Научная статья на тему 'Гуманитаризация образования как стратегический фактор модернизации современного российского общества'

Гуманитаризация образования как стратегический фактор модернизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4352
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / КРИЗИС / BECOMING HUMANITARIAN / EDUCATION / SPIRITUALITY / PERSON / STRATEGY / CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна

В статье автор рассматривает образование как социальный институт, обосновывает необходимость гуманитаризации образования и знания в целом в связи с современной ситуацией культурной аномии и дегуманизации личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author considers education as a social institution; and substantiates necessity of humanization of education and knowledge in general in view of cultural anomie and dehumanization of the individual.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация образования как стратегический фактор модернизации современного российского общества»

Надежда ИЛЬИНОВА

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье автор рассматривает образование как социальный институт, обосновывает необходимость гуманитаризации образования и знания в целом в связи с современной ситуацией культурной аномии и дегуманизации личности.

In this article the author considers education as a social institution; and substantiates necessity of humanization of education and knowledge in general in view of cultural anomie and dehumanization of individual.

Ключевые слова:

гуманитаризация, образование, духовность, личность, стратегия, кризис; becoming humanitarian, education, spirituality, person, strategy, crisis.

ИЛЬИНОВА Надежда Александровна — к.соц.н., доцент; и.о. заведующего кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета nady_i@bk.ru

Определение вектора развития российского общества на современном этапе представляется непростой задачей. С одной стороны, социально - политические и экономические преобразования выводят жизнеустройство россиян на качественно новый уровень, а с другой — системная модернизация российского общества выступает основой видоизменения системы образова -ния.

В образовательных процессах отражаются все особенности современного социального бытия. В самом общем виде образо вание можно рассматривать как процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и позна -вательных процессов. Образование — это не просто социальный институт, удовлетворяющий соответствующие потребности обще ства, это стратегический, как нам кажется, компонент социальной системы, который играет определяющую роль в социокультурном, правовом и экономическом развитии, выступает важнейшим фактором динамичного обновления и консолидации российского общества. «Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского общества, его сплоче -нии перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоя -щему и будущему своей страны»1.

Образование выступает условием успешной адаптации человека к социальной жизни и предоставляет шанс изменить ее в лучшую сторону. Отражая социальные проблемы всех сфер общественной жизни, образование воспроизводит специфику своих границ, свя -зей, функций, отношений, противоречий. Система образования в единстве всех ее ступеней (различные уровни общего образова -ния, уровни профессионального образования, дополнительного образования2) является институтом социализации и воспитания молодежи. По мнению главы российского государства, именно

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М. : Просвещение, 2009.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут глав ной силой России этого и последующего веков1.

По определению ЮНЕСКО, XXI в. дол -жен стать «веком образования», и россий -ская действительность свидетельствует о том, что в образовании реализуется про цесс замены механизмов социокультур ного наследования на принципиально новые. Это связано с изменением приори -тетов социального развития.

Современные глобализационные про -цессы, происходящие в мире, фундамен тальные трансформации в российском обществе, затрагивающие все сферы и стороны его жизни, сопровождаются мно жеством негативных явлений. Среди них особую опасность приобретают дегума низация личности и общественных отно -шений в целом, деформация культуры и утрата духовности. В обществе, с одной стороны, наблюдаются социальная апатия и пессимистические настроения, а с дру гой — нигилизм и экстремизм. Проблема дегуманизации личности и общества вытекает из пренебрежения принципами гуманизации системы образования и уси -ления в ней технократических тенденций, что связано с падением роли и престижа гуманитарных наук.

Содержательно современное образова -ние в корне отличается от дореформен ного, выполнявшего социальный заказ в предыдущих периодах российской исто рии. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, связано с переменой ментали тета общества и личности, изменением ценностных ориентаций. Сегодня воз -никает потребность в трансформации системы образования как гуманитарного феномена, потому что дисфункция той или иной социальной структуры приво дит к различным деформациям, частным выражением которых выступает дегума низация, представляющая собой такой процесс, когда ценность человека ока зывается ниже каких либо других цен ностей. Гуманизация образовательного процесса в центр образовательного поля помещает человека, его личностное раз витие, наполняет антропоориентирован

1 Выступление В.Путина на заседании клуба «Валдай» //www.rg.ru

ными ценностями процесс образования и воспитания.

Гуманитаризация является важным средством развития духовности личности, которая не только способна решать узко профессиональные задачи, но и умеет пра -вильно оценивать социальные последст -вия своей деятельности. Гуманитаризация образования — это борьба за сохранение человеческого в супердинамичной жизни общества нового типа, своеобразная пана цея от техногенной зависимости совре менного человека.

