Научная статья на тему 'Характеристика элементов институциональной структуры холдингов'

Характеристика элементов институциональной структуры холдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3658
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛДИНГИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарежнева Ольга Валерьевна, Рябова Наталья Юрьевна

В статье представлена оригинальная характеристика особенностей функционирования холдингов с позиций институциональной теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика элементов институциональной структуры холдингов»

УДК 658.114.5

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЛДИНГОВ

О. В. Нарежнева, Н. Ю. Рябова

Аннотация. В статье представлена оригинальная характеристика особенностей функционирования холдингов с позиций институциональной теории.

Ключевые слова: холдинги, институциональная структура, формальные правила, неформальные ограничения, обеспечивающие механизмы.

Введение

Роль холдинговых структур в российской экономике в постперестроечный период постоянно усиливается, неуклонно растёт их число и многообразие, увеличивается вклад в развитие валового продукта страны. Возрастающая потребность в четкой идентификации таких значимых субъектов экономики проявляется в активной, непрекращающейся полемике по вопросам их статуса, процессов создания и функционирования, построения исчерпывающей классификации. При этом на текущий момент специализированные правовые документы, регулирующие деятельность холдингов, отсутствуют, структурам холдингового типа в российском законодательстве уделено мало внимания, нет чёткого позиционирования их роли в институциональной структуре российской экономики. Необходимо отметить, что, несмотря на значимый вклад холдингов в экономику страны, системной проработки вопросов их институциональной структуры до настоящего времени не производилось.

Элементы институциональной структуры холдингов

В российской практике холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между головной компанией и дочерними подразделениями определяются правом собственности или мерой участия в уставном капитале, а также формами договорных отношений, определяемых действующим законодательством.

Анализ содержательных трактовок термина «холдинг» в научной литературе, с учётом развития в российской экономике корпоративных отношении [1 - 6], позволяет выделить «узкое» и «широкое» понимание данного понятия. Холдинг в узком смысле слова - это холдинговая компания, организация, аккумулирующая контрольные и не контрольные пакеты акций (для акционерных обществ) или доли

(для прочих не акционированных фирм, товариществ, обществ) и занимающаяся контролем и управлением. Холдинг в широком смысле слова - это совокупность взаимосвязанных предприятий, включающих материнскую (головную) компанию и дочерние (зависимые) компании, объединенных связями финансового характера.

Для формирования исчерпывающего представления о холдингах как субъектах экономики, необходимо чёткое понимание роли и места холдингов в общей институциональной структуре государства.

В основе Институционального подхода лежит определение «институтов» как конструкций, созданных человеческим сознанием, как «правил игры» в обществе, созданных человеком, как ограничительных рамок, которые организуют взаимоотношения между людьми.

Исходя из основных постулатов данной теории для выделения институциональных особенностей холдинговых структур нам видится необходимым определить и охарактеризовать институциональную структуру, присущую любым социальным и бизнес-явлениям, которая включает в себя следующие существенные элементы:

- формальные правила (конституции, законы, права собственности);

- неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения);

- механизмы, обеспечивающие выполнение правил.

В рамках данного исследования для разграничения формальных и неформальных правил считаем целесообразным придерживаться подхода представителей «нового институционализма»: формальные правила записаны в официальном источнике, за их выполнением следит специально выделенная группа людей. Наличие принуждения со стороны государства (власти) - это характерная черта формальных правил. Неформальные

правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, а моральными устоями общества, за их исполнением следят все члены общества.

Формальные правила существования как общества в целом, так и бизнес-явлений, и холдингов в частности, включают: политические правила; экономические правила; контракты.

Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.

Политические институты являются общими для всех субъектов правоотношений, функционирующих на территории государства (конституция РФ и другие основные нормативные акты, определяющие государственное устройство), поэтому при характеристике холдингов для нас особого интереса не представляют.

Выделение экономических формальных институтов, регулирующих деятельность холдинговых структур, наоборот, заслуживает отдельного внимания.

В Гражданском кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ и других основополагающих законодательных и нормативных актах первого уровня регулирования холдинги обособленно не упоминаются. Таким образом, <^е шге» холдинг не является юридическим лицом и субъектом гражданско-правовых отношений в смысле требований п.1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ.

Специализированных законодательных актов и нормативных документов второго и третьего уровня регулирования, определяющих статус холдинга тоже нет. В 1992 году было разработано «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», однако статус документа в настоящий момент не ясен. Неоднократно делались попытки принять Федеральный закон «О холдингах». Но в связи с отклонением его Советом Федерации Государственная Дума приняла решение о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения указанного Федерального закона и сняла его с рассмотрения. Таким

образом, в настоящее время для экономического регулирования деятельности холдингов применяются общие корпоративные институты, хотя это вызывает массу сложностей.

