Научная статья на тему 'Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели'

Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4477
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарное образование / гуманитарная педагогика / конвейерная модель образования / культура / Мировоззрение / мир существования человека / Обучение / педагогический метод / педагогическое общение / понимание / раскрытие смыслов / формирование личности / формальная педагогика / ученик / Учитель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Ольга Валерьевна

Рассматривается природа гуманитарного образования как процесс создания душевной сущности человека, анализируется его специфика как актуализации взаимоотношений учителя и ученика в парадигме «понимание раскрытие смыслов построение собственных смыслов формирование личности». Понимание как доминанта гуманитарной педагогики противопоставлена педагогике формальной с главенствующим в ней научением. Целями гуманитарного образования определены формирование у человека своего отношения к миру, порождение и транслирование «новых миров существования человека», воспитание человека как культурного существа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели»

Terra Humana

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 37.013.43 ББК 74.58

О.В.Архипова

гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели

Рассматривается природа гуманитарного образования как процесс создания душевной сущности человека, анализируется его специфика как актуализации взаимоотношений учителя и ученика в парадигме «понимание - раскрытие смыслов - построение собственных смыслов - формирование личности». Понимание как доминанта гуманитарной педагогики противопоставлена педагогике формальной с главенствующим в ней научением. Целями гуманитарного образования определены формирование у человека своего отношения к миру, порождение и транслирование «новых миров существования человека», воспитание человека как культурного существа.

Ключевые слова:

гуманитарное образование, гуманитарная педагогика, конвейерная модель образования, культура, мировоззрение, мир существования человека, обучение, педагогический метод, педагогическое общение, понимание, раскрытие смыслов, формирование личности, формальная педагогика, ученик, учитель.

В современных условиях особая роль в формировании мировоззрения новых поколений отводится гуманитарному образованию. При этом следует отметить существование нескольких подходов к определению его характера и содержания. «Гуманитарность - пишет Ю.М. Шор - не что иное, как пространство возникновения, роста и реализации человеческих потенций, сфера существования и утверждения жизненных, художественных, нравственных, религиозных ценностей, культура “человекоразмерности”» [11, с. 153].

Гуманитарное образование - это построение и умножение душевной сущности человека. Это «основа основ духовной жизни человека... Личность сама определит свой путь и область профессиональной деятельности, но лишь тогда эта деятельность будет воистину успешной, когда носитель ее будет гуманитарно подготовленным, а значит, творчески состоятельным. Таков категорический императив наших дней» [10, с. 104].

Образование по своей природе гуманитарно. «Действительное образование действительно в той мере, в какой оно гуманитарно» - утверждает Ю.В. Сенько [7,

с. 377]. Мы солидарны с этой позицией и полагаем, что подлинное образование негуманитарным быть не может. И т.н. «гуманитарная составляющая» - это нонсенс, ставший расхожим местом образовательных концепций. Никакой «гуманитарной составляющей» нет. Образование, по сути своей, гуманитарно.

Одним из важнейших признаков гуманитарного образования является его мировоззренческая направленность. Гуманитарное образование, в отличие от прагматического обучения, призвано не только и не столько, передавать и интерпретировать систему знаний о мире, а формировать личностное мировосприятие человека, выстраивать мир личности. Неслучайна, по-видимому, метафора, нередко употребляемая в истории педагогической мысли, когда образование сравнивают с возведением здания. В гуманитарном понимании подлинное образование - это, действительно, созидательная деятельность по «строительству» личности и мира как пространства для выявления и реализации смысла существования человека.

Подлинное гуманитарное образование обладает безграничным потенциалом для

формирования высокого уровня социально-гуманитарной и культурной образованности, а также духовно-нравственных качеств, интеллектуальной творческой активности человека, мировоззрения и гражданской позиции личности. Гуманитарное образование - это путь личности, где во многом формируются взгляды на бытие, раскрываются потенции к преобразовательной деятельности, меняется стиль и качество жизни.

Проблема специфики гуманитарного образования является одной из ключевых в определении его места и роли в современной культуре. Ее разрешение позволит осознать логику, смыслы и идеалы подлинного гуманитарного образования.

Во-первых, особенностью гуманитарного образования является то, что оно есть процесс. Гуманитарное образование обеспечивается не только предметным содержанием, но и способами развертывания последнего, адекватными природе самого знания и процесса образования (Ю.В. Сенько). Это значит, что гуманитарное образование - это образование, которое ориентируется на порождение смыслов, соучастие и диалог в процессе взаимодействия. Поэтому, в зависимости от способов и методов развертывания содержания образования, «негуманитарной может быть история, и вполне гуманитарной, например, информатика» [2, с. 378].

Во-вторых, логика гуманитарного образования процессуально раскрывается через тесную связь следующих составляющих: понимание - раскрытие смыслов - построение собственных смыслов - формирование личности. Гуманитарное образование неразрывно связано с проблемой понимания и подразумевает особый род взаимоотношений человека со знанием.

