Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВА КРЫМЧАН И ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ»'

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВА КРЫМЧАН И ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарные права / политика «двойных стандартов» / Крым / Россия / США / humanitarian rights / policy of «double standards» / Crimea / Russia / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волконская Мария Юрьевна

В статье обсуждается проблема нарушения гуманитарных прав крымчан в контексте международных политических процессов нескольких последних лет. Особое внимание уделяется политике «двойных стандартов», которую проводит коллективный запад во главе с США по отношению к России после проведённого жителями крымского региона референдума. Данной политике противопоставляется последовательная политика очевидных достижений России в обустройстве Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of violations of human rights of the Crimean people in the context of last several years international political processes. Particular attention to the policy of «double standards», pursued by the collective West, led by the United States, towards Russia after the referendum held by the residents of the Crimean region is paid. This policy is opposed by a consistent policy of Russia's obvious achievements in the arrangement of Crimea.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВА КРЫМЧАН И ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ»»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327.8

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАВА КРЫМЧАН И ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ»

Волконская Мария Юрьевна доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела, Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь mvolkonskay@yahoo. com

Аннотация. В статье обсуждается проблема нарушения гуманитарных прав крымчан в контексте международных политических процессов нескольких последних лет. Особое внимание уделяется политике «двойных стандартов», которую проводит коллективный запад во главе с США по отношению к России после проведённого жителями крымского региона референдума. Данной политике противопоставляется последовательная политика очевидных достижений России в обустройстве Крыма.

Abstract. The article discusses the problem of violations of human rights of the Crimean people in the context of last several years international political processes. Particular attention to the policy of «double standards», pursued by the collective West, led by the United States, towards Russia after the referendum held by the residents of the Crimean region is paid. This policy is opposed by a consistent policy of Russia's obvious achievements in the arrangement of Crimea.

Ключевые слова: гуманитарные права, политика «двойных стандартов», Крым, Россия, США.

Keywords: humanitarian rights, policy of «double standards», Crimea, Russia,

USA.

11 марта 2014 года Верховная Рада Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет одобрили Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, в которой провозгласили, что «в случае если в результате предстоящего 16 марта 2014 года прямого волеизъявления народов Крыма будет принято решение о вхождении Крыма, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь, в состав России, Крым после референдума будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления». В преамбуле Декларации было отмечено, что депутаты Верховной Рады АР Крым и Севастопольского горсовета исходят при этом «из положений Устава Организации Объединенных Наций и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение», а также принимают «во внимание подтверждение международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010

года того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права» [1, с. 9]

По результатам проведение референдума было выявлено, что в нем участвовали 83,01% крымчан, имеющих право голосования (без учета севастопольцев). Из них за воссоединение Крыма с Россией проголосовали 96,77% человек. В Севастополе в референдуме приняли участие 89,5% жителей, имеющих право голосовать. Из них положительно ответили на первый вопрос 95,6% человек [1, с. 10].

Выбор крымчан был обусловлен теми негативными процессами, которые к тому времени начали складываться в Украине: рост национализма и неонацизма. Опасения жителей Крыма были обусловлены кровавым майданом в Киеве, трагическими событиями в Одессе, когда десятки людей, несогласные с украинским режимом, были заживо сожжены в Доме профсоюзов. Дальнейшие события: водная блокада, подрыв линий электропередач и последовавшая энергоблокада, продовольственная блокада, попытки диверсий и террористических актов на территории Крыма только подтвердили, что выбор крымчан был обоснованным и оправданным.

Такая форма реализации права на самоопределение являлась единственно возможным способом защиты жизненно важных интересов народа Крыма перед лицом разгула национал-радикальных элементов на Украине, которые оказывали и продолжают оказывать сильнейшее воздействие на принимаемые в стране решения, что в свою очередь ведет к игнорированию интересов украинских регионов и русскоязычного населения. Эта позиция основана на международном праве и в полной мере ему соответствует.

Именно за это право - жить в мире и спокойствии, против крымчан и Крыма западные страны ввели санкции, которые с полным юридическим основанием можно рассматривать, как террор против населения республики. В частности, с декабря 2014г. был установлен запрет на американские инвестиции в развитие полуострова, а также на экспорт и импорт товаров, услуг и технологий между США и крымским регионом. Мировые платежные системы Visa и Mastercard приостановили обслуживание карт российских банков, распространивших свою деятельность на Крым. Крупнейшая отечественная кредитная организация, Сбербанк, опасаясь санкционных последствий, воздержалась от открытия своих отделений, на полуострове не работают российские сотовые операторы, российские банки [2], такая же ситуация наблюдается и с крупными российскими торговыми сетями, что существенным образом влияет на ценообразование для жителей Крыма. Отдельный блок проблем - это документы крымчан, которые так и не признаются за границей, в частности дипломы Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Против крымчан через иностранные СМИ государственными и межгосударственными структурами стран «Западного мира» и международными правозащитными организациями «прозападной» ориентации ведется

информационная война.

