Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ СПЕЦИФИКА / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хутыз Ирина Павловна

Активное внедрение дистанционного обучения в период пандемии обозначило не только сложности его организации, но и выявило ряд очевидных преимуществ по сравнению с обучением в аудитории, например, интерактивность, мгновенная обратная связь, чёткая структура и др. массовых открытых онлайн курсов (МООК). В ходе создания МООК авторы учитывают требования современной образовательной реальности и когнитивную специфику обучающихся. Цель данной статьи заключается в анализе дискурсивных характеристик англоязычных МООК, отражающих природу дистанционной (синхронной и асинхронной) коммуникации в академической среде и восприятия информации обучающимися. В качестве материала анализа выбраны два курса, размещённые на образовательной платформе Coursera. Исследование проводилось с применением методик дискурс-анализа с последующей качественной и количественной обработкой данных. Сделан вывод о том, что дискурс МООК представляет информацию дозами, чётко структурирован, ясно формулирует цели каждой «дозы» информации и её роль в ходе освоения дисциплины, диалогичен, наполнен разъяснениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRIBUTES OF ENGLISH-LANGUAGE MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN ACADEMIC CONTEXT

During the pandemic, an active introduction of online education demonstrated, besides some organizing difficulties, a great number of its obvious advantages as compared with face-to-face education. Among these advantages of massive open online courses (MOOC) are interactivity, immediate feedback, clear structure, etc. When creating MOOCs, their authors take into consideration requirements of contemporary educational context and learners’ cognitive specifics. The purpose of the article is to analyze discursive features of the MOOCs in English that reflect the nature of distance learning communication (synchronous and asynchronous) in academic context and how modern learners process information. Two courses available at the educational platform Coursera were chosen for the analysis. The research was conducted by means of discourse analysis with further application of qualitative and quantitative methods. The author concluded that MOOC discourse presents information in portions, has a distinctive structure, clearly formulates the purpose of each informational portion for studying the course, is dialogic and replete with explanations.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

*-

Образование. Культура

DOI: 10.18721/JHSS.11404 УДК 81

ХАРАКТЕРИСТИКА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

И.П. Хутыз

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Активное внедрение дистанционного обучения в период пандемии обозначило не только сложности его организации, но и выявило ряд очевидных преимуществ по сравнению с обучением в аудитории, например, интерактивность, мгновенная обратная связь, чёткая структура и др. массовых открытых онлайн курсов (МООК). В ходе создания МООК авторы учитывают требования современной образовательной реальности и когнитивную специфику обучающихся. Цель данной статьи заключается в анализе дискурсивных характеристик англоязычных МООК, отражающих природу дистанционной (синхронной и асинхронной) коммуникации в академической среде и восприятия информации обучающимися. В качестве материала анализа выбраны два курса, размещённые на образовательной платформе Coursera. Исследование проводилось с применением методик дискурс-анализа с последующей качественной и количественной обработкой данных. Сделан вывод о том, что дискурс МООК представляет информацию дозами, чётко структурирован, ясно формулирует цели каждой «дозы» информации и её роль в ходе освоения дисциплины, диалогичен, наполнен разъяснениями.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн курсы, дистанционное обучение, когнитивная специфика, активное обучение, диалогичность.

Ссылка при цитировании: Хутыз И.П. Характеристика англоязычных массовых открытых онлайн курсов в академической среде // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 43-50. DOI: 10.18721/JHSS.11404

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://creativecom-mons.org/licenses/by-nc/4.0/).

ATTRIBUTES OF ENGLISH-LANGUAGE MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN ACADEMIC CONTEXT

I.P. Khoutyz

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

During the pandemic, an active introduction of online education demonstrated, besides some organizing difficulties, a great number of its obvious advantages as compared with face-to-face education. Among these advantages of massive open online courses (MOOC) are interactivity, immediate feedback, clear structure, etc. When creating MOOCs, their authors take into consideration requirements of contemporary educational context and learners' cognitive specifics. The purpose of the article is to analyze discursive features of the MOOCs in English that reflect the nature of distance learning communication (synchronous and asynchronous) in academic context and how modern learners process information. Two courses available at the educational platform Coursera were chosen for the analysis. The research was conducted by means of discourse analysis with further application of qualitative and quantitative methods. The author concluded that MOOC discourse presents information in portions, has a distinctive structure, clearly formulates the purpose of each informational portion for studying the course, is dialogic and replete with explanations.

