Научная статья на тему 'Характер и особенности взаимодействия мультимедийных средств выразительности в современной музыкально-драматической постановке («Жаворонок, или Жанна д’Арк» Саратовского ТЮЗа)'

Характер и особенности взаимодействия мультимедийных средств выразительности в современной музыкально-драматической постановке («Жаворонок, или Жанна д’Арк» Саратовского ТЮЗа) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедиа / экран / проекции / театрально-драматическое искусство / метафора / Жан Ануй / Жанна д’Арк / А. С. Созонов / Саратовский ТЮЗ. / multimedia / screen / projections / theatrical and dramatic art / metaphor / Jean Anouilh / Joan of Arc / A. S. Sozonov / Saratov Youth Theatre.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазарев Павел Сергеевич, Девятайкина Нина Ивановна

Объектом исследования явился спектакль А. Созонова «Жаворонок, или Жанна д’Арк». Он был рассмотрен с точки зрения масштабности драматургического материала, жанра и основных сценических средств выразительности. В сочетании актерской игры, пластики и танца, света и музыки с высокими техническими возможностями большой сцены Саратовского ТЮЗа «Жаворонок, или Жанна д’Арк» явил насыщенное поле для исследования. Предметом исследования явилось одно из главных средств выразительности — мультимедиа-составляющая спектакля. Исследование показало, что режиссёром создается уникальный образный строй композиционного построения с помощью сложной системы монтажа мультимедиа с другими частями постановки. Таким образом, в статье определились некоторые элементы общей системы мультимедийных приемов. За счет этого обрисовались особенности мультимедиа, которые ранее не выводились в исследованиях современного искусства: передача культурной достоверности, управление частями действия и восприятием зрителя, создание метафор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Character and Features of Interaction of Multimedia Means of Expressiveness in Modern Musical and Dramatic Production («Lark, or Joan of Arc» of Saratov Youth Theater)

The object of the study was the play «The Lark, or Joan of Arc» staged by A. Sozonov. It was considered from the point of view of the scale of dramatic material, genre and basic stage means of expression. Combining acting, plastic arts and dance, light and music with the high technical capabilities of the big stage of the Saratov Youth Theater, «The Lark, or Joan of Arc» provided a rich field for research. The subject of the study was one of the main means of expressiveness — the multimedia component of the performance. The study showed that the director creates a unique figurative compositional structure using a complex system of multimedia combined with other parts of the production. Thus, the article identified some elements of the general system of multimedia techniques which allows outlining some features of multimedia that were not previously deduced in the study of contemporary art: transfer of cultural authenticity, control over the action parts and the viewers’ perception, creation of metaphors.

Текст научной работы на тему «Характер и особенности взаимодействия мультимедийных средств выразительности в современной музыкально-драматической постановке («Жаворонок, или Жанна д’Арк» Саратовского ТЮЗа)»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-2-9-16

Лазарев Павел Сергеевич, аспирант кафедры гуманитарных дисциплин, преподаватель кафедры мастерства актёра Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Lazarev Pavel Sergeevich, postgraduate student at the Humanities Department, teacher at the Acting Department of the Theater Institute of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: rpg-8e@mail.ru

Девятайкина Нина Ивановна, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Devyataykina Nina Ivanovna, Dr. Sci. (History), Professor at the Department of Humanities of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: devyatay@yandex.ru

ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКЕ («ЖАВОРОНОК, ИЛИ ЖАННА Д'АРК» САРАТОВСКОГО ТЮЗА)

Объектом исследования явился спектакль А. Созонова «Жаворонок, или Жанна д'Арк». Он был рассмотрен с точки зрения масштабности драматургического материала, жанра и основных сценических средств выразительности. В сочетании актерской игры, пластики и танца, света и музыки с высокими техническими возможностями большой сцены Саратовского ТЮЗа «Жаворонок, или Жанна д'Арк» явил насыщенное поле для исследования. Предметом исследования явилось одно из главных средств выразительности — мультимедиа-составляющая спектакля. Исследование показало, что режиссёром создается уникальный образный строй композиционного построения с помощью сложной системы монтажа мультимедиа с другими частями постановки. Таким образом, в статье определились некоторые элементы общей системы мультимедийных приемов. За счет этого обрисовались особенности мультимедиа, которые ранее не выводились в исследованиях современного искусства: передача культурной достоверности, управление частями действия и восприятием зрителя, создание метафор.

Ключевые слова: мультимедиа, экран, проекции, театрально-драматическое искусство, метафора, Жан Ануй, Жанна д'Арк, А. С. Созонов, Саратовский ТЮЗ.

