Научная статья на тему 'Гуманитарная парадигма сервиса: традиции и новации'

Гуманитарная парадигма сервиса: традиции и новации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Service / educational activities / парадигма / сервис / образовательная деятельность / paradigm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигида Е. А., Лукьянова И. Е.

Понимание сервиса как системы взаимоотношений, складывающихся в процессе деятельности по оказанию услуг, выдвигает потребность изучения услуги в тесной взаимосвязи со всеми участниками сервисного поля. Бифункциональность сервисных технологий, включающих гуманитарную и естественно-научную составляющую, определяет направленную на междисциплинарный контекст сервисного процесса модернизацию образовательной деятельности. Признание науки о сервисе как науки синергического типа позволяет обосновать психолого-педагогическую парадигму подготовки кадров в структуре высшего профессионального образования, учитывающую факторы контекста и механизмы рефлексии как базовых составляющих в процессе приобретения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of service as a system of relations, emerging in the delivery of services, highlights the need to examine the services in the close relationship with all participants in the field. Service technology is bifunctional, including the humanities and the natural-science components; consequently, the modernization of the education aims at the interdisciplinary context of service. The synergistic nature of the service science justifies the psychological and pedagogical paradigm for training in higher education, considering the context factors and the reflection mechanisms the basic components in the process of acquiring knowledge.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная парадигма сервиса: традиции и новации»

СЕРВИС ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГУМАНИТАРИСТИКИ

УДК 612. 821: 338.46

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА СЕРВИСА:

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Сигида Е. А.,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected] Лукьянова И. Е.,

кандидат медицинских наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The definition of service as a system of relations, emerging in the delivery of services, highlights the need to examine the services in the close relationship with all participants in the field. Service technology is bifunctional, including the humanities and the natural-science components; consequently, the modernization of the education aims at the interdisciplinary context of service. The synergistic nature of the service science justifies the psychological and pedagogical paradigm for training in higher education, considering the context factors and the reflection mechanisms — the basic components in the process of acquiring knowledge.

Key words: paradigm, service, educational activities.

Понимание сервиса как системы взаимоотношений, складывающихся в процессе деятельности по оказанию услуг, выдвигает потребность изучения услуги в тесной взаимосвязи со всеми участниками сервисного поля. Бифункциональность сервисных технологий, включающих гуманитарную и естественно-научную составляющую, определяет направленную на междисциплинарный контекст сервисного процесса модернизацию образовательной деятельности. Признание науки о сервисе как науки синергического типа позволяет обосновать психолого-педагогическую парадигму подготовки кадров в структуре высшего профессионального образования, учитывающую факторы контекста и механизмы рефлексии как базовых составляющих в процессе приобретения знаний.

Ключевые слова: парадигма, сервис, образовательная деятельность.

В эпоху глобальной взаимозависимости и взаимообусловленности во всех сферах жизнедеятельности становится все более очевидным, что прогресс цивилизации определяется, прежде всего, интеллектуально-образовательным «человеческим» капиталом. Тенденции гуманизации и гуманитаризации общественных отношений определили приоритетное значение таких сфер, как культура, духовность, нравственность, оказали влияние на повышение роли и значения гуманитарных психологических знаний.

Реалии современного российского общества, претерпевающего в последние годы существенные изменения, ставят исследователей перед необходимостью освещения проблем, связанных с местом и ролью гуманитарных факторов в решении вопросов полноценной включенности как отдельного индивидуума, так и различных групп

и общностей во все виды жизнедеятельности. Эти вызовы обусловлены многими причинами. Одна из них — насущная потребность гуманизации образования в целом, в замене авторитарной парадигмы обучения личностно ориентированной.

Актуальность модернизации гуманитарного направления сервисного обслуживания обусловливается общим кризисным состоянием гумани-таристики в стране. Основанием этого кризиса является усугубляющийся разрыв современного состояния получаемых гуманитарных знаний с уровнем профессиональных запросов, предъявляемых государством и обществом к государственным образовательным стандартам [1].

Особую значимость приобретает вопрос подготовки специалистов гуманитарной направленности в сфере оказания услуг, т. е. для новой формирующейся профессиональной сервисной

9

СЕРВИС ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГУМАНИТАРИСТИКИ

деятельности. Это соотносится с позицией и требованиями постиндустриального общества.

