САВЧЕНКО Ирина Александровна — доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а); профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД РФ (603144, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское ш., 3; [email protected])
АГЕЕВА Нина Александровна — кандидат экономических наук, доцент; заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета Восточно-Сибирского института экономики и права (664050, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 258А; [email protected])
РОДЗИКОВСКАЯ Татьяна Александровна — доцент кафедры экономики и цифровых бизнес-технологий Института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83; [email protected])
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь экономического сознания и восприятия ценности экономического знания в молодежной среде. На основании результатов социологического опроса, проведенного среди студентов ряда российских вузов, показано восприятие современными российскими студентами знаний, умений и навыков, получаемых в процессе изучения дисциплин экономической направленности. Автор устанавливает, в каких областях социальной активности студенты видят возможное применение приобретаемых экономических компетенций. Исследуемая проблематика представлена в контексте гендерного анализа и сравнительной оценки мнений студентов технических и гуманитарных направлений подготовки. Обоснованы ведущие тенденции развития экономического сознания современной молодежи.
Ключевые слова: экономические знания, экономическое сознание, экономические компетенции, рыночная экономика, бизнес, экономическая активность, гендерный анализ, студенческая молодежь, гуманитарные и технические направления подготовки
Актуальность исследования. Общество, в котором все сферы общественной жизни основаны на отношениях обмена, - это рыночное общество. В таком обществе экономический интерес пропитывает не только общественные и даже межличностные отношения, но и внутренний мир человека [Савченко, Агеева 2016: 104-105]. И если оценивать данное обстоятельство с аксиологических позиций, то неизбежными становятся отрицательные коннотации радикальных экономических преобразований [Белоус, Устинкин 2010: 12], негативные прогнозы и пессимистические допущения [Бек 2000].
Вместе с тем поведение человека объективно становится ответом на жизненные реалии. Поэтому вполне закономерно предположить, что удовлетворение экономического интереса должно обеспечиваться определенным набором знаний и компетенций, которые человек приобретает как через индивидуальный опыт, так и в процессе обучения, например в высшем учебном заведении.
Цель настоящей работы - определение наиболее существенных маркеров экономического сознания современных молодых россиян. Нам было важно понять, как молодой человек видит сегодня свою вовлеченность в экономическую жизнь. Для этого мы стремились, во-первых, путем эмпирического анализа понять, какое применение экономических знаний и компетенций, приобретаемых, в частности, в период обучения в вузе, современные молодые люди считают для себя наиболее вероятным, полезным и социально востребованным. Во-вторых, авторы попытались на основе проведенного исследования сделать вывод о магистральных тенденциях развития экономического сознания молодежи.
Приступая к исследованию, мы полагали, что, если человек избирает экономические направления подготовки в вузе в качестве профессии, можно объективно полагать, что такой индивид считает экономические компетенции основным инструментом своей социальной активности. Нас же интересовали мнения неэкономистов: будущих инженеров и гуманитариев. В рыночном обществе в той или иной мере в экономические отношения вовлечен каждый - ученый, инженер, деятель искусства. Именно поэтому в число обязательных предметов во всех российских вузах включена экономическая теория. Более того, в большинстве вузов студенты неэкономических (технических и гуманитарных) направлений подготовки в качестве дисциплин по выбору вуза изучают те или иные экономические учебные курсы: макроэкономику, микроэкономику, бухгалтерский (финансовый) учет, денежное обращение и кредит, маркетинг (основы маркетинга). Именно на эту категорию студентов - «неэкономистов, изучающих экономические учебные курсы», было обращено наше внимание.
Эмпирическая база и выборка. Эмпирическую базу работы составили результаты опроса с рабочим названием «Значимость экономического знания». Опрос был проведен авторами настоящей работы среди студентов 1-3-го курсов ряда высших учебных заведений и их филиалов Иркутской (Иркутск, Ангарск, Усолье Сибирское) и Нижегородской (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас) областей. Число опрошенных - 478 чел., из них 230 обучаются по техническим направлениям подготовки, 248 - по гуманитарным направлениям. Среди респондентов юноши составили 230 чел., девушки - 218.
Студентам предлагалось ответить на вопрос: «Для чего Вам в первую очередь нужны знания, приобретаемые в вузе в процессе изучения дисциплин экономического профиля (экономической теории, макро- и микроэкономики, бухгалтерского (финансового) учета, денежного обращения и кредита, (основ) маркетинга и др.)?» Студентам было необходимо выбрать только один ответ. Авторы исходили из положения, что при выборе нескольких вариантов результаты исследования получились бы неточными, нечеткими и вполне ожидаемыми. Необходимость выбора только одного ответа из многих наделяет респондента большей степенью ответственности и побуждает его к более высокому уровню рефлексии.
Результаты опроса их обсуждение. Сравнительный анализ результатов опроса производился в двух плоскостях: 1) между студентами технических и гуманитарных направлений подготовки (рис. 1) и 2) между юношами и девушками (рис. 2).
