Научная статья на тему 'Хабитуализация ЗОЖ студенческой молодежи. Реализация в образовательной среде'

Хабитуализация ЗОЖ студенческой молодежи. Реализация в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соцсети / сетевое сообщество / хабитуализация здорового образа жизни / студенческая молодежь / social networks / network community / habitualization of healthy lifestyle / student youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логачева Е.А.

В статье речь идет о необходимости создания молодежного сетевого сообщества по здоровому образу жизни. Анализируется процессы информатизации общества, связанные изменения в формах взаимодействия, социальной структуре, а так же в сфере образования. Исследуется популярность соцсетей в России среди молодежи. Автором раскрыто понятие хабитуализации здорового образа жизни и сформулирована его актуальность среди студенческой молодежи. В статье описывается подробная структура сетевого сообщества, его функции и этапы реализации в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логачева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Habitualization of health of student youth. Realization in the educational environment

The article deals with the necessity of creating a network community on healthy lifestyle in the ranks of student youth. It analyzes the processes of informatization of society, related changes in the forms of interaction, social structure, as well as in the field of education. The popularity of social networks in Russia among young people is studied. The author reveals the concept of habitualization of healthy lifestyle and formulates its relevance among student youth. The article describes the detailed structure of the network community, its functions and stages of realization in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Хабитуализация ЗОЖ студенческой молодежи. Реализация в образовательной среде»

Логачева Е.А.

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.

Хабитуализация ЗОЖ студенческой молодежи. Реализация в образовательной среде

Современное общество невозможно представить без соцсетей и интернета, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они стали основным средством мгновенной коммуникации, независимо от расстояния.

Процесс перехода к информационному и сетевому обществу начался с развития компьютерных технологий и интернета. В результате этого произошли значительные изменения в способах коммуникации, доступе к информации и организации работы. Информационное общество стало основываться на обмене и использовании информации, а сетевое общество предоставило возможность для глобальной связи и сотрудничества через сети и платформы. Это привело к появлению новых форм образования, бизнеса, социальных взаимодействий и развитию цифровой экономики.

В процессе этого перехода меняются не только способы общения, но и социальная структура общества и формы взаимодействия, которые рассматриваются как наиболее продуктивные. Это можно увидеть по появлению новых экономических и социальных структур, таких как сетевые предприятия, соцсети и интернет-коммуникация [1].

По сути, интернет является творческим центром формирования самореализации, где человек может искать собственную идентичность, экспериментировать с ней, пробовать разные способы виртуальной самореализации [2].

Одной из актуальных тем, современности, которая требует продвижения и поддержки в соцсетях, является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Продвижение ЗОЖ в соцсетях, является эффективным инструментом для мотивации и вдохновения молодежи, что бы выбор стиля жизни в

пользу «ЗОЖ», стал осознанным и естественным.

В современном обществе возник новый институт совместной сетевой деятельности, который особенно оказывает влияние на сферу образования. Этот институт формируется под воздействием компьютеризации, мобильности, цифрового и социального обогащения деятельности [3].

В России наибольший вклад в теорию развития сетевых сообществ и совместной сетевой деятельности в образования внес Е.Д. Патаракин, в 2017 году состоялась защита его докторской диссертации [4].

В феврале 2023 года известная технологичная исследовательская компания MediaScope [5], опубликовала данные о популярности соцсетей в России, в двух показателях: ежедневное времяпровождение на сайте и охват российской аудитории, данные представлены на рисунке 1.

Так же опубликован отчет известной компании Digital 2023 Global Overview Report [6], показаны последние данные по целевой аудитории и соцсетей в России, мы затронем наиболее часто используемые, среди % от общего числа пользователей соцсетей, отражено на рисунке 2.

