«1нноваци в стоматологи», № 1, 2015 ^ ЕПВДЕМЮЛОГШ, ОРГАН1ЗАЦ1Я, 1СТОР1Я
УДК 616.31+005.001.36(001.53)
Только наука изменит мир. Наука в широком понимании: и как расщепляется атом, и как воспитывать детей...
И взрослых тоже.
Н.Амосов (1913-2002)
О. Э. Рейзвих, к. мед. н., С. А. Шнайдер, д. мед. н., В. С. Иванов, к. мед. н.
Государственное учреждение «Институт стоматологии
Национальной академии медицинских наук Украины»
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАНТОВ ПО ВОЗРАСТУ, ПОЛУ, СОЦИАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ И ИНТЕРЕСАМ К РАЗДЕЛАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
В работе представлен сравнительный анализ диссертантов по возрасту, полу и социальному положению, а также проведён анализ интересов исследователей по всем разделам стоматологии.
Ключевые слова: пол, возраст, социальное положение, диссертанты.
О. Е. Рейзв1х, С. А. Шнайдер, В. С. 1ванов
Державна установа «1нститут стоматологи Нацюнально! академп медичних наук Украши»
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЕРТАНТ1В ЗА В1КОМ, СТАТТЮ, СОЦ1АЛЬНОМУ ПОЛОЖЕННЮ ТА 1НТЕРЕСАМ ДО РОЗД1Л1В ЗА СПЕЦ1АЛЬН1СТЬ «СТОМАТОЛОГ1Я»
У роботi надано порiвняльний анал1з дисертантiв за вiком, статтю та соцiальним станом, а також проведено анал1з ттереав до^дниюв з yrix роздШв стоматологИ.
Ключовi слова: стать, вж, соцiальний стан, дисертанти.
O. E. Reyzvikh, S. A. Shnayder, V. S. Ivanov
State Establishment "The Institute of Stomatology of the National academy of medical science of Ukraine"
THE CHARACTERISTICS DISSERTATORS BY AGE,
SEX, SOCIAL STATUS AND INTERESTS OF STOMATOLOGY
This paper presents a comparative analysis of the candidates for a degree by age, sex and social status, as well as the interests of researchers conducted an analysis on all sections of dentistry.
Key words: sex, age, social status, dissertators.
В Украине в последнее десятилетие проблема совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров стала особенно актуальной, так как украинское научное и научно-педагогическое сообщество уже осознает себя частью общеевропейского научного сообщества в широком смысле, выходящем за политические и идеологические рамки.
Украина позиционируется в международном научном пространстве как страна с признанными в мире научными школами, которые в значительной мере сформировались в советский пери-
од, и двухуровневой системой подготовки и аттестации научных кадров - кандидатов и докторов наук, основными формами подготовки которых являются аспирантура и докторантура. В различных отраслях экономики трудится более 77 тысяч докторов и кандидатов наук, на каждую тысячу экономически активного населения приходится 4,7 научных работника [1, 2].
ООН опубликовала доклад о человеческом развитии в 2012 году. В глобальном рейтинге,
© Рейзвих О. Э., Шнайдер С.анов В. С., 2015.
который оценивает показатели экономики, уровня жизни и долголетия в 187 странах мира, Украина заняла 78-е место. За годы независимости стране удалось продвинуться вперед лишь в образовании, при этом экономическая ситуация в Украине ухудшилась. По мнению экспертов, в ближайшие пять лет улучшения не прогнозируются [3, 4].
В наследство от советских времен Украина получила высокоразвитый научный потенциал: Национальную академию наук, сотни отраслевых научно-исследовательских институтов и других учреждений исследовательского профиля, университетскую науку. По оценке ЮНЕСКО, Украина в середине 90-х гг. находилась на седьмом месте в мире по мощности научного комплекса [5].
Потребность в послевузовском профессиональном образовании на базе научных исследований имеет серьезные объективные основания, определяемые растущей сложностью и «интеллектуализацией» практически всех сфер современной общественной деятельности [6].
