Научная статья на тему 'Характеристика акустико-мнестической афазии и её отлчие от других форм афазии'

Характеристика акустико-мнестической афазии и её отлчие от других форм афазии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3270
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФАЗИЯ / APHASIA / АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / AUDITORY MEMORY / КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА / CLINICAL PICTURE / ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / EXPRESSIVE SPEECH / ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / IMPRESSIVE SPEECH / ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / OPTIC-MNESTIC PROCESSES / ACOUSTICAL-MNESTIC APHASIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова Юлия Юрьевна

В данной статье даётся определение термина «афазия», приводится характеристика акустикомнестической формы афазии, а так же описываются отличительные особенности данной афазии от других форм афазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Антонова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article defines the term "aphasia", describes the characteristics of the acoustical-mnestic form of aphasia, and describes the distinctive features of this type of aphasia from other ones.

Текст научной работы на тему «Характеристика акустико-мнестической афазии и её отлчие от других форм афазии»

Впервые профессиональным интересом начал заниматься Н.Д. Картер в 1940 г. Он интегрировал различные данные, полученные эмпирическим путем, и тем самым положил основу теории развития профессиональных интересов.

Необходимо уточнение сущности понятия «профессиональный интерес». Профессиональные интересы (от лат. объявляю своим делом и - важно) - элементы мотивационно-потребностной сферы. Они обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Разработке теории профессиональных интересов посвящены работы С.Л.Рубинштейна, Л.И. Божо-вич, И.С. Кона, С.В. Лурье, Г. И.Щукиной и др.

Возникновение профессионального интереса к деятельности начинается с появления положительных эмоций у субъекта в отношении выбранной профессии. Многочисленные определения профессионального интереса различными авторами позволяют выявить общее положение о том, что профессиональный интерес является мотивированным стимулом для избирательной активности по отношению к определённым областям объективной действительности.

Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р. Золле, Д. Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирования системы интересов (её аморфность) и её кристаллизация, наступающая, по мнению Э. Тодта, до 15 лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использо-

ванием их для социальных нужд, юноши - оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия всё больше стираются. (Я. Хардинг).

Важнейшей характеристикой квалифицированного, конкуренто-способного, мобильного специалиста в любой профессии, в том числе и в традиционном прикладном искусстве является устойчивый профессиональный интерес. Проблема профессионального интереса рассматривается учёными с разных позиций. В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально - задаваемым образцам.

На основании анализа различных подходов к профессиональному интересу, собственных наблюдений и обобщений, мы можем внести уточнение в данное понятие для традиционного прикладного искусства: профессиональный интерес в сфере традиционного декоративно-прикладного искусства - это стабильная познавательная и деятель-ностно-творческая устремленность к различным процессам профессиональной деятельности в выбранной области, приносящим эмоциональное удовлетворение, побуждающим к овладению ими на творческом уровне и созданию новых художественных ценностей.

Литература:

1. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования. Автореф. Дисс.... Докт.пед.наук. М., 2000. -43 с.

2. Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности. // Сов. Пед., 1974, №5, С.28 - 34.

3. Филонов Г.Н., Черенков С.В. Тенденции развития теории и практики воспитания. Педаго-гика.-1993, № 1.- 38 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ И ЕЁ _ОТАЧИЕ ОТ ДРУГИХ ФОРМ АФАЗИИ_

Антонова Юлия Юрьевна

Магистрант, центр магистерских программ, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

АННОТАЦИЯ:

В данной статье даётся определение термина «афазия», приводится характеристика акустико-мнестической формы афазии, а так же описываются отличительные особенности данной афазии от других форм афазии.

Ключевые слова: афазия, акустико-мнестическая афазия, слухоречевая память, клиническая картина, экспрессивная речь, импрессивная речь, оптико-мнестические процессы.

ABSTRACT:

This article defines the term "aphasia", describes the characteristics of the acoustical-mnestic form of aphasia, and describes the distinctive features of this type of aphasia from other ones.

Key words: aphasia, acoustical-mnestic aphasia, auditory memory, clinical picture, expressive speech, impressive speech, optic-mnestic processes.

Термин «афазия» происходит от греческого слова («а» обозначает отрицание, отсутствие, «фазис» — речь); впервые его ввел французский врач Труссо.

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Акустико-мнестическая афазия — эта форма афазии возникает при поражении 21-го и 37-го полей, т. е. коры второй височной извилины левого полушария. Она впервые была выделена и описана А. Р. Лурией.

