Научная статья на тему 'Гуманитаризация психологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования'

Гуманитаризация психологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИЙНАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАСТАВНИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ СУПЕРВИЗИЯ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ СУПЕРВИЗИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ СУПЕРВИЗИЯ / PHASIC MODEL / PSYCHOLOGICAL LITERACY / COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL CULTURE / SUPERVISION / MENTORING SUPERVISION / CORRECTIONAL SUPERVISION / COUNSELING SUPERVISION / EXPERT SUPERVISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

Рассматриваются стадии процесса гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе его непрерывного образования. Приводится анализ результатов диагностики состояния данного процесса в ракурсе исследования супервизорских возможностей специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization of a specialist's psychological training in the system of continuing education

The article deals with the stages of the process of humanitarization of psychological post-training in the system of continuing education. The author analyzes the results of diagnostics of this process in the frame of the studying of specialist's supervision abilities

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация психологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования»

БРАЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЗРОСЛЫХ

А. В. Моложавенко

(Волгоград)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются стадии процесса гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе его непрерывного образования. Приводится анализ результатов диагностики состояния данного процесса в ракурсе исследования супервизорских возможностей специалистов

Стадийную модель процесса гуманитаризации психологической подготовки специалиста школы (педагог, педагог-психолог) и вуза (преподаватель психологии) в системе непрерывного образования мы рассматриваем как способ конкретного, феноменологического познания всех сторон и составляющих подготовки, как ориентир в педагогическом целеполагании. Модель разработана на основе содержания соответствующих закономерностей, выделенных принципов в рамках формирования у специалиста общей психологической культуры.

Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки специалиста включает четыре стадии: 1) становление и развитие компонентов личностного самосознания в процессе формирования основ психологической грамотности обучающегося средней школы в ходе психологической предподготовки (принцип субъ-ектности); 2) становление и развитие у студента и молодого специалиста в процессе собственно психологической подготовки компонентов психологической компетентности в вузовском и последипломном психологическом образовании (принцип непрерывности); 3) развитие у специалиста школы и вуза компонентов собственно психологической культуры в послевузовском образовании в процессе психологической постподготовки (принцип системности); 4) совершенствование составляющих и целостной психологической культуры специалиста в ходе психологической самоподготовки в системе психологического самообразования (принцип

целостности). В данной статье мы рассматриваем содержание и исследование состояния процесса гуманитаризации психологической постподготовки на третьей и четвертой ее стадии.

Процесс гуманитаризации психологической подготовки специалиста способствует формированию составляющих общей психологической культуры. Психологическая культура -многомерное и системное психическое явление, которое следует рассматривать в динамическом единстве общего, особенного и единичного проявлений человеческой психики. Закономерности становления психологической культуры предполагают, что одной из задач школы является формирование общей культуры и имплицитно ее базовой составляющей - психологической грамотности, как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают адекватное поведение и социальное взаимодействие. Психологическая компетентность - особый тип организации психологических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Собственно психологическую культуру следует рассматривать как развитый механизм личностной саморегуляции, обеспечивающий и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми. При этом психологическая культура внутри данной составляющей выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелой личности, и ее можно отнести к вершинным образованиям человека [4].

Прохождение специалистом всех этапов на третьей и четвертой стадиях определяется, во-первых, необходимостью получения соответствующей супервизии от более опытного коллеги в рамках оптимизации профессионального становления, во-вторых, обучением данному виду супервизии в ракурсе профессионального роста и развития [5, 6]. Исходя из специфики содержания третьей составляющей общей психологической культуры мы выделяем две группы ее обобщенных компонентов: внутриличностные и межличностные (личностная и межличностная психологическая культура).

В ходе первого этапа третьей стадии происходит становление и развитие внутриличност-ных компонентов собственно психологической культуры специалиста, выступающего в качестве супервизора-наставника. В процессе психологической постподготовки ему необходимо освоить два ее уровня. Первый из них - это уровень насыщения внутриличностных компонентов собственно психологической культуры через расширение границ профессионального опыта в процессе коррекционной супервизии, осуществляемой супервизором-корректором. Обучаемый супервизор-наставник в силу своего профессионального предназначения - служения людям -подвержен риску проявления и закрепления синдрома психического выгорания. Своевременная профилактика и минимизация синдрома - основная задача коррекционной суперви-зии.

