Научная статья на тему 'Гуманитарный контекст в подготовке будущих инженеров к использованию искусственного интеллекта'

Гуманитарный контекст в подготовке будущих инженеров к использованию искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / инженер / гуманитарные компетенции / инженерное проектирование / искусственный интеллект / professional education / engineer / humanitarian competencies / engineering design / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Владислав Владиславович, Чарикова Ирина Николаевна

В мире глобальной цифровизации взаимодействие человека и искусственного интеллекта становится все более актуальным и неотъемлемым компонентом различных видов деятельности. В частности, внедрение технологий искусственного интеллекта в процессы инженерного проектирования и подготовки инженерных кадров приобретает все более разносторонний и значимый характер. Актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления специфики указанного взаимодействия с учетом гуманитарного контекста инженерного проектирования и в целом человеко-центрированной направленности инженерного творчества. В статье приведены образовательные практики, в которых представлена специфика процессуального обеспечения гуманитарного аспекта взаимодействия инженера с системами искусственного интеллекта на материале проектных задач в области строительства. Показаны условия эффективного применения искусственного интеллекта при реализации программ профессиональной подготовки будущих инженеров в области строительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian context in preparing future engineers to use artificial intelligence

In the world of global digitalization, the interaction between humans and artificial intelligence becomes increasingly relevant and an integral component of various types of activities. In particular, the introduction of artificial intelligence technologies into the processes of engineering design and training of engineering personnel is seen increasingly diverse and significant. The relevance of this study is determined by the need to identify the specifics of this interaction, taking into account the humanitarian context of engineering design and the generally human-centered orientation of engineering creativity. The authors propose the means used to achieve this goal and control (responsibility) for the achieved project results. The article presents educational practices that present the specifics of procedural support for the humanitarian aspect of interaction between an engineer and artificial intelligence systems based on design tasks in the field of construction. The conditions for the effective use of artificial intelligence in the implementation of professional training programs for future engineers in the field of construction production are shown.

Текст научной работы на тему «Гуманитарный контекст в подготовке будущих инженеров к использованию искусственного интеллекта»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2024. № 4 (92). С. 87-101. Values and Meanings. 2024. No.4 (92). P. 87-101. УДК 378:001.891

D0I:10.24412/2071-6427-2024-4-87-101

Гуманитарный контекст в подготовке будущих инженеров к использованию искусственного интеллекта

Сериков Владислав Владиславович1, Чарикова Ирина Николаевна2

'Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: vladislav.cerikoff@yandex.ru ORCID ID:0000-0002-5872-3979

2Кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия E-mail: irnic@bk.ru ORCID ID: 0009-0002-8135-294X

Аннотация. В мире глобальной цифровизации взаимодействие человека и искусственного интеллекта становится все более актуальным и неотъемлемым компонентом различных видов деятельности. В частности, внедрение технологий искусственного интеллекта в процессы инженерного проектирования и подготовки инженерных кадров приобретает все более разносторонний и значимый характер. Актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления специфики указанного взаимодействия с учетом гуманитарного контекста инженерного проектирования и в целом человеко-центрированной направленности инженерного творчества. В статье приведены образовательные практики, в которых представлена специфика процессуального обеспечения гуманитарного аспекта взаимодействия инженера с системами искусственного интеллекта на материале проектных задач в области строительства. Показаны условия эффективного применения искусственного интеллекта при реализации программ профессиональной подготовки будущих инженеров в области строительного производства.

Ключевые слова: профессиональное образование, инженер, гуманитарные компетенции, инженерное проектирование, искусственный интеллект.

В. В. Сериков

И. Н. Чарикова

© Сериков В. В., Чарикова И.Н., 2024

Для цитирования: Сериков В. В., Чарикова И. Н. Гуманитарный контекст в подготовке будущих инженеров к использованию искусственного интеллекта// Ценности и смыслы. 2024. № 4 (92).С.87-101.

