ФИЛОСОФИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 37.013.73
DOI: 10.46724/NOOS.2022.3.12-19 Е. В. Палей
ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ В «ЖИЗНЕННОМ МИРЕ»
СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье автор обращается к анализу аксиопространства современного технического университета с позиции выявления границ и возможностей его гуманитаризации. Прибегая к аналогии с «жизненным миром» как миром повседневности А. Щютца (и его оценкой в работах А. Н. Портнова), автор рассматривает привычные модели присутствия гуманитарных компонентов в практике обучения. Подчеркивается однобокость восприятия смыслообразующих элементов гуманитарного знания студентами технических направлений, делается попытка выявить обусловливающие такое восприятие факторы. Особое внимание уделяется проблемам включения философской составляющей в профессиональное сознание, превалированию культурно-воспитательного аспекта над эпистемологическим и методологическим. Перспективы формирования гуманитарного аксиопространства в рамках технического образования связываются с необходимостью поиска общих областей значений и конструирования перспективных моделей взаимодействия в условиях растущей социальной неопределенности и конвергенции гуманитарного, стественнонаучного и технического в современном сознании.
Ключевые слова: феноменологическая социология, аксиопространство технического образования, жизненный мир, повседневность, профессиональное сознание, восприятие гуманитарных ценностей
Ссылка для цитирования: Палей Е. В. Гуманитарные ценности в «жизненном мире» современного технического образования // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 3. С. 12—19.
Original article E. V. Paley
HUMANITARIAN VALUES
IN THE «LIVE WORLD»
THE MODERN TECHNICAL EDUCATION
Abstract. The article focuses on the analysis of the axiospace of a modern technical university from the standpoint of identifying the boundaries and possibilities of its humanization. Using the analogy with the "life world" as the world of everyday life proposed by A. Schutz (and its assessment in the works of A. N. Portnov), the author examines the usual models of the presence of humanitarian components in the practice of teaching. It is argued that the students
© Палей Е. В., 2022
obtaining academic degrees in technology often perceive humanitarian knowledge unilaterally. The study attempts to identify the factors that determine such perception. The special emphasis is put on the problems of implementing the philosophical component in professional consciousness, the prevalence of the cultural and educational aspect over the epistemological and methodological ones. It is concluded that the prospects for the formation of a humanitarian axiospace within the framework of technical education can be associated with the need to search for common areas of meaning; at the same time, one needs to construct promising models of interaction determined by growing social uncertainty and the convergence of the humanities, natural sciences and technology in modern consciousness.
Keywords: phenomenological sociology, axiospace of technical education, live world, everyday life, professional consciousness, perception of humanitarian values
Citation Link: Paley E. V. (2022) Gumanitarnyye tsennosti v «zhiznennom mire» so-vremennogo tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarian values in the «live world» the modern technical educationt], Noosfernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 3, pp. 12—19.
