами страны, что обусловливает дисгармоничное развитие у 30,3% мальчиков и 37,3% девочек. В подростковом возрасте юноши выше на 4-5 см, девушки на 1,4-2 см, а масса тела и окружность грудной клетки ниже этих же показателей сверстников других регионов. Периоды замедления роста у мальчиков и девочек совпадают, и наступают в возрасте 7-8, 10-11 и 13-15 лет. Первый период вытяжения наблюдается у мальчиков в 9 лет, у девочек в 8 лет и продолжается до 10 лет. Начало второго периода вытяжения у детей обоего пола наблюдается в 11 лет. Установлены 3 перекреста в росте длины тела мальчиков и девочек: 7,5, 11 и 13 лет.

При выявлении особенностей физического развития сельских школьников Ставропольского края установлено, что современные сельские школьники выше своих сверстников 60-х годов. Разница в росте составляет 2,3-9,7 см у мальчиков и 1,3—6,9 см у девочек. Мальчики тяжелее своих ровесников 1964 года независимо от возраста, разница составляет 0,4-5,4 кг. У современных девочек масса тела выше, чем у школьниц 1964 года, до 14 лет. В 15-17 лет девочки весят меньше своих сверстниц 60-х годов, имеют более узкую грудную клетку. У современных мальчиков отмечается тенденция к сужению грудной клетки.

По сравнению с современными городскими школь-

никами сельские дети ниже ростом, за исключением возраста 8-9 лет. Сельские школьницы тяжелее своих городских сверстниц, грудная клетка у них шире. Масса тела сельских мальчиков выше, чем городских, в пре-пубертатном периоде - 7-11 лет. Окружность грудной клетки у сельских мальчиков больше, чем у городских детей, за исключением возраста 13-14 лет.

Первый период стабилизации роста у мальчиков приходится на 7-8 лет, когда прибавка в росте составляет 3,2 см. Период I вытяжения охватывает возраст с 8 до 10 лет с прибавкой за 1 год 5,8 см. Период II вытяжения начинается с 12 лет и продолжается до 15 лет, при этом общее увеличение роста составляет 25,0 см, а среднегодовое - 8,3 см. В 15-16 лет выявлен новый период стабилизации роста, когда прирост составляет всего 0,5 см. В 16-17 лет ребенок прибавляет 4,5 см в год.

У девочек первый период стабилизации роста определяется с 7 до 9 лет, когда ежегодная прибавка составляет 2,5-3,0 см, второй - в 10-11 лет (прирост 4,8 см). С 13 лет фиксируется новый период стабилизации роста, прибавка составляет всего 1,5 см в год (р >0,05). У девочек, в отличие от мальчиков, выявлено два периода вытяжения - в 9-10 и 11-13 лет. Ежегодная прибавка в эти возрастные периоды составляет 6,5 см и 7,6 см соответственно.

Представление о соотношении роста и массы тела детей и подростков дают данные о распределении массы тела при определенном росте. Эта зависимость наиболее корректно отражает фактические характеристики массы тела, уточняет ее нормальные параметры, и позволяет определить степень нарушения питания.

Таким образом, за прошедшие 40 лет произошло определённое изменение абсолютных значений и характера возрастной динамики антропометрических показателей детского населения Ставропольского края, отличающихся от общероссийских данных. Антропометрические показатели детей Ставропольского края за последние 40 лет характеризовались не только увеличением абсолютных значений, но и изменением темпов прироста в различных возрастных интервалах.

Несмотря на отличия показателей физического развития детей Ставропольского края по сравнению с общероссийскими данными, возрастная динамика процессов их увеличения в основном однотипна. На основании выработанных региональных стандартов установлено, что при наличии более высокого роста детей в регионе, в замедленном темпе развиваются 24,4% детей, в нормально-замедленном темпе - 49,8% и только 18,6% в нормально-ускоренном и 7,2% в ускоренном темпах. Это обстоятельство подтверждает тенденцию к уменьшению показателей физического развития школьников, сложившуюся в России.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения. Рост и развитие детей - главные индикаторы состояния и их здоровья. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственны-

ми проявлениями хронической болезни.

