Научная статья на тему 'ХАММАМ ИЗ ХАНКУРГАНА'

ХАММАМ ИЗ ХАНКУРГАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / АРХИТЕКТУРА / БАНЯ / ХАММАМ / ГИПОКАУСТ / ШТУКАТУРКА / КЕРАМИКА / ГЛАЗУРЬ / ЭПИГРАФИКА / КОМПЛЕКС / САМАНИДЫ / ИСПИДЖАБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байтанаев Бауыржан Абишевич, Ергешбаев Азамат Адилович, Шаяхметов Анатолий Хайрутдинович

В статье публикуются результаты архитектурно-археологических исследований средневековой бани, проведенных на территории городища Ханкурган в 2015-2016 годах. В ходе раскопок было вскрыто шесть помещений, два из которых, построенные из жженого кирпича, оказались «паровой» с подпольной системой отопления, остальные четыре - каркасными помещениями, «помывочной». Все помещения покрыты водонепроницаемым раствором и штукатуркой. Их первоначальный слой был украшен рисунками красно-коричневого цвета, резным стуком и налепами. Штукатурка имеет обновления, нанесенные более двадцати раз в процессе многократных ремонтных работ. Зафиксированы две крупные перестройки бани, не затронувшие «горячие» помещения, сохранившие первоначальную планировку. Определены этапы перестроек и ремонтных работ за весь период функционирования хаммама. Баня городища Ханкурган, имея хорошую сохранность, представляет собой уникальный образец средневекового зодчества саманидской эпохи и относится к довольно ранним образцам подобных сооружений, возникших в середине IX века. Функционировавшая до середины XI в., она дает нам представление об особенностях архитектурных и строительных приемов, использованных при возведении бань домонгольской эпохи Казахстана. Хаммам Ханкургана, являясь ярким образцом архитектуры Средневековья, позволяет определить время возникновения данной культуры в Испиджабском историко-культурном районе, уточняя ее планировочные, конструктивные и формообразующие принципы, отражая в целом культурно-экономические связи региона с мусульманским миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Байтанаев Бауыржан Абишевич, Ергешбаев Азамат Адилович, Шаяхметов Анатолий Хайрутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAMMAM FROM KHANKURGAN

The authors publish the results of architectural and archaeological research of the medieval bath house carried out on the territory of the settlement Khankurgan in 2015-2016. During the excavations, six rooms were unearthed, two of which were built of burned bricks and turned out to be “steam rooms” with an underfloor heating system, the remaining four were frame rooms - “washing rooms”. All rooms are covered with waterproof mortar and plaster. Their original layer was decorated with red-brown drawings, carved stucco and moldings. The plaster has been updated more than twenty times in the course of multiple repairs. Two major reconstructions of the bathhouse were recorded, which did not affect the "hot" rooms, due to which their original layout was preserved. The stages of restructuring and repair work for the entire period of operation of the hammam are determined. The Khankurgan bath house is well preserved and is a unique example of medieval architecture of the Samanid era, it belongs to rather early examples of such structures that arose at the middle of the 9th century. Functioning until the middle of the 11th century, it gives us a represent of the features of the architectural and construction techniques used in the building of the baths of the pre-Mongolian era in Kazakhstan. Hammam Khankurgan, being a vivid example of the medieval architecture, allows to determine the time of the emergence of this culture in the Ispidzhab historical and cultural region, clarifying its planning, constructive and shaping principles, reflecting in general the cultural and economic connection of the region with the Muslim world.

Текст научной работы на тему «ХАММАМ ИЗ ХАНКУРГАНА»

УДК 902/904

https://doi.Org/10.24852/pa2023.2.44.114.130 ХАММАМ ИЗ ХАНКУРГАНА1 © 2023 г. Б.А. Байтанаев, А.А. Ергешбаев, А.Х. Шаяхметов

В статье публикуются результаты архитектурно-археологических исследований средневековой бани, проведенных на территории городища Ханкурган в 20152016 годах. В ходе раскопок было вскрыто шесть помещений, два из которых, построенные из жженого кирпича, оказались «паровой» с подпольной системой отопления, остальные четыре - каркасными помещениями, «помывочной». Все помещения покрыты водонепроницаемым раствором и штукатуркой. Их первоначальный слой был украшен рисунками красно-коричневого цвета, резным стуком и налепами. Штукатурка имеет обновления, нанесенные более двадцати раз в процессе многократных ремонтных работ. Зафиксированы две крупные перестройки бани, не затронувшие «горячие» помещения, сохранившие первоначальную планировку. Определены этапы перестроек и ремонтных работ за весь период функционирования хаммама. Баня городища Ханкурган, имея хорошую сохранность, представляет собой уникальный образец средневекового зодчества саманидской эпохи и относится к довольно ранним образцам подобных сооружений, возникших в середине IX века. Функционировавшая до середины XI в., она дает нам представление об особенностях архитектурных и строительных приемов, использованных при возведении бань домонгольской эпохи Казахстана. Хаммам Ханкургана, являясь ярким образцом архитектуры Средневековья, позволяет определить время возникновения данной культуры в Испиджабском историко-культурном районе, уточняя ее планировочные, конструктивные и формообразующие принципы, отражая в целом культурно-экономические связи региона с мусульманским миром.

Ключевые слова: археология, архитектура, баня, хаммам, гипокауст, штукатурка, керамика, глазурь, эпиграфика, комплекс, саманиды, Испиджаб.

С приходом ислама в Центральную Азию вместе с религиозными канонами эволюционируют и урба-низационные процессы региона. В городах строятся медресе, мечети, бани. Последние становятся важным атрибутом мусульманской культуры, где гигиенические, медицинские и общественные значения являлись объектом внимания многих средневековых ученых и путешественников, в трудах которых количество бань и их состояние служили мерилом процветания того или иного города. Не является исключением и средневековый округ Испиджаб, в одном из городов которого во время полевых работ была исследована баня -хаммам2.

