Логачева Е.А.
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.
Хабитуализация ЗОЖ студенческой молодежи. Реализация в образовательной среде
Современное общество невозможно представить без соцсетей и интернета, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они стали основным средством мгновенной коммуникации, независимо от расстояния.
Процесс перехода к информационному и сетевому обществу начался с развития компьютерных технологий и интернета. В результате этого произошли значительные изменения в способах коммуникации, доступе к информации и организации работы. Информационное общество стало основываться на обмене и использовании информации, а сетевое общество предоставило возможность для глобальной связи и сотрудничества через сети и платформы. Это привело к появлению новых форм образования, бизнеса, социальных взаимодействий и развитию цифровой экономики.
В процессе этого перехода меняются не только способы общения, но и социальная структура общества и формы взаимодействия, которые рассматриваются как наиболее продуктивные. Это можно увидеть по появлению новых экономических и социальных структур, таких как сетевые предприятия, соцсети и интернет-коммуникация [1].
По сути, интернет является творческим центром формирования самореализации, где человек может искать собственную идентичность, экспериментировать с ней, пробовать разные способы виртуальной самореализации [2].
Одной из актуальных тем, современности, которая требует продвижения и поддержки в соцсетях, является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Продвижение ЗОЖ в соцсетях, является эффективным инструментом для мотивации и вдохновения молодежи, что бы выбор стиля жизни в
пользу «ЗОЖ», стал осознанным и естественным.
В современном обществе возник новый институт совместной сетевой деятельности, который особенно оказывает влияние на сферу образования. Этот институт формируется под воздействием компьютеризации, мобильности, цифрового и социального обогащения деятельности [3].
В России наибольший вклад в теорию развития сетевых сообществ и совместной сетевой деятельности в образования внес Е.Д. Патаракин, в 2017 году состоялась защита его докторской диссертации [4].
В феврале 2023 года известная технологичная исследовательская компания MediaScope [5], опубликовала данные о популярности соцсетей в России, в двух показателях: ежедневное времяпровождение на сайте и охват российской аудитории, данные представлены на рисунке 1.
Так же опубликован отчет известной компании Digital 2023 Global Overview Report [6], показаны последние данные по целевой аудитории и соцсетей в России, мы затронем наиболее часто используемые, среди % от общего числа пользователей соцсетей, отражено на рисунке 2.
Осознав важность создания сетевого сообщества для воспитания мо-
Ежедневное времяпровождение на сайте (ми)
Охват российской аудитории
(%)
17 5
«Вконтакге» TikTok ' Telegram «О днокл а ссников» ibistaaam Facebook
18%
6% 2%
41%
■«Вконтакге» 44% TikTok
■ Telegram « Однокла ссников»
■ Iustagrani Facebook
27%
Рисунок 1. Популярность соцсетей в России в 2023 г. Источник: составлено автором.
71,50%
64,40%
43,50% 42,60%
I I
Рисунок 2. Наиболее часто используемые соцсети в России в 2023 г.
Источник: составлено автором.
Vl< WhatsApp Telegram OK
TikTok
лодежи, мы решили использовать соцсеть ВК. В нашем сообществе мы сможем согласовывать мнения, принимать организационные и рабочие решения, а также оперативно информировать участников образовательного процесса. Это особенно актуально, учитывая то, что ежедневно ВК посещают более 51,1 миллионов человек [7], из которых 97% - молодые люди в возрасте от 12 до 24 лет. Таким образом, мы сможем эффективно решать проблему хабитуализации ЗОЖ среди молодежи.
Понятие хабитуализации происходит от слова «хабитус», которое в латинском языке означает «привычка» или «образ жизни». Идея хабитуализации связана с тем, что люди имеют склонность к формированию привычек и повторению определенных действий в повседневной жизни.
Хабитуализация - это процесс «опривычивания», при котором человек приспосабливается к определенной социальной среде и развивает свои убеждения, стереотипы и повседневные привычки, характерные для этой группы.
Актуальность хабитуализации ЗОЖ студенческой молодежи через сетевое сообщество ВК представлена на рисунке 3.
В целом, использование сетевого сообщества ВК, для хабитуализации ЗОЖ среди молодежи является эффективным способом привлечения, мотивации и поддержки студентов в их стремлении к ЗОЖ, что позволяет достичь максимальной охватности.
На основании вышесказанного, нами создано в соцсети ВК Student Wellness Portal, что означает «Портал здоровья студентов», сокращенно SWPortal. Студенческая молодежь наиболее нуждается в знаниях, связанных с культурой здоровья и навыками для ведения ЗОЖ. Многие из них сталкиваются с проблемами, связанными с неправильным питанием, недостатком физической активности, стрессом.