Keywords: massive open online courses, distance learning, cognitive specifics, active learning, dialogicity.

Citation: I.P. Khoutyz, Attributes of English-language massive open online courses in academic context, Society. Communication. Education, 11 (4) (2020) 43-50. DOI: 10.18721/JHSS.11404

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/ by-nc/4.0/).

Введение

Современный академический дискурс адаптирует новые формы информирования, обусловленные спецификой мышления обучающихся, а также требованиями реальности, заявившими о себе наиболее ярко в период пандемии. Как следствие, способы передачи информации в образовательной среде всё больше опираются на электронные технологии, которые активно внедряются в процесс конструирования знаний. В условиях существующих возможностей образовательной деятельности академический дискурс отражает процесс переосмысления форматов академической коммуникации, что можно проследить на особенностях дискурса дистанционной академической коммуникации.

Активное внедрение дистанционного обучения в период пандемии обозначило не только сложности его организации, но и выявило ряд очевидных преимуществ по сравнению с обучением в аудитории. В результате изучение особенностей дискурса дистанционной коммуникации привлекло внимание лингвистов, которые находятся в поиске его особенностей, способствующих наиболее эффективной трансляции знаний у обучающихся.

Данная статья посвящена анализу дискурсивных характеристик англоязычных массовых открытых онлайн курсов (МООК), отражающих природу дистанционной (синхронной и асинхронной) коммуникации в академической среде.

В ходе осуществления исследования планируется решение следующих задач: 1) рассмотреть когнитивную специфику современных обучающихся, влияющую на процессы восприятия информации; 2) выявить возможности воплощения когнитивной специфики современных обучающихся в дискурсе дистанционных образовательных курсов; 3) рассмотреть особенности конструирования академического дискурса МООК на конкретном эмпирическом материале; 4) сформулировать возможности применения эффективных коммуникативных стратегий дискурса МООК при конструировании академического дискурса образовательных курсов в аудитории.

Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе дискурса МООК с учётом особенностей восприятия информации современными обучающимися.

Материал и методы исследования

Материалом анализа выступает дискурс двух МООК на английском языке, размещённых на образовательной платформе Coursera. Это — лекционные курсы Introduction to Communication Science (Введение в теорию коммуникации) и Intercultural Communication and Conflict Resolution (Межкультурная коммуникация и разрешение конфликтов). Исследование проводилось с применением методик дискурс-анализа с последующей качественной и количественной обработкой данных.

Курсы для исследования были определены методом случайного выбора из числа курсов, отвечающих заданным критериям — тематическая схожесть и продолжительность. Introduction to Communication Science четырёхнедельный курс, подготовленный Амстердамским университетом; обучение на курсе Intercultural Communication and Conflict Resolution рассчитано на три недели, курс подготовлен Калифорнийским университетом в Ирвайне.

Результаты исследования и их обсуждение. Когнитивная специфика современного студента. Новые образовательные технологии, сформированные под влиянием требований действительности, системно описаны в докладе профессора О.А. Сулеймановой на II Всероссийской кон-

ференции «Педагогический дискурс: качество речи учителя» (Москва: МГПУ, 27-29 мая, 2020). О.А. Сулейманова отметила, что в связи с тем, что современное поколение студентов способно сиюминутно добывать нужную информацию, в образовательном процессе утрачивается необходимость пассивного слушания и запоминания. Особенностью мышления обучающихся является клиповость — способность фокусироваться на небольшом, но связанным с конкретной задачей или темой отрывке информации. Подчеркнём, что клиповость мышления не является ущербностью, а наоборот, представляет когнитивное состояние, при котором индивид осознанно не фокусируется на нерелевантной информации [1].

Для современного студента прикладной аспект знания выходит на первый план. Это придаёт особую важность активному участию обучающихся в процессе освоения информации (active learning). Примерами методов активного обучения могут быть различного рода дискуссии, кейс-стади, ролевые игры и др. Форматы подачи информации, позволяющие учесть специфику мышления обучающихся, по мнению О.А. Сулеймановой, — дозированность информации и про-ектно-ориентированное обучение, базирующееся на совместном выполнении практико-ориен-тированных заданий [1].