Городище Ханкурган находится на левом берегу р. Арысь в Сайрам-ском районе Туркестанской области у северо-западной окраины одноимен-

ного поселка Ханкорган (прежнее название Мадани). Оно было возведено недалеко от самого русла реки на невысокой надпойменной части левобережья. Городище имеет округлый заваленный план с пологим въездом с восточной стороны. Название городища связано с именем казахского хана Аблая, избравшего в качестве ставки в XVIII в. Ханкурган (Байтанаев и др., 2018). Стратиграфия памятника неоднородна, даты культурных слоев на различных участках разнятся. Жизнь на городище начинается в первых веках нашей эры и хронологически составляет периоды обживания с временными лакунами: I—ГУ, VI-VШ, 1Х-ХП, ХШ—ХЩ ХУП—ХГС вв.

В ходе археологических работ в 2015—2016 годах на территории раба-да, примыкающего к городищу с юга, была обнаружена баня, представлявшая собой остатки средневекового

1 Работы проведены в рамках проекта ВЯ20280993 «Казахстан в древности и Средневе-

ковье: систематизация и анализ археологических источников».

Рис. 1. Баня-хаммам городища Ханкурган. 1 - вид с восточной стороны; 2 - вид сверху; 3 - вид с западной стороны.

Fig. 1. Bath-hammam of the settlement of Khankurgan. 1 - view from the east side; 2 - top view; 3 - view from the western side.

общественного сооружения из жженого кирпича.

Сооружение прямоугольное, с типичной анфиладной планировкой и соответственным продольным расположением помещений по оси восток — запад, углублено в землю на 1—1,5 м по краю вала рабада. В процессе раскопок хорошо зафиксирована главная составляющая часть бани — «горячие» помещения с подпольной системой отопления, с запада которых располагалась топочная часть с резервуаром для подогрева воды (рис. 1).

«Горячая» часть бани — собственно сам хаммам (паровая)3 — представлена двумя помещениями с одинаковыми размерами — 2,5x2,5 м, с покрытием напольной части плиткой размером 50—52x50—52x4—5 см. Кладка стен «горячей» части бани вместе с топкой осуществлена со сдвигом «цепного» типа кирпичами квадратной формы (19x19x5 см), выложенными по стене в четыре ряда, что делало их весьма устойчивыми в конструктивном отношении. Эти помещения имели купольное перекрытие, чему свидетельствуют найденные в процессе раскопок фрагменты «ребристой» штукатурки, повторяющие кладку, выполненную напуском по углам, служившим для выведения куполов (рис. 2: 1). По мнению В.Л. Ворониной, такие купола были невысокими, т. к. служили надежным способом сохранения тепла (Воронина, 1983, с. 142).

Первое (№ 1) помещение, примыкающее к топке с запада, являлось самым горячим в общем температурном режиме, в северной стене вертикально установлен дымоход, выполненный в виде внутристенного вертикального канала, куда, очевидно, после ремонта была установлена керамическая труба. Напротив него по южной стенке располагался еще один дымоход, разобранный впоследствии.

Второе аналогичное по размерам помещение (№ 2) соединено с запада

с первым по проходу шириной 70 см. На его восточной стенке имеется два вертикальных внутристенных дымохода, в одном из которых установлена послеремонтная керамическая труба. В южной стене помещения располагался основной вход, ведущий в парилку через помывочную часть бани. В северной части присутствуют ниша и карниз, выполненные в стене по кладке кирпича (рис. 2: 2).

Все помещения в паровой покрыты изнутри кыровым раствором4 и тонко отмученной белого цвета ганчевой штукатуркой. Толщина штукатурки на разных участках паровой составляет более пяти сантиметров и насчитывает более двадцати покрытий, свидетельствующих о многочисленных ремонтных работах и долговременной эксплуатации бани (рис. 4: 3).

Внутренняя настенная часть паровой была искусно декорирована. Первый слой штукатурки, нанесенный по кыру, на некоторых участках имеет следы рисунков краской красновато-коричневого цвета, гипсовых нале-пов виде растительного орнамента и резьбу по стуку (рис. 2: 3-6). Плохая сохранность штукатурки, обнаруженной в завалах помещений, не позволила изучить мотивы рисунков и орнаменты, выполненные резьбой.

«Помывочная» часть бани построена строго по анфиладному плану и представлена четырьмя каркасными пахсовыми помещениями, два из которых (№ 4, 5) хорошо фиксируются, третье (№ 6) частично. Четвертое помещение (№ 3) не сохранилось и оказалось разобранным к концу эксплуатации бани. На его месте обнаружен строительный мусор с битым кирпичом и штукатуркой. Несмотря на это, контуры помещения № 3 фиксируются фрагментами настенной штукатурки, обнаруженными in situ (рис. 4: 1). Выявлено наличие септика с направленной трубой к центру и фрагменты суфы в северо-восточном углу поме-

Рис. 2. Элементы штукатурки и декора «горячих» помещений. 1 - фрагменты «ребристой» штукатурки с подкупольных конструкций северо-западного угла второго помещения; 2 - ниша и карниз; 3-6 - фрагменты декора «горячих» помещений.

Fig. 2. Elements of plaster and decor of "hot" rooms. 1 - fragments of "ribbed" plaster from the under-dome structures of the north-western corner of the second room; 2 - niche and cornice; 3-6 - fragments of the decor of "hot" rooms.

щения № 3 (рис. 3).

Общие размеры этой части бани по внешней стороне 14,8x4,3 м, внутренней 13,7x2,7 м. Во всех помещениях в восточной стене находился проход около 1 метра с невысоким выступом-порогом из жженого кирпича с чередой пахсой, покрытой кыровым раствором и штукатуркой, которая, как выяснилось, в этой части бани имеет более 9 слоёв ремонтных подновлений. Пол в помещениях № 4—6 был выложен квадратной жженой плиткой размерами 50x50x5 см и имел с востока на запад уклон 3°.

