Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии культурный лифт качества системных процессов и изменений'

Гуманитарные технологии культурный лифт качества системных процессов и изменений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ СИСТЕМА / ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ / ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Казаков Михаил Анатольевич

В статье раскрыто содержание и смыслы понятия «гуманитарные технологии», определены ключевые аспекты и свойства предмета исследования в ракурсе, требуемом управленческой элите и лидерам. Рассматриваемое понятие отражает представление о явлении как относительно самостоятельной системе в структуре современного гуманитарного знания. Этот сравнительно новый уровень понимания сути и организации гуманитарных технологий складывается на пересечении полико-антропологической, культурно-исторической и цивилизационной парадигм России и ориентирует власть, правящую элиту на создание достойных условий существования и развития человека во всех сферах жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии культурный лифт качества системных процессов и изменений»

УДК 32.001 (075.8)

М.А. Казаков

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - КУЛЬТУРНЫЙ ЛИФТ КАЧЕСТВА СИСТЕМНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИЗМЕНЕНИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. НИ. ЛОБАЧЕВСКОГО

В статье раскрыто содержание и смыслы понятия «гуманитарные технологии», определены ключевые аспекты и свойства предмета исследования в ракурсе, требуемом управленческой элите и лидерам. Рассматриваемое понятие отражает представление о явлении как относительно самостоятельной системе в структуре современного гуманитарного знания. Этот сравнительно новый уровень понимания сути и организации гуманитарных технологий складывается на пересечении полико-антропологической, культурно-исторической и цивилизационной парадигм России и ориентирует власть, правящую элиту на создание достойных условий существования и развития человека во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: государственное управление, гуманитарная система, гуманитарная технология, человеческий потенциал, управление процессами развития, элита.

Гуманитарные технологии представляют собой самостоятельную гуманитарную систему, направление изменения которой определяется ее наличным состоянием и всей совокупностью обстоятельств внешнего окружения. Гуманитарные технологии осуществляются во имя людей и за счет их разумной деятельности с учетом по-разному складывающихся факторов, вызывающих изменения ситуации, драйверов и трендов. Гуманитарные технологии в конкретных сферах деятельности - это комплексная система методов и способов воздействия на объекты (образования, политики, экономики и т.д.) с целью повышения эффективности жизнедеятельности самих людей [ 1].

Гуманитарная система - это любая система с участием человека, где он сам - первейшая из гуманитарных систем. Их деятельность состоит в создании, накоплении и систематизации культуры, а ее цель - обеспечение выживания и развития каждой из таких систем. При этом гуманитарные системы, как и любые множества, входят в сложные, в том числе иерархические, отношения друг с другом, где гуманитарные технологии выполняют функции упорядочивания, систематизации и со-организации в пространстве и во времени разнообразия компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.

Текущий этап развития гуманитарных систем, отмеченный вехами компьютерной революции и утверждением глобальных информационных сетей, характеризуется формированием совершенно новых подходов к знанию и механизмам управления им. Содержание знания, по сути, перестает быть продуктом творения, а все чаще становится результатом конструирования и переоформления. (В кризисную эпоху - и перенорматирования, как ныне в странах ЕС). Проявление и обретение Нового Знания теряет свою гносеологическую ценность, поскольку последняя реализует себя через процессы компиляции, форматизации и переорганизации ранее созданных концепций, проявленных смыслов и их текстовых оформлений [2]. Знание мира уступает место информации о мире. Складывается самодостаточная информационная среда, не конкурирующая, а вытесняющая реальность, притупляющая неприятие лжи и насилия.

Возрастающее влияние на жизнь общества как гуманитарной системы информационной среды прослеживается через экспансию в современный мир принципов информационного тоталитаризма. Они тесно связаны с превращением информационной индустрии в основное средство формирования массового сознания, а виртуальной реальности - в пространство

манипуляции им. Социум привык относиться к информации как к инструменту, обслуживающему его жизнь, и не способен до сих пор признать агрессивный по отношению к человеку характер нынешней информационной среды. Она наращивает рецидивы «неопределенности» в обществе, что уже само по себе требует при взаимодействии с этой средой освоения новых форм и мер безопасности [3], применения определенных технологий решения задач по самосохранению, саморегуляции и далее - формированию через трансформацию (само- и со-организацию) существующих новых человеческих сообществ. В этом наглядно предстает и социокультурный смысл, и «высший уровень» сложности гуманитарных технологий, способных воздействовать как на отдельного человека, его общности и их интеракции.