На основании изложенного, на рисунке 4 нами изложены основные функции сетевого сообщества.
Мы считаем, что ключевым фактором успешного сообщества является создание информативного, интересного и вдохновляющего контента. Мы стремимся предоставить широкий спектр контента, включающий статьи, видеоуроки, рецепты здоровой пищи, тренировки и многое другое. Кроме того, важно иметь четкое распределение обязанностей внутри сообщества, чтобы поддерживать активный диалог с аудиторией.
При подготовке контента мы стимулируем участников изучать интересную и важную информацию, которая подтверждается научными фак-
с > 1 Популярность ВК сре дн молодежи V Л •ВК определяется, как центральная площадка российской Л молодежной коммуникации, что делает ее эффективным инструментом для'привлечения и взаимодействия с целевой аудиторией;
(2 Широкие возможности информационного обмена •ВК позволяет быстро и эффективно распространять информацию о 1 занятиях физической культурой и спортом, здоровом питании, мероприятиях и акциях, связанных с ЗОЖ Это помогает студентам быть в курсе последних новостей и событий в этой области!
с > 3 Создание сообщества с единомышленниками V •ВК позволяет объединить студентов, которые интересуются ЗОЖ, в л одном сообществе Это создает возможность обмена опытом, совместных тренировок и мотивации друг друга к здоровому образу жизни; " "
Г Л 4 Мотивация п поддержка V. J •ВК сообщество может помочь студентам оставаться 1 мотивированными и постоянно развиваться в области ЗОЖ Здесь они могут находить поддержку п вдохновение от других участников сообщества; ' ' ' ^
с ■> 5 Удобство доступа к информации •ВК позволяет студентам получать информацию о занятиях, л тренировочных планах, полезных советах и рекомендациях в любое время и из любого места, что делает процесс хабитуализации ЗОЖ оолее гибким и доступным ' ,
Рисунок 3. Актуальность хабитуализации ЗОЖ молодежи через сетевое сообщество ВК.
Источник: составлено автором.
Информационная
Организационная
•включает в себя предоставление информации в виде объявлений, новостей о предстоящих и прошедших мероприятия, освещение спортивной жизни вуза,
•заключается в координации спортивной деятельности студенческого спортивного актива вуза планированиеп проведение соревнований, акций и других мероприятий, а также формирование команд по видам спорта.
Образовательно-оздоровительная
Мотив ацпонно-поощрительная
•направлена на взаимосвязь поколении, передача знании, умении и навыков в области ЗОЖ. физической культуры и спорта, предоставление теоритических и практических материалов, лекций, вебннаров. мастер-классов и других образовательных мероприятий.
•направлена на поддержку студентов и стимулирование их активности в достижении ЗОЖ. поощрение их достижении, поздравления, мотивационные сообщения, взаимная поддержка и похвалы, а также основной задачей является разработка и внедрение рейтинга ЗОЖ студентов вуза
Рисунок 4. Функции сетевого сообщества. Источник: составлено автором.
тами. Это помогает им развивать навыки написания научных работ и не теряться в большом объеме информации. Мы также планируем проводить конкурсы на лучшую научную работу и проводить опросы и исследования для определения интересов и потребностей нашего вуза.
Для структурирования конента, подача информации была разбита на 7 направлений - рубрик (рисунок 5), а именно сделаны в виде следующих ссылок меню сообщества.
Вся рубрика подается в виде статей, разработанных в редакторе ВК, и закрепляется в меню по ссылке по поиску на данную тему.
В сообществе созданы мероприятия по каждому спортивному виду, проходящие в соответствие с годовым планом учебно-воспитательной работы. Каждое мероприятие подкрепляется должным пакетом документов.
Так же созданы чаты команд по видам спорта, что позволяет быстро и мобильно собрать команду для выступления и информирования.