В центральной части помещений № 4, 5 вмонтирован круглый каменный слив — ташнау со сквозным отверстием по центру, ниже которого под полами всех помещений была проложена керамическая труба. Очевидно, сливы-ташнау имелись и в помещениях № 3, 6, но они не сохранились. В «помывочной» вдоль стен установлены небольшие выступы-суфы высотой 40 см, шириной 28 см (рис. 3; 4: 1).

Несомненно, на городище Ханкур-ган выявлены остатки неординарного и, безусловно, интересного архитектурного сооружения. Здание с шестью удовлетворительно сохранившимися помещениями было полностью исследовано. В процессе вскрышных работ выявлены планировка и назначение всех шести помещений. Наличие капитальных стен из жженого кирпича, гипокаустной системы, обилие штукатурки с кыровым и белым ганчем, присутствие нескольких «помывоч-ных» помещений со сливом-ташнау однозначно позволяет трактовать это сооружение как руины средневековой бани-хаммама.

В ходе раскопок зафиксированы две крупные радикальные перестройки бани, осуществленные за весь период функционирования и затронувшие все ее составные части, кроме «паровой». При этом главная составляющая

хаммама - «горячие» помещения - за все время их эксплуатации, несмотря на многочисленные ремонтные работы, сохраняют свою первоначальную планировку (рис. 4: 3).

Изначальный строительный период от «паровой» фиксируется южнее по выявленным контурам бутового камня, использованного в качестве фундамента для возведения стен, стоящих вплотную, особняком к «горячей» части бани (рис. 4: 1). Очевидно, в этой части бани находилась «по-мывочная», построенная из жженого кирпича с купольным перекрытием. Правильности этого утверждения свидетельствуют керамические трубы диаметром 30 см, обнаруженные ниже уровня древней поверхности, перпендикулярно основанию фундамента. Они, несомненно, являются канализационным отводом «помывочной», которая, судя по расположению труб, находилась традиционно у входа в «паровую» (рис. 3).

Первая радикальная перестройка «помывочной» и хозяйственных частей, затронувшая всю территорию, кроме «горячих» помещений, происходит, по нашему мнению, во второй половине X в. Тогда все постройки, кроме «паровой», разбираются, кирпич, полученный в ходе разбора, используется для ремонта «паровой» и строительства новых каркасных построек, при этом стены с жженым кирпичом и сырцовым чередуются. Бутовый камень, служивший фундаментом первоначальной конструкции, оставляется на прежнем месте в положении in situ. Напоминанием о наличии первой перестройки, являющейся по сути вторым строительным периодом, становятся остатки стен из бутового камня и септика N° 1 (рис. 3; 4: 2).

Вторая радикальная и последняя перестройка перед входом в «паровую» происходит уже в XI в. и является третьим строительным периодом, на что указывает появление кирпича

0 §

1

£

ж §

уровень пола вод ооттал кивающий

о ьЬ £ Е

кйпяынческэч груба

гЮм. 1

уровень пола

□отталкивающий спой

I

___»

Контуры первого строительного периода {1 СП)

I

Ш-—-1

Элементы 1-ой радикальной перестройки (2-ой строительный период)

основной вход

водоотталкивающий

уровень прохода

ташнау

(3-

?

и

Сырцовая стена строительный период)

Суфа

основание суф из жженого кирпича

шгукзтуркэ в нише

II

уровень пола с

иного формата (22-23x22-23x5 см, 28x18x6 см) в ремонтных кладках стен и в подпольной системе отопления. На заключительном этапе предыдущие постройки также разбираются, кирпичи из этих строений используются везде: как при ремонте «горячих помещений», так и при строительстве «помывочной» с четырьмя каркасными помещениями. При этом последняя перестройка проходила в два этапа и эволюционировала по мере необходимости увеличения площади «помывочной».

Первоначально «помывочная» состояла из двух каркасных помещений (№ 3, 4), расположенных традиционно напротив «паровой», где с восточной стороны помещения № 4 находился вход в баню. На этой стадии «паровая» и «помывочная» имели общую площадь (рис. 3), как при первоначальном плане строительства. В дальнейшем после возникшей необходимости увеличения количества помещений «помывочной» строятся помещения № 5, 6. На это указывает различие размеров ташнау помещения № 4 (75 см в диаметре) с помещением № 5 (60 см в диаметре), появление нового, в отличие от других помещений, жженого кирпича размером 25х12х4-5см, выстеленного на пороге между помещениями № 5-6, и другого размера напольной плитки 50x50x5 см, нежели в помещении № 4 (45x45x5 см), явно установленных разновременно. Заметим, сырцовые стены помещения № 5 и № 6 строятся прямо на утрамбованном грунте, где отсутствуют следы предшествующей конструкции и строительного мусора, как это было в помещениях № 3, 4. При этой пристройке меняется расположение основного входа в «по-мывочную», теперь он с юга, между помещениями № 4 и № 5.

Проведенные раскопочные работы и георадарные исследования у входа в «помывочную» и за помещениями

№ 5, с северной стороны не дали никаких результатов. Каковы были другие по назначению помещения, связанные с этой частью бани, и были ли они вообще, мы не знаем. Территория прилегающей к этой части бани в последующие эпохи активно возделыва-лась, вблизи проходит идущий из реки арык, очевидно ранее снабжавший хаммам водой.

Не менее важны вопросы датировки комплекса, времени его возведения и основные этапы функционирования. В нашем случае в качестве опорных вех для датировки являются строительный материал и керамика. Основная масса кирпичей при первоначальной постройке Ханкурганской бани размером 19x19x5 см, иногда с небольшой по-грешностью18—18,5x18—18,5x5 см. Полы в помещениях выстилаются кирпичом (плиткой) 50x50x4—5 см и 45x45x5 см. В процессе ремонтных работ, произведенных в период длительной эксплуатации бани, на верхних частях ее стен и по гипокаустиче-ской системе совместно с кирпичом формата 19x19x5 см используется кирпич 22—23x5 см, 28x18x6 см.