Раньше ее либо смешивали с сенсорной, считая эту форму афазии этапом развития последней, либо называли то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией. Однако клиника афазии и экспериментальные данные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам (Цветкова) вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сенсорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии. Функции этой области височной коры мало изучены; однако некоторые существенные черты отличают эти отделы от других: это наличие связи указанных отделов коры со зрительным анализатором, с древними формациями коры — лимбической областью и медиобазаль-ными отделами, со слуховым анализатором — и отсутствие связей с периферией. Как и 22-е поле, эти отделы получают волокна из зрительного бугра.

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них.

А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артику-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 ляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Л. С. Цветкова объясняет невозможность удержания речевого ряда не только тормозностью слу-хоречевой памяти, но и сужением ее объема.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозность приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: человек может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико -мнестическая дезориентированность, пациент с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оп-тико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисо-вать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д.

Нарушения речи, возникающие при поражении этой области, интерпретировались разными исследователями по-разному. Клиническая и психологическая картины нарушения речи и его характер носят тем не менее четкий и определенный характер.

Клиническая картина афазии проявляется в негрубом нарушении понимания речи, в отчуждении смысла слов, в непонимании смысла скрытого подтекста высказывания, в нарушении называния предметов, в негрубом нарушении устной речи (в речи много вербальных — при отсутствии литеральных — парафазии), в дефектах и повторной

речи. В клинике этой афазии имеется симптом отчуждения значения слова при его правильном повторении. Нарушения устной экспрессивной и им-прессивной речи идут на фоне принципиально сохранного письма и чтения. Больные этой группы уже по клинической картине проявления афазии отличаются от больных с сенсорной афазией. У них нет бессвязной непродуктивной разговорной речи, они могут быть поняты собеседником, нередко замечают свои ошибки в речи, у них нет многословия, не повышена эмоционально-выразительная сторона речи, как это имеет место у больных с сенсорной афазией. В эмоционально-волевой и личностной сфере у них не обнаруживается резкой эмоциональной лабильности, хотя она и имеет место, отсутствует тревожность и «суетливость» в общем и вербальном поведении, характерные для сенсорной афазии.

Уже только клиника нарушения называния предметов показывает резкое различие этих двух форм афазии: при сенсорной афазии больные при попытках назвать предмет произносят многократно одно и то же слово с различными литеральными ошибками, т. е. у них идут поиски не наименования, а звукового оформления слова, и подсказка здесь не помогает, так как больные не улавливают ее из-за дефектов фонематического слуха (например, лимон — днон, динон, люноло, молоно, ноло). При аку-стико-мнестической афазии попытки больных назвать предмет выливаются в поиски именно нужного слова-наименования, выбор его из семантического поля путем перебора всех слов-наименований из этого же поля (лимон — это не апельсин. Яблоко? Нет, не яблоко. А что еще кислое?) или путем перечисления его функций (этим режут, ну еще стригут. ну как это...).

В синдром акустико-мнестической афазии входят следующие симптомы:

1) нарушение понимания речи — обращенной, подтекста, иносказаний, аллегорий и т. д., отчуждение значения и смысла слов, даже при правильном их произнесении, повторении;

2) нарушение устной экспрессивной речи — спонтанной (вербальные парафазии, мнестические западения на слова), повторной;

3) нарушение номинативной функции речи.

В головном мозге происходит структуризация, то есть каждая речевая зона берёт на себя определённую функцию: в одной зоне сосредоточено понимание речи, в другой зоне говорение, в третьей память на слова и так далее. Поэтому очень важно определить какая форма афазии случилась у человека для того, чтобы знать какие упражнения включать в дальнейшую коррекционную работу с этим пациентом по восстановлению речи. И эта коррек-ционная работа будет достаточно сильно отличаться в зависимости от того, какую афазию необходимо устранить. Соответственно целью коррек-ционной работы логопеда и родственников пациента с акустико-мнестической формой афазии является помочь человеку восстановить память на слова и умение соотносить слово с конкретным зрительным образом. Для этого существуют определённые, специальные речевые упражнения и приёмы.

Список используемой литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 1982.

3. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.

4. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.

5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 140—282.

6. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988.

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_

Архипова Ольга Валерьевна

доктор филос. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет, профессор кафедры ГиРБ,

Санкт-Петербург Балакина Татьяна Юрьевна ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, педагог-психолог Буденная Ирина Олеговна ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург, зам. директора по УВР Ильина Юлия Борисовна ГБОУ начальная школа №300, Санкт-Петербург,

директор школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.