За годы экономического кризиса в Украине
резко ухудшилось ресурсное обеспечение научных исследований, произошли негативные изменения в основной из его составляющих - кадровой. Недостаточное государственное финансирование, невостребованость экономикой результатов научных исследований, низкий уровень оплаты в научной отрасли и отсутствие экономических стимулов привели к сокращению численности научных работников и ухудшению их качественного состава, что нанесло значительный урон научному потенциалу страны [2, 7].
Приоритетным направлением деятельности научных учреждений НАМН Украины в течение всех лет существования было и остается осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в области медицины и внедрение полученных результатов в практическую деятельность учреждений здравоохранения Украины [8].
Нами проведён анализ интересов исследователей по всем разделам стоматологии: терапевтической (ТС), ортопедической (ОС), хирургической (ХС), стоматологии детского возраста (ДС) и ор-тодонтия (Од) за период 2004-2014 гг. (рис. 1).
Рис. 1. Распределение диссертантов по специальностям
Таблица 1
Распределение интересов диссертантов по годам
Годы Стоматологические специальности (абс)
терапевтическая стоматология Детская стоматология хирургическая стоматология ортопедическая стоматология ортодонтия
м ж м ж м ж м ж м ж
2004 6 15 1 8 12 7 8 8 5 7
2005 6 12 2 7 8 3 3 8 3 3
2006 11 24 1 10 8 5 14 7 3 4
2007 9 27 2 8 6 14 18 11 1 6
2008 5 16 2 4 10 8 10 6 3 3
2009 9 28 8 8 10 7 15 4 4 4
2010 16 20 3 12 12 5 21 6 6 3
2011 14 19 2 8 18 9 11 3 2 9
2012 8 24 1 12 7 13 5 8 5 3
2013 13 13 5 15 13 14 16 9 5 3
2014 8 14 1 5 6 6 10 6 1 2
Всего 105 212 28 107 110 91 131 76 38 47
Как видно из диаграммы, женщины проявляют больший интерес к исследованиям в области терапевтической стоматологии - 66,88 %; детской стоматологии - 79,26 % и ортодонтии -55,29 %. Мужчин больше привлекают вопросы хирургической и ортопедической стоматологии: 54,73 % и 63,29 % соответственно.
Распределение интересов диссертантов по годам представлено в табл. 1.
Методом случайной выборки мы взяли 150 диссертантов (за 2014-2015 гг.) и проанализиро-
Половозрастная харак
вали половозрастное соотношение. Из 150 диссертантов 73 мужчины (48,67 %) и 77 женщин (51,33 %). Соотношение практически равное. Возрастные категории мы представили с разрывом в 5 лет: до 30; 31-35; 36-40; 41-45 и старше 45 лет. Преобладающее количество, как мужчин, так и женщин, проявляющих интерес к научной деятельности, приходится на возрастную категорию «до 30» (табл. 2).
Таблица 2
ристика диссертантов
Возраст Всего Мужчины Женщины
абс % абс % абс %
< 30 76 50,67 30 41,09 46 59,74
31-35 22 14,67 11 15,07 11 14,29
36-40 18 12,0 13 17,81 5 6,49
41-45 17 11,33 8 10,96 9 11,69
>45 17 11,33 11 15,07 6 7,79
Всего 150 100 73 48,67 77 51,33
Из 73 диссертантов мужчин 41,09 % - в возрасте до 30 лет; 15,07 % в возрасте от 31 до 35; 17,81 % - от 36 до 40; 10,96 % - от 41до 45 и 15,07 % -старше 45 лет.
Из 77 диссертантов женщин 59,74 % - в возрасте до 30 лет; 14,29 % - от 31 до 35; 6,49 % -от 36 до 40 лет; 11,69 % - в возрасте от 41 до 45 лет и 7,79 % - старше 45 лет.
По социальному положению диссертанты
распределились следующим образом. Среди мужчин 42,47 % являются сотрудниками высших медицинских учебных заведений - ассистенты профильных кафедр; 30,14 % - аспиранты и 27,39 % - соискатели (практические врачи). Среди женщин ситуация складывается аналогично. 48,05 % - ассистенты кафедр ВУЗов; 36,36% -аспиранты и 15,58% - соискатели (табл. 3, 4).
