УДК «12-055.2-057
Канд. мед. наук Г. М. Гамбашидзе, канд. биол. наук Е. Г. Ямпольская
ХАРАКТЕР ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ У РАБОТНИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
В условиях современной техники труд работающих характеризуется быстрым темпом, относительной гиподинамией и однообразием выполняемых действий, что, с одной стороны, создает высокую степень монотонности, а с другой^— способствует большей напряженности. Эти основные факторы требуют высокой подвижности нервных процессов, точности взаимодействия анализаторов и быстрых двигательных реакций, могут приводить к функциональным изменениям в организме.
Проведенные нами исследования при 2 видах монотонной деятельности на конвейерах с быстрым темпом и на пультах управления газокомпрессорными станциями выявили функциональные изменения физиологических функций, обусловленные характером изученного вида труда. Это проявилось в статистически достоверном урежении пульса, снижении артериального давления, уменьшении содержания сахара и эозинофилов в периферической крови, изменениях ЭКГ, увеличении процента расторможенных дифферен-цировок и количества допущенных ошибок (при Р<$),02—0,05). Полученные нами данные, которые отмечались также другими авторами (Е. Ф. Аль-бицкая и соавт.; В. Г. Асеев; Л. В. Донская; И. Е. Оранский и Б. М. Стол-бун; Bartenwerfer; Haider и Groll), могут свидетельствовать о том, что отмеченные изменения в высшей нервной деятельности и вегетативной сфере являются результатом комплексного воздействия монотонности в сочетании с ограничением двигательной активности. Однако в случаях стрессовых ситуаций на пультах управления или при увеличении темпа работы на конвейере наблюдались более выраженные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы с резкими изменениями в сердечно-сосудистой системе (появление синусовой аритмии, экстрасистолии). В производственных условиях факторы монотонности, относительной гиподинамии и напряженности, выраженные в разной степени, сопутствуют трудовой деятельности работающих в течение многих лет. В связи с этим возникает вопрос о сложности формирования механизма приспособительных реакций организма человека к такого вида деятельности и особенностей физиологической адаптации к характеру труда в зависимости от возраста и стажа работы.
Сравнительные исследования физиологических сдвигов, проведенные нами у 34 лиц разного возраста и производственного стажа (1-я группа — в возрасте 20—22 лет со стажем работы 1—2 года; 2-я группа — в возрасте 35—40 лет со стажем работы 7—10 лет; 3-я группа ■— в возрасте 45—55 лет со стажем работы более 10 лет), выявили различный уровень физиологических функций и характер приспособительных реакций к трудовой деятельности в зависимости от состава исследуемых. Основное внимание мы уделяли изучению в динамике рабочей смены функционального состояния сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности, регулирующих жизнедеятельность организма. Изменение пульса и отдельных показателей ЭКГ у лиц 3 возрастных групп, работающих на конвейере в быстром темпе, показаны на рисунке. Из рисунка видно, что наиболее частые сердечные сокращения под влиянием одной и той же работы на конвейере отмечаются у сборщиц 3-й группы, хотя динамика остается одинаковой у всех 3 групп. При анализе зубцов ЭКГ и электрической систолы самый низкий уровень вольтажа зубцов R и Т выявился также у работниц 3-й группы. У них же зарегистрировано замедление проводимости (по данным электрической си-
мб мб А
30 -0.12 -0,34 _
г -032 -
^ 80 -0.W -030
\ 1 70 EL 0.08 -028 -0,26 0.22
аов -0.20 -
^ ВО - -0.18 -
— 5
Изменения пульса и отдельных показателей ЭКГ у 3 возрастных групп.
По осн абсцисс — часы исследований; А — частота пульса (в минуту); Б — вольтаж зубца Н (в мВ); В — вольтаж зубца Т (в мВ); Г — длительность электрической систола (в с) а — фактическая величина, б — должная величина; 1 — 1-я группа обследовав-ных; 2 — 2-я группа; 3 — 3-я группа.
столы) на 0,02-0,03 с по сравнению с 1-й группой и превышение фактической электрической систолы по сравнению с должной для данного сердечного ритма на 0,03—0,04 с (Р=0,02). Аналогичные изменения установлены и по данным систолического показателя.
