Научная статья на тему 'Характеристика доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ'

Характеристика доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / ТАТУИРОВКА / TATTOO / ТАТУИРОВАНИЕ / TATTOOING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баламут А.Н., Рождественский Н.В.

В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы изучения доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ. Авторы проанализировали имеющиеся подходы к столь динамичному и неоднозначному феномену посредством краткого экскурса в историю возникновения татуировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of dominating motives of tattooing in the conditions of correctional facilities

The author considers the theoretical and application issues of studying dominant motives of tattooing among convicted in conditions of correctional facilities. The author analyzes the existing approaches to such a dynamic and the ambiguous phenomenon among convicts through a historical brief of the tattoo origin.

Текст научной работы на тему «Характеристика доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ»

Суда РФ. - URL: http://www.ksrf.ru/contact/review. htm (дата обращения: 19.05.2014).

6. Справка по работе с письмами и обращениями, поступившими в Конституционный Суд РФ за 2012 год // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. - URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 20.05.2014).

7. Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. - М., 1995. - С. 122.

8. Богдановская В. А. Конституционное право на защиту в сфере уголовного судопроизводства: дис. ... канд. юрид. наук - Казань, 2005. - С. 137.

9. Богдановская В. А. Указ. соч. - С. 134.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами

Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 2. - С. 21.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 13.

12. Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. - 1998. - № 2. - С. 38.

13. Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / под ред. Т. Г. Мор-щаковой. - М., 2003. - С. 90.

А. Н. БАЛАМУТ A. N. BALAMUT

доцент кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы

Н. В. РОЖДЕСТВЕНСКИМ N. V. ROZHDESTVENSKIY

психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, лейтенант внутренней службы

Характеристика доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ

The characteristic of dominating motives of tattooing in the conditions

of correctional facilities

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы изучения доминирующих мотивов нанесения татуировок осужденными в условиях ИУ. Авторы проанализировали имеющиеся подходы к столь динамичному и неоднозначному феномену посредством краткого экскурса в историю возникновения татуировки.

Ключевые слова: мотив, татуировка, татуирование.

Abstract. The author considers the theoretical and application issues of studying dominant motives of tattooing among convicted in conditions of correctional facilities. The author analyzes the existing approaches to such a dynamic and the ambiguous phenomenon among convicts through a historical brief of the tattoo origin.

Key words: motive, tattoo, tattooing.

Татуировка, или накожная живопись, как социально-психологическое явление, а также как элемент культуры и традиций отдельных племен и народов существует довольно давно. И каким бы ни было обществен-

ное мнение, следует признать, что в настоящее время желающих нанести себе тату не становится меньше. Как любое явление, подверженное влиянию моды, татуировка трансформируется, все более приобретая декоративный

характер, о чем свидетельствует повсеместное распространение косметических тату-салонов. Из этого следует закономерный вопрос: почему люди обращаются к мастерам накожной живописи с просьбой сделать татуировку? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять суть явления, рассмотрев его, в частности, в историческом аспекте.

Первые рисунки на человеческой коже служили не столько для украшения, сколько для отпугивания злых духов, устрашения врагов, а также для испытания выносливости. Происхождение слова «татуировка» объясняется по-разному. Так, английское слово «tattoo» заимствовано из полинезийского «tatau», означающего «рана». На таитянском «taatoo» («та» - картина, «ату» - дух), вероятно, может означать «тотем», «духовный образ» или «изображение духа». Содержание термина «татуировка» включает в себя как процесс татуирования - нанесения изображения на кожу, так и само изображение. Следует заметить, что в русском языке синонимом слова «татуировка» является слово «наколка» - «накалывать на коже узор» [1].

