АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (22) 2012. с. 130-134.
УДК: 57 : 378
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -БИОЛОГОВ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В
КУЛЬТУРЕ
Ирина Юнусовна Азизова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена»
azizova [email protected]
Субъектность, гуманитаризация, междисциплинарность, рефлексия, интерпретация, личностный смысл, ценностно-смысловое отношение.
Статья посвящена проблеме развития субъектных свойств студентов-биологов, которым в ходе методической подготовки будут предоставлены условия для углубления представлений о взаимодействии разных компонентов духовной культуры человечества, для обоснованного выражения собственного ценностно-смыслового отношения к культуре и миру.
HUMANITARIZATION OF METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS-BIOLOGISTS AS THE BASIS OF SUBJECTIVE POSITIONS IN CULTURE
Jrina Junusovna Azizova
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
azizova [email protected]
Subjectivity, humanitarization, interdisciplinarity, reflection, interpretation, personal meaning, axiological and conceptual attitude.
The article is devoted to the problem of development of subjective properties of students of biology, who in the course of methodical training will be granted the conditions for deeper understanding the interaction of different aspects of the spiritual culture of mankind, for the sound expression of their own axiological and conceptual relationship to the culture and the world.
Для сохранения самообладания, дееспособности в постоянно меняющихся условиях жизни личность должна заново решать задачу самоинтерпретации, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Что я сегодня способна (могу) делать?», «Чего я хочу»? Эти три модальности С.Л. Рубинштейн использовал для теоретического определения личности. По мнению психолога А.Н. Славской, в настоящее время личность должна охватить их своим сознанием и самосознанием, ответив не на каждый вопрос в отдельности, а на все три в единстве. А именно: «Если я этого хочу, то могу ли я это сделать?» «Если я могу так поступить, то хочу ли я этого, а поступив так, останусь ли я при этом собой, сохранив свое «Я»?» [3, с. 73].
Субъектные свойства личности проявляются в активности, инициативе, автономности, саморегуляции, саморазвитии, рефлексии, что в целом характеризует способность к ответственному выбору собственного жизненного пространства и определению в нем своей позиции.
Здесь важно отметить, что личность как субъекта характеризует не только способность осуществлять самоопределение и саморазвитие, но и сознательно действовать, изменяя окружающую действительность.
Философская концепция субъекта разработана известными учеными С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой -Славской, А.Н. Славской и др.
Субъектная позиция личности в культуре предполагает, прежде всего, субъективацию ценностей духовной культуры человечества, то есть придание им личностного смысла, осознание и обоснование их значимости.
Актуальность развития субъектных качеств студентов -биологов в ходе методической подготовки на основе гуманитаризации данного процесса продиктовано противоречием между объективной потребностью в учителе биологии как субъекте культуры и слабой разработанностью теоретических и технологических основ его развития в процессе методической подготовки.
Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске условий методической подготовки, обеспечивающих становление субъектной позиции в гуманитарной культуре будущих учителей биологии.
Идеи гуманитаризации высшего педагогического образования разработаны видными учеными А.Г. Бордовским, Н.В. Бордовской, А.П. Валицкой, И. А. Козыревым, С.А. Писаревой, Н.Ф. Радионовой, Л.А. Регуш, А. П. Тряпицыной и др. По определению ученых, гуманитарная культура - это духовный компонент культуры, включающий совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций, достижений и качеств личности; совокупность универсальных способов познания; инструмент для ценностной оценки реальности; сфера творчества и свободы самореализации личности. Гуманитаризация указывает на процесс развития духовной культуры человека.
Гуманитаризировать образование - значит, сделать его личностно ориентированным, субъективно значимым для каждого человека, что означает развитие субъектно-интерпретационной доминанты на уровне субъекта, преобразующей в своем сознании объективную культурную информацию в личностно значимый смысл [1, с. 196].
Нам видится, что в создании условий для формирования субъектной позиции студентов -биологов в культуре эффективна методическая подготовка на основе учебных курсов, обладающих таким уровнем междисциплинарности, который позволяет затрагивать наследие естественных и гуманитарных наук в их синергетическом единстве и в целом - общекультурные проблемы современности.
К таким курсам относится курс по выбору студентов «Категория прекрасного в мире природы и в жизни человека» (магистратура, направление «Естественнонаучное образование», профиль «Биология»).