Как видно из диаграмм на рис. 1 и 2, 4% всех категорий опрошенных не видят для себя пользы в приобретаемых экономических знаниях. И хотя данная доля респондентов невелика, она, безусловно, заслуживает пристального внимания. Возможно, ее представляют люди, для которых ценность представляют только профильные предметы. Также вполне вероятно, что из этих 4% определенная часть студентов в принципе равнодушны к образованию и учебе.
Что касается восприятия экономических знаний студентами технических и гуманитарных направлений подготовки (рис. 1), то здесь есть определенные различия, хотя крайней поляризации мнений мы здесь не обнаружили. Так, примерно четвертая часть студентов усматривают в экономических знаниях только общемировоззренческую образовательную ценность - «понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире». И все же в данном случае «технари» оказались более прагматичными, что в общем-то не удивительно: только 23% из них (против 27% у гуманитариев) видят смысл в знании, не приносящем практической пользы. Практичность студентов технических направлений подготовки выразилась и в том, что 26% из них считают эконо-
Считаю эти знания бесполезными
Возможность работать в качестве экономиста на предприятии
Чтобы лучше ориентироваться на рынке труда в условиях рыночной экономики Разбираться в экономических и финансовых проблемах на предприятии
Для ведения собственного бизнеса
Правильного расчета налоговых платежей
Для умения планировать свой бюджет
Для понимания экономических процессов, происходящих в стране и мире
Рисунок 1. Восприятие экономических знаний студентами технических и гуманитарных направлений подготовки.
Таблица к рисунку 1
Варианты ответа Направления подготовки
Технические направления подготовки Гуманитарные направления подготовки
Для понимания экономических процессов, происходящих в стране и мире 23% 27%
Для умения планировать свой бюджет 26% 20%
Для правильного расчета налоговых платежей 11% 7%
Для ведения собственного бизнеса 8% 15%
Чтобы разбираться в экономических и финансовых проблемах на предприятии 8% 10%
Чтобы лучше ориентироваться на рынке труда в условиях рыночной экономики 16% 15%
Чтобы иметь возможность работать в качестве экономиста на предприятии 4% 2%
Считаю эти знания бесполезными 4% 4%
мические знания инструментом планирования своего бюджета, в то время как только 20% гуманитариев разделяют это мнение. Аналогичная, хотя и менее выраженная тенденция наблюдается в ответе: «Экономические знания мне нужны для правильного расчета налоговых платежей» - соответственно 10% студентов технических и 8% гуманитарных образовательных направлений. Весьма примечательно, что 5% прагматичных студентов технических направлений и 3% менее прагматичных гуманитариев считают, что экономические знания создают возможную основу для будущей работы в качестве экономиста на предприятии.
Наше исследование наглядно показывает, что студенты технических специальностей более четко ориентируют себя на будущую инженерную профессию. Большее же число гуманитариев не всегда четко представляют, в какой именно сфере они будут работать, но несколько чаще видят себя будущими предпринимателями: 15% из них экономические знания нужны для ведения собственного бизнеса (против 8% у будущих инженеров).
При этом пользу экономических знаний как основы хорошей ориентации на рынке труда в условиях рыночной экономики признают 16% студентов технических направлений и 15% студентов гуманитарных направлений, то есть примерно равное число. По мнению 8% будущих инженеров и 10% гуманитариев, экономические знания способны помочь лучше разбираться в экономических и финансовых проблемах на предприятии.
В диаграмме на рис. 2 представлено восприятие экономических знаний студентами-юношами и девушками. По ряду параметров мнения юношей и девушек практически совпали. Так, четверть опрошенных видят в экономических знаниях инструмент повышения общей эрудиции («понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире» - 26% юношей и 27% девушек). Соответственно 10% и 8% полагают, что изучение экономических дисциплин поможет правильно рассчитать налоговые платежи. Одинаковое число юношей и девушек (по 10%) указали, что экономические знания способствуют компетентности в области экономических и финансовых проблем на предприятии; 5% юношей и только 3% девушек считают вероятным использование экономических знаний при работе на предприятии в качестве экономиста.
Вместе с тем обнаружились совершенно неожиданные отличия в мнениях юношей и девушек. Так, юноши оказались более практичными и экономными, нежели девушки: 26% юношей и только 17% девушек уверены, что экономические знания помогут им правильно планировать собственный бюджет. Между тем вполне возможно, что такие показатели стали неожиданностью только для нас. Обсуждая результаты исследования с коллегами-мужчинами, нам приходилось слышать, что полученные данные свидетельствуют о женской расточительности, являющейся общеизвестным фактом.