Так, 4 февраля 2016 года Европейский парламент принял резолюцию относительно Крыма. В этой резолюции о событиях «Крымской весны» говорится не

иначе как об «оккупации» Крымского полуострова Россией и содержится призыв европейских парламентариев к России демилитаризировать Крым, прекратить его «оккупацию» и «травлю» крымских татар и украинцев, проживающих на полуострове.

В частности, в резолюции перечисляются следующие «преступления» России:

- незаконная аннексия Крыма и, следовательно, нарушение международного права, включая Устав ООН, Хельсинкского заключительного акта и Будапештского меморандума 1994 года;

- разворачивание войск Черноморского флота против крымских татар, украинцев, а также украинских солдат, находящихся в Крыму;

- запрет лидерам крымско-татарского народа, таким как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, въезда в Крым и выдача ордера на арест Джемилева;

- резкое ухудшение ситуации с правами человека в Крыму, особенно с правами крымских татар, регулярное исчезновение и последующее нахождение мертвыми со следами пыток крымско-татарских интеллектуалов, журналистов и простых граждан, не согласных с российскими властями;

- удержание в заключении и судебный процесс над Ахтемом Чийгозом, Али Асановым, Мустафой Дегерменджи, «которые 26 февраля 2014 г. приняли участие в мирной акции перед местным парламентом Крыма в защиту своего отечества против российских оккупационных войск»[с. 12];

Таким образом, враги Крыма пытаются разыграть так называемую «татарскую карту» . Однако фактом является то, что сами крымские татары активно участвуют в управлении Крымом и в решении жизненно важных для них вопросов. Так, в рамках Федеральной целевой программы по развитию Крыма до 2022 года реализуются меры социально-экономической поддержки крымских татар, включая строительство многоквартирных домов, открытие дошкольных и школьных учреждений, домов культуры. В 2018 году для поддержки реабилитированных народов Крыма утверждена Государственная программа Республики Крым на 2018-2020 годы. В соответствии с ней обустраиваются места компактного проживания граждан из числа репрессированных народов, включая крымских татар, выплачиваются компенсации, оказывается поддержка деятельности национально-культурным объединениям. В декабре 2019 года при Главе Республики Крым сформирован Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Обеспечено языковое равноправие на полуострове. Крымско-татарский язык признан в Конституции Крыма 2014 года государственным языком Республики наравне с русским и украинским языками. Крымский инженерно-педагогический университет является одним из символов межнационального согласия в Крыму. В нем обучаются 6 тысяч студентов, 60% которых - крымские татары. Строятся детские сады и школы в местах компактного проживания крымских татар. Обеспечен полный комплект учебной литературы для среднего образования на крымско-татарском языке. Успешно функционируют крымско-татарские автономии различных уровней.

В столице Республики Крым - Симферополе продолжает работу «Дом дружбы народов». Кроме того, на полуострове действуют более 30 общественных объединений крымских татар, включая, «Милли-фирка», «Къырым бирлиги»/«Крымское единство» и «Къырым»/«Крым». При государственной

поддержке выпускаются многочисленные издания на национальном языке («Яньи Дунья», «Къырым», «Йылдыз», «Арзы», «Армачыкъ», «Хидает», «Сувдагъсеси» и др). В настоящее время работают более 50 крымско-татарских СМИ. Активно развивается основанная в сентябре 2015 года «Общественная крымскотатарская телерадиокомпания», в состав которой входят телеканал «Миллет» и радио «Ватан-Седасы». С 2019 года на телеканале «Миллет» последовательно наращивается крымскотатарский контент. Увеличены часы вещания на крымско-татарском языке. На радио «Ватан-Седасы» есть программа по изучению крымско-татарского языка. Значительная работа ведется медиа-центром имени И.Гаспринского, который является основной площадкой поддержки национальных печатных СМИ.

За счет средств федерального бюджета проводятся реставрационные работы в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике. На реставрацию только комплекса Ханского дворца до 2021 года планируется израсходовать 1,6 млрд рублей. Такого масштаба работы там не проводились последние 30 лет.

При поддержке властей Крыма регулярно проводятся крымско-татарские национальные праздники и фестивали, например, знаменитый «Хыдырлез». В этом году широко отмечается 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР крымского татарина Амет-хана Султана. И это примеры лишь наиболее масштабных мероприятий.