Методология гуманитарных технологий дискурсивна, поэтому необходимо четко определиться в основных понятиях, принципах и логике всего того, что относится к их предыстории, современным драйверам и трендам расширения жизненного пространства, наконец, их применения - проектированию, внедрению, управлению. Развивая концепцию управления как гуманитарной технологии [4], задача статьи - раскрыть современное содержание и смыслы понятия «гуманитарные технологии», определиться с его ключевыми аспектами в ракурсе, требуемом управленческой элите, более искусной для обращения с ними. Это не отменяет возможности в сфере государственного управления как разновидности социального и как субпроцесса базового политического процесса придать им как благотворный, так и репрессивный характер.

Новые гуманитарные технологии, считающиеся необходимым инструментом трансформации ведущих сфер современного общества, не являются ее причиной, но обеспечивают доступ к качеству человеческих ресурсов, проявлению их способности управлять процессами развития, одновременно представляя собой средства развития человеческого потенциала. Одна из острых проблем в данном контексте - это проблема адекватного научного языка -через что и каким образом фиксировать, рационально понимать и целенаправленно работать с принципиально иной, во многом неопределенной феноменологией, её новыми, особенно экософскими объяснениями, связанными между собой многообразием источников и форм изменений реальности.

Одна из основных функций и даже миссий элиты в этой связи - снижение неопределенности в обществе, его стабилизация и интеграция. Такое утроение управленческой функции элиты в условиях, когда «сталкиваются лбами» две реальности - виртуальная и действительная, - это выработка и трансляция в общество определенной системы знаний и ценностей, поддержка и легитимация сложившегося символического универсума и соответствующего ему институционального порядка.

В этом смысле элиты закрепляют системами правил и социальных институтов накопленный «символический» потенциал - идеи, ценности, нормы, алгоритмы, определяя, в конечном счете, способы организации общественной иерархии, власти, управления и социально-политического устройства в целом. Конечно, если они на это способны и готовы оперировать социальными, политическими и управленческими технологиями как гуманитарными, ориентированными на решение общих и конкретных проблем различных социальных страт и отдельного человека.

Главный смысл в слове «гуманитарный» - человеко-ориентированный. В таком типе деятельности важно осознавать взаимосвязь и различие в средствах развития потенциала человека и его деятельностных технологиях. Средство есть совокупность используемого личностью инструментария в определенной (только ей свойственной) последовательности. В категории «технология» речь прежде всего идет о совершенных средствах деятельности и о мастерском, искусном владении ими. Поэтому, используя такое словосочетание как «гуманитарная технология» необходимо понимать и обсуждать всю гуманитарную практику: постоянное совершенствование как субъектов, так и средств их деятельности, развития (онтогенез и профессиогенез); гуманитарное производство и разные по форме его результаты (в контексте самых разнородных факторов, воздействующих на их использование).

Закономерно, что сегодня человеческое измерение как особая валентность содержания и способов воплощения целевой активности субъектов - предмет пристального внимания ученых, политиков, военных, социальных работников. (Особенно если он смещается в область практики формирования, разработки и применения конкретных технологий контроля и управления конфликтами.) Именно работами над технологиями такого рода на основе создания «системного языка» - понятийного аппарата и дисциплины, сконструированных для анализа данной системы, можно превратить, по мнению отдельных авторов, гуманитарные технологии в науку о развитии конкретного общества.

Однако узловой вопрос собственно гуманитарных технологий, а не их превращений, неизменен. Он в том, как, при каких условиях, за счет и во имя чего возможны консолидация и наращивание мощности, а главное - качества человеческого потенциала, в другой терминологии - «человеческого», «социального», «интеллектуального» капитала. Фактически речь идет о постановке беспрецедентной задачи лидерам экономики, политики, культуры, образования и даже ВПК - сделать соответствующие сферы универсальной площадкой становления и развития базовых, родовых способностей человека. Тех, что позволяют ему быть не только материалом (наемной силой, электоратом, «пушечным мясом») и ресурсом социального производства, сколько подлинным субъектом реального исторического действия и культуры, собственной жизни, личностью во взаимодействии с Другими, индивидуальностью перед лицом Мирового Разума. Это и есть рубежный смысл, а, по существу, предельное содержание и источник критериев гуманитарной практики и ее технологий.