Осознав важность создания сетевого сообщества для воспитания мо-

Ежедневное времяпровождение на сайте (ми)

Охват российской аудитории

(%)

17 5

«Вконтакге» TikTok ' Telegram «О днокл а ссников» ibistaaam Facebook

18%

6% 2%

41%

■«Вконтакге» 44% TikTok

■ Telegram « Однокла ссников»

■ Iustagrani Facebook

27%

Рисунок 1. Популярность соцсетей в России в 2023 г. Источник: составлено автором.

71,50%

64,40%

43,50% 42,60%

I I

Рисунок 2. Наиболее часто используемые соцсети в России в 2023 г.

Источник: составлено автором.

Vl< WhatsApp Telegram OK

TikTok

лодежи, мы решили использовать соцсеть ВК. В нашем сообществе мы сможем согласовывать мнения, принимать организационные и рабочие решения, а также оперативно информировать участников образовательного процесса. Это особенно актуально, учитывая то, что ежедневно ВК посещают более 51,1 миллионов человек [7], из которых 97% - молодые люди в возрасте от 12 до 24 лет. Таким образом, мы сможем эффективно решать проблему хабитуализации ЗОЖ среди молодежи.

Понятие хабитуализации происходит от слова «хабитус», которое в латинском языке означает «привычка» или «образ жизни». Идея хабитуализации связана с тем, что люди имеют склонность к формированию привычек и повторению определенных действий в повседневной жизни.

Хабитуализация - это процесс «опривычивания», при котором человек приспосабливается к определенной социальной среде и развивает свои убеждения, стереотипы и повседневные привычки, характерные для этой группы.

Актуальность хабитуализации ЗОЖ студенческой молодежи через сетевое сообщество ВК представлена на рисунке 3.

В целом, использование сетевого сообщества ВК, для хабитуализации ЗОЖ среди молодежи является эффективным способом привлечения, мотивации и поддержки студентов в их стремлении к ЗОЖ, что позволяет достичь максимальной охватности.

На основании вышесказанного, нами создано в соцсети ВК Student Wellness Portal, что означает «Портал здоровья студентов», сокращенно SWPortal. Студенческая молодежь наиболее нуждается в знаниях, связанных с культурой здоровья и навыками для ведения ЗОЖ. Многие из них сталкиваются с проблемами, связанными с неправильным питанием, недостатком физической активности, стрессом.

На основании изложенного, на рисунке 4 нами изложены основные функции сетевого сообщества.

Мы считаем, что ключевым фактором успешного сообщества является создание информативного, интересного и вдохновляющего контента. Мы стремимся предоставить широкий спектр контента, включающий статьи, видеоуроки, рецепты здоровой пищи, тренировки и многое другое. Кроме того, важно иметь четкое распределение обязанностей внутри сообщества, чтобы поддерживать активный диалог с аудиторией.

При подготовке контента мы стимулируем участников изучать интересную и важную информацию, которая подтверждается научными фак-

с > 1 Популярность ВК сре дн молодежи V Л •ВК определяется, как центральная площадка российской Л молодежной коммуникации, что делает ее эффективным инструментом для'привлечения и взаимодействия с целевой аудиторией;

(2 Широкие возможности информационного обмена •ВК позволяет быстро и эффективно распространять информацию о 1 занятиях физической культурой и спортом, здоровом питании, мероприятиях и акциях, связанных с ЗОЖ Это помогает студентам быть в курсе последних новостей и событий в этой области!

с > 3 Создание сообщества с единомышленниками V •ВК позволяет объединить студентов, которые интересуются ЗОЖ, в л одном сообществе Это создает возможность обмена опытом, совместных тренировок и мотивации друг друга к здоровому образу жизни; " "

Г Л 4 Мотивация п поддержка V. J •ВК сообщество может помочь студентам оставаться 1 мотивированными и постоянно развиваться в области ЗОЖ Здесь они могут находить поддержку п вдохновение от других участников сообщества; ' ' ' ^

с ■> 5 Удобство доступа к информации •ВК позволяет студентам получать информацию о занятиях, л тренировочных планах, полезных советах и рекомендациях в любое время и из любого места, что делает процесс хабитуализации ЗОЖ оолее гибким и доступным ' ,

Рисунок 3. Актуальность хабитуализации ЗОЖ молодежи через сетевое сообщество ВК.

