Научная статья на тему 'ХАНБОК - КАК ФЕНОМЕН КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ХАНБОК - КАК ФЕНОМЕН КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1290
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЙСКИЙ КОСТЮМ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХАНБОК / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Яна Витальевна

В рамках данной статьи представлено рассмотрение такого культурного феномена, как развитие и трансформация корейского национального костюма - ханбок. Кроме того, затрагиваются историографические сведения по данной теме в контексте исследований известных корееведов и историков. Выделяются группы факторов, которые повлияли на изменения в корейской культуре, в том числе материальной. При этом делается акцент на определении взаимодействия корейской культуры с другими этническими группами, которые имели влияние на нее, в частности с китайцами, монголами. Уточняются особенности быта и занятий, образа жизни Корейского этноса, которые имели воздействие на формирование корейского костюма. При рассмотрении динамики развития прослеживается и анализируется тенденция роста популярности ханбока. Подчеркивается особая важность цветовой дифференциации костюма, а также выделяются его составные части мужского и женского варианта. Обосновывается мысль о том, что, несмотря на следы и многочисленные влияния других этносов на Корейский, традиционный костюм является частью уникального культурного этнического наследия, так как он не имеет аналогов, поэтому особым образом выделяет и подчеркивает самобытность народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HANBOK - AS A PHENOMENON OF KOREAN CULTURE

This article presents an examination of such a cultural phenomenon as the development and transformation of the Korean national costume - hanbok. In addition, historiographical information on this topic is touched upon in the context of research by well-known Korean scholars and historians. There are groups of factors that have in uenced changes in Korean culture, including material ones. At the same time, emphasis is placed on determining the interaction of Korean culture with other ethnic groups that in uenced it, in particular with the Chinese, Mongols. The peculiarities of the life and occupations, lifestyle of the Korean ethnic group, which had an impact on the formation of the Korean costume, are clari ed. When considering the dynamics of development, the trend of hanbok's popularity growth is traced and analyzed. The special importance of the color di erentiation of the costume is emphasized, as well as its components of the male and female versions are highlighted. The author substantiates the idea that, despite the traces and numerous in uences of other ethnic groups on Korean, the traditional costume is part of a unique cultural ethnic heritage, since it has no analogues, therefore it highlights and emphasizes the identity of the people in a special way

Текст научной работы на тему «ХАНБОК - КАК ФЕНОМЕН КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 94

Я.В. ЛИ

г. Волгоград, Россия

ХАНБОК - КАК ФЕНОМЕН КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ли Яна Витальевна, экскурсовод Музей-панорама «Сталинградская битва» Email: [email protected]

Аннотация. В рамках данной статьи представлено рассмотрение такого культурного феномена, как развитие и трансформация корейского национального костюма - ханбок. Кроме того, затрагиваются историографические сведения по данной теме в контексте исследований известных корееведов и историков. Выделяются группы факторов, которые повлияли на изменения в корейской культуре, в том числе материальной. При этом делается акцент на определении взаимодействия корейской культуры с другими этническими группами, которые имели влияние на нее, в частности с китайцами, монголами. Уточняются особенности быта и занятий, образа жизни Корейского этноса, которые имели воздействие на формирование корейского костюма. При рассмотрении динамики развития прослеживается и анализируется тенденция роста популярности ханбока. Подчеркивается особая важность цветовой дифференциации костюма, а также выделяются его составные части мужского и женского варианта. Обосновывается мысль о том, что, несмотря на следы и многочисленные влияния других этносов на Корейский, традиционный костюм является частью уникального культурного этнического наследия, так как он не имеет аналогов, поэтому особым образом выделяет и подчеркивает самобытность народа.

Ключевые слова и фразы: корейский костюм, материальная культура, ханбок, этническая самобытность.

МММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММММ1ММММ

Для цитирования: Ли Я.В. Ханбок - как культурный феномен Кореи // Корееведение и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 31-36.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмншн

России

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

направление

HHMHHMHIHHHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

YA.V. LI

Volgograd (Volga region), Russia

HANBOK - AS A PHENOMENON OF KOREAN CULTURE

Yana V. Li, Research associate, Panorama Museum Battle of Stalingrad, Volgograd (Volga region) E-mail: [email protected]

Abstract. This article presents an examination of such a cultural phenomenon as the development and transformation of the Korean national costume - hanbok. In addition, historiographical information on this topic is touched upon in the context of research by well-known Korean scholars and historians. There are groups of factors that have influenced changes in Korean culture, including material ones. At the same time, emphasis is placed on determining the interaction of Korean culture with other ethnic groups that influenced it, in particular with the Chinese, Mongols. The peculiarities of the life and occupations, lifestyle of the Korean ethnic group, which had an impact on the formation of the Korean costume, are clarified. When considering the dynamics of development, the trend of hanbok's popularity growth is traced and analyzed. The special importance of the color differentiation of the costume is emphasized, as well as its components of the male and female versions are highlighted. The author substantiates the idea that, despite the traces and numerous influences of other ethnic groups on Korean, the traditional costume is part of a unique cultural ethnic heritage, since it has no analogues, therefore it highlights and emphasizes the identity of the people in a special way.

Keywords and phrases: Korean costume, material culture, hanbok, ethnic identity.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN

For citation: Li Ya.V Hanbok - as a cultural phenomenon of Korea // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. № 3. P. 31-36.

Введение

В период интенсивного протекания процесса глобализации, в частности распространения массовой европейкой культуры среди некогда традиционных общественных групп Востока, наиболее остро стоит проблема изучения особенностей национальной самобытной культуры Кореи, поэтому важно иметь представления и сведения об этой самобытности. Одежда как одна из составляющих материальной культуры этноса отражает во внешних проявлениях особенности культуры народа, его уникальность. В связи с этим актуальность темы нашего исследования крайне высока.

В ретроспективе корейский костюм сталкивался с различными условиями и факторами, которые повлияли на его формирование и изменения. Следовательно, изучая развитие корейского костюма - ханбок на разных этапах, мы имеем возможность связать его особенности с конкретными историческими фактами и процессами.

Предмет исследования - формирование и трансформация корейского костюма - ханбок.

Цель данного исследования - рассмотреть процесс формирования и изменения оригинального корейского костюма. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические и культурные условия и факторы становления корейского костюма;

2. Проследить процесс трансформации ханбока;

3. Дать характеристику ханбока, а именно его цветовых особенностей, частей костюма женского и мужского;

4. Выявить черты ханбока в сравнении с другими культурами, а также показать связь с другими восточными культурами;

5. Показать значение оригинального корейского костюма для развития национальной культуры.

Для написания данной статьи, были использованы общенаучные методы: описание, синтез, анализ, которые дали возможность рассмотреть процесс модификации ханбока как культурного явления.

Результаты исследования

Одежда - это необходимая составляющая жизни каждого из нас. Сейчас с помощью одежды можно показать свою индивидуальность, по оде-

жде можно узнать вид деятельности, характер человека, его интересы. Одежда сопровождала человека с момента его появления. Первоначальной функцией, конечно же, было спасти от холода и уберечь от обжигающего солнца. Но с появлением человеческого общества одежда частью материальной и духовной культуры. Она имеет необычайную палитру отличий, она поддавалась изменениям в соответствии с эпохой и сочетание элементов одежды образует целостный ансамбль или костюм. В процессе развития одежда испытывала влияние различных факторов: природных условий, иностранных заимствований, быта, местных традиций, времени. Художественно она может отличаться цветом, материалом, рисунком или отделкой. Одежда каждого этноса уникальна. Так вобрав в себя традиции и мировоззрение различных народов, одежда несет в себе необычайны пласт информации развития того или иного этноса.

Уважение старших поколение, почитание традиций всё это характеризует Восток.

Даже в настоящее время, в период глобализации, когда остается всё меньше культурных отличий, когда забывается самоидентичность, формируемая веками, Корея является одной из тех, кто по сей день питает уважение к традициям, уважает и почитает свою богатую историю. По сей день, у большинства семей в Корее есть хан-бок. Эта национальная одежда является неотъемлемой частью культурного наследия Корейского народа, она является одним из символов корейской культуры.

История традиционного костюма богата и уходит корнями в прошлое страны.

