Научная статья на тему 'Гуманитарное учебное издание для вузов: автор и редактор'

Гуманитарное учебное издание для вузов: автор и редактор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / АВТОР / РЕДАКТОРСКИЕ КРИТЕРИИ / TEXTBOOKS / AUTHOR / EDITORIAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова В.И.

Предпринята попытка обозначить проблемы автора и редактора учебных изданий на современном этапе, показать наметившиеся тенденции в расширении основных ее видов. Проведен анализ отдельных изданий за последние два года: концептуальные и структурные решения, содержательные особенности, характер использования, инновации в подаче материала. Очевиден смысл задач: видоизменить типологическую структуру комплекса учебных изданий, разработать четкую концепцию структурно-содержательной составляющей учебной книги, пересмотреть существующую систему критериев редакторской оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Textbooks: The Author and the Editor

Attempt to identify the problems of the author and editor of textbooks at the present stage, organize new facts in the publication of textbooks, to show emerging trends and their features in the expansion of its main species. Analysis of individual publications over the past two years: conceptual and structural solutions, content features, the nature of use, innovation in the supply of didactic and illustrative material. Dramatic changes in the ideological and didactic politics of higher education bring new demands on the state standards, authors and editors of textbooks. Obvious meaning of the tasks: modify the typological structure of the complex educational publications, develop a clear vision of structural-content component of educational books, review the current system criteria for editorial evaluation.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное учебное издание для вузов: автор и редактор»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 2

В.И. Фролова, преподаватель кафедры редакционно-издательского дела

и информатики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: veryvera@rambler.ru

ГУМАНИТАРНОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ВУЗОВ:

АВТОР И РЕДАКТОР

Предпринята попытка обозначить проблемы автора и редактора учебных изданий на современном этапе, показать наметившиеся тенденции в расширении основных ее видов. Проведен анализ отдельных изданий за последние два года: концептуальные и структурные решения, содержательные особенности, характер использования, инновации в подаче материала. Очевиден смысл задач: видоизменить типологическую структуру комплекса учебных изданий, разработать четкую концепцию структурно-содержательной составляющей учебной книги, пересмотреть существующую систему критериев редакторской оценки.

Ключевые слова: учебные издания, автор, редакторские критерии.

Attempt to identify the problems of the author and editor of textbooks at the present stage, organize new facts in the publication of textbooks, to show emerging trends and their features in the expansion of its main species. Analysis of individual publications over the past two years: conceptual and structural solutions, content features, the nature of use, innovation in the supply of didactic and illustrative material. Dramatic changes in the ideological and didactic politics of higher education bring new demands on the state standards, authors and editors of textbooks. Obvious meaning of the tasks: modify the typological structure of the complex educational publications, develop a clear vision of structural-content component of educational books, review the current system criteria for editorial evaluation.

Key words: textbooks, author, editorial criteria.

Учебное издание на современном этапе

Одной из острых проблем на пути повышения качества образования является организация учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. Специалисты в области образования считают, что данную задачу следует начинать с формирования информационной среды обучения студентов, в которой они могли бы развивать интеллект как интегративную способность и умение мыслить. К факторам, влияющим на качество образования, следует отнести не только содержание образовательных программ, но и его информационно-методическое обеспечение. При этом наиболее важными мы считаем средства обучения, в частности учебные издания, как носители учебной информации.

В связи с модернизацией высшего профессионального образования вузовским учебникам и учебным пособиям гуманитарной направленности сегодня принадлежит особое место, так как именно они должны быть ориентированы на формирование у студентов целостной гуманитарной картины мира, призванной способствовать инновационному, мобильному мышлению. Реализация этого принципа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований, для самоопределения личности. Гуманитарное образование помогает человеку найти себя, создает его культурное поле, т.е. берет на себя груз проблем мировоззренческого, духовного и интеллектуального развития личности [Белова, 2007, с. 43—53].

Острая полемика в СМИ по поводу качества учебной литературы, содержания некоторых учебников хорошо известна. Нередко качество изложения подвергается серьезной критике. Высказываются также не лишенные основания сомнения в профессиональном мастерстве редакторов. Зачастую некоторые увидевшие свет учебники вообще не имеют редактора. На современном этапе развития редакционно-издательского дела роль литературного редактора действительно сошла на нет, как, впрочем, и его реальный профессиональный уровень. Сегодня на прилавках магазинов и в библиотеках немало учебной литературы, не вызывающей доверия. Все это побуждает нас как редакторов обратить внимание на процесс создания и редакционной подготовки лтературы для вузов.

