Научная статья на тему 'Гуманитарные принципы инновационного образования как основа формирования социально-культурной компетенции студентов'

Гуманитарные принципы инновационного образования как основа формирования социально-культурной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное образование / компетенция / самоактуализация / антропоцентризм / культуросообразность / паритетность / функциональность / системность / гуманистичность / демократизация / innovative education / competence / self-actualization / anthropocentrism / cultural conformity / equality / functionality / systemic / cultural conformity / democratization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якуш Надежда Михайловна

В статье рассматриваются вопросы изменения содержания, структуры, методологической базы современной образовательной системы. Анализируются социокультурная составляющая профессионального сознания выпускника технического вуза и компетентностный вектор образовательного процесса. Сформулированы определенные принципы организации учебного процесса, которые позволяют наиболее полно реализовать гуманитарный потенциал высшей школы и укрепить инновационное образовательное пространство. Обозначены трудности и проблемы, связанные с многократным увеличением притока абитуриентов, слабо мотивированных на самостоятельную научнопознавательную деятельность. Сделаны выводы о том, что основой продуманной и взвешенной профессионализации высшей школы страны является общая гуманитаризация учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PRINCIPLES OF INNOVATIVE EDUCATION AS THE BASIS OF STUDENTS’ SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE FORMATION

The present article focuses on the issues of content alteration, structure, and methodological basis of modern educational system. The socio-cultural component of a technical university graduate’s professional consciousness and vector competence of the educational process are analyzed. The author formulates certain principles of study process organization, which help humanitarian potential of higher school to be fully implemented and innovative educational space to be increased. Difficulties and problems associated with a multiple increase in the number of students, poorly motivated for independent scientific and cognitive activities are described. It is concluded that the total humanization of the educational process is the basis of a sound and balanced professionalization of higher schools in the country.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные принципы инновационного образования как основа формирования социально-культурной компетенции студентов»

102

ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2015. № 8. Учебно-метолическая работа

УДК 378:001.895

Н. М. Якуш

Белорусский государственный технологический университет

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются вопросы изменения содержания, структуры, методологической базы современной образовательной системы. Анализируются социокультурная составляющая профессионального сознания выпускника технического вуза и компетентностный вектор образовательного процесса. Сформулированы определенные принципы организации учебного процесса, которые позволяют наиболее полно реализовать гуманитарный потенциал высшей школы и укрепить инновационное образовательное пространство. Обозначены трудности и проблемы, связанные с многократным увеличением притока абитуриентов, слабо мотивированных на самостоятельную научно-познавательную деятельность. Сделаны выводы о том, что основой продуманной и взвешенной профессионализации высшей школы страны является общая гуманитаризация учебного процесса.

Ключевые слова: инновационное образование, компетенция, самоактуализация, антропоцентризм, культуросообразность, паритетность, функциональность, системность, гуманистич-ность, демократизация.

N. M. Yakush

Belarusian State Technological University

HUMANITARIAN PRINCIPLES OF INNOVATIVE EDUCATION AS THE BASIS OF STUDENTS' SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE FORMATION

The present article focuses on the issues of content alteration, structure, and methodological basis of modern educational system. The socio-cultural component of a technical university graduate's professional consciousness and vector competence of the educational process are analyzed. The author formulates certain principles of study process organization, which help humanitarian potential of higher school to be fully implemented and innovative educational space to be increased. Difficulties and problems associated with a multiple increase in the number of students, poorly motivated for independent scientific and cognitive activities are described. It is concluded that the total humanization of the educational process is the basis of a sound and balanced professionalization of higher schools in the country.

Key words: innovative education, competence, self-actualization, anthropocentrism, cultural conformity, equality, functionality, systemic, cultural conformity, democratization.

Введение. Современное общественное развитие основывается на критическом анализе издержек индустриализма, с одной стороны, и практической реализации идеалов и ценностей информационной цивилизации - с другой. Накопленный опыт построения постиндустриального общества показывает, что основные векторы содержательной трансформации индустриализма - это повышение роли интеллектуальных технологий; появление качественно новых способов организации технологической сферы; формирование индустрии знания; реорганизация культурной сферы и ее переориентация на интеллектуальные приоритеты.