В качестве основных норм, регулирующих деятельность холдингов как корпоративных образований, можно выделить следующие:

- статья 105 ГК РФ определяет критерии «материнства-дочерности» хозяйственных обществ;

- статья 48 ФЗ РФ «Об акционерных обществах», до 2006 года относившая к компетенции общего собрания акционеров и такой вопрос, как «участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций», с введением ФЗ от 27 июля 2006 года № 146-ФЗ обрела следующую редакцию: «...принятие решения об участии в финансовопромышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций»;

- статья 9 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет признаки «группы лиц»;

- статья 40 НК РФ определяет понятие «взаимозависимые лица»;

- статья 45 (п. 2, пп.2) НК РФ определяет право при определённых условиях налоговым органам предъявлять иски о взыскании налоговой задолженности (а также пени и штрафа) с основного общества на дочернее или наоборот;

- статья 277 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда);

- статья 251 (п. 1, пп. 11) НК РФ признаёт необлагаемым доходом безвозмездные поступления в виде имущества, полученного одной организацией от другой, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации, и от организации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада получающей организации (при этом полученное имущество не признаётся доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение 1 года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передаётся третьим лицам).

Таким образом, специализированные формальные экономические институты, регулирующие деятельность холдингов в нашей стране на текущий момент недостаточно развиты, что

подтверждается обширной арбитражной практикой урегулирования спорных вопросов.

Следующим институтом, регулирующим деятельность холдинговых структур, является система контрактов. При её описании целесообразно разделить контракты на две группы:

- контракты, регулирующие взаимоотношения между членами холдинга (в первую очередь, между материнской компанией и другими членами бизнес-группы);

- контракты, регулирующие хозяйственную деятельность всех участников холдинга.

С институциональной точки зрения особый интерес представляют именно контракты первой группы. Действующее законодательство позволяет использовать для управления в холдинге следующие модели:

1) закрепление в уставе дочерних компаний права головного (основного, материнского) общества давать им обязательные для исполнения указания;

2) заключение между головным (материнским) и дочерним обществом договора, в котором прямо устанавливается аналогичное право;

3) передача управляющей организации (головной компании) полномочий единоличных исполнительных органов тех компаний, которые входят в холдинг;

4) оказание головной компанией услуг по управлению деятельностью общества иным участникам холдинга;

5) передача отдельных активов обществ холдинга (в том числе ценных бумаг) в доверительное управление его головной компании [7].

Правовое основание и виды используемых для каждой модели контрактов приведены в таблице 1.

Контракты второй группы, определяющие институциональные основы текущей хозяйственной деятельности членов холдинга, целесообразно типировать в соответствии с подходом, предложенным Я. А. Клесовой [8]. Сущность каждого вида контрактов применительно к холдингам, раскрываемую через предмет и объект контрактного права, авторами данного исследования приведена в таблице 2.

Однако необходимо отметить, что текущие правила (институты) холдинга не в полной мере описываются системой контрактов. Немаловажную роль в организации внутреннего институционального устройства холдинга будут играть существующие полномочно-

управленческие отношения, которые формали-

зуются в сложившейся и утверждённой организационно-управленческой структуре холдинга.

В научной литературе наблюдается постоянная актуализация вопросов возникновения и развития организационно-управленческих структур. При этом для холдингов специалисты признают предпочтительными комбинированные (линейно-функциональная, дивизиональная, функционально-дивизиональная, дивизионально-функциональная) или сложные (холдинговые) структуры [9; 10] .

В рамках данного исследования с точки зрения институциональных особенностей принципиально важно наличие во внутреннем поле экономического агента зафиксированных координационных зависимостей, которые как раз и проявляются в утверждённой организационно-управленческой структуре, независимо от её типа. При этом регулирование управленческих взаимоотношений в разных видах холдингов может находить самые разнообразные формы проявления, далеко не всегда формальные.

После определения формальных институциональных особенностей холдингов перейдем к характеристике совокупности неформальных институтов, регулирующих их деятельность. Сложность этого процесса усугубляется, во-первых, многообразием возможных видов неформальных институтов, во-вторых, субъективными особенностями функционирования каждого конкретного холдинга. В рамках данной статьи нами сделана попытка выделения возможных неформальных институтов корпорации (в том числе, холдинга). Причём эта попытка, в контексте вышеназванных причин, не будет претендовать на исчерпывающее изучение данного вопроса, которое могло бы быть результатом отдельного научного труда.