Стандарт кирпича 19x19 см традиционно считается характерным для построек саманидского времени. В постройках Х!—ХШ вв. он встречается редко, за исключением вторичного использования. Для Южного Согда (Кашкадарьи) квадратный жженый кирпич со стороной 20—22 см и толщиной 4 см характерен для построек X — начала XI вв. (Лунина, 1984, с. 97). Для Ташкентского оазиса квадратный жженый кирпич со стороной 18—20 см и толщиной 3,5—4 см характерен для второй половины X в. (Буряков, 1975, с. 42, 56). По мнению С.Г. Хмельницкого, квадратный жженый кирпич со стороной 21—23 см и толщиной 4—5 см характерен для построек среднеазиатского региона IX—X вв. (Хмельницкий, 1992, с. 36). В поль-

■ остатки настенной штукатурки северной стены пом.З » ;, ■

остатки бутового камня пер конструкции

^основание

UL* ' суфы / —

ШШL

основной вхрд

снование суфы

Рис. 4. Элементы конструкций различных строительных периодов. 1 - «помывочная» третьего строительного периода; 2 - сохранившиеся элементы конструкций второго строительного периода; 3 - профиль порога «горячих» помещений со слоями штукатурки, образованной после каждого строительного периода.

Fig. 4. Structural elements of various construction periods. 1 - "washing room" of the third construction period; 2 - preserved structural elements of the second construction period; 3 - threshold profile of "hot" rooms with layers of plaster formed after each construction period.

зу этого говорит кирпич размерами 22,5-23x3 см, использованный при строительстве мавзолея Исмаила Са-мани в городе Бухара в X в. (Засып-кин, 1948, с. 41). Отметим, кирпичи размерами 24x24x4 см и 20x20x4 см использовались в моечных комнатах бани XII в. Рабат-и-Малик (Немцева, Сапаров, 2002, с. 247).

Второй тип - крупный квадратный жженый кирпич (напольная плитка) размером 50x50x5 см или 45x45x5 см - также встречается в постройках саманидской эпохи (Шишкина, 1973, с. 135-136) и более поздних постройках, где основная его сфера применения - выстилка полов помещений и дворов. Из близких аналогий отметим кирпичи таразской бани, обнаруженной А.Н. Берншта-мом в 1938 году, размерами 25x25x 4,5 см и напольную плитку 50x50x 6,5 см, датируемые X-XI вв. (Берн-штам, 1941, с. 54-55). Обнаруживается полное сходство кирпича бани Ханкурган и у Екпиндинской бани, открытой в 2003 году в урочище Бур-гулюк Туркестанской области. Баня расположена непосредственно в Ис-пиджабском историко-культурном районе, в 60 км южнее от городища Ханкурган. Кладка стен кирпичом размерами 19,5x19,5x3,5 см, напольных элементов плиткой 46,5-47x47x46,5-47x5-6 см, время возникновения XXI вв., синхронно с Ханкурганской баней (Байтанаев, 2011, с. 115-142).

Керамический комплекс, обнаруженный в слоях бани, представлен тремя группами: кухонной, столовой и глазурованной. В первой группе находится посуда, которая соприкасалась с огнем. К ней относятся котлы, жаровни, горшки, крышки. Состав глиняного теста отличается большой примесью песка и шамота (рис. 5: 9-17).

Столовая посуда изготовлена на гончарном круге быстрого вращения из хорошо отмученного теста с при-

месью мелкого песка и органических добавок. Ее поверхность покрывалась ангобом разного оттенка, в основном красно-коричневым, и в некоторых случаях тщательно залощена. К этой группе относятся чаши, хумы, кувшины, тазики-тагора, дастарханы (рис. 5: 1-8, 18-29). Кухонная и столовая посуда, имея широкие хронологические рамки - VIII-XII вв., находит свои аналогии среди комплексов керамики Отрарского, Туркестанского, Ташкентского оазисов, Ферганы, Тараза и Испиджаба. Она не дает нам более дробной датировки всего комплекса бани Ханкурган, что нельзя сказать про глазурованную керамику.

В группе глазурованных керамических изделий выделяются фрагменты раннеглазурованной керамики IX века, покрытой глазурью с лиловым оттенком и украшенной по ней крупными пятнами бирюзового цвета (рис. 6: 1). Донце с эпиграфическим (псевдонадпись) орнаментом зеленого цвета по белой глазури (рис. 6: 2). Полное сходство декора и техники изготовления этих материалов мы находим среди комплексов керамики Ташкента, где они уверенно датируются IX веком (Брусенко, 1986, с. 133-134, табл. 47; Ильясова и др., 2016, с. 468, 480). Вообще раннеглазурованная керамика IX века для казахстанских памятников большая редкость. Имеется лишь небольшая коллекция керамики IX века, найденная на городище Сайрам в 2013 году (Байтанаев, 2016, с. 166-171).

Следующую группу определяют глазурованные изделия с эпиграфикой. Они подразделяются на два типа. К первому относится белофонная боковина сосуда, имеющая устойчивые хронологические рамки (рис. 6: 9). Г. В Шишкина считает, что белофон-ная керамика с эпиграфикой, выполненная с почерком куфи, появилась в конце IX в. и продолжала свое существование всё X столетие (Шиш-

Рис. 5. Комплекс керамики кухонной и столовой посуды. Fig. 5. Complex of ceramics of kitchen and tableware.

кина Г.В., 1979, с. 53). Л.Г. Брусенко отмечает, что в керамике Шаша второй половины IX - первой половины X в. известно несколько типов эпиграфического декора, выполненного почерком строгого куфи, и определяет аналогичную керамику первой половиной и серединой X века. Датировка данного эпиграфического декора концом IX - первой половиной X в. достаточно полно освещена в специальной литературе и не вызывает никаких сомнений (Брусенко, 1986,

с. 54, 55, 133-134, табл. 47; Ильясова, и др., 2016, с. 29-33).

