Научная статья на тему 'Гуманитарный подход в организации непрерывного профессионального образования в высшей школе'

Гуманитарный подход в организации непрерывного профессионального образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный подход в организации непрерывного профессионального образования в высшей школе»

ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В. Н. Скворцов

Использование гуманитарного подхода в непрерывном профессиональном образовании обусловлено как внешними, так и внутренними обстоятельствами нашего общественного развития. Если говорить о «внешней подоплёке» - расширении сферы применения в непрерывном образовании гуманитарного подхода, то она обусловлена, прежде всего, внутренней потребностью российской высшей школы, а также ее включенностью в общеевропейские интеграционные процессы. Специалисты новой формации должны стать носителями новой профессиональной культуры, которая соответствует современному информационному обществу и экономике знаний. Все это органично зиждется на творческом потенциале выпускников высшей школы и нашей открытости для западной системы ценностей. В этом контексте воспроизводство и формирование аналогичной системы ценностных отношений и мировоззрения россиян стало важным инструментом их непрерывного профессионального образования. Оно служит процессам интеграции нашего общества и образования в мировые культурные, экономические и эдукационные процессы, а они реально нацелены на формирование специалистов как субъектов демократического гражданского общества. Последнее обстоятельство способствует заинтересованности высшей школы в подготовке гуманитарно образованных специалистов. В университетах и вузах закладываются эдукационные стандарты подготовки специалистов, которые способны жить и работать в гражданском обществе европейского типа (именно эта цель преследовалась при переходе российской системы высшего образования на европейские двухуровневые программы и квалификации высшего образования).

С внутренней стороны общественных изменений опора на гуманитарный подход в непрерывном образовании высококвалифицированных специалистов обусловлена: (а) общественной потребностью в изменении многих видов сложной профессиональной деятельности; (б) реальной заинтересованностью в повышении культуроцентричности современного производства; (в) усилением взаимодействия между процессами социализации, профессионализации и культурации современных граждан; (г) формированием студентов в созидателей интенсивных технологий, т. е. в специалистов, которые способны чувствовать и предвидеть перспективы развития всей системы связей, явлений и процессов в профессиональной сфере и понимать социальные последствия практического осуществления этих технологий. Применение гуманитарного подхода в непрерывном образовании также связано: с мировоззренческими сдвигами общественного сознания в современном российском обществе; с необходимостью учета в реальной практике непрерывного образования новых, иногда еще только подразумеваемых, подтекстов и интуитивно чувствуемых смыслов современной жизни и деятельности его субъектов, которые в настоящее время не лежат на поверхности, не очевидны и

напрямую не вытекают из прошлого опыта функционирования социальных институтов нашей страны и образовательной системы в том числе (а это все гуманитарные аспекты изменившейся жизни россиян). При этом их жизнь не только максимально расширилась пространственно-географически, но и стала более быстрой по времени. Это вынуждает высшую школу обращать больше внимания на методы и подходы к постдипломному образованию, которое способно вывести реальные знания, умения и навыки специалистов за узкие рамки их профессиональной прагматики в более широкую область человековедения, связанную с гуманитарными компетенциями, сформировать у них стремление включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей сознательной жизни.

Применение гуманитарного подхода связано со стимулированием активного творческого поиска субъектов постдипломного образования, с удовлетворением их потребностей в личностной самореализации, с формированием ценностных и мировоззренческих ориентиров, помогающих им адаптироваться в меняющемся социуме. Гуманитарный подход позволяет сформировать у специалистов глубокое и адекватное понимание происходящих социально-исторических процессов, дает возможность преподавателям снять у своих слушателей психологические барьеры в общении с другими людьми, в процессе прохождения курсов укрепить их профессиональную самооценку, повысить у них ценностную значимость непрерывного образования для проектирования и прогнозирования своей профессиональной деятельности, обновить её смысловое содержание и т. д. Естественно, в кратких тезисах доклада нельзя раскрыть все аспекты применения гуманитарного подхода в непрерывном профессиональном образовании специалистов. Поэтому мы кратко остановимся лишь на нескольких аспектах его использования в этой области. Сначала остановимся на дидактических аспектах применения гуманитарного подхода в организации непрерывного профессионального образования, затем - на его роли при формировании у слушателей новых жизненных смыслов и ценностных отношений. В завершение тезисов доклада мы кратко рассмотрим влияние гуманитарного подхода на развитие диалогической сущности непрерывного образования специалистов высокой квалификации и кратко остановимся на вопросах, которые связаны с диалогической сущностью его применения в организации непрерывного образования специалистов высокой квалификации как инструментария их личностного и профессионального развития.