Проблемное поле учебной литературы

Пристальное внимание проблеме подготовки учебных изданий уделено в ряде научных публикаций [Антонова, Тюрина, 2001]. Анализ изданной учебной литературы в связи с новыми методами оценки ее качества стал предметом многочисленных научных исследований и обсуждений на различных научно-практических конференциях1. Выходят в свет монографии, посвященные учебным изданиям [Канке, 2007; Тюрина, 2006; Антонова, 2001]. Широкая дискуссия ведется на страницах журнала «Университетская книга» [Антонова, 2001, с. 26—30; Антонова, 2004, с. 24—27; Антонова, 2003, с. 20—23; Антонова, Тюрина, 2000, с. 15—18].

Переход на многоуровневую систему высшего образования, разработка последнего поколения государственных образовательных стандартов, внедрение инновационных образовательных и информационных технологий в учебный процесс и др. привели к появле-

1 Например: 1) Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 250-летию вузовского книгоиздания в России: Материалы международной научной конференции (Москва, 2006). М., 2006; 2) Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение (Санкт-Петербург, 2001, 2002, 2003 гг.) и др.

нию такого понятия, как учебник нового поколения, система которого должна отражать структурно-содержательные изменения и современные тенденции развития высшего образования, обеспечить формирование новых целей обучения [Антонова, Тюрина, 2000, с. 16—18].

За последние 15 лет в нашей стране образовался блок издательств, которые успешно специализируются на выпуске гуманитарной учебной литературы для студентов вузов, а также на переиздании классических учебников. Это издательства «Аспект Пресс», «Гардарики», «Наука», «Флинта», «Логос», «Академкнига/Учебник», «Юнити-Дана», «Высшая школа»; литературно-издательское агентство «Академический Проект», издательский центр «Академия» и др., а также группа внутривузовских издательских домов. Целенаправленная деятельность этих учебных издательств базируется на системно-методическом обеспечении процесса обучения и регламентируется госстандартами, рекомендациями УМО, Ученых советов факультетов и кафедр. Однако успехи издательств не означают отсутствия проблем на поле книгоиздательского дела.

Работа редактора гуманитарного вузовского издания сегодня существенно осложнена отсутствием научно обоснованного подхода к системе критериев редакторской оценки, связанных прежде всего со спецификой типологии. Как известно, учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности, а функции учебного издания обеспечиваются следующими составляющими: отбором, особой обработкой и представлением учебного материала и научно-справочным аппаратом издания. Конструирование учебного издания должно учитывать особенности содержания и выполнения основных функций, главными из которых являются не только информационная и познавательная, но развивающая и воспитывающая [Редакторская подготовка, 2004, с. 151]. Особенностью обучающего издания является взаимодействие двух систем — дидактической и педагогической.

Назрела потребность изменить традиционную последовательность изложения материала внутри дисциплины, направить изложение на критическое осмысление получаемого знания, отдать предпочтение диалоговой форме общения — интерактивному обучению [Панина, 2006, с. 15]. Специалистами признано, что хорошим гуманитарным учебником считается тот, в котором текст диалогичного характера вырабатывает оценочное восприятие у обучающегося и способствует мотивации обучения студента. В этом случае автор выступает и как педагог, и как методист, и как популяризатор [Дулатова, 2006, с. 131].

Эти проблемы ждут своего разрешения. Вот почему создание критериев оценки учебного материала, соответствующей современной логике изложения материала, нам представляется особенно важным.

Видо-типологическая структура учебной литературы.

Разбор практики

Перечисленный выше круг проблем составил методологическую платформу для оценки текущей вузовской учебной литературы гуманитарного профиля. Цель этого анализа, по нашему мнению, состоит в выявлении тех опорных конструкций современной учебной книги, которые необходимы редактору для повышения качества его профессиональной работы. Несомненный интерес они представляют и для авторов учебной литературы. Предложенный ниже обзор некоторых учебных изданий — попытка решить несколько задач:

• показать наметившиеся тенденции в расширении круга основных видов современной вузовской учебной литературы гуманитарного профиля и их особенности;

• выделить и представить специфические черты некоторых изданий на конкретных примерах: концептуальные и структурные решения, содержательные особенности, структурные инновации в подаче аппарата ориентировки, дидактического и иллюстративного материала;

• побудить студента к осмыслению предметной информации, анализ которой во многом зависит от восприятия учебника, от интереса к учебному изданию и его «потребительской» привлекательности (от качества интерфейса).