HUMANITARIAN CONTEXT IN PREPARING FUTURE ENGINEERS TO USE ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Vladislav V. Serikov1, Irina N. Charikova2

1 Dr. Sc. (Pedagogical Sciences), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Chief Researcher of the Laboratory of Didactics of General and Professional Education of the Institute of Educational Development Strategy, Moscow, Russia, E-mail: vladislav.cerikoff@yandex.ru; ORCID ID:0000-0002-5872-3979

2 PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State University" Orenburg, Russia E-mail: irnic@bk.ru; ORCID ID: 0009-0002-8135-294X

Abstract. In the world of global digitalization, the interaction between humans and artificial intelligence becomes increasingly relevant and an integral component of various types of activities. In particular, the introduction of artificial intelligence technologies into the processes of engineering design and training of engineering personnel is seen increasingly diverse and significant. The relevance of this study is determined by the need to identify the specifics of this interaction, taking into account the humanitarian context of engineering design and the generally human-centered orientation of engineering creativity. The authors propose the means used to achieve this goal and control (responsibility) for the achieved project results. The article presents educational practices that present the specifics of procedural support for the humanitarian aspect of interaction between an engineer and artificial intelligence systems based on design tasks in the field of construction. The conditions for the effective use of artificial intelligence in the implementation of professional training programs for future engineers in the field of construction production are shown.

Keywords: professional education, engineer, humanitarian competencies, engineering design, artificial intelligence.

For citation: Serikov V. V., Charikova I. N. Humanitarian context in preparing future engineers to use artificial intelligence// Values and meanings. 2024. No. 4 (92). P.87-101. (In Rus).

Введение

Техногенная цивилизация в настоящее время вступает в полосу особого типа прогресса, связанного с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различных процессах деятельности и жизни человека. Однако сложность задач современного инженерного проектирования и обеспечения жизненного цикла созданных объектов, востребованность компетенций инженера в гуманитарной сфере, необходимость подготовки современного специалиста к взаимодействию с системами искусственного интеллекта требует обоснования условий подготовки инженера к решению нового комплекса задач. К таковым

необходимо также отнести освоение инженером новых функций, связанных с гуманитарной экспертизой инженерных решений [5], обеспечением человекосообразности, экологичности, соответствия эстетическим нормам и безопасности инженерных проектов.

Направленность современных инженерных технологий на обеспечение идентичности технических разработок с естественными (природными, живыми) процессами все более актуализирует проблему состава и функций гуманитарных компетенций инженера, его морально-этической ответственности за свои проекты и последствия их реализации, средств формирования этико-гуманитарной культуры инженера. В рамках данного исследования мы ограничились рассмотрением дидактических основ гуманитарной составляющей инженерного образования, подготовки будущего инженера к взаимодействию с системами искусственного интеллекта в гуманитарном контексте. Обозначим некоторые ключевые понятия данного исследования.

Под технологиями искусственного интеллекта (ИИ) в сфере инженерного проектирования в нашем случае понимается специально разработанный программный модуль, который, взаимодействуя с субъектом, выполняет задачи автоматизации рабочих операций в процессе инженерного проектирования, что освобождает инженера от некоторых формализуемых процедур, способствует экономии трудовых ресурсов и сокращению сроков разработки проектных решений. Оставляя за рамками данной публикации анализ специфики технологии ИИ и описание положительных аспектов ее внедрения в промышленное производство, мы останавливаемся на перспективах формирования компетенций взаимодействия с искусственным интеллектом у специалистов, проходящих обучение и дополнительное образование по инженерным направлениям подготовки.

Еще одно значимое для нашего исследования понятие — это гуманитарные компетенции инженера, под которыми понимаются его функции, связанные с ориентацией на запросы и потребности человека в процессе создания инженерных проектов, создание условий для его творческого развития, с учетом принципов гармонии с биосферой (устойчивого развития), моральной ответственностью за последствия внедрения инженерных проектов. Традиционно сюда входит и блок «мягких навыков» [2,14].

Что нового вносит гуманитарный подход в проектировочную деятель-

ность инженера, связанную с обращением к «помощи» искусственного интеллекта?