CHARACTER AND FEATURES OF INTERACTION OF MULTIMEDIA MEANS OF EXPRESSIVENESS IN MODERN MUSICAL AND DRAMATIC PRODUCTION («LARK, OR JOAN OF ARC» OF SARATOV YOUTH THEATER)

The object of the study was the play «The Lark, or Joan of Arc» staged by A. Sozonov. It was considered from the point of view ofthe scale of dramatic material, genre and basic stage means of expression. Combining acting, plastic arts and dance, light and music with the high technical capabilities of the big stage of the Saratov Youth Theater, «The Lark, or Joan of Arc» provided a rich field for research. The subject of the study was one of the main means of expressiveness — the multimedia component of the performance. The study showed that the director creates a unique figurative compositional structure using a complex system of multimedia combined with other parts of the production. Thus, the article identified some elements of the general system of multimedia techniques which allows outlining some features of multimedia that were not previously deduced in the study of contemporary art: transfer of cultural authenticity, control over the action parts and the viewers' perception, creation of metaphors.

Key word: multimedia, screen, projections, theatrical and dramatic art, metaphor, Jean Anouilh, Joan of Arc, A. S. Sozonov, Saratov Youth Theatre.

Время тематических, художественных и эстетических перемен при обращении к искусствоведческому осмыслению истории событий и героев разных веков и стран не прошло и мимо Жанны д'Арк, при этом не только во Франции, но и в России. Драматические спектакли о ней были поставлены совсем недавно (2021, 2022) двумя театрами — Саратовским и Красноярским театрами юного зрителя.

Режиссеры ввели в постановки музыкальные жанровые «меты», пластику и танец; оба в большей или меньшей степени включили в художественную ткань мультимедиа. Вопросы об устоявшихся выразительных средствах современного драматического спектакля

до сих пор являются актуальными. Так, например, А. Зыков замечает, что «включение пластики и танца в структуру драматического спектакля на современном этапе развития российского театра стало явлением обычным: в репертуаре практически любого театрального коллектива обнаруживаются постановки с их использованием» [2, с. 9]. Аналогичная картина наблюдается и с использованием мультимедиа на театральной сцене. Не только обширный музыкальный пласт, пластика и танец, но и мультимедийная составляющая ныне уже перестали быть новациями. Спектакли с богатым мультимедийным рядом занимают все большее место не только на столичных, но и на региональных теа-

тральных сценах, отвечая на вызовы времени и запросы зрителей, как детей, так и взрослых.

Ученые в последние два десятилетия ведут активные исследования по изучению способов применения современных визуальных средств в разных сферах творчества. Не остается в стороне и театрально-драматическое искусство XXI в. Публикуются статьи и монографии по проблемам видео-контента в театральных постановках; защищаются диссертации по тематике, связанной с анализом экранных образов в драматических спектаклях. Однако изучено далеко не все. Более того, область исследования стремительно разрастается вместе с цифровыми и интернет-технологиями, которые требуют разработки проблематики, связанной со структурой, функциями, видами мультимедийного языка в контексте всех искусств, в том числе — драматического, а главное — более конкретного изучения на материалах спектаклей его художественной ценности и оправданности.

Кратко охарактеризуем лишь труды последних лет. Для понимания места и значения мультимедиа немало сделала в статьях и диссертации А. В. Красносло-бодцева. Она рассмотрела функции крупного плана и текста на экране в спектаклях К. Богомолова [3; 4], а после — определила общий характер экранных типов и видов визуальных образов в современном российском театре [5]. Недавние статьи О. В. Строевой и С. В. Аронина [9], Е. Н. Шевченко [11], Я. В. Шелтрековой и В. Л. Прокопова [12] обрисовывают некоторые тенденции в развитии способов применения мультимедиа на сцене. Также авторы статьи обозначают некоторые закономерности в работе мультимедийных художественных приемов.

Что касается степени изученности интересующих нас в связи с театром трудов о Жанне д'Арк, то авторы отмечают пока малое число работ. У русских авторов среди них — общая монография Т. Б. Проскурниковой о французском театре второй половины ХХ в. [7], статья И. Г. Прудиуса о приеме ретроспекции в драматургии Жана Ануя [8]. Укажем также на французскую статью Ж. Герена в сборнике «Средневековье на современной сцене», который обозначает принципы актуализации материала у Ж. Ануя через исторические параллели [13], и недавно вышедшую публикацию В. П. Черкеса о жанровых приемах того же Ануя [10].

Как показывает краткий обзор, пока в отечественной литературе больше рассматривается литературная основа спектакля о Жанне, а не современные постановки по этой пьесе. В этом заключается научная актуальность нашего обращения именно к театральной версии и современных способах ее воплощения на русской сцене.

