Научная статья на тему 'Гундольф Ф. Парацельс'

Гундольф Ф. Парацельс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гундольф Ф. Парацельс»

многочисленных достоинств книги, ее можно рекомендовать студентам старших курсов и аспирантам для даже не столько знакомства с фактами, сколько для вдохновения и знакомства с по-настоящему современно проблемной литературой.

К.А. Колкунова

Рецензия на: Гундольф Ф. Парацельс. СПб.: Владимир Даль, 2015. 191 с.

Нет, наверное, личности в истории медицины и алхимии, о которой писали бы столь же много, как о Парацельсе. Действительно, вклад в историю человеческой мысли швейцарца Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, прозванного Парацельсом, заслуживает самого пристального внимания исследователей и литераторов. Но несмотря на множество работ о Парацельсе, он остается все тем же непревзойденным врачом, таинственным алхимиком и провидцем, споры о котором не утихают.

Книга Ф. Гундольфа «Парацельс», несомненно, будет интересна многим, хотя написана она почти сто лет назад, в 1927 году. Тот, кто захочет найти на ее страницах новые научные данные о жизни и трудах Парацельса, будет, скорее всего, разочарован, ведь совсем не в этом была цель автора.

Фридрих Гундольф (1880-1931) сам по себе личность весьма примечательная. Поэт, литературовед и переводчик, профессор Гейдельбергского университета, выдающийся представитель немецкой культуры периоды Веймарской республики, он получил известность благодаря своим работам, посвященным Шекспиру, Цезарю, Гете. Литературоведение, углубленное в историю и произрастающее из философии, - так можно вкратце определить специфику его творчества, хотя об этом выдающемся авторе можно было бы говорить долго и рассматривать его труды подробно и основательно. Биография его достойна отдельной книги. Во время работы Гундольфа в Гейдельбергском университете одним из его учеников был в ту пору никому не известный Йозеф Геббельс. Отплатил он своему учителю вполне предсказуемо. В 1933 году книги Гундольфа - то ли из-за еврейского происхождения автора, то ли из-за его идей - были запрещены, нацисты жгли их. 134

Что же хотел донести до своих читателей Гундольф в работе о Парацельсе? В предисловии он указывает: «Цель этой книги -не приумножить библиографическую и медицинскую литературу

0 Парацельсе, но раскрыть общедуховную сродность его мышления и его деятельности»1. Мотивы, предпочтения и ценности, религиозные взгляды, переживания и душевные порывы - вот основные элементы, из которых Гундольф создает образ Парацельса. Автора интересует великий человек, занятый делом, а не великое дело в исполнении известного человека.

Неоднократно Гундольф сравнивает Парацельса с Фаустом, он пишет: «Благодаря своему исключительно своеобразному характеру, странному образу жизни и необъяснимым случаям исцеления больных Парацельс, грешник или святой, глубоко поразил воображение современников и, как и доктор Фауст, в самый расцвет эпохи Реформации превратился в полулегендарную фигуру»2.

Подобно не терпевшему окостеневших догм Парацельсу, экспериментирует и сам автор - и в стилистике, и в обосновании идей, и в структуре. Небольшая книга Фридриха Гундольфа никак не структурирована, в ней нет ни частей, ни глав - все излагается неделимым целостным повествованием, подчеркивая, вероятно, тем самым цельность и естественное единство внутреннего мира того, о ком, не скрывая восхищения, он пишет. Стоит отметить, что стилистика автора, его литературный эксперимент не всегда однозначно воспринимались современниками. Коллега и хороший знакомый Гундольфа, юрист и писатель Эрнст Морвитц (18871971) писал ему в одном из писем, сравнивая «Парацельса» с более поздними произведениями: «Стилистическое насилие, которым отмечен ваш "Парацельс", уступило теперь дорогу более спокойному и мудрому изложению, что проявляется без какой-либо художественной искусственности и судорожной терминологии»3.

Перед нами предстает образ не просто Парацельса, а Парацельса Фридриха Гундольфа, образ, созданный определенным человеком, во вполне определенное время и вполне определенных

1 Гундольф Ф. Парацельс. - СПб.: Владимир Даль, 2015. - С. 5.

2 Там же. С. 65.

3 Цит. по: Evans Jr. A. R. On Four Modern Humanists: Hofmannsthal, Gundolph, Cur-tius, Kantorowicz. - Princeton: Princeton University Press, 1970. - P. 61.

обстоятельствах. Погрузиться в это время и обстоятельства, понять намерения автора читателю поможет интересное и обстоятельное послесловие В.Н. Морозова, которое так и называется - «Фридрих Гундольф и его "Парацельс"», правда, читать его, наверное, все-таки лучше перед, а не после прочтения книги. Но это уже решать самому читателю.

А что касается Парацельса, то иногда кажется, что старый алхимик опять всех перехитрил. Спокойно и несколько иронично взирает он на многочисленные труды исследователей, награждая время от времени кого-то из них крепким словом, в применении которых он, как говорят, не стеснялся, за что и получил от своих современников прозвище «Какофраст». Скорее всего, к Фридриху Гундольфу это не относится, книга ведь получилась интересная.

Ю.Ф. Родиченков

Рецензия на: Носачев П.Г. «Отреченное знание». Изучение маргинальной религиозности в ХХ и начале XXI века. М.:

Издательство ПСТГУ, 2015. 336 с.

Выход монографии П.Г. Носачева, несомненно, стал одним из наиболее заметных событий 2015 года в плане появления новых оригинальных отечественных монографий, посвященных академическому изучению эзотеризма. Работа развивает тему, давно показавшую свою актуальность и неоднократно поднимавшуюся на конференциях и в журнальных публикациях1. Тем не менее, до последнего времени на русском языке не было представлено столь обстоятельной работы, посвященной этому вопросу.

Автор выделяет четыре подхода к академическому изучению эзотеризма: «мистоцентрический» подход, подход «критического рационализма», а также «новоевропейский» и «американский» подходы. Два из них («мистоцентризм» и «критический рационализм»), как следует из контекста, можно рассматривать

1 См.: Панин С.А. Дискуссии о методологии исследования эзотеризма в работах европейских и североамериканских авторов // Религиоведческие исследования. - 2014. №1-2 (9-10). - С. 60-73. Панин С.А. Инсайдер как исследователь в академическом изучении западного эзотеризма // Пути гнозиса: мистико-эзотерические традиции и гностическое мировоззрение от древности до наших дней. - СПб: РХГА, 2014. - С. 209-218. 136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.