УДК 004.3:[81'271 + 613.6]
М. Н. Теречева
Гуманитарные технологии в структуре педагогической валеологии как средство развития речевой культуры педагога
В статье рассмотрен двудоминантный подход во взаимодействии речевой культуры педагога и качеством обучения детей, качеством жизни педагога. Выявлена необходимость в применении гуманитарных педагогических технологий, гомологичных личности педагога с целью сохранения речевого здоровья, гуманизации педагогического общения, гармонизации педагогической среды.
Ключевые слова: речевая культура, гуманитарные технологии, педагогическая валеология, биологическая обратная связь, двудоминантный подход, речевое здоровье, правильная речь, валео-педагогический подход.
М. N. Terecheva
Humanitarian Technologies in Structure of Pedagogical Valeology as a Development Means of the Teacher's Speech Culture
Ibis article reviews the dual dominant concept between teacher's speech culture and quality of children education and teacher's being. Here is revealed the necessity of practical training in human educational technologies, which are homological to teacher's personality in order to keep speech health, humanization of teacher's communication, harmonization of the teacher's sphere.
Key words: speech culture, human technologies, educational valeology, biological feedback, a dual dominant concept, speech health, correct speech, a valeo-educational concept.
Изменение роли и функций педагога в образовательном процессе порождают изменение требований к его профессиональной компетентности в частности к таким качествам, как: коммуникативные умения; культура речи; устойчивость эмоций; наличие волевого контроля за своим поведением; адекватность эмоционального состояния учителя, педагогической реакции на деятельность обучаемых; доброжелательность; уверенность в своих педагогических решениях и действиях; удовлетворенность результатами педагогического труда; отношение к ученикам (педагогическая этика, педагогический такт) [5].
Речевая культура учителя - индикатор его профессиональной компетентности в широком смысле этого слова. Речь - интегративный показатель общей культуры человека и поэтому владение речевыми средствами воздействия - важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу. Педагогическая деятельность характеризуется повышенной ответственностью учителя за свое речевое поведение, речевой имидж [9]. Такие качества, как «безопасность языковой личности», «кредитность личности» формируют педагогическую среду комфортную для получения и усвоения знаний, раз-
© Теречева М. Н., 2012
вивают личность не только учащихся, но и педагогов [2].
Речевая агрессивность, особенно интонационная, отмечается исследователями как тенденция современной речи, она проявляется в т. ч. и у педагогов. На сегодняшний день в трудах отечественных ученых выдвинуто не только понятие «учебное здоровье» (М. М. Безруких, В. П. Бес-палько, Г. Ю. Ксензова, А. М. Прихожан и др), но и выделена проблема «учебного риска» (Е. К. Громбах, М. И. Степанова, Л. М. Сухарева и др.); в литературе прочное место заняли такие понятия, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Качество преподавания порой характеризуется как «авторитарный стиль преподавания»; «стрессовая тактика авторитарной педагогики»; «стрессогенный характер учебного процесса» (М. К. Акимова, В. Ф. Базарный, С. Г. Вершловский, А. А. Дубровский и др.). При этом речевая агрессия отрицательно влияет не только на слушающего, затрудняя понимание смысла, эмоционально угнетая, создавая стрессогенную, здоровьеразрушающую учебную среду, но и на психо-эмоциональное состояние говорящего, его речеголосовой аппарат, функциональное состояние, здоровье [2, 3, 7, 9].
Педагоги, по данным союза европейских фо-ниатров (1979), входят в категорию лиц, с высоким требованиями к качеству голоса и речи. Речевые нагрузки в условиях неправильного использования речеголосового аппарата на фоне повышенного напряжения, поверхностного дыхания, твердой атаки голоса приводят к функциональным нарушениям речи. Так, у лиц речевых профессий, в т. ч. начинающих педагогов, фонастении встречаются в 6,5 раз чаще, чем у лиц неречевых профессий (4,64 % и 0,71 % соответственно). Заболевания голосового аппарата у лиц речевых профессий встречаются в 30-40 % случаев, у начинающих педагогов в 55-60 % [6].