Итак, определение возможностей для субъективации студентами-биологами ценностей духовной культуры на основе гуманитаризации методической подготовки (на примере изучения курса «Категория прекрасного...») является целью нашего исследования.
В качестве показателей субъектной позиции мы рассматривали определение, обоснование и выражение собственного ценностно-смыслового отношения студентов к формам и продуктам духовной культуры человечества, вызывающим эстетическую реакцию.
При подборе материалов для лекций и самостоятельной работы мы исходили из необходимости нахождения проблематики курса в ценностно-смысловом поле студентов. В частности, проблемная задача заключалась в обнаружении тех общих оснований, которые вызывают в человеке чувство восхищения от восприятия радикально
различающихся по происхождению, внешнему виду, назначению и т.д. объектов (элементов живой и неживой природы, произведений искусства, научного и технического творчества).
Привлечению внимания, развитию познавательного интереса, учебной мотивации, облегчению понимания и образного восприятия материала (и в этом специфика описываемого курса) способствовали мультимедиа презентации, включающие изображение художественных произведений разных стилей и направлений, портреты и цитаты философов, ученых, художников, музыкантов и др., а также изображения природных объектов. В ходе лекций вниманию студентов предоставляются музыкальные произведения, относящиеся к разным художественным эпохам и течениям.
Комплект дидактических материалов (в электронном виде), включал лекционные материалы и так называемые «информационные блоки», содержащие тексты по проблемным вопросам курса и задания для самостоятельной работы (несколько вариантов на выбор студентов).
Назначение этих заданий - привлечь студентов к культуросообразной деятельности, то есть побудить к выходу в культурный контекст произведения, установлению различных связей, позволяющих более глубоко воспринять прочитанное, расширяющих представления о разнообразии связей искусства, философии и науки, искусств или наук между собой.
Это задания на анализ информации культурно -исторического характера, связанной с автором, персонажем, историческими фактами, упоминаемыми в произведении; на видение целостного произведения, его структуры; на осмысление авторской позиции; на интерпретацию текста с помощью «перевода» на языки других искусств, на формализованный язык наук; на активизацию ассоциативных связей, подбор научных фактов или произведений искусств по аналогии (общность темы или проблемы, близость сюжета, связи на уровне смысла, идейного содержания, ценностных аспектов и т.д.) и т.п.
Наиболее значимым заданием и средством итогового контроля студентов является эссе, в котором студенты должны критически оценить ту или иную концепцию, теорию, идею, а также высказать собственные гипотезы о проблеме соотношения целесообразности и красоты в природе и жизни человека; о феномене эстетического переживания; о роли эстетических ценностей в жизни общества; о воспитании чувства прекрасного; о красоте как силе, влияющей на развитие духовной культуры человека; о причинах возникновения чувства красоты в процессе эволюции человека, включая его культурно-историческое развитие.
Помимо взаимной интеграции концепций, теоретических положений, понятий и т.д. гуманитаризации позволит проявиться объединение и сочетание элементов технологий рефлексивного обучения; развития критического мышления; организации самостоятельной работы студентов; творческой деятельности (Теория решения изобретательских задач). Объединяющим началом здесь является гуманитарный характер данных инновационных образовательных технологий, причем свойство гуманитарности обретается за счет их общей основы, ядра, которым, по мнению А.Г. Бордовского, является понимание, то есть придание постигаемым событиям связующего смысла [2].
Этапы последовательного решения проблемной ситуации, и связанная с этим процессом коррекция личностных установок и деятельности отслеживались преподавателем во время контроля результатов работы студентов с текстами, в период индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, во время знакомства с излагаемыми мировоззренческими позициями в эссе, наконец, при изучении продуктов рефлексивной деятельности.
Рефлексия - есть анализ, оценка и интерпретация результатов деятельности, то есть средство выражения личностного отношения. Рефлексивная деятельность студентов как средство осознания всех этапов поисковой работы с текстом, самоотчета о степени глубины проникновения в проблему, степени мотивированности и интереса к
деятельности, имеет достаточно высокую диагностическую ценность. Поэтому в состав комплекта материалов по курсу были включены рефлексивные листы, содержащие следующие вопросы: «Чему Вы научились, выполняя задания, что нового Вы узнали?»; «Что Вы хотели бы узнать еще?»; Довольны ли Вы выполненной работой?»; «Какие трудности были при выполнении заданий? Что у Вас не получилось. Почему?»; «Помогал ли кто-нибудь при выполнении заданий? Кто? В чем состояла помощь?»; «Хотите ли выполнить одно из подобных заданий по другому произведению? Если да, то, какое именно? Почему?».