К постановке проблемы. Философия — знание чрезвычайно персонализированное, любые строгие логические конструкции философских теорий отмечены присутствием их авторов, выраженном в стиле размышлений, постановке смысловых акцентов и интерпретациях предшественников. Именно поэтому философские труды дают уникальную возможность «увидеть» диалог личностей, живое пересечение мнений и сформулировать новый взгляд на проблему. Обращаясь к трактовкам идей классика социологии А. Щютца в работах А. Н. Портнова, мы пришли к выводу о возможности приложения феноменологического подхода к аксиопространству современного технического образования. Данная попытка имеет целью описать состояние образовательного пространства как среды, сочетающей в себе разные мировоззренческие и методологические направленности, но в силу своей специфики требующей их интеграции и способной сформировать некие единые ценностные императивы. В достижении данной цели работы А. Н. Портнова представляются значимыми в силу присутствия в них глубокого понимания человека и сложностей его существования, бережного отношения к идеям переводимых и исследуемых им авторов, внимания к актуальным проблемам современности. Описание образовательного пространства как «жизненного мира» позволяет приблизиться к феноменологическому измерению современного образования, к экзистенциальному состоянию субъектов образования, часто теряющемуся за информационно-технологическими и научно-познавательными аспектами. Вместе с тем именно в этом пространстве происходит множество значимых трансформаций, формирующих образованную личность, обладающую гармоничной системой индивидуальных и профессиональных приоритетов. На экзистенциальном уровне обучающийся пересекает пределы незнания, преодолевает недостатки своих мировоззренческих установок или навсегда остается в рамках комфортной «пещеры», не сумев найти свое «я» и обрести свободу познания. М. Н. Кожевникова отмечает, что вопрос о возможности и необходимости применения феноменологического метода в исследованиях за рамками собственно феноменологии, в особенности относительно образования человека, нуждается в пояснениях, но остается актуальным [Кожевникова, 2022: 59]. Его применимость указанный
автор объясняет необходимостью понимания объяснительных схем, составляющих конструкт Образование, обращение к очевидному опыту и миру «собственного понимания», обнаружению неизвестного в известном [там же: 61—62]. Экзистенциальные и феноменологические аспекты образовательной деятельности трудно измеряемы, но обращение к ним в рамках представления о «жизненном мире» способно наделить философию образования необходимыми индивидуальными измерениями.
«Жизненный мир» и привычный опыт восприятия гуманитарных ценностей субъектами образования. В своей статье об А. Щютце А. Н. Портнов подчеркивает, что понятие «жизненного мира» упрощено, не до конца понято многими исследователями и обладает гораздо большим методологическим потенциалом [Портнов, 2007: 45, 50]. Закономерно вытекая из гуссер-левской «естественной установки», оно подразумевает совокупность объектов природы и культуры, — «совокупность конечных областей значений со своими формами знаний и общения», представляющих повседневный мир [там же: 45, 47]. Сознание человека всегда обусловлено его повседневным опытом, всегда опирается на нечто само собой разумеющееся. Жизненный мир — это универсум смысловых взаимосвязей, выстроенных вокруг собственного Я, соотносимый с актуальной ситуацией, прагматическими интересами и упорядоченный на области разной релевантности соответственно состоянию интересов [Щютц, 2004: 195]. При этом в жизненном мире присутствует интерсубъективность: «я полагаю, что все, имеющее смысл для меня, наделено смыслом и для Других, с которыми я разделяю этот мой жизненный мир как современник» [там же: 196]. В трудах А. Щютца, посвященных исследованию повседневности, особо подчеркивается влияние устойчивых компонентов опыта на систему восприятия окружающей социальной действительности, на особенности поведения и организацию жизнедеятельности.
Насколько гармонично встроено в «жизненный мир» технического образования гуманитарное знание? Какие значения приписываются ему в повседневном опыте субъектов образования? Насколько эти закрепившиеся значения соответствуют содержанию и роли гуманитарных ценностей в науке и профессиональной деятельности?
Профессиональное сознание технического специалиста на сегодняшний день во многом является выражением системы ценностей современной техногенной цивилизации, оно содержит множество установок, признанных социально приоритетными, — стремление к информационной открытости и инновациям, прагматизм и эффективность в качестве критериев достижения любых целей. В таком «окружении» гуманитарные ценности часто воспринимаются неадекватно, их смысловое наполнение трансформируется и обедняется. Аналогичную роль выполняет и узко-институциональное представление об образовании, в рамках которого ценность образования определяется целеполаганием (в государственной парадигме), компетенциями, содействием обеспечению преемственности и обновлению общества [Яковлева, Косенко, 2021: 88]. Технократизм и прагматизм коллег и студентов заставляет преподавателей-гуманитариев искать разные средства для преодоления узконаправленной трактовки места гуманитарных ценностей в образовательном пространстве технического университета [Викторук, 2009, Палей, 2021Ь].