Патология голоса и речи нередко сочетается с нейроэндокринными нарушениями надпочечников, щитовидной и половых желез (И. Максимов, 1987; Д. К. Вильсон, 1990; Л. Б. Дмитриев с со-авт., 1990; Н. Э. Бойкова, 1999). Она приводит к неврозам, пограничным состояниям, астено-невротическим проявлениям и другим изменениям со стороны психики (Л. Б. Дмитриев с соавт., 1990; М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, 2000) [8]. По данным Л. Б. Дмитриева и соавторов (1990), половине всех больных с нарушениями голоса любой этиологии необходимы консультации и лечение психиатров.
Отрицательное влияние на речь оказывают экзогенные и эндогенные факторы. Экзогенные факторы макро- и микро социума включают в себя: стрессогенную экологическую обстановку; влияние педагогических рисков, факторов стресса в профессиональной деятельности педагогов [7, 8, 10]. Эндогенными факторами, по результатам многочисленных исследований является: отсутствие правильной техники голосоведения, речи; нарушение речевого и фонационного дыхания; стресс, повышенное мышечное и психоэмоциональное напряжение; высокие энергетические затраты организма на речевую деятельность (Н. Ф. Лебедева, 1972; Т. Е. Шамшева, 1966, 1983; В. П. Морозов, 1977; Э. Л. Носенко, 1981; Л. Б. Дмитриев с соавт., 1990; Д. К. Вильсон, 1990; З. И. Аникеева с соавт., 1995; Н. В. Матвеева, 1996) [3, 8].
Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна, то есть связана с риском. В рейтинге «Самые опасные профессии в мире» учителя занимают первое место, 41,5 % опрошенных назвали эту профессию самой опасной для здоровья [10, с. 83].
Речевая культура, речевое поведение, речевой имидж учителя имеют свою специфику и могут рассматриваться как сознательно формируемый образ. Наличие противоречий: между речевой культурой педагога и качеством обучения и жизни педагога, необходимостью развития речевой культуры педагога и освоением специальных технологий, необходимостью освоения специальных технологий развития речевой культуры и отсутствием способов обучения актуализируют применение инновационных технологий, которые должны быть гомологичны личности педагога - соотноситься с возрастом, психофизиологическим особенностям, индивидуальным возможностям и предрасположенностям организма.
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, гуманитарные по своей природе, могут нормализовать и качественно повысить уровень: речевой культуры, психосоматического здоровья; сформировать и реализовать индивидуальный маршрут профессионального сопровождения педагога.
Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом. Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует подчеркнуть, что это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный челове-коведческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов. Обладая такими качествами, как системность и влияние на интегральные характеристики человека, гуманитарные педагогические технологии органично вписываются в структуру педагогической валеоло-гии.
Педагогическая валеология - новое научное направление, интеграция теории и практики ва-леологии и педагогики по обеспечению здоровья субъектов образования, формированию культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности личности средствами образования. Изучение «предмета» валеологии - процесс здоровьетво-рения, строится на системном знании законов человеческого здоровья и его интегральных характеристиках; на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья. Существенными свойствами гуманитарной образовательной среды являются
целостность, многоаспектность, избыточность, языковая ориентация [1].
