9. Диколов С. Современные логистические технологии на транспорте // Журнал «Международные автомобильные перевозки», [Электронный ресурс] URL: http://www.map.asmap.ru/1(47)_03/logistika.htm (дата обращения 20.06.2014 г.)
10. Модуль управления транспортом // [Электронный ресурс] URL: http://www.klevas.net/ru/index.php/moduliai/transporto (дата обращения 21.06.2014 г.)
11. Официальный сайт компании разработчика // [Электронный ресурс] http://www.toplogistic.ru/
12. Система автоматизации предприятия по логистике // [Электронный ресурс] URL: http://sugartalk.net/portfolio/logistics (дата обращения 21.06.2014 г.)
13. Системы управления перевозками: узок круг этих решений // [Электронный ресурс] URL:
http://www.cnews.ru/reviews/free/transport2006/articles/system2/ (дата обращения 21.06.2014 г.)
14. Лобанов О. С. Критериальное структурирование региональных информационных ресурсов по уровням облачной архитектуры. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 1 (9). - С. 75-80.
15. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 181-186.
16. Лобанов О. С. Построение системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга, его принципы, особенности и результаты применения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 444.
17. Минаков В. Ф., Артемьев А. В., Лобанов О. С. Модель динамики технологических инноваций // Международный научноисследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 2-1 (21). - С. 110-111.
18. Лобанов О. С., Баша Н. В., Мельникова Е. Ф. Методологический базис управления информационным пространством региона // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 8-2 (27). - С. 39-40.
References
1. Ostroumov A.A. OSOBENNOSTI INFORMATIZACII LOGISTIChESKIH PROCESSOV AVTODILEROV // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2013. № 3 (47). S. 276-280. 0
2. Ostroumov A.A. METODIKA OCENKI JeFFEKTIVNOSTI INF ORMACIONNO-LOGISTIChESKOJ SISTEMY AVTODILERA // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2013. № 4 (48). S. 237-240. 0
3. Ostroumov A.A. NEOBHODIMOST" POSTROENIJa INTEGRIROVANNYH LOGISTIChESKIH SISTEM U AVTODILEROV// Sovremennye aspekty jekonomiki. 2013. № 3 (187). S. 31-36. 0
4. Ostroumov A.A. LOGISTIChESKIJ AUDIT AVTODILEROV KAK FAKTOR POSTROENIJa JeFFEKTIVNYH INTEGRIROVANNYH LOGISTIChESKIH SISTEM // Sovremennye aspekty jekonomiki. 2013. № 3 (187). S. 37-43.
5. Shherbakov V. V., Saprykin I. G. Idei adaptacii teorii i metodov prinjatija reshenij k zadacham upravlenija cepjami postavok // Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2010. - № 4. - S. 215-216.
6. Efremov A. A., Shherbakov V. V. Invariantnost' setevyh form organizacii logisticheskih cepej // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika. - 2011. - № 2. - S. 72-79.
7. Shherbakov V. V., Nos V. A. Perspektivy razvitija strategicheskih torgovyh partnerov v uslovijah globalizacii // Problemy sovremennoj jekonomiki. - 2012. - № 1. - S. 105-108.
8. Avtomatizacija transportnoj logistiki // [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.axelot.ru/areas/logistics/transportauto/ (data obrashhenija 21.06.2012 g.)
9. Dikolov S. Sovremennye logisticheskie tehnologii na transporte // Zhurnal «Mezhdunarodnye avtomobil'nye perevozki», [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.map.asmap.ru/1(47)_03/logistika.htm (data obrashhenija 20.06.2014 g.)
10. Modul' upravlenija transportom // [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.klevas.net/ru/index.php/moduliai/transporto (data obrashhenija 21.06.2014 g.)
11. Oficial'nyj sajt kompanii razrabotchika // [Jelektronnyj resurs] http://www.toplogistic.ru/
12. Sistema avtomatizacii predprijatija po logistike // [Jelektronnyj resurs] URL: http://sugartalk.net/portfolio/logistics (data obrashhenija 21.06.2014 g.)