В то же время на фоне общего небольшого числа студентов, ориентированных на собственный бизнес, число девушек, полагающих, что именно в ведении собственного бизнеса им помогут экономические знания, на 5% превысило число юношей, придерживающихся аналогичного мнения (15% и 10%). Более того, 16% девушек и только 9% юношей полагают, что экономические знания позволят им лучше ориентироваться на рынке труда в условиях рыночной экономики.
Ведущие тенденции развития экономического сознания. Напомним, что исследование проводилось среди студентов неэкономических направлений подготовки. Поэтому, например, относительно небольшое число респондентов, мечтающих о собственном бизнесе или о работе в качестве экономиста на предприятии, вполне ожидаемо. Вполне закономерно, что примерно четверть сту-
Считаю эти знания бесполезными
Возможность работать в качестве экономиста на предприятии
Чтобы лучше ориентироваться на рынке труда в условиях рыночной экономики
Разбираться в экономических и финансовых проблемах на предприятии
Для ведения собственного бизнеса Правильного расчета налоговых платежей
Для умения планировать свой бюджет
Для понимания экономических процессов, происходящих в стране и мире
Рисунок 2. Восприятие экономических знаний студентами-юношами и девушками
Таблица к рисунку 2
Вариант ответа Юноши Девушки
Для понимания экономических процессов, происходящих в стране и мире 26% 27%
Для умения планировать свой бюджет 26% 17%
Для правильного расчета налоговых платежей 10% 8%
Для ведения собственного бизнеса 10% 15%
Чтобы разбираться в экономических и финансовых проблемах на предприятии 10% 10%
Чтобы лучше ориентироваться на рынке труда в условиях рыночной экономики 9% 16%
Чтобы иметь возможность работать в качестве экономиста на предприятии 5% 3%
Считаю эти знания бесполезными 4% 4%
дентов видят в экономических знаниях исключительно общеобразовательную ценность и средство повышения общей эрудиции. Тем не менее нужно признать, что перспективный уровень экономической активности и экономической самостоятельности молодых людей невелик.
Вместе с тем мы выяснили, что среди остальных трех четвертей студентов явно прослеживаются две в общем-то противоположные оценочные тенденции. В рамках первой тенденции экономические знания рассматриваются как инструмент экономии и «разумных трат». Эта тенденция ярче выражает себя среди юношей и среди студентов технических направлений подготовки (среди которых, конечно же, традиционно преобладают юноши).
В русле другой тенденции экономические знания рассматриваются как инструмент зарабатывания денег, построения собственного дела и, возможно, обогащения. Оказалось, что такая тенденция в большей степени прослеживается у девушек и у студентов гуманитарных специальностей (среди них большинство составляют девушки).
В целом, юноши и студенты технических направлений подготовки оказались более прагматичными и реалистичными, нежели девушки и гуманитарии.
Уже после окончания обработки и анализа результатов опроса авторы статьи пришли к пониманию, что для прояснения общей картины экономического сознания современной молодежи необходимо опросить молодых людей, получающих профессию в рамках экономических направлений подготовки, и представителей работающей молодежи. Результаты такого опроса составят основу нашего будущего исследования.
Список литературы
Бек У. 2000. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 383 с.
Белоус В.И., Устинкин С.В. 2010. Социальные последствия российских радикальных реформ 90-х гг. ХХ столетия. - Власть. № 3. С. 9-12.
Савченко И.А., Агеева Н.А. 2016. Человек «экономический», «человек рыночный» и колебания буржуазной морали. - Власть. № 5. 103-106.
SAVCHENKO Irina Aleksandrovna, Dr.Sci.(Soc.), Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Theory of Social Communication, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155); Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics, Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia (3 Ankudinovskoye Road, Nizhny Novgorod, Russia, 603144; [email protected])
AGEEVA Nina Aleksandrovna, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor; Head of the Chair of Finance and Accounting, East Siberian University of Economics and Law (ESUEL) (258a Baykalskaya St, Irkutsk, Russia, 664050; [email protected]) RODZIKOVSKAYA Tatyana Aleksandrovna, Associate Professor of the Chair of Economy and Digital Business Technologies, Institute of Economy, Management and Law, National Research Irkutsk State Technical University (83 Lermontova St, Irkutsk, Russia, 664074; [email protected])
ECONOMIC KNOWLEDGE
AND ECONOMIC CONSCIOUSNESS
Abstract. The article discloses the interrelation of economic consciousness and perception of economic knowledge value among young people. The authors show the attitude of modern Russian students to knowledge and skills received in course of studying economically orientated disciplines. The research is made on base of sociological survey results conducted among students of a number of Russian higher education institutions. The authors establish some areas of social activity in which students see possible use of acquired economic competences. The problem is studied in the context of gender analysis and comparative assessment of opinions presented by students of technical and humanitarian fields of education. The article demonstrates the leading tendencies of modern youth economic consciousness development. Keywords: economic knowledge, economic consciousness, economic competences, market economy, business, economic activity, gender analysis, student's youth, humanitarian and technical fields of education