Правильная речь, обеспеченная адекватным использованием своих физиологических возможностей, способствует не только оздоровлению организма в целом, но дает возможность полноценного профессионального общения, самореализации, создания валео-педагогической среды. Однако, на сегодняшний день, коммуникативные технологии, имеющие в своей структуре методы и методики освоения практических навыков владения культурой речевой деятельности, ее коммуникативными и этическими компонентами характеризуются:
1. превалированием вербальных средств передачи информации над паравербальными и невербальными (А. Г. Асмолов, 2007). По данным Артура Мейерабиана, «<...> в среднестатистическом акте коммуникации передача информации происходит за счет вербальных средств на 45 %, из них на долю слов приходится 7 %, других звуковых средств (тон, голос, интонацию) - 38 %, а невербальных средств - на 55 %)»;
2. невниманием к такому важному компоненту паравербального средства общения, как - интонация, основными компонентами которой являются: мелодия речи, ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения (И. А. Колесникова, 2007, с. 198-199). Роль интонации в установлении тесной связи слова с внесловным контекстом; способность живой интонации выводить слово за его словесные пределы в несказанное отмечали М. М. Бахтин, Л. С. Выгодский, О. Э. Мандельштам. По данным М. М. Рыбаковой, интонация может нести до 40 % информации;
3. недостаточным вниманием к физиологической стороне речи (эндогенной, внутренней реальности по И. Д. Фрумину (2001), а именно таким ее компонентам, как голос (Л. Н. Засорина, 1999), голосоподача, дыхание, речевое дыхание [3], речевой синергизм (гармоничная работа дыхания, голосообразования и артикуляции);
4. отсутствием целостности в восприятии образа человека (П. К. Анохин, 1980; С. В. Алексеев, В. Н. Сагатовский, М. М. Бахтин, С. Г. Бати-щев, И. А. Колесникова и др.) - речь не рассматривается как показатель психосоматического здоровья и социальной адаптации (В. Х. Ма-неров, 1975). Не применяются технологии, способные на системном уровне гармонизировать внутреннее состояние организма человека и объективизировать его во внешних проявлениях, в
т. ч. в речи, формируя и сохраняя при этом функциональное и речевое здоровье педагога, формируя комфортную, валео-педагогическую среду на основе двудоминантного подхода [4].
Речевое здоровье при этом можно трактовать как: 1) адекватное использование речеголосового аппарата на основе гармонизации внутренней реальности человека; 2) эндогенную составляющую речевой культуры.
Одной из перспективных технологий, позволяющей на системном уровне нормализовать функциональное состояние и речь, гармонизировать отношения с самим собой и окружающим миром, активизировать внутренние резервы организма является технология биологической обратной связи (БОС), основанная на методе БОС. Метод БОС - волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии. Посредством электронных приборов осуществляется регистрация и преобразование информации о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. БОС-интерфейс представляет для человека «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы (Н. Л. Фролова, 2000).
Исследования по нормализации функционального состояния и речи с применением методики БОС проводились в несколько этапов: констатирующий эксперимент с 2001 по 2002 гг., проверяющий с 2002 по 2004 гг., преобразующий с 2004 по 2008 гг. В исследовании приняли участие 355 человек, из них учащихся - 233, родители - 13, педагоги - 39, специалисты по голосу и речи - 70. Исследование проводилось в различных регионах РФ на базах образовательных, оздоровительных учреждений: ДОУ и ОУ Невского района Санкт-Петербурга - 246 чел.; г. Зеленоград, Московского округа - 17 чел.; ЗАТО Большой Камень Приморского края - 22 чел.; ЗАО «Биосвязь», Санкт-Петербург - 70 чел. Результаты исследований отражены в публикациях ученых, директоров школ, специалистов (Л. Г. Татарникова, 2003, С. 93-94; Т. А. Сергеева, 2002, 2003; М. Н. Теречева, 2001, 2002, 2003, 2006, 2010, 2011; О. В. Мартынова, 2002; Н. В. Петрушкова, 2002; и мн. др.). Применение гуманитарной технологии БОС по результатам проведенных исследований позволило:
Улучшить качество жизни педагога: нормализовать, согласно возраста, функционирование физиологических систем организма; сформиро-
вать безусильную, плавную, интонированную речь на удлиненном, равномерном выдохе; повысить качества функциональной «адаптивности» (нормализовать механизмы саморегуляции и самоконтроля как «элемента адаптивности», особенно необходимого в условиях сложной коммуникации, формировании более эффективного полифункционального стиля речи) и процесса адаптации; снизить утомляемость.
Положительные изменения во внутренней реальности (гармонизация с самим собой), объективизировались во внешнюю реальность (гармонизация с внешним миром) в виде качественно новых коммуникативных умений и навыков; повышения профессиональных качеств: речевого и педагогического общения, умения формировать гуманитарный диалог.
Повысить профессиональные качества педагога: речевую культуру; качество «адаптивности» речевой деятельности и «процесса адаптации» ее к быстроменяющимся коммуникативным педагогическим и внепедагогическим ситуациям; сформировать коммуникативную грамотность, как показатель «функциональной грамотности» -способности вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро и эффективно адаптироваться и функционировать в ней.