13. Sistemy upravlenija perevozkami: uzok krug jetih reshenij // [Jelektronnyj resurs] URL:
http://www.cnews.ru/reviews/free/transport2006/articles/system2/ (data obrashhenija 21.06.2014 g.)
14. Lobanov O. S. Kriterial'noe strukturirovanie regional'nyh informacionnyh resursov po urovnjam oblachnoj arhitektury. // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2014. - № 1 (9). - S. 75-80.
15. Minakov V. F., Lobanov O. S. Koncepcija oblachnogo informacionnogo prostranstva ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti regiona // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 3. - S. 181-186.
16. Lobanov O. S. Postroenie sistemy upravlenija edinym informacionnym prostranstvom Sankt-Peterburga, ego principy, osobennosti i rezul'taty primenenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 5. - S. 444.
17. Minakov V. F., Artem'ev A. V., Lobanov O. S. Model' dinamiki tehnologicheskih innovacij // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 2-1 (21). - S. 110-111.
18. Lobanov O. S., Basha N. V., Mel'nikova E. F. Metodologicheskij bazis upravlenija informacionnym prostranstvom regiona // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 8-2 (27). - S. 39-40.
Зуева Л.П. \ Рашитова Д.Р. 2, Загидуллина А.Ш. 3
'Кандидат медицинских наук, Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
республики Башкортостан; 2Клинический ординатор, ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России; ^Кандидат медицинских наук, ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава
России
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТОТЫ, СТРУКТУРЫ ОБРАЩЕНИЙ И ЖАЛОБ ЗАСТРАХОВАННЫХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
Для изучения дел в области защиты прав застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования проведен анализ статистических данных, содержащихся в форме № ПГ за 2009-2013 годы. Проанализирована динамика обращений пациентов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации. Дана их характеристика по видам, проведен анализ причин жалоб застрахованных.
Ключевые слова: зашита прав пациентов, обязательное медицинское страхование, обращения застрахованных.
Zueva L.P.1, Rashitova D.R.2, Zagidullina A.Sh.3
'Candidate of Medical Sciences, Territorial Obligatory Health Insurance Fund in the republic of Bashkortostan 2Medical resident, 3Candidate of Medical Sciences, Bashkir state medical university
DESCRIPTION OF FREQUENCY, STRUCTURE OF VISITS AND COMPLAINTS TO DOCTOR OF PATIENTS INSURED IN SYSTEM OF OBLIGATORY HEALTH INSURANCE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
63
Abstract
To study the situation ofpatients ’ rights in the system of obligatory health insurance in the republic of Bashkortostan, we have analysed the statistical data, contained in the official record-report form №PR for 2009-2013. The dynamics ofpatients ’ references to the Territorial Obligatory Health Insurance Fund and insurance medical organizations were analysed. We have described the types of references and the reasons of insured patients’ references.
Keywords: protection of patients’ rights, obligatory health insurance, insured patients’ references.
Актуальность. Одним из механизмов досудебной защиты прав граждан является работа с обращениями, которая осуществляется администрацией медицинских организаций, органами исполнительной власти [4], а также специальными субъектами системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Ведущая роль в обеспечении правовых интересов застрахованных граждан возложена на территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации (СМО) и учреждения здравоохранения.
Особую роль в урегулировании конфликтных ситуаций на досудебном этапе приобретают страховые медицинские организации, призванные обеспечить защиту интересов застрахованных при получении медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования [1;5]. Важными задачами территориального фонда ОМС являются создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, а также обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС [2].
Цель. Изучить состояние дел в области защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования граждан по результатам количественного и качественного анализа обращений и жалоб в республике Башкортостан (РБ).
Материалы и методы. Проведен анализ статистических данных, содержащихся в форме № ПГ (права граждан) «Сведения об организации защиты прав граждан и законных интересов граждан в системе ОМС» Государственного учреждения Территориальный фонд ОМС Республики Башкортостан (ГУ ТФОМС РБ) за 2009-2013 годы, утвержденной приказом ФОМС от 14.08.2008г. №175.
