Научная статья на тему 'Гюльнара Родионова: «Город развивается, насколько позволяют его транспортная сеть и историческое своеобразие»'

Гюльнара Родионова: «Город развивается, насколько позволяют его транспортная сеть и историческое своеобразие» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
301
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гюльнара Родионова: «Город развивается, насколько позволяют его транспортная сеть и историческое своеобразие»»

Гюльнара Родионова:

«Город развивается, насколько позволяют его транспортная сеть и историческое своеобразие»

Интервьюжурналу«Академический вестникУралНИИпроект РААСН»

БеседовалаТ.Ю. Быстрова

Гульнара Спартаковна, вы несколько лет возглавляете отдел территориальной деятельности института «УралНИИпро-ект РААСН». В чем состоит его проектный потенциал? Чем занимаются специалисты по планированию городов? Какие возможности вы предоставляете заказчику? Это темы для разговора в целом. Пойдем поэтапно.

Начнем с истории появления отдела, поскольку она очень показательна. С момента основания института в 1931 году его специализацией было промышленное строительство. Проекты заводов строительной индустрии - не только в Советском Союзе, но и за рубежом, - делали полностью на своей базе. Отдел территориальной деятельности был создан по Постановлению Совмина СССР и Госстроя СССР в 1963 г., как самостоятельное подразделение, учитывающее специализацию института и отраслевой принцип народного хозяйства. В 1960-х гг. предприятия размещались на территориях достаточно хаотично, хотя существовала такая необходимая пред-проектная стадия, какТЭО - технико-экономическое обоснование проекта. Но действительно оптимальному размещению объектов препятствовала отраслевая система, не способствующая координации деятельности на уровне территории. Каждая отрасль имела собственные задачи, и это не способствовало получению целостного функционального результата.

Таким образом, развитие территории регулировали только Генеральные планы. Но в них не предусматривалась детальная проработка промышленных территорий - момент, особенно актуальный для уральских городов, в которых 50% и более было занято промышленными территориями. Но, как тогда, так и теперь, зачастую промышленные территории выглядят в Генеральных планах сплошным серым пятном, не имея структурной проработки.

Чем это вызвано? С чем связаны трудности работы архитектора с промышленными территориями?

Работать с промышленными территориями трудно, потому что это другая форма организации. Другие функциональные зоны - жилые, рекреационные, деловые более понятны, мы все - жители, такая проекция невольно облегчает работу проектировщика. Промышленность - это специфические технологии производства, наличие грузового транспорта, в том числе железнодорожного. На первый взгляд, это проще, чем жилая среда, но есть огромное количество ограничений и специальных моментов: железнодорожная сеть, которая, невзирая на планировку города, выбирает, как река, плоский рельеф. В совокупности с большими радиусами она создает такое негативное для планировки явление, как веерные структуры и огромные нерасчлененные промышленные территории. Поэтому промышленные территории, как правило, разрабатывались схематично, без должного обоснования вопросов реорганизации и перспективы развития. Это породило необходимость в проектной деятельности особого вида. Разработка промышленных узлов, помимо решения планировочных вопросов, предусматривала создание общеузловых объектов (источников энергообеспечения и обслуживания) - для смягчения отрицательных последствий отраслевого принципа хозяйствования. Иначе говоря: что не под силу было построить отдельному небольшому предприятию, входило в состав общеузловых объектов. Так решалось два важнейших вопроса: планировочная организация и достижение экономической эффективности строительства объектов.

Наш отдел отвечал за Свердловскую и Тюменскую области, позже в 1983 году добавились Удмуртия и Пермская область, но «ото-брали»Тюмень.