Самая очевидная особенность восприятия гуманитарных дисциплин в рамках технического образования — сведение их «полезности» к этико-воспитательным аспектам. Тесная связь гуманитарных ценностей с воспитанием (практически совпадение смыслов «гуманитарного» и «нравственного») обусловлено спецификой гуманитарных наук, их ориентированностью на человека и его совершенствование. В условиях эклектичности ценностного пространства, растущей релятивизации ценностей в современном мире такая установка выступает оправданной социальными обстоятельствами, необходимость предотвращения гуманитарных рисков делает воспитательные императивы гуманитариев значимыми с позиции выполнения «третьей миссии» университетов. Способность гуманитарных ценностей влиять на выявление границ собственного поведения, формировать рациональные обоснования поступков и противостоять имморализму части студентов заслуживает доверие и в силу этого является доминирующим рецептом интерпретации содержания и роли гуманитарных ценностей для негуманитариев. Поэтому вклад гуманитарных дисциплин в подготовку будущего профессионала в повседневной практике прочно связывается с общекультурными (т.е. важными, но неявными, нематериальными и плохо измеряемыми характеристиками). Ранее уже отмечалось, что доминирование воспитательного подхода может восприниматься студентами как «навязывание» ценностей (что не соответствует их установкам на свободу самоопределения), делает моральные ценности лишь дополнением к профессиональным навыкам [Палей, 2021а: 108, 111]. А главное — такая привычная интерпретация гуманитарных задач не позволяет увидеть их научного и методологического потенциала, необходимого в подготовке технического специалиста.
Перспективные зоны релевантности гуманитарного знания. Существуют две области целеполагания, в которых гуманитарные ценности в их повседневной трактовке негуманитариями еще являются нетипичными, но уже начинают проникать в сознание, — они связаны с научной методологией и будущей реализацией профессиональных навыков.
Парадигма постнеклассической науки серьезно изменила отношение к ценностям вообще — они перестали восприниматься как нечто чуждое подлинно научному мышлению, включаются в число необходимых элементов научного мировоззрения (Л. А. Микешина, В. С. Степин), признаются значимыми компонентами в рамках «личностного знания», снимая риски при достижении исследовательских задач, столкновении с неизвестным (М. Полани; Т. Кун). Исследовательские элементы в образовании могут являться тем смысловым пространством, где гуманитарные ценности (в их философской части — как ценности разума, истины, достоверного знания) способны обрести необходимое единство с естественнонаучными установками в понимании целевых доминант науки. Уважение к знанию, рациональность, представление об относительности знания, установка на поиск верной методологии — все это само собой разумеющиеся компоненты естественнонаучного мышления. В условиях научного сотрудничества (все шире распространяющегося в рамках изучения гуманитарных дисциплин в технических вузах) эти ценности раскрываются как общие смысловые доминанты, как основа «Мы-отношения» (в определении А. Щютца), формируя элементы общего опыта в отличие от неотрефлектированного «Ты-отношения», где реального понимания мира «Другого» не происходит [Портнов, 2007: 48]. В общем опыте преодолевается неопределенность аппрезентации
«Другого», вырабатывается способность проникновения в его «жизненный мир», его переживания.
Восприятие гуманитарного как несущего моральные ценности привычно и не вызывает вопросов, оно отвечает интенции к поиску знакомого в окружающей реальности, поэтому трудно поддается переосмыслению. Но вместе с тем трансляция иного смыслового содержания гуманитарных категорий способна расширить границы привычного предпонимания. Разумеется, для этого необходимы время и реальная практика совместной деятельности, закрепляющие новые акценты в сознании и формирующие новые знаковые системы, способные обеспечить общие интерпретации. Главное изменение в понимании гуманитарных ценностей необходимо направить на трансформацию гуманитарного не как дополнительного, а как необходимого компонента профессиональной подготовки в сфере технического. Творческий потенциал и креативность всегда сопровождали труд инженера и 1Т-специалиста, их профессиональное аксиопространст-во тесно связано с понятиями «прогресса» и «совершенствования», поэтому выход на социальную значимость и социальную эффективность представляются не столь уж труднодостижимыми. Оценка субъекта-пользователя уже входит в зону релевантного в пространстве цифровизации, отсылает к принципам социального управления, что включает требования этики в качестве необходимых инструментов профессионального сознания. Постепенно к техническим специалистам приходит понимание того, что «человеческий фактор» — не помеха, а важнейший элемент современных социотехнических систем. Актуальный переход на проектные виды профессиональной деятельности с их нацеленностью на практическую реализацию, на наш взгляд, усиливает данную направленность.