Объектом исследования стал спектакль Саратовского ТЮЗа им. Ю. П. Киселева «Жаворонок, или Жанна д'Арк» (2021 г., реж. А. Созонов). Предметом исследования является мультимедиа-составляющая в рассматриваемой постановке. Это третья работа режиссера на са-

ратовской сцене1. За основу был взят названный выше текст пьесы Ж. Ануя «Жаворонок» (1952) [1]. Выбор схудожественной точки зрения объясняется тем, что сюжет о Жанне д'Арк содержал и продолжает содержать огромное пространство для высказываний, контекстов и интерпретаций. Цикличность истории и сюжета закрепила за последним постоянные темы-«модусы»: герой и общество, политика и церковь, война и мир, христианская вера и чудо, верность и предательство и пр. Главное, что спектакль опирается на масштабный, предельно выразительный драматургический материал, связанный с одним из главных героических событий Столетней войны между Францией и Англией (13371453). Он позволяет в полной мере привлечь разные средства выразительности: музыкально-танцевальные номера, массивные декорации, яркие костюмы и, в том числе, мультимедийные приёмы, которые продуктивно заявляют о себе в театрально-драматическом жанре. Интерпретации текста позволяют актуализировать события и ценности более поздних европейских и российских времен. В данном случае, это попытался художественно использовать в спектакле режиссер. Вторым источником стала пьеса Жана Ануя «Жаворонок», позволившая оценить «добавленные» режиссерские высказывания, определить их границы и понять художественные смыслы, в том числе созданные через мультимедиа.

Авторами статьи предпринята попытка обозначить, какие технические возможности оказались необходимыми для реализации мультимедийного компонента; выявить причины определения спектакля в качестве мюзикла и степень обогащения музыкой других элементов театрального действия; рассмотреть пространство мультимедиа и его главные составляющие в спектакле как художественное средство.

Если кратко обрисовать технические условия, то для постановки была выбрана большая сцена театра. Ее технические возможности сопоставимы со столичными площадками. Прежде всего, это определяется богатой механикой сцены (три больших театральных плунжера на авансцене, круг\кольцо, а также четыре небольших театральных плунжера внутри круга). Кроме того, внушительная база сценического света, с применением многочисленных автоматизированных прожекторов. Это в совокупности позволяет режиссерам и театральным художникам создавать уникальные сценические композиции высокой художественной ценности и яркой зрелищности.

А. Созонову такие возможности позволили осуществить масштабную постановку. Эту масштабность он подчеркивает особо, определив спектакль как мюзикл. Однако с точки зрения «плотности» характерных для этого жанра музыкально-пластических номеров, которые рассматриваются как главная «движущая сила» повествования, спектакль «Жаворонок, или Жанна д'Арк» в определении «мюзикл» не совсем оправдан.

1 2017 г. — «Женщина из прошлого» Р. Шиммельпфенниг; 2018 г. — «Тень» Е. Шварц. Первый спектакль ранее был рассмотрен с точки зрения работы мультимедиа [6].

10

Если соотнести его музыкальные номера и драматические эпизоды, то большую часть повествования берут на себя вторые. Представляется, что режиссер обозначил жанр не совсем точно. В этом убеждает один из примеров: в 2022 г. на сцене Красноярского ТЮЗа также был поставлен спектакль «Жанна д'Арк»2, созданный в музыкальном ключе (реж. Р. Феодори, комп. О. Шай-дуллина, либр. М. Бартенев). Он охарактеризован необычно с точки зрения «классического» жанрового наименования — «опера для драматического театра». Акцент на драматическую составляющую в названии жанра задает зрителю программу на иное, более гибкое прочтение\просмотр. Главным признаком оперы в красноярской версии «Жанны» становится участие симфонического оркестра, который режиссер расположил позади сцены. Подобное жанровое уточнение пошло бы на пользу общему художественному облику спектакля. Позволим себе для более точных оценок мультимедиа и других составляющих искусствоведческое рабочее уточнение: обозначим постановку А. Со-зонова как спектакль с элементами мюзикла, или как «мюзикл для драматического театра».

Рассмотрим в этом ключе музыкальный материал спектакля. Его написал композитор Е. Кубынин. Он создал как вокальные номера, так и композиции, выполняющие текстурно-фоновую функцию. Общий музыкальный жанр песенного материала, по характеристике самого Е. Кубынина, — альтернативный рок. В фонограммах отчетливо слышны инструменты, характерные для рок-музыки: акустические барабаны, электрогитара, бас-гитара, синтезаторы. Всего в спектакле 11 вокальных номеров. Из них два исполняет хор в прологе и эпилоге спектакля. «Текстурно-фоновые» композиции являют жанр эмбиент. В основном они строятся на протяжном звучании синтезаторов с эффектом реверберации и эха.

Альтернативный рок-жанр вокальных номеров заявляет о современном прочтении средневековой истории — музыка имеет активный, громкий, экспрессивный, иногда эпический характер. Можно заключить, что она вводится режиссером для усиления зрелищности, передачи энергетики в зал. Определенным образом в сочетании с насыщенным по цветовой палитре сценическим светом и дымом, выразительной пластикой и танцами, яркими костюмами и декорациями музыка вступает в «эмоциональный» диалог с мультимедиа. Так, например, в песне Инквизитора, суть которой заключается в повторяющейся строчке припева «кто любит человека — тот не любит Бога», музыка имеет агрессивный характер, а проекция на декорации собора являет собой стекающую по стенам кровь.