Таблица 3
Половозрастная и социальная характеристика диссертантов (мужчины)
Ассистенты Аспи] )анты Соискатели
абс % абс % абс %
< 30 10 32,26 16 72,73 4 20,0
31-35 4 12,9 4 18,18 3 15,0
36-40 4 12,9 1 4,55 8 40,0
41-45 5 16,13 1 4,55 2 10,0
>45 8 25,81 - - 3 15,0
Всего 31 42,47 22 30,14 20 27,39
Таблица 4
Половозрастная и социальная характеристика диссертантов (женщины)
Ассистенты Аспиранты Соискатели
абс % абс % абс %
< 30 16 43,24 24 85,71 6 50,0
31-35 7 18,92 1 3,57 3 25,0
36-40 5 13,51 - - - -
41-45 7 18,92 1 3,57 1 8,33
>45 2 5,41 2 7,14 2 16,67
Всего 37 45,05 28 36,36 12 15,58
Наибольшее количество мужчин и женщин, занимающихся научными исследованиями, приходится на возраст до 30 лет. Исключение составляют мужчины соискатели: 40 % в возрасте 36-40 лет. 50 % женщин соискателей в возрасте до 30 лет. Соискатели, как правило, врачи-стоматологи частных стоматологических клиник.
Мы проанализировали распределение диссертантов по интересам к разделам стоматологии и социальному положению.
Диссертанты мужчины распределились следующим образом.
Ассистенты: терапевтическая стоматология -3,23 %; хирургическая стоматология - 22,58 %; стоматология детского возраста - 19,35 %; ортопедическая стоматология - 45,16 %; ортодонтия
- 9,68 %.
Аспиранты: терапевтическая стоматология -36,36 %; хирургическая стоматология - 31,82 %; стоматология детского возраста - 4,55 %; ортопедическая стоматология - 27,27 %; ортодонтия
- нет.
Соискатели: терапевтическая стоматология -
30,0 %; хирургическая стоматология - 25,0 %; стоматология детского возраста - 20,0 %; ортопедическая стоматология - 20,0 %; ортодонтия -5,0 %.
Распределение диссертантов женщин: Ассистенты: терапевтическая стоматология
- 40,54 %; хирургическая стоматология - 10,81 %; стоматология детского возраста - 35,14 %; ортопедическая стоматология - 13,51 %; орто-донтия - нет.
Аспиранты: терапевтическая стоматология -32,14 %; хирургическая стоматология - 25,0 %; стоматология детского возраста - 21,43 %; ортопедическая стоматология - 14,29 %; ортодонтия
- 7,14 %.
Соискатели: терапевтическая стоматология -25,0 %; хирургическая стоматология - 16,67 %; стоматология детского возраста - 41,67 %; ортопедическая стоматология - нет; ортодонтия -16,67 %.
Повозрастная характеристика представлена на рис. 2-7.
Рис. 2. Возрастное распределение ассистентов по разделам стоматологии (мужчины).
Рис. 3. Возрастное распределение аспирантов по разделам стоматологии (мужчины).
Рис. 4. Возрастное распределение соискателей по разделам стоматологии (мужчины).
Рис. 5. Возрастное распределение ассистентов по разделам стоматологии (женщины).
120 100
80 60
40 20
100 100
50
37,5 50
20,83 ■
18,33 ■ ,
до 30 лет
31-35
36-40
|ТС
I хс ДС юс Од
41-45 старше 45 лет
Рис. 6. Возрастное распределение аспирантов по разделам стоматологии (женщины).
Рис. 7. Возрастное распределение соискателей по разделам стоматологии (женщины).
Как мы видим, во всех возрастных группах у Аспиранты-мужчины уделяют внимание
ассистентов-мужчин профильных кафедр преоб- преимущественно изучению вопросов терапев-ладает интерес к вопросам хирургической и ор- тической стоматологии и ортопедии. Только в топедической стоматологии. возрасте до 30 лет занимаются проблемами хи-
рургической стоматологии. Незначителен инте-
рес этой группы к вопросам терапевтической стоматологии и ортодонтии.
