Научная статья на тему 'Характеристика экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса республики Татарстан'

Характеристика экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губаев Шамиль Шамсиевич, Ардашева Евгения Павловна

Представлены некоторые количественные параметры экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. Обозначены перспективные направления реализации накопленного комплексом потенциала с учетом факторов внутреннего и внешнего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some quantitative parameters of economic, personnel and innovative potential of Gas and Petrochemical Complex of the Republic of Tatarstan are presented. Perspective trends of realization of the potential accumulated by the Complex are designated taking into account factors of internal and external character.

Текст научной работы на тему «Характеристика экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса республики Татарстан»

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

Характеристика экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан

Ш. Ш. Губаев,

д. э. н., профессор, зам. генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Представлены некоторые количественные параметры экономического, кадрового и инновационного потенциала нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан. Обозначены перспективные направления реализации накопленного комплексом потенциала с учетом факторов внутреннего и внешнего характера.

Реализация и оценка региональной экономической, промышленной, инвестиционной и инновационной политики требует формирования квалифицированной системы мониторинга, анализа, прогнозирования, планирования и контроля уровня развития потенциала объекта регулирования. Подобная управленческо-аналитическая система может быть сформирована на соответствующей институциональной базе, поскольку требует выстраивания связей (а следовательно, правил, норм и организационных структур) по вектору «государство — экономические субъекты». В Республике Татарстан функции координационного, экспертно-аналитического, инновационно-технологического центра в нефтегазохимическом комплексе выполняет ОАО «Татне-фтехиминвест-холдинг», являющееся также разработчиком программ развития комплекса. Авторы, отвечая в данной структуре за стратегический и аналитический блоки, в настоящей статье ставят целью отразить наиболее существенные «срезы» потенциала нефтегазохимического комплекса как результат реализованной региональной отраслевой политики (с акцентом на оценку экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, развития кадрового потенциала).

Республика Т атарстан, как известно, имеет крупный нефтегазохимический комплекс. Он обеспечивает более половины промышленного производства республики. В создание валового регионального продукта комплекс вносит вклад в размере 40-50%, столько же составляет его доля в бюджете Республики Татарстан. Текущая добыча нефти в Татарстане — порядка 30 млн тонн в год, ее ресурсы оцениваются в 4 млрд тонн, разведанные запасы природных

Е. П. Ардашева,

к. э. н., начальник отдела экономического анализа ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Some quantitative parameters of economic, personnel and innovative potential of Gas and Petrochemical Complex of the Republic of Tatarstan are presented. Perspective trends of realization of the potential accumulated by the Complex are designated taking into account factors of internal and external character.

битумов — в 2,5 млрд тонн. С самого начала реформ в республике сделана ставка на комплексную переработку нефти, переход к выпуску продукции высоких переделов. Применялся системный принцип: все отрасли нефтегазохимического комплекса (нефтедобыча, нефтепереработка, химия и нефтехимия) рассматривались в кооперации, как единый объект развития и регулирования. И сейчас в Татарстане сосредоточено не только 6,5% российской нефтедобычи, но и 3,4% нефтепереработки, 12% химического производства. Производится 40% российского полистирола, полиэтилена и полипропилена, треть каучуков и шин, значительные объемы различной нефтехимической продукции.

Сегодняшнее положение комплекса — это результат многолетних усилий в рамках региональной отраслевой политики, реализации «переходной» стратегии повышения управляемости, снижения раздробленности, сохранения потенциала комплекса. Успешно внедрен программно-целевой подход как инструмент среднесрочного прогнозирования и планирования, как система согласованных и преемственных действий субъектов экономики региона и нефтегазохимического комплекса, направленных на повышение его устойчивости и конкурентоспособности. Выполнена Программа развития комплекса на 1999-2003 годы, сейчас действует программа до 2008 года.

За время реализации программ среднегодовые темпы роста производства в химии и нефтехимии составляли более 9% в год. Всего за 10 лет (с 1999 по 2008 гг.) производство в отрасли должно быть увеличено примерно в 2,7 раза. Таким образом, в рамках реализации отраслевой политики созданы предпосылки экономического роста. Были доста-

точно рано (с 1995 г.) преломлены тенденции спада производства. Уже в 2004 г. объемы производства в химии и нефтехимии республики достигли уровня 1990 года, в 2006 г. превысили этот уровень на 9,5% (для сравнения в целом по российской химии и нефтехимии производство достигло в 2006 г. 72% от уровня 1990 г.). Отмечена высокая инвестиционная активность. Показательно, например, что доля химии и нефтехимии Татарстана на протяжении последних 6 лет в общероссийских инвестициях в отрасль составляла порядка 19%.