Потребность в формировании гуманитарных технологий проявляется там и тогда, где наличествуют определенные требования к возможностям и условиям, процессу развития и результатам данного типа деятельности. Помимо организованной, управляемой динамики имеет место спонтанный, самопроизвольный процесс приобщения людей к культуре, политике, экономике и т.д., творению в них самих себя, и проявлению в разных формах деятельности. Эти личностно-ориентированные технологии жизнедеятельности важны не столько для обозначения их места и роли в какой-либо классификации, сколько для самореализации каждым - как стать и быть Человеком.

Одно из определений так и гласит: гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств. Они лишний раз подтверждают закономерность: личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Именно поэтому с помощью технологий выявляются новые грани смысла и сути явлений, многообразие мира, познание и управление им. Но оптимистические эффекты, свойственные гуманитарным технологиям, наряду с отличительностью целей, функций и структуры, не способны сделать их продуктивными в бесперспективно и функционально воспроизводящемся обществе.

Гуманитарные технологии действительно «работают» лишь там и тогда, когда смысл общественного устройства прежде всего состоит в обеспечении экономического благополучия людей, на основе которого происходит их социальное и культурное возвышение [5]. Что, однако, не мешает находящемуся в стадии обретения этого смысла социуму «выстраивать» данный тип технологий на различных основаниях. Это выражается как в многообразии форм человеческих действий и отношений, так и в стремлении множества гуманитарных систем к устойчивому и безопасному развитию, в том числе в границах политического.

Если процесс в них воспроизводит политическую систему, то изменения и развитие представляют собой не просто преобразование внутренних свойств системы, а еще и ее переход в иное качественное состояние либо смену одного системного типа другим. Политическое развитие позволяет создать довольно сложные и защищенные от влияния других подсистем отношений институты, которые нуждаются в гуманитарных технологиях, к примеру, для упорядочения участия новых групп в политике. Ведь гуманитарные технологии не механизмы и даже не инструменты в буквальном смысле этих слов. Это особый процесс - исследуя, найти правильное решение, применив его, разрядить ситуацию, подняв ее на новый уро-

вень, восходящий к достижению конкретных целей той или иной политики, реально действующих субъектов, и результат будет итогом взаимодействия всех используемых при этом средств и приемов. Образно говоря, гуманитарные технологии в любой из сфер общества -уникальный культурный лифт, поднимающий качество системных процессов и изменений.

Автор вместе с тем далек от односторонности в их оценки. В определенных конкретно-исторических ситуациях гуманитарные технологии могут стать ширмой, прикрытием злой воли и насилия. Это лишнее доказательство тому, что новой России нужны принципиально новые знания науки о самой себе, ближнем и дальнем зарубежье как социокультурных и гуманитарных системах, и «научная дисциплина-«трансформатор», «универсализующая», насколько это возможно, эти науки». Необходимо «перезагрузить» в режим человекоориентированного действия всю социальную науку и использовать её гуманитарное ядро не только в качестве сближения позиций, но и как своевременного «противоядия» в борьбе как с чужими, так и своими «доморощенными» технологиями, чуждыми инновационному развитию нашей страны.

Ныне гуманитарные технологии имеют «аккредитацию» во всех сферах российского общества. Но именно научно-педагогическая мысль применительно к отечественной модернизации с настойчивостью предлагает выход на уровень метаорганизации в режиме конструирования адекватных эталонов жизненных укладов и норм социального действия, а также оформления перечня позиций, потребных для упорядочивания ресурсов, направленных на воспроизводство общности с выверено-заданными параметрами и свойствами. В связи с чем одной их целевых задач гуманитарных технологий сегодня является формирование и экспертиза самих эталонов человеческих отношений и жизнедеятельности, которые стоит и необходимо воспроизводить [6].

В таком расширенном ракурсе «гуманитарная технология - это путь целенаправленного развития одних общностей и преобразование других, что по своему глобальному значению выходит далеко за рамки образования как такового, проникая в базовые социокультурные процессы, определяющие жизнь и развитие большого общества в целом» [7]. В более узком смысле - это современный ресурс государственной политики, включающей в себя методы и технологии государственного управления. Характер этой фазы управленческого цикла определен теми свойствами политического режима, управленческой элиты, которые отражают особенности институционального взаимодействия государственных органов с социальными группами, гражданами, а также сами методы политико-правового управления страной (соотношение принуждения и убеждения, насилия и свободы).