Источник: составлено автором.

Информационная

Организационная

•включает в себя предоставление информации в виде объявлений, новостей о предстоящих и прошедших мероприятия, освещение спортивной жизни вуза,

•заключается в координации спортивной деятельности студенческого спортивного актива вуза планированиеп проведение соревнований, акций и других мероприятий, а также формирование команд по видам спорта.

Образовательно-оздоровительная

Мотив ацпонно-поощрительная

•направлена на взаимосвязь поколении, передача знании, умении и навыков в области ЗОЖ. физической культуры и спорта, предоставление теоритических и практических материалов, лекций, вебннаров. мастер-классов и других образовательных мероприятий.

•направлена на поддержку студентов и стимулирование их активности в достижении ЗОЖ. поощрение их достижении, поздравления, мотивационные сообщения, взаимная поддержка и похвалы, а также основной задачей является разработка и внедрение рейтинга ЗОЖ студентов вуза

Рисунок 4. Функции сетевого сообщества. Источник: составлено автором.

тами. Это помогает им развивать навыки написания научных работ и не теряться в большом объеме информации. Мы также планируем проводить конкурсы на лучшую научную работу и проводить опросы и исследования для определения интересов и потребностей нашего вуза.

Для структурирования конента, подача информации была разбита на 7 направлений - рубрик (рисунок 5), а именно сделаны в виде следующих ссылок меню сообщества.

Вся рубрика подается в виде статей, разработанных в редакторе ВК, и закрепляется в меню по ссылке по поиску на данную тему.

В сообществе созданы мероприятия по каждому спортивному виду, проходящие в соответствие с годовым планом учебно-воспитательной работы. Каждое мероприятие подкрепляется должным пакетом документов.

Так же созданы чаты команд по видам спорта, что позволяет быстро и мобильно собрать команду для выступления и информирования.

Рейтинг ЗОЖ

Антнсгресс п сон

Питание

Тренировки

Дыхательные практики

Мать н дитя

ЗОЖ

•целью данной рубрики является поощрительная часть, здесь формируется рейтинг ЗОЖ среди студентов нашего институ та, который состоит ггз определенных параметров участие в спортивных мероприятиях, в акциях, научных конференциях, конкурсах, а так же в сотрудничестве разработки данного сообщества,

•цельюявляется предоставление информации» рекомендации по управлению стрессом, методам релаксации и улучшению качества сна Направлена на помощь студентам в снижении уровня стресса для достижения лучшего физического и психического благополучия Представлена разрабожа курса «Лнпшстресс а уоуоншйаж»,_

•целью является распространение информации о правильном питании, здоровых рецептах, сбалансированном рационе и диетах Помогает принимать осознанные решения о своем питании и создавать здоровый образ жизни через правильное питание Представлены разработки курсов «Экспресс-курспо нутриииологшг», «Реи тональное пшпаниеж

•цельюявляется предоставление теории в статьях о важности физической культурып спорта и практики в видео формате, тренировки на различные части тела, разработанные специалистами в области физической культуре Помогает находить вдохновениеи мотивацию для регулярных физических тренировокп поддержания активного образа жизни,

•целью является ооу ченне и популяршация дыхательных техник для улу чтения физического и психического состояния, снятия напряжения и стресса Помогает научиться контролировать свое дыхание и использовать его как инструмент для улучшения самочувствия и общего благополучия.

•целью является предоставление информации и поддержка молодым родителям по вопросамматеринства, воспитания и'заботы одетях Помогает получить нужные знания и навыки для успешного воспитания детей и создания гармоничных отношений в семье, а так же раскрыть важность ЗОЖ в улучшении своего генетического фонда._

•целью является ооу чениеи популяризация дыхательных техник для улучшения фг гз1 окского 11 пс1 га 1ЧССКОГО состоят и. сняп ы напряжем и 11 стр есса. Помогает научиться контролировать свое дыхание и использовать его как инструмент для улучшения самочувствия и общего благополучия;

Рисунок 5. Рубрики сообщества SWPortal. Источник: составлено автором.

