Научная статья на тему 'Хаджи-мурад Омарович хашаев - ученый, общественный и государственный деятель (к 100-летию со дня рождения)'

Хаджи-мурад Омарович хашаев - ученый, общественный и государственный деятель (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хаджи-мурад Омарович хашаев - ученый, общественный и государственный деятель (к 100-летию со дня рождения)»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 2. С. 135 - 140.

ХРОНИКА

ХАДЖИ МУРАД ОМАРОВИЧ ХАШАЕВ - УЧЕНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 100-летию со дня рождения)

История развития научной мысли Дагестана знает немало славных имен ученых, общественных и государственных деятелей, чьи труды и дела проникнуты мудростью, поэтической любовью к Родине, к прошлому и настоящему ее народов. Среди них особое место занимает Хаджи-Мурад Омарович Хашаев, сумевший стать из безграмотного подпаска крупным ученым, одним из руководителей Дагестанского филиала АН СССР, видным общественным и политическим деятелем республики. Он обладал редким человеческим обаянием, коммуникабельностью, даром миротворца. Он был большим патриотом и, наконец, был красивым во всех отношениях человеком. Академик Г.Г. Гамзатов охарактеризовал его как «личность глубокого содержания, высокого благородства и подкупающей простоты».

Хаджи-Мурад Омарович Хашаев - историк, этнограф, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и ДАССР - прожил полную

неожиданностей и драматических событий жизнь. В его жизни, как в капле воды, отражается новейшая история Дагестана и его народов. Образ самого Хаджи-Мурада Омаровича, удивительного социального и природного феномена Дагестана, является воплощением образа самого Дагестана.

Родился он в 1909 г в многодетной и бедной крестьянской семье в с. Могох Кахибского (ныне Шамильского) района. Рано испытал нужду. С десяти лет отец определил его на заработки к богатому барановоду из Чечни, куда ездили бедные отходники из Дагестана. Тяжелый труд подпаска изматывал мальчика. Он сполна испил горькую чашу подневольного труда батрака. Став профессором, имея за плечами большой стаж государственного и общественного деятеля, Х.О. Хашаев говорил, что он был пастухом и остается им. Его дети должны помнить, что все, что он имеет, он приобрел благодаря труду и упорству. В шестнадцать лет его случайно ранил в ногу товарищ по работе. Сначала его лечили разные знахари и, наконец, когда попал в больницу, чтобы спасти жизнь мальчику, врачи вынуждены были ампутировать ему ногу. На всю жизнь сохранил Х.О. Хашаев трепетное отношение к медицине. Он преклонялся перед медиками и сделал все, чтобы его дети стали врачами. В больнице при регистрации ему дали фамилию «Хашаев» от чеченского «хаш» - гость. Перед безграмотным и бедным инвалидом, который только и умел пасти баранов, возник вопрос: как жить дальше, как прокормить себя и свою бедную семью? Жизнь и трудности закалили характер юноши, выработали в нем не злобу и зависть, а обостренное чувство справедливости, доброты и интернационализма. После ускоренной учебы на курсах по ликвидации безграмотности он поступил на подготовительные курсы педагогического техникума, потом - и в сам техникум. По окончании трех курсов техникума он был назначен народным судьей Кахибского района (1928-1930), где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, однако юридических знаний ему явно не хватало. Поэтому его направили на высшие юридические курсы в Москву. После их окончания (1932) Х.О. Хашаев работал членом Главсуда Дагестана (1932-1933), первым секретарем Кахибского райкома ВКП(б) (1933-1934), ответственным секретарем Дагестанского ЦИК (1934-1935). Затем он вновь возобновляет учебу, на этот раз на факультете советского строительства и права Института красной Профессуры в Москве (1935-1937). В эти годы он встречался с земляками-студентами, в том числе с А.Д. Данияловым и подружился с ним. В это же время он состоит членом ВЦИК РСФСР. В 28 лет он заканчивает учебу в Институте и в последующие годы занимает ряд ответственных постов: и.о. прокурора ДАССР (1937-1938), наркома юстиция Дагестана (1938-1941), зам. Председателя Совета Народных Комиссаров ДАССР по культуре и здравоохранению (1941-1943), прокурора Дагестана (19431947), прокурора уголовно-судебного Отдела Прокуратуры РСФСР (1947), постоянного представителя Совета Министров ДАССР при Совете Министров РСФСР. Это были сложные годы в истории СССР: по стране прокатилась волна репрессий. Некоторые наши сограждане прямо и безапелляционно обвиняли его в причастности к этим преступлениям, подспудно полагая, что в эти годы в органах не мог работать честный человек. Об этих годах его жизни вспоминают земляки, его знакомые и друзья. В этих воспоминаниях возникает образ благородного человека, заступника за простых людей, за обиженных. Он боролся против темных сил в каком бы обличии они не рядились. В его родном Шамильском районе ходят ле-генты о том, сколько народу Хаджи-Мурад спас от несправедливых обвинений, скольким людям помог. Надо сразу же отметить, что он всю жизнь помогал лю-