Следует также указать на то, что под влиянием монотонной работы у всех групп выявляется определенная сглаженность в протекании физиологических функций с тенденцией к их снижению на протяжении смены. Вместе с тем урежение пульса сопровождается аритмией длительности сердечного цикла. У сборщиц 1-й группы обнаруживаются значительные колебания коэффициента вариации, у лиц 3-й группы длительность сердечного цикла более устойчива — размах колебаний меньше. Сборщицы 2-й группы занимают как бы промежуточное положение. Тесная связь наблюдается между показателями коэффициента вариации сердечного цикла и возрастом. В то же время, учитывая достоверность различия полученных данных между изученными возрастными группами (при Ртмф=0,025), можно полагать, что более устойчивый уровень сердечного ритма и других показателей у 2-й и 3-й групп свидетельствует о большей адаптации работниц среднего и старшего возраста к монотонной работе на конвейере по сравнению с молодыми работницами. Однако, как известно, с возрастом способность организма к физическим напряжениям ослабевает, что усугубляется еще работой в условиях относительной гиподинамии, так как сборщицы выполняют свои обязанности в позе сидя. Поэтому нами при изучении влияния монотонного характера труда была применена функциональная проба Мартинэ — Кушелевского (20 приседаний за 30 с), позволившая выявить функциональные возможности организма у разных возрастных групп.
Функциональная нагрузка выявила плохую приспособляемость сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, особенно у лиц старшего возраста. Это проявилось в падении вольтажа зубцов R и Т, укорочении длительности электрической систолы и превышении ее над должной величиной, значительном увеличении систолического показателя и задержке его восстановления после нагрузки. Так, у работниц 3-й группы разница между фактическим и должным систолическим показателем составляет 10—15% и пульс достигает 115—119 в минуту, тогда как у работниц 1-й группы он не превышает 90—100 в минуту, а разница между должным и фактическим показателем составляет 5—7%. Кроме того, к 3-й минуте после нагрузки только в 46—53 % случаев восстанавливались частота сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ у работниц среднего и старшего возраста. Изменения ЭКГ после нагрузки в большей степени зависят от уровня тренированности организма (С. П. Летунов; Р. Е. Мотылянская, и др.). Поэтому наши данные можно рассматривать как следствие детренированности организма в результате выполнения монотонной работы при ограничении двигательной активности. С возрастом выполнение работы в таких условиях мо-
жет способствовать снижению функциональной способности сердца к физическим нагрузкам.
Хотелось бы отметить, что реакция артериального давления на нагрузку во всех группах протекала по нормотоническому типу, а именно увеличивалось максимальное давление и снижалось минимальное при увеличении минутного объема крови. Но если в 1-й группе минутный объем увеличивался в основном за счет возрастания систолического объема крови, то в 3-й группе •— за счет учащения сердечных сокращений, что можно расценивать как неблагоприятный функциональный симптом.
Таким образом, судя по результатам сравнительного изучения сердечнососудистой системы у лиц разных возрастных групп, с увеличением возраста и стажа работы отмечается, казалось бы, лучшая физиологическая адаптация организма к характеру трудового процесса. Однако, несмотря на это, при применении функциональных проб способность к физическим напряжениям и переключению деятельности снижается. Так, изучение состояния высшей нервной деятельности показало, что у работниц старшего возраста наблюдается самый большой скрытый период зрительно-моторной реакции, особенно во время переделки тормозного значения раздражителя в положительный, т. е. когда оценивается способность к переключению деятельности. Та же группа обследованных затрагивает наибольшее время на выполнение корректурной пробы, у нее выявляется наибольший процент расторможенных дифференцировок и количества допущенных ошибок. Подобные изменения могут свидетельствовать о закономерной реакции организма в связи с возрастными особенностями.
Можно заключить, что лица молодого возраста (20—22 года) со стажем работы 1—2 года еще мало адаптированы к монотонному характеру труда. По-видимому, высокая текучесть рабочей силы среди лиц молодого возраста на конвейере не только обусловлена социальными факторами, но и зависит от трудностей физиологической адаптации. Лица среднего возраста в большей степени адаптированы к монотонному виду труда в быстром темпе, показатели физиологических функций у них в динамике более устойчивы. Работницы старшего, предпенсионного, возраста, несмотря на хорошие адаптационные возможности к монотонному характеру труда, в связи с возрастными особенностями уже не в состоянии обслуживать конвейерную линию в быстром темпе (5—6 с), поэтому они выполняют в основном вспомогательные операции вне ленты конвейера.
Сравнительные исследования влияния современного вида труда с монотонным характером работы и быстрым темпом на лиц разного возраста и производственного стажа выявили качественные различия в изменениях физиологических функций. Это может служить для разработки критериев оценки тяжести и напряженности труда в зависимости от возраста работающих. В условиях монотонного характера труда и относительной гиподинамии целесообразно применять различные функциональные нагрузки на сердечно-сосудистую и нервную системы, которые позволяют выявить функциональные возможности организма у лиц разного возраста и способность их адаптации к характеру трудовой деятельности.