Потребность совершенствования дидактических аспектов применения гуманитарного подхода в организации непрерывного образования, по нашему мнению, обусловлена тем, что он (гуманитарный подход) позволяет акцентировать внимание обучающихся на том, что сам по себе технический и научный прогресс не только обогащает труд и жизнь человека искусственной средой обитания, но и одновременно усложняет отношения в рамках системы «человек - искусственная среда», «релятивирует» грани добра и зла, расширяя число связей и контактов человека с миром, превращает глубинное личностное общение людей в поверхностное, «так-

тильное тусование». Все это оборачивается для них потерей глубины, прочности и многомерности мировосприятия. Усиление влияния искусственной среды, знаков и символов на жизнь общества, на опосредованность взаимоотношений между людьми в определённой степени сужает сферу непосредственного личного общения, затрудняет приобретение живого эмоционального опыта, создает возможности для распространения голого практицизма и бездуховности. В этих условиях, говоря словами известного психолога и психиатра В. Франкла, роль гуманитарного подхода состоит в том, чтобы подготовить человека к тому, «...чтобы воспринять 10000 заповедей, заключенных в 10000 ситуаций, с которыми его ежедневно и ежечасно (вспомним литературного героя Джойса - Улисса - В. Н.) сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и сам он приобретет иммунитет против...[своего] экзистенциального вакуума» [2, с. 39]. Другими словами, в дидактическом плане непрерывное образование не должно исчерпываться «информационно-словесными» способами передачи знаний, умений, навыков и компетенций от преподавателя к слушателям. В дидактике непрерывного образования его гуманитарность должна выражаться в постоянном возрастании роли дисциплин, аспектов и нюансов, формирующих духовную культуру личности, в обогащении научных и образовательных дисциплин культурологическими, ценностными и социально значимыми дидактическими элементами, показывающими историческую связь между единичными знаниями, умениями и навыками, - их культурный, смысловой и ценностный генезис. Укрепление таких позиций связано с решением задач проектирования новой образовательной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям человека, соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Для этого нужны гибкие алгоритмы ввода тех или иных дидактических методов и приемов в новую образовательную и жизненную среду человека. Дидактика должна вместить в себя не только современные тенденции развития предметного мира и мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, но и трансверсальные, кросс-культурные тенденции, также сложное взаимодействие, переплетение и связывание в единый неразрывный (иногда очень запутанный и противоречивый) узел технического, предметного, коммуникационного, исторического, ценностного и смыслового содержания современного непрерывного образования специалистов. Все это влечет за собой необходимость реорганизации учебного пространства, преобразования его программ и планов на принципах вариативности и альтернативности, организации особой «ценностной и культурной предметности» для изменения деятельности субъекта постдипломного образования. Это обеспечивает возможность образовательному учреждению стать подлинно культурным центром для взрослых сообществ, а преподавателям высшей школы повысить свою профессиональную культуру, расширить сферы своей педаго-

гической и научной междисциплинарной компетентности . В содержательном плане гуманитарный подход позволяет включить в дидактику непрерывного профессионального образования ценностные и мировоззренческие диспозиции преподавателей высшей школы, интегрировать в него культурологические компоненты. Такими интегральным компонентами, сопрягающими в себе дидактические и гуманитарные, в том числе эстетические и художественные, аспекты, в частности, являются: (а) отношения между содержанием и формой процесса обучения; (б) «дидактическая ритмика» процесса обучения и «смысловая напряженность» в процессе обучения; (в) гармоничность и пропорциональность различных звеньев процесса обучения, что, например, выражается через соответствие или несоответствие между объемом дидактических функций передачи новых знаний, навыков и объемом дидактических функций закрепления слушателями усвоенного учебного материала; (г) «композиционные» и «драматургические» черты организации учебного процесса (это может быть «дидактика взгляда» и «дидактика паузы»), а также художественно-лексические структуры языка и обертоны дидактической коммуникации преподавателя со своими слушателями. Это особая «дидактика рассказа» и «дидактика равноправного диалога» [см. 1, с. 75]. Здесь, на наш взгляд, наиболее полно проявляются гуманитарные аспекты деятельности преподавателей высшей школы как субъектов непрерывного профессионального образования.

