ДИАЛОГИ
3
Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 11 (421). Философские науки. Вып. 50. С. 112-116.
УДК 140.8 ББК 6/8
10.24411/1994-2796-2018-11118
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ
Н. Г. Апухтина, А. Я. Камалетдинова, И. В. Шведов, Ш. Ш. Хайрулин
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
2Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
3Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал в г. Челябинске), Челябинск, Россия
По результатам работы Всероссийской конференции на базе Астраханского государственного университета в сентябре 2018 г. и очередного заседания президиума федерального УМО по укрупнённой группе направлений подготовки «философия, этика, религиоведение» мы пригласили к диалогу представителей различных образовательных организаций. Мнение отдельных участников представляем вниманию читателей.
Ключевые слова: гуманитарные науки, история, мировоззрение, гуманитарный кризис.
Апухтина Н. Г. В мировой философии и науке ещё 20-25 лет назад эпицентральными лейтмотивом и темой были экологические суждения и наработки. Озаботившись природой, чаще теоретически, учёные не заметили, как тематика сместилась к гуманитаристике. Во всей полноте акценты стали проявляться именно в этом направлении исследований и дискуссий. Создавалось ощущение, что наступил второй «антропологический поворот» по отношению к предыдущему, начавшемуся во второй половине XIX в. Предыдущий «поворот» означал серьёзное осмысление места, роли, возможностей человека, адресованных обществу и природе. Однако чело -век оказался не в состоянии справиться с обрушившимися на него проблемами, одни из которых остались «твёрдыми орешками» в их разрешении, а другие реально приумножились и обострились. Человечество, пережив две мировые войны и десятки локальных, экологическую «ток-
сикацию» планеты, девальвацию морали, циви-лизационную деформацию культуры в целом и повседневности, оказалось перед самым глубо -ким и детонирующим по «законам сферы» процессом. Сам человек, субъект истории оказался объектом эксплуатации, манипулирования и отчуждённости. Такой градус и накал социальной нестабильности и неустойчивости, деформации общественных отношений является источником интоксикации в социокультуре и истощения самой природы человека.
Шведов И. В. В современных условиях, когда международные отношения обострились до крайнего состояния, вопросы обороноспособности страны становятся жизненно важными и для государства, и для каждого гражданина. Руководство прилагает значительные усилия для обеспечения безопасности страны. Стоит напомнить, что в 2020 г. завершается 10-летняя Государственная программа перевооружения ВС РФ, на кото-
рую было выделено 20 трлн р., что позволит обеспечить нашу армию и флот современными образцами вооружения и техники. И уже заявлено, что данная программа получит своё дальнейшее развитие и после 2020 г. Техникой и вооружением управляют люди, и, несомненно, успех в войне зависит в первую очередь от человека, от его моральных, психологических и профессиональных качеств. Поэтому при подготовке курсантов для нас важное значение имеют его успехи не только в обучении, но и его гражданская позиция, мировоззрение, отношение к службе, к товарищам, к будущей профессии.
Хайрулин Ш. Ш. О возрастании внимания к мировоззрению военнослужащих говорит и тот факт, что в этом году в Министерстве обороны было создано Главное военно-политическое управление ВС РФ. Обратите внимание — военно-политическое. Начальник Управления получил статус заместителя министра обороны. Подобная ситуация была только в советский период, когда существовал и ГлавПУР (Главное военно-политическое управление), и заместители командиров по политической части (замполиты). И решение это не случайно. В вопросах патриотического воспитания как отдельного индивида, так и общества в целом существуют большие проблемы. В постсоветский период уже неоднократно принимались различные государственные программы патриотического воспитания граждан, и в настоящее время действует очередная, но, как показывает практика, молодые люди по-прежнему слабо ориентируются в истории своего Отечества, не знают тех, кто защитил и прославил нашу Родину, не могут объяснить, в чём смысл патриотизма и т. д.