Освоив ресурсы и возможности в преодолении синдрома психического выгорания, специалист переходит на уровень развития внутри-личностных компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения коррекционной супервизии. Благодаря обучению коррекционной супервизии супервизор-наставник становится супервизором-корректором. В данной связи возникает необходимость в насыщении опытом и развитии межличностных компонентов собственно психологической культуры. Реализация этой необходимости осуществляется уже в ходе второго этапа процесса психологической постподготовки специалиста в качестве супервизора-корректора. На втором этапе мы выделяем два уровня: 1) уровень насыщения межличностных компонентов собственно психологической культуры эффективным профессиональным опытом в процессе консультативной супервизии; 2) уровень развития межличностных компонентов собственно психологической культуры супервизора-корректора в процессе его обучения консультативной суперви-зии.

В ходе освоения супервизором-корректором

первого уровня второго этапа третьей стадии гуманитаризации психологической подготовки он взаимодействует с супервизором-консуль-тантом, реализующим данный вид подготовки. В профессиональном взаимодействии обучаемого и обучающего строится особое пространство диалога, в котором каждый участник «возвращает» Другому его отраженную субъект-ность и получает возможность на новом витке взаимодействия выступить как субъект по отношению к собственной субъектности. И.В. Вачков [2] такое взаимодействие определяет как полисубъектное.

Применительно к содержанию психологической постподготовки на первом ее уровне второго этапа третьей стадии гуманитаризации в полисубъектном взаимодействии строятся взаимоотношения между супервизором-корректором и супервизором-консультантом по поводу профессиональной деятельности супервизо-ра-наставника, который, в свою очередь, супер-визирует молодого специалиста, непосредственно взаимодействующего с обучающимися образовательной среды.

Насыщение и расширение границ содержания межличностных компонентов собственно психологической культуры супервизора-корректора делает возможным его переход на следующий уровень, определяющий развитие данных компонентов в процессе освоения содержания консультативной супервизии. Пройдя курс подготовки, супервизор-корректор формирует готовность к совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры (четвертая стадия гуманитаризации психологической подготовки в системе непрерывного психологического образования).

На первом этапе четвертой стадии определяется необходимость совершенствования специалистом собственно психологической культуры на основе действия принципа целостности в процессе заключительной психологической постподготовки в качестве супервизора-кон-сультанта. Здесь важно освоение первого уровня данного этапа - уровня интеграции компонентов собственно психологической культуры в процессе экспертной супервизии, осуществляемой супервизором-экспертом. На данном уровне в процессе экспертной супервизии обучающий способствует развитию внутреннего диалога и полилога у обучаемого с целью определения возможностей образования у супервизируе-мого качественно нового состояния профессионального самосознания. Вхождение супервизо-ра-консультанта во внутренний диалог и последующий полилог обозначает его готовность к выбору направления совершенствования ком-

понентов собственно психологической культуры через объединение внутренних объектов в более общие категории, обладающие новой целостностью, требующие нового совершенствования. Данный процесс осуществляется на втором уровне первого этапа четвертой стадии гуманитаризации заключительной психологической постподготовки. На этом уровне происходит совершенствование компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения супервизора-консультанта экспертной супервизии.

Определение супервизором-консультантом специфики совершенствования компонентов собственно психологической культуры позволяет ему сориентироваться на необходимость психологического самообразования, что знаменует собой переход педагога на второй этап четвертой стадии гуманитаризации психологической подготовки в системе непрерывного образования. Этот этап содержательно разворачивается в процессе совершенствования составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки специалиста в качестве супервизора-эксперта. На данном этапе мы выделяем два уровня: 1) уровень интеграции составляющих общей психологической культуры у супервизо-ра-эксперта; 2) уровень совершенствования общей психологической культуры у специалиста в статусе супервизора-эксперта. Обучающим содержанием здесь выступает деятельность профессионального сообщества.

Суть гуманитаризации при этом выражается в осуществлении супервизором-экспертом самостоятельной психологической самоподготовки в процессе самообразования. Психологическое самообразование - это самостоятельно организуемая образовательная деятельность, удовлетворяющая потребность специалиста в бесконечном совершенствовании составляющих общей психологической культуры, которое определяет постоянное расширение границ психологической грамотности, психологической компетентности и собственно психологической культуры.

Супервизор-эксперт, как член профессионального сообщества, совершая творческий поиск способов улучшения качества образовательной среды в коллегиальном взаимодействии, обращается к собственному опыту, локализованному в пространстве одной из составляющих общей психологической культуры. Определяя недостающее содержание, планируя и реализуя его пополнение, специалист интегрирует компоненты составляющих таким образом, чтобы, с одной стороны, не разрушить их целост-

ность, а с другой - расширить границы составляющих уже в контексте самосовершенствования. Следовательно, интегрируя результативный и процессуальный аспекты составляющих общей психологической культуры, супервизор-эксперт использует их содержание в направлении организации исследовательской деятельности. У него определяются приоритеты в выборе определенных критериев, системы ориентиров в избранном методологическом подходе, концепции, теории.