С дидактической точки зрения применение гуманитарного подхода в непрерывном профессиональном образовании есть усиление его междисци-плинарности. Оно является реакцией на распространение технократического подхода в образовании, на доминирование в нем естественно-научных дисциплин и методов: гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться теми же методами, что и дисциплины естественнонаучные. Возникший в учебном процессе дисбаланс между логически организованной, рационализированной, но «эмоционально сухой» информацией и гуманитарными формами познания в современной системе образования приводит к «однополушарному развитию», к формированию профессионально компетентного, но бездуховного индивида. Применение гуманитарного под-

1 Гуманитарный подход (и гуманитарное знание в том числе) в непрерывном образовании специалистов инженерного профиля позволяет, например, содержательно расширить (через их связь друг с другом) единое смысловое поле таких, казалось бы, далеких друг от друга терминов, как: трель, транс, страда, стремя, трек, трон, струна, страж, страх, тропа, стресс, строка, инструмент, пространство, строитель, треугольник, структура, традиция, труд и пр. Когда мы употребляем глагол строить, то даже не подозреваем, что строить - значит объединить, связать в целое три элемента, ибо корневая основа этого слова состоит из звуков [ТР], тяготеющих к древнеиндийскому «тре», символизирующему число три, или триаду. Более того, это связано и термином «абстракция», поскольку абстракты в органе - это рычаги, связывающие клавиатуру с запорными устройствами, регулирующими доступ воздуха в органные трубы - его основные узлы. В руках мастера, а им может быть и музыкант, и зодчий, и математик, «треугольник» становится волшебной палочкой, а во времена давно минувшие треугольник как геометрическая абстракция лежал в основе космогонических концепций. Абстракция - это способ связи сущностных компонентов в целостную структуру. Это понятие делает понятным скрытые культурные и смысловые коды единства следующих слов: страда, трасса, штрих, трек, тракт, путь, ибо путь есть связь между объектами и субъектами, расположенными в разных точках пространства [3, с. 238-239].

хода должно дидактически снимать этот дисбаланс и тем самым помогать решать многогранные по своему содержанию проблемы и вопросы развития современного образования вообще и непрерывного профессионального образования специалистов в частности. Обеспечивая межнаучное и междисциплинарное взаимодействие, гуманитарный подход позволяет найти новые учебные и методические решения, обогатить традиционное построение непрерывного образования новыми аспектами и гранями, выявить и сделать зримым для субъектов непрерывного образования широкий горизонт связей в получаемых ими знаниях и компетенциях, более емко обосновать его научные основы, обеспечить преемственность между циклами учебных предметов и курсов, органически соединить как в содержании непрерывного профессионального образования в целом, так и в отдельных учебных предметах в частности качественно разнородные знания, показав, что они отражают различные стороны одного и того же общественного процесса, и перейти от абстрактных научных фактов к конкретным, разносторонним знаниям и от этих знаний - к прочным практическим умениям и профессиональным компетенциям. Он способствует возникновению сложной многоликой педагогической системы, вбирающей в себя закономерности и принципы смежных с педагогикой дисциплин - философии, психологии, физиологии, технических и других наук. Это дает возможность субъектам непрерывного образования выйти за внутридисциплинарные рамки их постдипломной подготовки. Дидактически это означает, что непрерывное профессиональное образование специалистов различных профессий должно осуществляться на основе синтеза различных научных и учебных дисциплин. Не секрет, что познание сущности любого предмета и процесса есть выявление взаимодействия, соотношения, взаимосвязи, а не их ограничение и изоляция. Сущность любых явлений - это взаимосвязи, которые предполагают выход за пределы данного круга явлений. Гуманитарный подход через дидактические изменения содержания непрерывного образования позволяет выйти на широкое понимание сущности изучаемой области, а учащимся (независимо от типа и уровня учебного заведения) увидеть и осознать взаимодействие различных процессов, их закономерную связь не в виде внешнего соположения учебных курсов, а в виде их взаимопроникающего действия, развития одних из других, сложных предметных областей из простых учебных тем и курсов. Применение гуманитарного подхода в непрерывном образовании есть определенная ступень перехода к подготовке специалиста, имеющего высокий уровень образованности, универсальности знаний, способного заменить двух и более человек в прежней рабочей команде. Такие специалисты в ближайшие десятилетия будут востребованы гражданским сообществом, а к исходу текущего столетия многие области профессиональной деятельности, в которых трудятся так называемые белые воротнички, превратятся в глубоко интегрированные междисциплинарные области производственного процесса. В этой ситуации важнейшей проблемой непрерывного профессионального образования становится внедрение в образовательную практику междисциплинарных (интегрированных между собой естественно-технических и гуманитарных) подходов к обучению специалистов высокой квалификации, привлечение в этот процесс междисциплинарно подготовленных преподавательских кадров, способных выпол-