Результаты. Защита прав и интересов застрахованных граждан - одна из основных задач системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая преследует основную цель - обеспечить гарантированный объем при надлежащем качестве, бесплатности и доступности медицинской помощи. В связи с этим все МО республики обеспечены наглядной информацией с указанием адресов и телефонов СМО и филиалов ТФОМС РБ.
В результате проведенного анализа статистических данных в РБ за 2009-2013 гг. отмечался рост числа обращений граждан в ТФОМС РБ и СМО с 131,7 до 445,9 обращения на 100 000 застрахованных граждан (темп прироста - 238,6%) (рис.1).
На 100 000 нас еления 500
400
300
200
100
0
2009 2010 2011 2012 2013
обращения
Рис. 1. Динамика числа обращений граждан в системе ОМС РБ за 2009-2013гг.
Всего в 2013 году было 1 827 023 обращений. Преобладающее большинство обращений (1 665 396) было связано с вопросами об обмене и переоформлении страхового медицинского полиса. Как видно из представленного графика (рис.2) количество обращений в ТФОМС увеличилось - с 1 409 (26,3%) до 7 185 (39,7%).
100%
80%
60%
40%
20%
0%
2009 2010 2011 2012 2013
73,7
26,3 Е
74
26:
65
67,2
32,8 =
60,3
39,7
Ш СМО Н ТФОМС
Рис.2. Динамика структуры обращений граждан в системе ОМС РБ за 2009-2011гг.
Организационными структурами ОМС регистрируются как устные, так и письменные обращения граждан. За 2009-2013 года увеличилось количество устных обращений. Так если в 2009 году устных обращений было - 72,8% (3 904) случаев, то в 2013 году уже стало 98,8% (17 533) (2010г. - 86,9%, 2011г. - 85,1%, 2012г. - 95,1%).
Согласно действующей системе статистического учета регистрации подлежат следующие виды обращений: жалобы, консультации, заявления и предложения. Наиболее полным показателем, отражающим неудовлетворенность граждан действующей системой оказания медицинской помощи, является один из видов обращений - жалобы. За рассматриваемый период в РБ наблюдалось увеличение показателя числа жалоб на 16,7% с 10,8 до 12,6 на 100 тыс. населения. Необходимо отметить, что большая часть жалоб, как в 2009 году, так и в 2013 году, была направлена в СМО РБ: 81,1% (355) в 2009 году, 93,6% (479) в 2013 году. Количество обоснованных жалоб в 2013 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 97,0% и составило 3,4 на 100 тыс. населения (рис.3).
64
На 100 000
населения
жалобы
обоснованные
жалобы
Рис.3. Динамика числа жалоб граждан в системе ОМС РБ за 2009-2013гг.
Изменилась структура обоснованных жалоб в ТФОМС и СМО. Если в 2009 году на первом ранговом месте стоял отказ в медицинской помощи по программе ОМС - 40,1%, то в 2013 году - жалобы граждан на качество медицинской помощи - 56,7%, на втором и третьем месте в 2009 году - на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС - 19,3% и жалобы граждан на качество медицинской помощи - 7,9%. В 2013 году отказ в медицинской помощи по программе ОМС - 15,6% и взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС - 13,5% (рис.4).
□ взимание денежных средств
Н отказ от медицинской помощи по ОМС Ш качество медицинской помощи
2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 4. Динамика структуры жалоб граждан по причинам в системе ОМС РБ за 2009-2013 гг.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан (ТФОМС РБ) регулярно проводятся проверки условий и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий Республики Башкортостан, анонимное анкетирование пациентов стационаров и поликлиник медицинских организаций (МО) [4].