В конце XIX - начале XX века татуировка была возведена в ранг искусства. Итальянский психиатр Ч. Ломброзо был одним из первых ученых, обративших внимание на разнообразие татуировок в преступной среде. При этом сам он считал, что их наличие является одним из признаков нравственной дефективности (атавизмом). Несмотря на опровержение ряда положений учения Ч. Ломброзо, в частности о прирожденном преступнике, и объяснение татуировки как атавистического признака, негативное отношение к татуировке являлось преобладающим в обществе. Однако оно не способствовало исчезновению накожной живописи, а привело лишь к ее нелегальному положению в большинстве стран мира, в том числе и в России.

В 60-80-е годы XX века сложилась строго определенная символика уголовной (криминальной) татуировки в пенитенциарных учреждениях страны, она стала играть все более важную роль в преступной среде.

Если в ранние периоды татуировка была наказательным атрибутом (клеймение военнопленных и каторжных), то в дальнейшем она приобрела своего рода статус визитной карточки и уже может сообщить о ее носителе очень многое, например о преступной профессии, сроке, судимости, памятных датах, положении в иерархии, об интересах, ценностях и т. д.

В качестве примера приведем несколько наиболее распространенных татуировок и их значения, но заметим, что смысловое содержание татуировки у конкретного осужденного может быть своим собственным, отличным от общепринятых классификаций и значений. Так, по изображению церкви с куполами можно понять следующее: «по численности куполов определяется количество судимостей, а количество окон в церкви - срок наказания за совершенное преступление»; звезды свидетельствуют о непримиримости характера, верности своим принципам; корабль-парусник - гастролирующий вор; погоны или эполеты с надписями на плечах - своеобразные знаки отличия в преступной среде, авторитетность и т. д. [2].

Татуировка, будучи отличительной (индивидуальной) характеристикой внешнего облика человека, также помогает органам следствия и дознания установить личность преступника, погибшего или пострадавшего.

Татуировка (наколка, партак, картинка, роспись) - это рисунки, надписи, аббревиатуры и т. д. на теле человека. Наносят их путем введения под кожу красящих веществ с помощью специальных приспособлений с целью получения несмываемых и нестираемых изображений [3].

По мнению психологов, татуировка позволяет ее носителю почувствовать свою уникальность, позволяет выделиться, заявить о себе в безликой толпе окружающих людей. Именно с этих позиций мотив рассматривается нами как сложное, системное психологическое образование (цель, потребность, состояние), активизирующее и побуждающее индивида к какому-либо действию. Остановимся более подробно на мотивах нанесения татуировок осужденными с различным пенитенциарным статусом в местах лишения свободы. Всего в исследовании приняло участие 62 респондента (мужчины, возрастной диапазон - от 18 до 37 лет). В экспериментальную группу (ЭГ) № 1 вошли осужденные отрицательной направленности в количестве 30 человек, в ЭГ № 2 - осужденные положительной направленности в количестве 32 человек. Обе группы были уравновешены по состоянию здоровья участников, тяжести совершенных ими преступлений, по количеству у них судимостей (две и более).

Чтобы выявить доминирующие в условиях ИУ мотивы, мы систематизировали данные,

провели их количественный и качественный татуировкам и доминирующие мотивы их на-анализ. В таблице 1 представлены результаты несения. Также можно отметить рейтинг ва-обработки ответов, на основании которых мы риантов ответов и то, как группы соотносятся можем определить отношение осужденных к между собой.

Таблица 1

Сравнительная характеристика доминирующих мотивов у осужденных с различным пенитенциарным статусом

№ п/п Вопрос Варианты ответов Количество ответивших, (%) Значимость различий по Фишеру, (р)

ЭГ № 1 ЭГ № 2

1 Сколько вам было лет, когда вы нанесли свою первую татуировку? 13 лет 15 12 -

15 лет 27 30 -

17 лет 58 58 -

2 Где (местонахождение) вам были нанесены ваши первые татуировки? на свободе 14 12 -

в СИЗО 48 47 -

в ИУ 38 41 -

3 На какую часть тела вы чаще всего наносите татуировки? рука 37 42 0,05

плечо 28 33 0,05

спина 23 16 0,05

лицо 12 9 -

4 Что послужило мотивом нанесения вами первых татуировок? стремление выделиться 28 23 0,05

