«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал
УДК 331.108
Красникова Я. В.
ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
ГУМАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей современных моделей социального управления организацией. Рассматриваются актуальные проблемы корпоративной социальной ответственности, информирования персонала и партисипативного управления. В настоящий момент большое значение для формирования отечественной модели социального управления имеет осмысление и применение зарубежных практик гуманизации.
Ключевые слова: социально управление, управленческие отношения, человеческий фактор, партисипативное управление, гуманизация
Собранный человечеством многолетний управленческий опыт неоднороден. Он представляет собой комплекс определенных моделей, на развитие которых оказали воздействие различные условия, в том числе национальные и социокультурные. От менталитета конкретного народа, его обычаев, понятий, моральных взглядов зависит в том числе и понимание управленческой деятельности, подход к ней как к системе определенных практик. На протяжение последних десятков лет в нашей стране происходит развитие управленческой парадигмы, в рамках которой предусматриваются как передовой зарубежный опыт, так и характерные черты менталитета российского народа. Социологи и экономисты, философы и политологи стремятся понять, что непосредственно даст возможность сформировать такую модель менеджмента, которая продемонстрирует максимальную результативность в нашем мире.
Одной из важных тенденций, которую можно отследить в зарубежном социальном управлении, является высокое внимание, уделяемое значимости человеческого фактора в деятельности компании. В практике это значит постепенное привлечение представителей коллектива в процессы целеполагания и принятия решений, учет мнения работников при установлении стратегических направлений развития компании и путей её взаимодействия с обществом. Все это считается результатом максимальной гуманизации управленческих взаимоотношений, их приспособления к потребностям общества в целом и его отдельных представителей в частности.
В последние десятилетия стремительно формируются управленческие подходы, базирующиеся на использовании концепций корпоративной социальной ответственности. В практике это может выражаться по-
«Гуманитарный научный журнал»
2018, №1
Электронный
научный журнал
разному - от своевременной уплаты налогов вплоть до внедрения систем экологического менеджмента, от формирования новейших современных рабочих зон вплоть до участия в программах меценатства и благотворительности. Основным при этом остается понимание компанией общества в качестве равноправного партнера по диалогу, круг интересов которого обязаны быть предусмотрены наравне со стратегией формирования бизнеса. [1, с. 103].
Другими словами, важным аспектом практического осуществления концепций корпоративной социальной ответственности считается учет мнения работников и представителей экспертного сообщества, что можно расценивать как единственный путь повышения значимости человеческого фактора и сопутствующей гуманизации. Весьма значимым, считается также вовлечение представителей коллектива к исполнению отдельных аспектов управленческой деятельности. Это представляет собой главной элемент партисипативного управления, которое используется в практике деятельности ведущих зарубежных и отечественных организаций. При этом нужно отметить, что «партисипативное управление предполагает передачу знаний, власти и автономии работникам, чтобы они могли выполнять свою работу под собственную ответственность и в значительной степени самостоятельно» [2, с. 63].
Таким образом, предоставление сотрудникам независимости дает возможность активизировать их креативные возможности, что считается незаменимым обстоятельством повышения качества трудовой жизни, а кроме того роста производительности труда и эффективности деятельности компании. Происходит развитие системы управленческих взаимоотношений, существующая система менеджмента становится более доступной и открытой. Это повышает её стабильность и адаптивность, так как наличие значительного количества работников, обладающих конкретной автономией, позволяет оперативно реагировать как на перемены рыночной конъюнктуры, так и на требования общества, своевременное и абсолютное удовлетворенность которых считается конечной целью деятельности каждой компании.
Предоставление части управленческих функций представителям коллектива значит изменение подходов в работе с информацией, являющейся главным ресурсом современного менеджмента. В контексте гуманизации это может принимать формы информирования и консультирования сотрудников согласно актуальным направлениям деятельности компании. Следует выделить, что за границей подобные практики считаются крайне популярными: к примеру, во Франции существует право на запрос информации [3, с. 140]. Владея всей полнотой сведений, сотрудник имеет возможность осуществлять решения, которые
«Гуманитарный научный журнал» Электронный
2018, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
затрагивают не только его непосредственные должностные обязанности, но и имеют огромную значимость для развития всего общества. Таким образом, осознавая открывающиеся перед организацией возможности, работник станет работать с полной отдачей, так как это приведет его к собственному благополучию.
Применение в деятельности компании принципов партисипативного управления и информирования персонала являются, важными условиями командообразования. Осознавая, что они рассматриваются управлением как равные партнеры, наделенные теми или иными управленческими функциями и обладающие всей полнотой информации, представители коллектива принимают исполняемую работу как необходимую долю собственной жизни. Чувствуя себя не просто подчиненными, а членами единой команды, ориентированной на успех.
Анализ зарубежного опыта гуманизации управленческих отношений в условиях современного российского общества представляет как практическую, так и теоретическую заинтересованность. С одной стороны, приобретенные результаты могут быть интегрированы в практику деятельности деловых учреждений с целью повышения их эффективности и стабильности. С другой стороны, полное понимание особенностей зарубежных моделей гуманизации социального управления дает возможность модернизировать теоретические концепции, привести их в соответствие с требованиями времени. Весьма важно при этом также принимать во внимание накопленный отечественными организациями опыт взаимодействия с обществом.
Библиографический список
1. Урасова А.А. Социальные аспекты управления: ответственность и эффективность // Общество: политика, экономика,право. 2015. № 4. С. 103-109.
2. Потуданская В.Ф., Шалай В.В., Новикова Т.В. Партисипативное управление как направление повышения качества трудовой жизни на промышленных предприятиях // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 61-63.
3. Бетеева О.Г. Система информации в управлении предприятием (опыт зарубежных стран) // Социология власти. 2016. № 6. С. 139-142.