Научная статья на тему 'Гуманизм как духовно-нравственный императив человека эпохи постмодерна'

Гуманизм как духовно-нравственный императив человека эпохи постмодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ТЕЛО / BODY / ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛЕСНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / HUMANITY / BODY AND PHYSICAL CULTURE / CULTURE HUMANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орешников И.М., Хакимова О.Б.

В статье философски обосновывается положение о том, что телесно-физическая культура личности является эффективным средством сохранения «человеческого» в человеке, интегральной качественной характеристикой телесного и физического развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives proof of the proposition that personal physical body culture is an effective means of keeping "human" in a man, as an integral characteristics of physical and body development of a man.

Текст научной работы на тему «Гуманизм как духовно-нравственный императив человека эпохи постмодерна»

Гуманизм как духовно-нравственный императив человека эпохи постмодерна

И.М. ОРЕШНИКОВ, О.Б. ХАКИМОВА

В постиндустриальном, техногенном, информационно-технологическом мире, в условиях экспансии техники и постоянного роста техносферы увеличивается рост регулярной нервно-психической перегрузки, число потребителей пищевых добавок, всевозможных витаминов и так называемых «быстрых лекарств», порождающих проблемы здоровья психического, духовного и физического, т. е. телесно-физического развития человека.

Неблагоприятная экологическая ситуация, алкоголизм, наркомания, опасные трансформации человеческого тела и пола, постмодернистские замыслы создания «тела без пола» и «пола без тела» крайне актуализируют проблемы здоровья человека, его телесно-половой организации и телесно-физического развития. В этой связи многие философы и учёные прямо говорят о грозящей антропологической катастрофе, о возникновении постчеловека, морфа, киборга, нового гуманоида и пр.

Долгое время философы, социологи, интеллектуалы-гуманитарии не уделяли должного внимания исследованию человеческого тела, интересовались лишь жизнью разума и человеческого духа. Здесь уместно заметить, что телесно-физическая проблематика считалась сугубо земной, будничной, порой неудобной, а, следовательно, весьма далёкой от их профессиональных, академических интересов. Кроме того, многие моралисты и богословы до сих пор склонны нивелировать телесность, рассматривать тело как врага праведности и нравственности, считая его греховным. Кстати, в СССР широко распространённое понятие «советский человек» практически игнорировало тело, пол, секс. Отметим также современных «виртуалов», «продвинутых» компьютерных пользователей, мечтающих о «загрузке» сознания в компьютер и презирающих собственную плоть.

В последнее время ситуация меняется, проблемы человеческого тела, пола и телесности обсуждаются философами, особенно постмодернистами (Б. Барт, Ф. Гваттари, Д. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко, и др.), которые,

напротив, тело ставят выше разума и души. Весьма интересные философские рассуждения о человеческом теле и телесности находим в работах Б. Г. Акчурина и П . С. Гуревича, А. Г. Дугина, Л. В. Жарова, В. Л. Круткина и др.

Однако, в многочисленной литературе, посвященной анализу данных проблем, до сих пор, насколько нам известно, не фигурирует понятие «телесно-физическая культура личности». Хотелось бы философски обосновать содержание понятия «телесно-физическая культура личности», показать, что эта культура является важнейшей составляющей гуманитарной культуры личности, существенным критерием общественного прогресса, качества жизни людей, индексом развития человеческого потенциала.

Известно, что философия является исключительно важной гуманитарной, мировоззренческой дисциплиной, предмет которой -система «человек - мир». Поэтому уместно для философии звучит вопрос: как мир дан человеку? Но нам видится возможным поставить вопрос иначе: как человек дан миру? Прежде всего, он дан миру, другим людям, самому себе как тело. Быть собственно человеком - это изначально быть телесным. Тело - это не часть человека, а весь человек, необходимый способ его бытия в мире и культуре, «данное для-себя-бытие, живой лик души», говоря словами А.Ф. Лосева. Интересна его другая мысль относительно телесности: «Личность - это телесное данное для-себя-бытие. Она немыслима без её тела. По телу только мы и можем судить о личности, тело - не мёртвая механика неизвестно каких-то атомов. Тело - живой лик души, неотъемлемая стихия личности» [3, 461].

Необходимо подчеркнуть, что человеческое тело и телесность -не просто природные, биологические и физические, но и социокультурные феномены. Они «окультурены», вписаны в мир культуры и подвергаются социально-исторической модификации, приобретают важную социокультурную и личностную ценность, используются в различных видах человеческой деятельности, т. е. в известной мере выполняют инструментальную функцию. Телесность человеческого индивида рассматривается ещё и как его причастность к природе, земле, праху. Недаром христианство и ислам трактуют человека как прах земной, которого Бог наделил душой.