Перспективы развития комплекса связываются с продолжением реализации инвестиционно-инновационной программы. Ее основные векторы — увеличение переработки добываемой в республике нефти, развитие действующих предприятий нефтехимии, стимулирование развития малого и среднего отраслевого бизнеса, максимальная диффузия новых перерабатывающих производств по территории республики. Всего за 2006-2008 годы, по нашим оценкам, планируется освоить в комплексе порядка 154 млрд руб. инвестиций в основной капитал. Причем выявлен важный структурный сдвиг: начиная с 2005 г. инвестиции в химию, нефтехимию и нефтепереработку превышают инвестиции в нефтедобычу.

Основные инвестиции связаны с трансфером зарубежных технологий, оборудования, сопровождаются привлечением иностранных займов и кредитов, что является закономерным решением для ускоренного восстановления промышленности и экономического роста. В то же время заметно стремление к переходу к активной инновационной стратегии. В контур нефтегазохимического кластера все более вовлекаются субъекты отечественной научно-технической сферы — собственная химическая школа республики, образовательная сфера, инновационная и инвестиционная инфраструктура, развивается корпоративная наука, а также сотрудничество в рамках соглашения Российской академии наук и Кабинета Министров Татарстана в области нефтехимии и экологии.

Очевидно, что предпосылкой реализации стратегии инновационного развития является кадровый потенциал комплекса. В последние годы (19992006 гг.) в комплексе сложилась стабильная возрастная и квалификационная структура персонала. Средний возраст работников — 39,8 лет, средний стаж — 12,2 года. На 100 рабочих приходится 35 руководителей, специалистов и прочих служащих. Квалификационная структура варьируется по предприятиям. Нельзя однозначно назвать ту или иную структуру оптимальной. Высокая доля специалистов нерабочих профессий может быть требованием конкуренции, когда объективно необходимо содержать большие службы маркетинга, сбыта, информационных технологий, экономического анализа и планирования, научных подразделений, служб качества. В то же время, когда предприятие имеет не лучшее состояние производства и финансов, то высокая доля руководителей и специалистов может

свидетельствовать о недостаточной обеспеченности производства рабочими кадрами.

Корректно следует оценивать и возрастной состав. Предприятия комплекса, имеющие наибольшую долю молодежи (до 30 лет) в структуре кадрового состава, — это средние компании, компании, относительно недавно созданные, и компании, динамично развивающиеся в последние годы. У основной группы крупных и средних предприятий — значения близки к среднему уровню. Минимальная доля молодежи и самая высокая доля персонала старше 50 лет наблюдается на «старых» казанских предприятиях, ранее в значительной степени ориентированных на оборонную высокотехнологичную тематику. Конечно, проблема заключается не только в том, что в кадровом составе недостаточно молодежи, но и в том, что пока даже на самых продвинутых предприятиях не обеспечивается преемственность в знаниях между поколениями работников. Простое увольнение старых кадров и набор новых проблемы не решает, даже, напротив, может привести к снижению устойчивости производства, с точки зрения промышленной безопасности, экологии, обеспечения требуемого уровня качества продукции. Очевидно, необходима нормальная система воспроизводства кадров — от пропаганды имиджа отраслевых профессий, курирования программ обучения в вузах и профтехучреждениях, качественного рекрутинга кадров, постоянного повышения их квалификации и ротации, достойного социального пакета, условий и оплаты труда, и наконец, до передачи знаний и поддержки пенсионеров.

Пока же большинство предприятий в основном сконцентрировано на минимально необходимых элементах из этого набора — это оплата и условия труда, другие виды соцобеспечения и поддержки. В то же время, например, доля затрат на профессиональное обучение работников занимает всего от 0,4 до 1% от полных затрат предприятий на рабочую силу. Но по количеству работников, прошедших профессиональную подготовку, в последние 8 лет наметился явный прогресс. Сейчас профподготовкой охвачено 62% от численности работников основных предприятий комплекса. Это примерно 60 тысяч человек, в том числе в химии, нефтехимии и нефтепереработке — 25 тысяч человек. В основном, работники проходят повышение квалификации. В химии и нефтехимии — это 80% от общего числа работников, прошедших профподготовку. В нефтедобыче важное значение имеют также и такие направления, как обучение вторым (смежным) профессиям и переподготовка. Это связано с тенденцией сокращения избыточной численности и оптимизацией структуры занятых вслед за оптимизацией добывающих мощностей из-за сокращения выработанных и нерентабельных скважин.

Другие составляющие системы воспроизводства кадров развиты пока недостаточно. Поэтому в комплексе уже ощущается дефицит квалифицированных кадров. Сказывается и известная нестыковка потребностей производства и образования и развернувшаяся

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

ИННОВАЦИИ № 08 (106), 2007

между республиканскими предприятиями комплекса гипертрофированная конкуренция за ограниченное число имеющихся квалифицированных специалистов. Неожиданно острым фактором может стать и интерес западных компаний к российским отраслевым кадрам, поскольку в мире (особенно в США и Европе) назревает «кадровый голод» в технических специалистах вообще, и в частности, в специалистах для нефтедобычи, нефтепереработки, химии и нефтехимии. Очевидно, что если отечественным отраслевикам сейчас не вступить в конкуренцию в кадровой политике, то можно проиграть, как говорят западные эксперты, «борьбу за таланты».

