Процесс образования пары у всех славок имеет одинаковую схему. При появлении самки на гнездовом участке самец летит к одному из «набросов» и там поёт очень длинные и звонкие песни. Максимальная длина песен, зарегистрированных в этот момент, составила: у серой славки — 20.3 с, садовой — 1 мин 28 с, черноголовой — от 1 мин 17 с до 2 мин 23 с. Самка подлетает к месту токования самца, некоторое время наблюдает за ним, затем улетает, самец летит за ней вдогонку, происходит спаривание. После образования пары самка осматривает «на-бросы», предлагаемые самцом, окончательно выбирает один из них и вместе с самцом завершает постройку гнезда. В отличие от садовой и черноголовой славок, самцы серой славки при длительном отсутствии самки на гнездовом участке могут самостоятельно закончить постройку гнезда на одном или нескольких «набросах». Интенсивность пения самцов после образования пары снижается на 30-40%, песни становятся короче и, по-видимому, выполняют функцию маркировки территории.
Доля участия самцов и самок в совместном строительстве гнезда почти равна. В некоторых случаях самцы больше занимаются сбором и транспортировкой строительного материала, а самки — его укладкой.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1382: 4995-4999
Характеристика фауны птиц Залидовских лугов
В.А.Марголин, Н.В.Степанова, Т.С.Шабанова
Второе издание. Первая публикация в 2005*
Залидовские луга расположены в Калужской области в Дворцов-ском расширении поймы реки Угры (левый приток Оки), на её правом берегу. В 1990 году они объявлены памятником природы, а в 1997 году вошли в состав национального парка «Угра» и предложены нами к внесению в реестр Ключевых орнитологических территорий областного значения. Согласно функциональному зонированию национального парка, этому участку (около 950 га) присвоен статус особо охраняемого. Здесь расположены луговой, водно-болотный и древесно-кустарнико-вый комплексы, подверженные сукцессионным процессам. В первую очередь существенные изменения затронули пойменные озёра и заболоченные места, которые в последние годы мелеют или пересыхают, а затем постепенно зарастают древесно-кустарниковой растительностью.
* Марголин В.А., Степанова Н.В., Шабанова Т.С. 2005. Характеристика фауны птиц Залидовских лугов IIВопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Материалы 11-й Всероссийской науч. конф. Калуга: 356-358.
Первые конспективные результаты изучения фауны птиц за 19641965 годы опубликованы С.Д.Василевской (1966). Планомерные исследования вели студенты биофака Калужского педагогического института во время полевых практик, экспедиций и экскурсий под руководством А.А.Воронина и В.А.Марголина. Некоторые сведения об охотничье-промысловых видах получены в 1964, 1967-1968 годах (Воронин 19706) и затем каждое лето по 1981 год, а также в 1986 и 1988 годах они проводили сборы некоторых материалов. Основными объектами изучения были околоводные птицы (Воронин 1970а, 1975; Баранов, Марголин 1981), водоплавающие (Васильев 1990), хищные (Воронин и др. 1983), редкие и исчезающие (Воронин и др. 1990; Марголин и др. 1990, 1998).
Более детальные исследования по орнитофауне были продолжены нами в рамках работ: в 1991 году по составлению кадастра флоры и фауны Дзержинского и Юхновского районов; в 1992 году при разработке комплексной системы экологического мониторинга Калужской области; в 1996-1998 годах по созданию каталога ключевых орнитологических территорий (Марголин 2001). Собранные материалы были использованы при проектировании национального парка «Угра» и создании Красной книги Калужской области. Основная их часть вошла в монографию о птицах Калужской области (Марголин 2000; Марголин, Баранов 2002). Последующее орнитологическое обследование выполнено в 2002 году (Галченков, 2003).
С декабря 2003 и на протяжении 2004 года лабораторией зоологического мониторинга Калужского педагогического университета проведено комплексное исследования Залидовских лугов, в том числе позвоночных животных, по теме «Ревизия фауны национального парка Угра». Продолжено изучение орнитофауны, особенностей её сезонного распределения и размещения, ведение многолетнего мониторинга населения птиц заливных лугов на постоянном маршруте, определение относительной их численности в водно-болотном, а также древесно-кустарниковом комплексах, где паутинными сетями отловлено 92 особи 26 видов с последующим их кольцеванием.