Основная часть. Общим фоном этих преобразований в современном мире выступает конфликт старых и новых ценностей, ориента-ций и идеалов, норм поведения на уровне индивидуального сознания, что приводит к потере человеком ориентиров своего бытия. Критические параметры развития современной цивилизации выявляет и постепенная хаотизация про-

цессов межкультурных диффузий, связанная с разрушением защитных систем национальных культур (прежде всего собственной традиции) и разрастанием экстремальных параметров личности. Реальность XXI века показала, что именно культурно-цивилизационная специфика в большей степени, чем уровень экономического развития определяет современную геополитику, а стабильность и устойчивость мира напрямую зависит от решения проблемы «культурных разломов» в рамках межкультурных коммуникаций и диалога между национальными культурами [1].

Стабилизирующим фактором и одновременно важнейшим социокультурным регулятором развития цивилизации в рамках триады «человек-природа-общество» является образование. С одной стороны, образование как культурно обусловленная деятельность направлено на сохранение и ретрансляцию культурных образцов, ценностей, идеалов и знаний конкретного общества с целью их сохранения и умно-

жения путем формирования определенного типа личности. С другой - образование связано с культивированием непохожести, уникальности, неповторимости человека, что делает институ-циализированную образовательную систему институтом постоянного обновления.

Каждая эпоха развития человечества характеризуется ключевыми концептами, задающими ей ту «матрицу смыслов», в рамках которой определяются цели общества и его представления о себе самом. Смена этапа развития цивилизации с неизбежностью диктует пересмотр парадигмы образования, формирования новой философии и новых моделей обучения, становления инновационных образовательных систем, определяющих направления технологической культуры, утверждающих бережное отношение к окружающему миру и человеку.

Классическая система высшего образования индустриального общества представляет собой знаниецентрическую образовательно-воспитательную репродуктивную модель обучения с заданной траекторией и выходом на определенный результат в рамках субъект (преподаватель) - объектных (студент) отношений. В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Чрезвычайно актуальным становится умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Требуется изменение содержания, структуры, методологической базы образовательной системы, что и составило поле инновационных образовательных поисков. Зарождающееся инновационное образовательное пространство детерминировано двумя доминирующими тенденциями развития: во-первых, это технологичность (переход от объектных к созданию процессуальных систем, в том числе и человека с заданными свойствами), во-вторых, гуманистичность (возрастание требований к общественному интеллекту и нравственности человека, его способности к прогнозированию и творению) [2].

Придание образовательному процессу большей общекультурной и методологической направленности - основное направление инновационных поисков в отечественном образовательном пространстве. Ведущей тенденцией теории и практики стала парадигма личностно-ориентированного образования, под которым чаще всего понимают методологическую ориентацию, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности. Таким

образом, основополагающий принцип состоит в том, чтобы дать студенту возможность разбудить собственную активность и внутренние силы, сделать собственный выбор, принять решения и отвечать за них (принцип самоактуализации). Это закономерно предполагает превращение студента в равноправного с преподавателем субъекта образовательного процесса, «свободу обучения», проектирование индивидуальной образовательной траектории, связанной с проявлением индивидуальности и пониманием своего места в будущей профессиональной деятельности. Подобные установки постулируются современной образовательной политикой и уже стали общим местом. Однако в реальности это труднодостижимый идеал, который рассчитан на наличие у абитуриентов самоорганизующегося начала, высокого уровня мотивационной деятельности и уже развитого познавательного интереса. К сожалению, высшая школа Беларуси переживает «кризис массовости», когда многократное увеличение притока студентов сопровождается многократным притоком проблем. Среди них: отсутствие у студентов познавательной активности, трудность приобщения к научным идеям, мотив чистого прагматизма и получения «быстрых знаний». Эти проблемы берут свои корни еще в средней школе и в том, что функции социализации приняла на себя массовая культура, которая вместо гармоничной личности с яркой индивидуальностью формирует массовизированного индивида с гедонистически-потребительскими установками [3].