дям и в этом находил удовлетворение. Помогал крестьянам, помогал интеллигенции, помогал ученым. Поэтому он пользовался в народе огромным авторитетом. С благодарностью и теплотой вспоминают о нем и поныне в Дагестанском научном центре РАН. Для меня он был примером прекрасного ученого, образцом человеколюбия, мудрости и благородства. Годы репрессий тяжело отразились на Х.О. Хашаеве. А.Д. Даниялов вспоминает о сотруднике НКВД Тучине, который вместе с некими Коноровым и Затолокиным собирали, точнее фабриковали компроматы на руководящих работников, творили произвол и беззаконие по отношению к кадрам в республике. Видя эти нарушения, Х.О. Хашаев обратился в обком партии, но не получил поддержки. Он, отстаивая интересы трудящихся Дагестана, конфликтовал с Ломоносовым, Коноровым и др. нечистоплотными людьми в правохранительных органах. «Я не могу и не хочу подписывать приговоры тройки к расстрелу невинных граждан. Уйду с этой работы», - жаловался он А.Д. Данияло-ву. И действительно, вскоре он подал заявление в обком партии и выехал в Москву на учебу.

Он был большим патриотом Дагестана, интернационалистом, мечтал вырастить достойных детей. Я приведу выдержки из его письма к своим сыновьям. Оно характеризует его как гражданина и Человека с большой буквы. Это особенно актуально сегодня. «Молодость должна быть использована, чтобы готовить себя умственно и физически к настоящей жизни, готовить себя, чтобы лучше и умнее жить и воспитывать подрастающее поколение. Можно ... остаться никому не нужным, если не быть на высоте культурного уровня страны, - наставляет он их. -Что стоит человек, который отстал от жизни, малограмотен, плохо разбирается в вопросах общего образования и не имеет специальности? Он будет существовать, а не жить, как человек XX века. Следовательно, надо учиться, надо вобрать в себя культурные достижения не только нашей страны, но и всего мира. Это значит, хорошо знать свою специальность и быть начитанным человеком, разбираться в литературе и в искусстве (музыке, изобразительном искусстве, театре и т.д.

Мои дети! Это я пишу Вам не потому, что я боюсь, что Вы окажетесь в числе падших или отсталых. Нет. Я знаю, что Вы любите меня и свой народ (а наш народ, весь советский народ) и не запятнаете имя отца и Родины и высоко будете нести знамя Человека с большой буквы». В этом весь Х.О. Хашаев. А ведь трудно подозревать человека, что он своим детям пишет письмо с расчетом на какую-то позу или пропаганду. Осуществились мечты Хаджи-Мурада Омаровича - его дети стали уважаемыми людьми, хорошими специалистами. Каждый из них мог бы смело посмотреть в глаза отцу и сказать, что он не подвел своего отца и продолжает лучшие традиции его семьи.

1950 г. стал для Х.-М.О. Хашаева рубежом, положившим начало новому направлению его жизненного пути. Богатый опыт, накопленный в ходе многогранной деятельности, незаурядный аналитический ум и знания склоняли его к научно-исследовательской деятельности. После аспирантской подготовки при Московском юридическом институте и защиты диссертации на тему: «Шариат, адат и представления, составляющие пережитки родового быта в Дагестане» ему была присвоена ученая степень кандидата юридических наук.