нить данную задачу. В этом состоит важный прикладной аспект применения гуманитарного подхода. Он дает возможность: (а) объединить дидактические и методические требования, относящиеся к формированию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций слушателей, в единый культурологический, экономический и профессиологический комплекс; (б) сформировать у них единое терминологическое пространство культурных, социальных и профессиональных представлений; (в) многомерно раскрыть трудовой потенциал работников на их рабочих местах и показать им как субъектам реального производства сущностные пласты их социально-экономических отношений; (г) раскрыть закономерности развития культурных аспектов современного производства.

Гуманитарный подход в подготовке специалистов в системе непрерывного образования предполагает опору на смыслы, ценностные отношения и диалог (в качестве субстанции, сущности и «нерва») всех субъектов этих отношений. В практике постдипломного образования пока нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективных путях формирования системы ценностных отношений между преподавателями и в системе постдипломного образования в изменившихся социокультурных условиях. Применение гуманитарного подхода (его развитие) стимулирует поиск эффективных решений для снятия возникающих несоответствий между ожидаемыми и реально сформированными ценностями слушателей постдипломных курсов, для уменьшения перекосов в соотношении прагматического и ценностного аспектов их подготовки. Для органичного и эффективного подключения гуманитарного подхода к процессу формирования системы ценностных отношений субъектов непрерывного образования необходимо выстроить диалогические технологии непрерывного профессионального образования специалистов высокой квалификации в качестве инструментария их личностного развития. В этом смысле обогащение имеющихся гуманитарных знаний в системе непрерывного образования специалистов можно рассматривать с точки зрения их определенной универсальности как инструменты формирования современной личности и «сведения» в ней в единый узел смыслов и ценностей различных эпох общественного развития. Подобные «технологии» дают возможность преподавателям раскрыть у обучающихся их субъективный мир, расширить их внутреннее пространство, специфику индивидуального процесса познания и т. д. Здесь приоритетное значение приобретает развитие непрерывного профессионального образования в горизонте личности [4, с. 376] через его субъективированное, персонифицированное знание, его индивидуализацию, его неповторимость чувств и отношений. Включение в процесс непрерывного профессионального образования гуманитарных систематизированных знаний заставляет преподавателей выстроить процесс обучения на основе диалога (и полилога), отказаться от преподнесения своим слушателям однозначных нормативных истин, усилить эдукационный эффект курсов повышения квалификации за счет взаимного пересечения и взаимного стимулирования субъективных миров его участников. Такой опыт известен: его использовали Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Д. Дьюи. В последующий период он нашёл воплощение в парадигме диалогического исследования и понимания сущности

культуры, которая опиралась на труды М. М. Бахтина, В. С. Библера и Ю. М. Лотмана. Здесь гуманитарный подход дает возможность воспроизвести в учебном процессе основополагающие условия и предпосылки для формирования у слушателей курсов повышения квалификации потребности жить в горизонте личности, жить свободно и нравственно по принципу - «Нет человека выше меня, нет человека ниже меня» (В. С. Библер, 1988).

Из сказанного следует, что организаторам непрерывного профессионального образования необходимо четко представлять себе ценностные отношения, возникающие между преподавателями и слушателями как многомерные педагогические феномены. Они должны концептуально, методически и технологически обеспечить формирование этих отношений в качестве целенаправленного движения по определенной алгоритмической цепочке. На первом этапе позиционировать свои цели, установки и идеалы, добиться от своих слушателей их вербализации. На втором - выстроить, основываясь на полученном знании, отношения между собой и слушателями как ценностные и смысловые феномены. На третьем - закрепить позитивные и попытаться скорректировать негативные ценностные ориентации слушателей курсов повышения квалификации. На четвертом - попробовать сформировать новую и ценностную профессиональную направленность развития своих слушателей. Уйти от ролевой, «футлярной» образовательной деятельности и подойти - через субъектно-профессиональное позиционирование - к личностному взаимодействию со своими слушателями (заметим в скобках, что эти алгоритмы должны быть обоснованы и адаптированы для слушателей курсов различного возраста).