Решение проблемы формирования науки о сервисе связано с вопросами глобального характера [2, 3]. Со ссылкой на Touraine [4] отмечается, что в обществе «не существует опыта, который был бы важнее того взаимоотношения между индивидами, при котором и тот и другой реализуют себя в качестве субъектов, а производство утрачивает характер взаимодействия людей с преобразованной природой и обретает черты процесса, названного Д. Беллом «игрою между людьми». Эти «игры» переносятся и на другие стороны общественной жизни, люди хотят выделиться из массы, быть индивидуальными даже в утилитарных материальных потребностях» [2].

Наличие в сервисе компонента, входящего в систему взаимоотношений между людьми в процессе оказания услуги, порождает гуманистическую направленность науки о сервисе. В этом проявляются общие закономерности, характерные для сервисной деятельности: порождает ли она материальный или нематериальный продукт, в центре ее всегда находится не товар и не услуга, а человек.

Позитивистский подход к трактовке социально-гуманитарных явлений общества, тенденции гуманизации научных исследований становятся условием сближения вектора научных исследований и в трактовке понятия сервис.

Психолого-педагогическая парадигма подготовки в сфере сервиса формирует профессиональные и нравственные качества специалиста на базе совокупности научных знаний по таким разделам социально-гуманитарных наук, как социальная психология, социальная педагогика, социальная антропология, социальная экология, этнология, конфликтология и ряд других наук естественнонаучного и гуманитарного направлений. Важнейшей компонентой знаний становится изучение самого человека и его отношений с природой и обществом.

Парадигма (от греч. рaradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Как отмечают авторы термина, парадигмой являются: концептуальные рамки науки; ее общепринятые ценности; основные установки; общепризнанные образцы; наборы предписаний для научной группы; конкретные традиции научного

исследования; совокупность убеждений, ценностей, технических средств; модели, примеры, образцовые достижения прошлого; главные философские элементы; работа, проделанная однажды и для всех, и т. д.

К более точному определению парадигмы можно отнести следующее: парадигма — сходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Выделяют два основных аспекта термина «парадигма»: эпистемический и социальный. В эпи-стемическом аспекте парадигма рассматривается в качестве образца знаний и научной деятельности, характерной для конкретного времени, в социальном — определяет целостность знаний.

Психолого-педагогическая парадигма подготовки специалистов сервиса с конкретизацией ее до понятия «дисциплинарная матрица» может выступать в качестве модели изучения процесса приобретения знаний и необходимых для практической деятельности качеств личности в структуре образовательных учреждений сферы сервиса.

В структуру дисциплинарной матрицы входят:

1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины;

2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания;

3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.

В новой, формирующейся в России науке о сервисе может в достаточно полной мере проявиться проектно-программирующая и селективно-запретительная направленность концепции удовлетворения потребности и предоставления услуг.

Сервис рассматривается в историко-философском и социокультурном аспектах, при этом подчеркивается, что «ни одна из существующих в настоящее время наук не исчерпывает и не отражает адекватно предмет сервисологических исследований» [5]. Раскроем социокультурные традиции сервисной деятельности и ее восприятие на уровне традиционных поведенческих установок и сервисного предложения. При этом можно использовать традиционную методологию, опирающуюся на теорию и практику философии, или нетрадиционные подходы к познанию [6].

10 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3

Гуманитарная парадигма сервиса: традиции и новации

Признание психолого-педагогической парадигмы подготовки специалистов сервиса как направления в изучении процесса приобретения знаний, хотя имеет в своей основе некий императивный характер, в то же время не ограничивает возможности углубления самой проблемы понятия «сервис».

Инновационный подход к обоснованию гуманитарной парадигмы образования в сфере сервиса позволяет переосмыслить значение классической триады (знания, умения, навыки).

Принятая структура социальной организации процесса обучения позволяет выделить основные тенденции взаимодействия специалиста сервиса в сфере сервисной деятельности на основе целостного понимания, единого подхода к новому явлению нашей действительности. Психологопедагогическая парадигма подготовки специалистов обеспечивает преемственные связи понятийного аппарата новой науки о сервисе с комплексом достижений в исследовании объекта сервиса — человека/личности в социально-экономической сфере удовлетворения потребностей в структуре педагогической психологии.

Формирование программы подготовки специалистов сервиса в условиях меняющейся системы образования является одним из важных компонентов, позволяющим реализовать в конкретных условиях организованного обучения совокупность фундаментальных знаний развивающейся науки о сервисе, сформировать личностные ценности и убеждения будущих специалистов.