Символически значимую роль играет текстурная музыка. За счет «расплывчатого» звучания фонограмм создается ощущение большого пространства, словно того, в котором происходят события, связанные

с Жанной д'Арк. Более того, появляется иллюзия ухода от реальности, что интуитивно считывается и как присутствие небесных сил. Фоновые композиции сопровождают практически все драматические сцены, задают определенное настроение и усиливают художественное воздействие сценических событий. Одним из примеров является сцена «Отречения Жанны», в которой Пьер Кошон уговаривает героиню отказаться от своих убеждений во имя ее спасения. На протяжении всего их диалога звучит «звенящий» фон, создающий особое напряжение и указывающий на сложность выбора, переломный момент в судьбе «Орлеанской девы».

Забегая вперед, скажем, что мультимедиа в подобном случае также может подчеркнуть эффект «рассеяния», перехода в иной мир, который заключен в ряд текстурных фонограмм. Проекции (один из компонентов мультимедиа) также могут дополнительно создать некую метафизическую структуру, например, с помощью абстрактных визуальных образов. Кратко можем привести пример из первой сцены спектакля, в которой Жанна рассказывает, как она услышала потусторонние голоса у «Древа фей». Звучит фоновая, более «светлая» по настроению музыка, и героиня начинает рассказывать начало своей истории. В этот момент посередине сцены расположено дерево с красными листьями. Позади него, на экране задника сцены появляется видеофрагмент сияния, создающий в соединении с «древом фей» и музыкой небесный образ. Иными словами, музыка и мультимедийные средства могут быть представлены во взаимодействии для расстановки смысловых акцентов, тем самым дополнить ряд художественных средств. Это и будет рассмотрено в следующем вопросе.

Обратимся к конкретному рассмотрению пространства мультимедиа в спектакле. Первое, что надо отметить: «Жаворонок, или Жанна д'Арк» А. Созонова имеет насыщенное наполнение мультимедиа. При этом мультимедийные сценические элементы, приемы и средства имеют разный характер (были воплощены видеохудожником московского театра «Школа современной пьесы» Д. Мартыновым). Под средствами в данном случае имеется в виду охарактеризованная выше техническая база, под элементами — типы визуальных образов. Из основных технических средств на сцене используются два экрана для видеопроекций. Первый находится в глубине сцены, играет роль задника. Второй — супер-занавес, он состоит из двух частей: прозрачное и непрозрачное полотно («заглушка»). В технические средства также входит смартфон (со стабилизатором и штативом для видео-трансляции)з. Как было выявлено, место мультимедиа задается отчасти другими выразительными средствами. Выявим место и значимость их собственных позиций.

Рассмотрение показало, что в качестве мультимедийных элементов в спектакле используются: текст/титры;

2 В спектакле «Жанна д'Арк» Красноярского ТЮЗа работа мультимедиа присутствует в минимальном объеме, поэтому данный спектакль не стоит в сравнительном ряду анализа статьи.

3 В число средств мультимедиа, находящихся за рамками сцены, входит ПК и установленная на нем программа Resolume, с помощью которой производятся трансляция, смена проекций, редактирование кадров, обработка и наложение видеоэффектов.

изображения и анимация, подготовленные художником; видеотрансляция в реальном времени. Перед нами весьма обширная мультимедийная структура, которая позволяет решать большой круг художественных задач. В данном случае рассмотрим композиционные особенности использования мультимедиа, характер их применения во взаимосвязи с другими сценическими средствами, охарактеризуем общий план режиссер-ско-художественного высказывания.

Первое включение мультимедиа как проекции текста в спектакле происходит в самом начале. Позволим себе привести довольно объемное описание. При приглушенном свете авансцену медленно заполняют артисты (средневековые французы), они разворачиваются к зрителю спиной и смотрят на экран. Там на большом полотне начинает появляться текст:

«Война во Франции длится уже почти сто лет. Пока английская и французская аристократия сражается за право управлять страной, поколения рождаются и умирают, так и не дождавшись мира. Одна за другой отходят к англичанам французские провинции. Нормандия на севере и Бордо на юге уже присягнули врагу. Париж сдан. Карлу VII, низложенному королю Франции, только чудом удается бежать. Предатели-бургундцы берут Жанну в плен. Ее ждет суд инквизиции в Руане, присягнувшем англичанам. Надежды на независимую Францию уже не осталось...».

Текст появляется плавно, по строчке, слева направо, в размеренном темпе и при полной тишине. После завершения «послания-проекции» повисает пауза, выверенная режиссером, ради дополнительного времени для завершения чтения. Далее звучит музыка. Актеры (французы) медленно поворачиваются в зал и начинают петь хоровую песню о потере надежды народа на победу в войне с англичанами. Одновременно текст на экране начинает медленно загораться, к финалу песни он полностью охвачен огнем, а проекция плавно стекает.