Родионова

Гюльнара

Спартаковна

начальникотдела территориальной деятельности №12 института

«УралНИИпроект РААСН»

Условные обозначения

существ./ предлага-проект. на емые

расчетный на перспек-срок тиву

Границы адмиристративно- территориального деления, границы земель

Городская черта города Полевского Земли лесного фонда (Гослесфонд)

Инженерно-транспортные коммуникации

Линии ВЛЭП

Железные дороги магистральные

Железные дороги промышленные подъездные

Промышленные железнодорожные станции

Магистральная автодорога федерального значения

Магистральные автодороги городского значения с преимущественно грузовым движением

Магистральные автодороги районного значения грузового движения

Магистральные улицы городского значения Магистральные улицы районного значения Парковые дороги (пешеходно-транспортные)

Эстакады автомобильные

Поселковые автомобильные дороги местного значения

Зоны сособым режимом использования

Границы водоохранных зон

Территория охранной зоны ВЛЭП

Границы санитарно-защитных зон предприятий 1,11,111 классов опасности, объектов специального назначения

Границы действующих и перспективных санитарно-защитных зон определенные ранее

Зоны перевода лесов Гослесфонда в категорию городских лесов

Рекультивация, консервация, выводизхозяйственногоисполь-зования территорий и объектов

Границы адмиристративно- территориального деления, границы земель

существ./ предлага-проект. на емые

расчетный на перспек-срок тиву

существ./ предлага-проект. на емые

расчетный наперспек- ТеррИТОрИИЖИЛОЙЗаСТрОЙКИ

Индивидуальная жилая застройка усадебного типа Блокированная жилая застройка

Секционная (многоквартирная)жилая застройка средней этажности

Секционная (многоквартирная) многоэтажная жилая застройка Территории дачного строительства

Садоводческие кооперативы и товарищества Селитебные территории иных населенных пунктов

Территории общественной застройки

Административно-деловые, научно-технические и учебные, торгово-выставочные, культурно-информационныеи развлекательные, культовыеучреждения, административно-общественные зоны предприятий

Учреждения здравоохранения

Спортивно-оздоровительные комплексы и учреждения отдыха Дошкольные и среднеобразовательные учреждения

Территории рекреационной зоны

Леса Гослесфонда Городские леса, лесопарки

Озеленение общего пользования (городские парки, скверы, бульвары, набережные)

X

ш

Границы адмиристративно- территориального деления, границы земель

Территории производственногозначения, режимныхобъектов

Предприятия базовых отраслей промышленности (машиностроение, металлообработка,химическая отрасль)

Предприятия горнодобывающего комплекса (территории горных разработок, производственные и эксплуатационные площадки)

Предприятия стройиндустрии, деревообрабатывающих производств

Предприятия пищевой отрасли

Объекты инженерно-технического обеспечения

Предприятия коммунально-складские, промышленного и общественного транспорта, производственные и строительные базы,базы по обслуживанию предприятий и воинских частей, объекты обслуживания и хранения индивидуального транспорта

Предприятия логистического комплекса

Территории производственного, коммунального, инженеро-технического, сельскохозяйственного, специального назначения и режимные в иных населенных пунктах

Территории сельскохозяйственного назначения

Предприятия растениеводческие (теплицы, питомники) Предприятия животноводческие Земли сельскохозяйственных угодий

Территории специального назначения

Кладбища

Объекты утилизации твердых, бытовых, промышленных, биологических отходов

Объекты хранения отходов горнодобывающего комплекса (шламохранилища, отстойники и т. п.)

Площадка компостирования отходов сельхозпроизводства

Озеленение санитарно-защитного назначения, санитарных разрывов и барьеров

Условные объектныезнаки

Здания, сооружения локальных объектов общественного назначения Больничные комплексы

Памятники историко-культурного наследия, архитектуры и природы

Автовокзал, автостанция

Крематорий

Электроподстанция

Сооружения водоснабжения

Канализационные очистные сооружения

Полигон промышленных отходов

Полигон бытовых отходов

Сооружения захоронения (утилизации) животных (скотомогильник, био-термическая яма, кладбище домашних животных)

Ликвидация объектов

Условные обозначения

существующее : положение

предлага-

проекто^

сущест-

вующее

положение

Границы

Границапроектирования промузла«Кольцовский-1»

Границы земельныхотводов предприятий

Ограждениепредприятий, объектов

«Красные линии» магистральной сети улиц и дорог

(Линии застройки для выделения местных проездов общего пользования

в промзастройке, вдоль полосы отчуждения железнодорожных путей и из

условий видимости транспортной сети)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Границаполосы отвода магистральныхдорог скоростного движения

