Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ'

ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СМЕНА ПАРАДИГМЫ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕР ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегма Юрий Сергеевич, Зенкина Елена Вячеславовна

Затянувшийся экономический кризис экономики развитых стран мира (определяющих, по сути, состояние всей мировой экономики) обнажил принципиальную ограниченность (в отличие от множества предшествующих кризисов) дальнейшей экспансии прежнего пути экономического роста. Наметился предел территориальной экспансии: не осталось больше стран и рынков, не вовлеченных в международный товарообмен разделения труда. Определился также предел роста объема товарного производства и сбыта. Основные направления развития производства - технологические новации, обеспечивающие глубокую переработку первичного сырья и постоянное обновление товарной продукции, автоматизация и роботизация, позволяющие снизить расходы на зарплату наемных работников, привели к относительному снижению уровня потребительского спроса, т. е. к кризисному перенасыщению рынка товаров широкого потребления. Стимулирование спроса за счет экспансии потребительского кредита в свою очередь быстро привело к критическому уровню неоплаченной задолженности и невозвратов банковских кредитов. В силу этого, в данной статье впервые предпринята попытка проанализировать пути и перспективы глубокой перестройки модели индустриального капиталистического производства и сложившегося общества потребления. Целью исследования является обоснование того, что экономический рост за счет расширения нематериального производства принципиально меняет неоклассическую модель капиталистической экономики и стандартные теоретические методы преодоления возникающих проблем развития в рамках принятой парадигмы оказываются малоэффективными. В результате исследования показано, что преодоление границ традиционного товарного рынка капиталистических стран идет сегодня за счет коммерциализации новых сфер виртуальной деятельности - науки, спорта, искусства, истории и даже религии. Дано определение гуманитарной деятельности как особой сферы деятельности современного общества, в которой используются (и раскрываются) возможности человека как личности, и прежде всего, его потенциал интеллектуальной, творческой деятельности, которая порождает качественно новые эффекты, новые механизмы взаимодействия экономических параметров. Таким образом, результаты исследования обосновывают становление новой теоретической модели развития мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ACTION AS A FACTOR IN CHANGING THE NATURE OF ECONOMIC RELATIONS

The prolonged economic crisis of the economies of the developed countries of the world (determining, in fact, the state of the entire world economy) exposed the fundamental limitations (in contrast to many previous crises) of the further expansion of the previous path of economic growth. The limit of territorial expansion has been outlined: there are no more countries and markets left that are not involved in the international trade in the division of labor. The limit of growth in the volume of commodity production and sales was also determined. The main directions of production development - technological innovations that ensure deep processing of primary raw materials and constant renewal of marketable products, automation and robotization, which reduce the cost of wages of employees, led to a relative decrease in the level of consumer demand, i.e. to a crisis oversaturation of the consumer goods market. Stimulating demand through the expansion of consumer credit, in turn, quickly led to a critical level of unpaid debt and non-repayment of bank loans. The purpose of the study in this article is to justify that economic growth due to the expansion of intangible production fundamentally changes the neoclassical model of capitalist economics and standard theoretical methods for overcoming emerging development problems within the framework of the adopted paradigm are ineffective. As a result of the study, it is shown that overcoming the boundaries of the traditional commodity market of capitalist countries today is through the commercialization of new areas of virtual activity - science, sports, art, history and even religion. This article attempts to analyze the prospects for a deep restructuring of the model of industrial capitalist production and the established consumer society. The definition of humanitarian activity is given as a special sphere of activity of modern society, which uses (and reveals) the possibilities of a person as a person, and above all, his potential of intellectual, creative activity, which gives rise to qualitatively new effects, new mechanisms of interaction of economic parameters.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ _INVESTMENT AND INNOMATIONS_

УДК 330.8

DOI 10.52575/2687-0932-2022-49-3-467-473

Гуманитарная деятельность как фактор изменения характера экономических взаимоотношений

1 Бегма Ю.С., 2 Зенкина Е.В.