Инженер, обладающий гуманитарными компетенциями, способен видеть перспективную «общую картину» создания и реализации проекта, например, включенность строительной конструкции в жизнь города, ее соответствие вкусам и потребностям горожан, прогноз экологической приемлемости, структурной и этической совместимости техносферы и социума. Решение этих вопросов, естественно, не может «подсказать» искусственный интеллект, который, в свою очередь, более полезен в выборе варианта модели, в обеспечении высокой скорости расчетов и др. В отличие от искусственного интеллекта (ИИ) инженер как субъект проектирования — это носитель технологии воплощения знаний, умений, творческого замысла в значимую для жизнедеятельности людей конструкцию, находящийся в поле сотрудничества с коллегами, обладатель эмоционального интеллекта, гуманитарных ценностей и опыта.

Вместе с этим возникает вопрос: если сегодня субъекты применения технологий искусственного интеллекта претендуют на то, чтобы в перспективе эти устройства стали универсальными, способными решать задачи в разных проблемных областях, вытеснит ли впоследствии искусственный интеллект участие инженера в процессах проектирования? Каким образом в условиях современной реальности ответ на этот вопрос должен найти специфическое отражение в трансформации системы инженерного образования? В любом случае вопрос формирования гуманитарно-ориентированных проектных компетенций инженера обретает новые смыслы.

Постановка проблемы. В реалиях стремительного развития техники и технологий производства профессиональный статус инженера в обществе становится все более значимым. Инженер не только разрабатывает новые технические решения и внедряет инновационные проекты, обеспечивающие технологическое развитие страны, также он играет важную роль в обеспечении устойчивого развития общества и решении гуманитарных проблем инженерного проектирования. Это проблемы обеспечения энергоэффективности, безопасности, комфортности, эко-логичности, эстетики, генеративного дизайна проектируемых объектов.

Актуальность обращения к сущности и специфике заявленной темы исследования определяется федеральным проектом «Передовые инженерные школы», который стартовал в 2022 году по инициативе Министерства

науки и высшего образования Российской Федерации. Цель проекта обеспечить подготовку высококвалифицированных инженеров для «высокотехнологичных отраслей экономики» [6]. Названный проект Правительства Российской Федерации выполняется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и содержит идеи модернизации и совершенствования системы инженерного образования.

Использование технологий искусственного интеллекта в рабочих процессах инженерного проектирования является одним из наиболее заметных технологических трендов, который эволюционирует с конца прошлого века. Однако на данный момент ИИ реализует только локальные задачи в области проектирования, например, задачи численного моделирования, то есть структурированные задачи, имеющие разработанное человеком алгоритмическое описание и проверенные в опыте инженерного проектирования результаты. В мировой практике пока нет инженерного проекта, который использовал бы ИИ от момента генерации проектной идеи до ее реализации, тем более при решении задач, касающихся гуманитарного прогнозирования экологической приемлемости, структурной, этической и эстетической совместимости проектируемых объектов с системой общечеловеческих ценностей. Вероятно, само создание готовых алгоритмов, построенных на гуманитарных основаниях и решающих задачи инженерного проектирования, весьма проблематично. И, соответственно, не подготовлены данные, на основе которых нейросети могли бы обучаться с опорой на синтез гуманитарных и естественно-научных знаний.

Данное обстоятельство выводит на качественно новый уровень значимости формирование гуманитарных компетенций, отражающих смысло-деятельностную позицию инженера как преобразователя среды существования и жизни человека. Современному инженеру должны быть присущи: способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и адаптировать существующие методы к новым условиям (исследовательская культура инженера); готовность к построению «дорожных карт» творческого поиска инженерных решений, основанных на гуманитарных основаниях и принципах устойчивого развития и гармонии техногенной и природной среды; способность инженера к самоорганизации (саморазвитию) в профессии в пространстве цифрового взаимодействия со «smart things» и технологиями искусственного

интеллекта.

Цель исследования заключалась в обосновании содержания и специфики процессуального обеспечения формирования гуманитарно-ориентированных проектных компетенций и ориентировки будущего инженера на гуманитарные ценности при его взаимодействии с искусственным интеллектом.