На основе исследования основ институциональной и неоинституциональной теории и публикаций специалистов по вопросам функционирования фирм (организаций, корпораций) [11-16], нам видится логичным объединение всех неформальных институтов в единую категорию, которая в широкой научной литературе получила название «организационная (корпоративная) культура». Наша убеждённость в возможности применения данной дефиниции для характеристики неформальных институтов основывается на тождественном понимании содержания этих категорий.

Таблица 1 - Правовое основание и виды контрактов при разных моделях управления в холдингах

№ модели Правовое обоснование Виды контрактов

1 ст. 105 ГК РФ и ст. 6 Федерального Закона "Об акционерных обществах" признают хозяйственное общество дочерним, если другое, основное, хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо на иных основаниях имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом устав управляемого общества, либо договор между ним и головным обществом

2 договоры залога, ипотеки, займа, доверительного управления имуществом, договор о передаче полномочий исполнительного органа общества управляющей организации

3 ст. 103 ГК РФ, ст. 69 и 71 Федерального Закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ, с учетом которых решение о передаче полномочий принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) договор передачи полномочий

4 глава 39 ГК РФ, регламентирующая возмездное оказание услуг. договор на возмездное оказание услуг управления

5 гл. 53 ГК РФ предусматривает управление отдельным имуществом (ст. 1012 ГК РФ) юридического лица в интересах доверителя и совершение с ним лишь тех юридических и фактических действий, которые предусмотрены соответствующим договором договор доверительного управления имуществом

Таблица 2 - Типология контрактов, определяющих сущность холдинга

Типы Предмет Примеры

контрактов контракта контрактов

Глобальные контракты Закрепление основополагающих принципов функционирования системы контрактов Устав, учредительный договор

Ключевые контракты Закрепление прав собственности на ресурсы, использование которых опосредуется системой контрактов Договоры о предоставлении ресурсов; договоры о привлечении ресурсов

Сопряжён- ные контракты Закрепление прав и обязанностей при совершении сделок, которые дополняют сделки, оформляемые ключевыми контрактами. Договоры, сопровождающие привлечение и размещение ресурсов; договоры о предоставлении прочих услуг

Обеспечи- тельные контракты Закрепление прав и обязанностей в процессе использования вспомогательных материальных, трудовых, информационных и иных ресурсов, обеспечивающих функционирование системы контрактов. Трудовые договоры, хозяйственные договоры (о приобретении товаров, услуг)

Так, неформальные институты ранее были определены как правила системы, не закреплённые ни в одном официальном источнике.

Понятие организационной культуры берёт начало в теории управления, психологии, социологии, организационном поведении. Единой трактовки термина пока не выработано; на наш взгляд, наиболее полно этот вопрос рас-

крывает Мясоедова Т. Г. [16]. Она определяет организационную культуру как агрегированное понятие, как совокупность базовых ценностей (представлений), которые понимаются и разделяются большинством сотрудников и которые определяют неповторимость и индивидуальность данной организации на уровне как внешних, так и внутренних проявлений. В соот-

ветствии с этим выделяется набор основопо- г

лагающих ценностей (элементов), формирую- ч

щих организационную культуру: миссия, стра- и

тегия, цели; стиль руководства и лидерства; н

культура труда; символика; организационная н

этика; культура качества.

В вопросе выделения существенных неформальных институтов (правил) холдингов в

будем исходить из выдвинутого выше сужде- с

ния о тождественности категорий «организаци- т

онная (корпоративная) культура» и «нефор- н

мальные институты». В этой связи нам пред- с

ставляется возможным под неформальными з

правилами институциональной структуры хол- н

дингов понимать основные элементы корпо- (

ративной культуры, выделенные Т. Г. Мясо-едовой. с

Завершающим этапом описания институ- с

циональной структуры холдингов будет выде- н

ление механизмов, обеспечивающих выполне- н

ние описанных выше формальных и нефор-

Таблица 3 - Система общественного контроля

Заключение

Наиболее распространенный и исследованный в науке аспект институциональных особенностей холдингов, понимаемых как специфика их организационно-управленческого устроения, представляется нам довольно узким и не отвечающим требованиям комплексного и системного подхода, применяемого при изучении сложных экономических систем, коими являются холдинговые корпоративные структуры.

мальных правил. На наш взгляд, наиболее чётко эти механизмы прослеживаются во взаимодействии элементов системы общественного контроля (таблица 3), сформированной на основе классификации, предложенной Робертом Элликсоном [17].