Типовое изобилие учебных изданий заслуживает особого исследовательского внимания редактора и включает следующие виды:

• программно-методические: учебные планы, учебные программы;

• учебно-методические: методические указания, методические руководства;

• обучающие: учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций;

• вспомогательные: практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения [Редакторская подготовка, 2004, с. 151].

Учебники. Как основное обучающее издание по дисциплине, учебник излагает базовые апробированные данные и сведения последовательно, системно, логически обоснованно и является основным ядром сведений по данной науке.

Гордостью МГУ имени М.В. Ломоносова стала серия из более чем 150 учебников и учебных изданий «Классический университетский учебник», посвященная 250-летию Московского университета. Издания серии наглядно демонстрируют тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию. Один из таких учебников — «Введение в теорию журналистики»

[Прохоров, 2009]. В нем раскрываются представления о предмете и структуре науки о журналистике. В основе характеристики массово-информационной деятельности лежат такие фундаментальные вопросы, как социальная роль, свобода и оптимальное функционирование разных социальных типов СМИ в расчете на эффективное выполнение ими роли «четвертой власти». Учебник выдержал семь изданий.

«Социальная философия: учебник для вузов» [Гобозов, 2007] базируется на принципе историзма и акцентирует внимание читателя на достижениях классической философии. Несмотря на трудность написания любого учебника по философии (так как в этой отрасли знания наблюдается огромное количество диаметрально противоположных концепций, теорий, течений и направлений), автору удалось представить все многообразие взглядов как некое единое целое.

Учебные пособия сегодня — наиболее оперативный и мобильный вид учебной литературы, по качеству и новизне материала зачастую превосходящий традиционный учебник и успешно заменяющий его. В нем могут быть отражены спорные проблемы, разные точки зрения. В этом заключается достоинство учебного пособия. Однако именно к нему накопилось немало претензий. Одна из них связана с размыванием границ между двумя названными видами учебного издания. Тем не менее многие учебные пособия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в последнее время активно востребованы, на наш взгляд, во многом благодаря новым, не встречавшимся ранее воззрениям авторов на научные проблемы.

К подобным удачным учебным пособиям можно отнести «Основы медиабизнеса: Учебное пособие для студентов вузов» [Вартанова, 2009]. Данная работа впервые в российской и научной литературе рассматривает СМИ как отрасль экономики, анализирует ее историю и движущие силы, основные тенденции развития и важнейшие сферы деятельности: финансовую политику, медиапланирова-ние, медиамаркетинг, бизнес-планирование. Эта хорошо структурированная и аргументированная книга, снабженная солидным научным и дидактическим аппаратом, богатым справочным материалом, практически единственная в кластере учебной литературы по журналистике. Названный труд написан коллективом авторов, но редактору удалось добиться смыслового и стилевого единообразия, что является его неоспоримой заслугой.

Давно ожидаемым учебным изданием стало «Интернет-СМИ: Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов» [Лукина, 2010]. Автор отмечает, что первые профессиональные медийные проекты появились в глобальной Сети в середине 1990-х гг., но только сейчас накопилось достаточное количество эмпирических данных, позволяющих исследователям анализировать феномен

интернет-журналистики. Рассуждая о работе конвергентных редакций, автор акцентирует внимание будущих журналистов на важности слаженной работы команды мультимедийного производства, что является существенной вехой в развитии базовых компетенций студентов. Аппарат ориентировки и иллюстрационный материал пособия четко выверен и продуман. Наличие глоссария, рисунков, схем и таблиц значительно облегчает возможность усвоения материала.

Курсы лекций. Этот инновационный вид учебной литературы пополнился за счет оригинальных материалов проблемных лекций, которые, являясь авторской работой, шире раскрывают содержание узловых вопросов тематики отдельных дисциплин, формируют профессиональное, научно-теоретическое отношение к излагаемым вопросам, вырабатывают интерес, мотивацию к исследованию. Современная проблемная лекция — это не просто дополнение к учебнику, а ориентация студента на фундаментальную самостоятельную работу, на формирование у обучаемого творческого мышления. Ее отличие от традиционной информационной лекции состоит не только в том, что студент включается в открытие для себя неизвестного знания, но и становится равноправным участником процесса рождения этого нового знания.

Работа заслуженного деятеля науки РФ Р.В. Рывкиной «Социология российских реформ» [Рывкина, 2004] посвящена анализу социальных последствий российских реформ 1990-х гг., исследованию механизмов взаимосвязи экономических и социальных трансформаций. Отдельный раздел издания ориентирует студента не только в особенностях предмета, но и указывает на источники дополнительных знаний, на пассивные и активные методы освоения курса. Облегчает самостоятельную работу четко структурированный аппарат ориентировки, который, в частности, включает оловарь понятий по курсу «Социология российских реформ».