Особенностью активного обучения является то, что в центре образовательного процесса находятся интересы обучающихся, а не сама информация или интересы вуза и/или преподавателя. Это, безусловно, трансформирует риторику академического дискурса в целом и образовательной коммуникации в частности, основанной на понимании образования как услуги [2]. Процесс активного обучения — прямая противоположность пассивному обучению, когда отношения между преподавателем и студентами были максимально ассиметричными и напоминали модель отношений между мастером и подмастерьем [3].

Традиционная лекция, которую читает преподаватель, а студент пассивно усваивает (а, скорее, не усваивает) информацию, и будет примером пассивного обучения. Процесс активного обучения трансформирует роль преподавателя в координатора, управляющего информационным потоком с учётом особенностей обучающихся. Это осуществляется через деятельность, в которую вовлекаются студенты, одновременно осваивая навыки критического мышления и решения конкретной задачи [3]. Реализовать методики активного обучения позволяют электронные образовательные платформы, с помощью которых студенты получают знания дистанционно с применением синхронных и асинхронных технологий.

Ключевым понятием для дистанционного обучения, однако, является постоянный диалог преподавателя с обучающимися: «Синхронные и асинхронные педагогические технологии дистанционного обучения сопровождают процесс обучения и эффективно обеспечивают учебный диалог» [4, с. 69]. Очевидно, что с учётом требований реальности и когнитивных характеристик современных студентов процесс обучения, реализуемый посредством дистанционного академического дискурса, стал интерактивным, предполагает вариацию форм деятельности, направленных на конкретный результат, который обучающиеся должны получить (практический навык).

Рассмотрим, как реализованы указанные форматы активного обучения в англоязычных массовых онлайн курсах, предлагаемых на образовательной платформе Coursera.

Анализ особенностей англоязычного дистанционного академического дискурса

Для начала поясним, что образовательные курсы, которые размещены на платформе Coursera, называются массовые открытые онлайн курсы (МООК) — massive open online course (MOOC). Предположительно, курсы МООК предназначены для широкой аудитории, которая может обучаться бесплатно [5]. Структура курса включает: короткие видеолекции, сопровождаемые заданиями; тесты, оцениваемые компьютером; форумы-дискуссии. Если в рамках курса запланировано творческое задание, его, как правило, оценивают другие студенты, осваивающие данный курс. Подобная техника оценивания активно практикуется на платформе Coursera. Как у любой

формы образования, у МООК можно выделить достоинства и недостатки. К достоинствам, как правило,относятся:

- интерактивность, осуществляемая посредством многочисленных каналов коммуникации;

- мгновенная обратная связь и оценка, которую можно пересдать, если результат не нравится студенту;

- возможность посещать МООК лучших преподавателей мира, курсы которых доступны всем;

- чёткая и структурная подача материала;

- свободный график обучения.

Как отмечается на сайте ЛЭТИ: «Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию» [6]. Видеоролики лекций, которые делятся на «порции знаний», легче усвоить обучающимся, чем неделимый поток информации, типичный для лекционного занятия в аудитории. У каждой темы есть временные рамки, которые обучающийся должен соблюдать. Но слушать лекции можно в удобное время, причём несколько раз. Лекции сопровождаются транскриптами (особенно актуально, если дисциплина преподаётся не на родном языке).

Итак, с точки зрения дискурсивного изучения МООК, обращают внимание такие его характеристики, как фрагментарность или структурность, стремление вовлечь обучающихся в образовательный процесс для соответствия технологии активного обучения.

Рассмотрим, как данные особенности лекций МООК представлены на примере избранных для анализа курсов, размещённых на платформе Coursera.

Клиповость мышления обучающихся обусловила необходимость структурированной подачи материала, которая осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Например, дисциплина Introduction to Communication Science длится четыре недели. Ещё до начала курса потенциальный обучающийся может прочитать программу курса, информирующую о тематическом наполнении дисциплины по неделям, а также задания, которые необходимо выполнить в течение недели.

Далее каждая неделя раскладывается на более подробную информацию о сроках, отведённых на просмотр лекций и выполнение заданий / теста. В описании МООК составители указывают тематическое наполнение для каждой недели, информируя о количестве видео («доз» информации), обозначают тему каждого видео и продолжительность.