Апухтина Н. Г. Полагаем, что экологический кризис XX в. постепенно трансформировался в гуманитарный кризис, имеющий экономическую, социальную, политическую и духовную составляющие, которые вновь «завязываются» в тугой узел и требуют осмысления цивилизаци-онного будущего как планеты, так и отдельного индивида.
Очевидное обострение международной обстановки с начала XXI в. вновь призывает вузовское обществоведческое сообщество усилить гуманитарную компоненту в структуре вузовского образования, переживающего бесконечные «перекройки» и «перестройки», которые пора остановить и подвергнуть глубокой рефлексии и реальному обновлению; но только, Бога ради,
не по «принципу маятника», как было треть столетия назад... Вузовские реформы пока что унифицируют структуру всех гуманитарных учебных планов, сокращают объёмы, формы обучения, дисциплины.
Шведов И. В. В советский период на государственном уровне существовала целостная система формирования мировоззрения гражданина и патриота. Начиная с дошкольных учреждений, затем в школе, вузе, на предприятии шло развитие личности в политическом, идеологическом поле через общественные организации (пионерия, комсомол, партия). СМИ, образование — всё находилось под контролем государства и руководящей партии. Подобную систему мы сейчас можем наблюдать в Китае. В настоящее время в нашей стране пытаются создать что-то подобное, и ВС принимают в этом непосредственное участие. Например, создание такой организации, как Юнар-мия, развитие военно-исторического движения. Имеется программа воспитания военнослужащих ВС РФ, где определены три единые цели воспитания: формирование гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. В военном вузе мировоззрение будущего офицера развивается в процессе воспитательной работы, проводимой всеми должностными лицами, содержанием процесса обучения, службы и быта курсантов. Одно из ведущих мест здесь отводится гуманитарным дисциплинам, особенно истории. Перефразируя нашего великого соотечественника, М. В. Ломоносова, можно сказать, что офицер, не знающий прошлого своей страны, не имеет будущего. Изучение истории — это не только события, факты, люди. Здесь важно показать курсантам связь настоящего с прошлым, преемственность поколений, понимание, что они часть современной истории, они делают историю здесь и сейчас, и нельзя им, современным поколениям, перечеркнуть всё, что до них сделали для сохранения и процветания Родины их деды и прадеды, что именно от них зависит будущее страны.
Камалетдинова А. Я. Так для чего человеку нужны гуманитарные науки, в частности история? Любая кризисная ситуация характеризуется обострённым вниманием к истории всего человечества или своей страны? В глубинах истории человек пытается найти рецепты для жизни настоящей. Ф. Ницше подсказывает вариант освоения историческими событиями — «неисторически», то есть погрузившись в бытие настоящего.
Закономерно, что появляются люди исторические и над-исторические. Обращаясь к недрам прошлого, индивид, живя настоящим, пытается определить стратегию будущего. Когда история превалирует, настоящее, живое оформляется границами, образами прошлого. Ущербность чистого историзма заключается в том, что, сохраняя традиционные смыслы, мы остаёмся в границах воспроизводства, не созидая новые смыслы, не порождая новые идеи, нехватку которых остро ощущает современная эпоха.
Хайрулин Ш. Ш. Связь истории и патриотизма очевидна. Всем знакомые слова песни из кинофильма «Щит и меч» «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе...» в полной мере отражают диалектику развития патриотизма от своего дворика до страны в целом. Зарождаясь как любовь к «малой» Родине, она с духовным и физическим взрослением, расширяется до масштабов «большой» Родины. Поэтому так важно привить эту любовь к своему краю, к месту, где ты родился и вырос, как к отправной точке будущего «большого» патриотизма. И начинать нужно с семьи. Знание истории своей семьи, того, кто были твои деды и прадеды, родственники старшего поколения, как раз и обе -спечит связь поколений и преемственность, о которой мы сегодня уже говорили.
