ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК: 908
Потехин Д. В.
кандидат исторических наук Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
ХАРАКС - РИМСКИЙ ФОРПОСТ В КРЫМУ
В статье раскрывается проблематика возникновения римского влияния в Крыму. Освещается вопрос развития римской цивилизации в целом и проникновения ее на крымский полуостров. В качестве примера рассматривается в частности крепость Харакс, ставшая форпостом римского влияния в Крыму. История этой крепости, ее создания, расцвета и упадка в миниатюре повторяет историю древнеримского государства в целом.
Ключевые слова: Харакс - римский форпост, Боспор, Херсонес, военно-римская дорога (via melitaris), I италиский, XI Клавдиев легионы, святилище бенефициариев, некрополь, Равенская эскадра.
Potekhin D. V.
CHARAX - RIMSKY OUTPOST IN THE CRIMEA
The article reveals the problems of the emergence of Roman influence in Crimea. Addresses the issue of civilization and its penetration on the Crimean Peninsula. As an example, discusses in particular the fortress of Charax, which became an Outpost of Roman influence in Crimea. The history of this fortress, its creation, dawn and decline repeats in miniature the history of the Roman state as a whole.
Keywords: the Nature of Roman Outpost, the Bosporus, Chersonesos, the military Roman road (via melitaris), I italiski, XI Klavdiev legions, the sanctuary of the beneficiaries, the necropolis, Ravenska squadron.
На рубеже нашей эры Древний Рим захватил большие территории и создал мощную мировую империю. С 89 по 63 гг до н.э. Рим провел три победоносные войны с царем Понтийского царства Митридатом VI Евпатором. В результате победы над Митридатом Рим в середине I в. до н.э. установил контроль над Крымом и Северным Причерноморьем. Бывшие древнегреческие колонии Таврики попали в сферу влияния Римской империи. В Херсонесе и других городах были поставлены римские гарнизоны.
Около 63-69 гг. н.э. близ мыса АйТодор (св. Феодор), где ныне находится Ласточкино гнездо, высадился десант Равенской эскадры римлян, заложивших крепость Харакс (форт). Дьяков В.Н. в книге «Древности Ай-Тодора» пишет о Хараксе следующее: «В доримское время здесь было укрепленное убежище тавров, от которого сохранилась стена циклопической кладки. Римляне, высадив десант и захватив это место возвели сильную крепость. Использовав таврские укрепления, римляне дополнительно возвели внутреннюю оборонительную стену»1. Раскопками открыты большая цистерна для воды с мозаичным полом, водопровод из глиняных труб, обширные термы (бани), а за крепостными стенами -святилище бенефициариев (солдат дорожной службы) и некрополь III-IV вв н.э., свидетельствующий о том, что город продолжал жить и после эвакуации римского гарнизона в III в. н.э. Блаватский В. Д. пишет о том, что во II в н.э. крепость стала местом дислокации I италийского легиона, а позднее - XI Клавдиевого легиона римской армии. Население крепости в мирное время занималось ремеслами, рыбным промыслом, земледелием и скотоводством2. Потехин В. Е. и Потехин Д. В. в книге «Таврида - Крым» пишут о том, что
1 Дьяков В.Н. Древности Ай-Тодора. - Ялта: 1930. - С. 6.
2 Блаватский В. Д., Харакс, МИА, No 19, M., 1951. - С. 10.
Харакс являлся еще и первым маяком на Южном берегу Крыма, обеспечивающим навигацию на этом участке побережья3.
Периодически раскопки крепости велись с середины XIX в. до 1935 г. В настоящее время раскопки в этом месте возобновлены.
Римский Харакс с момента своего основания фактически стала контролировать все побережье Крыма. Бывшие древнегреческие колонии Боспор и Херсонес, внешне сохранив государственность, фактически стали полупровинциями, зависимыми от Рима. В этих городах даже монета чеканилась с изображениями римской символики.
Харакс служил защитой и от внешних врагов. В Северном Причерноморье в годы правления императора Нерона (54-68 гг.) усилились скифы. Они вытеснили римлян с Ольвии и осадили Херсонес. Их Мизии на полуостров прибыл с войском военачальник Плавций Сильван. Отбросив скифов, он оккупировал всю горную часть полуострова и оставил здесь мощный гарнизон. Причерноморским хлебом отныне снабжаются римские армии, стоящие в Понте, Каподокии и Армении. Отсюда везут и другие товары. Боспор торгует через Приволжские и Каспийские степи со средней Азией и даже с Китаем, о чем свидетельствуют находки китайского шелка в захоронениях того времени4.
Римляне, создав мощную и обширную империю, одновременно организовали и инфраструктуру, необходимую для управления таким большим государством. Связующими звеньями между римскими городами и провинциями стали дороги, которые были великолепно устроены. Имели ровные булыжные мостовые, каменные мосты, перекинутые через реки и ущелья, указатели, придорожные гостиницы и даже ночную подсветку. При раскопках города Помпеи была обнаружена одна из римских дорог в булыжную мостовую которой были вмонтированные куски тщательно отполированного ровного мрамора. Ночью, когда восходила луна, ее свет отражался от кусков мрамора и освещал дорогу, что позволяло путешественникам ездить и ночью. Римляне на строительство и благоустройство дорог тратили огромные деньги - 1/3 национального дохода Империи. Одна из таких дорог при императоре Нероне и его приемниках была построена в Крыму. Она соединила крепость Харакс и город Херсонес, проходя через трудно доступные места Крымских гор. Эту римскую дорогу до сих пор называют военно-римская дорога (via melitaris) остатки этой дороги в виде булыжной мостовой сохранились до сих пор.