традиции 46 45 -

культура 26 32 0,05

5 Почему в дальнейшем вы стали наносить татуировки? мода 13 30 0,01

культура 27 15 0,01

свое желание 60 55 0,05

6 Сколько татуировок нанесено на вашем теле? менее пяти 10 17 0,01

более пяти 25 53 0,01

более десяти 65 30 0,01

7 Какой смысл несут ваши татуировки? Что они для вас значат? смысл жизни 49 37 0,01

законы тюрьмы 51 45 0,05

ничего - 18 0,01

8 Как повлияло нанесение татуировок на вашу жизнь? авторитет 43 3 0,01

уважение 34 13 0,01

демонстрация силы 11 13 -

никак 12 71 0,01

9 Планируете ли вы дальше наносить татуировки? да 73 21 0,01

нет 12 72 0,01

не знаю 15 7 0,01

10 Как сейчас вы относитесь к нанесению татуировок? положительно 83 23 0,01

отрицательно 16 36 0,01

никак 1 41 0,01

11 Хотели бы вы свести свои татуировки? да 7 46 0,01

нет 93 54 0,01

Примечание: варианты ответов приведены с учетом частоты упоминания испытуемыми.

Более половины респондентов (58 %) в группах и отрицательной, и положительной направленности отмечают, что впервые нанесли себе наколки в 17 лет. Таким образом, наиболее уязвимым возрастом является возраст от 15 до 17 лет. Это можно объяснить тем, что именно в подростково-юношеском периоде происходит интенсивное формирование личности (психофизиологическая перестройка организма), характеризуемое высокой степенью внушаемости, стремлением к самоутверждению, импульсивностью, несформирован-ностью устойчивых нравственных позиций, ложно понимаемой романтики, повышенным вниманием к вопросам полового, сексуального характера. Все это при определенных обстоятельствах (неблагоприятные условия воспитания, отчуждение) способно привести к необдуманным поступкам, аффективному (крайне агрессивно-возбудимому) поведению и наоборот.

Далее мы выяснили местонахождение исследуемых лиц, где впервые им были нанесены татуировки как уголовного, так и гражданского характера. Почти половина опрошенных лиц - 48 % в ЭГ № 1 и 47 % в ЭГ № 2 - нанесли свои первые татуировки в следственных изоляторах или в исправительных учреждениях. Данная тенденция может объясняться агрессивностью криминальной (тюремной) микросреды, вынуждающей новичков приспосабливаться, адаптироваться к традициям и нормам тюремной субкультуры, а также сильными эмоциональными переживаниями, обусловленными самим фактом изоляции.

В наибольшей степени осужденными из обеих групп татуировки наносятся на руки (ЭГ № 1 - 37 %; ЭГ № 2 - 42 %) и плечи (ЭГ № 1 -28 %; ЭГ № 2 - 33 %), что по сути своей закономерно, так как руки и плечи (жесты, жестикуляция) служат символом активности, коммуникативности и контактности человека, передающим также истинное отношение человека к явлениям окружающей действительности (конкретное событие, личность, предметы, желания и т. д.) [4].

Мотивом нанесения первых татуировок осужденными как отрицательной, так и положительной направленности в наибольшей степени способствовали тюремные традиции, существующие в местах лишения свободы - 46 и 45 % соответственно; у осужденных отрицательной направленности в большей степени выражено стремление выделиться (р < 0,05); а у осужденных положительной направленности побудительной причиной нанесения татуировки является стремление украсить себя в соответствии со своими вкусами и пристрастиями (р < 0,05), обусловленными национальной культурой и имеющими декоративный, художественный оттенок.

Основанием для дальнейшего нанесения татуировок у осужденных отрицательной направленности выступило искреннее внутреннее желание: «начал и уже не мог остановиться»; «было сильное желание увековечить на своем теле основные моменты своей жизни» и т. д. (р < 0,05), а также максимально отразить элементы криминальной/тюремной субкультуры, по своей сути носящей агрессивный харак-

тер (р < 0,01). У осужденных положительной направленности в большей степени выражено стремление следовать модным тенденциям, привлечь к себе внимание неординарной, необычной символикой тату (р < 0,01).