Гуманитарное знание направлено на формирование личности, развитие в ней философских, нравственных и культур -ных основ, воспитание самостоятельно сти в творчестве и образного мышления. Гуманитарное образование включает широкий круг компонентов, обеспечи -вающих во всем многообразии связей и взаимодействий проявлен^ индивида как носителя и создателя культурных цен ностей, национальных традиций, обще ственной идеологии.

Однако следует отметить, что, хотя и существует достаточно разнообразных концепций гуманитаризации знания, рос сийские образование и наука базируются на позициях технократизма. Можно отме -тить, что процесс гуманизации обществен ной жизни и общественных отношений, как и самой системы образования, реали зуется абстрактно и деформированно.

Поэтому все настойчивее заявляет о себе необходимость формирования такого типа гуманитарного мышления, который выступил бы в качестве основы новой формы социально культурных процессов. К его наиболее существенным признакам относится следующее.

1. Новое гуманистическое миросозерца -ние связано с его депрофессионализацией, оно не должно быть достоянием узкого круга профессионалов гуманитариев.

2. В центре нового миропонимания дол -жен находиться человек. Но это будет не простое повторение и воссоздание евро пейской традиции гуманизма. Это будет не некий идеал человека и гражданина, а тот реальный человек, который один и является подлинной мерой и сутью всех вещей.

3. Новое миропонимание будет гово -рить на языке диалога и сотрудничества, на языке понимания и поиска смысла, на языке признания равнозначности и рав

ноценности всех участников и идей диа лога1.

Признание приоритета гуманитарного миропонимания для общественного про гресса несет огромное конструктивное начало, является важнейшим ценностным ориентиром, который позволяет каждому человеку находить баланс устойчивости в бурном потоке социальных перемен. Гуманистическая ориентация отсеивает все враждебное человеку, разрушительное и поддерживает среди экономических, политических, социальных преобразова ний те, которые расширяют возможно сти человека, позволяют ему во имя блага всего общества максимально развернуть свои способности. В ней проявляется сво его рода здоровый исторический инстинкт самосохранения общества, сохранения сил созидания2.

В условиях формирования «новой» России гуманитарное образование, гума нитарные знания должны способство вать ликвидации последствий системного кризиса конца XX в., культурной аномии, своеобразной бреши в духовной жизни российского общества. Гуманитарное зна -ние социально ответственно, и именно оно должно быть важнейшим средством формирования и воспитания в человеке тех гражданских качеств, без которых нет личности. «Мы откровенно говорим об охранительной и созидательной функ ции гуманитарного образования, о том, чтобы оно не где нибудь и когда нибудь, а в каждом вузе каждодневно воспитывало гражданина. Сегодня это особенно важно, так как разложение общества провоци рует исторический нигилизм, попирает величие России, уничтожает достоинство человека»3.

1 Афанасьев Ю.Н. Моделирование гуманитарного знания современной России. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня : сборник статей. — СПб., 1984, вып. 2, с. 5.

2 Пуляев В.Т. Россия на рубеже веков: от прошлого к будущему // Социально-политический журнал, 1997, № 1.

3 Шадриков В.Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (О развитии гуманитарного образования) // Высшее

образование в России, 1992, № 3, с. 47.

Гуманитарные основы образования ведут к формированию духовно - ценностного мира молодежи, представлений о досто -инстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к другой индиви дуальности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодых людей к богат ствам мировой и отечественной культуры, способствуют установлению взаимопони мания и согласия между народами.

Гуманитаризация образования предот вращает технократическую зависимость и примитивную ограниченность человека, помогает ему избегать психологического напряжения, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повы шает творческий потенциал и жизнестой кость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные константы духовного мира личности путем приобще ния к вечным ценностям, шедеврам миро вого и российского искусства, творческим открытиям в различных сферах культуры.

Гуманитаризация — путь к целостности, единству знания, способ смягчения нега тивных последствий растущей специали -зации и дифференциации образования. По мнению В.В. Ильина, задача гуманита -рия — ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным чело веку (экзистенциальный аспект)4. Именно выдвижение в гуманитарном знании на передний план ценностно - смыслового и экзистенциального содержания и опреде -ляет его специфику.

Таким образом, гуманитаризация обра -зования — это поворот к такой его модели, которая в качестве приоритета рассматри -вает личность, исходит из того, что утрата личностного ориентира приводит к утрате целостности образовательного процесса и гармоничного сочетания всех его компо нентов, к усилению его специализации, к стиранию стратегической цели образова -ния.

4 См.: Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы. — 3-е изд. — М., 2012, с. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.