г л Администратор ■> \ •Преподаватель отвечает за общее управление сообществом, пламфование и оргашпациюмеропрпя'пй, взаимодействие с организаторами сообщества и мод ер ацг по контента

с > Контент-менеджеры ч •Студенты отвечаютза создайте н публикацию информационного контента н странице сообщества, такого как статьи, видео, ннфографпка. каждый ведет свой блог, свою рубрику сообщества

Г ч Модераторы V Ч •Студенты отвечаютза контроль качества контента, проверку и публикацию постов, комментариев и предложений оту частников Проводятопросыи исследования для определения интересов и потребностей вуза

/ ^ Организаторы мероприятий Ч J •ч •Сту д енты и л и и фу ют и ко ор дин фу ю т р аз лнчны е спор швно -оздоровительныемеропрнятаяпо разным видам спорта /

с > Маркетологи и РЯ-специалисты V J ч •Студенты занимаются продвижением сообщества, разработки его макета, привлечением новых у частников и партнеров, организацией рекламных кампаний и сотрудничеством с другими организациями н сообществами

С Эксперты по ЗОЖ V ■> •Эксперты гг:; других организации предоставляютинформацию. советы и 1 рекомендации по психологическом)' благополучию и другим аспектам ЗОЖ, могутпроводитьтренировки, вебннары. мастер-классы и др образовательные мероприятия J

Рисунок 6. Должностные обязанности сообщества SWPortal. Источник: составлено автором.

Как мы сказали выше, еще одним важным моментов остается распределение должностных обязанностей в студенческом сообществе, на рисунке 6 представлены должностные обязанности нашего сообщества.

Создание сообщества в соцсети позволяет предоставить необходимую информацию по ЗОЖ в режиме «онлайн-сервис», дает возможность системе образования привлечь внимание студентов к этой важной теме и включить ее в учебный процесс. Студенты будут получать информацию о ЗОЖ не только из учебников, но и из практической информации сообщества.

И в заключении, на рисунке 7 нами определены следующие этапы реализации сетевого сообщества по ЗОЖ в образовательной среде.

Соцсети и интернет играют важную роль в хабитуализации ЗОЖ, позволяя достичь большей аудитории и создать общество ЗОЖ. Хабитуа-лизация ЗОЖ требует усилий и самодисциплины, но со временем становится проще, так как здоровые привычки становятся частью осознанного выбора. Этот процесс помогает снизить риск развития заболеваний, повысить энергию и качество жизни.

1. Планирование:

на этом этапе определяются цели и задачи создания сетевого сообщества по ЗОЖ в образовательной

среде Определяется, какие ресурсы (технические, финансовые, человеческие) необходимы для _ реализации проекта_

2. Разработка концепции:

на этом этапе определяются основные принципы работы сетевого сообщества, его структура, функции п задачи Также разрабатывается план действий и расписание мероприятий

3. Создание платформы:

на этом этапе создается платформа, на которой будет функционировать сетевое сообщество Это может быть специальный сайт, форум, социальная сеть или другая сетевая платформа

4. Привлечение участников:

на этом этапе проводятся активности по привлечению участников сетевого сообщества Это может быть проведение информационных кампаний, рассылка приглашений, организация презентаций и _мероприятий для привлечения внимания к проекту_

5, Обучение участников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на этом этапе проводятся обучающие мероприятия для участников сетевого сообщества Это могут Сыть тренинги, вебинары, онлайн-курсы и другие формы обучения

б. Взаимодействие н обмен опытом:

