Научная статья на тему 'Гуманитарная сущность педагогического образования'

Гуманитарная сущность педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная сущность педагогического образования»

В. А. Козырев,

первый проректор В. Д. Черняк,

заведующая кафедрой русского языка

ГУМАНИТАРНАЯ СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процессы, происходящие в современном мировом сообществе, принципиально изменили взгляд на роль и место образования в нем. Одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его гуманитаризация, что отражает ценности и ориентиры современной культуры.

Сегодня стало бесспорным признание человека центром новой парадигмы деятельного осмысления современных социальных и экономических процессов общественного развития. Все более отчетливо звучат голоса тех ученых, которые критически относятся к однотипной познавательной культуре, проявляющейся в утверждении одинаковых методов исследования в науках о природе и в науках о человеке и обществе. В процессе познания надо использовать все, что обретено человечеством на пути своего становления, — это даст возможность

видеть мир через множество разноликих образов.

Антропологизация современной науки диктует превращение проблемы человека в общую проблему всех наук, включая точные и технические науки. Этот процесс обусловил интеграцию гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, что позволило выделять и комплексно изучать универсальные проблемы, связанные с человеком, с бытием человека в мире. Безусловно, это

же явление определило поиск путей сопряжения научного и ценностного подходов к познанию, создало условия для становления науки нового тысячелетия. Кардинальные изменения в науке обусловили и новые подходы к образованию.

Переустройство российского общества и осмысление новой роли образования в нем привели к смене образовательной парадигмы — от парадигмы, основывающейся на знаниях, к «личностной». Это означает, что в российском обществе изменились взгляды на главную цель образования. Если раньше таковой признавалось усвоение системы знаний, то в настоящее время главным признается становление личности посредством овладения личностно и общественно значимыми знаниями. При этом в качестве основных образовательных принципов выдвигаются принципы гуманизации, демократизации, гуманитаризации. Становление новой образовательной парадигмы и утверждение названных принципов переустройства системы образования находятся в полном соответствии с общемировыми тенденциями.

Гуманитарное знание занимает все более значительное место в программах подготовки специалистов любого профиля. Ведь именно оно позволяет человеку понять себя и других, наладить взаимодействие с другими людьми, от чего в

конечном счете зависит успех практически любой профессиональной деятельности.

Во второй половине XX в., в эпоху расцвета технократического общества, о науке говорили как о главном факторе развития общества. Сейчас в этой роли все чаще видят образование. Именно образование становится фактором гармо -низации современного мира. Образование является не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, средством формирования его культурно-нравст-венного и гуманитарного потенциала, но и важнейшим фактором подготовки к жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, между различными этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также между суверенными нациями. Это непременное условие существования и развития современной цивилизации в условиях демократии.

Важной чертой современного образования является воспитание человека как гражданина не только определенного государства, но и члена общечеловеческого сообщества, ответственного за все в нем происходящее. Оно должно формировать у человека новое видение мира, связанное с осмыслением взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в нем процессов, с осознанием глобальных проблем и личной ответственности за их решение .

В конце XX в. произошло понимание смены типа культурноисторического наследования как сущности образовательного процесса. Так, на протяжении многих веков складывался тип социокультурного наследования, основанного на передаче свода прошлых образцов. Этот свод образцов оформлялся в логически завершенную систему

знаний и способов оперирования ими.

Сегодня происходит поворот к иному, принципиально новому типу социокультурного наследования.

Главным здесь становится не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений, дающим свободу в получении новых знаний и в их использовании.

Усиление динамики всех процессов, которые протекают сегодня в современном обществе, диктует необходимость изменений в качестве образования, выдвижения на первый план так называемого опережающего образования. Следует учитывать, что даже за годы подготовки специалиста в высшей школе происходят значительные изменения в сфере его будущей профессиональной деятельности. Поэтому высшая школа призвана дать своему выпускнику знания, которые не устареют в ближайшем будущем, а обеспечат его успешную работу в течение длительного времени.

Начавшийся в наше время научный, философский, художественнотворческий, педагогический поиск сопряжения научного и ценностного подходов к пониманию сущности человека и его места в мире говорит об утверждении новой мыслительной парадигмы, отвечающей устремлениям наступающего очередного переходного периода в истории мировой культуры — периода становления культуры антропоцентрического типа. Следствием процессов, происходящих в науке и культуре, стало интенсивное развитие синтетического гуманитарного знания.