Нами использовалась балльная шкала измерения, отражающая все этапы работы студента:
- выполнение обязательного задания - 1 балл; дополнительного - 2 балла;
- осознание результата своих активных действий (какие получил знания, умения, какие встретил трудности) - 2 балла;
- самостоятельная работа - 2 балла;
- проявление желания продолжить работу по другому произведению («тексту») без обоснования - 1 балл; с обоснованием - 2 балла; выражение отсутствия желания - 1 балл.
Адаптивный уровень развития субъектных качеств (0-2 балла). Преобладание в группе низкого количества баллов свидетельствует о недостаточной мотивированности студентов, отсутствии интереса к деятельности (из-за отсутствия опыта подобной работы, пассивности, отсутствия интереса к произведениям гуманитарной культуры или наличия глубокого интереса к другой области познания или к другому виду деятельности, большой занятости и т.д.) - требует дальнейшего исследования.
Репродуктивно-исполнительский уровень (3-5 баллов). Преобладание 3-5-ти балльных отметок означает, что студенты проявляют заинтересованность и активность в дополнительной самостоятельной деятельности с произведениями, и преподавателю нужно сосредоточиться на обучении самоанализу, развивать у них стремление усовершенствовать свою работу, учить их видеть цель деятельности не только в материальном ее результате, но и в собственном росте.
Уровень субъектности (6-8 баллов). Приближение к максимальному количеству баллов - 8 - говорит об активной тенденции субъективации ценностей духовной культуры в профессионально-педагогической деятельности, верно выбранной методике работы. Нами были получены следующие данные (см. табл. 1).
Таблица 1.
Сводная таблица диагностики субъектной позиции студентов-биологов при изучении
курса «Категория прекрасного в мире природы и жизни человека»
Уровни развития субъектности в культуре Часть от общего числа студентов по годам обучения (в %)
2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.
Констати рующий этап Формиру ющий этап Констати рующий этап Формиру ющий этап Констати рующий этап Формиру ющий этап
Адаптивный 6,7 - 9,1 8,3 2,9 -
Репродуктивно- исполнительский 40 30,8 18,2 16,7 37,1 35,3
Субъектный 53,3 69,2 72,7 75 57,1 64,7
Из таблицы видно, что по всем годам как на констатирующем, так и на формирующем этапах изучения курса у студентов -биологов преобладает самый высокий уровень развития субъектности в культуре, на втором месте - репродуктивноисполнительский, на третьем - адаптивный, что говорит о достаточно высоком общем развитии студентов, широте кругозора, самостоятельности и инициативности.
Наибольший разрыв между первыми двумя и высшим показателями уровня субъектности обнаруживается на период 2010 -2011 уч. гг. (59,05% на начало и 62,5% - на конец года). По другим годам обучения показатели разрыва не столь радикальны (29,95%
- на начало и 53,8% - на конец 2009-2010 уч. гг.; 37,1% - на начало и 47,05% - на конец 2011-2012 уч.гг.). Так как методика экспериментального обучения по годам не менялась, высокие показатели разрыва на период 2010-2011 уч. гг. можно объяснить индивидуальными особенностями студентов.
В целом, по всем годам экспериментального обучения курсу наблюдается приращение показателя высшего уровня субъектности в культуре студентов -биологов (15,9% на период 2009-2010 уч. гг.; 2,3% на период 2010-2011 уч. гг.; 7,6% на период 2011-2012 уч. гг.) и снижение низшего уровня (6,7% на период 2009 -2010 уч. гг.; 0,8% на период 2010-2011 уч. гг.; 2,9% на период 2011-2012 уч. гг.).
Полученные результаты подтверждают целесообразность объединения в содержании методической подготовки студентов -биологов (на примере экспериментального курса) фактов, сведений философского, культурологического, искусствоведческого, психологического, биологического, экологического и т.д. характера, обладающих аксиологической направленностью, и использования инновационных технологических приемов для формирования субъектной позиции в культуре.
Литература
1. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 408 с.
2. Бордовский Г.А. Педагогическое образование на современном этапе // Вестник Герценовского университета, № 10, 2010 (84).
3. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации / А.Н. Славская. Изд. 2-е стереотип. - Дубна: Феникс+, 2005 - 240 с.