В результате интеграции у супервизора-экс-перта складывается методологическое содержание составляющих общей психологической культуры, что позволяет ему перейти на второй уровень психологической самоподготовки. На данном уровне супервизор-эксперт убеждается в необходимости постоянного самосовершенствования общей психологической культуры как целостного единого образования. Для специа-листа-практика это означает знание, понимание, применение, совершенствование методов и средств педагогики и психологии в образовательном процессе. Для ученого - поиск, апробация, внедрение нового знания и опыта. Естественно, что такое возможно в процессе собственной исследовательской деятельности, основанной на методологических знаниях, рефлексии процесса и результатов такой деятельности.

Определив содержание стадийной модели, нам необходимо было провести экспериментальное диагностическое исследование состояния супервизорских возможностей специалистов школы и вуза. Данное исследование проводилось с педагогами, педагогами-психологами средних общеобразовательных учреждений и преподавателями психологии вузов. Объектом диагностики был определен процесс гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе послевузовского психологического образования. Предмет диагностики -определение уровней постподготовки внутри ее стадий и этапов. Соответственно, цель диагностического исследования - построение модели условий реализации технологических средств в процессе гуманитаризации психологической постподготовки специалистов школы и вуза [1].

Мы исходили из гипотезы, что:

1. Более опытный специалист не готов проводить с молодым специалистом в процессе практико-ориентированной психологической подготовки наставническую супервизию, что объясняется недостаточностью интеграции компонентов психологической компетентности у супервизора-наставника (третий этап второй стадии становления и развития компонентов психологической компетентности).

Таблица 1

Средние значения оценок супервизорских возможностей и способностей специалистов образовательных учреждений

Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза Средний

Педагоги 3,72 2,45 3,78 3,06 3,25

Педагоги-психологи 4,06 2,64 3,69 2,83 3,31

Преподаватели психологии 3,78 2,81 3,76 3,94 3,57

2. На первом этапе третьей стадии развития компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки предполагается, что в ходе коррекционной супервизии у супервизора-наставника могут иметь место затруднения в становлении и развитии внутриличностных компонентов собственно психологической культуры.

3. В прохождении супервизором-корректором второго этапа третьей стадии по насыщению опытом и развитию межличностных компонентов собственно психологической культу-

ры имеют место проблемы в освоении возможностей построения рефлексивных партнерских отношений в полисубъектной общности взаимодействия супервизора-корректора и суперви-зора-консультанта по поводу профессиональной деятельности супервизора-наставника.

4. На первом этапе четвертой стадии по совершенствованию компонентов собственно психологической культуры в процессе заключительной психологической постподготовки су-первизора-консультанта в процессе экспертной супервизии, наблюдаются сложности в интегра-

ции у супервизируемого компонентов собственно психологической культуры, затрудняющие вхождение во внутренний полилог и выбор направления совершенствования данных компонентов.

5. В ходе совершенствования составляющих и целостной психологической культуры в процессе самоподготовки супервизора-эксперта (второй этап четвертой стадии) имеют место затруднения в интеграции составляющих общей психологической культуры.

В диагностическом исследовании приняли участие: 1) педагоги средних общеобразовательных учреждений (111 чел.); 2) педагоги-психологи средних общеобразовательных учреждений (108 чел.); 3) преподаватели психологии вузов (47 чел.). Общее количество испытуемых - 266 человек. Диагностика проводилась с помощью метода анкетирования. Анкета содержательно представляет собой перечень вопросов (35), ответы на которые респонденты оценивают по девятибалльной шкале в позитивном, негативном или социально желаемом контексте.

Основные результаты исследования. Педагоги средних общеобразовательных учреждений достаточно высоко оценивают свои возможности и способности в реализации себя в качестве супервизора-наставника и супервизора-кон-сультанта. Ниже - в качестве супервизора-корректора и супервизора-эксперта. Следовательно, имеются выраженные затруднения в прохождении уровней этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-наставника в ходе коррекционной супервизии.

В целом педагоги-психологи наиболее высоко оценивают свои супервизорские возможности и способности по качеству наставничества и консультирования, ниже - по коррекции и экспертизе. Педагоги-психологи также испытывают затруднения в освоении этапа насыщения и

развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры, но уже на уровне обучения коррекционной супервизии. Это создает проблемы и на уровнях этапа насыщения и развития межличностных компонентов в процессе психологической постподготовки педагога-психолога в качестве супервизора-корректора.

Преподаватели психологии определяют приоритет в освоении наставнической, консультативной и экспертной супервизии. Наименьшее среднее значение зафиксировано по оценке состояния коррекционной супервизии. Следовательно, имеются затруднения в обучении преподавателей психологии как супервизоров-корректоров консультативной супервизии на уровне развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки. Соответственно, имеют место проблемы в прохождении следующей стадии по совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки и самообразования.