С новым этапом общественного развития связано выделение гуманитаризации образования как ведущего направления в реализации идеи гуманизации современного общества. Сущность гуманитаризации образования понимается как условие «вхождения» студента, учаще-

гося в культуру, как многофакторный и многоплановый процесс, не сводящийся к увеличению доли собственно гуманитарных дисциплин. Обеспечить процесс гуманитаризации образования можно путем формирования гуманитарной образовательной среды. Развивающее, созидательное образование важно осмыслить как действование растущего человека внутри специально организованной воспитывающей, обучающей, развивающей среды, которая взывала бы к активности субъектов образования.

Сегодня само понятие образования обрело свой первоначальный смысл — создание человеческой личности посредством овладения опытом человечества. В процессе образования должны сформироваться необходимые свойства личности для жизнедеятельности в новом, динамичном мире.

Особое место принадлежит педагогическому университету как новому типу высшего учебного заведения гуманитарного характера. Важнейшей составляющей преобразования педагогических институтов в педагогические университеты, активно осуществлявшегося в конце ХХ в., является преобразование образовательной среды в гуманитарную образовательную среду.

Современное педагогическое образование отражает преобразования, общее направление которых связано с научным осмыслением представлений о сущности и о конкретных путях социализации человека. Речь идет о формировании системы научного знания о сущности образования как специально организованного процесса вхождения человека в современное ему общество, прежде всего через освоение культурного богатства

Педагогическое образование в наибольшей степени созвучно идее гуманитаризации, однако и здесь долгое время господствовала технократическая парадигма, в которой развитие человека считалось следствием, своеобразным побочным

продуктом усвоения обучающимися определенной системы знаний, являющейся слепком с соответствующей науки. И лишь в последнее время в педагогическом образовании происходят существенные изменения, связанные с построением иного по сути образовательного процесса, в котором приоритетным становится человек (студент, учащийся ), а знания служат только средствами для его развития. Гуманитаризация образования способствует совершенствованию способности личности к самосознанию и пониманию других людей, освоению наиболее значимых аспектов культуры и формированию способности к их передаче.

Гуманитаризация образования — это специфическая образовательная парадигма, связанная с преодолением односторонности в преподавании, при котором освоение изучаемого предмета сводилось к получению знаний. Введение гуманитарного компонента в содержание учебного курса не может быть сведено к простым добавкам гуманитарной информации. В основе гуманитаризации (и, естественно, гуманизации) образования должны лежать новые отношения ученика и учителя, студента и преподавателя. Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая (особенно в плане вариантов решения) деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности.

Педагогическое образование, как наиболее обращенное к человеку, должно формировать в нем стремление и способность к саморазвитию посредством преобразования условий деятельности. И здесь очень значимы мотивационные механизмы, которые должны занимать особое место в образовательном процессе.

Вообще университетское педагогическое образование ориентировано на освоение знаний как средо-точения культуры. Не случайна поэтому направленность образова-

тельных программ, предлагаемых педагогическим университетом, на освоение культуры, как общей, так и профессиональной. Именно поэтому каждая образовательная программа в педагогическом университете включает значительный общ,е-культурный блок, в котором содержатся философский компонент, позволяющий понять наиболее общую сущность явлений природы, созданного человеком материального и духовного мира, аксиологический компонент, раскрывающий ценностные ориентации человека, истори-ко-куль-турный компонент, позволяющий понять процесс становления современной культуры в историческом плане, социальный компонент, позволяющий осознать законы существования и развития общества, коммуникативный компонент, позволяющий усовершенствовать владение различными коммуникативными средствами, в первую очередь языковыми, а также ряд других компонентов.

Поскольку культура — явление целостное, овладение ею предполагает целостность образовательного процесса. Такая целостность характеризует гуманитарный характер образования в педагогическом университете. Педагогический университет — потенциальная гуманитарная среда, т. е. среда, обращенная к человеческой личности, к правам и интересам человека, однако несмотря на наличие предпосылок, состоящих в гуманитарной сущности педагогического образования, и наличие образовательного учреждения, приспособленного для реализации этой сущности, необходима специальная работа по формированию гуманитарной образовательной среды педагогического университета.

Важная особенность педагогического образования обусловлена быстротекущими процессами в современном обществе. Дело в том, что за годы профессиональной жизни работника принципиальные изменения, связанные с обновлением со-

держания и технологий деятельности, могут произойти несколько раз. Это означает, что специалисту придется адаптироваться к новым условиям; запаса прочности, который дает полученное в высшей школе образование (даже при опережающем его характере), может не хватить. Поэтому необходима система специальной «подпитки», как образовательной, так и профессиональной. Такая система уже сегодня строится на основе идеи непрерывного образования.