Крымские татары занимают руководящие посты в исполнительных, законодательных и судебных органах власти. Так, по итогам выборов в сентябре 2019 года в местные советы вошло 250 крымско-татарских депутатов.

Серьезные подвижки наблюдаются также как в культурной, так и в конфессиональной сферах. В 2014 году впервые из Крыма 150 паломников по специальной программе выехали в хадж в Королевство Саудовская Аравия. В 2015 году из Республики Крым было направлено 322 паломника. В 2016 году Республике Крым предоставлена открытая квота, в соответствии с которой все мусульмане, изъявившие желание, могут совершить хадж.

На сегодняшний день на территории Крыма функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации одна духовная школа Духовная профессиональная образовательная организация «Азовское медресе исламских наук имени Хаджи Ихсана», которая входит в состав ЦРО «Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополь» [4].

11 сентября 2016 года в Симферополе состоялось торжественное открытие после масштабной реконструкции мусульманского комплекса «Сеит-Сеттар». Мероприятие было организовано Духовным управлением мусульман Крыма и города Севастополь при поддержке Правительства Республики Крым.

Учащиеся медресе по окончанию исламского учебного заведения получат дипломы государственного образца.

25 сентября 2015 года в г. Симферополе состоялось торжественное начало строительства Соборной мечети под патронатом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Разрешение на строительство данного объекта представители крымскотатарского народа получили сразу после вхождения в состав Российской

Федерации. В украинских реалиях получить разрешение на возведение данного объекта крымские татары так и не смогли. В итоге, завершение строительства Соборной мечети общей площадью 5,7 тыс. кв. м, вместимостью - 2,6 тыс. человек планируется завершить весной 2022 года. За всю историю Крыма - это самый крупный мусульманский объект.

По данным Духовного управления мусульман Республики, с момента воссоединения полуострова построено более 40 мечетей. Всего же в Крыму функционируют более 300 мечетей и молельных домов. Как отметил в ходе Варшавского обзорного совещания ОБСЕ в сентябре 2019 года заместитель Муфтия мусульман Крыма хаджи Эсадуллах Баиров, «мусульмане и гости Крыма свободно их посещают». Таким образом, Российская Федерация предпринимает необходимые усилия по поддержке крымско-татарского этноса, а перечисленные достижения подтверждают безосновательность обвинений относительно «ущемлений» или «преследований» крымских татар [4].

Все вышеперечисленные преобразования, естественным образом, касаются не только крымских татар. Масштабные позитивные изменения отразились на всех группах населения, живущих на полуострове. Самое громкое событие в жизни Крыма после присоединения к России - это, безусловно, строительство Крымского моста. Надо отметить, что проект моста, соединяющего Керченский и Таманский полуострова, не нов: об этом задумывались еще с начала прошлого века, но проект более ста лет оставался лишь мечтой.

В 1944 г. был построен железнодорожный мост протяженностью 4,5 км, однако уже через год он оказался разрушен льдами из-за ошибок в проектировании. Его планировали воссоздать, но послевоенное восстановления страны требовало решения более насущным проблем, и в 1950 г. от проекта отказались в пользу паромной переправы. В дальнейшем строительство моста не раз обсуждалось, но откладывалось из-за отсутствия средств. Уже в наше время к нему вернулись, и в 2013 г. было подписано соответствующее соглашение между Россией и Украиной, однако события «майдана» вновь отложили реализацию данного проекта.

Новый статус Крыма, с которым остальная часть страны не имела никакого сухопутного сообщения, поставил вопрос ребром. Уже в феврале 2016 г. началось возведение нового моста, который был построен в рекордные для подобного сооружения сроки: в мае 2018 г. было открыто автомобильное, а в декабре 2019 г. -железнодорожное сообщение. И это на фоне того, как во всем мире к перспективам моста относились крайне скептически, а на Украине и вовсе отрицали даже гипотетическую возможность его постройки. Но «стройка века» завершилась, несмотря ни на что. Оценить ее влияние на экономику полуострова еще только предстоит, но очевидно, что его положительное влияние огромно - мост окончательно закрывает вопрос продуктовой блокады, как одной из формы давления.

Ситуация с энергоблокадой также была решена российскими властями в кротчайшие сроки. Так, по дну Черного моря был проложен «энергомост», соединяющий полуостров с системой ЕАЭС России, а через полгода он заработал на полную мощность, что позволило Крыму достичь многолетних максимумов энергопотребления.

