Научная статья на тему 'Х. Васконселос и проблема индейского образования в послереволюционной Мексике'

Х. Васконселос и проблема индейского образования в послереволюционной Мексике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
239
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕКСИКА / ХОСЕ ВАСКОНСЕЛОС / ИНДЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДИХЕНИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / MEXICO / JOSé VASCONCELOS / INDIAN INTEGRATION / IN DIGENISMO / EDUCATION / SOCIO CULTURAL CHANGES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Молодчикова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена анализу идей известного мексиканского философа, педагога, политического деятеля Хосе Васконселоса относительно проблемы индейского образования в Мексике в послереволюционные годы. Период следующий за Мексиканской революцией ознаменовался кардинальными политическими и социокультурными изменениями в стране, которые были необходимы для создания единой мексиканской нации. Идеологическая база образовательных и культурных проектов была разработана выдающимися мексиканскими философами и педагогами, среди которых особое место занимает Хосе Васконселос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

José Vasconcelos and the problem of Indian education in post-revolutionary Mexico

The article considers the ideas of the Mexican philosopher, educator and statesman José Vasconcelos (1882-1959), about the problem of Indian education in Post-Revolutionary Mexico. The period following the Mexican revolution was marked by radical political and sociocultural changes in the country that were necessary to create a unified Mexican nation. The ideological base of educational and cultural projects was developed by prominent Mexican philosophers and professors, among which a special place occupied by José Vasconcelos.

Текст научной работы на тему «Х. Васконселос и проблема индейского образования в послереволюционной Мексике»

Т.С. Молодчикова

Х. Васконселос и проблема индейского образования в послереволюционной Мексике

Статья посвящена анализу идей известного мексиканского философа, педагога, политического деятеля Хосе Васконселоса относительно проблемы индейского образования в Мексике в послереволюционные годы. Период следующий за Мексиканской революцией ознаменовался кардинальными политическими и социокультурными изменениями в стране, которые были необходимы для создания единой мексиканской нации. Идеологическая база образовательных и культурных проектов была разработана выдающимися мексиканскими философами и педагогами, среди которых особое место занимает Хосе Васконселос.

Ключевые слова: Мексика, Хосе Васконселос, индейская интеграция, индихенизм, образование, социокультурные изменения.

Возникшая в последние годы дискуссия относительно реформы Министерства культуры Мексики, инициированная президентом Энрике Пенья Ньето в 2015 г. и предполагающая создание Секретарии по делам культуры взамен Секретарии народного образования, основанной в 1921 г. по инициативе Хосе Васконселоса, заставляет исследователей лишний раз обратиться к истории развития системы образования в Мексике и ее исторической связи с общекультурным контекстом.

Хорошо известно, что любая социально-политическая революция в любой стране и в любую эпоху подрывает основы не только политического строя, но неизбежно влечет за собой «культурную революцию», которая охватывает практически все области функционирования общества: идеологию, культуру и, конечно, образование. И, как правило, образовательные реформы исторически следуют путем расширения сферы образования, что с особенной убедительностью доказывает деятельность Хосе Васконселоса.

© Молодчикова Т.С., 2017

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 15-18-300045).

Мексиканская революция 1910-1917 гг. придала импульс многочисленным политическим, экономическим и социокультурным изменениям в стране. Одной из самых важных задач нового правительства было создание единой мексиканской нации, которое немыслимо без включения в общекультурный контекст индейского населения страны. Известный представитель движения инди-хенизма Гонсало Агирре Белтран полагал, что самым важным инструментом социальных преобразований является образование: «Образование - это не просто процесс передачи культурного наследия от одного поколения другому, но также беспрестанная сила, обеспечивающая изменения и обновление»1.

Одним из первых шагов навстречу конструированию новой социополитической реальности были создание в 1921 г. Секрета-рии народного образования (Secretaría de Educación Pública или SEP) и появление в 1923 г. проекта под названием «культурные миссии». Главной задачей «культурных миссий» стала подготовка сельских учителей, которые потом должны были распространять знания (испанский язык, основы гигиены, ведение сельского хозяйства) среди представителей своей общины.

Идеологическая и интеллектуальная база проекта «культурных миссий» была разработана различными мексиканскими философами, педагогами и просветителями той эпохи; одним из самых ярких представителей этого поколения был Хосе Васконселос.