Феноменологический подход и возможности понимания. В работах А. Н. Портнова подчеркивается актуальность феноменологического подхода А. Щютца к ситуациям сосуществования различных жизненных миров: «тот понятийный аппарат, который развит для описания конечных областей значения, прекрасно подходит для описания и объяснения различий между культурами как в синхронии, так и в диахронии» [Портнов, 2007: 50]. В нашем случае — это различие между культурами технической и гуманитарной, где феноменологический подход позволяет найти новые «способы работы с материалом» за рамками выработанных в данных областях знания. «Очищение» повседневного образовательного опыта, характерное для феноменологической социологии, показывает скрытые формы осмысления действительности, обусловливающие устойчивость и легкость восприятия некоторых установок, тормозящих понимание и доверие между участниками образовательного взаимодействия.
Гуманитарное знание и ценности в рамках технического образования — это тот «Другой», без которого невозможно становление самости, служащий «экраном» для собственного повседневного опыта, рассматриваемый как вызов своим (в данном случае — узкотехническим) установкам, в то же время выступающий основанием для изменения восприятия мира, эмоционально мотивирующий к развитию и дающий новые смыслы в понимании окружающего. Отношение к Другому, как отмечается в литературе, может складываться по трем условным сценариям: 1) использовать его возможности, пренебрегая его субъектностью, 2) подстраивать специфику Другого под свои цели, 3) воспринимать Другого как полноценного субъекта взаимодействия
[Кожевникова, 2021: 82]. Вероятно, первые два варианта и были описаны нами выше в качестве привычного отношения к гуманитарному как общекультурному и воспитательному. При этом второй вариант сценария часто выбирается самими гуманитариями как приемлемый в силу возможности сохранения своей идентичности и (при условии достижения видимых эффективных результатов) развития форм гуманитарной «помощи» в образовательной и научной работе преподавателей и студентов. Третий сценарий взаимодействия по-прежнему остается недостижимой мечтой, нереализуемой, в том числе, по причине общей ценностной направленности современной цивилизации, ориентированной на материальные ценности, установки сциентизма и технократизма. В то же время мы можем увидеть примеры адекватного отношения технических специалистов к конкретным представителям гуманитарной сферы на уровне индивидуальных взаимодействий при условии высокого научного и социального статуса последних и наличии у первых глубокого интереса к вопросам гуманитарных наук. Выход гуманитариев на научные установки и социальную востребованность профессиональных технических навыков способствует сближению областей технического и гуманитарного, пониманию наличия общих интересов.
Ответы на поставленные в начале статьи вопросы о характере присутствия гуманитарных ценностей формируют картину «жизненного мира» современного технического образования как противоречивую, однобокую, но (вместе с тем и даже благодаря тому) и обладающую определенной перспективностью. Восприятие гуманитарного в рамках современного технического образования можно охарактеризовать как единство типического и атипического. Прототипичность жизненного мира не позволяет гуманитариям раскрыть все имеющиеся у них возможности, попытки выйти за рамки привычного часто воспринимаются как бесполезное излишество. Вместе с тем в границах технического образования существуют некоторые области общих значений, еще относящихся к непривычным, но создающих фундамент для расширения горизонта понимания. К числу таковых мы относим:
1) ценность достоверного знания, обусловленную не столько единством методологий (очевидно различных), сколько социальным доверием и возможностью благоприятно влиять на действительность;
2) проблемный характер творческого поиска, построенный, в свою очередь, на представлении о ценности интеллектуального труда и индивидуальности личности;
3) критическое отношение к опыту и результатам своей деятельности, связанное с представлениями о нелинейном характере современного развития и несовершенстве возможностей человека;
4) ценность коммуникации как фундамента любого взаимодействия (социального, технического и социотехнического), необходимость поиска общих интерпретаций для достижения ощутимого результата.