Границапридорожной полосы магистральныхдорог скоростного движения

Береговая полоса реки Малый Исток, водоема

Водоохранная зона реки Малый Исток, водоема

Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

Территории

Аэропорта

Производственных предприятий, невходящих в границы проектирования Сельскохозяйственных предприятий, невходящих в границы проектирования Режимных объектов (военых частей)

Жилых кварталов

Кварталов общественной застройки Садовых, огородныхучастков

Озеленение общего пользования, водоохранной зоны

Заселенных участков

Кладбища

Изменение русла реки Малый Исток

сущест- ранее предла-вующее запроекти- гаемые положение рованные проектом

Здания и сооружения

Здания производственного, вспомогательного, обслуживающегоназначения Складские терминалы транспортно-торговых и складских комплексов Открытые площадки складирования, разгрузочно-погрузочные рампы, пандусы Сооружения инженерно-технического назначения

Сооружения инженерно-техническогоназначения, втом числе склады ГСМ Сооружения инженерно-технического назначения-открытые водоемы Здания административно-общественного назначения в промзастройке Объекты обслуживания авто, транспорта, гаражнные комплексы капитальные Здания, сооружения сельскохозяйственного назначения Здания, сооружения производственногоназначения не капитальные Жилые здания малоэтажные, среднеэтажные, индивидуальные Жилые здания многоэтажные Объщественно-гражданские здания

Территории и объекты инженернотранспортной инфраструктуры

Автомобильные дороги Эстакады автомобильные Железнодорожные переезды Железнодорожные пути

Полоса отчуждения железной дороги, магистральных путей и перегонов

Ликвидируемые объекты

Здания, сооружения подлежащие сносу Изменение гpaницпpewдпpиятий

Предприятия, подлежащие перебазированию, трансформации основных производственных функций

Улицы и дороги, подлежащие выморачиванию

Раз вы отвечали за определенную территорию, видимо, была и какая-то региональная особенность?

Да, как старый промышленный регион, Урал является родоначальником в области реконструкции сложившихся промышленных территорий. По так называемым «Схемам упорядочивания», которые мы проектировали, практически отсутствовала методическая база. Конечно, ряд методик уже существовал, но мы их развивали, дорабатывали. Например, Уральский ПромстройНИИпроект стал одним из ведущих по территориальной деятельности, принимая участие совместно с Ленинградским ПСП и Харьковским ПСНИИП в разработке инструктивных и нормативных документов (градостроительных СНиПов) по промышленному проектированию и территориальной деятельности.

Хаотичная планировка, тяжелая, неэстетичная застройка, особенно если это мелкие базы, склады, как на проспекте Космонавтов в Екатеринбурге, нуждалась и нуждается в реконструкции. В советское время самым сложным был вопрос реализации проектов. Так, идея промышленных узлов фактически провалилась, настолько силен был отраслевой принцип. Но эти вопросы остаются актуальными до сих пор, ведь их решение приводит к экономически эффективным результатам. Сегодня, когда появились научная необходимость экономии ресурсов, финансовых и территориальных, промышленные узлы с общими объектами, или территориальные холдинги, очень актуальны.

Насколько я понимаю, деятельность специалиста по генпланам отличается от других своей масштабностью как в пространстве, так и во времени? Трудно ли предвидеть, прогнозировать на много лет вперед?

Чем мне нравится этот род проектирования, так это тем, что он очень разнообразен. Это и творческая, и научная деятельность, привлечение самых разных знаний. На Западе планировка считается делом инженеров, но в России, с ее масштабами, это все-таки особая градостроительная деятельность.

В генеральном плане есть два пласта - композиционный, архитектурно-планировочный, - и инженерный, связанный с инфраструктурными характеристиками места. Искусство генпланирования, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы синтезировать их.

Сегодня мы находимся на распутье между ними. В советские времена плановое ведение хозяйства позволяло решать вопросы композиции, более того, оно превалировало, зато экономическая эффективность уходила на второй план. Теперь, когда заказчики считают деньги (в том числе бюджетные средства, а в небольших поселениях Градостроительным кодексом предусмотрено участие инвесторов), инженернопрагматический принцип проектирования выходит на первый план. Это приводит к появлению проблем, в т.ч. и образовательного характера: другие приоритеты, знание экономических вопросов, умение общаться с заказчиком, которых, к сожалению, мало учат в «школе». Архитектор оказывается в двойственной ситуации, когда деньги, даваемые заказчиком, служат

единственным аргументом. В то время, когда нужно отстаивать профессиональное мнение, архитекторы «выжимают метры», держась интересов заказчика.