Хосе Васконселос родился в Оахаке в 1882 г. Еще в подготовительной школе будущий мексиканский философ увлекался изучением работ Платона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Канта, Ф. Гегеля и многих других известных мыслителей. Свое образование Хосе Васконселос продолжил в Национальной школе юриспруденции, где получил специальность адвоката.

Однако Хосе Васконселос приобрел всемирную известность далеко не благодаря своим успехам на адвокатском поприще. Он стоял у истоков формирования мексиканской философии, предложил оригинальную идею «космической расы»2 (la raza cósmica), а также прославился своими идеями культурных преобразований и образовательными проектами.

Необходимо отметить, что Хосе Васконселос занимал многие политические и административные должности, связанные с системой образования в Мексике: Первый секретарь народного образования, ректор Национального университета Мексики, а также выступал с лекциями во многих университетах мира.

Для Васконселоса как философа было необходимо создать и утвердить национальную мексиканскую философию, которая была бы не простым подражанием западноевропейским и североамери-

канским идеям, но смогла бы охватить всю тотальность мексиканской культуры и предложить новые формы мышления3.

Некоторые исследователи называют Хосе Васконселоса «апостолом образования»4. Действительно, для мексиканского мыслителя образование было не чем иным, как практическим применением философии. Таким образом зародилась идея о том, что всеобщее образование должно стать главной задачей государства. Позиция Хосе Васконселоса относительно «индейской проблемы» основывалась на идее интеграции коренного населения в национальное цивилизационное пространство, популяризации среди индейского населения рационального, практического мышления для того, чтобы положить конец религиозному фанатизму и пагубным привычкам и распространить нормы бытовой и личной гигиены5. Необходимо отметить значимость проблемы образования в Мексике в первые послереволюционные годы: три четверти населения (порядка 15 000 000 жителей страны) не имели доступа к государственной системе образования6. Ситуация усугублялась еще и тем, что в Мексике существовали многочисленные этносоциальные группы (группы индейского населения), пространственно и культурно разделенные между собой и остальной частью страны.

Итак, тотальная ликвидация неграмотности и просвещение индейского населения стали двумя первоочередными задачами Секретарии народного образования Мексики в 20-е годы XX в. Для реализации этих задач были созданы специальные департаменты: Департамент по делам индейского образования и Департамент по борьбе с неграмотностью. В своей работе «Катастрофа» Хосе Вас-конселос сформулировал основную цель работы Департамента по делам индейского образования следующим образом:

Я настаиваю, что для Департамента по делам индейского образования не существует никакой иной цели, как подготовить индейцев к поступлению в обычную школу, дав им прежде основные знания испанского языка. Для меня является неприемлемой североамериканская и протестантская практика выделения проблемы индейского образования в сферу, отдельную от основной части населения7.

Хосе Васконселос выступал с резкой критикой политики США по отношению к коренному населению, прежде всего осуждал создание индейских резерваций. Для мексиканского философа единственно возможной формой образования являлась постепенная интеграция коренного населения во все сферы жизни общества с целью создания единой мексиканской нации. Все эти идеи касательно образования вытекали из собственной философии Хосе

Васконселоса, представленной в его многочисленных произведениях, в частности в «Космической расе» (1925).

В «Космической расе» автор детально изучает проблему нации и национальности на ибероамериканском континенте. Согласно Васконселосу, главная миссия латиноамериканских народов состоит в том, чтобы создать «пятую расу», которая представляет собой синтетическую, интегральную расу, состоящую из крови и генов всех народов8. Речь идет о смешении четырех рас - белой, черной, индейской и монгольской, - которые сформируют новую, иберо-американскую расу: «Смесь рас, появившаяся согласно закону социального удобства и красоты, приведет к формированию нового типа человека, бесконечно превосходящего всех, ранее существо-вавших»9.

Поэтому все стремления Хосе Васконселоса как философа, политика и педагога были направлены на создание единой национальной культуры, и главным механизмом объединения различных этнических групп являлось создание интегрированной системы образования.

Вопрос непосредственно индейского образования был разработан Хосе Васконселосом в книге «Индология», впервые изданной в 1926 г. По мнению автора, образование на американском континенте как некая организованная система появилось благодаря усилиям католических миссионеров10. Очевидно, что слово «миссия» применительно к «культурным миссиям» первой половины XX в. было выбрано не случайно. Сам Хосе Васконселос полагал, что работа католических миссий XVI в. должна стать примером для всех современных педагогов:

Они приехали не для того, чтобы обучать чтению или письму, и не для того, чтобы распространять испанский язык или католическую веру. Деятельность этих искусных учителей охватывало всё вышеназванное и даже больше; это была грандиозная социальная работа, значение которой сохраняется до сих пор11.