Второй тип эпиграфического декора на глазурованной посуде складывается уже в XI в. По двум фрагментам чаш и фрагменту закрытой формы посуды нанесено почерком куфи беспрерывно повторяющееся слово ал-бирр- «благодеяние» (рис. 6: 10-12). Надписи нанесены верхушками букв к венчику, что является характерной особенностью керамического производства XI в. (Ильясова, и др., 2016,

Рис. 6. Комплекс керамики глазурованной посуды. Fig. 6. Complex of ceramics of glazed ware.

с. 382, 514-516).

Выделяется серия глазурованных чаш и блюд с дисковидными поддонами, на дне которых поверх светлого фона нанесен центрический орнамент в виде разнообразных розеток. Посуда с декором вихревой розетки по белому фону широко представлена в Таразе Х-Х1 вв. (Сенигова, 1972, с. 156-157), Отраре XII в. (Байпаков, 1986, с. 112, 113), Испиджабе (Бай-танаев, 2011, с. 119; 2012, с. 105) и в других регионах Центральной Азии. Л.Г. Брусенко по материалам Шаша отмечает, что в конце X - первой половине XI в. вихревая розетка, теряя свою былую популярность, изображается с наименьшей тщательностью, небрежно, жидкой коричне-

вой краской. Она также отметила, что в Шаше розетки всегда исполнялись интенсивно черным цветом в отличие от Согда, где мастера предпочитали охристо-красный (Брусенко, 1986, с. 57, 133). В данном комплексе имеются изображения розетки как черным, жидким коричневым, так и охристо-красным (рис. 6: 15, 16) цветом, и датируются серединой X — второй половиной XI века.

Комплекс дополняют чираги и сфероконусы, которые являются неотъемлемой принадлежностью бани. Чираги имеют два типа, отличающиеся как по форме, так и хронологически. Белофонные чираги с округлой чашей, коротким носиком и орнаментацией в виде пятен темной краской,

имея широкую географию, датируются X в. Светильники с глазурью коричневого цвета, с округлым туло-вом датируются XI веком (Байтанаев, 2016, с. 176-177; Брусенко, 1986, с. 118). Выявленные в слоях бани сфероконусы, по классификации З.С. Галиевой, относятся к I типу и датируются X - началом XI вв. (Гали-ева, 2014, с. 78-79). По определению К.М. Байпакова, схожие по форме и типу сфероконусы в материалах городища Отрар датируются XI-XII вв. (Байпаков. 1986, с.144). В комплексе керамики бани Екпинды урочища Бургулюк аналогичные сферокону-сы датированы XI веком (Байтанаев, 2011, с. 132).

Раннеглазурованная керамика, обнаруженная в составе комплекса глазурованной посуды, позволяет нижнюю шкалу всего комплекса датировать IX веком, но при этом отметим отсутствие глазурованной бирюзовой и желтофонной посуды, характерной для XII века, что дает нам основание датировать верхнюю шкалу комплекса XI веком.

Строительный материал (жженый кирпич), использованный для возведения бани на городище Ханкурган, позволяет отнести ее создание к са-манидскому времени. Примечательна в этом плане одна деталь - несмотря на общие аналогии с Центральным Согдом, где в основном в это время использовался жженый кирпич чуть большего формата, ханкурганские кирпичи вслед за екпендинскими прямо аналогичны материалам Ташкентского оазиса. То же самое можно сказать и про керамический комплекс. Глазурованная керамика бани Ханкур-ган представлена дисковидными донцами и стенками чаш, блюд, закрытой формы сосудов различного размера, которые в целом по составу, по типам посуды, по приемам обработки поверхности находят близкие аналогии (кроме Испиджаба) в первую очередь

среди комплексов керамики К^! вв. поселений и городов Ташкентского оазиса. Несомненно, строительство Ханкурганской бани близко по времени с Екпендинской, возникновение которой определено концом X века (Байтанаев, 2011, с. 141-142). Однако керамический комплекс с раннегла-зурованной керамикой из бани Хан-курган оказался на век древнее и дал возможность определить время строительства бани IX веком.

На сегодняшний день в Казахстане изучено три бани со схожей прямоугольной планировкой домонгольского времени. Первая баня была обнаружена в 1938 году в Таразе (в предвоенные годы - Джамбул). Кирпична я постройка бани размерами 13,60x12,40 м была ориентирована по сторонам света и сохранилась по уровню фундамента, утопленного в грунт. В составе бани зафиксированы помещения с подпольным отоплением и ванночками, а также элементы водопровода. Размеры «паровой» Та-разской бани 3x3 м схожи с размерами «паровой» Екпендинской. Стены бани имели богатое обрамление с росписями и стуковыми рельефами. Она датирована X-XI вв. (Бернштам, 1940, с. 177-183).

Следующая баня найдена в том же Таразе в 1973 году. Первоначально исследование ее проводили местные краеведы К. Байбосынов, А. Попов, но не создали полевую документацию. В 2011-2012 годах она была повторно изучена. Исследователям удалось установить размеры кирпича (22x22x4,5 см, 26x15x4,5 см) и напольной плитки (48x48x5 см). Они идентичны ханкурганским. По вскрытым двум помещениям, одно из которых, вероятно, являлось пред-банным (5x3 м), второе (3,5x3,5 м) -горячим, судя по наличию в нем жа-ропроводящих каналов, удалось интерпретировать остальную часть бани и предоставить условный план с че-

тырьмя помещениями с купольным перекрытием. Датировка бани XI-XII вв., установленная по найденному керамическому комплексу, была подтверждена радиоуглеродным анализом по саже, взятой из жаропрово-дящего канала (Байпаков и др., 2013, с. 158-161).