Наверное, архитектуру потому и считали искусством, что экономическая составляющая в ней никогда не доминировала. Либо это была уже не архитектура...

Если деньги ставятся во главу угла, архитектуры и города вообще не будет. Например, почему в ходе реставрации старинного особняка на Площади 1905 года исчезли аутентичные переплеты и в нарушение охранной зоны появился «стеклянный» объем? Как вообще без серьезной разработки градостроительной концепции город приспосабливается под нужды торгового или бизнес-центра?.. Всегда будет дешевле построить новое. И построить дешевле! И навсегда утратить своеобразный облик.

Всякий опыт бесценен, в том числе и негативный. Появились ли в ходе современного проектирования какие-то новые стороны, новые возможности планировщиков «УралНИИпро-екта»?

Новые виды работ, появившиеся в Градостроительном кодексе и во многом связанные с правовыми вопросами собственности, наш отдел освоил, притом в ряде случаев - одним из первых в городе. Например, разработка правил земплепользования и застройки (ПЗЗ). Поясню, что генплан имеет горизонт 25 лет, а ПЗЗ - три года, именно для учета прав собственников. Если в генеральном плане отсутствует разработка ограничений по строительству, то ее можно вести в рамках ПЗЗ.

При этом детально прописываются регламенты, методика по которым отсутствует в учебниках. Кроме того, отдел представлен сильной группой экологов, осуществляющих как градостроительное, так и архитектурно-строительное проектирование.

Еще одно перспективное направление - проекты планировки и межевания. Планировку делали традиционно, тема межевания возникла в нынешних условиях и тоже связана с вопросами собственности. Как, к примеру, избежать того, что при многоэтажной застройке и долевом строительстве каждый дом не «огораживался» бы, давая возможность соседям пользоваться всеми предусмотренными в проекте элементами жизнедеятельности - спортивной площадкой, парковкой, проездом? Пока нормы генп-ланирования противоречат нормам собственности, этот вопрос будет насущным.

Освоение новых специализаций и методик происходит на фоне размывания границ профессии, когда после отмены лицензий о возможности планировать заявили те, кто прежде, условно говоря, просто чертил карты.

В этом вы не одиноки: о профанации и утрате статуса говорят сегодня многие профессионалы. Где же в этом случае планировщику особенно необходима градостроительная подготовка?

Прежде всего, в вопросах глобальной организации города. Нужно видеть городское пространство, а не сетку линий, грамотно строить иерархию, зонировать и т.п.

Какой проектный опыт последних лет вы считаете самым показательным и интересным?

Думаю, это Генеральный план Армавира, города, также насыщенного промышленностью. Мы разрабатывали детально промышленные территории. Кроме того, в городе находится аэропорт, который по всем нормам должен быть вынесен за городскую черту. Шумом перекрывало полгорода. Наши экологи рассчитали воздействие аэропорта сами, не дождавшись решений специализированных институтов. Сделали условный расчет, определивший ориентировочную границу шумового воздействия, тем самым обосновали проектные решения. Ситуация усложнялась тем, что вокруг территории аэропорта огромное количество «дач» (по-нашему, садов). И хотя они считаются местом временного пребывания, люди живут там постоянно. Несколько предыдущих мэров обещали перевод домов в жилую категорию, хотя это нарушение... Однако со своими расчетами мы сумели настоять на соответствии нормам. Нужно решать проблемы цивилизованно.

А какой из проектов - самый инновационный?

Для меня это работа 2000-2003 гг. над разделом «Промышленность» в составе «Генерального плана развития городского округа - МО «Город Екатеринбург» на период до 2025 г.», ведь прежде раздела такой детальной проработки не существовало. За эту работу в 2004 году наш отдел, наряду со всеми разработчиками Генерального плана, получил Диплом лауреатов премии им. В. Татищева и Г. де Геннина, учрежденной Администрацией Екатеринбурга, есть чем гордиться!

Спасибо за содержательную беседу. Успехов вам и вашему отделу!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.