1 Компания BBGroup Россия, 117461, г. Москва, Севастопольский пр-т, д. 83, корп. 1 2 Российский государственный гуманитарный университет Россия, 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6 e-mail: stylusla@yandex.ru, evzenkina@mail.ru

Аннотация: Затянувшийся экономический кризис экономики развитых стран мира (определяющих, по сути, состояние всей мировой экономики) обнажил принципиальную ограниченность (в отличие от множества предшествующих кризисов) дальнейшей экспансии прежнего пути экономического роста. Наметился предел территориальной экспансии: не осталось больше стран и рынков, не вовлеченных в международный товарообмен разделения труда. Определился также предел роста объема товарного производства и сбыта. Основные направления развития производства -технологические новации, обеспечивающие глубокую переработку первичного сырья и постоянное обновление товарной продукции, автоматизация и роботизация, позволяющие снизить расходы на зарплату наемных работников, привели к относительному снижению уровня потребительского спроса, т. е. к кризисному перенасыщению рынка товаров широкого потребления. Стимулирование спроса за счет экспансии потребительского кредита в свою очередь быстро привело к критическому уровню неоплаченной задолженности и невозвратов банковских кредитов. В силу этого, в данной статье впервые предпринята попытка проанализировать пути и перспективы глубокой перестройки модели индустриального капиталистического производства и сложившегося общества потребления. Целью исследования является обоснование того, что экономический рост за счет расширения нематериального производства принципиально меняет неоклассическую модель капиталистической экономики и стандартные теоретические методы преодоления возникающих проблем развития в рамках принятой парадигмы оказываются малоэффективными. В результате исследования показано, что преодоление границ традиционного товарного рынка капиталистических стран идет сегодня за счет коммерциализации новых сфер виртуальной деятельности - науки, спорта, искусства, истории и даже религии. Дано определение гуманитарной деятельности как особой сферы деятельности современного общества, в которой используются (и раскрываются) возможности человека как личности, и прежде всего, его потенциал интеллектуальной, творческой деятельности, которая порождает качественно новые эффекты, новые механизмы взаимодействия экономических параметров. Таким образом, результаты исследования обосновывают становление новой теоретической модели развития мировой экономики.

Ключевые слова: виртуальная экономика, смена парадигмы неоклассической теории мировой экономики, особенности развития сфер гуманитарной деятельности, модель глобальной гуманитарной деятельности, гуманитарная экономика, экономика международных гуманитарных отношений

Для цитирования: Бегма Ю.С., Зенкина Е.В. 2022. Гуманитарная деятельность как фактор изменения характера экономических взаимоотношений. Экономика. Информатика, 49(3): 467-473. DOI 10.52575/2687-0932-2022-49-3-467-473

Humanitarian Action as a Factor in Changing the Nature of Economic Relations

1 Yuri S. Begma, 2 Elena V. Zenkina

1BBGroup company 83 Sevastopol Ave, building 1, Moscow, 117461, Russia 2 Russian State University for the Humanity 6 Miusskaya Pl, GSP-3, Moscow, 125993, Russia e-mail: stylusla@yandex.ru, evzenkina@mail.ru

Abstract: The prolonged economic crisis of the economies of the developed countries of the world (determining, in fact, the state of the entire world economy) exposed the fundamental limitations (in contrast to many previous crises) of the further expansion of the previous path of economic growth. The limit of territorial expansion has been outlined: there are no more countries and markets left that are not involved in the international trade in the division of labor. The limit of growth in the volume of commodity production and sales was also determined. The main directions of production development - technological innovations that ensure deep processing of primary raw materials and constant renewal of marketable products, automation and robotization, which reduce the cost of wages of employees, led to a relative decrease in the level of consumer demand, i.e. to a crisis oversaturation of the consumer goods market. Stimulating demand through the expansion of consumer credit, in turn, quickly led to a critical level of unpaid debt and non-repayment of bank loans. The purpose of the study in this article is to justify that economic growth due to the expansion of intangible production fundamentally changes the neoclassical model of capitalist economics and standard theoretical methods for overcoming emerging development problems within the framework of the adopted paradigm are ineffective. As a result of the study, it is shown that overcoming the boundaries of the traditional commodity market of capitalist countries today is through the commercialization of new areas of virtual activity - science, sports, art, history and even religion. This article attempts to analyze the prospects for a deep restructuring of the model of industrial capitalist production and the established consumer society. The definition of humanitarian activity is given as a special sphere of activity of modern society, which uses (and reveals) the possibilities of a person as a person, and above all, his potential of intellectual, creative activity, which gives rise to qualitatively new effects, new mechanisms of interaction of economic parameters.