На данный момент имеется много изученной информации касаемо национального корейского костюма. Данной областью культуры Кореи занимались корееведы Джарылгасинова Р.Ш., Ионова М., Самсонов имеются данные с и воспоминания путешественников, например русского географа

A. Г. Лубенцова, в его трудах можно найти достаточно много терминов, связанных с традиционной одеждой. Книга П. Ю. Шмидта и сочинение

B. Серошевского дают наглядное описание костюма благодаря тем зарисовкам, которые были сделаны ими. Конечно же, основной пласт информации написан корейскими этнографами, и он представляет больший интерес для зарубежных исследователей. Корейский ученый Чхве Вонхви внес большой вклад в изучение корей-

ской одежды, ее развития. Благодаря его трудам известен огромный фактологический материал, его труды посвящены женской одежде в период Когурё, женской одежде ХУШ - начала XX в., раскрываются аспекты производства и использования тканей, их окраска в период Трех государств и в период объединенного Силла, традиционной старинной корейской мужской одежде.

Одно из первых упоминаний традиционной одежды можно найти на стенной росписи третьего века до н. э. в Когурё. В трудах по истории Кореи неоднократно встречается факт того, что традиционная одежда корейцев заимствована из Китая. Данное утверждение является дискуссионным. На ошибочность этого указывают японские ученые в своих трудах 30-х годов [Гото Сю-ити, 1926].

Советские корееведы также отмечали самобытность ханбока и связь его с традиционной одеждой народов восточноазиатских кочевых народов и одежды жителей Сибири [Попова, 1960, С. 140-142].

Традиционная одежда корейцев имеет достаточно полное описание в литературе, поэтому стоит ограничиться основными этапами истории развития ханбока, основными изменениями в костюме, и значении цветовой гаммы в иерархической структуре общества.

Развитие и трансформацию ханбока можно проследить, опираясь на 3 основных этапа. Периода трех государств и объединенного царства Силла, период династии Корё, период династии Ли [Джарылгасинова,1972, С. 149].

Начиная с древности, с периода Трех государств зафиксировано появление основных элементов ханбока. Предположительно, то, что фасон национального костюма был удобен при езде верхом. Объемные формы костюма, орнамент и вышивка является источником информации об образе жизни предков-кочевников, о традициях и о корейском быте: в ханбоке достаточно удобно сидеть на полу, где и проводили большую часть времени корейцы.

Широкие штаны для мужчин (пачжи), удлиненные юбки прямого силуэта для женщин (чхи-ма), рубашки свободного кроя, надевающиеся на запах, мужские и женские (чогори). Отличительной чертой традиционного корейского костюма был тончжон - белая тесемка-воротник, прикрепляющаяся поверх жакета, а узел на жакете (от-корым), изначально роль узла была практическая,

он придерживал полы чогори, затем стал элементом декора. Ханбок имеет достаточно простой крой: все части наряда шьются из цельного куска ткани, но именно правильное конструирование дает сильный визуальный эффект, оно придаёт костюму элегантности и объемности [Джарылга-синова, 1969, С.150].

Практически все основные элементы костюма подвергались каким-либо изменениям и трансформациям из-за постоянных контактов с соседними народами: монголами, китайцами, некоторые элементы были заимствованы из Маньчжурии, но, несмотря на все изменения, корейский национальный костюм продолжал сохранять свою идентичность. [Пан Хван Джу, 1988, С. 324-326].

Уже в XIII веке национальный костюм начинает видоизменяться, на основе вещественных источников видно, что традиционная юбка чхи-ма стала укороченной, жакет чогори укоротился и перестал подпоясываться, а начал завязываться лентой на груди, рукава жакета стали более округлыми.

Данные изменения связаны с тем, что в период династии Корё было заключено мирное соглашение с Монгольской империей, жёны корейских правящих кругов, привезли из Монголии свою моду и корейский костюм ушел на второй план. Однако влияние было взаимным: корейская мода повлияла на монгольскую национальную одежду. Представительницы аристократии наоборот стали носить ханбок [Пан Хван Джу, 1988, С. 324-326].