Суть концепции непрерывного образования состоит в том, чтобы построить многоступенчатую систему образования, которая позволит удовлетворить образовательные и (или) профессиональные потребности человека на любом отрезке его жизненного пути.

Образование становится стилем жизни личности, базисной технологией развития интеллекта на протяжении всей жизни. Отсюда следует, что гуманизация — это и дифференциация образования в соответствии с запросами личности, и вариативность содержания образования, и открытость системы образования, и методы преподавания, которые позволяют сделать личность обучаемого подлинной ценностью. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея гуманизации обучения является одной из самых значимых.

Образование прежде всего должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Следовательно, главная цель и предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении места человека в мире. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит

обогащение, развитие личности обучающегося.

Антропоцентризм в содержании педагогического образования проявляется в том, что любая составляющая этого содержания должна раскрывать различные стороны взаимодействия человека с окружающим его миром и другим человеком. В ходе этого взаимодействия происходит развитие внутренних потенциалов личности. При этом основой для взаимодействия служит процесс освоения разнообразных знаний.

Педагогическое образование

должно обеспечить способность к трансляции культуры. Необходимым шагом для достижения этой цели является освоение обучающимся культуры как общей, так и профессиональной. Педагогическое образование реализуется как личност-но-ориенти-рованное. Оно обеспечивается принципом академических свобод, организацией психологических и социологических служб в учебных заведениях, предоставлением возможностей выбора индивидуальных маршрутов образования. Гуманитаризация при этом трактуется как многоплановый и многофакторный процесс, затрагивающий все составляющие образовательной системы.

В учении, безусловно, огромную роль играют такие нравственные мотивы, как чувство долга, стремление принести пользу своей семье, своим ученикам, стране, но все эти мотивы должны опираться на ту положительную эмоциональную установку к труду и учению, которую нужно создать у студентов, постоянно демонстрируя им гуманистическую сущность научных знаний, особо подчеркивая их нравственную ценность.

Необходимость в вузе (так же, как и в школе) внешней и внутренней мотивации обучения объясняет тот факт, что обучение изначально гуманитарно. Не может быть усвоена какая-то «чистая наука», лишенная «человеческих элементов».

Приоритетной становится реализация в вузе личностно-

ориентированного подхода к обучению. Целью этого подхода является стимулирование саморазвития личности, хорошее базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в самоопределении.

Современная образовательная

среда должна быть основана на принципах сотворчества преподавателей и студентов, их самоорганизации и развития интересов. Вариативность высшего педагогического образования должна определяться целями, содержанием и методами в зависимости от потребностей студентов и в их интересах. Гуманитарная идея в педагогическом образовании имеет дополнительную межличностную окраску.

Традиционный подход к содержанию связан с рассмотрением учебного предмета как вместилища информации, которая должна быть из него извлечена и передана студенту. Гуманитарный подход предполагает иное отношение к содержанию учебного материала. Это не просто источник информации для подтверждения или опровержения теоретических положений, схем или формул. Это уникальное содержание науки, состоящее из открытий конкретных ученых, сделанных в конкретное время, открытий, связанных с историей и культурой. Освоение этого содержания осуществляется в диалогическом общении преподавателя и студента. В связи с этим предметом особого осмысления в педагогическом образовании с ценностно-смыс-ловой и технологической точек зрения является процесс трансляции (передачи) социального опыта от одного человека к другому. Этот процесс имеет в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, являясь составляющей процесса профессионального становления.

Нужно особо отметить, что сам процесс освоения культурного богатства является длительным. Начинается он с первых дней жизни человека. В системе образования он становится специально организованным, а значит — более целенаправленным. На уровне высшего профессионального образования, куда относится и педагогическое образование, происходит наиболее глубокое освоение культуры в определенном ракурсе, который позволяет профессионально выполнять задачу передачи элементов культуры будущим поколениям.