Гуманитарное образование - это и критерий качества образования, вообще критерий того, состоялся ли образовательный процесс. Нельзя забывать, что гуманитарное образование - исключительно сложное, многопрограммное явление и формализовать его мы не можем. Поэтому предложенная нами схема, носит условный характер, и призвана акцентировать внимание на особенности гуманитарноориентированного образовательного процесса. Особенность эта заключается в том, что гуманитарное образование нацелено не на создание условий для передачи знаний, но на создание условий для понимания и построения на этой основе собственных смыслов (мировоззрения), а, следовательно, на формирование личности.

Гуманитарное образование герменев-тично по своей сути. Для гуманитарного образования знание не есть только информация или сумма доказанного. Знание - это всегда, и, прежде всего, - чужое понимание и путь к этому пониманию. Мы знаем, что для системы образования допустимо даже не персонифицировать знание - это знание всего человечества, всей человеческой культуры. Однако персонифицированное знание, мысли и образы, запечатленные в оригинальном философском, художественном, поэтическом и другом тексте позволяют человеку по-настоящему прикоснуться, пережить, постичь, присвоить и сделать это знание собственным.

Чтобы осуществиться, этому знанию необходимо «родиться» у каждого человека вновь. Понять - значит найти место в мире для своего понимания, потому что, в сущности, мое понимание становится частью общечеловеческой культуры, добавляется к сложности мира: в результате моего понимания и я и мир становятся другими. Поэтому для гуманитарного образования нет знаний вообще, любое знание всегда чье-то, понятое кем-то, гуманитарное знание - это знание-переживание (Ю.М. Шор).

В связи с этим следующей особенностью гуманитарного образования является педагогический метод гуманитарного постижения действительности. Он определен спецификой гуманитарного знания - вечно пульсирующего, живого - и заключается в выстраивании процесса образования как поиска, в особом педагогическом подходе, где назидание уступает место «равномнению», энциклопедизм - пониманию, где свершается «переход от системы к судьбе» [3, с. 52].

Сегодня в школе, где царствует особая традиция, подобному подходу места нет. Знание рассматривается как безусловное и требующее выучивания. Зачастую залогом хорошей отметки становится механическое заучивание и пересказ учебника. Оригинальные тексты рассматриваются, словно они вне времени и у слов всегда одинаковый, не зависящий от эпохи смысл.

К. Фишер пишет об этом так: «то, что мы воспринимаем в качестве традиционного учения, является для нас не философским уразумением, а только историческими сведениями. Знание, без опоры на собственное понимание и суждение остается лишь сведением, собирательством информации» [9, с. 172]. В современном мире, в век бурного развития информационных технологий, когда информация получает особый статус, подобное отношение к знанию может быть очень опасным. Такой

Общество

Terra Humana

подход превращает человека в подобие компьютера, когда в него «загружается» (по аналогии с компьютерными файлами) информация из разных областей знания, применить которую он не умеет.

Педагогический метод гуманитарного постижения действительности всегда принимает во внимание эволюцию менталитета. Гуманитарное образование тяготеет к тому, чтобы изучать, постигать, анализировать вместо того, чтобы стремиться выявить систему, извлекая из произведений теоретические предположения, отделенные от своего контекста. «Произведения живут: они представляют собой акт, движение, уносящее автора и читателя. Систематические исследования напоминают гербарии, наполненные сухими листьями» - пишет П. Адо [1, с. 146]. Поэтому педагогический метод гуманитарного образования - это всегда метод, превращающий знание в живую мысль. Однако сегодня в системе образования преобладает тенденция к тому, чтобы облечь знание в упаковку системы, концепции и теории.

Завершая рассуждения о специфике гуманитарного образования, отметим, что есть еще одна чрезвычайно важная его черта. Это особенность педагогического общения педагога (учителя) с учеником. Подлинное гуманитарное образование предполагает, что учитель понимает сущность ученика, «видит» человека. Гуманитарное образование, отвечая условию «человеко-размерности», держит в поле пристального внимания живую духовную традицию общения учителя с учеником.

«Неслучившееся является работающим механизмом» (М. Мамардашвили). Эти слова - выражение сути педагогического общения. учителя с учеником. Если в процессе взаимодействия не случилось общения учителя и ученика, не состоялся урок, не получилась лекция, семинар - то последствия будут! Это «неслучившееся» отразится тем или иным образом и на учителе, и на ученике.

Л.С. Выготский писал, что «среда выступает... в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, то есть среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития» [3, с. 52]. Мировоззренческое и культурно-образовательное направления гуманитарного образования реализуется в практике через познавательно-информационный, коммуникативный, социально-психологический механизм. Общим фоном, на котором развертывается его реализация, является культурно-образовательная среда, где актуализуется конкретная деятель-

ность учителя. В этом процессе огромная роль принадлежит личности педагога, который выступает основным субъектом коммуникативного механизма взаимодействия ученика и гуманитарной среды. Педагогическое общение, основанное на взаимодействии учителя и ученика, нуждается в особой культуре общения и благоприятном микроклимате. Межличностные отношения в гуманитарном образовании более чем где-либо должны иметь гуманистический характер, ибо эта сфера деятельности требует не простого общения, но и знания особенностей развития личности, а также взаимной психологической расположенности учителя и ученика. Именно поэтому культура общения является частью культурно-образовательного пространства, в котором реализуется взаимодействие гуманитарного образования.