Как показывают исследования, психологопедагогическая рефлексивно-управленческая модель подготовки специалистов сервиса, рассматриваемая в контексте концепций, реализующих личностно деятельностное, компетентностное и другие направления образования, формирует способность самосовершенствования через саморегуляцию в процессе приобретения практических знаний. Умение обучаемого управлять во время обучения процессом освоения знаний является необходимым условием для достижения необходимых компетенций. При этом деятельностноцентрированный подход к приобретению знаний смещается в сторону личностно-центрированного рефлексивно-контекстного, направленного на осмысление полученных знаний и трансформации их в профессиональную инновационную деятельность [7].

Специалист сервиса, наделенный знаниями психолого-педагогических наук, формируя в себе

определенные личностные качества, способен позитивно влиять на потребителя услуг.

Необходимой составляющей работы в сервисном поле становится признание уникальности и неповторимости каждой личности, независимо от состояния и условий, в которых она находится, вплоть до отвержения обществом. Концептуальная модель сервиса обеспечивает возможность подготовки специалистов через идентификацию его с объектом профессиональной деятельности — необходимостью удовлетворения все возрастающих потребностей членов современного общества.

Стремительные качественные и количественные изменения потребностей современного человека настоятельно требуют анализа системы подготовки специалиста сервиса в контексте его личностных качеств и характера производственной деятельности, связанных с удовлетворением потребностей личности, подверженной воздействию социальной среды. Комплексному рассмотрению подлежит анализ взаимодействия характеристик личности специалиста, личности потребителя услуг и контекстных социально-культурных и экономических факторов.

Неудовлетворенность потребителя может возникнуть на разных уровнях и быть представлена как результат неподготовленности специалиста или воздействия на потребителя социального окружения.

Доказательства и сопоставимые данные сложившейся ситуации позволят идентифицировать слабые стороны подготовки специалиста сервиса: недостаточное внимание к социальной среде, формирующей потребителя услуг, или проблемы образования. Выявление причин недостаточной подготовки специалистов позволит обоснованно проводить коррекцию образовательных программ и соответствующих рефлексивных возможностей личности в процессе обучения, контролировать качество подготовки кадров.

Становится востребованной методология виталистского, многоуровневого психологосоциального знания, которое ориентируется, с одной стороны, на характеристику ресурсов человека как био-духовно-социального существа, обладающего определенным биологическим, духовным и социальным потенциалом, соответствующим благополучию, в самом широком смысле этого понятия, а с другой стороны, — на субъекта жизнедеятельности во всех сферах общества. Учет специфики объект-

11

СЕРВИС ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГУМАНИТАРИСТИКИ

субъектных отношений в сфере сервиса и требований к подготовленности специалиста предполагает акцентировать знания по педагогической психологии как отрасли психологической науки, изучающей процесс приобретения научных и практических знаний и умений, а также качеств личности в ситуациях организованного обучения и воспитания.

Литература

Осознание сервисной деятельности с позиции психолого-социального феномена сервиса и природы механизмов рефлексии, являющихся психолого-педагогическими условиями образовательного процесса, позволяет разработать личностную рефлексивно-контекстную модель профессионального образования специалистов сервиса и туризма.

1. Багдасарян В. Э., Орлов И. Б. Гуманитарная составляющая сервисного образования: проблема модернизации и новый образовательный стандарт (Опыт научно-методической комиссии по разработке проекта ФГОС)//Образова-ние в области сервиса и туризма: Сборник статей посвящен 20-летию Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма/Под общ. ред. д-ра ист. наук, профессора А. А. Федулина, д-ра социолог. наук, профессора Т. Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 53—57.

2. Платонова Н.А. Природа и характер сферы услуг//Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2001. № 1.

3. Прозорова Е. В. Педагогические условия развития компетентности//Мир психологии. 2000. № 2. С. 191.

4. Touraine. Gntique de la modernite. 1999.

5. Круглый стол «Качество жизни и сервис; содружество науки, власти, бизнеса и общества»//Теоретические и прикладные проблемы сервиса. № 1. 2006. С. 115—121.

6. Сигида Е. А., Лукьянова И. Е. Психофизиология сервиса/Деоретические и прикладные проблемы сервиса. 2006. № 3. С. 39-48.

7. Психология и педагогика высшего профессионального образования/Отв. ред. Сигида Е.А. М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.