Научная статья на тему 'Гуманизация как стратегическое направление развития профессионального образования'

Гуманизация как стратегическое направление развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / НОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДЕЛОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Ольга Владимировна, Брызгалов Игорь Вячеславович

Рассмотрены актуальные вопросы воспитания конкурентоспособного специалиста в процессе профессионального образования. Авторы отмечают, что гуманизация воспитания способствует индивидуальному развитию личности и является ключевым элементом нового педагогического мышления. Также в статье описаны блоки новых требований к личности специалиста по основным направлениям воспитания: блок «духовная культура, нравственный облик»; блок «политическая зрелость»; блок «высокий профессионализм, деловые и творческие качества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация как стратегическое направление развития профессионального образования»

УДК 377 ББК 74.5 Т 41

О.В. Тимофеева, И.В. Брызгалов

ГУМАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы воспитания конкурентоспособного специалиста в процессе профессионального образования. Авторы отмечают, что гуманизация воспитания способствует индивидуальному развитию личности и является ключевым элементом нового педагогического мышления. Также в статье описаны блоки новых требований к личности специалиста по основным направлениям воспитания: блок «духовная культура, нравственный облик»; блок «политическая зрелость»; блок «высокий профессионализм, деловые и творческие качества».

Ключевые слова: профессиональное образование, гуманизация, новое педагогическое мышление, духовная культура, политическая зрелость, высокий профессионализм, деловые и творческие качества.

O.V. Timofeeva, I.V. Bryzgalov

HUMANIZATION AS THE STRATEGIC DIRECTION OF DEVELOPMENT OF

PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The paper discusses pressing questions of education of the competitive expert in the course of professional training. The authors notice that the education humanization promotes individual development of the person and is a key element of new pedagogical thinking. Also the paper describes blocks of new requirements to the person of the expert in the basic directions of education: the block “spiritual culture, moral shape”; the block “a political maturity”; the block “high professionalism, business and creative qualities”.

Keywords: professional training, a humanization, new pedagogical thinking, spiritual culture, a political maturity, high professionalism, business and creative qualities.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Понятие «гуманизм» употребляется в таких значениях, как: название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности -человечности, доброты и уважения; определение важнейшего фактора всестороннего

развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социальнопедагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик», установления связей сотрудничества, предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Подобная переориентация влечет за собой изменение целей, содержания, технологии, методов и приемов профессиональной деятельности педагогов [1, с. 14].

Профессиональное образование имеет совершенно конкретные профессиональные цели, является специальным образованием. Оно определяется как процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека. Эта широкая формулировка меняет многие акценты и приоритеты, так как еще недавно понимание образования как общего, так и профессионального сводилось лишь к формированию систематизированных знаний, умений и навыков [3, с. 11].

Исходя из этой логики, профессиональное образование, наряду с общим, является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности, поскольку человек, не владеющий никакой профессией, ничего не умеющий делать конкретно, -явно неполноценный человек. В этом смысле можно утверждать, что даже если выпускник техникума, профессионального лицея или колледжа не стал работать по полученной в учебном заведении специальности, его профессиональное образование не пропало даром, оно понадобилось ему для самоутверждения, для осознания себя полноценным членом общества [4, с. 9].

Осмысление современных процессов развития российского общества предполагает последовательное углубление понимания роли в нем культуры. Неслучайно культурологические проблемы занимают особое место в нормативных документах Министерства образования: Закон РФ «Об образовании», «Закон о высшем и

послевузовском образовании», «Концепция воспитания в системе общего и профессионального образования», «Концепция модернизации российского общества на период до 2010 года» и др.

Гуманизация и демократизация общественной жизни, в конечном счете, ведут к признанию культуры важнейшей (наравне с экономикой и политикой) ее составляющей, показателем духовного состояния человеческого общества. Эта тенденция диктует новую постановку проблем воспитания, образования и развития личности в условиях профессионального образования, которые всем ходом исторических процессов ведут к

увеличению доли их содержания в процессе формирования личности, требуют совершенствования организационных форм технологии этого комплексного процесса.

Сложность решения задач обновления содержания воспитания и образования состоит в том, что за последнее десятилетие XX века в высшей школе не преодолено противоречие между требованиями к образу выпускника и реальным уровнем сформированности культуры будущего специалиста, хотя и осознается дефицит духовности и интеллигентности. В общественном сознании сформировалось понимание связи этого дефицита с негативными социальными явлениями в обществе.

Стратегической линией образования является формирование реальной личности, способной в конкретных социально-экономических условиях совершенствовать общественную жизнь и самого себя [2, с. 126].

Это означает формирование гражданина демократического общества, который может свободно:

- распоряжаться своими способностями к труду;

- выбирать род деятельности и профессии;

- непрерывно развивать свои духовные и физические силы, способности, дарования и талант;

- овладевать богатствами культуры и творчески использовать их в своей жизнедеятельности;

- постигать человеческие отношения;

- соблюдать нормы поведения в обществе;

- выполнять свой долг перед обществом и отдельными людьми.