Во время римского протектората в Боспор и Херсонес проникает христианство. Религия, возникшая в Малой Азии среди порабощенных иудеев, носит явно антиримский характер. Рабы, не видя выхода из положения, обращают свои взоры к небу, ожидая прихода Месии - Спасителя. Верующие собираются на тайные моления в пещерах, подвалах (катакомбах), зная, что это смертельно опасно. Их «страдающих и обремененных», пытают, убивают, бросают на арены цирков куда выпускают стаи голодных зверей. Места тайных молений христиан в катакомбах сохранились и в Крыму, например, в Херсонесе. Возможно, такие места были в Хараксе и в его окрестностях.
Римский историк Тацит в (Агриконели) сообщает о поведении римлян на захваченных землях: «Надменности римлян нельзя избегнуть послушанием и покорностью. Грабители мира, когда им, все обшаривающим, не достает земель, обшаривают и море; если враг их богат они корыстолюбивы, если беден, честолюбивы. Люди, которых не может насытить ни Восток, ни Запад с одинаковой жадностью накидываются на богатство и бедность. Похищать, убивать, грабить - это на их лживом языке называется управление, а когда все обратят в пустыню, называют миром... Достояния и богатство обращаются в дань, годовая жатва - в хлебную подать, тела самые и руки истощаются в проложении дорог через леса и болота под ударами бича»5.
3 Потехин В.Е., Потехин Д.В. Таврида - Крым. - Симферополь: Интеллект, 1994. - С. 58.
4 Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный. - Севастополь: ЭКОСИ Гидрофизика, 2008. - С. 50.
5 Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный. - Севастополь: ЭКОСИ Гидрофизика, 2008. - С. 51.
Однако рабовладельческий способ производства, натиск варваров и восстания покоренных народов, а также ожесточенная борьба за обладание политической властью приводит Римскую империю в упадок. Страшный удар по владениям Рима в Крыму наносят в III в н. э. германцы - готы, а затем пришедшие от границ Китая хунниты - гунны. Плосколицые, ускоглазые кочевники, продвигаясь на Запад, как опустошительный смерч сметали все на своем пути. В III - IV вв н.э. римские владения в Крыму были разграблены, а сами римляне ушли из Крыма. В результате чего и крепость Харакс пришла в упадок, обезлюдела и была разрушена. Тем не менее, римляне оставили и глубокий положительный след в истории мира, и истории Крыма.
Во многих городах империи строились дворцы и храмы, с портиками и колоннами. В храмах постоянно действовали выставки скульптур, картин и других произведений искусства. В театрах ставились пьесы, выступали декламаторы. Кровавое зрелище гладиаторских боев привлекало тысячи зрителей. Центральная идея искусства заключалась в стремлении возвеличить Рим.
Публий Вергилий Марон в «Энеиде» излагает легенды об Энее положившего начало вечному городу - Риму, Квит Гораций Флакк воспевает победы Юлия Цезаря, Публи Овидий Назон в «Метаморфозах» превозносит «римскую доблесть».
До нашего времени сохранились творения римских зодчих: «Алтарь мира», «Алтарь фортуны», «Мавзолей Августа», «Пантеон Агриппы», «Театр Марцелла», «Колизей» и др.
Сложившиеся законодательство, так называемое «Римское право», стало эталоном для многих государств и поныне является предметом изучения юристов и законоведов всех стран.
Научные труды Плиния Старшего «Естественная история» дают нам ценнейшие сведения по целому ряду наук, так же, как и 12 - томная «Сельское хозяйство» Колумеллы по аграрной культуре. Стоическая философия Сенеки из Испании выражена в его фразе «Жизнь бурное море, которое бросает нас от одной скалы к другой», а «Высшая добродетель есть любовь к человеку. Все люди равны, даже и рабы».
Сатирики Ювенал и Марциал из Испании, Лукулл - из Сирии, Апулей - из Нумидии высмеивали роскошь и безделье правящего класса, его нравственное разложение.
Римская культура проникла и в Крым. В Хараксе, Херсонесе и других местах римляне строили храмы, дороги, водопроводы, благоустраивали театры, организовывали школы и т.д. В целом же римская культура оказала огромное влияние на развитие культуры многих народов. В сам же Рим проникают египетская, греческая, сирийская, иранская, иудейская культуры, культуры даков, языгов, сарматов, галлов, готов, нумидийцев, скифов, вандалов, антов, франков и других варваров. Таким образом происходил процесс романизации варваров и варваризации римлян, который имел место и в Крыму6.
Литература
1. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Крым многонациональный. - Севастополь: ЭКОСИ Гидрофизика, 2008. - С. 238.
2. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Таврида - Крым. - Симферополь: Интеллект, 1994. -
С. 92.
3. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Жукова Е.М. - Т 15. - М.: Сов. Энциклопедия, 1973. - С. 1008.
4. Дьяков В. Н. Древности Ай-Тодора. - Ялта: 1930. - С. 26.
5. Блаватский В. Д., Харакс, МИА, No 19. - M., 1951. - С. 10.
6. Когонашвили К. К. Краткий словарь истории Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ. 1995. - С. 336.
6 Советская историческая энциклопедия / Под ред. Жукова Е. М. - Т 15. - М.: Сов. Энциклопедия, 1973. С. 522.