Исследовательская активность мужчин-аспирантов с возрастом уменьшается и ограничивается вопросами терапевтической и ортопедической стоматологии. Проблемы стоматологии детского возраста мужчинами аспирантами не рассматриваются.
Среди мужчин-соискателей интересы в сфере стоматологии более разнообразны. Наиболее активны по всем разделам стоматологии соискатели в возрасте от 26 до 40 лет. 66,67 % соискателей старше 45 лет занимаются проблемами стоматологии детского возраста.
Что касается женщин, мы наглядно видим, что наиболее активны во всех возрастных группах женщины ассистенты кафедр ВУЗов. Надо отметить, что вопросами ортодонтии интересуются аспиранты и соискатели в возрасте от 26 до 35 лет.
Интерес к исследованиям в области стоматологии детского возраста возрастает с годами, с максимальными значениями в возрасте 41-45 лет независимо от социального положения. Исследованиями в области ортопедической стоматологии занимаются женщины ассистенты. Интересно, что среди женщин аспирантов и соискателей «выпадает» возрастная категория 36-40 лет. Возможно, это связано с декретными отпусками и решением семейных вопросов.
Выводы. Женщины проявляют больший интерес к вопросам терапевтической стоматологии, стоматологии детского возраста и ортодонтии. Половозрастная характеристика диссертантов представлена следующим образом: 51,33 % женщин и 48,67 % мужчин. Позитивным моментом последних лет стал приток молодых ученых в возрасте до 30 лет. Эта возрастная категория наиболее активна в исследовательской деятельности: 41,09 % мужчин и 59,74 % женщин. 42,47 % мужчин и 45,05 % женщин диссертантов - ассистенты кафедр высших учебных заведений. Наименьшее количество - среди соискателей.
Для пополнения научных организаций молодыми специалистами и привлечения молодежи в науку необходимо разработать дополнительные меры по созданию привлекательных финансовых условий, по усилению работы с талантливой молодежью и поддержке их научных исследований.
Этому может способствовать разработка и внедрение программы работы с талантливой студенческой молодежью во время обучения в вузах и привлечение студентов старших курсов к выполнению научных исследований, государственная поддержка стажировки молодых ученых в зарубежных научных центрах [2].
Список литературы
1. Лобанова Л. С. Роль Национальной академии наук Украины в развитии инновационной экономики / Л. С. Лобанова // Наука та шновацп. - 2011. - № 4. - С. 62-65.
2. Подгорный А. З. Научные кадры как составляющая инновационного развития экономики / А. З. Подгорный, Т. С. Королева // Режим доступа : http://dspace.oneu.edu.ua/xmlui/bitstream/handle/123456789/21 61 /Научные%20кадры%20как%20составляющая%20иннова ционного%20развития%20экономики.pdf?seque.
3. За годы независимости в Украине живется все хуже, - ООН / Подробности // Режим доступа : http://podrobnosti.ua/894035-za-gody-nezavisimosti-v-ukraine-zhivetsja-vse-huzhe-oon.html.
4. ООН оценила уровень человеческого развития в Украине // Режим доступа -http://finance.obozrevatel.com/analytics-and-forecasts/25908-oon-otsenila-uroven-chelovecheskogo-razvitiya-v-ukraine.htm
5. Научный потенциал Украины - Режим доступа -http://estnauki.ru/istoriya/24-istorija-ukrainy/2624-nauchnyj-potencial-ukrainy.html
6. Лобанова Л. С. Системы подготовки научных кадров в европейских странах и Украине: сравнительный анализ в контексте формирования Единого европейского образовательного и научного пространства / Л. С.Лобанова -Киев: ДП «Информационно-аналитическое агентство», 2010. - 100 с.
7. Яцков Я. С. Научно-техническая сфера Украины / Я. С. Яцков // Научный мир. - 2004. - № 5. - С. 8-13.
8. Устшов О. Розпочато роботу над Концепщею роз-витку медично! науки на 2013-2015 роки - Режим доступа : http://www.umj.com.ua/article/58867/rozpochato-robotu-nad-koncepciyeyu-rozvitku-medichnoi-nauki-na-2013-2015-гоН
Поступила 03.02.15