Материалы и методы исследования. Вопросы внедрения и использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах производства и профессионального образования обсуждались в рамках XXIV Международной научно-практической конференции "Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков" (2023). В материалах конференции отмечено, что искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь, включая материальное производство, социально-культурную и интеллектуальную виды деятельности, что закономерно должно найти свое специфическое отражение в содержании и технологиях профессионального образования. В соответствии с утвержденной стратегией цифровой трансформации образовательной организации высшего образования РФ (утв. Минобрнауки России 27.10. 2021, письмо от 27.10.2021 № МН-19/687) «современные образовательные программы — это проекты новой человеко-машинной среды, в которой машина «дружественна» человеку» [6, 11].

Исследование проводилось на примере формирования опыта инженерного проектирования у студентов строительных направлений. Важным ресурсом является обучение будущих инженеров на основе современных информационных технологий с обеспечением доступа к современному программному оборудованию и цифровым технологиям инженерного проектирования, что соответствует реальному состоянию инженерных практик.

Технологии ИИ в настоящее время активно проникают в образовательный процесс, выполняя, конечно, не функции субъекта, но все же интеллектуального помощника в формате своеобразного «виртуального педагога», реализующего новые ориентиры поиска инженерных решений, адаптации к индивидуальности обучающегося, оценки компетенций формирующегося специалиста, управления качеством его подготовки [13], обеспечения эффективности человеко-машинных систем [8]. В качестве рисков применения ИИ исследователи отмечают неразработанность механизмов экспертизы качества подготовки специалистов в условиях

такого взаимодействия [3, 10].

Обучение будущих инженеров путем включения в структуру проектной деятельности исследовательского компонента предполагает самостоятельность в получении новых знаний по экономическим, экологическим, этическим аспектам инженерного творчества, проблемам энергоэффективности в процессе инженерного проектирования [5]. Инженерное образование, ориентированное на овладение гуманитарными компетенциями,— это, по сути, образование, в ходе которого происходит развитие личностных характеристик будущего инженера (когнитивных, социальных, эмоциональных), обеспечивающих восприятие им инженерной проблемы как социально значимого человеко-центрированного ответственного технического решения. Методологическим ориентиром здесь является идея о том, что базисом развития общества являются технологии, в которых на первом месте стоят человеческие способности, интеллект и информационная компетентность, а сама техника является лишь средством обеспечения устойчивости этого развития [1, 9, 10]. В этом контексте гуманитарно-ориентированное инженерное проектирование основано на применении критериев эффективности и целеполагания инженерной деятельности в аспектах человеко-сообразности, создания вещно-рекреационной среды, соблюдения норм комфорта и безопасности жизнедеятельности социума. Особое внимание при этом должно уделяться отражению в сознании инженера принципов устойчивого развития, что проявляется в нацеленности проектировочной деятельности инженера на обеспечение гармонии технического прогресса с природно-биологическими условиями бытия человека. Гуманитарная позиция инженера во многом обусловлена его общекультурным потенциалом, пониманием назначения своей профессии, личностными смыслами ее обретения, обеспечивающими восприятие инженерной деятельности как инструмента преобразования окружающей среды и расширения творческих возможностей человека, постановки и решения гуманитарно-ориентированных инженерных задач [1, 12].

Результаты и обсуждение

Одним из ключевых условий формирования гуманитарно-ориентированных проектных компетенций будущих инженеров является использование исследовательских контекстов предъявления учебного материала, что может иметь форму моделирования ситуаций инженерного проектирования на основе как профессионально-технических, так

и собственно гуманитарных регулятивов.

В качестве дидактического инструмента формирования гуманитарно-ориентированных проектных компетенций нами было опробовано имитационное моделирование проектных ситуаций (кейсов), включавших выявление и решение технических проблем, требующих гуманитарной экспертизы инженерных проектов, реализации умений выявлять гуманитарный контекст конструирования технических объектов с использованием ресурсов цифровой образовательной среды, в первую очередь технологий искусственного интеллекта.