Итак, в литературе господствует дуалистический взгляд на природу человека, согласно которому он имеет двойственную природу - биологическую и социальную. В силу этого сложились две противоположные концепции человека - биологизаторская и социологизаторская. Первая усматривает сущность человека в его природных, биологических и генетических качествах, сужая горизонты человеческой телесности фактически до уровня организма. Вторая - видит сущность человека в его социальных качествах, рассматривает личность главным образом как «ансамбль», «сгусток» общественных отношений, «без крови и плоти», т. е. фактически как бестелесное и бесполое существо.

Противоположность биологизаторства - социологизаторство пытается преодолеть антропологический подход, который раскрывает сложную диалектику биологического и социального, телесного и духовного в человеке, указывает на социокультурный характер человеческой телесности.

Всё сказанное позволяет нам говорить об особой телесно-физической культуре личности как важнейшей составляющей её гуманитарной культуры, в которую входит помимо неё ещё культура мышления, чувств, языка, ощущения, поведения и самосознания.

Теперь целесообразно определить содержание интересующих нас понятий. Телесно-физическая культура личности - это интегральная качественная характеристика телесного и физического развития личности, состояния её здоровья, способ и мера реализации её сущностных, телесных, физических сил и способностей, степень телесно-физического совершенства человеческого индивида в соответствии с культурными, духовно-нравственными, эстетическими и медицинскими ценностями, нормами и эталонами.

Основными показателями высокой развитости телесно-физической культуры личности, по-видимому, являются: хорошее здоровье и физическая развитость; большая физическая и сексуальная сила, активность и энергичность, развитость телесно-двигательных способностей; зрелость центральной и вегетативной нервной системы, опорно-двигательного аппарата; выносливость, работоспособность и стрессоустойчивость; внешний вид, зрелость форм тела, его пропорций, красота тела, походки, жестов, поз и манер, спортивная фигура, подтянутость, элегантность, внешняя

привлекательность; здоровый и рациональный образ жизни; регулярные занятия физической культурой.

Телесно-физическая культура общества - это интегральная характеристика здоровья, телесно-физического развития населения страны, способ и мера реализации, актуализации телесно-физического потенциала людей, существенная характеристика их здорового образа и качества жизни, выражающая жизнеспособность нации.

В общественной, повседневной жизни, а порой даже в литературе, часто отождествляются такие понятия, как «физическая культура» и «спорт», что неправомерно. Если понимать физическую культуру в широком смысле слова, то она охватывает как её массовую форму, так и специализированную, профессиональную - спорт. Если массовая физическая культура носит непрофессиональный и, безусловно, оздоровительный характер, то спорт - это профессиональная физическая культура, ориентированная на состязательность, соревновательность и конкурентную борьбу спортсменов, что требует максимального использования своего телесно-физического потенциала, включая лекарственную терапию и запрещённый допинг, наносящий вред здоровью и порой делающий из спортсмена инвалида.

Безусловно, решающую роль в формировании и развитии телесно-физической культуры у молодёжи играет физическое воспитание, призванное укреплять здоровье и способствовать телесно-физическому развитию личности. В результате чего у человека формируются и развиваются не только телесно-физические качества, но и духовные, морально-волевые (сильный характер, сила воли, мужество, смелость, решительность, энергичность, личная социальная активность, ответственность, инициативность, коллективизм, патриотизм и др.).

Итак, современное человечество переживает сегодня переломный период в своём развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской и техницистской парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности,

осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. Гуманизм, воспетый философией, противостоит насилию, всему бездуховному, ориентирован на создание благоприятных социокультурных, экономических, политических и правовых условий, которые обеспечили бы нормальное и гармоничное развитие личности, её самоопределение, реализацию ею своего интеллектуального, духовно-нравственного и телесно-физического воспитания.

В этой связи Н.В. Мотрошилова справедливо отмечает, что «культурная духовно-нравственная компонента цивилизации - это деятельность по созданию всеобщих, идеальных парадигм предметной деятельности и норм, принципов общежития и общения» [4, 34]. Однако, в конструировании постиндустриального, информационного общества, или, как многие называют его, «общества знания», отсутствует либо слабо представлен их гуманистический компонент. Великий гуманист Н.К. Рерих считал, что в основе культуры лежит гуманизм, т. к. культура есть любовь к человеку, спасение, двигатель, сердце [5, 247].

Современный гуманизм можно назвать неогуманизмом, он отличается тем, что ныне является велением времени, приобретает императивный, универсальный, парадигмальный характер, является не просто «благим пожеланием», а исторической необходимостью, единственно верным ответом на «вызов» постиндустриальной эпохи.

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М., 2001.

2. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма и становление российской идентичности // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. -М., 1990.

4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

5. Рерих Н.К. Избранное. - М., 1979.

В статье философски обосновывается положение о том, что телесно-физическая культура личности является эффективным средством сохранения «человеческого» в человеке, интегральной качественной характеристикой телесного и физического развития личности.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, тело, телесность, телесно-физическая культура, гуманитарная культура, гуманизм.

The article gives proof of the proposition that personal physical - body culture is an effective means of keeping "human" in a man, as an integral characteristics of physical and body development of a man.

Key words: post-industrial society, body, body and physical culture, humanity, culture humanity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.