Р. Поликарпова рассматривает корейский костюм как некую трансформацию китайского костюма.

Абсолютно точно известно, что китайская культура оказывала влияние на развитие культуры Кореи. Из Китая были заимствованы шелководство и хлопководство, это повлияло, в том числе на формирование национального корейского костюма. Ведь изящные плавные линии воротников на корейском костюме появились с широким распространением в стране шелковых и хлопковых материалов. В ханбоках, сшитых пеньковой ткани воротник отсутствует, так же как и на ранней одежде корейцев.

Развитие политических и экономических отношений этих стран способствовали просачиванию некоторых элементов китайского костюма. Заимствование сначала можно было заметить

в одежде придворных кругов, а со временем и у простого народа.

Интересно заметить, что национальная одежда прекрасный показатель статуса человека. По одежде можно было различить вана - короля, ванбина - королеву, янбана - дворян, чиновника и чхонъин - крестьянина [Цой., 2001, С. 55.].

Основные изменения часто прослеживались у знати и их окружения. Китайский образец одежды являлся эталоном для выходных костюмов высших кругов и воинских чинов. В корейском источнике «Самкук саги» отмечен факт заимствования. Указано, что в государстве Силла в середине VII в. на смену парадным придворным одеждам пришла одежда китайского образца, также стали использовать китайские головные уборы.

Простым людям конечно роскошь дорогих китайских тканей и парадного одеяния были недоступны и были под запретом.

Важно заметить, за время истории корейского государства претерпел больше изменений женский костюм, нежели мужской ханбок. Женский жакет чогори становился длиннее, затем короче, был свободный, и затем становился приталенный. К XVI веку костюм меняет свои формы. Чо-гори становится короче и сидит плотнее, в XVIII-XIX веках, фигура женщины стала напоминать форму колокольчика [7].

Стоит отметить, что ханбок подходит абсолютно всем женщинам, благодаря тому, что визуально скрывает недостатки женской фигуры и удлиняет силуэт и придает особую утонченность.

В XVIII веке чогори имеет максимально короткий вариант. Жакет уже перестает прикрывать грудь, Женщины из более богатых сословий стали носить хоритти (нижнее белье) на показ или же вообще могли оголить грудь. Считалось, что таким образом женщина показывает, что родила мужу наследника [Ионова, 2014]. Хоррити-широ-кая лента с двумя завязками, которой женщины прикрывали или обматывали свою грудь. В коллекциях МАЭ хранится несколько таких «нагрудных поясов», они обычно шились из хлопчатобумажных тканей, Богатые женщины из шелка. Известный исследователь истории корейской национальной одежды Чхве Вонхви считает, что появление хоррити связано с существованием короткого чогори. Есть мнение, что хоррити связан не с причиной короткого чогори, а связан древним обычаем бинтовать грудь. Этот обычай был

широко распространен на территории Восточной Азии.

Уже в конце XIX века из Маньчжурии была завезена мода на верхний жакет - магоджа, его корейцы носят и по сей день. Ханбок в наше время является прямым наследником ханбока периода Чосон, конца XIX века, хотя он претерпел немало разнообразных модификаций.

Под внешним, видимым китайским слоем скрывалось исконно корейское. При наличии схожестей в элементах корейского и китайского костюмов не всегда говорит о влиянии последнего. Общий покрой длинных штанов скорее свидетельствует о древних северных традициях и едином маньчжуро-корейском комплексе, оказавшем влияние на китайский костюм.

Коренной перелом в развитии корейского костюма случился после завершения Корейской войны (1950-1953). В результате ханбок вышел из моды, на смену пришла одежда западного стиля. Традиционный костюм надевали лишь по праздникам, особым случаям. Но уже в последние годы ханбок был возрожден. В 1996 году было объявлен день ношения ханбока каждую первую субботу месяца. Эта идея была поддержана с большим энтузиазмом и по сей день он является неотъемлемой частью культуры современной Кореи.

Конечно за многовековую историю, на трансформацию и формирование корейского национального костюма повлияли некоторые культурно-хозяйственными особенности различных этнических групп, вошедших в этногенез корейского народа, но больше это отразилось именно на одежде знати, но основные элементы ханбока (куртка и штаны) были автохтонно традиционно национальными.