Учитывая недостаточную мышечную тренированность лиц сидячих профессий среднего и старшего возраста, необходимо рекомендовать обязательное проведение комплекса производственной гимнастики в рабочее время и занятия спортом в свободные от работы часы.
ЛИТЕРАТУРА. Альбицкая Е. Ф. и др. В кн.: Физиология труда. М., 1967, с. 24. — А с е е в В. Г. Изв. Акад. пед. наук РСФСР, 1962, в. 119, с. 77. — Д о н -екая Л. В. В кн.: Физиологические исследования по рационализации труда в условиях современного производства. М., 1972, с. 5. — Летунов С. П. Электрокардиография во врачебно-спортивной практике. М. — Л., 1950. — Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст. М., 1956. — Оранский И. Е., Столбун Б. М. Кардиология, 1968, № 8, с. 106. — Haider М., Groll Е., Z. Präv. Med., 1966, Bd 11, S. 303.
Поступила 5/X 1973 г.
THE FEATURES OF PHYSIOLOGICAL SHIFTS IN WOMEN WORKERS OF
DIFFERENT AGE
G. M. Gambashidze, E. G. Yampolskaya
Comparative investigations of the effect produced by present day type of labour with its monotonous character and high rate of work on groups of persons of different age and work records revealed qualitative differences in the changes of their physiological functions. A weak accomodation of the cardiovascular system to physical loads was noted especially in persons of the elder age group.
УДК 613.298:678.7
Канд. мед. наук JI. И. Бидненко, Н. Ю. Грушевская
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ПИЩЕВЫХ» РЕЗИН ГРУППЫ СИНТЕТИЧЕСКОГО НИТРИЛЬНОГО КАУЧУКА СКН-26
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
В настоящее время резины на основе синтетических каучуков предлагаются для широкого использования в пищевой промышленности. В процессе эксплуатации из них в контактирующие среды могут выделяться ускорители вулканизации, стабилизаторы, пластификаторы и другие вещества, а также продукты их превращения в процессе вулканизации. Нами изучены состав и токсичность экстрактов 2 групп резин на основе синтетического нитрильного каучука СКН-26. В 1-ю группу входили резины марок ВР-1, ВР-1аиПЛ-62, полученные с ускорителями вулканизации сантокюром (N-циклогексил-2-бензтиазолилсульфенамид) и тиурамом-Д (тетраметилтиурам-дисульфид) при принятых режимах вулканизации •— 150° и длительности процесса 15 мин; 2-ю группу составили резины-термовулканизаты ПТ-12, ПТ-25 и ПТ-31 (температура вулканизации 180°, длительность процесса 30 мин без применения ускорителей вулканизации).
При проведении санитарно-химических исследований соотношение площади исследуемых материалов (в квадратных сантиметрах) к объему модельной среды (в кубических сантиметрах) составляло в основном 1:2. В качестве модельных сред использовали дистиллированную воду, а также водные растворы 0,3 и 3 % молочной кислоты. Длительность контакта материалов с модельными средами (от 1 до 24 ч) и температура модельных сред (комнатная, 37—38°, до90°) соответствовали реальному использованию резин группы СКН-26 с аггравацией условий в пределах, регламентированных существующими методическими указаниями.
Общее количество мигрировавших из резин органических веществ определяли методом перманганатной окисляемости по Кубелю — Тиману, непредельные соединения — бромид-броматным методом. Методами хроматографии в тонком слое сорбента проводили количественное определение стабилизаторов П-23 (алкофен-Б) и неозона «Д» (фенил-р-нафтиламин), цирама (диметилдитиокарбамат цинка), каптакса(2-меркаптобензтиазол) и альтакса (ди-2-бензтиазолил-дисульфид) — продуктов превращения тиу-рама и сантокюра. Для обнаружения в вытяжках мономера каучука нитрила акриловой кислоты использовали колориметрический метод определения по аммиаку, суммарно содержание производных дитиокарбаминовой кислоты устанавливали колориметрическим методом по сероуглероду.
Экспериментально-токсикологические исследования проведены в хроническом эксперименте длительностью 10 мес на белых крысах при перо-ральном пути поступления водных экстрактов резин ВР-1, ПЛ-62 и ПТ-31. В хронических экспериментах изучали ряд интегральных (динамика прироста веса тела) и биохимических показателей (обезвреживающая и белко-вообразовательная функция печени, активность фермента крови каталазы,