Незаурядное, новаторское по существу, исследование обратило на себя внимание научной общественности страны, позволило отметить выдающиеся способности его автора. Надо сказать, что он поздно пришел в науку - после 40 лет. Но научный рост его был бурным. И за короткое время сумел сделать очень мно-

го. В этом он мне напоминает академика И.М. Губкина. Итогом роста его квалификации была защита им в 1957 г. докторской диссертации «Общественный строй Дагестана». Вся последующая жизнь его (после 1950 г.) была связана с Дагестанским филиалом АН СССР. Здесь он работал заместителем председателя Президиума, часто совмещая должности зав. сектором истории и директора Института истории, языка и литературы, ученого секретаря Дагфилиала АН СССР.

Х.-М.О. Хашаев стал отличным историком, великолепным этнографом, исследователем обычного права народов Дагестана. Он - автор большого количества научных статей, монографий, сборников документов и материалов. Им отредактировано и отрецензировано множество работ, введен в научный оборот ряд новых исторических источников, поставлены и решены наиболее актуальные проблемы истории и этнографии Дагестана. Особую ценность представляют его труды, посвященные социально-экономическим и политическим отношениям в Дагестане в XIX в., формам земельной собственности, историческим предпосылкам и прогрессивному значению присоединения Дагестана к России, организации управления в Дагестане до и после присоединения его к России, культуре и просвещению, так называемым «вольным» и сельским общинам, тухумам и другим родственным группам. Взгляды на все эти проблемы, являющиеся хрестоматийными в настоящее время, в 50-х гг. Х.-М.О. Хашаеву приходилось отстаивать в трудной и жесткой борьбе с разного рода оппонентами. Он одним из первых прокладывал дорогу и за это ему честь и слава пионера.

В этом отношении показательна характеристика тухумов, ощибочно рассматривавшихся ранее в качестве живого бытования родовых институтов. Утверждалось, например, что в «вольных обществах» Анди, Технуцал, Каралал, Чамалал, Багулал, Ункратль, Тинди и других господствовали не раннефеодальные, а первобытнообщинные начала (Исторический журнал, 1940. № 2). То же самое следует сказать о «вольных» и сельских общинах. Он обосновал тезис о том, что сельские и т.н. «вольные общества» присущи только для классовых обществ. Теперь эта точка зрения стала господствующей. Подобная трактовка формационного отставания одних народов Кавказа от других была антинаучной и толкала исследователей к извращению политической и социальной истории народов Северного Кавказа.

Чтобы доказать несостоятельность этих построений Х.-М.О. Хашаев проанализирован экономику Дагестана, опроверг господствовавшую до него точку зрения о незначительном, «подсобном» характере горского земледелиия, доказал, что основу экономики населения Дагестана составляло именно земледелие. Этим он опроверг и утверждение о том, что горцы якобы являлись «кочевыми скотоводами» и оставались таковыми вплоть до 1925 г. («Современный Дагестан», Махачкала, 1926). Эти его основополагающие положения послужили теоретической основой для работ археологов и этнографов,

Одновременно он дал характеристику высокой культуре ведения хозяйства, в том числе различных ремесел и промыслов, а также торговли, резко отличавшейся от надуманной первобытной экономики, убедительно показал, что развитие феодальных отношении имело место и в горах, и на плоскости, в том числе в «вольных обществах», часто входящих в сферу влияния феодалов. Был принят тезис о шести различных стадиях развития феодализма и множестве ступеней между ними в Дагестане. В основе определения характера феодализма лежали земельные отношения. Интересные разработки предложил он по системе феодальных образований, в которых он открыл сельские общества, специализирующиеся

на различных ремеслах и сосредоточенные вокруг таких крупных политических центров, как Кумух, Хунзах и др., и работающих на их потребности.

Огромный вклад внес Х.-М.О. Хашаев в правильное решение проблем истории Кавказской войны и мюридизма. Показал несостоятельность утверждений о якобы «природном хищничестве» «лезгин» (дагестанцев. - Авт.), совершавших грабительские набеги на закавказские земли в силу того, что они находились на уровне заключительного этапа развития «военно-демократического» или родового строя. В последнее время некоторые ученые (М. Плиев и его сторонники. -Авт.) предприняли попытку возродить эти взгляды, но получили отпор от реально мыслящих, прогрессивных ученых Северного Кавказа и Дагестана. А мюридизм Х.-М.О. Хашаев рассматривал как сложное социальное явление, в котором участвовали разные слои населения с разными интересами. В самом движении - в его начале, середине и конце - он усматривал разные характерные признаки.