Важным показателем социального положения человека в обществе является не только качество ткани, но и цвет костюма. В азиатских странах многое основывается на принципах конфуцианства и буддизма. Цветовая палитра Кореи связана с природой и гармонией, а также с направлениями.

Синий (зеленый) цвет символизирует восток, желтый (золотой) - центр, белый - запад, красный - юг, черный - север. Также цвета имеют разные значения и связаны с некоторыми понятиями: желтый - гармонию. Он же является императорским цветом, в иероглифике слова «желтый» и «император» читаются практически одинаково.

Красный означает почтение, синий цвет символизирует благосклонность, белый цвет означает справедливость, в чёрный цвет никогда не вкладывали негативный смысл, как во многих других странах, смерть или зло с чёрным цветом не ассоциируется, напротив, он является символом плодородия и мужского начала [Мушаев, 2021].

Данные цвета символизируют дух корейской нации. Так, исторически темно-синий, зеленый и фиолетовый дозволялись чиновникам разных рангов, красный и золотой ханбок носил император, а люди низших сословий носили в основном одежду белого или бежевого цвета

Также цвет одежды показывал социальный статус человека. Так, девушки могли носить хан-бок в желто-красной гамме, а когда становилась замужней, то одежда уже начинала отражать положение мужа в обществе. Темно-синий женский ханбок означал, что у нее есть сын. В наше время золотой цвет ханбока используется во время свадебной церемонии, он подёргивает статус жениха.

Цветовая палитра корейского костюма, которая подразумевает духовный смысл эпохи, одновременно восхваляет нацию и показывает горечь и радости самой жизни. Цвет как символика цвета содержит этничность и духовный мир. Используя его как средство, которое выражает духовный мир нации, цвет как понятие становится шире и создает идеологию ментального перевооружения.

Конечно же, сейчас ни одно традиционное мероприятие без наряда не обходится. Обычно их надевают на свадебные церемонии, юбилеи, дни рождения детей и народные праздники и фестивали.

Интерес к национальному костюму в последнее десятилетие неуклонно растет. Многие дизайнеры Кореи заимствуют основы костюма, некоторые этнические элементы для создания своих образов, в которых удивительным образом сочетаются элементы национального костюма и современной моды.

Южнокорейский дизайнер Цай Ким Она создает ханбоки как костюм для кино, а также как вари-

ант повседневной одежды. Например, это куртки и толстовки, вдохновленные жакетом чогори.

Кшп - это уличная одежда, совмещающая в себе корейскую мифологию и клубную моду. Дизайнер Ким Янг-Джин решила привлечь к национальному костюму внимание своего поколения. Она адаптировала ханбок под повседневный стиль. Ханбок от дизайнера Ли Ёнг Хи известны прославился на международном уровне.

В 2016 году Ли Ёнг Хи выступала в Ташкенте и в Санкт-Петербурге со своей коллекцией «Ханбок - одеяние ветра». В коллекции сначала представлены традиционные модели ханбока династии Чосон, а далее идет переосмысление на современный лад [https://www.vogue.ru/].

Огромную роль в популяризации, конечно, играют исторические дорамы, а также южнокорейский музыкальный жанр К-РОР, который всемирно влюбил миллионы людей в Корею, часто обращается к национальному костюму.

Современные музыкальные группы BTS и BLACKPINK создали новую глобальную модную тенденцию, показывая традиции Кореи новым способом. Так необычайный рост популярности корейской поп-культуры, ханбок становится всё более известным и востребованным на международном рынке.

В современной архитектуре также есть отсылки и мотивы национального костюма. Их можно найти в контексте проектного решения общественных зданий. Пример: Сеульский центр искусств, его центральное здание - оперный театр.

Выводы

В заключение стоит сказать, что национальный корейский костюм - это яркий пример того, как, несмотря на различные влияния других культур, ханбок смог сохранить свою самобытность и выразительность. Спустя века он стал новым витком мировой моды, ориентированным на молодежь, которая таким образом не забывает свою сопричастность к богатейшей культуре Кореи и помнит историю своего народа.