В силу сказанного насущной задачей высшей школы становится вооружение выпускников социально-культурной компетенцией и компетентностью как основой дальнейшего прогресса общества. Культурный смысл профессии является ее основным содержанием, позволяющим ориентироваться на гуманистические ценности. Специалист, владеющий культурой профессии, а также способный осмыслить мир в его культурной целостности и ценности, при разработке хозяйственных программ будет исходить не только из их экономической эффективности, но и из рисков культурно-национальной напряженности, прогнозов изменения социальной, этнической, гендерной структуры регионов. Социокультурная составляющая профессионального сознания не позволяет воспринимать ценности инструментально, сводя их к потребностям, а глубокие аспекты духовности и нравственности заключать в рамки чисто экономических соображений [4].

Современный процесс обучения остается в ситуации жестких рамок, стандартов, учебных планов и рабочих программ. Однако вся эта организационная система фиксирует

104

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-метолическая работа

компетентностный вектор образовательного процесса, выделяет набор профессиональных и общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у студента к моменту окончания обучения в результате усвоения различных дисциплин.

Быть компетентным в чем-либо означает, прежде всего, способность мобилизировать имеющиеся знания, умения и навыки для решения конкретной познавательной или профессиональной проблемы. В свою очередь формирование этой способности у студентов предполагает определение соответствующих принципов, эффективных технологий и методов обучения. Социально-культурная компетенция студентов формируется не только за счет учебных ресурсов дисциплин социально-гуманитарного цикла, но и за счет общей гуманитаризации всего образовательного пространства, связанной с установками развивающего обучения. Гуманитарный потенциал высшей школы сегодня может в полной мере реализовываться и стать средством решения социальных проблем при соблюдении определенных принципов функционирования образования. Важнейшие из них:

- принцип гуманизации, который изначально нацеливал внимание к личности человека как высшей социальной ценности, на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. В условиях современной деформации личностного самоценного начала человека и кризиса иден-тичностей гуманистический принцип связан с внутренней трансформацией индивидуальной культурой на основах чувства глобальности, любви и справедливости, нетерпимости к насилию;

- принцип антропоцентризма, согласно которому студент вместе с преподавателем занимает центральное положение в образовательном пространстве в качестве субъекта обучения, становится не только смысловым, но и организационным центром образования. Идея личностного образовательного движения студента связана с расширением поля самостоятельной работы и возможностей научно-познавательной рефлексии, опосредующей навыки и умения;

- принцип культуросообразности, который означает ориентацию образования на характер и ценности культуры, принятие социокультурных норм и включение в их развитие. На сегодняшний день этот принцип предполагает такой отбор содержания, программу изучения отдельных предметов (или определенных циклов), выбор методов обучения, которые обеспечивают возможности самоопределения и самореализации в многокультурном и взаимосвязанном мире, формируют способность к диалогу и толерантности. Вариациями стратегии культуросо-

образности является развитие мультикультур-ной личности, способной к межкультурной коммуникации и формам соответствующей деятельности, а также формирование экологического сознания и принцип паритетности, устанавливающий уровень субъектно-объектных отношений между преподавателем и студентом. Идея паритетности предполагает активный диалог и взаимодействие преподавателя и обучающегося, создание дидактических и психологических условий, способствующих проявлению познавательной активности, разворачивание процессов контроля и коррекции, а также индивидуализации обучения;

- принцип функциональности, означающий создание образовательной траектории на основе функционального анализа формируемой личностной компетенции. Данный принцип предполагает корректировку содержания образования посредством включения в него социально-профессионального контекста, исторических аналогий, практико-ориентированных образовательных методик;

- принцип демократизации, ориентированный на включение студентов в управление образованием, создание условий для развития общественной активности, инициативы и возможностей их реализации в университетской жизни;

- принцип системности, предполагающий овладение системой навыков и умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. Он вытекает из необходимости системного решения современных проблем, включающих в себя как технологические, так и нравственно-этические, экологические, социальные проблемы. Для того, чтобы сознание приобрело новый характер, требуются умения, навыки моделирования ситуации, целостного способа осмысления действительности [5].