Рейтинг ЗОЖ
Антнсгресс п сон
Питание
Тренировки
Дыхательные практики
Мать н дитя
ЗОЖ
•целью данной рубрики является поощрительная часть, здесь формируется рейтинг ЗОЖ среди студентов нашего институ та, который состоит ггз определенных параметров участие в спортивных мероприятиях, в акциях, научных конференциях, конкурсах, а так же в сотрудничестве разработки данного сообщества,
•цельюявляется предоставление информации» рекомендации по управлению стрессом, методам релаксации и улучшению качества сна Направлена на помощь студентам в снижении уровня стресса для достижения лучшего физического и психического благополучия Представлена разрабожа курса «Лнпшстресс а уоуоншйаж»,_
•целью является распространение информации о правильном питании, здоровых рецептах, сбалансированном рационе и диетах Помогает принимать осознанные решения о своем питании и создавать здоровый образ жизни через правильное питание Представлены разработки курсов «Экспресс-курспо нутриииологшг», «Реи тональное пшпаниеж
•цельюявляется предоставление теории в статьях о важности физической культурып спорта и практики в видео формате, тренировки на различные части тела, разработанные специалистами в области физической культуре Помогает находить вдохновениеи мотивацию для регулярных физических тренировокп поддержания активного образа жизни,
•целью является ооу ченне и популяршация дыхательных техник для улу чтения физического и психического состояния, снятия напряжения и стресса Помогает научиться контролировать свое дыхание и использовать его как инструмент для улучшения самочувствия и общего благополучия.
•целью является предоставление информации и поддержка молодым родителям по вопросамматеринства, воспитания и'заботы одетях Помогает получить нужные знания и навыки для успешного воспитания детей и создания гармоничных отношений в семье, а так же раскрыть важность ЗОЖ в улучшении своего генетического фонда._
•целью является ооу чениеи популяризация дыхательных техник для улучшения фг гз1 окского 11 пс1 га 1ЧССКОГО состоят и. сняп ы напряжем и 11 стр есса. Помогает научиться контролировать свое дыхание и использовать его как инструмент для улучшения самочувствия и общего благополучия;
Рисунок 5. Рубрики сообщества SWPortal. Источник: составлено автором.
г л Администратор ■> \ •Преподаватель отвечает за общее управление сообществом, пламфование и оргашпациюмеропрпя'пй, взаимодействие с организаторами сообщества и мод ер ацг по контента
с > Контент-менеджеры ч •Студенты отвечаютза создайте н публикацию информационного контента н странице сообщества, такого как статьи, видео, ннфографпка. каждый ведет свой блог, свою рубрику сообщества
Г ч Модераторы V Ч •Студенты отвечаютза контроль качества контента, проверку и публикацию постов, комментариев и предложений оту частников Проводятопросыи исследования для определения интересов и потребностей вуза
/ ^ Организаторы мероприятий Ч J •ч •Сту д енты и л и и фу ют и ко ор дин фу ю т р аз лнчны е спор швно -оздоровительныемеропрнятаяпо разным видам спорта /
с > Маркетологи и РЯ-специалисты V J ч •Студенты занимаются продвижением сообщества, разработки его макета, привлечением новых у частников и партнеров, организацией рекламных кампаний и сотрудничеством с другими организациями н сообществами
С Эксперты по ЗОЖ V ■> •Эксперты гг:; других организации предоставляютинформацию. советы и 1 рекомендации по психологическом)' благополучию и другим аспектам ЗОЖ, могутпроводитьтренировки, вебннары. мастер-классы и др образовательные мероприятия J
Рисунок 6. Должностные обязанности сообщества SWPortal. Источник: составлено автором.
Как мы сказали выше, еще одним важным моментов остается распределение должностных обязанностей в студенческом сообществе, на рисунке 6 представлены должностные обязанности нашего сообщества.
Создание сообщества в соцсети позволяет предоставить необходимую информацию по ЗОЖ в режиме «онлайн-сервис», дает возможность системе образования привлечь внимание студентов к этой важной теме и включить ее в учебный процесс. Студенты будут получать информацию о ЗОЖ не только из учебников, но и из практической информации сообщества.
И в заключении, на рисунке 7 нами определены следующие этапы реализации сетевого сообщества по ЗОЖ в образовательной среде.
Соцсети и интернет играют важную роль в хабитуализации ЗОЖ, позволяя достичь большей аудитории и создать общество ЗОЖ. Хабитуа-лизация ЗОЖ требует усилий и самодисциплины, но со временем становится проще, так как здоровые привычки становятся частью осознанного выбора. Этот процесс помогает снизить риск развития заболеваний, повысить энергию и качество жизни.