Суть дозированной информации заключается в том, что она представлена не единым потоком, а разбивается на фрагменты продолжительностью не более 10-15 минут. Эти порции информации — «кванты знания» [1] — помимо теоретической значимости представляют практическую направленность, на основе которой обучающиеся смогут научиться решать конкретную задачу. Эта конкретная задача (the objective) обозначается лектором на первом слайде видеолекции. Каждая «доза» информации сопровождается проверочными вопросами — нужно выбрать правильный вариант из предложенных. Ответ получит мгновенную оценку. Сами видеолекции, как правило, состоят из красочных слайдов, не перегруженных информацией. На некоторых видео лектор обязательно появляется перед своей аудиторией, активно обращается к студентам, что способствует чувству диалога каждого обучающегося с лектором.

Мы переходим к следующей особенности курсов МООК — их диалогичности, выражаемой в том, как лектор поддерживает связь с обучающимися, конструирует ощущение контакта. При реализации формата активного обучения диалогичность играет ключевую роль [7]. Лекторы появляются на первой видеолекции, чтобы приветствовать студентов. Они «знакомятся» со своей аудиторией — рассказывают о себе и о курсе подобно тому, как они это делали бы в аудитории. Информация о курсе может включать не только темы и формы отчётности, но и рассказ о том, как он снимался и с какой целью. Составители курса Intercultural Communication and Conflict Resolution на первом видео рассказывают о целях курса, о том, как создавался курс, почему именно такие

формы заданий были ими выбраны для освоения информации. Доктор Rutger de Graaf, который читает курс Introduction to Communication Science, на первом вводном видео рассказывает об университете Амстердама, где он работает, где был подготовлен его курс, а также говорит о принципе организации курса МООК:

Welcome to the course Introduction to Communication Science. My name is Dr. Rutger de Graaf. I'm a lecturer at the Department of Communication Science of the University of Amsterdam. We're now standing in the courtyard of the het Oost-Indisch Huis, the seventeenth century headquarters of the Dutch East-India Company. In this historical landmark over 150 scientists study and teach the science of communication [8].

Анализ транскриптов исследуемых дисциплин показал, что средства диалогичности, которые используют лекторы онлайн курсов, не только подобны тем, которые типичны для традиционной лекции, но, возможно, даже используются более активно. Так, лектор курса Introduction to Communication Science на первой неделе в видеолекциях использует: местоимение we — 76 раз, местоимение our(s) — 30 раз, местоимение-обращение you/your(s) — 21 раз, риторические вопросы — 8 раз, восклицательные конструкции — 2 раза, коллективный директив let's — 6 раз. Последняя лекция недели 1 завершается фразой, наполненной средствами диалогичности:

If you want to know more about the topics we discussed this week, there are links to further readings, movies, and websites in the online environment of this MOOC. Also, try to test your recall by answering some MC questions and join the discussion on our online forum. I hope to see you next week! [8]

Данный пример демонстрирует, как лектор напрямую обращается к своим студентом с помощью местоимения you / your, объединяет себя со своими обучающимися местоимением we / our для усиления чувства взаимопонимания, а глаголы-директивы управляют вниманием аудитории. Все обозначенные средства являются типичными инструментами конструирования диалога в академическом дискурсе и институциональной коммуникации в целом [9, 10].

Аналогичное использование средств диалогичности можно наблюдать в первых двух видео курса Intercultural Communication and Conflict Resolution. Один из составителей курса Najla DeBow за 3.35 минут первого видео к курсу использует 18 раз местоимение you / your и 3 раза местоимение we:

We will begin by explaining the new dimensions that arise in intercultural communications. Then we will analyze the dynamics of intercultural interactions. And finally, in the last module, we'll plan strategies for successful intercultural interactions. Each module is to work independently of the other andfor you to be able to complete at your own pace for an optimum learning experience [11].