Расширение указанных областей значений позволит трансформировать жизненный мир технического образования в сторону его большей гибкости, способствовать повседневному восприятию гуманитариев, используя терминологию А. Щютца, не как «чужаков», а как «возвращающихся домой».
Библиографический список /References
Викторук Е. Н. Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей (Опыт работы в Сибирском государственном технологическом университете) // Эпистемология & философия науки. 2009. Т. 21, № 3. С. 95—108.
(Viktoruk E. N. Ethics and Axiology of Science for Postgraduate Students and Applicants (Work Experience at the Siberian State University of Technology), Epistemology & Philosophy of Science, 2009, vol. 21, no. 3, pp. 95—108. — In Russ.)
Кожевникова М. Н. Значение Другого в контексте философско-антропологических оснований образования // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 1. С. 73—86.
(Kozhevnikova M. N. The meaning of the «other» in the context of the philosophical and anthropological foundations of education, Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology, 2021, iss. 1, pp. 73—86. — In Russ.)
Кожевникова М. Н. Рефлексия метода: на примере исследования образования человека // Общество. Коммуникация. Образование. 2022. Т. 13, № 1. С. 57—69.
(Kozhevnikova M. N., Reflection of the method: case study of a human education, Society. Communication. Education, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 57—69. — In Russ.)
Палей Е. В. Аксиопространство современного естественнонаучного и технического образования: возможности гуманитаризации // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021a. Вып. 1. С 106—112.
(Paley E. V. Axiospace of contemporary natural science and technical education: opportunities for the integration of the humanities, Ivanovo State University Bulletin, Series: Humanities, 2021a, iss. 1, рр. 106—112. — In Russ.)
Палей Е. В. Горизонты интеграции научного и философского в современном техническом образовании // Философия и/или новое интегративное знание: сборник материалов VII Всероссийской научной конференции (с международным участием). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021b. С. 230—235.
(Paley E. V. Horisons of Integration of Scientific and Philosophical in a Contemporary Technical Education, Philosophy and/ or New Integrative Knowledge: Proceedings of the 7th Russian Scientific Conference, Yaroslavl, 2021b, pp. 230—235. — In Russ.)
Портнов А. Н. «Жизненный мир» Альфреда Щютца: некоторые пояснения // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 2 (36). С. 43—51.
(Portnov A. N. «Life World» of Alfred Schutz: Some Explanations, Personality. Culture. Society, 2007, iss. 2 (36), pp. 43—51. — In Russ.)
Щютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.
(Schutz A. Selected Works: A World that Glows with Meaning, Moscow, 2004, 1056 p — In Russ.)
Яковлева И. В., Косенко Т. С. Феноменологический анализ российского образовательного пространства // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 471. С. 87—92.
(Yakovleva I. V., Kosenko T. S. Phenomenological Analysis of the Russian Educational Space, Tomsk State University Journal, 2021, no. 471, pp. 87—92. — In Russ.)
Статья поступила в редакцию 22.04.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 01.09.2022.
The article was submitted 22.04.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 01.09.2022.
Информация об авторе /Information about the author
Палей Елена Вадимовна — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия, [email protected]
Paley Elena Vadimovna — Candidate of Sciences (Philosophу), Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Ivanovo State University of Chemical Technology, Ivanovo, Russian Federation, [email protected]