Гуманитарное знание занимает все более значительное место в программах подготовки специалистов любого профиля. Оно позволяет человеку понять себя и других, наладить правильное взаимодействие с другими людьми, от чего в конечном счете зависит успех практически любой профессиональной деятельности. При этом можно выделить два пути решения проблемы гуманитаризации образования: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный путь предполагает насыщение учебных планов и программ гуманитарными дисциплинами. Он достаточно прост и понятен, но не всегда эффективен. Интенсивный путь предполагает новое видение содержания подготовки, когда гуманитарные проблемы становятся предметом специального рассмотрения в связи с изучением любого содержания. Этот путь явно сложнее, так как требует интеграции гуманитарного и негуманитарного знания, вычленения гуманитарных аспектов во внешне негуманитарном содержании, однако он дает возможность специалисту в будущей профессиональной деятельности решать возникающие проблемы более эффективно с учетом осознаваемых им гуманитарных факторов.

Итак, гуманитаризаця образования состоит в выделении гуманитарной составляющей в любой профессиональной деятельности, а также в построении системы обра-

зования с опорой на прочный гуманитарный фундамент.

Отметим общие подходы к осуществлению гуманитаризации образования. Во-первых, это реализация полисубъектного и индивидуальнотворческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых для них образовательных потребностей. Во-вторых, необходимо создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Антропоцентризм педагогического образования реализуется в процессе обучения через личностноориентированное его понимание. Это означает, что исходной точкой и главной целью процесса обучения является личность обучаемого. А это, в свою очередь, предполагает, что начинается обучение с осмысления учащимся его личного опыта. Сам процесс обучения может осуществляться для разных учащихся по-разному, с учетом их учеб-но-познава-тельных особенностей.

Принцип целостности определяет рассмотрение педагогического образования как системы различных уровней (общий, базовый, уровень специализации) и компонентов образования (общекультурный, психо-лого-педагогический, предметный — математический, естественнонаучный, филологический и т. д.), вносящих свой вклад в формирование нового качества этой системы. Первоочередной задачей в решении проблемы целостности образования специалиста-педагога является

достижение структурно-

содержательного единства комплекса гуманитарных дисциплин, составляющих базу педагогического образования.

Гуманитаризация образовательного процесса в системе педагогиче-

ского образования предполагает приближение его к познавательной деятельности, которая строится как процесс вскрытия и преодоления противоречий. Именно такой процесс ведет к присвоению учащимися знаний, к превращению их в «личный капитал», а не к формальному их усвоению. Основной объект изучения — человек — многогранен, а его поведение не всегда предсказуемо. Поэтому психолого-педаго-гические знания носят вероятностный характер, что необходимо учитывать в определении содержания педагогического образования.

Чтобы передавать знания другим, специалист (учитель, педагог, преподаватель, воспитатель) должен иметь достаточно полное (объемное) и разноплановое представление об изучаемых объектах, рассматривать их с разных точек зрения. Лишь в этом случае он сможет не только сформировать правильные представления у своих учеников, но и найти для каждого ученика свой способ объяснения и усвоения им знаний.

Современные реформы в системе образования протекают очень быстро и активно, предполагают изменение общих образовательных установок и целей. Можно предположить, что и дальше система образования будет не менее динамичной. Поэтому студентов уже во время обучения необходимо вооружить методологией и методикой изучения различных явлений. А это, в свою очередь, предопределяет объективную необходимость интеграции учебной и исследовательской деятельности в современном педагогическом образовании.

Появление программ подготовки бакалавров и магистров образования, где исследовательская деятельность является составной частью содержания, а способность ее выполнять на разном уровне — одним из ожидаемых результатов обучения, сделало реальностью объек-

тивно заложенную интеграцию учения и исследовательской работы.

Включение студентов в опытную работу имеет большой психологический эффект. Известно, что большинство выпускников педвузов в своей профессиональной деятельности, особенно на первых порах, повторяют стиль профессиональной деятельности своих учителей. Часто бывает очень сложно сломать сложившиеся стереотипы. Участие же в исследовательской работе помогает студентам не только лучше осмыслить сущность инновационных процессов, но и осознанно выработать собственный стиль профессионального поведения.

Интеграционная тенденция в образовательном процессе проявляется и в сфере используемых образовательных технологий. Наряду с традиционными технологиями обучения в образовательный процесс включаются компьютерные, диалоговые, творческие и другие виды технологий.

В личностно-ориентированной

системе обучения изменяется роль сообщаемого учебного материала. Из цели обучения (прежде основная цель обучения состояла в усвоении определенного учебного материала) он превращается в средство обучения .