«Текстовый» мультимедийный прием, открывающий спектакль, призван сыграть несколько ролей. Он прежде всего облегчает дальнейшее восприятие, предлагая экскурс в суть событий, которые предстоит увидеть на сцене. Зрителю напоминается, что действие относится ко временам Столетней войны (~1337-1453). Текст также обрисовывает ключевые события, начиная с отправной точки сценического повествования. Наконец, титры переносят зрителя в поле кинематографического повествования, напоминая документальный фильм. Проекция практически воспринимается как прологовый элемент. Отметим, что в тексте пьесы нет данного фрагмента. По задумке французского драматурга действие должно начинаться следующим образом: «Актеры разбирают шлемы или какие-нибудь иные средневековые аксессуары, оставшиеся на сцене от предыдущего представления пьесы, и рассаживаются на скамьях.» [1, с. 135]. Несмотря на это, мультимедийная вставка не противоречит драматургии Ж. Ануя, поскольку не нарушает порядок повествования, предлагаемый пьесой.

Рассмотрим художественное содержание второго титра. Художественно-повествовательно оно тоже является емким. На экране возникает надпись «Руан». Она расположена по центру и в большом масштабе. Ниже следует проекция изображения Руанского собора. Оно выполнено в черно-белой обработке и напоминает графическую картину. Во время этой проекции на сцене появляются монахи в рясах с капюшонами и будущие судьи Жанны д, Арк. (Инквизитор, духовное лицо, член суда над еретиками, ученый знаток права, епископ Пьер Кошон, Фискал, церковное лицо, друг Кошона, и Брат Ладвеню, не очень ученый монах). Изображение готического собора сопровождает сцену до появления Жанны д'Арк и затем сменяется на видеотрансляцию крупного плана.

Рассмотрим сцену с точки зрения особенностей композиционного построения. Неторопливое включение начального текста на большом экране рассчитано на концентрацию внимания и постепенное погружение зрителя. Начальный текст введен и написан режиссером, его нет в пьесе. А. Созонов специально подготавливает зрителя к восприятию дальнейшего действия, знакомит с контекстом ситуации. Мультимедиа-текст в данном случае выступает в роли некоего ученого современника Жанны, поясняющего факты, географию событий, ситуацию, роль персонажей. Руан не случайно исполнен в черно-белом цвете, который символизирует и характер противостояния, и финал истории, и степень чистоты Жанны. В соединении с выходом действующих лиц, изображающих людей церкви, проекция знаменитого собора указывает на историческое место действия и на эпоху средневековья, акцентирует культурно-историческую достоверность. Наконец, масштаб титра на фоне финала песни и ухода артистов как бы маркирует начало действия.

Далее в спектакле встречаются аналогичные титры, обозначающие место действия: «Домреми», «Вокулер», «Шинон», «Орлеан», «где-то под Парижем». Заметим, что текст в спектакле выполнен в одном стиле. Шрифт имеет элементы, напоминающие готический стиль, рукописный текст с особо прописанными («хвостатыми») буквами. Это, со своей стороны, подчеркивает единство композиции.

Отдельного внимания заслуживает буква «Т», которая выполнена в виде креста. Это важная деталь: она становится программной отсылкой к церковно-христи-анскому контексту истории Жанны д'Арк. Исполнение текста и титров формируют образ средневековья, погружает публику в атмосферу спектакля.

А. Краснослободцева отметила некоторые функции текстовых проекций. По ее мнению, они разнородны: «Во-первых, как способ передачи документального материала. Во-вторых, как особенная часть сценографии. В-третьих, как обозначение пространства и хронологии происходящего. В-четвертых, как способ заострения конфликта между трехмерным пространством сцены и двухмерным — текста, что позволяет обнаружить новые и значимые смыслы» [5, с. 95].

Рассмотренные нами проекции также вобрали в себя названные функции, но они требуют комментариев. В спектакле о Жанне передача документального материала происходит через соответствующие исторические факты и названия мест действия, что подчеркивает культурно-историческую достоверность и становится обозначением пространства и хронологии. Особенная часть сценографии отражена в шрифте и художественном оформлении текста, в его анимации, расположении, размере. Скажем, конфликт на стыке двух пространств обозначает дополнительную характеристику действия или события — поражение французов, сдачу Парижа, пленение Жанны.

В случае с нашим спектаклем культурная достоверность отражается во всех без исключения текстовых проекциях, что проливает свет на характер композиционного построения. Однако применение проекций отражает и режиссерское управление частями действия. В нашем случае — прологом и эпизодами. Первая проекция, помимо управления действием, становится смысловым акцентом, воздействием на зрительское восприятие информации.

В целом проекции афористически кратко связывают части действия, «места» художественно-исторической памяти, не дают событиям застыть, а спектаклю превратиться в летопись, то есть лаконично держат его в раме законов жанра искусства.

Еще выразительнее роль мультимедиа являет себя в метафорическом плане. Выявим пути и способы создания пространства метафор и расстановку смысловых акцентов в спектакле с помощью мультимедийных сценических приемов. Здесь главным образующим элементом мультимедиа стали подготовленные названным выше художником Д. Мартыновым изображения и видеофрагменты. Их включение в постановку в основном происходит вместе с музыкальными номерами. Наиболее яркое проявление возможности мультимедиа к созданию метафоры мы выявили в двух моментах.