Образование в предыдущие эпохи рассматривается как процесс вовлечения коренного населения в европейское цивилизационное пространство со всеми присущими ему атрибутами: язык, религия, искусство, методы ведения сельского хозяйства, технологии и т. д.

Однако в ходе этих размышлений Хосе Васконселос сталкивается с очень серьезной проблемой, связанной с этической стороной вопроса. Вне всякого сомнения, идеологической основой просветительской работы католических миссионеров в XVI в. было представление о превосходстве европейской культуры над местной.

В этом смысле любые проявления индейской культуры были под запретом (хотя, безусловно, никогда не переставали существовать). Хосе Васконселос относительно этической стороны работы миссионеров высказывался вполне определенно: мы не можем обвинять проповедников в разрушении индейской культуры; даже если многое было уничтожено под влиянием простого религиозного фанатизма, то, что осталось, сохранилось только благодаря работе миссионеров. В словах мексиканского философа действительно много правды, вспомнить хотя бы таких миссионеров-исследователей, как фрай Диего де Ланда, написавший фундаментальную работу о майя Юкатана12, во многом благодаря которой стала возможна дешифровка письма майя, или Бернардино де Саагуна - первый антрополог Нового Света, который описал политику, обычаи, искусство и язык ацтеков13.

При этом, следуя традиции католических миссионеров XVI в., сам Хосе Васконселос в XX столетии все еще не признавал равенства европейской и индейской культур:

К сожалению, на наших землях не существовало никаких элементов, которые могли бы соперничать и тем более превосходить христианскую цивилизацию. Ни на что не годная техника и наивность наших индейских мифов не вызывали у завоевателей даже простого любопытства14.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что философия Хосе Васконселоса, согласно которой предполагалась метисация Мексики как единственный способ создания «космической расы» и модернизации страны, стала идеологической базой политики мексиканского правительства в послереволюционные годы. Именно концепция интеграции индейского населения, что характерно для Мексики, в общеобразовательный процесс явилась символом завершения социально-политической трансформации. Идея всеобщего образования приобрела характер национального проекта и превратилась, по мнению ряда исследователей, в настоящий «образовательный крестовый поход»15, что полностью соответствовало духу революционных преобразований.

Т.С. Молодчикова Примечания

1 Aguirre Beltrán G. Teoría y práctica de la educación indígena // Revista Mexicana de Sociología. 2004. Vol. 16. № 2. P. 225.

2 VasconcelosJ. La Raza Cósmica. Misión de la raza iberoamericana. Notas de viajes a la América del Sur. Barcelona: Agencia Mundial de Librería, 1926.

3 López J. José Vasconcelos y la educación mexicana // Historia de la Educación Latinoamericana. 2005. Vol. 7. P. 142.

4 Lazarín Miranda F. José Vasconcelos. Apóstol de la educación // Casa del Tiempo. 2009. Vol. 3. № 4. Р. 11.

5 Vaughan M.K. La política cultural en la revolución. Maestros, campesinos y escuelas, 1920-1940. México: Secretaría de Educación Pública y Fondo de Cultura Económica, 2000. P. 51.

6 Gamboa Herrera J.I. Los primeros pasos de las Misiones Culturales y sus huellas en la educación rural de San Luis Potosí, 1923-1932: TESIS. Que para obtener el grado de Maestro en Historia. San Luis Potosí, 2009. P. 40.

7 Vasconcelos J. El desastre. México: Trillas, 1998. P. 62.

8 López J. Op. cit. P. 156.

9 Vasconcelos J. La Raza Cósmica... P. 30.

10 VasconcelosJ. Antología de textos sobre educación. México: Secretaría de Educación Pública. Fondo de Cultura Económica, 1981. P. 148.

11 Ibid. P. 149.

12 Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955.

13 Sahagún B. de. Historia General de las cosas de la Nueva España. México: Editorial Porrúa, 1999.

14 Vasconcelos J. Antología de textos sobre educación. P. 152.

15 Meneses Morales E. Tendencias educativas oficiales en México, 1911-1934: la problemática de la educación mexicana durante la revolucion y los primeros lustros de la epoca posrevolucionaria. México: Centro de Estudios Educativos, Universidad Iberoamericana, 1986. P. 311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.