Второй составитель курса, который читает все лекции, Amit Kothari в первой видеолекции продолжительностью 13 минут использует 15 раз местоимение you/your/yourself, 68 раз местоимения we/us/our, 11 вопросов, один коллективный директив let's talk. То есть в минуту лектор использует как минимум 7 средств диалогичности (отметим, что мы не учитываем директивные конструкции и ссылки на общеизвестную информацию, которые тоже используют лекторы):

Our objective in this lesson is to identify intercultural communication techniques and to discuss how conflict can arise from cultural differences. Why don't we dig into this? [11]

В вышеприведённых трёх предложениях (55 слов), завершающих курс, можно выявить 8 средств диалогичности, что составляет 14,5 % от общего числа слов. Это — местоимения, кон-

струирующие поле «своих», местоимения, с помощью которых лектор обращается к аудитории, директивы, управляющие вниманием аудитории и усиливающие чувство контакта с лектором, восклицательная конструкция, передающая эмоциональный настрой лектора и вызывающая расположение обучающихся к лектору и курсу.

Также немаловажную роль в конструировании контакта, ощущения группы в дискурсе МООК играет чат, где студенты могут синхронно обмениваться мнениями, задавать вопросы, получать мгновенные ответы на волнующие их проблемы, формируя таким образом своего рода сообщество заинтересованных. Соответственно, при обучении дистанционно посредством МООК студенты не чувствуют себя изолированными: структура организации курса, а также дискурсивные особенности информации направлены на формирование чувства сообщества среди обучающихся [12].

Заключение

Анализ дискурса двух англоязычных курсов (МООК), размещённых на образовательной платформе Coursera, показал, что основными их характеристиками являются чёткая структурная организация информации, позволяющая ясно формулировать цель каждой «дозы», её практическую значимость, усиленная диалогизация.

Структура дискурса МООК направлена на такое выстраивание информационного потока, которое формирует у потенциального обучающегося понимание о курсе, о том, какие реальные знания будут получены в результате его изучения, какое усилие для этого необходимо приложить. Информация в рассмотренных англоязычных МООК делится на «дозы», которые фокусируются на одном из аспектов темы и одновременно реализуют определённую задачу, сформулированную в начале «дозы».

Интенсивная диалогизация дискурса МООК, как можно предположить, формирует у обучающихся чувство сообщества, сотрудничества с преподавателем, доброжелательной академической среды, а также ощущение значимости собственного голоса / мнения при освоении курса [13]. В результате, при асинхронной форме дистанционного обучения студент постоянно ощущает поддержку преподавателя, что, по всей вероятности, усиливает эффективность разъяснительных стратегий, которыми насыщен дискурс МООК.

Подводя итог рассмотрению дискурсивных особенностей англоязычных МООК, можно сделать вывод, что он создаётся с учётом интересов студента: он предоставляет информацию дозами, чётко структурирован, ясно формулирует цели каждой «дозы» информации и её роль в ходе освоения дисциплины, диалогичен, наполнен разъяснениями. Дальнейшее изучения специфики конструирования дискурса МООК с применением методик дискурс-анализа [14] и с учётом эффективности освоения информации обучающимися (см., например [15]) представляется актуальным направлением современной лингвистики и компьютерно-опосредованной коммуникации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сулейманова О.А. Сетевые технологии в образовательном пространстве или потенциал сетевых технологий в исследовательском образовательном пространстве // Педагогический дискурс: качество речи учителя. Пленарный доклад на II Всероссийской конф. Москва: МГПУ, 27-29 мая, 2020 // URL: https://sway.ofïlce.com/TPXPTnRxaZE7TTDC?ref=Link (Дата обращения: 19.09.2020).

2. Mayr A. Discourses of higher education: Enterprise and institutional change in the university // Language and Power. An Introduction to Institutional Discourse. London, New York: Continuum International Publishing Group, 2008. Pp. 26—45.

3. Andriotis N. 10 Active learning methods for super engaged corporate learners. Efront, 2017 // URL: https://www.efrontlearning.com/blog/2017/05/active-learning-methods-engaged-corporate-learners. html. (Retrieved: 14.09.2000).

4. Егурнова А.А. Асинхронные и синхронные средства коммуникации в организации педагогического дискурса // Colloquium-journal. 2020. № 6 (58). С. 69-70. DOI: 10.24411/2520-69902020-11466

5. Pilli O., Admiraal W. A taxonomy of massive open online courses // Contemporary Educational Technology. 2016. No. 7 (3). Pp. 223-240.

6. Что такое МООС (массовые открытые онлайн курсы) // СПбГЭТУ «ЛЭТИ» // URL: https:// etu.ru/ru/on-line-obuchenie/mooc.