Кейс включал ряд проектных задач, которые студенты могли декомпозировать (разложить) на подзадачи. Каждую задачу инженерного проектирования можно отнести к одному из двух типов: к типу определенных (стандартизированных) задач, алгоритмически предсказуемых, циклично-повторяющихся из проекта в проект, зафиксированных в нормативах и регламентах инженерной практики, или к типу «неопределенных» (нестандартных), которые не вписываются в существующие шаблоны инженерного проектирования. Именно такие «неопределенные» (эвристические) задачи являются запускающим механизмом формирования проектного интеллекта будущего инженера, способности к целостному восприятию технической проблемы [7], включая ее гуманитарные аспекты — последствия для человека, для окружающей среды, для развития коммуникаций и творческого потенциала людей — человеческого капитала, который все более опирается на технологии, реализуется в человеко-машинной среде.

В качестве примера приведем образовательный кейс для студентов инженерных специальностей, в котором поставлена задача на проектирование зданий и сооружений в условиях Арктической зоны Российской Федерации, где со студентами по направлению подготовки 08.03.01 — Строительство, была апробирована технология конструирования объектов с использованием ресурсов цифровой образовательной среды. Особую роль в реализации кейса играл процесс формирования конструкта гуманитарно-проектировочных способностей будущего инженера во взаимодействии с технологиями ИИ.

Показателем достижения эффект-результата реализации кейса стал гуманитарный ориентир инициации постановки и решения проектных задач в предметной области кейса, экспертиза готовности студента дать адекватную прогностическую оценку последствий строительства для

окружающей среды и освоения территорий Арктической зоны Российской Федерации. В условиях временного прессинга кейса студенты активно обращались к технологиям ИИ для быстрого получения большого «пакета информации», автоматизации процессов разработки проектной документации, а также для актуализации нормативно-правовых «рамок проекта», выявления актуальных поправок, дополнений (изменений) в существующие стандарты, технических нормативов инженерного проектирования применительно к указанной географической зоне.

Студенты, обращавшиеся к интеллектуальным помощникам в реализации задач поиска информации по кейсу в режиме диалога с ней-росетью, использовали «наводящие» вопросы по теме кейса. ИИ (Chat GPT от фирмы OpenAI, Nice Bot) смог сгенерировать результат отчета реферативной форме (рисунок 1).

Рисунок 1. Эффекты применения технологий ИИ при моделировании рабочих процессов инженерного проектирования

Однако в этом отчете отсутствовали ссылки на правовую и регулирующую базу проекта, например: Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»; СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения; СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства и т.п. в части нормативных требований в сфере экологии и проектирования зданий и сооружений в условиях

Методическая поддержка и поиск дополнительных материалов 18%

Активизация генерации новых идей 11%

вечной мерзлоты. На информационные запросы студентов о современных мировых наукоемких исследованиях в области сохранения природного баланса температуры грунта, а также в сфере методов устройства фундамента в условиях вечной мерзлоты, студенты так же не получили полного ответа от нейросети. В качестве рекомендаций нейросеть посоветовала обратиться к специалистам, то есть к интеллекту самого человека.

В части автоматизации процессов разработки проектной документации в решении задач кейса студенты использовали класс вычислительных комплексов для проектирования строительных конструкций, расчета фундаментов и автоматизации выполнения эскизов, схем, чертежей (Structure CAD, AutoCAD, MathCAD).

Сложность использования технологий ИИ в реализации подобных задач инженерного проектирования определяется многообразием входных и выходных параметров информационной модели объекта, неустойчивостью зависимых и влияющих компонентов строительного производства на процессы проектирования, нестабильностью рынка строительных услуг, технологий и производства материалов. По этой причине, например, задача поиска идей конструктива (референса) с использованием нейросети для генерации изображений (Midjourney, Google — Dream) была выполнена частично. На этом этапе преподаватели положительно оценили работы студентов, которые проявили больше самостоятельности и творчества в подходе к выбору конструктива, не апеллируя только к машинному рендерингу (визуализации) графического образа объекта.