С целью выяснения удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи ТФОМС проведено анонимное анкетирование в 2011-2013 гг. По результатам анкетирования, проведенного среди пациентов круглосуточного стационара, отмечалось увеличение доли удовлетворенных граждан: в 2013 году качеством были удовлетворены - 91,8%, (в 2012 году - 88,2%, 2011 - 82,4%). При этом доля пациентов, ответивших «не удовлетворены» снизилась: в 2013 году - 5,0% (6,8% и 8,4% в 2012 и 2011 годах соответственно). Остальные пациенты выбрали - «затрудняюсь ответить».
По результатам проведенного анонимного анкетирования пациентов об удовлетворенности качеством оказания амбулаторнополиклинической помощи (АНН) были получены следующие результаты: большинство респондентов (76,7%) были удовлетворены, 16,5% респондентов не удовлетворены, 6,8% - затруднились ответить (в 2012 г. - 65,6%, 6,9% и 5,5%; в 2011 г. - 74,5%, 6,9%, и 15,8% соответственно) (табл.1).
Таблица 1. Удовлетворенность качеством оказания медицинской помощи по данным анонимных опросов за 2013 г.
Подразделения МО Кол-во опрошен- ных Удовлетворены (%) Не удовлетворены (%) Затруднились с ответом (%)
Амбулаторно-поликлиническая помощь 14 099 76,7 16,5 6,8
Стационарная помощь 18 984 91,8 5,0 3,2
Стационарозамещающая помощь 2 545 73,8 22,9 3,3
Скорая помощь 570 88,4 11,1 0,5
Итого 36 198 78,1 10,8 4,6
Для проверки условий и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Программы ОМС в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях в 2013 году проведен анализ первичной медицинской документации, оценена возможность выбора пациентом МО, лечащего врача, выяснены сроки ожидания на прием к участковому врачу, узким специалистам, очередность на инструментальные и аппаратные диагностические, клинико-лабораторные исследования в поликлиниках.
При амбулаторно-поликлиническом лечении больше половины опрошенных (78,4%) остались удовлетворены работой врачей, качеством медицинской помощи, а также уровнем технического оснащения медицинских учреждений (71,9%), доступностью работы врачей и длительностью ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и/или инструментальные исследования - 61,3% и 60,8%. При стационарном лечении 89,2% пациентов были удовлетворены длительностью ожидания госпитализации, обеспеченностью лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (86,7% опрошенных), уровнем питания и оснащенностью учреждения лечебно-диагностическими и материально-бытовым оборудованием - 83,6% и 83,3% соответственно.
65
Выводы. В РБ за 2009-2013 гг. отмечался рост показателя числа обращений граждан в ТФОМС РБ и СМО с 131,7 до 445,9 обращения на 100 000 застрахованных граждан (темп прироста - 238,6%). В большинстве случаев население предпочитало обращаться устно (в 2009 году устных обращений было 72,8% - 3 904 случаев, то в 2013 году уже стало 98,8% - 17 533). Наблюдалось увеличение показателя числа жалоб на 16,7% с 10,8 до 12,6 на 100 тыс. населения, из них количество обоснованных жалоб в 2013 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 97,0% и составило 3,4 на 100 тыс. населения.
По результатам анкетирования, проведенного среди пациентов круглосуточного стационара, увеличилось число граждан, удовлетворенных качеством медицинской и амбулаторно-поликлинической помощи.
Необходимо отметить, что увеличение количества обращений и жалоб от застрахованных граждан, во многом связано с лучшей информированностью населения о механизмах зашиты прав граждан в части доступности и получения качественной бесплатной медицинской помощи. В настоящее время это имеет большое значение в оценке деятельности ФОМС по организации и контролю качества оказания медицинской помощи субъектам ОМС.
Литература
1. Герасименко Н.Ф., Ершов А.В., Григорьев Ю.И. О правовой информированности населения по вопросам оказания медицинской помощи // Медицинское право. — 2011. — №3. — С. 3-6.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.01.2011 №15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования».
3. Приказ РФОМС РБ от 20.10.09г. №354-Д «Об организации работы с обращениями граждан и личного приема граждан в РФОМС РБ».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон».