7. Eng N. Presenting: the Professor's Guide to Powerful Communication. Norman Eng Publisher, 2019.174 p.

8. Introduction to Communication Science // Coursera // URL: https://www.coursera.org/learn/ communication/home/welcome.

9. Хутыз И.П. Средства диалогизации академического дискурса на русском и английском языках // Мир лингвистики и коммуникации. 2020. № 1 (59). С. 41-55.

10. Hyland K. Academic Discourse. London, New York: Continuum, 2009.

11. Intercultural Communication and Conflict Resolution // Coursera // URL: https://www.coursera. org/learn/intercultural-communication/home/info

12. Brooks C.F. 'Don't even trip, u did your part': Analysing community in online student talk // Classroom Discourse. 2013. No. 4 (2). Pp. 168-189.

13. Benwell B., Stokoe E. Discourse and identity. Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd., 2006.

14. Mohebi L. Discourse Analysis in a Virtual Classroom: a MOOC Example // SSRN: electronic journal, 2019 // URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3401161. DOI: 10.2139/ss-rn.3401161

15. Stansberry S.L. Effective assessment of online discourse in LIS courses // J. of Education for Library and Information Science. 2006. No. 47 (1). Pp. 27-37.

Статья поступила в редакцию 31.10.2020.

REFERENCES

[1] O.A. Suleymanova, Setevyye tekhnologii v obrazovatelnom prostranstve ili potentsial setevykh tekhnologiy v issledovatelskom obrazovatelnom prostranstve [Network technologies in the educational space or the potential of network technologies in the research educational space], Pedagogicheskiy diskurs: kachestvo rechi uchitelya: plenarnyy doklad na II Vserossiyskoy konferentsii [Pedagogical discourse: the quality of the teacher's speech. Plenary report at the II All-Russian conference]. Moskow: MGPU, 27-29 may, 2020. Available at: https://swayoffice.com/TPXPTnRxaZE7TTDC?ref=Link (accessed: 19.09.2020).

[2] A. Mayr, Discourses of higher education: Enterprise and institutional change in the university, Language and Power. An Introduction to Institutional Discourse. London, New York: Continuum International Publishing Group, 2008. Pp. 26—45.

[3] N. Andriotis, 10 Active Learning Methods for Super Engaged Corporate Learners // Efront, 2017. Available at: https://www.efrontlearning.com/blog/2017/05/active-learning-methods-engaged-corpo-rate-learners.html (accessed: 14.09.20).

[4] A.A. Yegurnova, Asynchronous and synchronous communication means in the organization of pedagogical discourse, Colloquium-journal. 6 (58) (2020) 69-70. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11466

[5] O. Pilli, W. Admiraal, A taxonomy of massive open online courses, Contemporary Educational Technology. 7 (3) (2016) 223-240.

[6] Chto takoye MOOS (massovyye otkrytyye onlayn kursy) [What is MOOC (massive open online courses], SPbGETU «LETI». Available at: https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/mooc.

[7]. N. Eng, Presenting: the Professor's Guide to Powerful Communication. Norman Eng Publisher, 2019.174 p.

[8] Introduction to Communication Science, Coursera. Available at: https://www.coursera.org/learn/ communication/home/welcome

[9] I.P. Khutyz, Dialogicity means in academic discourse in English and Russian, World of Linguistics and Communication: electronic scientific journal. 1 (59) (2020) 41-55.

[10] K. Hyland, Academic Discourse. London, New York: Continuum, 2009.

[11] Intercultural Communication and Conflict Resolution, Coursera. Available at: https://www.cour-sera.org/learn/intercultural-communication/home/info

[12] C.F. Brooks, 'Don't even trip, u did your part': Analysing community in online student talk, Classroom Discourse. 4 (2) (2013) 168-189.

[13] B. Benwell, E. Stokoe, Discourse and identity. Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd., 2006.

[14] L. Mohebi, Discourse Analysis in a Virtual Classroom: a MOOC Example, SSRN: electronic journal, 2019. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3401161. DOI: 10.2139/ss-rn.3401161

[15] S.L. Stansberry, Effective assessment of online discourse in LIS courses, Journal of Education for Library and Information Science. 47 (1) (2006) 27-37.

Received 31.10.2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / THE AUTHOR

Хутыз Ирина Павловна Khoutyz Irina P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: ir_khoutyz@hotmail.com

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.