Вышесказанное логично взывает к рассмотрению и уточнению компонентов внутренней оснащенности гуманитарных технологий в политическом развитии. Ее уровень прежде всего обусловлен как свойствами действующих в определенное время и в конкретном месте субъектов, так и используемыми ими в своей деятельности знаний, средств и ресурсов. Набор освоенных и используемых профессиональным политиком средств деятельности предопределяет в целом его способ отношений с предметным миром, который становится источником применяемых технологий. Уместно напомнить и одно из свойств собственно гуманитарных технологий: любое наличное состояние гуманитарной технологии определяется в совокупности всем пройденным ею путем.

В нем существенной характеристикой «человеко-ориентированных» типов деятельности в современной политике является выбор качественных моделей власти. Гибкая власть в этой связи обладает рядом преимуществ по сравнению с жесткой властью, т.к. ресурсы гибкой власти сами по себе являются плодом и целью цивилизованного развития общества. Применение стратегий гибкой власти не может привести к ее исчерпанию, более того, в долгосрочной перспективе их осуществление вместе с гуманитарными технологиями как средствами развития человеческого капитала ведет к увеличению потенциала этого типа власти.

Согласно В.В. Мацкевичу и П.Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарных технологий являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схе-

мы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т.п. Материальные (вещественные) характеристики в гуманитарных технологиях являются характеристиками продуктов и представляются как производные, полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность. Это приводит к тому, что причинно-следственные связи в гуманитарных технологиях проступают неявно выраженными - для их установления и проектирования требуется проведение многофакторного и кластерного анализов [8].

Автор разделяет данную позицию, но считает ее излишне технократической, нуждающейся в «очеловечивании» и требующей адаптации к реально существующему организованному пространству тех же российских регионов. Гуманитарные технологии проектируются на основе системного и разновидностей деятельностного подходов, связанных с доминированием специальных аналитических методов и процедур, определяющих основные параметры и условия целедостижения. Мышление становится основным и центральным их звеном. Организация мышления как ведущей (технической) составляющей гуманитарных технологий осуществляется по «особым» гуманитарным законам и методам. Это еще одно свойство: гуманитарные технологии создают модельный ряд мира, неразделимо сочетающий в себе сознательный и бессознательный компоненты.

Если масштаб человека равен масштабу его мышления, то сознание, питаемое мыслями, это духовный капитал человека, а подсознание, вскрываемое чувствами, его стимулятор. Это важно понимать в рамках гуманитарных технологий как технологий самовыражения и самореализации людей. В сфере конкурентной политики и инновационной экономики преобладают иные требования и к гуманитарному знанию, и его технологиям. Процесс формирования гуманитарных технологий здесь осуществляется с использованием комплексного знания: гуманитарного и естественнонаучного - с учетом их специфики. Информация в нем рассматривается как отдельный элемент, который в данных технологиях выполняет посредническую функцию между активными позициями (заказчика-клиента, технолога-аналитика, организатора, управленца) и позволяет значительно «сжимать» время и «технологизировать» знание.

Основным требованием инновационной экономики к научному знанию как сокращающемуся ресурсу является наличие четкого и действенного механизма практической реализации теоретической модели. Отсюда работа с видами знаний строится у профессионалов по цепочке: теоретическое - проектное - технологическое - инструментальное знание. Если научное (гуманитарное) знание идеализирует ситуацию, то проектное знание конкретизирует, ресурсонасыщает логические объекты; если теоретическое знание обращено к практике-универсуму, то технологическое отображение - к отдельному фрагменту действительности, обладающему собственной логикой развития и предполагающему выдвижение некой требуемой решения проблемы.

Решение, ответ на вызов ситуации формируется в рамках ее принципиальной ограниченности и предполагает введение в его содержание стратегий (стратагем) и инструментов (орудий). Последние логично взаимосвязаны, так как содержание стратегирования изначально включает совокупность процессов разработки стратегии, способов и приемов ее реализации. Вследствие этого все истины технологического знания, несущие понимание состава, структуры, формы, характера изменения ситуации, принципиально подвижны, исключительны и уникальны. Язык гуманитарной технологии (как очередное ее свойство^ сочетает в себе логическую и образную составляющие.

У конкретного сочетания логических и образных (имиджевых) техник как определенной системы жизнестойкости гуманитарных технологий существует свое «внутреннее время». В условиях перехода к конкурентной инновационной экономике жизненный цикл любого товара (в первую очередь, инноваций и технологий) резко сокращается. Специфика гуманитарных технологий, познаваемая в соотношении пределов, свойств и творческих возмож-

ностей людей в рамках нормативно закрепленного целедостижения, ставит их в ряд актуальных и практически значимых, но не гарантирующих полноту реализации человеческих замыслов без морально и профессионально организованного труда. Они предельно трудоемки, т.к. чувствительны к социальному (нравственному) смыслу происходящего и собственной пользы.