Keywords: virtual economics, the paradigm of the neoclassical theory of world economy, the peculiarities of the development of humanitarian activities, the model of global humanitarian activities, the humanization of the economy, the economy of international humanitarian relations

For citation: Begma Y.S., Zenkina E.V. 2022. Humanitarian Action as a Factor in Changing the Nature of Economic Relations. Economics. Information technologies, 49(3): 467-473 (in Russian). DOI 10.52575/2687-0932-2022-49-3-467-473

Введение

Бесспорно, можно изменить трактовку некоторых положений неоклассической теории мировой экономики, чтобы, оставаясь в рамках прежней парадигмы, учесть особенности виртуальной экономики (как это предлагается сегодня рядом ученых) [Мировая экономика, 2019; Мировая экономика и международные экономические отношения, 2021]. Но, принимая во внимание тенденцию развития мировой экономики и природу возникающих трудностей и противоречий сегодняшнего развития капиталистических стран, имеет смысл более внимательно рассмотреть особенности развития сфер гуманитарной деятельности, тех сфер, где доминирует роль человеческого фактора. Причем не в качестве еще одного фактора производства [Матецкая, 2006], с некоторыми проблемами его количественного учета, а как основополагающего фактора, природа которого качественно меняет характер экономических взаимоотношений [Baumol and Bowen, 1966; Бегма, 2015].

Объекты и методы исследования

Классики экономической теории постулировали объективную независимость пространства и объектов созидательной деятельности людей от их личностных характеристик. Полная отчужденность объекта от субъекта. Само существование объектов, их характеристики, функционирование не зависят от технологии и условий их использования. Роль человека как субъекта деятельности в экономической модели промышленного капитализма, опирающейся на безусловное доминирование технологии и строгое выполнение разработанных технических стандартов и процедур, сводится к выполнению заданных нормативов и операций и никак не влияет ни на характеристики обрабатываемого материала, ни на параметры процесса. Конечно, и нормативы, и технологии тоже разрабатываются людьми, опять же, в соответствии со сложившимися стандартами и требованиями. Личное отношение исполнителя к выполняемой работе максимально исключается установленными регламентами. И любое их нарушение, как правило, объективно ухудшает результативность. В этом плане автоматизация процессов и минимизация возможного влияния человеческого фактора (в том числе, и за счет сокращения численности занятых) повышают рентабельность производства. Постулируется, что результаты экономической деятельности человека никоим образом не зависят от личностных предпочтений, знаний, умений исполнителей. Этическая нейтральность экономики - аксиома классической теории.

Гуманитарное отношение - это особое, личностное отношение между субъектом и объектом. Характеристики объекта практически полностью зависят от их оценки субъектом. Личные убеждения, предпочтения, целевые установки определяют и направление, нормы и методы работы с объектом. Такая взаимозависимость в гуманитарных отношениях прямо противоположна постулируемой независимости в экономических отношениях. Ведущая, определяющая роль человека присуща в первую очередь всем гуманитарным наукам. Однако гуманизм в той или иной мере присущ любой деятельности человека. Проявление гуманизма личностных отношений (в том числе, творческих инициатив и новаций) возможно, но в принципе не требуется условиями производства (и соответственно не учитывается теоретическими моделями экономики капитализма). В целом гуманитарные показатели - взаимоотношения людей - в рамках сложившейся системы капиталистического производства и потребления не считаются важными, заслуживающими внимания, и не включаются в функциональные характеристики объектов (а не активных субъектов), подчиняющихся установленным правилам и требованиям поведения.

Тенденция развития сфер творческой деятельности и относительного снижения в общественном производстве доли продукции материального потребления неизбежно приведет к замене неоклассической модели мировой экономики на новую модель глобальной гуманитарной деятельности [Башин, Дремова, Гринев, 2021; Зенкина, 2018].

Такого термина - «гуманитарная деятельность» - пока не существует, поскольку определение «гуманитарная» относится к качественной характеристике методов работы, а не к объектно-предметной характеристике, сфере деятельности, которые применяются в естественных науках и в экономике. Изменение метода исследования на методы гуманитарных наук позволяет характеризовать деятельность не строго по объектам, а по не очень четкому параметру качества этой деятельности.

Понятие «гуманитарная экономика», несмотря на лингвистическую близость (идентичность) более распространенному в литературе понятию «гуманизация экономики», несет, по сути, совершенно иной смысл. Гуманизация предполагает возможность учесть в неоклассических экономических моделях неопределенность действий человека, проявляющего помимо основного, предписанного ему стремления максимизировать свой доход в рамках четко

Результаты и их обсуждение

Новая модель глобальной гуманитарной деятельности

определенных условиях работы, какие-то иные желания, цели, возможности выйти за границы установленных задач. Формирование у людей, помимо сугубо материального благополучия, социальных, творческих, духовных интересов и запросов (стремление получить образование, занятие спортом, профессиональное обучение, знакомство с искусством, карьерный рост и пр.) связаны с изменением качества работников и их поведения в рамках производственного процесса.