Разумеется, это было временным решением, и уже осенью-зимой 2018 г. были запущены оперативно построенные собственные крымские мощности - Таврическая и Балаклавская ТЭС, что дало энергосистемам полуострова возможность работать в изолированном режиме, независимо от материка.

К сожалению, вопрос с водной блокадой удалось решить лишь частично за счет использования подземных источников, бурения новых артезианских скважин и расконсервирования скважин, созданных еще в советское время, а также реконструкции водохранилищ, питаемых из горных рек.

На сегодняшний день прорабатываются различные варианты, от подачи воды по водоводу из Краснодарского края и строительства заводов по опреснению морских и очистке сточных вод до возвращения к проекту строительства Крымской АЭС.

Невозможно не сказать о строящейся в данный момент автомобильной дороге федерального значения - трассе «Таврида», которая по замыслу должна пройти через весь полуостров, соединившись с Крымским мостом.

Среди мегапроектов, ставших возможными только после присоединения Крыма к России, нельзя не выделить здание нового аэровокзала симферопольского аэропорта, построенное менее чем за два года. Его ввод в эксплуатацию весной 2018 г. позволил довести число обслуживаемых пассажиров до исторического рекорда -5,15 млн. Для сравнения, по итогам 2014 г. пассажиропоток составил 2,8 млн, что и так в 2,3 раза превысило цифры предыдущего года - при Украине [5].

На фоне отмеченных позитивных процессов в Крыму коллективный Запад во главе с США, исходя из своих геополитических интересов, проводят активную санкционную политику против Российской Федерации и, в частности, против Крыма. Такой подход проявляется в резолюциях ООН и работе ОБСЕ [6, 7, 8]. Он не учитывает ни волеизъявление крымчан, высказанную на референдуме о воссоединении Крыма с Россией, ни нарушение их гуманитарных прав. Под эти нарушения подпадают водная блокада Крыма, санкции по ограничению передвижения граждан, энергетическая и продовольственная блокада. А также экстремистская и террористическая деятельность радикальных националистических групп, собственно, и самого государства Украина против крымчан. Никак иначе как политикой двойных стандартов такое поведение западных стран не назовешь. Очевидный пример признания ими независимости Косово без какого-либо референдума и непризнание референдума в Крыму не оставляет в сути отмеченной политики.

Противодействием такой политике двойных стандартов может быть только последовательная политика достижений России в обустройстве Крыма, продвижение политики мира посредством государственной и народной дипломатии, а также готовность защищать безопасность своих граждан всеми средствами, в том числе и военными [9]. Очевидно, что информационная политика занимает в этих процессах важную роль.

Литература:

1. Томсинов, В. А. «Крымское право», или Юридические основания воссоединения Крыма с Россией / В. А. Томсинов. — Москва : Зерцало-М, 2020. — 132 c. — ISBN 978-5-94373-469-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111798.html (дата обращения: 04.10.2021).

2. Ермаков, А. Р. Влияние «крымских» санкций на экономику России и борьба за их отмену / А. Р. Ермаков, И. Б. Ромашова, Н. Ю. Дмитриева // Economic Consultant. - 2019. - № 3 (27). - С. 116-127. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-krymskih-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-i-borba-za-ih-otmenu (дата обращения: 12.06.2021).

3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2016 году/ [электронный ресурс] : сайт Государственного Совета Республики Крым [сайт]. - URL:http://crimea.gov.ru/textdoc ru/7/ project/1547pr.pdf (дата обращения: 12.07.2021).

4. Комментарий Постоянного представителя Российской Федерации А.К.ЛУКАШЕВИЧА на онлайн-заседании Постоянного совета ОБСЕ 21 мая 2020 года К 76-й годовщине депортации крымских татар/ [электронный ресурс]: ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ [сайт]. - URL: https://www.osce.org/files/f/documents/c/f/453549.pdf(дата обращения: 19.08.2021).

5. Дмитрий Родионов «Возвращение домой». Как вступление в состав России изменило Крым/сайт Смыслы [электронный ресурс]: - URL: https://eurasia.expert/kak-vstuplenie-v-sostav-rossii-izmenilo-krym/ (дата обращения - 05.09.2021).

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 от 27 марта 2014 года о территориальной целостности Украины. URL: https://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res3.shtml (Дата обращения 07.05.21).

7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.2019 «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также районов Черного и Азовского морей». URL: https://guam-organization.org/rezoljucija-ga-oon-74-17-problema-militarizacii-avtonomnoj-respubliki-krym-i-goroda-sevastopol-ukraina-a-takzhe-rajonov-chernogo-i-azovskogo-morej/ (Дата обращения 08.05.21).