Это существенно осложнит не только текущую конкурентоспособность комплекса, но скажется и на его перспективах, особенно через негативные последствия для инновационного потенциала. Доля инновационной продукции в объеме произведенной продукции по основным компаниям химии и нефтехимии постепенно увеличивается, и сегодня составляет более 16%. Растет и финансирование технологических инноваций. За 1999-2006 гг. суммарные затраты на технологические инновации в комплексе составили более 33 млрд руб. С 2005 года к наиболее активным в этой деятельности компаниям (ОАО «Татнефть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим») добавилось ОАО «Казаньоргсинтез», у которого появились значительные инвестиции в строительство производств поликарбоната и бисфенола-А, а также полиэтилена и бутэна-1. Однако пока в структуре затрат на технологические инновации основную долю (64%) имеет статья «покупка машин и оборудования». Значит, инновации носят пассивный (имитационный) характер — в основном, инвестируется покупка готовых зарубежные технологий с их последующей адаптацией.

Как следствие, объемы защиты интеллектуальной собственности компаний комплекса невысокие, особенно, в химии, нефтехимии и нефтепереработке. ОАО «Нижнекамскнефтехим», например, в 2006 году получил 28 патентов. ОАО «Казаньоргсинтез» — пять патентов, по одному патенту получили ОАО «Кварт» и ОАО «Нижнекамсктеуглерод». У остальных компаний патентной активности не отмечено. Что касается оценки нематериальных активов, то из татарстанских компаний существенные нематериальные активы на балансе (конечно, только в сравнении с российскими компаниями химии и нефтехимии) имеет ОАО «Нэ-фис Косметикс» — порядка 80 млн руб. Другие татарстанские предприятия их почти не имеют, тогда как в числе российских лидеров-конкурентов — ОАО «Каучук», ОАО «Киришинефтеоргсинтез», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Хенкель-Эра». Кстати, «Хенкель» с декабря 2006 по апрель 2007 года проводила конкурс на лучшую инновацию, к участию в котором были приглашены независимые изобретатели со всего мира [1]. Безусловно, пока аналогичные российские компании с отечественным капиталом

не готовы к подобным шагам. Снова возвращаемся к фиксации факта жесткой, активной глобальной борьбы за новые идеи и таланты, в которой отечественный бизнес пока практически не присутствует.

То же относится и к мировым нефтегазовым компаниям. Exxon Mobil на НИОКР в среднем в год тратит 670 млн долл., несколько меньше Shell, ВР, Chevron, за последние 10 лет Exxon Mobil получил 10 тыс. американских патентов [2, с. 30]. В силу особенностей нефтедобычи ОАО «Татнефть» также вынуждено уделять значительное внимание новым технологиям. Отметим, например, что в 2006 году произошел заметный скачок в объеме патентов — их получено более пятисот. Почти половина продукции относится к инновационной. Однако в абсолютном выражении инновационная активность, конечно, пока отстает от мирового уровня.

В настоящее время в нефтегазохимическом комплексе Татарстана в корпоративных научно-технологических центрах занято более 2 тыс. человек, всего таких центров — порядка семнадцати. Но в динамике лет прослеживается тенденция сокращения как количества центров, так и численности занятых в них. Очевидно, что это тревожный сигнал, если только не учитывать перенесение центра тяжести инновационной активности в систему инновационной инфраструктуры, развивающейся в стране и регионах, что следует всемерно поддерживать.

Таким образом, развитие нефтегазохимического комплекса региона идет в направлении расширения выпуска прогрессивной продукции потребительского и промышленного назначения. Стоит задача более активного включения в этот процесс кадрового и инновационного потенциала как самого комплекса, так и субъектов отечественной инновационной системы. Инновации востребованы в области добычи и переработки высоковязкой, высокосернистой нефти и природных битумов, тяжелых остатков нефтепереработки, а также в области производства синтетических каучуков, полимеров, композитов, резино-тех-нических изделий, синтетических моющих средств и автомобильных масел и др. Кроме того, рассматривается возможность внедрения биотехнологий, нанотехнологий, технологий сверхкритической экстракции, волновых технологий и ряд других направлений, в развитии которых нефтегазохимический комплекс Татарстана открыт для сотрудничества. Как было показано в данной статье, предпосылки к эффективному взаимодействию и развитию экономического и инновационного отраслевого потенциала в регионе сформированы.

Литература

1. Инновации. 2006. №7. с. 112.

2. Доклад «Инновационный бизнес: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации» / Иванова Н. И., Литовченко С. Е., Шеховцов М. В., Костров С. А. и др. // Инновации. 2006. №5. с. 26-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.