Опыт привлечения студентов к решению задач кейса показал, что процесс инженерного проектирования зданий и сооружений предполагает работу с большим объемом входных данных и ограничений с учетом, как было отмечено, гуманитарных запросов на экологичность, комфортность пребывания человека в условиях вечной мерзлоты и др. Обращение к ресурсам искусственного интеллекта облегчает реализацию проекта, однако требует актуализации гуманитарного контекста содержания образования, постановки перед студентами вопросов, решение которых касается эмоциональных, духовно-нравственных ресурсов будущих инженеров. Анализ работы студентов при реализации кейса указывает на возможность и целесообразность интеграции гуманитарного и технологического аспектов в процессе выработки проектных решений, позволяет обучающимся понимать ограниченность возможностей искусственного

интеллекта. Мнения преподавателей совпали в вопросах относительно использования технологий ИИ в образовании. Действительно, технологии изменяют традиционные методы обучения, позволяют сделать процесс обучения более интересным и эффективным для всех участников, однако ни один виртуальный помощник не сможет полностью заменить живого общения студента и преподавателя.

Обсуждение мнений студентов об обучении в условиях взаимодействия с искусственным интеллектом в практике использования технологий искусственного интеллекта выяснялось путем интервьюирования в фокус-группах будущих инженеров-строителей (третий курс обучения, выборка 70 человек). Диаграмма распределения достигаемых эффектов приведена на рисунке 1. Как видно из диаграммы, использование интеллектуальных помощников в рабочих процессах инженерного проектирования, по мнению студентов, эффект сокращения времени выполнения работ оценили 33% опрошенных студентов. Помощь ИИ в генерации творческих решений отметили всего лишь 17% студентов. Относительно роли искусственного проекта в решении гуманитарных проблем инженерного проектирования мнение почти всех студентов было отрицательным, по их мнению, решение таких проблем — прерогатива человека.

Анализ результатов обучения с использованием интеллектуальных помощников в процессах освоения опыта инженерного проектирования в студенческих группах строительных специальностей показал значимость акцентирования внимания обучающихся на гуманитарных аспектах инженерных проектов. Здесь также возможна помощь ИИ, но она имеет форму «базы данных» или вариантов решений отдельных задач, однако выбор варианта из предлагаемых нейросетью остается за человеком. Словом, никакой искусственный интеллект не заменяет профессионализм инженера, особенно в решении вопросов, имеющих гуманитарный контекст. Чрезмерно частое обращение к искусственному интеллекту, как можно предположить, имеет образовательные риски, связанные со снижением внимания студентов к гуманитарным аспектам инженерного проектирования, с недостаточным развитием умения интерпретировать предлагаемые ИИ расчеты и рекомендации, включаться в творческий поиск.

При формировании опыта инженерного проектирования нами учитывалось, что виртуальная образовательная среда в известной мере ограничивает восприятие студентом реальной проектной ситуации,

в первую очередь ее эмоционально-чувственных аспектов, требующих актуализации в сознании проектировщика того, как будут жить и трудиться люди в конструируемых инженером рекреациях. В результате студент не осваивает опыт применения фундаментальных знаний по строительной механике, сопромату в единстве с учетом гуманитарно-ориентированных характеристик объектов строительства и нередко упускает из виду то, что им проектируется среда жизнедеятельности человека, а не «чисто техническая» конструкция. Так, при решении исследовательских задач данного кейса 56,7% студентов не смогли предложить идеи по методам исследования неявных особенностей конструктивных форм арочных систем и их напряженно-деформированного состояния, перспектив дальнейшего совершенствования и расширения номенклатуры конструкций, благодаря которым достигается повышение их конкурентной способности в контексте энерго-ресурсосбережения, экологичности, эргономичности, эстетики создаваемой среды и безопасности жизнедеятельности человека при строительстве объектов, и не только в Арктической зоне Российской Федерации. При решении подобных задач нам постоянно приходилось напоминать студентам о том, что рекомендации нейросетей по решению подобных задач должны дополняться их гуманитарной интерпретацией и экспертизой на предмет соответствия запросам человека.