Всего на обследованной территории к настоящему времени зарегистрировано пребывание 132 видов птиц и это не предел, поскольку основное изучение мы проводили в летний период. Следует отметить, что за прошедшие десятилетия 15 видов перестали встречать. Из оставшихся 117 видов в настоящее время гнездится с разной степенью достоверности 43 вида, во время размножения использует луга в поисках корма — 16, зарегистрированы только в период сезонных перемещений — 58, в том числе 21 вид из перечисленных групп отмечен в зимнее время. Среди гнездящихся птиц на водоплавающих, околоводных и тесно связанных с водоёмами приходилось 21%, древесно-кустарни-
ковых — 37%, луговых — 42%, хотя такое деление отчасти условно.
При высоких уровнях половодья весной затопленные пространства служат местом массовой остановки на отдых мигрирующих водоплавающих и околоводных птиц, в частности, гусей (одновременно более 500 особей), уток (до нескольких тысяч), куликов (500-700), среди которых присутствовали виды, занесённые в Красную книгу России, в частности, большой кроншнеп Numenius arquata.
Тем не менее, за прошедшие десятилетия наиболее существенный урон понесла группа птиц, связанная с водоёмами, из-за частичной или полной их деградации. Исчезла почти половина ранее гнездящихся птиц: выпь Botaurus stellaris, волчок Ixobrychus minutus, лысуха Fulica atra, камышница Gallinula chloropus, белокрылая крачка Chlidonias leucopterus, красноголовый нырок Aythya ferina, хохлатая чернеть Aythya fuligula. Всего за последний сезон на размножении отмечено лишь 9 прежде обычных хозяйственно-ценных видов, среди которых произошло резкое снижение плотности населения, таких как кряква Anas platyrhynchos, чирок-трескунок Anas querquedula, чибис Vanellus vanellus и бекас Gallinago gallinago. Однако после восстановления водного зеркала на озере Долгое и прилегающих водоёмах создались благоприятные условия для кормёжки уток и чёрной крачки Chlidonias niger, которая вновь отмечена на гнездовье на озере Старица, где были подходящие условия. Только серая цапля Ardea cinerea увеличивает численность на фоне повсеместности этого явления.
Группа луговых птиц — самая многочисленная в видовом разнообразии, представлена 18 гнездящимися видами, но их разнообразие существенно не изменилось. Теперь отсутствуют только полевой лунь Circus cyaneus, численность которого сократилась по всей Центральной России, и обыкновенная овсянка Emberiza citrinella. Среди населения по-прежнему доминируют луговой чекан Saxicola rubetra, камышовая овсянка Schoeniclus schoeniclus, болотная камышевка Acro-cephalus palustris. Однако снижение увлажнённости лугов привело к резкому сокращению численности жёлтой трясогузки Motacilla flava, дубровника Ocyris aureolus, коростеля Crex crex и увеличению лишь полевого жаворонка Alauda arvensis. Вероятно, изменения растительного покрова отрицательно влияют на перепела Coturnix coturnix.
Напротив, в древесно-кустарниковом комплексе происходит увеличение числа обитающих видов (уже зарегистрировано 16) и их доля значительна. В этой группе доминируют сорока Pica pica, серая ворона Corvus cornix и обыкновенный соловей Luscinia luscinia. Впервые достоверно выявлено гнездование канюка Buteo buteo и таких дупло -гнездников, как скворец Sturnus vulgaris и, возможно, поползень Sitta europaea. Последние используют естественные пустоты в стволах деревьев, а также дупла, выдолбленные дятлами, но таких убежищ недо-
статочно. С этой целью в январе 2005 года вывесили 50 скворечников и синичников, что позволит в значительной мере увеличить не только численность птиц, но и количество гнездящихся видов. Из представителей этой группы перестали отмечать во время размножения только обыкновенную горлицу Streptopelia turtur и пустельгу Falco tinnuncu-lus, что происходит повсеместно.
Таким образом, по результатам исследований накоплен значительный материал, позволяющий вести мониторинг и прогнозировать изменения биоразнообразия на этой территории, разработать конкретные мероприятия по его восстановлению и увеличению. Сукцесси-онные процессы, протекающие на Залидовских лугах, приводят к обеднению фауны животных в основном водно-болотного комплекса и, напротив, её увеличению в древесно-кустарниковом. Хотя видовой состав луговой группы птиц относительно стабилен, численность целого ряда её представителей сократилась или находится в депрессии, как и население их большинства, связанных с водоёмами.