Крупным событием в научной и общественной жизни Дагестана того времени стало издание томов «Народы Дагестана» и «Народы Северного Кавказа» из серии «Народы мира». Одним из организаторов подготовки и издания, редактором и автором этого фундаментального издания был Х.-М.О. Хашаев.

Проявил он себя и в качестве тонкого знатока архивов. Им собраны, изданы и прокомментированы ценнейшие материалы, которые и поныне служат источниками истории Дагестана. Широко пользуются историки сборниками архивных документов «История, география и этнография Дагестана XVIII-ХIX вв.», «Памятники обычного права Дагестана XVIII-XIX вв.», «Феодальные отношения в Дагестане ХIX - начала XX вв.», «Гидатлинские адаты» и мн. др.

Им опубликованы и введены в научный оборот два важных документа: «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар», составленное в 1485 г., и текст кодекса законов Умма-хана Аварского, переведенного с арабского языка народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадаса. Эти документы уточнили представления ученых о пределах нуцальства аварского, его притязаниях, о внутренней правовой системе нуцальства, общественных и социальных отношениях. Это было началом систематизации и публикации местных арабоязычных источников и сведений русских и западноевропейских путешественников по Дагестану. Значение этих работ для исторической науки с каждым днем все более и более возрастает. Особого внимания заслуживают издания адатов, которые являются главнейшим и подчас единственным источником для характеристики социальных и экономических отношений народов Дагестана на протяжении многих столетий. Профессор М. А. Агларов свидетельствует, что Х.-М.О. Хашаева отличала высокая культура в подходе к выявлению и публикации исторических источников и культурных памятников народов Дагестана. Это качество благотворно повлияло на развитие гуманитарных наук в Дагестане.

Хаджи-Мурад Омарович в качестве одного из руководителей Дагфилиала АН СССР уделял большое внимание развитию гуманитарных наук в Дагестане, подготовке научных кадров. Лично руководил подготовкой аспирантов для Дагестана и Чечено-Ингушетии. Он был подлинным энтузиастом в распространении научных знаний среди населения. Долгие годы руководил Дагестанским отделением общества «Знание» и сам выступал с лекциями и докладами в различных коллективах. Много сил отдавал борьбе за мир. Был председателем Дагестанского комитета защиты мира.

Без преувеличения можно сказать, что он был одним из самых популярных людей в Дагестане. Пользовался большим авторитетом, любил людей, находил для них время, добрые слова, а в случае необходимости - помогал. Особенно внимательно он относился к молодежи, интересовался ее успехами, заботами, личной жизнью. Люди тянулись к нему, любили его, уважали. Он удивительно легко мог стереть разницу в годах и положении. Собеседники чувствовали себя с ним легко, комфортно. Это, видимо, объясняется его обаянием, добротой, скромностью. Об этих его качествах люди рассказывают легенды.

Х.-М.О Хашаев неоднократно избирался членом Президиума Дагестанского ЦИК, членом ВЦИК РСФСР, депутатом Верховного Совета ДАССР и т.д. Его заслуги в области науки, культуры и просвещения, распространении научных знаний, в борьбе за мир отмечены орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, многими медалями, почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, ДАССР, Всемирного Совета мира, Всесоюзного общества «Знание».

Х.-М.О. Хашаев ушел из жизни 17 октября 1971 г. в расцвете творческих сил. Дагестанская наука понесла тяжелую утрату. Наш Дагестан потерял своего мудрого и славного сына. Эта потеря была невосполнимой. И сегодня, когда мы отмечаем 100-летие со дня его рождения, мы особенно остро ощущаем это. Чем больше отдаляется от нас эта дата, тем ярче, величественнее встает перед нами образ крупного ученого, общественного и политического деятеля, талантливого организатора науки, незаурядного человека.

О.М. Давудов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.