При этом в холдинговых структурах, учитывая многообразие их видов, сложность их институциональной структуры и внутрикорпоративных связей, будет действовать вся совокупность правил, применяться все элементы системы контроля, иметь место все формы наказаний, способствующие принуждению к выполнению формальных и неформальных правил (институтов).

Таким образом, институциональная структура холдинга должна пониматься как органичная и неразрывная совокупность основных частей и элементов, представленная на рисунке 1.

Взяв за основу институциональный подход при изучении структуры холдингов, в работе были рассмотрены три ключевых элемента этой структуры. По результатам исследования можно констатировать, что формальные правила существования холдинга представляют совокупность политических, экономических правил, контрактов и организационноуправленческой структуры. Кроме формальных правил в структуре холдингов выделены элементы неформальных правил и очерчен меха-

Стороны контроля соблюдения правил Правила Наказание Система контроля

Первая сторона - индивид Личная этика Угрызения совести, чувство вины Внутренний контроль

Вторая сторона - корпорация Контракты Наказание осуществляет пострадавшая сторона В рамках контракта контроль осуществляет та сторона,которой даётся обещание

Третья сторона - сообщество людей Нормы, действующие в данном сообществе Наказание, осуществляемое членами сообщества Неформальный контроль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация Правила, действующие в организации Принуждение со стороны организации Контроль со стороны организации

- государство Законы Принуждение со стороны государства Правовая система

низм, обеспечивающий выполнение всех правил через систему общественного контроля.

Таким образом, в статье дано обширное описание институциональных особенностей функционирования холдингов, исходя из прин-

ципа единства всех частей и элементов, определяющих формальные и неформальные правила, а также механизм, обеспечивающий действенность этих институтов.

Библиографический список

1. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru

2. Постановление Государственной Думы РФ от 7 июня 2002 г. № 2826-Ш ГД «О Федеральном Законе «О холдингах» (проект № 99049555-2) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru

3. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. - / Гл. ред.: А. М. Прохоров - М. : Большая Российская энциклопедия, 2001, - Кн. 2: Н-Я. - 2015 с.

4. Лаптев, В.А. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. - 2002. -№ 4. - С. 55.

5. Шиткина, И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ.

издание: учеб.-мет. пособие / И.С. Шиткина . - М . : ВолтерсКлувер, 2006. - 648 с.

6. Куликов, Л. А. Законодательное закрепление понятия «холдинг». Библиотека бухгалтерских и налоговых документов, 2009. - № 023. [Электронный ресурс]. URL : http://www.naloglib.net (дата обращения: 12.04.2011).

7. Байраченко, В. Управление холдингом: порядок заключения договоров управления // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

8. Клесова, Я. А. Институциональный анализ функционирования субъектов трансакционных отраслей (на примере коммерческих банков России): автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук : 08.00.01; 08.00.10 / Яна Александровна Клесова. - Омск. -Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2007. - 17 с.

9. Овсянников, С. С. Роль холдинговых компаний // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. -№ 2. - С. 107-109

10. Евневич, М. Эффективность структуры управления холдингом // Top-Manager. - 2004. - № 10 [Электронный ресурс]. URL : http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000440 (дата обращения: 25.03.2011).

11. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Колер, К. Л. Келлер, пер. с англ. под ред. С. Г. Жильцова. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 816 с.

13. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2007. - 688 с.

14. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури, пер. с англ. - М. : Изд-во «Дело», 1997. - 704 с.

15. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реа-

лизации стратегии / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

16. Мясоедова, Т. Г., Малышева, Н. И. Организационная культура российских корпораций // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 3. -С. 139-144

17. Институциональная экономика : Учебное пособие / под ред. акад. Д. С. Львова. - М. : ИН-ФРА-М, 2001. - 318с.

НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Номер государственного контракта 14.740.11.0561

CHARACTERISTIC ELEMENTS OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF HOLDINGS

O. V. Narezhneva, N.Yu. Ryabova

Article contains original characteristic features of holdings from the perspective of institutional theory.

Нарежнева Ольга Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Бухгалтерского учёта, анализа и аудита Омского государственного института сервиса. Основное направление научных исследований - анализ эффективности управления, холдинги. Общее количество публикаций - 46.

Рябова Наталья Юрьевна - старший преподаватель кафедры Экономики и организации производства Омского государственного института сервиса. Основное направление научных исследований - инновации, предпринимательство, менеджмент, стратегическое управление, корпоративное управление. Общее количество публикаций - 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.