Такая особо охраняемая зона национального парка должна выполнять функции резервата. Это даёт возможность на небольшой по площади территории более эффективно проводить мероприятия, обеспечивающие поддержание оптимального уровня численности природных популяций редких, хозяйственно-ценных и других видов, в частности, птиц на местах размножения, остановок на путях сезонных миграций. Поэтому южную часть лугов целесообразно объявить на время весенних миграций зоной покоя и строго регламентировать её посещение, особенно окрестностей озера Долгое. Дальнейшая работа должна быть направлена на восстановлении основных комплексов — преимущественно водно-болотного и стоять среди основных целей деятельности национального парка.
Литератур а
Баранов Л.С., Марголин В.А. 1981. К фауне и размещению колониальных околоводных птиц Калужской области // Размещение и состояние гнездовий околоводных птиц на территории СССР. М.: 86-88. Василевская С.Д. 1966. Птицы окрестностей деревни Дворцы // Тез. докл. на 13-й науч. конф. Калуга: 90-91.
Васильев А.Л. 1990. Фенология водоплавающих птиц в пределах Калужской области //
5-я краевед. конф. Калужской обл.: Тез. докл. Обнинск: 272-273. Воронин А.А. 1970а. О биологии серой цапли // Науч. тр. ТГПИ им. Л.Н.Толстого (биология и сельское хозяйство). Тула, 4: 133-138. Воронин А.А. 1970б. Охотничье-промысловые животные Лев-Толстовского охотхозяйства
// Науч. тр. ТГПИ им. Л.Н.Толстого (биология и сельское хозяйство). Тула, 4: 119-132. Воронин А.А. 1975. Колонии околоводных птиц в Калужской области // Колониальные
гнездовья околоводных птиц и их охрана. М.: 129. Воронин А.А., Марголин В.А., Баранов Л.С., Овсянников Г.М. 1990. Редкие гнездящиеся птицы Калужской области // Редкие виды птиц Центра Нечерноземья. М.: 39-42.
Воронин А.А., Васильев А.Л., Овсянников Г.М. 1983. К экологии хищных птиц юга Нечерноземья // Экология хищных птиц: Материалы 1-го совещ. по экологии и охране хищных птиц. М.: 115-116. Галченков Ю.Д. 2003. Некоторые итоги орнитологических наблюдений в Дворцовском расширении долины реки Угры в 2002 году // Природа и история Поугорья. Краеведческие очерки. Калуга, 3: 55-58. Марголин В.А. 2000. Птицы Калужской области. Ч. 1 Неворобьиные. Калуга: 1-336. Марголин В.А. 2001. Изучение населения птиц Залидовских лугов // Природа и история
Поугорья. Краеведческие очерки. Калуга, 2: 24-29. Марголин В.А., Баранов Л.С. 2002. Птицы Калужской области. Воробыинообразные. Калуга: 1-640.
Марголин В.А., Баранов Л.С., Котюков В.М., Кутьин С.Д. 1990. Заметки об орнитофауне Калужской области // 5-я краевед. конф. Калужской области: Тез. докл. Обнинск: 267-271.
Марголин В.А., Галченков Ю.Д., Воронин А.А., Баранов Л.С., Горшков В.И., Овсянников Г.М., Середенко В.М. 1998. Некоторые изменения в фауне и населении редких видов птиц Калужской области // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра России. М.: 97-100.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1382: 4999-5001
Изменение содержания азота, фосфора и калия почвы в местах гнездования грачей Corvus frugilegus
Т.П.Втюрина
Второе издание. Первая публикация в 2002*
Геохимическое воздействие птиц на среду выражено наиболее сильно у крупных колониальных видов или стайных птиц, пребывающих в течение длительного времени в одном месте. В Нечернозёмной зоне к этой группе принадлежат грач Corvus frugilegus, галка C. mone-dula, а в течение внегнездового периода - серая ворона C. cornix.
Нужно отметить, что колониально гнездящиеся грачи вносят в почву большое количество зоогенного и веточного опада. Длительное существование птичьих колоний трансформирует многие почвообразовательные процессы, и, следовательно, почвы, которые были названы П.В.Елпатьевским (1997) орнитогенными. Орнитогенные почвы представляют собой специфическое природное образование, поскольку в их формировании помимо естественных биоценотических факторов большую, если не решающую роль играют поступления минеральных и ор-
* Втюрина Т.П. 2002. Изменение содержания азота, фосфора и калия почвы в местах гнездования грачей II Экология врановых птиц в антропогенных ландшафтах. Саранск: 62-64.