^исок литературы

1. Гото Сюити. Тёсон-по фудзоку (Корейские обычаи). - В кн.: Ниппон фуд-зокуси кодза, т. 7, 9. Токио, 1926 (на яп. яз.).

2. Джарылгасинова Р. Ш. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев). - М.: ГРВЛ, 1972. - 202 с.

3. Джарылгасинова Р. Ш. Корейская национальная одежда в коллекциях МАЭ // Сборник музея антропологии и этнографии [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-тэтнографииим. Миклухо-Маклая. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1927Т. 25: Культура народов зарубежной Азии и Океании / ред. Л. П. Потапов [и др.]. - 1969.

4. Мушаев В. Н., Мукабенова Ж. А. Цвет в культуре корейского народа // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-v-kulture-koreyskogo-naroda (дата обращения: 26.02.2022).

5. Пан Хван Джу. Одежда //Корея. Краткие сведения. Корея: Пхеньян, 1988. - С. 324-326.

6. Попова Ю. В. Корейская деревня в конце XIX-начале XX в. - ТИЭ. Нов.сер., т. LX, М., 1960. - С. 140-142.

7. Современное искусство женщин // Средневековая Корея [Электронный ресурс] - URL: http://medieval-baltic.us/korot2.html (дата обращения: 25.02.22).

8. Цой Е. В. Традиционный корейский костюм XIX-XX вв. // Россия и АТР. №4., 2001. - С. 54-61.

9. Ионова Ю. В. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы ее развития // Корё Сарам (Записки о корейцах), 2014. [Электронный ресурс] - URL: https://koryo-saram.ru/yu-v-ionova-harakternye-cherty-odezhdy-korejtsev-i-nekotorye-voprosy-ee-razvitiya/ (дата обращения: 26.02.22).

10. Vogue Россия: [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vogue.ru/ (дата обращения: 26.02.22)

References

1. Goto Syuiti. Tyoson-po fudzoku (Korejskie obychai). - V kn.: Nippon fud-zokusi kodza, t. 7, 9. Tokio, 1926 (na yapon. yaz.).

2. Dzharylgasinova R. SH. Drevnie koguryoscy (K etnicheskoj istorii korejcev). - M.: GRVL, 1972. - 202 s.

3. Dzharylgasinova R. SH. Korejskaya nacional'naya odezhda v kollekciyah MAE // Sbornik muzeya antropologii i etnografii [Tekst] / Akad. nauk SSSR. In-t etnografii im. Mikluho-Maklaya. - L.: Nauka. Leningr. otd-nie, 1927 -T. 25: Kul'tura narodov zarubezhnoj Azii i Okeanii / red. L. P. Potapov [i dr.]. - 1969.

4. Mushaev V. N., Mukabenova ZH. A. Cvet v kul'ture korejskogo naroda // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. 2021. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-v-kulture-koreyskogo-naroda (data obrashcheniya: 26.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pan Hvan Dzhu. Odezhda //Koreya. Kratkie svedeniya. Koreya: Phen'yan, 1988. - S. 324-326.

6. Popova YU. V. Korejskaya derevnya v konce XIX-nachale XX v. - TIE. Nov.ser., t. LX, M., 1960, - S. 140-142.

7. Sovremennoe iskusstvo zhenshchin // Srednevekovaya Koreya [Elektronnyj resurs] - URL: http://medieval-baltic.us/korot2.html (data obrashcheniya: 25.02.22).

8. Tsoi E. V. Tradicionnyj korejskij kostyum XIX - XX vv. // Rossiya i ATR. № 4, 2001. - S. 54-61.

9. Ionova YU. V. Harakternye cherty odezhdy korejcev i nekotorye voprosy ee razvitiya // Koryo Saram (Zapiski o korejcah), 2014. [Elektronnyj resurs] - URL: https://koryo-saram.ru/yu-v-ionova-harakternye-cherty-odezhdy-korejtsev-i-nekotorye-voprosy-ee-razvitiya/ (data obrashcheniya: 26.02.22).

10. Vogue Rossiya: [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.vogue.ru/ (data obrashcheniya: 26.02.22)

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022

© Я.В. Ли, 2022 © Ya.V. Li, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.