«Гуманизация экономики» концептуально обосновывает необходимость учесть эти моменты качественного изменения рабочей силы. Желание сохранить основы неоклассической парадигмы определило «научное обоснование» возможности включения весьма неопределенных изменений человеческого фактора в строгие экономические модели в форме дополнительные затрат, равных «инвестициям» в формирование нового фактора производства. Главное был сохранен принцип единообразной количественной оценки качественно различных эффектов изменения человеческого фактора.

Этим объясняются современные подходы к образованию, здравоохранению, транспорту и коммуникациям, спорту как к платным услугам. Формально - это все услуги, которые легко вписываются в неоклассические модели по стоимости их предоставления, которые в свою очередь должны определяться исходными затратами. При этом никто не может строго определить и обосновать величину этой стоимости, учитывая все разнообразие и самих «услуг», и исполнителей. Но в эту схему легко вписываются взятки за «административную помощь» и «правовую защиту».

Гуманитарная деятельность как особая сфера деятельности современного общества

Гуманитарная экономика - это экономика, учитывающая особенности «человеческого» взаимодействия. Не действие субъекта на отчужденный, независимый объект, а взаимодействие субъект-субъект, учитывающее специфику каждой конкретной ситуации и неопределенность эффектов.

Для гуманитарной экономики образование - это не набор информационных сведений, который преподаватель передает ученику (по заранее определенной смете затрат), учитель, передающий свое видение и понимание этой информации, определяющий сам выбор такой информации. Врач - это не просто специалист, обязанный выявить заболевание и оказать по регламенту (за предписанное время и за определенную плату) помощь, требуемый объем и характер медицинской помощи далеко не всегда соответствуют первичным стандартным показателям. Исторически истинным врачевателем всегда считался только тот, кто хочет, способен и готов идти за рамки первичной необходимой помощи, понять даже скрытые проблемы другого человека. Нельзя (в соответствии с неоклассической парадигмой) для такой территориально разбросанной страны как Россия рассматривать транспорт и систему коммуникации только видом услуг, оплачиваемых по законам рыночной экономики. Для гуманитарной экономики важнейшей оценкой является не прибыль, которую могут обеспечить эти услуги, а прежде всего возможность обеспечить общение населения, как условие сохранения национального единства. Единое информационное пространство и интенсивная коммуникация между всеми районами страны важны, чтобы избежать социального отчуждения. Оценка реальной ситуации, меняющиеся экономическая политика и ее критерии эффективности, вместо заданной максимизации прибыли - характеристика формирующейся гуманитарной экономики (вместо гуманизация существующей).

Экономическая деятельность составляет лишь часть деятельности человека - производство товаров потребительского спроса (или как говорил один из левых марксистов - экономика - это всего лишь переделка одних товаров с помощью других). А деятельность человека направлена на освоение и очеловечивание окружающего его пространства [Зенкина, Ивина, 2017; Hesmondhalgh, David, 2019]. Переработка исходных природных богатств в материальную продукцию потребления сочетается с более масштабной и сложной деятельно-

стью людей освоением нравственных, духовных ценностей, развитием личных способностей, освоением закономерностей развития окружающего мира.

Механизм интернационализации этой деятельности (и может быть приспособления его в каком-то виде к более или менее изученному механизму рыночной экономики производства и обмена товаров) составляет интересную и сложную научную задачу, которую и предлагается назвать экономикой международных гуманитарных отношений.

Гуманитарная деятельность должна рассматриваться как особая сфера деятельности современного общества, в которой используются (и раскрываются) возможности человека как личности, и прежде всего, его потенциал интеллектуальной, творческой деятельности.

Гуманитарная деятельность порождает качественно новые эффекты, новые механизмы взаимодействия экономических параметров [Бегма, 2008; Бегма, Шабельникова, 2010; Бегма, Кочарян, 2010; Бегма, 2011; Зенкина, 2022b]. Нужно будет не модифицировать принятые понятия под воздействием гуманитарных факторов, а формировать новое понимание экономических закономерностей для новой сферы деятельности [De Beukelaer, Christiaan, Spence, Kim-Marie, 2019; Florida Richard, 2002; Мальшина, Гарнов, 2021].