Встречающееся в вузовской практике стремление абстрагироваться от познающего субъекта и заменить творческий поиск применением информирующих механизмов с запрограммированными знаниями и операциями в искусственной среде может привести к тому, что в адаптационном периоде на предприятии, когда выпускник попадает в реальные условия разноплановой профессиональной жизни, он не может самостоятельно и продуктивно принимать решения. При таком подходе к обучению часто выхолащивается творческая составляющая инженерного проектирования, а креативность будущего инженера заменяется чистой комбинаторикой. Проект становится безликим, не отражающим «часть души» проектанта, который в некоторых случаях утрачивает целостное восприятие ситуации в единстве ее техногенных и гуманитарных аспектов. Среди таких аспектов особенно важно чувство ответственности будущего инженера, снижение которого, по оценке экспертов, является причиной техногенных катастроф.

Заключение

Технологии «искусственного интеллекта» (ИИ), стремительно входящие во все профессиональные сферы, все более активно применяются и в процессе образования, в том числе и инженерного при формировании у студентов технических специальностей опыта инженерного проектирования. Рождение технологий можно отнести к прошлому веку, с пометкой лишь о том, что их первоначальный программный код был построен на прямых алгоритмах, технология исполняла четко структурированные задачи инженера, которые при вводе однозначных исходных данных давали однозначный результат на основе жестко заданных закономерностей (ограничений) проектируемой системы (в основном, это был численный эксперимент). Развитие современных производительных нейросетей, построенных на машинном обучении, внесло много нового в методы моделирования процессов и систем, что дало эффективный инструмент для предварительного решения задач проектирования в математическом виде на моделях и их численном исследовании.

На современном этапе развития технологий ИИ весьма востребованы творческие и гуманитарно-ориентированные процессы инженерного проектирования, отвечающие критериям социальной и экологической приемлемости, совместимости создаваемой техники и высокоэффективных технологий с системой общечеловеческих ценностей. Нейросеть нуждается для своего функционирования в большом количестве данных. Если таковые содержат ошибки или неточности, то нейросеть может усвоить неверную информацию, что может привести к неправильным выводам и результатам проектирования. В этой связи технологии ИИ рождают постоянно возрастающую зависимость человека и общества от уровня надежности и эффективности программных решений, поддерживающих процессы инженерного проектирования. По этой причине использование технологий ИИ в области инженерного проектирования без творческого участия человека, его гуманитарного восприятия проблемы не обеспечит эффективное с точки зрения социокультурных запросов решение инженерной проблемы. В этом смысле формирование гуманитарно-ориентированных проектных компетенций специалиста может создать своеобразный «паритет» — оптимальное взаимодействие человеческого и машинного интеллекта, обеспечить гуманитарную направленность инженерного творчества.

Литература

1. Ажибекова К. Ж., Ермаханов M. Н. Проблемы инженерного образования в контексте реализации компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 391-394.

2. БолсуновскаяЛ. M., Трусова О.В. Гуманитаризация инженерного образования: трансдисциплинарная интеграция как движение к целостности научного знания//Язык. Общество. Образование. Сб. науч. тр., Томск, 2020, С. 3-4.

3. Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

4. Mанин П. А. Искусственный интеллект (AI) для решения задач строительной индустрии [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/video/watch/6257f9f7bd7ffa34b8 cb15ce?f=d2d (дата обращения 12.02.2023).

5. Mихайленок О. M., Щенина О. Г. Гуманитарная экспертиза инноваций в сфере роботизированных технологий // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. № 4 (29). С. 367-370.

6. Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. Сб. материалов XXIV Международной научно-практической конференции. Москва. Издательство АЛЕФ, 2023. 689с. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.udsu.ru/ xmlui/bitstream/handle/123 (дата обращения: 20.02.2024).

7. РозовM. А. Механизмы развития знания // Когнитивные исследования: проблема развития: сб. науч. тр. / под ред. Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. Вып. 3. С. 34-55.

8. Сергеев С. Ф. Методология оценки эволюционирующих социотехнических систем с искусственным интеллектом // Мехатроника, автоматизация, управление. 2022. Том 23. № 4. С. 171-176.

9. Сериков В. В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62-67.

10. Струнин Д. А. Искусственный интеллект в сфере образования // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 15-16.