Повысить качество педагогической среды: гармонизировать речевую функцию, речевое общение, педагогическое общение, педагогическое пространство.
Гармонизация, как условие создания организованной среды (образовательной, воспитательной) более высокого уровня по сравнению с фоновой, то есть более технологичной, более полезной для организма как самого педагога, так и участников педагогического диалога и, как следствие, более эффективной. При этом, участниками педагогического диалога могут выступать: учитель - ученик, учитель - учитель, учитель -родители, учитель - администрация и т. д.
Улучшить качество жизни учащихся: предупредить возникновения таких явлений, как: «школофобия», «дидактогения», «школьный стресс» и т. д.; более успешно адаптировать их к микро- и макросоциуму.
Повысить обучаемость учащихся: сформировать коммуникативные навыки речевой культуры, умение вести конструктивный диалог на основе субъект-субъектных взаимоотношений; формировать личностные качества, культурно-нравственное поведение.
Гармонизация и гуманизация педагогического общения в диалоге учитель - ученик повышает субъектность ученика, во-первых, за счет более эффективного усвоения знаний в процессе такого, стиля общения, во-вторых, за счет формирования навыков ведения эффективного диалога и повышения коммуникативной культуры.
Гуманитарная технология БОС на системном уровне позволяет нормализовать и совершенствовать качество жизни всех участников педагогического процесса, поэтому она органична в системе гуманитарных педагогических технологий и входит в структуру валеопедагогического сопровождения.
Валеологопедагогический подход, во-первых: актуализирует организацию успешного педагогического взаимодействия в здоровьеразвиваю-щих, безопасных условиях; во-вторых: реализуется на основе синтеза двух методологических подходов (парадигм):
- гуманистического подхода, определяющего направленность и содержание педагогической деятельности как субъект-субъектного взаимодействия;
- целостного подхода к развитию человека, его витального потенциала (биосоциального, энергоинформационного) жизненных способностей, качеств, умений личности, через организацию здоровьеразвивающей среды, выбор безопасных средств развития личности, с целью содействия успешной биосоциальной адаптации субъекта образования, повышению адаптивности целостного организма (Л. Г. Татарникова, С. В. Ким).
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика, сохранение профессионального долголетия и качества жизни педагога.
Библиографический список:
1. Актуальные проблемы современного образования [Текст] : учеб.-метод. пособ. для учителей / под ред. В. Г. Воронцовой, С. А. Алексеева. - СПб. : СПб ГуПм, 2002. - 197 с.
2. Браже, Т. Г. Гуманитарная культура взрослых как андрагогическая проблема [Текст] : монография / Т. Г. Браже. - СПб. : СПб АППО, 2008. - 154 с.
3. Вовк, О. Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой
аритмии [Текст] : дис. ... канд. мед. наук : 03.00.13 : защищена 05.05.2005. : утв. 04.04.2006 / Вовк Оксана Николаевна. - СПб., 2005. - 195 с.
4. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред.
B. А. Сластенина. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
5. Котова, С. А. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований [Текст] / С. А. Котова, О. А. Граничина, Л. Ю. Савинова ; под ред. Г. А. Бордов-ского. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 101 с.
6. Орлова, О. С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий: [Текст] : метод. реком. / О.
C. Орлова, Ю. С. Василенко, Г. Ф. Иванченко. - М., 1993. - 17 с.
7. Панова, Н. В. Педагогическое долголетие : [Текст] : монография / Н. В. Панова. - СПб. : СПб АППО, 2007. - 443 с.
8. Степанова, Ю. Е. Влияние окружающей среды на состояние гортани у лиц голосово-речевых профессий [Текст] / Ю. Е. Степанова // Новости оториноларингологии и логопатологии. - 1999. - № 2 (18). - С. 81-84.
9. Татарникова, Л. Г. Лингвоэкологические риски педагогического процесса и пути их устранения в современной школе [Текст] : метод. пособ. / Л. Г. Татар-никова, И. Н. Булычева. - СПб. : Крисмас+, 2007. -135 с.
10. Шингаев, С. М. Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов [Текст] / С. М. Шингаев. - СПб. : СПб АППО, 2009. - 77 с.