Технологизация отдельных рутинных компонентов гуманитарных технологий значительно высвобождает время и пространство для мыслительно-рефлексивных (целеполагания, целедостижения и т.п.) видов работ. В связи с тем, что технологии проектной культуры и стратегирования, связанные с особым типом организации мышления и мыследеятельности в научном и управленческом сообществе освоены достаточно неравномерно, гуманитарными технологиями, по крайней мере, на местах, владеет сравнительно скромная группа профессионалов - субъектов ценностно-рационального действия. Отчасти и поэтому ареал их применения, за исключением отдельных зон социального творчества, в пространстве власти и управления значительно сужен. Этот факт зависимости противоречит постиндустриальному тренду и преодолевается прежде всего социокультурной миссией образования и политики.

Гуманитарные технологии являются инфраструктурными (нелинейными). Это означает зависимость каждого элемента гуманитарной технологии от целого ряда неопределенных факторов. Нелинейность как характеристика гуманитарных технологий выражается в необходимости фиксировать получаемые промежуточные результаты и продукты, а также их использование в других системах деятельности. Именно поэтому гуманитарным технологиям свойственно функциональное укрупнение деятельности и, как следствие, - автономизация отдельных ее составляющих. Сегодня более чем наглядно вычленение в отдельные институты таких элементов гуманитарных технологий как обмен информацией, правовое обеспечение, консультирование, экспертирование, и осуществление между ними кооперации на договорных основаниях.

В гуманитарных технологиях важно не столько содержание отдельных составляющий, сколько тип системных отношений, определяющий предназначение и специфику той или иной конкретной технологии. Так, в отечественной системе управления соответствующей гуманитарной технологией выступает способ со-организации компонентов управления и их упорядочения в пространстве и времени. Ее содержание, выражающееся в применении определенных методик, процедур и техник, непосредственно задается как особенностями данной предметной сферы, так и конкретными целями, темпом и характером идущих в ней процессов.

Современные гуманитарные технологии науко- и ресурсоемки. Под ресурсом в них понимается наличие ведущих к результату: а) знаний - идей, концептов, и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, развивающих программ и проектов; б) людей, способных не только их разрабатывать и реализовывать, но и делать это продуктивно, конкурентоспособно; в) материально-технической инфраструктуры; г) нормативной базы. Эти четыре измерения являются и необходимыми условиями для полноценного развития гуманитарных технологий в общественной практике.

Таким образом, с учетом выделенных аспектов и свойств предмета исследования гуманитарные технологии в стратегическом плане представляют собой многомерный и обоюдоострый феномен. Это комплекс знаний и профессиональных действий, связанных с поиском оптимальной модели будущего страны посредством искусства воздействия на людей гуманитарными средствами с целью раскрытия их потенциала. Гуманитарные технологии повышают эффективность жизнедеятельности людей в сфере общественных отношений во всех их проявлениях. При условии, что сами они как субъекты способны на этическое, творческое и общеполезное их использование.

Библиографический список

1. Казаков, М.А. Гуманитарные технологии - современный ресурс реализации геостратегических приоритетов России / М.А. Казаков, Е.С. Левина // Materiály VIII mezmárodní vedecko-prakticka konference «Zpravy vedecké ideje - 2012». Díl 10. Historie. Politické vedy : Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. S. 83.

2. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. 2-е изд., доп. и перераб., М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. С. 39.

3. Казаков, М.А. Новое в теории безопасности: гуманитарная безопасность и гуманитарные технологии: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: ФМО ННГУ, «Принт-Маркет», 2012. - 54 с.

4. Казаков, М.А. Инновации и лидерство на региональном уровне управления: технологический подход // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. №1 (13). Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. С. 13-17.

5. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. -М.: Народное образование, 1999. С. 299.

6. Казаков, М.А. Ценностно-деятельностный подход в исследовании современных политических элит и лидеров: понятия субъектности и гуманитарных технологий // Нижегородский журнал международных исследований осень-зима 2009. Н. Новгород: «Зум Медиа», 2009. С. 18.

7. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. С. 54.

8. Крупник, С.А. Гуманитарные Технологии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.modernstudy.ru/pdd -268.html (Дата обращения 01.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.