Шведов И. В. Воспитание патриота предполагает глубокое знание истории своего государства, своей культуры, всего, чем мы гордимся, что вызывает у наших граждан чувство гордости за своё Отечество. Однако здесь тоже имеются проблемы, и они требуют осмысления. Например, говоря об истории и формировании гражданина-патриота, достаточно часто возникают ситуации, когда требуется отвечать на «неудобные» вопросы из прошлого и особенно настоящего. И здесь, с нашей точки зрения, нет альтернативы, только правда и истина, иначе не будет доверия и уважения, а значит, и способности оказывать влияние на молодёжь. Вместе с тем нужно самым жёстким способом пресекать всяческие попытки фальсификации истории и действовать как в бою — инициативно, решительно и наступательно. Безграничные возможности интернет-пространства создают ситуацию, когда на молодое сознание оказывает массированное воздействие различного рода информация, в значительной степени сомнительная или открыто враждебная государству. Одна из задач гуманитарных дисциплин —сформиро-
вать у курсантов понимание критической оценки, определённую степень недоверия к распространяемому информационному материалу из сомнительных источников. В целом, если говорить о месте гуманитарного цикла, то это, конечно же, формирование личности, обладающей научным мировоззрением, активной жизненной позицией, высокой нравственностью. И в этой системе цикла каждая изучаемая дисциплина занимает своё место, решая общую задачу. Философия даёт общее представление о мире, обществе, человеке, культуре и некоторых закономерностях их развития, социология — об общественных отношениях, экономика — об экономических процессах и явлениях, психология и педагогика необходима офицеру для обучения и воспитания своих подопечных и т. д.
Камалетдинова А. Я. Обратимся к философски определяемым трём родам истории. Первый монументальный взгляд на культуру человечества выделяет в череде исторических событий самые яркие факты, наиболее ярких личностей, которые при помощи аналогий вдохновляют современников на повторение (дублирование) ситуаций. Мы вновь и вновь становимся очевидцами возрождения старых концептуальных оснований, теорий и положений. Знание особенностей, умение критически анализировать события не приводят к деятельному познанию действительности. Второй антикварный взгляд, к которому наши современники в поисках национальной идеи обращаются всё чаще, представляет очень ограниченное видение. Творится некое единое «Мы», которое в толковании Ф. Ницше трактуется несколько расплывчато как уникально-самобытное, к сожалению, не порождающее ничего нового. Третье -му критическому взгляду в условиях информационного пресыщения и отсутствия способности аналитически мыслить мы в условиях современной системы образования не учим. В этом подходе есть один недостаток: увлёкшись критикой и оценочной деятельностью, современники создают историю по своему усмотрению и в созидании инновационного настоящего начинают руководствоваться смоделированными эталонами.
Хайрулин Ш. Ш. Вспомним, что мировоззрение — это совокупность наиболее общих взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания и деятельности,
ценностное основание. Курсанты приходят к нам уже с определёнными взглядами на мир, на общество, на историю, имеют свои ценности и идеалы. И это нормально для их возраста. И нормально, что их мировоззрение является отражением процессов, происходящих в обществе (бытие формирует сознание), и хаос, который творится в отдельных головах, тоже является отражением современного общественного сознания (мировоззрение является ядром общественного сознания). Но только в военном училище необходимо создать из хаоса определённый мировоззренческий порядок, который затем определил бы их основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и реализовался в практической деятельности. Настораживает порой их излишняя прагматичность с точки зрения будущих материальных благ. В личных беседах или во время встреч с абитуриентами и курсантами понимаешь, что романтика лётного дела у некоторых из них стоит после вопросов о денежном довольствии и квартирах. Сейчас государство достойно обеспечивает своих защитников всем необходимым, создаёт действительно замечательные условия для службы и жизни, и это правильно. Но культ красивой жизни, проповедуемый в обществе, в СМИ, создаёт нездоровую почву для коррупции, стяжательства, в том числе в военной среде. Вывод из этого один: патриотизм должен быть господствующей идеологией в обществе, и она должна охватывать все сферы жизни, связанные с воспитанием молодёжи. Это прежде всего система образования и СМИ.