Преломление данной цели в системе профессиональной подготовки позволяет обобщенно представить блоки новых требований к личности специалиста по основным направлениям воспитания:

- блок «духовная культура, нравственный облик»;

- блок «политическая зрелость»;

- блок «высокий профессионализм, деловые и творческие качества».

твердые нравственные

убеждения;

демократизм в общении;

открытость;

доброжелательность;

умение работать с людьми;

внимание и доверие к людям;

моральное здоровье;

честность;

принципиальность;

скромность;

волевые качества;

единство слова и дела;

оптимизм;

сознательность;

требовательность к себе;

живое участие в духовной жизни

общества;

интеллектуальный потенциал; широкие духовные запросы; культурный кругозор; потребность в постоянном самообразовании; развитый эстетический вкус; сформированность системы ценностей, регулирующих

экономическое поведение людей; экономические знания и информированность.

Г ражданственность;

патриотизм;

интернационализм;

интерес к экономическим и

общественным делам;

прочное научное

мировоззрение;

отношение к социальным проблемам как к важнейшему политическому делу; преодоление

технократического подхода к решению социальных и экономических проблем; способность на деле осуществлять обновление общества и экономических отношений в

производственной и бытовой сферах.

Компетентность; профессиональное мастерство; творческий подход; потребность работать качественно; чувство

ответственности за порученное дело; самостоятельность суждений и поступков; овладение новейшей передовой техникой и технологией; умение видеть

перспективу; потребность в

непрерывном расширении и

обновлении знаний; умение быть

воспитателем и

организатором в

коллективе; здоровая

неудовлетворенность достигнутым; непримиримость к недостаткам, равнодушию; дисциплинированность; пунктуальность; организованность; терпимость к

непривычному;

— гибкость;

— способность к поиску; умение устанавливать контакт, распределять задания, принимать решения, поддерживать талант, обеспечивать экономическую эффективность профессиональной деятельности.

Рисунок 1. Блоки новых требований к личности специалиста по основным направлениям

воспитания

Качества специалиста для каждого блока требований представлены на рис.1., но система проектируемых качеств специалиста не может и не должна точно воспроизводиться в каждом выпускнике.

Разрешение противоречий между стандартами подготовки и индивидуальным развитием личности лежит на пути гуманизации воспитания в процессе профессионального образования, которая может быть охарактеризована следующими позициями:

- воспитание представляет собой процесс, деятельность, общественное явление, воздействие и взаимодействие субъектов процесса, целью которого является формирование базовой культуры и на ее основе предоставление личности условий для эффективной социализации;

- социализация личности представляет собой процесс усвоения человеком общественных норм, правил, ценностей, а также познания, принятия и реализации собственных социальных ролей в соответствии с этапом онтогенеза;

- социализация личности происходит в ходе педагогического процесса саморазвития человека на основе осознания своих потенциальных возможностей и их реализации под воздействием материальных и духовных образований;

- каждый этап социализации в соответствии с этапом онтогенеза реализует естественно-культурные и социально-культурные, социально-психологические группы задач, таким образом, каждый этап социализации имеет собственные задачи по культурному «строительству» личности;

- уровень сформированности базовой культуры личности определяется наличием у человека совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих ему развиваться в соответствии с требованиями общества для соответствующего этапа социального онтогенеза;

- базовая культура представляет собой базовый минимум общекультурных предпосылок социализации, необходимых для неантагонистического существования человека в обществе, «ядерные» образцы, составляющие стержневую основу культуры.

Примечания:

1. Бордовский Г.А. Проблемы управления качеством подготовки специалистов в области образования // Тезисы докладов совещания проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации, 29-30 января 2002 г. М.: Мин-во образования Российской Федерации, 2002. С. 13-15.

2. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Ростов н/Д: Учитель, 2001. 160 с.

3. Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 9-13.

4. Система образования - для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России. (С заседания Политического консультативного совета) // Alma mater. 2000. № 1. С. 3-15.

References:

1. Bordovsky G.A. Problems of quality management of preparation of experts in a sphere of education//Abstracts of reports of meeting of vice-rectors on study of higher educational institutions of the Russian Federation, January, 29-30th, 2002 М.: Ministry of Education of the Russian Federation, 2002. P.13-15.

2. Kulnevich S.V. Pedagogy of the person: from concepts to technologies. Rostov-on-Don: the Uchitel, 2001. 160 p.

3. Rusinov F. About system development of the higher economic education//Higher education in Russia. 1995. No. 4. P. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. An education system - for strengthening intellectual and spiritual potential of Russia. (From session of the Political Advisory Council)//Alma mater. 2000. No. 1. P. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.