Завершая свои тезисы, отметим следующие важные положения.

Первое. Формирование системы ценностных отношений между преподавателями и слушателями курсов повышения квалификации важно не само по себе. Оно имеет смысл, если на смену обычному инженеру или менеджеру после нескольких циклов повышения квалификации на производство, в организацию, в образовательное учреждение придёт специалист - лидер - субъект новой корпоративной культуры, постепенно сформировавшийся в недрах современного производства и гражданского общества. Если он будет не технократом, а «трансдисциплинарно подготовленным профессионалом» (Berger G., 1972), установки и компетенции которого позволяют постоянно вносить в производство многомерно осмысленные и разносторонне обдуманные предложения, дающие позитивные и высокоэффективные с человеческой, социальной и экономической точки зрения результаты. Если в центре его внимания всегда будут находиться люди. Если он научиться выстраивать доверительные отношения со своими подчиненными и коллегами. Если он будет опираться на насущные ценности своих коллег, выводить их и выходить совместно с ними на решение важнейших целей дальнейшего организационного развития. Если он будет способен своей деятельностью мотивировать коллег действовать не только в своих личных интересах, но и в интересах всего коллектива.

Второе. В ближайшем будущем высшая школа, организуя непрерывное образование и подключая к нему гуманитарные подходы, должна разработать учебные алгоритмы подготовки профессионалов, способных разносторонне

поддержать деятельность ответственных самоуправляемых команд, развивать у своих сотрудников спектр профессиональных качеств и способностей. С этой точки зрения выпускник высшей школы или слушатель курсов повышения квалификации должен научиться формировать у «команды» систему (не ролей, прав и обязанностей, а на их основе новую философию) профессиональных отношений, развивать у себя и помогать своим коллегам повышать творческий потенциал, брать на себя ответственность за действия подчиненных ему работников. Это отвечает духу современных наиболее продуктивных и успешных производственных коллективов, фирм и организаций. Конечно, это должны быть не просто умения и навыки, а реально освоенные на практике стратегии развития своей профессиональной деятельности. Например, стратегии формирования новых ценностей у своих подчиненных, технологий гибкого лидерства, когда в зависимости от ситуации функции лидера переходят от одного сотрудника к другому и т. д.

Третье. В рамках непрерывного постдипломного образования структуры высшей школы - университеты, институты, центры образования и другие образовательные структуры - должны готовить специалистов, владеющих современной «логикой диалога», гуманитарными компетенциями, диалогическим мировоззрением и философией двадцать первого века (В. С. Библер, 1991). Они должны уметь слушать и воспринимать сложную динамичную информацию, работать в условиях современного «культурного взрыва» (Ю. М. Лотман, 1992), общаться и вести конструктивный содержательный диалог в сложных проблемных ситуациях. В этом смысле перед непрерывным профессиональным образованием стоит задача дать специалистам весь комплекс профессиональных и гуманитарных компетенций. Это позволит им стать креативным связующим звеном развития конкретной организации, фирмы: (а) через инновации и творческое отношение к делу; (б) через эффективное разрешение возникающих в процессе производства проблем; (в) через выстраивание человеческих отношений и связей между различными командами сотрудников, отдельными работниками своей организации; (г) через непрерывное развитие своих качеств и квалификаций; (д) опираясь на здравомыслие и последовательность, на инициативность и лидерство, на способность всегда идти до конца, на волю и коммуникабельность. В этом, в частности, состоит, по нашему мнению, миссия непрерывного образования в целом и её подсистемы - постдипломного непрерывного образования.

Список литературы

1. Клингберг Лотар. Проблемы теории обучения / пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. -

256 с. Пер. изд. ГДР, 1982.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и

Д. А. Леонтьева; вст. Ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

3. Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. - М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.; ил.

4. Этическая мысль: науч. публицист. Чтения. - М.: Политиздат, 1988. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.