Заключение. Общекультурная составляющая - основа продуманной и взвешенной профессионализации высшей школы страны. Стремление убрать из учебных программ то, что на первый взгляд лежит вне будущей профессии, излишний прагматизм и ориентация только на потребности рынка в перспективе приведут к снижению уровня научности образования и падению профессионализации специалиста. Целый ряд общезначимых идей, аналогий, ассоциаций и методов уходит из освоения, а значит, они не будут доступными в профессиональной деятельности. Помимо получения пакета всех необходимых знаний по выбранной специальности, в процессе обучения в вузе у выпускника должно сформироваться целостное современное научное мировоззрение. Его отсутствие приводит к нелепейшим управленче-

ским решениям. Функция материалов различных непрофильных дисциплин как раз и состоит в том, чтобы обучать общим навыкам решения задач и проблем, процессам сознательного внутреннего контроля за мыслительной деятельностью, эвристическим правилам и алгоритмам для решения творческих задач, общим стратегиям решения проблем, работающим в тех случаях, когда мыслительные задачи приходится решать, выходя за рамки ранее известных предметных областей. Без такого смыслосодержащего наполнения образования невозможно формирование креативного мышления специалиста.

В рамках нашей темы разговора будет уместным заметить, что проблема моделирования образовательного пространства высшей школы в Республике Беларусь заключается в создании модели, достаточно универсальной для обеспе-

чения высокой культуры нации и сохранения культурных традиций, достаточно вариативной, чтобы обеспечить индивидуальные запросы, полноценное и свободное развитие личности, а также способствующей выполнению профессионального заказа общества и государства, обеспечивающей стабильное функционирование всех его систем. В рамках этих задач и проблем идет формирование университета будущего, разворачивается полемика о перспективах университетского образования и его перестройке. Но в конечном итоге все сходится к поиску и выявлению человеческого в человеке, к сохранению и развитию базовых основ его культуры. Поэтому гуманитаризация, новое содержание культурно-образовательных принципов, формирование культуросозидающих стратегий и практик и выступает основой инновационного развития.

Литература

1. Верещагин О. А. Коммуникативная социогуманитарная парадигма и современные образовательные практики // Социология образования. 2014. № 10. С. 87-97.

2. Губанов Н. И., Губанова Н. Н. Особенности познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках // Философия и общество. 2010. № 1. С. 166-180.

3. Костина А. Образование в информационном обществе: гуманитарные проблемы как ориентир развития // Обсерватория культуры. 2012. № 6. С. 95-98.

4. Торхова А. В. Перспективы инновационного развития педагогического образования Беларуси // Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность / под ред. Л. М. Митиной. М., 2011. С. 66-69.

5. Фиговский О. Как готовить инновационных инженеров? // Знание - сила. 2012. № 7. С. 28-32.

References

1. Vereshchagin O. A. Communicative paradigm of sociohumanities and modern educational practices. Sotsiologiya obrazovaniya [Educational sociology], 2014, no. 10, pp. 87-97 (In Russian).

2. Gubanov N. I., Gubanova N. N. Peculiarities of cognitive activity in social sciences and humanities. Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and society], 2010, no. 1, pp. 166-180 (In Russian).

3. Kostina A. Education in informational society: humanitarian problems as a guideline of development. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture], 2012, no. 6, pp. 95-98 (In Russian).

4. Torkhova A. V. Prospects of innovational development of teacher education in Belarus. Aktual'nyye problemy sovremennogo obrazovaniya: razvitie, zdorov 'e, effektivnost' [Topical problems of modern education: development, health, efficiency], Moscow, 2011, pp. 66-99.

5. Figovskiy O. How to prepare innovative engineers? Znaniye - sila [Knowledge is power], 2012, no. 7, pp. 28-32 (In Russian).

Информация об авторе

Якуш Надежда Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: yakush@belstu.by

Information about the author

Yakush Nadezhda Mikhaylovna - Ph. D. (History), Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: yakush@belstu.by

Поступила 28.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.