Первый из них происходит в музыкальном номере — песне Жанны и ее матери. Мать Жанны пытается отговорить дочь от намерения пойти воевать с англичанами, но безуспешно. Главная героиня уверена в своей миссии и святом предназначении и уходит из дома. С начала музыкального номера по центру сцены висит крест, который предназначен Жанне и вводится режиссером в качестве ее оружия, символизируя также и меч. За ним на задник сцены проецируется крест большой формы с движением по принципу рекурсии, как бы расплывающийся в пространстве.

На последних музыкальных строках, когда героиня берет крест и выходит на центр авансцены, за ней опускается прозрачный экран. На нем проступает проекция белых крыльев. Они словно летят, делают несколько медленных взмахов. По краям крылья объяты пламенем. В конце песни граф Варвик (тюремщик Жанны, английский знатный сеньор, в чьем замке девушка подвергалась допросам) останавливает музыку ударом трости, вместе с этим резко выключается и проекция.

В данном случае мультимедиа монтируется с реальными объектами на сцене, в частности, с крестом. Несмотря на масштаб и насыщенность проекций, мультимедиа является сопровождающим и подчеркивающим элементом общей сценической композиции. Внимание зрителя приковывается не только к экрану, оно распределяется и на действующие лица. Здесь режиссер и видеохудожник решили еще одну задачу по выстраиванию соотношения проекций с игровым пространством. Выверенная работа делает проекции креста продолжением реального объекта, а анимированные крылья дополняют и сакрализуют образ главной героини.

В случае с проекцией креста мультимедиа создает смысловой акцент. Проекция обозначает перспективу от малого объекта на сцене к масштабной проекции, которая как бы имеет движение в пространство. Оно выходит за рамки сцены. Метафора становится ясна: проекция задает «небесное» обращение к главной героине и указывает на особую миссию Жанны. Еще одна метафора возникает в связи со второй проекцией. Мультимедиа словно создает из героини ангела. В сочетании с поднятым большим крестом горящие белые крылья подчеркивают святость образа. Проекция обогащает художественный образ Жанны, суть ее миссии и делает саму миссию более понятной для публики. Метафоричность и в этом случае заключается в обогащении образа Жанны д'Арк художественным подтекстом о ее святости.

Немного иначе работает метафора через мультимедиа в конце сцены диалога Жанны и Бодрикура (французского дворянина, соратника Жанны, сеньора-правителя городка Бодрикур. Северо-восток Франции). Сцена представляет собой место обитания солдат — грязные казармы и двор с небольшим выступом и виселицей. Проекция работает на заднике сцены и представляет собой статичную картину каменной стены. Во время диалога с Бодрикуром Жанне удается уговорить его поднять солдат на борьбу с противниками короля и сражаться под ее командованием. Эпизод заканчивается небольшим вокальным номером Бодрикура и Жанны. Во время номера на заднем плане происходит сбор и подготовка солдат, на переднем плане — центральные персонажи. В конце номера Жанна садится на коня, которого ей выводят солдаты, берет в руки флаг Франции и кричит: «Во имя Франции, вперед!» Именно в это время проекция каменной стены начинает разрушаться, распадаясь по частям сверху вниз. Разрушение сопровождается соответствующим звуковым эффектом. Авансцена перекрывается супер-занавесом и происходит затемнение.

Остановимся на подтекстах этого эпизода. Момент разрушения стены выполнен в трехмерном варианте (3D). Зрителю это позволяет рассмотреть, как каждая из частей каменной мозаики отрывается и падает вниз. В сочетании с художественно продуманным шумовым эффектом и 3Э графикой создается полное ощущение того, что стена настоящая. Это еще глубже погружает зрителя в атмосферу сцены и номера. Разрушение стены становится убедительной и пафосной завершающей

точкой. Вновь хочется отметить точность режиссера и видеохудожника в художественном исполнении соединения и монтажа сцен. Дело в том, что при проекции разрушающийся стены супер-занавес идет вслед за анимацией: когда на проекции отваливаются части стены, то остается черный фон, который закрывает передний занавес. В результате создается эффект кинематографического перехода, когда вместе со стеной «рушится» и предыдущая картина, меняясь на следующую. Этот момент с мультимедиа-метафорой выдает уверенность сторонников Жанны, что стены английского присутствия и владычества рухнут, что этому помог и подвиг Жанны с ее сторонниками, помог французский народ, в нее поверивший, что «черный фон» в виде английского присутствия уйдет в небытие.

В подтекстах возникают «места памяти» — крушения других исторических стен — времен Французской революции, Берлинской стены и т. д. Действие обретает мощную художественную силу, которую сложно выразить с помощью традиционных выразительных средств. Когда Жанна приходит к Бодрикуру, то видит совсем небоеспособное войско. Ей удается переубедить и воодушевить солдат и их командира. Жанна пробуждает в них веру в себя и в сильную Францию, за которую необходимо сражаться. Разрушение стены символизирует в данном случае идею одоления англичан и одновременно подъем боевого духа и стремление к победе. Мультимедиа через данную проекцию создает акцент на сверхзадачу Жанны. Таким образом, метафора заключается в рождении контекстного значения действия на стыке экрана, пафосного музыкального номера с пластическим выражением действий солдат, напоминающих подготовку к битве.