Заключение

В сферу международного бизнеса постепенно вовлекаются спорт, искусство, музейное и библиотечное дело, телевидение, моделирование одежды и т. п. , которые имеют особый механизм ценообразования, отличающийся от традиционной оценки издержек производства и требующий разработки особого механизма рыночных операций. Эта группа виртуальных товаров («символических» товаров, товаров «роскоши и развлечений») требует освоения новой техники ценообразования. Это в свою очередь потребует освоения концептуально новых понятий стоимости, цены, денег, меры эквивалентности, механизма распределения доходов в современном обществе [Зенкина, 2021; Зенкина, 2022a; Richard, 2000].

Все эти сферы нельзя сводить к понятию «услуги», как это навязала неоклассическая теория. Общество как система нуждается в общесистемных видах деятельности, которые важны не величиной генерируемого дохода, а своей функциональной ролью обеспечения развития этого общества. Общество нуждается в транспорте, средствах коммуникации, образовании, медицинском обслуживании, спорте. Эти сферы деятельности обеспечивают гуманитарную общность людей. Они не могут относиться к «услугам» по своей сути, это - внутрисистемные функциональные отношения.

Качественно новые принципы гуманитарной экономики неизбежно порождают некоторые методологические трудности при построении экономических моделей. Ведь придется отказаться от единообразия и общности в оценке результатов. Это означает, по сути, отказ от общих аналитических моделей, признание их потенциальной изменчивости и возможности целенаправленного манипулирования в силу их субъективного характера.

В модель включается механизм интерсубъективных отношений - диалог, общение, манипулятивность параметров. Важную роль при этом играют понятия «правда», «справедливость», «доверие», которые формируются и разворачиваются вокруг людей. Истина гуманитарного познания отождествляется с субъективной правдой. В свою очередь участники анализа экономической ситуации не могут оставаться безучастными наблюдателями (как в естественных науках), их мировоззрение, понимание, трактовка ситуации неизбежно меняются в процессе познания, а знания приобретают нравственную составляющую.

Список источников

Башин Ю.Б., Дремова Ю.Г., Гринев Г.Н. 2021. Экономика информационного общества. Учебное

пособие, Сер. Высшее образование: Бакалавриат. Москва, 302 с. Мировая экономика. 2019. Ю.А. Щербанин, Е.В. Зенкина, П.И. Толмачев, В.М. Грибанич, А.В. Дрыночкин, Е.В. Королев, В.М. Кутовой, Б.Б. Логинов. Москва: ООО «Издательство "Юнити-Дана», 503 с.

Мировая экономика и международные экономические отношения. 2021. А.В. Абрамова, Д.А. Алёшин, Апанович М.Ю., Арапова Е.Я., Булатов А.С., Волков А.М., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Дегтерева Е.А., Дегтярева О.И., Елагин Д.П., Жданов С.В., Завьялова Е.Б., Зарицкий Б.Е., Зенкина Е.В., Иванова Н.А., Исаченко Т.М., Кавешников Н.Ю., Калашников Д.Б. и др. Полный курс. Учебник / Москва, Сер. Бакалавриат (4-е издание, переработанное и дополненное), 370 с.

Список литературы

Бегма Ю.С., Шабельникова Д.В. 2010. Секреты ценообразования на арт-рынке. Экономический журнал, 4 (20): 128-132.

Бегма Ю.С. 2008. Рынок товаров культуры. В сборнике: Национальная модель развития экономики России. материалы VIII Чаяновских чтений: 117-124.

Бегма Ю.С. 2015. Мировая экономика: неизбежна ли смена парадигмы? Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 2 (2): 9-22.

Бегма Ю.С. 2011. Экономика моды: реальность или игра слов. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 10 (72): 204-213.

Бегма Ю.С., Кочарян Ш.Р. 2010. Знаки моды: каприз или потребность? Экономический журнал, 4 (20): 141-145.

Зенкина Е.В. 2018. Постиндустриализация как общая закономерность современных изменений в экономических процессах. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством, 4 (38): 74-77.

Зенкина Е.В. 2022. Международные валютно-финансовые отношения в постиндустриальном мире. Монография, Москва, 169 с.

Зенкина Е.В., Ивина Н.В. 2017. Постиндустриализация: роль знаний в новой экономике. Международный технико-экономический журнал, 1: 7-12.

Зенкина Е.В. 2021. Информационная глобализация как новая основа современной международной экономики: задачи экономической политики России. Наука и искусство управления. Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, 3: 52-59. DOI: 10.28995/2782-2222-2021-3-52-59

Зенкина Е.В. 2022a. Международная гуманитарная деятельность: новые тенденции международного бизнеса. Международный научный журнал, 2: 110-118. DOI: 10.34286/1995-4638-2022-83-2110-118.