на этом этапе участники сетевого сооощества начинают активно взаимодействовать между еоооп. обмениваться опытом, задавать вопросы и получать ответы Это может быть осуществлено через _форумы, чаты, группы в социальных сетях или другие средства коммуникации_

", Мониторинг н оценка:

на этом этапе осуществляется постоянный мониторинг раооты сетевого сооощества и оценка достигнутых результатов Это помогает определить эффективность проекта и вносить необходимые _корректировки_

А/

8. Развитие н расширение:

на этом этапе осуществляется развитие и расширение сетевого сообщества Это может быть достигнуто путем привлечения новых студентов, добавления новых функций и возможностей на _' _платформе, организации новых мероприятий п'т д_

Рисунок 7. Этапы реализации сетевого сообщества в образовательной среде.

Источник: составлено автором.

Благодаря соцсетям, молодежь может объединяться, обмениваться опытом и получать поддержку. Это помогает им раскрыть свой потенциал. Однако, нужно помнить, что активное использование соцсетей может привести к зависимости и упущению реальных возможностей. Важно найти баланс между онлайн-активностью и офлайн-жизнью, чтобы использовать соцсети для развития и вдохновения, а не для отрыва от реальности.

Список литературы:

1. Ахаян А.А. Трехмерное виртуальное образовательное пространство как образовательное пространство сетевой личности // Социальная работа: современные проблемы: науч.-метод. журн. 2020. № 1 (1). С. 12-17. // URL: hss-journal.com (Дата обращения: 15.12.2023).

2. Логачева, Е.А. Самореализация молодой личности посредством социальных сетей // Миссия Конфессий: электрон. науч.-образоват. журн. 2023. № 8-(72). // URL: confessions-word.ru. (Дата обращения: 15.12.2023).

3. Концепция «Жизненного Мира» Ю. Хабермаса / Спивак В.И., Зайцев Д.Ф. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 4-1. С. 61-68.

4. Развитие педагогического дизайна для совместной сетевой деятельности субъектов образования. Е. Д. Патаракин / Статья в науч. журн. «Человек и образование». 2015. № 2-(43). С. 20-25.

5. Самые популярные соцсети в России: рейтинг 2023 года // URL: https://dzen.ru/a/ZAWKBIdeDwlh4bMo (Дата обращения: 19.11.2023).

6. Digital 2023: Статистика аудитории интернета и соцсетей в России // URL: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-rossii (Дата обращения: 8.12.2023).

7. Аудитория социальных сетей в 2023 году: что изменилось во ВКонтакте, Facebook, Instagram, Одноклассниках, YouTube, TikTok, Дзене и Telegram // URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/?y-sclid=loi30pv4y1672361619 (Дата обращения: 25.11.2023).

Bibliography

1. Akhayan A.A. Three-dimensional virtual educational space as an educational space of a network personality // Social work: modern problems: scientific method. magazine 2020. № 1 (1). Р. 12-17. // URL: hss-journal.com (12.15.2023).

2. Logacheva, E.A. Self-realization of a young personality through social networks // Mission of Confessions: electronic. scientific-educational magazine 2023. No. 8-(72). // URL: confessions-word.ru. (12.15.2023).

3. The concept of the "Life World" by J. Habermas / Spivak V.I., Zaitsev D.F. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. 2020. Vol. 21. № 4-1. Р. 61-68.

4. Development of pedagogical design for joint network activities of educational subjects. E. D. Patarakin / Article in scientific. magazine "Man and Education". 2015. № 2-(43). Р. 20-25.

5. The most popular social networks in Russia: rating 2023 // URL: https://dzen.ru/a/ZAWKBIdeDwlh4bMo (11.19.2023).

6. Digital 2023: Statistics of the Internet audience and social networks in Russia // URL: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-rossii (8.12.2023).

7. The audience of social networks in 2023: what has changed in VKontakte, Facebook, Instagram, Odnoklassniki, YouTube, Tik-Tok, Zen and Telegram // URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/?ys-clid=loi30pv4y1672361619 (11.25.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.