Вспомогательные издания. Ученые и преподаватели всерьез обеспокоены тем фактом, что современный учебник еще в недостаточной степени формирует базовые компетенции студента, так как отражает только предметную область одной дисциплины. Вспомогательные издания имеют междисциплинарный характер и предполагают навыки самостоятельного обучения: студент учится сам добывать знания, адекватно воспринимать условия современного быстро меняющегося мира и адаптироваться к ним [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 198].

С этой точки зрения целесообразным представляется использование таких учебных средств, которые бы могли обеспечивать интеграцию знаний, предлагаемых студентам в разных учебных курсах, а также развивать практические навыки и умения. Названный

вид учебной литературы ориентирован как на студентов, так и — в особенности — на преподавателей, которым сегодня, чтобы поддерживать высокий личный профессиональный уровень, самим необходимо постоянно находиться в состоянии обучения.

Превалирующей тенденцией в учебном процессе становится использование кейс-технологий (разработанные преподавателем комплексы учебно-методических материалов, обеспечивающих помощь в самостоятельной работе обучаемых. Такие пособия для преподавателей всегда востребованы практикой, их часто недостает в педагогическом обороте. Учебно-вспомогательная коллективная монография для преподавателей «Современное журналистское образование» (2 выпуска). Под ред. Е.Л. Вартановой [2008; Лазутина (б), 2010] представляет различные авторские методики преподавания профессиональных журналистских дисциплин. Ее особенность — наличие детализированных методик с описанием и пояснением примеров.

Учебно-методический комплекс инновационного обучения, по мнению ученых, важное условие, при реализации которого возможно претендовать на успех и качество в обучении. Одни ученые считают, что основой такого комплекса должен быть учебник проблемного типа [Антонова. Современный вузовский учебник, с. 155], другие выделяют мультимедийное учебное пособие, включающее бумажную, цифровую (информационные источники и инструменты) и сетевую составляющие [Делия, 2008, с. 213].

Еще один вариант комплексного изложения учебного материала — комплект учебных пособий, состоящий из нескольких отдельных изданий и отражающий целостную авторскую концепцию, охватывающую несколько смежных учебных курсов. Некоторые учебники, пройдя проверку временем, по достоинству оценены: переиздаются, пользуются постоянным спросом, способствуют повышению эффективности и качества учебного процесса в условиях вуза. К таким изданиям мы можем отнести «Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов» [Лазутина, 2010а], «Профессиональную этику журналиста» [Лазутина, 2010б], которые вместе с «Жанрами журналистского творчества» [Лазутина, Распопова, 2011] излагают авторскую концепцию теории творческой деятельности журналиста Выполненные в лучших традициях подготовки учебной литературы, эти учебные пособия, на наш взгляд, в триединстве уже сегодня могут представлять собой учебно-методический комплект нового поколения.

К учебной монографии все чаще обращаются в учебном процессе, но ее статус не позволяет отнести этот вид учебной литературы к обязательной, хотя, на наш взгляд, она могла бы иметь такой статус, так как включает как раз ту информацию, которая необходима

для формирования компетенций. Ярким примером-подтверждением данного предположения может служить качественный уровень монографии «Реклама в СМИ: история, технологии, квалификация» [Щепилова, 2010], которая несомненно представляет как научный, так и практический интерес, так как содержит авторскую разработку модели классификации рекламы в СМИ. Рекламная деятельность как междисциплинарное явление стала предметом нескольких инструментальных исследований, проведенных автором или при ее непосредственном участии. Нельзя не отметить безупречно оформленный справочный аппарат: четко структурированное содержание с соблюдением шрифтового выделения, фонового выделения примечаний к разделам, обеспечение наглядности иллюстративного материала (графики, таблицы, схемы, рамочные конструкции). Комментирования и разъяснения разного рода углубляют понимание текста и оказывают неоценимую помощь в запоминании и усвоении материала. Именно такого рода литература формирует не только знания, представления, умения и навыки, но и компетенции. К этому ряду можно было бы отнести и коллективные монографии, содержащие новейший исследовательский материал (например, «СМИ в меняющейся России». Под ред. Е.Л. Вартановой [2010]). За монографиями — будущее учебного процесса высшей школы.