References
1. Gerasimenko N.F., Ershov A.V., Grigor'ev Ju.I. O pravovoj informirovannosti naselenija po voprosam okazanija medicinskoj pomoshhi // Medicinskoe pravo. — 2011. — №3. — S. 3-6.
2. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF ot 21.01.2011 №15n «Ob utverzhdenii Tipovogo polozhenija o territorial'nom fonde objazatel'nogo medicinskogo strahovanija».
3. Prikaz RFOMS RB ot 20.10.09g. №354-D «Ob organizacii raboty s obrashhenijami grazhdan i lichnogo priema grazhdan v RFOMS RB».
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 02.05.2006 g. №59-FZ «O porjadke rassmotrenija obrashhenij grazhdan Rossijskoj Federacii»
5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.11.2010 g. №326-FZ «Ob objazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon».
Козлов а.в.1, Рытова е.в.2
'Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «мировая и региональная экономика», санкт-петербургский политехнический университет; 2 кандидат экономических наук, доцент кафедры «мировая и региональная экономика», санкт-
петербургский политехнический университет.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ
АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ
Аннотация
В статье представлена методика разработки интегрального показателя оценки предпринимательского климата для территорий Арктической зоны РФ на основе нечетко-множественной модели.
Ключевые слова: предпринимательский климат, Арктические территории, нечеткие множества.
Kozlov A.V.1, Rytova E.V.2
*Dr. of economics, professor, head of department “world and regional economy”, saint-petersburg polytechnic university; 2 phd in economics, associate professor, department “world and regional economy”, saint-petersburg polytechnic university. METHODOLOGY OF BUSINESS CLIMATE EVALUATION FOR RUSSIAN ARCTIC TERRITORIES
Abstract
The research represents design methodology of business climate's integral index for Russian Arctic territories based on fuzzy-logic model.
Keywords: business climate, Arctic territories, fuzzy-logic.
Успех предпринимательства зависит не только от личных способностей и таланта предпринимателя, но и от объективных обстоятельств, внешних условий ведения бизнеса. Поэтому управление процессом формирования условий для предпринимательской деятельности представляется актуальной задачей. Однако в научной литературе к настоящему времени не сложился окончательно даже понятийный аппарат в области оценки степени благоприятности условий предпринимательства. Используются термины «предпринимательский климат» [2, 10, 14, 15], «предпринимательская среда» [10], «бизнес-климат» [8], «инвестиционный климат» [11, 13]. Ряд авторов признают идентичность данных терминов [7, 8, 10], остальные выделяют отличия, которые, как правило, заключаются в оттенках и нюансах, связанных с учетом факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Мы в данном исследовании используем понятие предпринимательский климат, поскольку, во-первых, он отражает главную цель оценки условий ведения бизнеса, во-вторых - это наиболее распространенный термин, принятый большинством специалистов. Анализируя подходы к оценке предпринимательского климата территорий (стран, регионов) с содержательной точки зрения, можно предложить следующую классификацию методов оценки.
По признаку содержания оценки (группы факторов, принимаемых во внимание)
1. Акцент на условия создания бизнеса (что правильнее назвать инвестиционным климатом). [17]
2. Акцент на условия ведения бизнеса, оценка барьеров для ведения операционной деятельности. [16]
3. Комплексный подход. [11]
По признаку субъекта оценки
1. Метолы оценки предпринимательского климата на уровне страны .[7, 15, 16, 17]
2. Метолы оценки предпринимательского климата на уровне регионов и территорий. [1, 5, 11]
По признаку оценивающей аудитории
1. Оценка производится участниками активной и заинтересованной частью бизнес-сообщества - предпринимателями и руководством предприятий. [16].
2. Оценка производится представителями трудоспособного населения, вне зависимости от принадлежности к предпринимателям. [3]
3. Оценка производится независимыми представителями экспертного сообщества [17] .
4. Смешанный подход, оценка несколькими аудиториями [5].
66