Естественным следствием нарушений физического развития в дошкольном и школьном возрасте является одна из психосоциальных проблем школьной медицины, так называемый «трофологический синдром»

- снижение массы тела при нормальном росте. Низкая масса тела при нормальном росте в 5,3 раза повышает риск развития хронической патологии, в том числе психической.

Наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей позволяет своевременно наметить и осуществить как индивидуальные, так и массовые оздоровительные мероприятия. Без индивидуальной оценки физического развития невозможно составить обобщенную характеристику той или иной группы детей так же, как без знания средних показателей физического развития, свойственных данному возрасту и полу на конкретной территории, нельзя оценить физическое развитие каждого ребенка в отдельности.

Литература

1. Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Рос. педиатр. журн.

- 2000. - № 5. - С. 5-12.

2. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А. Баранов // Рос. педиатр. журн. - 1998. - № 1. - С. 5-8.

3. Евсигнеева, Ю.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста г. Ставрополя / Ю.В. Евсигнеева // Метод. рек.

- Ставрополь, 2002.

4. Закономерности физического развития детей // Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов - СПб.: «Фолиант». - 1999. - С. 82-135.

5. Зарытовская, Н.В. Физическое развитие и сроки появле ния вторичных половых признаков у школьников 7-15 лет, проживающих в йоддефицитном регионе (на примере г. Ставрополя) / Н.В. Зарытовская // Метод. рек.

- Ставрополь, 2001.

6. Калмыкова, А.С. Состояние здоровья и медико-психологические показатели готовности к школе детей 6-7 лет. / А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Н В. Зарытовская, Ю.В. Евсигнеева, М.Е. Остапенко // ГЦНМБ. - 2003. - № Д -27338.

7. Мартинчик, А.Н. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994 - 1996 гг. / А.Н. Мартинчик, А.К. Батурин // Гигиена и санитария. - 2000.

- № 1. - С. 68 - 71.

8. Русова, Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6-11 лет и их заболеваемость / Т.В. Русова // Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - Иваново, 1996.

9. Сауткин, М.Ф. Материалы для определения и оценки физического развития и общей физической работоспособности студентов / М.Ф. Сауткин // Метод. рек. - М., 1986.

10. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И.В. Звездина, М.М. Эльянов , И.К. Рапопорт // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 59-62.

11. Уланова, Л.Н. Анализ состояния здоровья школьников г. Воронежа за 30 лет / Л.Н. Уланова, Н.Н. Володина, Е.К.

Сычева // http://www.vsma.ac/ru/publ/1998/801vsma/part/-

4.html.

12. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / Ю.А. Ямпольская // Рос. педиатр. журн. - 1998. - № 1. - С. 9-11.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

А.С. КАЛМЫКОВА, Н.В. ТКАЧЕВА,

Н.В. ЗАРЫТОВСКАЯ, О.С. ФЕОДОСИАДИ

Проведено обследование 9867 детей в возрасте от 2 до 17 лет г. Ставрополя и районов Ставропольского края. Установлено, что за последние 40 лет произошло изменение абсолютных значений и характера возрастной динамики антропометрических показателей детского населения. Антропометрические показатели характеризовались не только увеличением абсолютных значений, но и изменением темпов прироста в различных возрастных интервалах. Основными особенностями физического развития детей являются процессы замедления роста с формированием дисгармоничности развития, ретардации роста, грациализации и лептосомизации детей. На основании полученных результатов разработаны и внедрены в практическую педиатрию региональные центиль-ные стандарты физического развития детей.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, региональные особенности

PHYSICAL GROWTH AND DEVELOPMENT

OF CHILDREN - INHABITANTS

OF STAVROPOL REGION

KALMYKOVA A.S., TKACHEVA N.V.,

ZARYTOVSKAJA N.V., FEODOSIADI O.S.

9867 children from Stavropol Territory population aged from 2 till 17 years were examined. The changes of absolute values and age-specific dynamics of anthropometric parameters were revealed in children’s population during the last 40 years. Anthropometric parameters were characterized not only by increased absolute values, but also by change of growth rates in various age intervals.

The basic features of child’s physical development were the following: growth impairment and retardation, disharmony development, gracialization and leptosomization. On the basis of the data obtained regional standards of children’s physical development were developed and applied in practical pediatrics.

Key words: children, physical growth and development, regional peculiarities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.