Наибольшее количество татуировок (свыше 10) на своем теле имеют две трети (65 %) осужденных отрицательной направленности (р < 0,01), что указывает на стремление лиц данной группы через татуировки конкретизировать, утвердить свой образ (сильная, независимая, агрессивная личность, пренебрегающая общественными нормами, почитающая воровские традиции).

Максимальную осмысленность своим татуировкам придают осужденные отрицательной направленности (49 %), в них отражены суть, ценности всей жизни, а также законы тюрьмы (51 %), в группе же осужденных положительной направленности на отсутствие какого-либо смысла в нанесенных татуировках указали 18 % респондентов, значимость различий (р < 0,01).

Благодаря татуировкам закрепили свой авторитет 43 % и получили уважение и признание 34 % осужденных отрицательной направленности, значимость различий на уровне р < 0,01. Это объясняет значение и важность той информации, которая содержится в наколках осужденных, придерживающихся тюремной субкультуры, и строгий спрос за их несанкционированное нанесение. Вместе с тем подавляющее большинство осужденных положительной направленности (71 %) отметили, что нанесенные татуировки никак не отразились на их авторитете, и лишь 13 % опрошенных благодаря тату приобрели уважение, подчеркнули сильные стороны своей личности.

Более половины (73 %) осужденных отрицательной направленности планируют и дальше наносить себе татуировки и, наоборот, 72 % осужденных положительной направленности не планируют этого, что указывает преимущественно на негативное отношение к уже имеющимся татуировкам и стремление свести их (46 %).

В целом следует отметить, что доминирующими мотивами у осужденных с различным пенитенциарным статусом преимущественно

выступают: инстинкт подражания; стремление повысить свой авторитет, заявить о себе, продемонстрировать свою агрессию, силу, эгоизм; подчеркнуть свою ненависть, гнев, либо наоборот, тоску по дому, родным и близким. Некоторые психологи утверждают, что нанесение татуировки на кожу - это попытка совладать с подавляемыми сексуальными желаниями, которые конкретный человек не имеет возможности удовлетворить нормальным образом [5].

Мы разделяем позицию О. П. Дубягиной, Ю. П. Дубягина, Г. Ф. Смирнова и считаем, что побудительные причины татуирования у осужденных бывают разные, как правило, они делают не одну, а несколько наколок, при этом в разные периоды жизни и при различных обстоятельствах. Для адекватного общения с татуированным лицом необходимо понять мотив нанесения татуировки, в особенности если она является криминальной (уголовной).

Татуировка не плоха и не хороша сама по себе - она просто есть. Но решение нанести на тело рисунок, надпись, символ или иероглиф должно быть тщательно взвешенным [6]. Принимая решение о нанесении на кожу татуировки, человек должен понимать, что она не изменит его внутреннего мира. То, что когда-то казалось пределом мечтаний, может вызвать сожаление, разочарование, досаду из-за собственной незрелости, а татуировка будет постоянно напоминать об этом. ■

1. Дубягина О. П., Дубягин Ю. П., Смирнов Г. Ф. Культ тату (криминальная и художественная татуировка). - М.: Юриспруденция, 2003. - С. 10.

2. Мильяненков Л. А. По ту сторону закона: энциклопедия преступного мира. - СПб.: Дамы и господа, 1992. - С. 12.

3. Александров Ю. К. Тюремный закон. - М.: Правовое просвещение, 1999. - С. 48.

4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголь-ша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. - С. 77.

5. Татуировка / Сост. Е. Гордиенко. - Ростов-на-Дону: Владис, 2002. - С. 67.

6. Иванов Ю. Н., Яцукевич Э. З. Магические и ритуальные татуировки. Пирсинг (история, технология, дизайн). - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.