Знания, в конечном счете, должны служить инструментом для становления личности обучающегося. Именно этим не только внешне (по набору изучаемых дисциплин), но по существу отличается содержание педагогического образования от классического университетского. Поэтому если о классическом университетском образовании часто говорят, что в нем существует культ знания, то о педагогическом образовании можно сказать, что в нем должен взращиваться культ образования, то есть создания себя и других посредством знаний.

Отличие педагогического образования от классического университетского — это обращенность его содержания, в первую очередь, на

обучающегося в этой системе. Другими словами, содержание педагогического образования должно способствовать осознанию каждым студентом себя, своей познавательной деятельности, процессов освоения знаний. Именно это становится фундаментом для дальнейшей профессиональной деятельности. Можно сказать, что девизом педагогического образования могут стать слова : «Познавая себя, образовы-

вай других».

При формулировании критериев качества образования (с учетом нового представления о его сущности и значении) используют обычно не объем знаний и умений, а владение методами получения знаний, использование знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, творческий (нестандартный) подход в решении соответствующих профессиональных задач.

Целью современного образовательного процесса является не просто подготовка специалиста, а воспитание человека, способного мыслить универсально, знания которого носили бы не стандартно политехнический характер, а образовывали бы целостную систему ми-ровидения. Образовательная среда в этом смысле есть разнообразный, разноуровневый мир учебных

материалов, организованный так, чтобы позволить студентам докапываться до сути явлений в разных предметных областях, открывать для себя смысл теоретических построений наиболее значимых мыслителей. Гуманитарность рассматривается как общезначимое, сущностное знание в любых предметных сферах. Универсальное образование

— это развивающее образование в специально подготовленной, созданной, непрерывно развивающейся, полиязычной, универсальной образовательной среде. Универсальная образовательная среда должна обеспечивать максимально прямой доступ к знаниям-первоисточникам. Один из наиболее прямых путей к пониманию любого предмета лежит

через понимание тех задач, которые ставили перед собой творцы того или иного знания.

В университетском педагогическом образовании можно выделить главные условия, характеризующие гуманитарную сущность педагогического образования:

- ориентация на раскрытие гуманитарного (общекультурного) смысла знаний;

- разноплановое и многоаспектное рассмотрение изучаемых явлений, как наиболее естественное для процесса человеческого познания;

- вариативность получаемых выводов;

- личностная ориентация процесса обучения, когда исходной точкой в процессе познания является личностный субъективный опыт обучающегося, на базе которого выстраивается присваиваемая учащимися система знаний.

Построенная на выделенных основаниях система образования дает основание говорить о ее гуманизации, обращенности к человеку, его нуждам, заботам, потребностям.

Функция образовательной среды, как основы и источника развития личности, позволяет рассматривать саму образовательную среду как социокоммуникативную систему

(систему общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на механизмах ценностного регулирования отношений. Полноценное общение становится источником функционирования и развития образовательной среды. Современные педагогические подходы к среде лежат в русле развивающей функции образования (развивать способность менять самого себя и свое бытие). Они наглядно проявляются в новых понятиях, содержащих компонент среда: образова-

тельная среда, развивающаяся образовательная среда, адаптивная образовательная среда. Понятие среда соединяется с понятием образование, роль которого в совре-

менном обществе неуклонно возрастает .

Потенциал среды и ее жизнеспособность определяются степенью индивидуального освоения ее отдельным человеком. Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося, так же точно, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это взаимное влияние, по существу, задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых обучающимися технологий обучения.

Итак, гуманитарная образовательная среда требует выстраивания принципиально иной по сравнению с традиционной стратегии образования, в основе которой должна лежать не логика научного знания, объективно отчужденного от человека, а логика вхождения человека в мир знания, которая согласуется с логикой процесса познания.

Необходимо выделить особую роль языковой составляющей образова-

тельной среды. Интенсивное развитие гуманитарного знания, антропоцентризм современной науки предполагают особое внимание к языку и речи, так как именно в них и только через них человек может осуществиться как личность. Языковой критерий характеристики образовательной среды предполагает: а) умение передать смысл описываемого явления в языковой форме; б) понимание особенностей профессионального (специального) языка и использование его элементов в общенародном языке; в) владение разными речевыми стилями и жанрами речи; г) владение навыками гармоничного речевого общения.

Таким образом, образовательная среда как основа и источник развития личности может быть рассмотрена как социокоммуникативная система, система общения личностей и социальных групп, которая выстраивается на механизмах ценностного регулирования отношений. Полноценное общение всех субъектов образовательного процесса становится источником функционирования и развития образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.