Камалетдинова А. Я. Процесс гуманитаризации образования, который в современных условиях довольно часто декларируется, в реальности же недооценивается, преследует цель — научить человечество жить в действительности, выходя на уровень общего и всеобщего. Опыт предшествующих поколений и других стран и народностей нас в определении стратегии развития высшего образования ничему не учит. Неэффективность дистанционных технологий в освоении гуманитарных наук неоспорима. Любая гуманитарная наука — это ещё немного творчество, в котором личностная составляющая, проявляющаяся в диалоге, очень важна. Недооценка роли гуманитарных наук в становлении будущего инициативного и плодотворного поколения не оправдана. Она не раз приводила и сейчас ведёт к кризису в умах и душах молодёжи.
Шведов И. В. Патриотизм — любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Сам выбор будущей профессии военного уже в определённой степени характеризует поступающих к нам молодых людей. Многие из них — дети военных и выросли в военных городках. Часть молодёжи, как мы говорим, с «гражданки» и представление о военной службе формируется у них уже в училище. Стремление честно и добросовестно служить Отечеству, народу — вот главное, что мы должны воспитать у будущих офицеров. У нашего Краснознамённого училища богатая история, и первое, с чего начинается обучение курсантов, — посещение музея. Воспитание гордости за училище штурманов — ещё одно направление формирования патриота. Стали хорошей традицией встречи с ветеранами войн и военной службы, с офицерами — выпускниками училища, которые в настоящее время решают самые сложные задачи. Некоторые утверждают, что молодёжь у нас другая, что мы в «своё время» были более идейными, патриотичными, политически подготовленными. Это, наверное, правда, мы были результатом мощного идеологического воспитания, но и современная молодёжь любит Родину не меньше, чем когда-то мы, и доказывает это своими делами и подвигами.
Апухтина Н. Г. Реальности современного вуза должны быть более насыщенными философией, гуманитарными дисциплинами, ибо они помогают понять, что есть мир, что есть человек, каково его место и, особенно, роль в жизни. Все звенья образования должны получить необходимую гуманитарную содержательность, в которой должны быть, на наш взгляд, следующие основания, задающие фундамент мировоззрения:
1) понимание коэволюционных связей в великой онтологической триаде «общество — природа — человек»;
2) глобальные императивы должны интегрироваться в структуру труда, морали и творчества;
3) биосферно-ноосферное мировоззрение при сохранении духовных оснований в социокультурном гармоничном развитии человека и человечества;
4) принятие цивилизацией XXI в. не только экологических императивов, особенно для сферы экономики и политики, но и гуманистических императивов;
5) опережающее и фундаментальное образование с гуманитаристикой в эпицентре.
Сведения об авторах
Апухтина Нина Георгиевна — доктор философских наук, профессор кафедры философских наук, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия.
Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Шведов Игорь Валерьевич — кандидат исторических наук, начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске. Челябинск, Россия. filial_ [email protected]
Хайрулин Шамиль Шамильевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий 2-й кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 11 (421). Philosophy Sciences. Iss. 50. Pp. 112-116.
HUMANITARIAN EDUCATION: THE BASIS OF THE IDEOLOGICAL TRAINING OF YOUTH
N.G. Apukhtina
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
A.Ya. Kamaletdinova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
I.V. Shvedov
Branch of the Military training and research center of the air force "Air force Academy" in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.
filial_ [email protected].
Sh.Sh. Khairulin
Branch of the Military training and research center of the air force "Air force Academy" in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.
hirulin58@mail. ru
According to the results of the all-Russian conference on the basis of Astrakhan state University in September 2018 and the regular meeting of the Presidium of the Federal UMO on the enlarged group of areas of training "philosophy, ethics, religious studies", we invited representatives of various educational organizations to a dialogue. The opinion of individual participants is presented to the readers.
Keywords: humanities, history, worldview, humanitarian crisis.