В 2003 году в поселке Екпенды урочища Бургулюк была исследована баня подквадратной формы, стороной около 14-15м. Она состояла из 13 помещений, «горячей» частью углубленной в грунт около 1,5 м, «помы-вочной», где были установлены ванночки, и предбанником (Байтанаев, 2011, с. 115-142). В данном комплексе не наблюдаются крупные ремонтные работы или радикальные перестройки как это имеет место в Ханкурганской бане, в период длительной эксплуатации. Расположенная в живописном горном (курортном) районе Екпин-динская баня, несомненно, является частной, очень богатого человека, может, самого правителя Испиджаба, позволившего построить ее в «безлюдном» месте, содержание которой в то время было не под силу обычному человеку. Она подтверждает, насколько важным в жизни мусульман в те века являлась банная культура, даже вдалеке от городских центров, в зонах отдыха с охотничьими угодьями и временной ставкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство исследователей считают, что появление бань в городах Центральной Азии произошло не раньше VШ-IX вв., и связывают этот факт, безусловно, с включением территории в состав арабского халифата (Хмельницкий, 1992, с. 282; Немцева, Сапаров, 2002, с. 244). В этом, с одной стороны, сказалось влияние прямых культурных контактов с ближневосточными областями, где в определенной мере сохранялись и перерабатывались бытовые и эстетические традиции, восходящие к эллинизму. С другой стороны, сыграло большую

роль распространение новой религии, когда благодаря бытовым и культовым предписаниям ислама бани становятся важным атрибутом мусульманской культуры.

Каковы были пути распространения ранних бань в Казахстане, учитывая, что Испиджаб, расположенный на месте городища Сайрам, долгое время был местом войны за веру, ареной политических событий, напрямую связанных со временем распространения данной мусульманской культуры.

Возвышение Испиджаба, в то время расположенного на крайнем востоке мусульманского мира, началось в IX в. Согласно ал-Белазури: «... Взятие крепости Исбиджаба было в старину, потом завладели ею турки [т. е. тюрки] и с ними группа людей из жителей Шаша, потом взял его Нух ибн Асад в халифат эмира правоверных ал-Мутасима Биллаха и построил вокруг него стену, окружающую виноградники и посевы его жителей». Сочинение ал-Белазури написано во второй половине IX в. и, как следует из текста, сведения о событиях, связанных с завоеванием Испиджаба Нух ибн Асадом, относятся к 833844 гг. (Волин, 1949, с. 176), по которым можно констатировать начало активного распространения ислама в Казахстане, полностью подтверждая время распространения ранних бань в Испиджабском историко-культурном районе.

Недавно Э.Д. Зиливинская, рассмотрев общественные бани с подпольным отоплением Волжской Болгарии, пришла к заключению, что они возникли в домонгольское время и связаны с проникновением в Поволжье ислама. Все здания Волжской Болгарии этого периода состоят из прямоугольных помещений, расположенных в один или в несколько рядов, повторяющих планировку некоторых бань этого периода Кавказа (Дамани-си, Ани), Казахстана (Тараз) (Зили-

винская, 2020, с. 145-158).

Продолжая эту мысль, отметим, баня из городища Ханкурган несет все специфические черты структуры бань-хаммамов и является ее классическим, что очень важно, достаточно ранним образцом. Она отражает один из путей становления этого типа бань, с компактно организованным сооружением, с характерным для ранних бань центральноазиатского региона

подпольным утопленным в грунт отоплением, размещенными помещениями по принципу нарастания температур, с использованием всех известных к тому времени строительных технологий. Построенная в середине IX века, прослужившая до середины XI в., ханкурганская баня отражает в целом культурно-экономические связи Испиджабского региона с мусульманским миром.

Примечания:

2 Хаммам - от арабского (hammam) «баня» - буквально «горячая вода». В основе арабский производный корень «хаммам» - греть, топить.

3 Термин «паровая», предложенный В.Л. Ворониной, мы принимаем условно, учитывая, что в банях типа хаммам наличествует жар и нет пара, как, например, в русской бане. Сама же В.Л. Воронина по этому поводу отметила: «Усматривая в температурном режиме хаммам сходство с римскими термами, зарубежные исследователи пользуются при описании хаммам античными терминами «тепидарий», «кальдари», «лаконик» и т. д. Насколько правомерно сопоставление с термами, каковы пути развития у различных народов? Эти вопросы поддаются решению лишь на основе широкого обзора, сопоставления типов хаммам на территории Советского Союза и зарубежного Востока» (Воронина В.Л., 1983, с. 133).

4 Кыр - гидроизолирующий раствор, иногда по цвету и по крепости напоминающий цемент. Это своего рода нефтяной продукт, особое битумное вещество, придающее раствору гидравлические свойства и издавна широко применявшееся в центральноазиатской строительной практике. Вместе с тем в быту широко использовался искусственный кыр, который изготавливался из извести, камышовой золы, камышового пуха как связующего компонента и патоки. (Пугаченкова, 1949, с. 258). По мнению В.Л. Ворониной, состав гидравлического раствора оставался практически неизменным с 1Х-Х вв. (т. е. включал известь, золу и камышовый пух), но следов каких-нибудь «пищевых» добавок как патока, молоко и яйца анализами не обнаружено (Воронина, 1983, с. 145).

ЛИТЕРАТУРА

1. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII). Алма-Ата: Наука, 1986. 256 с.

2. Байпаков К.М., Капекова Г.А., Воякин Д.А., Марьяшев А.Н. Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области. Алматы: Археологическая экспертиза, 2013. 320 с.

3. Байтанаев Б.А. Древности Бургулюка. Алматы, 2011. 200 с.

4. Байтанаев Б.А. История Шымкента. 2200 лет по археологическим источникам. Алматы: Хикари, 2012. 252 с.

5. Байтанаев Б.А. Керамика Сайрама. Алматы, 2016. 316 с.

6. Байтанаев Б.А., Ергешбаев А.А., Шаяхметов А.Х. Городище Ханкорган -ставка Аблайхана // Древние города Туркестанской области. Алматы: Казыг^рт, 2018. С. 228-231.