Такое понимание образования кардинально отличается от формального образования, построенного на убеждении: ученик должен знать тот ответ, который ожидает от него учитель. Именно в этом суть дидактики формального образования [4, с. 369].

Не секрет, что в настоящее время в образовании в целом доминирует формальная педагогика, господствует модель конвейера. «Как следствие доминирования модели образовательного конвейера, обезлички и безадресности подготовки, происходит то, что данная модель не позволяет запускать процессы самоопределения и самоидентификации в современной культуре и обществе, не обеспечивает выращивания ценностных оснований. Образовательное учреждение становится неким производством, в котором обсуждаются планы, цифры, поголовье студентов, внебюджетные доходы и прочее. А что происходит с мышлением, с социальным и культурным становлением новых поколений - про это говорить невозможно в рамках производительного цикла. Тем самым образование теряет функцию культурного посредника и скорее выполняет функцию института социальной и государственной защиты и информационного справочника, по которому готовят в лучшем случае предметников-специалистов, не обладающих профессиональным гуманитарноориентированным мышлением» [8].

Конвейерная модель формирует и определенный тип учителя. Главным качеством его становится присвоение учебного знания. Он является носителем учебного предмета и транслятором учебных знаний. Главной задачей учителя становится

выполнение учебной программы, ведущей установкой - «натаскивание» на предмет (терминология, к сожалению, все чаще звучащая из уст учителей), основой общения - назидание, господство авторитарного стиля.

В этом заключается суть проблемы: учитель за учебной программой, методической разработкой, чиновничьей рекомендацией часто «не видит» ученика. Ученик, в душе которого не разбужена потребность к знанию, остается не включенным в процесс педагогического общения.

Но связка «учитель-ученик» (по словам В.А. Никитина) - «ядерная в образовании». Она воспроизводит ситуацию узнавания того, чего ты не знаешь, линию воссоздания опыта и возможность проблематиза-ции. Имя этого ядра - ученичество [5, с. 196]. К сожалению, понятия ученичества и учительства сегодня искажены, формализованы, суть - только слова, за которыми нет той глубины отношений учителя и ученика, из которых и рождается гуманитарная педагогика, гуманитарное образование.

Одним из важнейших аспектов таких отношений становится тот факт, что опыт не транслируется сам по себе. «Можно передать инструменты и рецепты. Опыт говорит о себе присутствием, и можно что-то усвоить для себя из опыта мастера, с усилием удерживаясь в его поле и делая это усилие уже своим опытом. В этом смысл нахождения возле учителя» [5, с. 197]. Очень важная мысль для постижения экзистенциальных смыслов общения ученика и учителя в процессе гуманитарного образования. Мы привыкли к сентенции - «я

Список литературы:

[1]

получил образование». Но образование нельзя «получать», образование - не пассивный процесс. Образование можно только «брать» - активно и осознанно. Другое дело, что готовность к такой активности также необходимо формировать, в т.ч. и средствами педагогики. Вспомним восточную мудрость: «Когда ученик готов - приходит учитель». Она раскрывает особый экзистенциальный аспект гуманитарного общения учителя и ученика - подготовленность ученика к ученичеству и учителя к учительству.

Гуманитарная педагогика, в отличие от педагогики формальной, имеет иные цели. Во-первых, помочь человеку решить главные проблемы его жизни: сформулировать по отношению к внешним вещам свой набор мнений, верований, линий поведения, ибо, чтобы жить, человеку необходимо мыслить, создать аутентичное мировоззрение. Во-вторых, - это умножение и сохранение множественности миров существования человека. Через образование оно воспроизводится. И каждая новая парадигма образования порождает целую новую систему миров, и задача образования - породить новый мир, транслировать его [6]. В-третьих, цель гуманитарного образования заключается в том, чтобы помочь формированию человека как существа культурного.

Процесс подлинного педагогического общения в гуманитарном образовании -это процесс, когда учитель не претендует на душу своего ученика, и в равной степени у его ученика нет претензии на душу учителя.

Адо Пьер. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном. - М.; СПб.: Степной Ветер; ИД «Коло», 2005.

Афанасьев Ю.Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция. - М., 1999.

ЗинченкоВ.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Три-воло, 1994.

История культурологии: учеб. для асп. / Под ред. А.П. Огурцова. - М.: Гардарики, 2006.

Никитин В.А. Идея образования или содержание образовательной политики. - К.: Оптима, 2004. Никитин В.А. Социокультурные изменения, определяющие новые задачи исследования образования // Мат. XIV Чтений памяти Г.П. Щедровицкого - М., 2008.

Сенько Ю.В. Гуманитарное основание стандартов высшего образования // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские чтения, 24-25 мая 2007 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.

Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.countries.ru

Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

[10] Чернушенко В.А. Гуманитарная культура - между прошлым и будущим // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Мат. конф. - СПб, 1996.

[11] Шор Ю.М. Гуманитарность культуры и проблема российской самобытности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Межд. Лихачевские чтения, 24-25 мая 2007 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.