Учебно-справочная литература. Ныне действующие стандарты не всегда распространяются на нередко важную и нужную для образовательных целей литературу. В последние годы среди вузовских учебных изданий встречаются различного рода профессиональные справочники, терминологические словари, ориентированные на отражение отраслевой деятельности. Например, «Справочник по литературному редактированию» [Накорякова, 2010]2 не претендует на статус учебного пособия, но советы и рекомендации, сопровождающие материал, расширяют рамки справочного пособия.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о пересмотре видо-ти-пологической структуры изданий, используемых в учебном процессе, актуален. Он актуален и для авторов, и для редакторов учебной литературы, поскольку для последних является ведущим ориентиром в рабочем процессе. Создание инновационной системы учебно-методического комплекса, способной обогащаться новыми видами изданий, например учебными монографиями, учебными и

2 По итогам V Международного конкурса учебных изданий для высших учебных заведений «Университетская книга — 2010» был награжден дипломом в номинации «Лучшее издание для книгоиздателей».

справочными словарями, справочниками, библиографическими материалами и проч., даст возможность спроектировать учебную базу, которая отражает смысл образовательной концепции гуманитарного вуза, формирующего профессиональные знания и способности обучаемых к творческому мышлению.

Как видим, рост интереса по всем проблемам культуры учебного издания, появление новых публикаций, конференции и дискуссии, уже предпринятые шаги создания единой государственной политики в области учебного книгоиздания свидетельствуют о том, что у всего комплекса учебной литературы накопилось множество проблем, требующих разрешения. Кардинальные изменения в мировоззренческой и дидактической политике высшего профессионального образования предъявляют новые требования к государственным стандартам, авторам и редакторам учебных изданий. В связи с этим очевидный смысл приобретают следующие задачи:

• целесообразно видоизменить типологическую структуру комплекса учебных изданий с учетом модернизации образования, формировать ее как систему открытую, способную развиваться и обогащаться новыми видами изданий;

• необходимо разработать четкую концепцию структурно-содержательной составляющей учебной книги, максимально соответствующей современным целям реформирования образования и основополагающей роли учебной книги в образовательном процессе среди других средств учебно-методического комплекса;

• следует пересмотреть существующую систему критериев редакторской оценки содержания учебного материала изданий, руководствуясь ориентиром на разграничение знания фундаментального и методологического, основного и дополнительного, апробированного и требующего проверки временем.

Отчетливое представление редактором критериев оценки системного знания станет важным методологическим ориентиром для редакторского анализа в процессах подготовки и выпуска учебных изданий. Единая система критериев оценки содержания, научно-справочного аппарата и структуры издания учебной литературы в целом уменьшит долю субъективизма в оценочной работе и позволит редактору стать полноправным аналитиком и экспертом в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

Антонова С. Г. Издания для вузов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: некоторые направления повышения качества // Университетская книга. — 2004. — № 10.

Антонова С. Г. Проблемы совершенствования учебно-методического обеспечения профессионального образования: учебник XXI века // Университетская книга. — 2003. — № 1.

Антонова С. Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения: учеб. пособие / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. — М.: Издательский сервис, 2001.

Антонова С. Г. Управление качеством учебной литературы // Университетская книга. — 2001. — № 12.

Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Новое поколение учебной литературы: теоретические и методические предпосылки // Университетская книга. — 2000. — № 8.

Белова С. В. Гуманитарная составляющая профессиональной компетентности выпускника вуза // Право и образование. — 2007. — № 11.

Гобозов И. А.Социальная философия: учебник для вузов. — М., 2007.

Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Научное издание. — М., 2008.

Дулатова А. Н. Гуманитарный учебник для высшей школы: вопросы трансформации // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: К 250-летию вузовского книгоиздания в России: Материалы междунар. науч. конференции (Москва, 2006). — М., 2006.

Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. — М., 2010.

Канке В. А. Философия учебника: монография. — М., 2007.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2010а.

Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. — М., 2010б.

Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. — М., 2011.

Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. — М., 2010.

Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М., 2009.

Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. — 2-е изд., стереотип. — М., 2006.

Прохоров Е. П. Введение в журналистику. — М., 2009.

Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С. Г. Антоновой. — М., 2004.

Рывкина Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. — М., 2004.

СМИ в меняющейся России / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М., 2010.

Современное журналистское образование. Кн. I / Под ред. Е. Л. Вартановой. — М., 2008.

Современное журналистское образование. Кн. II / Под ред. Г. В. Лазутиной. — М., 2010.

Тюрина Л. Г. Теоретико-методическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: историко-типологический сравнительный анализ. — М., 2006.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПб., 1997.

Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. — М., 2010.

Поступила в редакцию 09.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.