7. Бернштам А.Н. Баня древнего Тараза и ее датировка // Труды отдела культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа, т. II. Л. 1940. С.177-183.

8. Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины: Историко-археологи-ческий очерк. Алма-Ата, 1941. 67 с.

9. Брусенко Л.Г. Глазурованная керамика Чача IX-XII веков. Ташкент: Наука, 1986. 136 с.

10. Буряков Ю.Ф. Историческая топография Ташкентского оазиса. Ташкент: «Фан», 1975. 204 с.

11. Волин С. Сведения арабских, персидских и тюркских источников ГХ-ХУТ вв. о долине р. Талас и смежных районах // Труды Семиреченской археологической экспедиции. (1936-1938 gg.) Таласская долина / Материалы и исследования по археологии

Казахской ССР. Т. I. / Под общ. ред. А.Н. Бернштама. Алма-Ата: АН КазССР, 1949. С. 174-197.

12. Воронина В.Л. Бани-хаммам у народов Советского Союза и стран зарубежного Востока // Архитектурное наследство. № 31 / Отв. ред. О.Х. Халпахчьян. М.: Стройиз-дат, 1983. С. 133-167.

13. Галиева З. С. Типология керамических сфероконусов Средней Азии // РА. 2014. № 1. С. 75-87.

14. Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1948. 161 с.

15. Зиливинская Э.Д. Монументальные постройки Биляра: новый взгляд. Здания с подпольным отоплением // Поволжская археология. 2020. № 4. С. 145-158.

16. Ильясова С.Р., Ильясов Д.Я., Имамбердыев Е.А., Исхакова Е.А. «Нет блага в богатстве...». Глазурованная керамика Ташкентского оазиса IX-XII веков. М.: Фонд Марджани, 2016. 596 с.

17. Лунина С.Б. Города Южного Согда в VIII-XII вв. Ташкент: Фан, 1984. 127 с.

18. Немцева Н.Б., Сапаров Н.Ж. Банный комплекс Рабат-и-Малик. // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 33 / Отв. ред. Т.Ш. Ширинов. Ташкент: Фан, 2002. C. 243-248.

19. Пугаченкова Г.А. «Архитектурные памятники Нисы. Баня в Цитадели. // Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ). Т. I / Отв. ред. М.Е. Массон. Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1949. С. 241-247.

20. Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз, Алма-Ата: Наука, 1972. 228 с.

21. Хмельницкий С.Г. Между арабами и тюрками. Раннеисламская архитектура Средней Азии. Берлин - Рига: Изд-во Continent, 1992. 340 с.

22. Шишкина Г.В. Городской квартал VIII-XI вв. на северо-западе Афрасиаба // Афрасиаб. Вып. II / Отв. ред. Я.Г. Гулямов. Ташкент: Фан, 1973. С. 117-156.

23. Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII - начало XIII в в.). Ташкент: Фан, 1979. 165 с.

Информация об авторах:

Байтанаев Бауыржан Абишевич, доктор исторических наук, академик Национальной Академии наук Республики Казахстан, главный научный сотрудник. Институт археологии им. А.Х. Маргулана (г. Алматы, Республика Казахстан); baytanaev@mail.ru

Ергешбаев Азамат Адилович, научный сотрудник. Научный центр «Археологические и антропологические исследования». Южно-Казахстанский университет им. М.О. Ауэзова (г. Шымкент, Республика Казахстан); aza.kz.85@mail.ru

Шаяхметов Анатолий Хайрутдинович, научный сотрудник. Институт археологии им. А.Х. Маргулана (г. Алматы, Республика Казахстан); toliktommy@gmail.com

HAMMAM FROM KHANKURGAN B.A. Baitanayev, A.A. Ergeshbaev, A.Kh. Shayakhmetov

The authors publish the results of architectural and archaeological research of the medieval bath house carried out on the territory of the settlement Khankurgan in 2015-2016. During the excavations, six rooms were unearthed, two of which were built of burned bricks and turned out to be "steam rooms" with an underfloor heating system, the remaining four were frame rooms - "washing rooms". All rooms are covered with waterproof mortar and plaster. Their original layer was decorated with red-brown drawings, carved stucco and moldings. The plaster has been updated more than twenty times in the course of multiple repairs. Two major reconstructions of the bathhouse were recorded, which did not affect the "hot" rooms, due to which their original layout was preserved. The stages of restructuring and repair work for the entire period of operation of the hammam are determined. The Khankurgan bath house is well preserved and is a unique example of medieval architecture of the Samanid era, it belongs to rather early examples of such structures that arose at the middle of the 9th century. Functioning until the middle of the 11th century, it gives us a represent of the features of the architectural and construction techniques used in the building of the baths of the pre-

The work was carried out within the framework of the project BR20280993 "Kazakhstan in antiquity and the Middle Ages: systematization and analysis of archaeological sources"

Mongolian era in Kazakhstan. Hammam Khankurgan, being a vivid example of the medieval architecture, allows to determine the time of the emergence of this culture in the Ispidzhab historical and cultural region, clarifying its planning, constructive and shaping principles, reflecting in general the cultural and economic connection of the region with the Muslim world.

Keywords: archaeology, architecture, bathhouse, hammam, hypocaust, plaster, pottery, glaze, epigraphy, complex, Samanids, Ispidzhab.

REFERENCES

1. Baipakov, K. M. 1986. Srednevekovaya gorodskaya kul'tura Yuzhnogo Kazahstana i Semirech'ya (VI - nachalo XIII) (Medieval urban culture of South Kazakhstan and Semirechye (VI-beginning of XIII)). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).

2. Baipakov, K. M., Kapekova, G. A., Voyakin, D. A., Mar'yashev, A. N. 2013. Sokrovishcha drevnego i srednevekovogo Taraza i Zhambylskoi oblasti (Treasures of ancient and medieval Taraz and Zhambyl Region). Almaty: "Archaeological Expertise" Publ. (in Russian).