11. Федеральный проект «Передовые инженерные школы» [Электронный ресурс]. URL: https://engineers2030.ru (дата обращения: 20.02.2024).

12. Эльконин Б. Д. Идентичность, потенциал и перспектива человека в реальности образования // От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий. Москва, 2006. С. 206-213.

13. Шобонов Н. А., Булаева M. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4, С. 288-289.

14. Sharma R. K. Lending Human Touch: The Role of Humanities in Engineering Education// Research on Humanities and Social Science. Vol.3, No.8, 2013, р. 35-37.

References

• Azhibekova K.ZH., ErmakhanovM. N. Problemy inzhenernogo obrazovaniya v kontekste re-alizatsii kompetentnostnogo podkhoda // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamen-talnykh issledovanij. 2016. № 1. S. 391-394. [In Rus].

• Bolsunovskaya L. M., Trusova O. V. Gumanitarizatsiya inzhenernogo obrazovaniya: transdist-siplinarnaya integratsiya kak dvizhenie k tselostnosti nauchnogo znaniya//Yazyk. Obshchestvo. Obrazovanie. Sb. nauch. tr., Tomsk, 2020, S.3-4. [In Rus].

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Nravstvenno-gumanisticheskij krizis v informatsionnuyu epokhu // Tsennosti i smysly. 2020. № 3 (67). S. 6-22

• Manin P. A. Iskusstvennyj intellekt (AI) dlya resheniya zadach stroitelnoj industrii [Elektronnyj resurs]. URL: https://dzen.ru/video/watch/6257f9f7bd7ffa34b8cb15ce?f=d2d (data obrash-cheniya 12.02.2023). [In Rus].

• Mikhajlenok O. M., Shchenina O. G. Gumanitarnaya ekspertiza innovatsij v sfere robot-

izirovannykh tekhnologij // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2019. № 4 (29), S. 367-370. [In Rus].

• Razvitie nauki i praktiki v globalno menyayushchemsya mire v usloviyakh riskov // Sb. mate-rialov XXIV Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferentsii, Izdatelstvo ALEF, 2023.— 689s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123 (data obrashcheniya: 20.02.2024). [In Rus].

• Rozov, M. A. Mekhanizmy razvitiya znaniya // Kognitivnye issledovaniya: problema razvitiya: sb. nauch. tr. / pod red. D. V. Ushakova.— Moskva: Institut psikhologii RAN, 2009.— Vyp. 3.— S. 34-55. [In Rus].

• Sergeev S. F. Metodologiya otsenki evolyutsioniruyushchikh sotsiotekhnicheskikh sistem s iskusstvennym intellektom / Sergeev S. F. // Mekhatronika, avtomatizatsiya, upravlenie. 2022. Tom 23. № 4. S. 171-176. [In Rus].

• Serikov V. V. Metodologiya pedagogiki: sostoyanie i napravleniya razvitiya // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2020. № 4 (70). S. 62-67. [In Rus].

• Strunin D. A. Iskusstvennyj intellekt v sfere obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2023. № 6 (453). S. 15-16. [In Rus].

• Federalnyj proekt «Peredovye inzhenernye shkolY» [Elektronnyj resurs]. URL: https://engi-neers2030.ru (data obrashcheniya: 20.02.2024). [In Rus].

• Elkonin, B. D. Identichnost, potentsial i perspektiva cheloveka v realnosti obrazovaniya // Ot 15-ti i starshe: novoe pokolenie obrazovatelnykh tekhnologij.— Moskva, 2006.— S. 206-213. [In Rus].

• Shobonov N. A., Bulaeva M. N., Zinoveva S. A. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. № 79-4, S.288-289. [In Rus].

• Sharma R. K. Lending Human Touch: The Role of Humanities in Engineering Education// Research on Humanities and Social Science. Vol.3, No.8, 2013, r. 35-37. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 26.05.2024; одобрена после рецензирования 22.06.2024;

принята к публикации 06.07.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 26.05.2024; approved after reviewing 22.06.2024; accepted for

publication 06.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.