8. Резолюция ООН от 14 ноября 2020 г. «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина». URL: https://news.un. org/ru/story/2019/11/1367171 (Дата обращения 08.05.21).

9. Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе общей дискуссии по пункту 8 Повестки дня (Женева, 19 марта 2021 года). URL: https://geneva.mid.ru/glavnaa/-/asset publisher/zW3U5vEa0jee/content/vystuplenie-predstavitela-rossiiskoi-

federacii-na-46-i-sessii-soveta-oon-po-pravam-celoveka-v-hode-obsej-diskussii-po-punktu-8-povestki-dna-zeneva-19-?inheritRedirect=false (Дата обращения 08.05.21).

REFERENCE

1. Tomsinov. V. A. «Krymskoye pravo». ili Yuridicheskiye osnovaniya vossoyedineniya Kryma s Rossiyey / V. A. Tomsinov. — Moskva : Zertsalo-M.

2020. — 132 c. — ISBN 978-5-94373-469-4. — Tekst : elektronnyy // Elektronno-bibliotechnaya sistema IPR BOOKS : [sayt]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111798.html (data obrashcheniya: 04.10.2021).

2. Ermakov. A. R. Vliyaniye «krymskikh» sanktsiy na ekonomiku Rossii i borba za ikh otmenu / A. R. Ermakov. I. B. Romashova. N. Yu. Dmitriyeva // Economic Consultant. - 2019. - № 3 (27). - S. 116-127. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-krymskih-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-i-borba-za-ih-otmenu (data obrashcheniya: 12.06.2021).

3. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Krym o soblyudenii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Respublike Krym v 2016 godu/ [elektronnyy resurs]: sayt Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym [cayt]. -URL:http://crimea.gov.ru/textdoc ru/7/ project/1547pr.pdf (data obrashcheniya: 12.07.2021).

4. Kommentariy Postoyannogo predstavitelya Rossiyskoy Federatsii A.K.LUKAShEVIChA na onlayn-zasedanii Postoyannogo soveta OBSE 21 maya 2020 goda K 76-y godovshchine deportatsii krymskikh tatar/ [elektronnyy resurs]: POSTOYaNNOye PREDSTAVITELSTVO ROSSIYSKOY FEDERATsII PRI ORGANIZATsII PO BEZOPASNOSTI I SOTRUDNIChESTVU V EVROPE [sayt]. - URL: https://www.osce.org/files/f/documents/c/f/453549.pdf(data obrashcheniya: 19.08.2021).

5. Dmitriy Rodionov «Vozvrashcheniye domoy». Kak vstupleniye v sostav Rossii izmenilo Krym/sayt Smysly [elektronnyy resurs]: - URL: https://eurasia.expert/kak-vstuplenie-v-sostav-rossii-izmenilo-krym/ (data obrashcheniya - 05.09.2021).

6. Rezolyutsiya Generalnoy Assamblei OON A/RES/68/262 ot 27 marta 2014 goda o territorialnoy tselostnosti Ukrainy. URL: https://www.un.org/ru/ga/68/docs/68res3.shtml (Data obrashcheniya 07.05.21).

7. Rezolyutsiya Generalnoy Assamblei OON ot 9.12.2019 «Problema militarizatsii Avtonomnoy Respubliki Krym i goroda Sevastopol. Ukraina. a takzhe rayonov Chernogo i Azovskogo morey». URL: https://guam-organization.org/rezoljucija-ga-oon-74-17-problema-militarizacii-avtonomnoj -respubliki-krym-i-goroda-sevastopol-ukraina-a-takzhe-rajonov-chernogo-i-azovskogo-morej/ (Data obrashcheniya 08.05.21).

8. Rezolyutsiya OON ot 14 noyabrya 2020 g. «Polozheniye v oblasti prav cheloveka v Avtonomnoy Respublike Krym i gorode Sevastopole. Ukraina». URL: https://news.un.org/ru/story/2019/11/1367171 (Data obrashcheniya 08.05.21).

9. Vystupleniye predstavitelya Rossiyskoy Federatsii na 46-y sessii Soveta OON po pravam cheloveka v khode obshchey diskussii po punktu 8 Povestki dnya

(Zheneva. 19 таПа 2021 goda). ЦКЬ: https://geneva.mid.ru/glavnaa/-/asset_puЫisher/zW3U5vEa0jee/content/vystupleme-predstavitela-rossijskoj-federatii-na-46-j-sessii-soveta-oon-po-pravam-celoveka-v-hode-obsej-diskussii-po-punktu-8-povestki-dna-zeneva-19-?inheritRedirect=false (Data obrashcheniy a 08.05.21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.