Зенкина Е.В. 2022b. Финансовые инновации развития социальной и солидарной экономики. Экономика. Информатика, 49(1): 59-66.

Мальшина Н.А., Гарнов А.П. 2021. Индустрия культуры и креатива. Управление потоковыми процессами. Монография, Москва, Сер. Научная мысль, 160 с.

Матецкая М.В. 2006. Экономика культуры и вектор институциональных реформ. Вестник СПбГУ, 5(4): 157-162.

Baumol W.J. and Bowen W.G., 1966. Performing Arts. The Economic Dilemma. A study of Problems common to Theater, Opera, Music and Dance. New York, The Twentieth Century Fund, XVI p., 582 P.

De Beukelaer, Christiaan, Spence, Kim-Marie. 2019. Global Cultural Economy, Routledge, 1st Edition, 200 p.

Florida, Richard. 2002. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life, New York: Basic Books, P.46.

Hesmondhalgh, David. 2019. The Cultural Industries, SAGE Publishing, University of Leeds, UK, fourth edition, P.568.

Richard E. 2000. Caves Creative Industries: Contracts Between Art and Commerce - Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England. P. 454.

References

Begma Yu.S., Shabelnikova D.V. 2010. Secrets of pricing in the art market. Economic Journal, 4 (20): 128-132.

Begma Y.S. 2008. The market of cultural goods. In the collection: The national model of the development of the Russian economy. Materials of the VIII Chayanov readings: 117-124.

Begma Yu.S. 2015. World economy: Is a paradigm shift inevitable? Bulletin of the Russian State University. Series: Economics. Management. The right, 2 (2): 9-22.

Begma Y.S. 2011. Fashion economics: reality or a play on words. Bulletin of the Russian State University.

Series: Economics.Management. The right, 10 (72): 204-213. Begma Y.S., Kocharyan S.R. 2010. Fashion signs: a whim or a need? Economic Journal, 4 (20): 141-145. Zenkina E.V. 2018. Postindustrialization as a general pattern of modern changes in economic processes. News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management, 4 (38): 74-77.

Zenkina E.V. 2022. International monetary and financial relations in the post-industrial world. Monograph, Moscow, 169 p.

Zenkina E.V., Ivina N.V. 2017. Postindustrialization: the role of knowledge in the new economy.

International Technical and Economic Journal, 1:7-12. Zenkina E.V. 2021. Information globalization as a new basis of the modern international Economy: Tasks of Russia's Economic Policy. The science and art of management. Bulletin of the Institute of Economics, Management and Law of the Russian State University for the Humanities, 3: 52-59. DOI: 10.28995/2782-2222-2021-3-52-59 Zenkina E.V. 2022a. International humanitarian activity: new trends in international business. International

Scientific Journal, 2: 110-118. DOI: 10.34286/1995-4638-2022-83-2-110-118. Zenkina E.V. 2022b. Financial innovations for the development of a social and solidary economy. Economy.

Computer science, 49(1): 59-66. Malshina N.A., Garnov A.P. 2021. The industry of culture and creativity. Control of streaming processes.

Monograph, Moscow, Ser. Scientific thought, 160 p. Matetskaya M.V. 2006. The economy of culture and the vector of institutional reforms. Bulletin of St.

Petersburg State University, 5(4): 157-162. Baumol W.J. and Bowen W.G., 1966. Performing Arts. The Economic Dilemma. A study of Problems common to Theater, Opera, Music and Dance. New York, The Twentieth Century Fund, XVI p., 582 p.

De Beukelaer, Christiaan, Spence, Kim-Marie. 2019. Global Cultural Economy, Routledge, 1st Edition, 200 p. Florida, Richard. 2002. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and

Everyday Life, New York: Basic Books, P. 46. Hesmondhalgh, David. 2019. The Cultural Industries, SAGE Publishing, University of Leeds, UK, fourth edition, P. 568.

Richard E. 2000. Caves Creative Industries: Contracts Between Art and Commerce - Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England. P. 454.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРAХ

Юрий Сергеевич Бегма, кандидат экономических наук, доцент, советник компании ББОгоир, г. Москва, Россия

Зенкина Елена Вячеславовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yurii S. Begma, Candidat of Economic Science, Associate Professor, adviser of the BBGroup company, Moscow, Russia

Elena V. Zenkina, Dr. of Sci. (Economy), Associate Professor, Head of the Department of World Economics, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.