Подведем итоги. В спектакле «Жаворонок, или Жанна д'Арк» мультимедиа определяет время, место и действие. В свое время Г. А. Товстоногов разделил предлагаемые обстоятельства на три круга — малый (физическое поведение), средний (сквозное действие) и большой (сверхзадача). Ныне эпоха, место, время, историческое событие относятся к большому кругу предлагаемых обстоятельств. В таком случае для зрителя мультимедиа выполняет задачу установки общих условий происходящего на сцене. Иными словами, мультимедийные сценические приемы через текст устанавливают большой круг предлагаемых обстоятельств.

Как стало ясно, в случае с проекцией креста, мультимедиа усиливает значимость христианского символа как всеобщего круга, как отражения картины мира. Становится ясно, что проекция то задает небесное обращение к главной героине и указывает на определенную миссию Жанны, то создает из героини ангела. В сочетании с поднятым большим крестом горящие белые крылья подчеркивают святость трагедийного образа. Проекция обогащает саму суть миссии Жанны и возвышает ее еще больше в глазах зрителей. Метафоричность в этом случае заключается в отражении христианских смыслов истории Жанны д'Арк.

В целом, становится ясно, что мультимедиа становится одним из главных «действующих лиц», так как передает смысловую нагрузку, равную тексту исполнителей на сцене. Рассмотрев несколько ярких частей спектакля, связанных с проекциями, музыкой и актерским взаимодействием, можно прийти к заключению, что режиссер выстраивает выверенную стратегию в расстановке всех мультимедийных сценических приемов. Одно из самых важных прочтений — метафорическое. Оно показывает, что возможно обрисовать несколько кругов образования метафор через мультимедиа. Это — метафора как отражение замысла автора пьесы; как обогащение события сцены и изменение персонажей; как отражение режиссерского высказывания.

Можно сказать, что режиссер применяет точную стратегию в расстановке мультимедийных сценических приемов для создания смысловых акцентов, подтекстов и метафор. Метафорическое прочтение в данном спектакле заключается в элементе подготовленных художником изображений и анимации к ним и работает через параллельное соотношение к объектам, артистам, музыке, тексту пьесы. Заметим, что текстовые проекции, связанные с отражением культурной достоверности, подчинены авторским высказываниям и являют собой управление последовательностью повествования через воздействие на восприятие зрителя.

Героический образ Жанны д'Арк имеет до сих пор большое влияние в культуре. История переосмысливается разными поколениями, отражаясь в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театральном и оперном искусстве, кинематографе и т. д. Масштаб личности Орлеанской девы и ее истории ставит высокую планку для современных художников и режиссеров. В случае с проанализированным нами спектаклем масштаб значения устанавливает также и драматург Жан Ануй. Его пьеса становится наиболее художественно выразительным вариантом для воплощения в современном драматическом театре. А. Созонов принимает вызов и точно соединяет все театральные компоненты, невзирая на сложность их монтажа. Мультимедийный ряд художественных приемов имеет, как видим, значимость, равную декорации, музыке и, добавим, игре артистов. Однако мультимедиа в данном спектакле ни разу не стало центром повествования. Лишь в соединении с другими составными частями постановки мультимедиа раскрывается как мощный театральный инструмент.

Мультимедиа в спектакле работает как язык общения с современным зрителем, воспитанным компьютерными и интернет-технологиями. «Жаворонок, или Жанна д'Арк» сводит актуальные проблемы современности с аутентичностью средневековья. Мы имеем дело с многоуровневым повествованием, соединяющим в себе историю реально существовавшей личности, драматургической интерпретацией и режиссерскими высказываниями и сообщениями современному обществу.

Литература

1. АнуйЖ. Жаворонок // АнуйЖ. Пьесы. Пер. с фр. Т. II. М.: Искусство, 1969. С. 135-240.

2. Зыков А. И. Векторы изучения танцевально-пластических экспериментов на драматической сцене // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 1. С. 9-13.

3. Краснослободцева А. В. Функции крупного плана на экране в спектаклях Константина Богомолова // Философия и культура. 2019. № 10. С. 66-73.

4. Краснослободцева А. В. Функции экранного текста в современном российском театре // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 1. С. 56-66.

5. Краснослободцева А. В. Функции экранных образов в российском театре XXI века: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2022. 183 с.

6. Лазарев П. С. Функции мультимедийных технологий в современном драматическом театре: спектакль «Женщина из прошлого» // Художественное образование и наука. 2021. № 1 (26). С. 141-147.

7. Проскурникова Т. Б. Театр Франции: судьбы и образы: очерки истории французского театра второй половины ХХ в. СПб.: Алетейя; М.: гос. Ин-т искусствознания, 2002. 472 с.

8. Прудиус И. Г. Прием ретроспекции в драматургии Жана Ануя (на примере пьесы «Жаворонок») // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 6 (12). С. 49-51.