1. Планирование:
на этом этапе определяются цели и задачи создания сетевого сообщества по ЗОЖ в образовательной
среде Определяется, какие ресурсы (технические, финансовые, человеческие) необходимы для _ реализации проекта_
2. Разработка концепции:
на этом этапе определяются основные принципы работы сетевого сообщества, его структура, функции п задачи Также разрабатывается план действий и расписание мероприятий
3. Создание платформы:
на этом этапе создается платформа, на которой будет функционировать сетевое сообщество Это может быть специальный сайт, форум, социальная сеть или другая сетевая платформа
4. Привлечение участников:
на этом этапе проводятся активности по привлечению участников сетевого сообщества Это может быть проведение информационных кампаний, рассылка приглашений, организация презентаций и _мероприятий для привлечения внимания к проекту_
5, Обучение участников:
на этом этапе проводятся обучающие мероприятия для участников сетевого сообщества Это могут Сыть тренинги, вебинары, онлайн-курсы и другие формы обучения
б. Взаимодействие н обмен опытом:
на этом этапе участники сетевого сооощества начинают активно взаимодействовать между еоооп. обмениваться опытом, задавать вопросы и получать ответы Это может быть осуществлено через _форумы, чаты, группы в социальных сетях или другие средства коммуникации_
", Мониторинг н оценка:
на этом этапе осуществляется постоянный мониторинг раооты сетевого сооощества и оценка достигнутых результатов Это помогает определить эффективность проекта и вносить необходимые _корректировки_
А/
8. Развитие н расширение:
на этом этапе осуществляется развитие и расширение сетевого сообщества Это может быть достигнуто путем привлечения новых студентов, добавления новых функций и возможностей на _' _платформе, организации новых мероприятий п'т д_
Рисунок 7. Этапы реализации сетевого сообщества в образовательной среде.
Источник: составлено автором.
Благодаря соцсетям, молодежь может объединяться, обмениваться опытом и получать поддержку. Это помогает им раскрыть свой потенциал. Однако, нужно помнить, что активное использование соцсетей может привести к зависимости и упущению реальных возможностей. Важно найти баланс между онлайн-активностью и офлайн-жизнью, чтобы использовать соцсети для развития и вдохновения, а не для отрыва от реальности.
Список литературы:
1. Ахаян А.А. Трехмерное виртуальное образовательное пространство как образовательное пространство сетевой личности // Социальная работа: современные проблемы: науч.-метод. журн. 2020. № 1 (1). С. 12-17. // URL: hss-journal.com (Дата обращения: 15.12.2023).
2. Логачева, Е.А. Самореализация молодой личности посредством социальных сетей // Миссия Конфессий: электрон. науч.-образоват. журн. 2023. № 8-(72). // URL: confessions-word.ru. (Дата обращения: 15.12.2023).
3. Концепция «Жизненного Мира» Ю. Хабермаса / Спивак В.И., Зайцев Д.Ф. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 4-1. С. 61-68.
4. Развитие педагогического дизайна для совместной сетевой деятельности субъектов образования. Е. Д. Патаракин / Статья в науч. журн. «Человек и образование». 2015. № 2-(43). С. 20-25.
5. Самые популярные соцсети в России: рейтинг 2023 года // URL: https://dzen.ru/a/ZAWKBIdeDwlh4bMo (Дата обращения: 19.11.2023).
6. Digital 2023: Статистика аудитории интернета и соцсетей в России // URL: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-rossii (Дата обращения: 8.12.2023).
7. Аудитория социальных сетей в 2023 году: что изменилось во ВКонтакте, Facebook, Instagram, Одноклассниках, YouTube, TikTok, Дзене и Telegram // URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/?y-sclid=loi30pv4y1672361619 (Дата обращения: 25.11.2023).
Bibliography
1. Akhayan A.A. Three-dimensional virtual educational space as an educational space of a network personality // Social work: modern problems: scientific method. magazine 2020. № 1 (1). Р. 12-17. // URL: hss-journal.com (12.15.2023).
2. Logacheva, E.A. Self-realization of a young personality through social networks // Mission of Confessions: electronic. scientific-educational magazine 2023. No. 8-(72). // URL: confessions-word.ru. (12.15.2023).
3. The concept of the "Life World" by J. Habermas / Spivak V.I., Zaitsev D.F. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. 2020. Vol. 21. № 4-1. Р. 61-68.
4. Development of pedagogical design for joint network activities of educational subjects. E. D. Patarakin / Article in scientific. magazine "Man and Education". 2015. № 2-(43). Р. 20-25.
5. The most popular social networks in Russia: rating 2023 // URL: https://dzen.ru/a/ZAWKBIdeDwlh4bMo (11.19.2023).
6. Digital 2023: Statistics of the Internet audience and social networks in Russia // URL: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-rossii (8.12.2023).
7. The audience of social networks in 2023: what has changed in VKontakte, Facebook, Instagram, Odnoklassniki, YouTube, Tik-Tok, Zen and Telegram // URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/?ys-clid=loi30pv4y1672361619 (11.25.2023).