3. Baitanayev, B. A. 2011. Drevnosti Burgulyuka (Antiquities of Burgulyuk). Almaty (in Russian).

4. Baitanayev, B. A. 2012. Istoriia Shymkenta. 2200 let po arkheologicheskim istochnikam (History of Shymkent. 2200 Years According to Archaeological Sources). Almaty: "Hikari", Publ. (in Russian).

5. Baitanayev, B. A. 2016. Keramika Sairama (Pottery of Sairam). Almaty (in Russian).

6. Baitanyaev, B. A., Ergeshbaev, A. A., Shayakhmetov, A. Kh. 2018. In Drevnie goroda Turkestanskoi oblasti (Ancient cities of the Turkestan region). Almaty: "Kazygurt" Publ., 228-231 (in Russian).

7. Bernshtam, A. N. 1940. In Trudy otdela kul'tury i iskusstva Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha (Proceedings of the Department of Oriental Culture and Art of the State Hermitage) 2. Leningrad, 177-183 (in Russian).

8. Bernshtam, A. N. 1941. Pamyatniki stariny Talasskoy doliny: Istoriko-arheologicheskiy ocherk (Monuments of antiquity of the Talas Valley: Historical and archaeological essay). Alma-Ata (in Russian).

9. Brusenko, L. G. 1986. Glazurovannaya keramika Chacha IX-XII vekov (Glazed Ceramics from Chach of the 9th -12th Centuries). Tashkent: "Nauka" Publ. (in Russian).

10. Buryakov, Yu. F. 1975. Istoricheskaya topografiya Tashkentskogo oazisa. (Historical topography of the Tashkent oasis). Tashkent: "Fan" Publ. (in Russian).

11. Volin, S. 1949. In Bernshtam, A. N. (ed.). Trudy Semirechenskoy arkheologicheskoy ekspedit-sii (1936-1938 gg.): Talasskaya dolina (Proceedings of the Semirechensk archaeological expedition. (1936-1938) Talas Valley). Series: Materials and Research on the Archaeology of the Kazakh Soviet Socialist Republic. Vol. 1. Alma-Ata: Academy of Sciences of the Kazakh Soviet Socialist Republic, 174-197 (in Russian).

12. Voronina, V. L. 1974. In Khalpakhch'ian, O. Kh. (ed.). Arkhitekturnoe nasledstvo (Architectural Heritage) 31. Moscow: "Stroiizdat" Publ., 133-167 (in Russian).

13. Galieva, Z. S. 2014. In Rossiiskaia Arkheologiia (Russian Archaeology) (1), 75-87 (in Russian).

14. Zasypkin, B. N. 1948. Arkhitektura Sredney Azii (Architecture of Central Asia). Moscow: Publishing House of the Academy of Arts of the USSR (in Russian).

15. Zilivinskaya, E. D. 2020. In Povolzhskaya arkheologiya (The Volga River Region Archaeology), 34 (4), 145-158 (in Russian).

16. Ilyasova, S. R., Ilyasov, D. Ya., Imamberdiev, E. A., Iskhakova, E. A. 2016. "Net blaga v bogatstve... ". Glazurovannaya keramika Tashkentskogo oazisa IX-XII vekov ("There is no good in wealth..." Glazed ware of the Tashkent oasis of the 9th -12th centuries). Moscow: "Fond Mardzhani" Publ. (in Russian).

17. Lunina, S. B. 1984. Goroda Yuzhnogo Sogda v VIII-XII vv. ( Southern Sogdia urban settlements in the 8th -12th centuries). Tashkent: "Fan" Publ. (in Russian).

18. Nemtseva, N. B., Saparov, N. Zh. In Shirinov T. Sh. (ed.). Istoriia material'noi kul'tury Uz-bekistana (History of Material Culture of Uzbekistan) 32. Tashkent: "Fan" Publ., 243-248 (in Russian).

19. Pugachenkova, G. A. 1949. In Masson, M. E. (ed.). In Trudy Yuzhno-Turkmenistanskoy arkheologicheskoy kompleksnoy ekspeditsii (Proceedings of the South Turkmenistan Archaeological Integrated Expedition) I. Ashkhabad: Academy of Sciences of the Turkmen SSR, 241-247 (in Russian).

20. Senigova, T. N. 1972. Srednevekovyi Taraz (Medieval Taraz). Alma-Ata: "Nauka", Publ. (in Russian).

21. Khmel'nitskii, S. G. 1992. Mezhdu arabami i tyurkami. Ranneislamskaya arkhitektura Sredney Azii (Between Arabs and Turks. Early Islamic architecture of Central Asia). Berlin - Riga, "Continent" Publ. (in Russian).

22. Shishkina, G. V. 1973. In Guliamov, Ya. G. (ed.). Afrasiab (Afrasiab) II. Tashkent: "Fan" Publ., 117-156 (in Russian).

23. Shishkina, G. V. 1979. Glazurovannaya keramika Sogda (vtoraya polovina VIII - nachalo XIII vv.). (Glazed ceramics of Sogd (second half of the 8th - early 13th centuries). Tashkent: "FAN" Publ. (in Russian).

About the Authors:

Baitanayev Bauyrzhan A. Academician of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Historical Sciences, General researcher of the Institute of Archaeology named after A.Kh. Margulan. Dostyk Ave., 44, Shevchenko Str. 28, 050010, Almaty, Republic of Kazakhstan; baytanaev@mail.ru

Ergeshbaev Azamat A. The South Kazakhstan University named after M.O. Auezov. Tauke Khan Avenue 5, 160012, Shymkent, Republic of Kazakhstan; aza.kz.85@mail.ru

Shayakhmetov Anatoliy Kh. The Institute of Archeology named after A.Kh. Margulan. Dostyk Ave., 44, Shevchenko Str. 28, 050010, Almaty, Republic of Kazakhstan; toliktommy@gmail.com

Статья принята в номер 01.06.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.