Анализ средних показателей позволил определить, что все респонденты достаточно высоко оценивают качество наставнического опыта, обучение которому происходит на этапе комплексного становления компонентов психологической компетентности в процессе практикоориентированной психологической подготовки молодого специалиста во взаимодействии с су-первизором-наставником на соответствующей стадии. Сложности всех испытуемых локализованы на этапах стадии развития компонентов собственно психологической культуры: у педагогов в процессе прохождения коррекционной супервизии; у педагогов-психологов в процессе обучения коррекционной супервизии; у преподавателей психологии в процессе прохождения и обучения консультативной супервизии. Соответственно, прохождение и обучение педагогов и педагогов-психологов экспертной супервизии на этапе следующей стадии (совершенствова-

Таблица 2 Результаты расчетов по критерию Крускалла-Уоллиса

Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза

Значение критерия 12,30 9,24 16,11 71,15

Число степеней свободы 2 2 2 2

Уровень значимости 0,002 0,010 0,000 0,000

Таблица 3

Матрица интеркорреляций показателей супервизии у всех респондентов (коэффициент корреляции Пирсона)

Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза

Наставничество Коэффициент корреляции 1 0,57** ПУЛ ** 0,64 0,42**

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Коррекция Коэффициент корреляции 0,56** 1 0,57** 0,70**

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Консультирование Коэффициент корреляции 0,64** 0,56** 1 0,56**

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Экспертиза Коэффициент корреляции 0,42** 0,70** 0,56** 1

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

“Корреляция является значимой на уровне 0,01

Таблица 4

Модель условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога

Образовательная среда (ОС) Субъекты ОС -участники эксперимента Принципы гуманита- ризации Направления гуманитаризации Условия реализации процесса гуманитаризации

Средние обще- образова- тельные учрежде- ния Специалисты (педагоги, педагоги-психологи, методисты) Систем- ность Становление и развитие компонентов собственно психологической культуры в ходе собственно психологической постподготовки В групповой развивающей работе определение специалистами собственных возможностей и способностей к осуществлению коррекционной и консультативной супервизии в ракурсе профилактики и минимизации синдрома психического выгорания

Целост- ность Совершенствование компонентов собственно психологической культуры в ходе заключительной постподготовки Реализация системы просветительских и консультативных мероприятий по определению путей и возможностей создания супервизорского совета, осуществляющего экспертную деятельность во взаимодействии с супервизорами

Высшие образова- тельные учрежде- ния Преподаватели психологии; консультанты соци-ально-психо-логической службы вуза; методические группы кафедр Целост- ность Совершенствование составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки Индивидуальное консультирование по определению преподавателем психологии возможностей интеграции компонентов собственно психологической культуры и составляющих общей психологической культуры в направлении их постоянного совершенствования

ние компонентов собственно психологической культуры) также проблематично, а для преподавателей психологии - освоение уровней заключительного этапа по совершенствованию составляющих и целостной психологической культуры (см. табл. 1).

Представленные ниже данные свидетельствуют о статистически достоверных различиях средних показателей оценок специалистами собственных супервизорских возможностей и способностей (р>0,0001), подтверждаемых расчетами по критерию Крускалла-Уоллиса (см. рис. 1, табл. 2). Матрицы интеркорреляций подтверждают наличие положительной корреляционной связи, определяющей тенденцию взаимообусловленности изменений показателей су-первизии у специалистов: если значения одной из четырех переменных возрастают, то значения других имеют также тенденцию к возрастанию. Другими словами, если специалист успешно осваивает коррекционную супервизию, то и

другие виды супервизии имеют тенденцию к повышению эффективности (см. табл. 3) [3].

Таким образом, не подтвердилось предположение о том, что специалисты не готовы использовать собственные возможности и способности в реализации себя в качестве супервизо-ра-наставника (1). Следовательно, комплексное состояние компонентов психологической компетентности позволяет специалистам осуществлять наставническую супервизию. Полностью нашло свое подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2, 3) и частичное - в консультативной и экспертной су-первизии (4, 5).

Анализ результатов диагностического исследования дал нам основание для разработки экспериментальной модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе его непрерывного психологического образования (см. табл. 4).

Литература

1. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 319 с.

2. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. - №3. - 2007. - С.16-29.

3. НаследовА. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.

4. Семикин В. В. Психологическая культура: сущность и проявления // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003г.): Материалы Всероссийской конференции. - М., 2003. - С.45-48.

5. Уильямс Э. Вы - супервизор...: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / пер. с англ. - М.: Класс, 2001. - 276 с.

6. Ховкинс П., Шокет Р. Супервизия: Индивидуальный, групповой и организационный подходы / пер. с англ. - СПб.: Речь, 2002. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.