9. Строева О. В., Аронин С. В. Тенденции развития визуальных искусств под влиянием новых экранных технологий // Наука телевидения. 2019. № 15.1. С. 173-193.

10. Черкес В. П. Образ Жанны д'Арк в пьесе Жана Ануя «Жаворонок» // Litera. 2022. № 8. С. 74-79.

11. Шевченко Е. Н. Проекция как форма интерпретации драматического текста (на примере театров Республики Татарстан) // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 1. С. 174-179.

12. Шелтрекова Я. В., Прокопов В. Л. Мультимедийные технологии как выразительное средство в создании сценического пространства в драматическом спектакле // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 147-153.

13. Guérin J. Le Moyen-Âge de Jean Anouilh // Le médiéval sur la scène contemporaine. Nouvelle édition [en ligne] Aix-en-Provence: Presses universitaires de Provence, 2014. P. 43-52.

References

1. Anouilh J. Zhavoronok [Lark] //Anouilh J. Pyesy [Plays]. Per. s fr. T. II. M.: Iskusstvo. 1969. P. 135-240.

2. ZykovA. I. Vektory izucheniya tantsevalno-plasticheskikh eksperimentov na dramaticheskoy stsene [Vectors of studying dance and plastic experiments on the dramatic stage] // Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 1. P. 9-13.

3. Krasnoslobodtseva A. V. Funktsii krupnogo plana na ekrane v spektaklyakh Konstantina Bogomolova [Functions of a close-up on the screen in the performances of Konstantin Bogomolov] // Filosofiya i kultura [Philosophy and Culture]. 2019. № 10. P. 66-73.

4. Krasnoslobodtseva A. V. Funktsii ekrannogo teksta v sovre-mennom rossiyskom teatre [Functions of screen text in modern Russian theater] // Teatr. Zhivopis. Kino. Muzyka [Theater. Painting. Movie. Music]. 2019. № 1. P. 56-66.

5. Krasnoslobodtseva A. V. Funktsii ekrannykh obrazov v rossiyskom teatre XXI veka [Functions of screen images in Russian theater of the 21st century]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. M., 2022. 183 p.

6. LazarevP. S. Funktsii multimediynykh tekhnologiy v sovre-mennom dramaticheskom teatre: spektakl «Zhenshchina iz pro-shlogo» [Functions of multimedia technologies in modern drama theater: the play «A Woman from the Past»] // Khudozhestvennoye obrazovaniye i nauka [Art education and science]. 2021. № 1 (26). P. 141-147.

7. Proskurnikova T. B. Teatr Frantsii: sudby i obrazy: ocher-ki istorii frantsuzskogo teatra vtoroy poloviny XX v. [Theater of France: destinies and images: essays on the history of the French theater of the second half of XX century]. SPb.: Aleteyya; M.: gos. In-t iskusstvoznaniya. 2002. 472 p.

8. Prudius I. G. Priyem retrospektsii v dramaturgii Zhana Anuya (na primere pyesy «Zhavoronok») [The technique of retrospection in the dramaturgy of Jean Anouilh (using the example of the play «Lark»)] // Nauka i biznes: puti razvitiya [Science and business: ways of development]. 2012. № 6 (12). P. 49-51.

9. Stroyeva O. V., Aronin S. V. Tendentsii razvitiya vizualnykh iskusstv pod vliyaniyem novykh ekrannykh tekhnologiy [Trends in the development of visual arts under the influence of new screen technologies] // Nauka televideniya [Science of television]. 2019. № 15.1. P. 173-193.

10. Cherkes V. P. Obraz Zhanny d'Ark v pyese Zhana Anuya «Zhavoronok» [The image of Joan of Arc in Jean Anouilh's play «The Lark»] // Litera. 2022. № 8. P. 74-79.

11. Shevchenko E. N. Proyektsiya kak forma interpretatsii dra-maticheskogo teksta (na primere teatrov Respubliki Tatarstan) [Projection as a form of interpretation of a dramatic text (on the example of theaters of the Republic of Tatarstan)] // Vestnik Yuzh-no-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University]. 2017. № 1. P. 174-179.

12. Sheltrekova Ya. V., Prokopov V. L. Multimediynyye tekhnologii kak vyrazitelnoye sredstvo v sozdanii stsenicheskogo prostranstva v dramaticheskom spektakle [Multimedia technologies as an expressive means in creating stage space in a dramatic performance] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2021. № 56. P. 147-153.

13. Guérin J. Le Moyen-Âge de Jean Anouilh // Le médiéval sur la scène contemporaine. Nouvelle édition [en ligne] Aix-en-Provence: Presses universitaires de Provence, 2014. P. 43-52.

Информация об авторах

Павел Сергеевич Лазарев E-mail: rpg-8e@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Нина Ивановна Девятайкина E-mail: devyatay@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Information about the authors

Pavel Sergeevich Lazarev E-mail: rpg-8e@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolipin Ave.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nina Ivanovna Devyataykina E-mail: devyatay@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolipin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.